Екатеринбург |
|
03 августа 2021 г. |
Дело N А71-5841/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 27 июля 2021 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 03 августа 2021 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Черемных Л. Н.,
судей Сафроновой А.А., Сидоровой А.В.,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу акционерного общества "ЭнергосбыТ Плюс" (далее - общество "ЭнергосбыТ Плюс") на решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 02.12.2020 по делу N А71-5841/2020 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.02.2021 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании принял участие представитель общества "ЭнергосбыТ Плюс" - Шалыгина К.А. (доверенность от 31.01.2020 б/н).
Федеральное государственное бюджетное учреждение "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации (далее - Учреждение) обратилось в Арбитражный суд Удмуртской Республики с иском к обществу "Энергосбыт Плюс" об обязании ответчика заключить договор энергоснабжения в целях содержания общего имущества многоквартирных домов на условиях проекта договора N С3218.
В ходе судебного заседания от 26.11.2020 судом первой инстанции на основании статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации удовлетворено ходатайство истца об уточнении исковых требований, согласно которому, истец просит обязать ответчика заключить с ним договор энергоснабжения в целях содержания общего имущества многоквартирных домов (далее - МКД) с 01.06.2020, по 31.12.2020 по МКД: УР, п. Кизнер, ул. Сосновая, 3, ул. Сосновая 23, ул. Сосновая 1, стр. 600а, ул. Сосновая, 1, стр. 600б, ул. Сосновая, 12, инв. 296, на условиях проекта договора N С3218.
Решением Арбитражного суда Удмуртской Республики от 02.12.2020 исковые требования удовлетворены в полном объеме.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.02.2021 решение суда оставлено без изменения.
Не согласившись с решением и постановлением, общество "ЭнергосбыТ Плюс" обратилось в Арбитражный суд Уральского округа с кассационной жалобой, в которой просит указанные судебные акты отменить, дело - направить на новое рассмотрение.
Общество "ЭнергосбыТ Плюс" считает, что заключение "прямых" договоров с нанимателями жилых помещений, расположенных по адресам: УР, п. Кизнер, ул. Сосновая 1, стр. 600а, стр. 600б, ул. Сосновая, 12, инв. 296 не предусмотрено действующим законодательством.
Учреждение в отзыве на кассационную жалобу просит оставить обжалуемые судебные акты без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Проверив законность обжалуемых судебных актов в порядке, предусмотренном нормами статей 274, 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд кассационной инстанции установил, что оснований для их отмены не имеется.
Из материалов дела следует и установлено судами, что в соответствии с подпунктом 71 пункта 7 Положения о Министерстве обороны Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 16.08.2004 N 1082 Минобороны России осуществляет в пределах своей компетенции правомочия собственника имущества Вооруженных сил, имущества, которое составляет государственную казну Российской Федерации, и управление которым осуществляет Минобороны России.
Учреждение не является коммерческой организацией и создано в соответствии с Приказом Министра обороны Российской Федерации от 2 марта 2017 года N 155 для выполнения работ, оказания услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий Министерства обороны в сфере жилищно-коммунального хозяйства.
На территории Удмуртской Республики, Кировской области, Пермского края функции Учреждения осуществляет ответчик.
Основанием передачи многоквартирных домов в управление ЖКС N 15 в п. Кизнер УР послужили: протокол N 1 собрания собственников многоквартирных жилых домов со 100% долей собственности Министерства Обороны, расположенных в Центральном военном округе от 24.08.2017, протокол внеочередного общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме N 23, расположенном по адресу: УР, п. Кизнер, ул. Сосновая, протокол внеочередного общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме N 3, расположенном по адресу: Удмуртская Республика, п. Кизнер, ул. Сосновая.
Между Учреждением и Министерством обороны России заключен договор управления жилищным фондом, закрепленным за вооруженными силами Российской Федерации N 3-УЖФ-1 от 13.09.2017.
01.07.2019 единоличным решением собственника всех жилых помещений в домах со 100% долей собственности Минобороны России по жилым помещениям многоквартирных домов, указанных в перечне объектов жилищного фонда в приложении N 1 к настоящему решению принято решение о заключении с 01.12.2019 года прямых договоров на предоставление коммунальных услуг с ресурсоснабжающими организациями.
В домах расположенных по адресу: УР, п. Кизнер, ул. Сосновая, д. 3; УР, п. Кизнер, ул. Сосновая, д. 23, находящихся в управлении Истца, общим собранием собственников помещений 15.10.2019 г. приняты решения о переходе с 01.01.2020 г. на прямые расчеты за предоставленные коммунальные услуги (холодное водоснабжение, горячее водоснабжение, водоотведение, отопление, электроснабжение) ресурсоснабжающими организациями собственникам и нанимателям помещений в МКД и заключении с ними прямых договоров поставки коммунальных услуг (протоколы от 18.10.2019).
В домах расположенных по адресу: УР, п. Кизнер, ул. Сосновая, д. 1 стр. N 600а, УР, п. Кизнер, ул. Сосновая, д. 1 стр. N 6006, УР, п. Кизнер, ул. Сосновая, д. 12, инв. N 296, УР, п. Кизнер, ул. Сосновая, д. 25, УР, п. Кизнер, ул. Сосновая, д. 26, УР, п. Кизнер, ул. Сосновая, д. 28, находящихся в управлении истца, единоличным решением собственника всех жилых помещений в домах со 100% долей собственности Министерства обороны Российской Федерации принято решение о переходе с 01.12.2019 г. на прямые договоры, содержащие положение о предоставлении коммунальных услуг, с ресурсоснабжающими организациями (в том числе по электроэнергии).
Истец направил ответчику единоличное решение собственника жилых помещений от 01.07.2019 с приложением N 1, протоколы внеочередного собрания собственников, письма по вопросу перехода на прямые договоры.
Ответчик направленные документы отклонил, по вопросу о возможности перехода на прямые договоры сообщил, что общежития, находящиеся в управлении Учреждения, относятся к специализированному жилому фонду и оказание услуг в помещениях осуществляется путем заключения договора найма.
05.12.2019 в адрес ответчика направлена заявка о направлении договора на содержание общего имущества на 2020 год. Ответчик 10.12.2019 направил истцу проект договора энергоснабжения N С3218.
04.02.2020 истцом совместно с ответчиком проведено совещание по вопросам перехода на прямые договоры по электроснабжению жилого фонда, расположенного в п. Кизнер УР, находящегося в управлении Учреждения.
Условия договора энергоснабжения N С3218 сторонами спора не были согласованы, о чем свидетельствует переписка участников спора. Ввиду несогласования условий проекта договора энергоснабжения N С3218 истец в адрес ответчика направил свой проект договора энергоснабжения на оказание коммунальной услуги по энергоснабжения в 2020 году.
Ответчик подписанный проект договора не возвратил, в связи с чем, истцом 14 февраля 2020 года в адрес ответчика направлена претензия о заключении договора на содержание общего имущества МКД.
Вышеуказанные обстоятельства послужили истцу основанием для обращения в суд с настоящим иском.
Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции исходил из того, что ответчик является ресурсоснабжающей организацией для многоквартирных домов, относительно которых заявлены требования, в связи с чем, заключение договора энергоснабжения для него является обязательным.
Суд апелляционной инстанции с выводами, изложенными в решении, согласился, признал их законными и обоснованными, оставив решение суда первой инстанции без изменения.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, проверив в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения норм материального и процессуального права, а также соответствие выводов, содержащихся в обжалуемых решении и постановлении, установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов исходя из следующего.
Довод заявителя кассационной жалобы о том, что заключение "прямых" договоров с нанимателями жилых помещений, расположенных по адресам: УР, п. Кизнер, ул. Сосновая 1, стр. 600а, стр. 600б, ул. Сосновая, 12, инв. 296 не предусмотрено действующим законодательством, подлежит отклонению на основании следующего.
В соответствии с пунктом 4 статьи 445 Гражданского кодекса Российской Федерации, если сторона, для которой в соответствии с настоящим Кодексом или иными законами заключение договора обязательно, уклоняется от его заключения, другая сторона вправе обратиться в суд с требованием о понуждении заключить договор.
Частью 2 статьи 44 Жилищного кодекса Российской Федерации определено, что к компетенции общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме относятся принятие решения о заключении собственниками помещений в многоквартирном доме, действующими от своего имени, в порядке, установленном настоящим Кодексом, соответственно договора холодного и горячего водоснабжения, водоотведения, электроснабжения, газоснабжения (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопления (теплоснабжения, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления) (далее также - договор, содержащий положения о предоставлении коммунальных услуг), договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с ресурсоснабжающей организацией, региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Пунктами 1, 3 части 1 статьи 157.2 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что при управлении многоквартирным домом управляющей организацией, товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом коммунальные услуги собственникам помещений в многоквартирном доме и нанимателям жилых помещений предоставляются ресурсоснабжающей организацией в соответствии с заключенными с каждым собственником помещения в многоквартирном доме, действующим от своего имени, договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг при принятии общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме решения, предусмотренного пунктом 4.4 части 2 статьи 44 данного Кодекса; если между собственниками помещений в многоквартирном доме и ресурсоснабжающей организацией заключен договор, содержащий положения о предоставлении коммунальных услуг на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме о сохранении порядка предоставления коммунальных услуг и расчетов за коммунальные услуги при изменении способа управления многоквартирным домом или о выборе управляющей организации.
Согласно пункту 4 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации наниматели жилых помещений по договору социального найма и договору найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда в многоквартирном доме, управление которым осуществляется управляющей организацией, вносят плату за содержание жилого помещения, а также плату за коммунальные услуги этой управляющей организации. При этом, если размер вносимой нанимателем жилого помещения платы меньше, чем размер платы, установленный договором управления, оставшаяся часть платы вносится наймодателем этого жилого помещения в согласованном с управляющей организацией порядке.
Подпунктом "а" пункта 11 Правил N 354 установлено, что условия предоставления коммунальных услуг нанимателю, ссудополучателю по договору безвозмездного пользования помещением, арендатору жилого помещения определяются в договоре найма, в том числе договоре социального найма, договоре найма специализированного жилого помещения, договоре найма жилого помещения, находящегося в частной собственности, для нанимателя жилого помещения по такому договору.
Проанализировав приведенные положения, суды верно указали, что законодательством предусмотрена возможность заключения договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг, только между собственником помещения и ресурсоснабжающей организацией.
Вместе с тем, в данном случае судами установлено, что в отношении спорных объектов приняты единоличное решение собственника от 01.07.2019, а также решения собственников (протоколы от 18.10.2019) о переходе на прямые договоры, содержащие положение о предоставлении коммунальных услуг непосредственно ресурсоснабжающими организациями.
В силу п. 4 Правил 124 управляющая организация, товарищество или кооператив, на которые в соответствии с договором управления многоквартирным домом, в том числе заключенным товариществом или кооперативом с управляющей организацией, либо уставом товарищества или кооператива возложена обязанность по содержанию общего имущества многоквартирного дома и (или) по предоставлению потребителям коммунальных услуг, обращаются в ресурсоснабжающую организацию для заключения договора ресурсоснабжения по приобретению соответствующего коммунального ресурса в целях предоставления коммунальной услуги и (или) потребляемого при содержании общего имущества многоквартирного дома.
Согласно п. 11 Правил N 124 в случае неполучения стороной, направившей заявку (оферту), в течение 30 дней со дня получения заявки (оферты) другой стороной ответа о согласии заключить договор ресурсоснабжения на предложенных условиях либо на иных условиях, соответствующих гражданскому и жилищному законодательству Российской Федерации, в том числе указанным Правилам и нормативным правовым актам в сфере ресурсоснабжения, или об отказе от заключения договора ресурсоснабжения по основаниям, предусмотренным названными Правилами, а также в случае получения отказа от заключения договора ресурсоснабжения по основаниям, не предусмотренным названными Правилами, сторона, направившая заявку (оферту), вправе обратиться в суд с требованием о понуждении другой стороны, для которой заключение такого договора является обязательным, к заключению договора ресурсоснабжения.
Таким образом, при наличии решения собственника помещений, расположенных в многоквартирных домах по адресам: УР, п. Кизнер, ул. Сосновая 1, стр. 600а, стр. 600б, ул. Сосновая, 12, инв. 296 о переходе на "прямые" договоры с ресурсоснабжающей организацией, требование управляющей компании о заключения договора ресурсоснабжения по приобретению соответствующего коммунального ресурса в целях предоставления коммунальной услуги при содержании общего имущества многоквартирного дома, соответствует действующему законодательству и является правомерным.
При вынесении обжалуемых судебных актов арбитражные суды первой и апелляционной инстанций всесторонне, полно и объективно исследовали все представленные сторонами по делу доказательства (статья 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации) и дали правовую оценку доводам заявителя, вновь приведенным в кассационной жалобе, иная оценка обстоятельств дела которого не свидетельствует о неправильном применении судами норм материального и процессуального права.
Нарушений норм материального и процессуального права, являющихся в соответствии со статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для отмены судебных актов судом кассационной инстанции не установлено.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 02.12.2020 по делу N А71-5841/2020 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.02.2021 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу акционерного общества "ЭнергосбыТ Плюс" в лице Удмуртского филиала - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Л.Н. Черемных |
Судьи |
А.А. Сафронова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно пункту 4 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации наниматели жилых помещений по договору социального найма и договору найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда в многоквартирном доме, управление которым осуществляется управляющей организацией, вносят плату за содержание жилого помещения, а также плату за коммунальные услуги этой управляющей организации. При этом, если размер вносимой нанимателем жилого помещения платы меньше, чем размер платы, установленный договором управления, оставшаяся часть платы вносится наймодателем этого жилого помещения в согласованном с управляющей организацией порядке.
Подпунктом "а" пункта 11 Правил N 354 установлено, что условия предоставления коммунальных услуг нанимателю, ссудополучателю по договору безвозмездного пользования помещением, арендатору жилого помещения определяются в договоре найма, в том числе договоре социального найма, договоре найма специализированного жилого помещения, договоре найма жилого помещения, находящегося в частной собственности, для нанимателя жилого помещения по такому договору."
Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 3 августа 2021 г. N Ф09-3946/21 по делу N А71-5841/2020