Екатеринбург |
|
04 августа 2021 г. |
Дело N А60-18113/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28 июля 2021 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 04 августа 2021 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Громовой Л.В.,
судей Гайдука А.А., Сафроновой А.А.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Управляющая жилищная компания "Урал-СТ" (далее - общество УЖК "Урал-СТ") на решение Арбитражного суда Свердловской области от 15.09.2020 по делу N А60-18113/2020 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.12.2020 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа.
Определениями Арбитражного суда Уральского округа от 27.05.2021, от 24.06.2021 рассмотрение кассационной жалобы общества УЖК "Урал-СТ" откладывалось с предложением сторонам принять меры к урегулированию спора миром.
В судебном заседании 22.07.2021 объявлен перерыв до 28.07.2021.
Определением от 28.07.2021 в связи с наличием оснований, предусмотренных статьей 18 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, произведена замена судьи Тимофеевой А.Д. на судью Сафронову А.А.
В судебном заседании 28.07.2021 приняли участие представители:
общества УЖК "Урал-СТ" - Ходынкина М.В. (доверенность от 08.06.2021);
Региональной энергетической комиссии Свердловской области (далее - РЭК Свердловской области) - Швецова А.Г. (доверенность от 30.12.2020 N 13-10/5479), Конькова Е.С. (доверенность от 30.12.2020 N 13-10/5496);
муниципального унитарного предприятия Березовское водоканализационное хозяйство "Водоканал" (далее - предприятие БВКХ "Водоканал") - Усков Е.Г. (доверенность от 12.01.2021 N 2).
Предприятие БВКХ "Водоканал" обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с исковым заявлением к обществу УЖК "Урал-СТ" о взыскании 1 529 166 руб. 01 коп. задолженности за оказанные услуги по принятию сточных вод по договору от 01.10.2018 N 6 УК-18 за период с 01.09.2019 по 31.01.2020.
На основании статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Администрация города Екатеринбурга, РЭК Свердловской области, Екатеринбургское муниципальное унитарное предприятие Водопроводно-Канализационного Хозяйства (далее-предприятие "Водоканал").
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 15.09.2020 исковые требования удовлетворены.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.12.2020 решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе общество УЖК "Урал-СТ", ссылаясь на несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела и неправильное применение судами норм материального права, просит указанные судебные акты отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований в полном объеме.
По мнению кассатора, признавая правомерным применение истцом в расчетах с обществом УЖК "Урал-СТ" тарифа, утвержденного постановлением РЭК Свердловской области от 11.12.2018 N 182-ПК, судами не учтено, что предприятие БВКХ "Водоканал" приобрело статус гарантирующей организации в сфере водоотведения для микрорайона Калиновский г. Екатеринбурга только с момента вступления в силу постановления администрации г. Екатеринбурга от 25.11.2019 N 2767, а именно с 07.12.2019, соответственно, до указанной даты исполнителем коммунальной услуги по отведению сточных вод являлась организация, к чьим сетям присоединены многоквартирные дома - предприятие "Водоканал" г. Екатеринбурга.
Податель жалобы указывает, что в соответствии с ответом РЭК Свердловской области от 21.02.2020 N 03-03-648 у предприятия БВКХ "Водоканал" в период с 01.09.2019 по 31.01.2020 отсутствовал утвержденный в соответствующем порядке тариф на отведение сточных вод для микрорайона Калиновский, в связи с чем, по мнению общества УЖК "Урал-СТ", плата за водоотведение с потребителей муниципального образования "город Екатеринбург" в спорный период не должна взиматься в пользу истца. Вывод судов о том, что истец вправе применять тариф, установленный для потребителей, расположенных в ином муниципальном образовании, ответчик считает противоречащим пункту 7 статьи 14 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее - Закон о водоснабжении и водоотведении). Заявитель полагает, что обжалуемыми судебными актами на население возлагается необоснованное бремя оплаты коммунальной услуги по завышенному более чем в 4 раза тарифу.
РЭК Свердловской области кассационную жалобу общества УЖК "Урал-СТ" поддержала, указав, что содержащиеся в обжалуемых судебных актах выводы не соответствуют имеющимся в деле доказательствам, судами неправильно применены нормы материального и процессуального права.
Третье лицо поясняет, что в период с 30.09.2019 по 06.12.2019 гарантирующая организация для централизованной системы водоотведения микрорайона Калиновский Кировского района г. Екатеринбурга не была определена, вследствие чего судам при определении лица, фактически оказывающего населению коммунальную услугу по водоотведению, следовало применять пункт 6 Правил холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.07.2013 N 644 (далее - Правила N 644), согласно которому до определения органами местного самоуправления гарантирующей организации абоненты заключают договоры водоотведения с организацией водопроводно-канализационного хозяйства, к канализационным сетям которой подключены объекты абонента. В письме от 14.10.2019 N 13-18/5409 РЭК Свердловской области разъяснил ответчику, что предприятие "Водоканал" (г. Екатеринбург) обязано применять тарифы на водоотведение, утвержденные постановлением РЭК Свердловской области от 27.12.2018 N 331-ПК.
Между тем в нарушение постановления РЭК Свердловской области от 11.12.2018 N 282-ПК "Об установлении организациям водопроводно-канализационного хозяйства Свердловской области долгосрочных тарифов в сфере холодного водоснабжения и (или) водоотведения с использованием метода индексации на основе долгосрочных параметров регулирования на 2019 - 2023 годы", в котором тарифы регулируемым организациям установлены с разбивкой по муниципальным образованиям, суды посчитали правомерным применение для потребителей в г. Екатеринбурге тарифа на водоотведение, установленного предприятию БВКХ "Водоканал" для другого муниципального образования - г. Березовский, что, по мнению третьего лица, является нарушением установленного порядка ценообразования. Предприятие БВКХ "Водоканал" до 01.01.2021 не имело установленных и подлежащих применению тарифов для потребителей услуги водоотведения в г. Екатеринбурге. Соответствующие изменения в постановление РЭК Свердловской области от 11.12.2018 N 282-ПК внесены постановлением от 09.12.2020 N 226-ПК и вступили в силу 01.01.2021.
Проверив законность обжалуемых судебных актов в порядке, предусмотренном нормами статей 274, 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд кассационной инстанции приходит к следующим выводам.
Как следует из материалов дела и установлено судами при рассмотрении спора, постановлением администрации г. Екатеринбурга от 27.06.2013 N 2254 "Об определении для централизованных систем холодного водоснабжения и (или) водоотведения на территории муниципального образования "город Екатеринбург" гарантирующих организаций" предприятие "Водоканал" определено гарантирующей организацией для централизованной системы водоотведения в границах муниципального образования "город Екатеринбург".
Постановлением администрации г. Екатеринбурга от 29.08.2018 N 2118 внесены изменения в постановление от 27.06.2013 N 2254, определена зона ответственности гарантирующей организации в сфере водоотведения предприятия "Водоканал" как часть территории муниципального образования "город Екатеринбург" в границах балансовой принадлежности канализационных сетей организаций и владельцев технологически присоединенных канализационных сетей (за исключением сетей, относящихся к зоне деятельности другой гарантирующей организации, в том числе сетей, расположенных на территории микрорайона Калиновского Кировского района г. Екатеринбурга).
Постановлением администрации Березовского городского округа от 09.11.2018 N 960 "О внесении изменений в постановление администрации Березовского городского округа от 19.07.2018 N 613 "Об определении гарантирующих организаций для централизованных систем холодного водоснабжения и (или) водоотведения на территории Березовского городского округа", в границах централизованной системы водоотведения, находящейся на территории микрорайона Калиновского Кировского района муниципального образования "город Екатеринбург", гарантирующей организацией определено предприятие БВКХ "Водоканал".
Общество УЖК "Урал-СТ" осуществляет деятельность по управлению многоквартирными домами в микрорайоне Калиновском г. Екатеринбурга, в том числе оказывает коммунальные услуги и выставляет плату на основе утвержденных РЭК Свердловской области тарифов.
Между предприятием БВКХ "Водоканал" (ресурсоснабжающая организация) и обществом УЖК "Урал-СТ" (исполнитель) заключен договор водоотведения от 01.10.2018 N 6 УК-18, в соответствии с условиями которого ресурсоснабжающая организация (истец) обязуется осуществлять водоотведение по присоединенной канализационной сети для оказания исполнителем коммунальных услуг по водоотведению, а также содержанию общего имущества в многоквартирных домах, перечисленных в Приложении N 1 к договору в объеме, установленном в соответствии с договором, а исполнитель обязуется вести учет потребленных коммунальных ресурсов, оплачивать ресурсоснабжающей организации услугу по водоотведению, соблюдать предусмотренный договором режим водоотведения, обеспечивать надлежащую эксплуатацию находящихся в его ведении водопроводных и канализационных сетей и исправность приборов учета.
Согласно пункту 9.2 договора оплата по договору осуществляется по тарифам на водоотведение, устанавливаемым в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Во исполнение условий договора предприятие БВКХ "Водоканал" в период с 01.09.2019 по 31.01.2020 оказывало в отношении многоквартирных домов, находящихся в управлении общества УЖК "Урал-СТ", услуги по приему сточных вод, на оплату которых выставлены счета-фактуры на общую сумму 1 705 033 руб. 42 коп.
Общество УЖК "Урал-СТ" произвело оплату оказанных услуг частично в сумме 175 867 руб. 41 коп.
Ненадлежащее исполнение обществом УЖК "Урал-СТ" обязательств по оплате услуг по водоотведению, предъявленных к оплате в спорный период, наличие задолженности в размере 1529 166 руб. 01 коп., послужило основанием для обращения истца в арбитражный суд с рассматриваемым иском.
Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции исходил из доказанности факта оказания предприятием БВКХ "Водоканал" услуг водоотведения в спорный период, их объема и стоимости, ненадлежащего исполнения обществом УЖК "Урал-СТ" предусмотренной законом и договором обязанности по их оплате.
Отклоняя доводы ответчика об отсутствии у предприятия БВКХ "Водоканал" статуса гарантирующей организации в отношении сетей, расположенных на территории микрорайона Калиновского Кировского района г. Екатеринбурга, суд первой инстанции, с учетом постановлений администрации города Екатеринбурга от 25.11.2019 N 2767, администрации Березовского городского округа от 09.11.2018 N 960, пришел к выводу, что именно истец в спорный период являлся лицом, ответственным за предоставление всем абонентам на территории микрорайона Калиновский Кировского района г. Екатеринбурга услуг водоснабжения и водоотведения, и, следовательно, обязан заключать договоры на водоснабжение и водоотведение с обратившимися к нему потребителями.
Установив, что объекты централизованной системы водоотведения, эксплуатируемой предприятием БВКХ "Водоканал", расположены как на территории Березовского городского округа, так и на территории г. Екатеринбурга, суд первой инстанции признал правомерным применение истцом в расчетах с обществом УЖК "Урал-СТ" тарифа, утвержденного постановлением РЭК Свердловской области от 11.12.2018 N 282-ПК для предприятия БВКХ "Водоканал".
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции, признал их законными и обоснованными, указав, что сточные воды от многоквартирных домов, расположенных на территории микрорайона Калиновский Кировского района г. Екатеринбурга, в конечном итоге поступают в городские канализационные сети, принадлежащие предприятию БВКХ "Водоканал", находящиеся на территории г. Березовского, суд апелляционной инстанции также посчитал обоснованным применение тарифа на водоотведение, установленного для истца.
Между тем судами не учтено следующее.
Статьей 3 Закона о водоснабжении и водоотведении предусмотрены общие принципы организации отношений в сфере водоснабжения и водоотведения, в числе которых соблюдение баланса экономических интересов организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, и их абонентов; установление тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, исходя из экономически обоснованных расходов организаций, осуществляющих указанные виды деятельности (подпункты 4, 5 части 2 статьи 3 Закона).
Соблюдение названных общих принципов организации отношений в сфере водоснабжения и водоотведения (где свободное ценообразование по тем или иным причинам невозможно) достигается, в частности, применением государственного регулирования цен на соответствующие товары и услуги.
В соответствии с пунктом 1 части 7, пунктом 1 части 8 статьи 31 Закона о водоснабжении и водоотведении водоотведение относится к регулируемым видам деятельности, а тариф на водоотведение - к регулируемым тарифам.
Предусмотренная статьей 31 Закона о водоснабжении и водоотведении дифференциация по регулируемым организациям и виду деятельности не является исчерпывающей и может дополняться нормативными актами, регулирующими тарифообразование в сфере водоснабжения и водоотведения, которые указаны в части 2 статьи 32 названного закона. Так, пунктом 11 Основ ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденных постановлением Правительства РФ от 13.05.2013 N 406 "О государственном регулировании тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения", пунктом 106 Методических указаний по расчету регулируемых тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденных Приказом ФСТ России от 27.12.2013 N 1746-э, допускается дифференциация тарифов в сфере водоотведения, по различным параметрам, в том числе по технологически не связанным между собой централизованным системам водоотведения.
В рассматриваемом случае в заявленный в иске период с 30.09.2019 по 31.01.2020 для предприятия "Водоканал" (г. Екатеринбург) действовали тарифы на услуги водоотведения, оказываемые потребителям муниципального образования "город Екатеринбург", утвержденные постановлением РЭК Свердловской области от 27.12.2018 N 331-ПК (для категории "население" с учетом НДС с 01.07.2019 по 31.12.2019, с 01.01.2020 по 30.06.2020 - 23 руб. 05 коп.).
Также в заявленный в иске период для предприятия БВКХ "Водоканал" (г.Березовский) действовали тарифы на услуги водоотведения, оказываемые потребителям муниципального образования Березовский городской округ, утвержденные постановлением РЭК Свердловской области от 11.12.2018 N 282-ПК (для категории "население" с учетом НДС с 01.07.2019 по 30.06.2020 48 руб. 23 коп.).
Изменения в постановление РЭК Свердловской области от 11.12.2018 N 282-ПК в части дополнения территории оказываемой предприятием БВКХ "Водоканал" услуги (не только Березовский городской округ, но и муниципальное образование "город Екатеринбург") внесены постановлением от 09.12.2020 N 226-ПК и вступили в силу 01.01.2021.
При этом презюмируется (пока не доказано иное), что при установлении указанных тарифов соблюдены предусмотренные частью 2 статьи 3 Закона о водоснабжении и водоотведении принципы государственной политики в сфере водоснабжения и водоотведения.
Замена в регулируемом периоде ресурсоснабжающей организации, тариф которой установлен для потребителей муниципального образования "город Екатеринбург", на ресурсоснабжающую организацию, тариф которой установлен для оказания услуг на территории Березовского городского округа и отличается от тарифа предшественника, не влечет автоматического применения тарифа заменившего лица, поскольку это может повлечь нарушение приведенных принципов доступности ресурса для потребителей и экономической обоснованности расходов, то есть привести к нарушению декларированного Законом о водоснабжении и водоотведении баланса экономических интересов ресурсоснабжающих организаций и интересов потребителей.
Обязанность подтвердить правомерность использования иного тарифа в таких случаях возлагается на новую ресурсоснабжающую организацию с соблюдением порядка, предусмотренного для установления тарифов (определение Верховного Суда Российской Федерации от 11.05.2018 N 303-ЭС17-18242). В противном случае в расчетах с потребителями должен использоваться тариф прежней организации в пределах периода его действия.
В Российской Федерации как правовом государстве (часть 1 статьи 1, статьи 2, 17 и 18 Конституции Российской Федерации) в качестве одного из основных принципов, создающих надлежащий уровень прав и свобод человека и гражданина, признается общеправовой принцип правовой определенности, включающий в себя требования разумности правового регулирования и стабильности правопорядка, устойчивости сложившейся системы правоотношений (постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 24.05.2001 N 8-П, от 19.06.2002 N 11-П, от 27.05.2003 N 9-П, от 05.02.2007 N 2-П, от 16.05.2007 N 6-П, от 10.10.2013 N 20-П и др.).
В решениях Конституционного Суда Российской Федерации неоднократно указывалось, что правовая определенность обеспечивается действием запрета придания обратной силы законам, ухудшающим положение граждан и юридических лиц (постановления от 24.10.1996 N 17-П, от 30.01.2001 N 2-П, от 28.02.2006 N 2-П и др.), применением ранее установленных условий реализации прав и свобод на основе принципа поддержания доверия граждан к закону и действиям государства (постановления от 24.05.2001 N 8-П, от 29.01.2004 N 2-П, от 20.04.2010 N 9-П, от 20.07.2011 N 20-П, от 27.03.2012 N 8-П и др.).
Признавая правомерным осуществление предприятием БВКХ "Водоканал" (г.Березовский) регулируемого вида деятельности и применение им в расчетах с обществом УЖК "Урал-СТ" (в отношении многоквартирных жилых домов, расположенных на территории муниципального образования "город Екатеринбург") тарифа на водоотведение, установленного регулирующим органом для оказания услуг на территории иного муниципального образования - Березовского городского округа, со ссылкой на изменение гарантирующей организации и то обстоятельство, что сточные воды от многоквартирных домов, расположенных на территории микрорайона Калиновский Кировского района г. Екатеринбурга, в конечном итоге поступают в канализационные сети, принадлежащие предприятию БВКХ "Водоканал", находящиеся на территории г. Березовского, суды не учли положения приведенных норм и закрепленный законодателем порядок государственного регулирования и ценообразования в сфере водоотведения.
Допущенные судами нарушения привели к необоснованному удовлетворению требований предприятия БВКХ "Водоканал" в полном объеме, что является основанием для изменения принятых по делу решения и постановления на основании части 2 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по результатам рассмотрения кассационной жалобы арбитражный суд кассационной инстанции вправе отменить или изменить решение суда первой инстанции и (или) постановление суда апелляционной инстанции полностью или в части и, не передавая дело на новое рассмотрение, принять новый судебный акт, если фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены арбитражным судом первой и апелляционной инстанций на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, но этим судом неправильно применена норма права.
Принимая во внимание верно установленные судами фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, наличие в заявленный в иске период с 30.09.2019 по 31.01.2020 установленных тарифов на услуги водоотведения, оказываемые потребителям муниципального образования "город Екатеринбург", учитывая вышеприведенные положения действующего законодательства, разумные ожидания потребителей указанных услуг в домах, расположенных на территории микрорайона Калиновский Кировского района г. Екатеринбурга в периоде тарифного регулирования 2019-2020 годы, суд кассационной инстанции полагает, что для расчетов между истцом и ответчиком при рассмотрении требований по настоящему делу следует использовать тариф - 23 руб. 05 коп. для категории "население" с учетом НДС, утвержденный постановлением РЭК Свердловской области от 27.12.2018 N 331-ПК. Соответственно правомерно заявленной и подлежащей удовлетворению судом с учетом произведенной ответчиком частичной оплаты в размере 175 867 руб.41 коп. является сумма долга 636352 руб. 48 коп.
С учетом определенного судом размера долга подлежат изменению и распределяемые в порядке статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы по уплате государственной пошлины.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Управляющая жилищная компания "Урал-СТ" - удовлетворить.
решение Арбитражного суда Свердловской области от 15.09.2020 по делу N А60-18113/2020 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.12.2020 по тому же делу изменить, резолютивную часть решения изложить в следующей редакции.
"Исковые требования удовлетворить частично.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью "Управляющая жилищная компания Урал-СТ" в пользу муниципального унитарного предприятия Березовское водоканализационное хозяйство "ВОДОКАНАЛ" 636 352 руб. 48 коп. основного долга, 11 774 руб. в возмещение расходов по уплате государственной пошлины.
В остальной части в удовлетворении исковых требований отказать".
Взыскать с муниципального унитарного предприятия Березовское водоканализационное хозяйство "ВОДОКАНАЛ" в пользу общества с ограниченной ответственностью "Управляющая жилищная компания "Урал-СТ" 6000 руб. в возмещение расходов за рассмотрение апелляционной и кассационной жалоб.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Л.В. Громова |
Судьи |
А.А. Гайдук |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В Российской Федерации как правовом государстве (часть 1 статьи 1, статьи 2, 17 и 18 Конституции Российской Федерации) в качестве одного из основных принципов, создающих надлежащий уровень прав и свобод человека и гражданина, признается общеправовой принцип правовой определенности, включающий в себя требования разумности правового регулирования и стабильности правопорядка, устойчивости сложившейся системы правоотношений (постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 24.05.2001 N 8-П, от 19.06.2002 N 11-П, от 27.05.2003 N 9-П, от 05.02.2007 N 2-П, от 16.05.2007 N 6-П, от 10.10.2013 N 20-П и др.).
В решениях Конституционного Суда Российской Федерации неоднократно указывалось, что правовая определенность обеспечивается действием запрета придания обратной силы законам, ухудшающим положение граждан и юридических лиц (постановления от 24.10.1996 N 17-П, от 30.01.2001 N 2-П, от 28.02.2006 N 2-П и др.), применением ранее установленных условий реализации прав и свобод на основе принципа поддержания доверия граждан к закону и действиям государства (постановления от 24.05.2001 N 8-П, от 29.01.2004 N 2-П, от 20.04.2010 N 9-П, от 20.07.2011 N 20-П, от 27.03.2012 N 8-П и др.).
...
постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.12.2020 по тому же делу изменить, резолютивную часть решения изложить в следующей редакции."
Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 4 августа 2021 г. N Ф09-1656/21 по делу N А60-18113/2020