Екатеринбург |
|
09 августа 2021 г. |
Дело N А60-17155/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 05 августа 2021 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 09 августа 2021 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Сухановой Н. Н.,
судей Вдовина Ю. В., Жаворонкова Д. В.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Администрации городского округа Первоуральск (далее - администрация, заявитель) на решение Арбитражного суда Свердловской области от 21.08.2020 по делу N А60-17155/2020 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.11.2020 по тому же делу.
Представители лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа, в судебное заседание не явились.
Администрация обратилась в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением о признании недействительным решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области от 11.03.2020 по жалобе N 066/01/18.1-778/2020.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено общество с ограниченной ответственностью "Дельтастрой" (далее - общество, ООО "Дельтастрой").
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 21.08.2020 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.11.2020 решение суда оставлено без изменения.
Администрация просит названные судебные акты отменить, принять новое решение об удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на нарушение судами норм материального и процессуального права, указывает, что письмо общества от 11.11.2019 N 60 нельзя рассматривать как заявление о проведении аукциона, так как оно не соответствовало требованиям ни Административного регламента предоставления муниципальной услуги "Предоставление земельных участков в собственность, аренду из состава земель, государственная собственность на которые не разграничена, и земель, находящихся в собственности муниципального образования, по результатам торгов", утвержденного Постановлением Администрации городского округа Первоуральск от 01.12.2016 N 2569 (далее - Административный регламент) (по форме согласно Приложению N 3), ни Земельному кодексу Российской Федерации (далее - Земельный кодекс), полагает, что при рассмотрении обращения общества она не должна была руководствоваться положениями Административного регламента. Подробно доводы приведены в кассационной жалобе.
При рассмотрении дела судами установлено, что общество 11.11.2019 обратилось в администрацию с заявлением о проведении аукциона по продаже права на заключение договора аренды земельного участка с кадастровыми N 66:58:0113001:115, площадью 17 609 кв. м, расположенного по адресу: г. Первоуральск, в 180 м на восток от дома N 20 по ул. Емлина, с видом разрешенного использования в соответствии с Правилами землепользования и застройки территории городского округа Первоуральск, утвержденными решение Первоуральской городской Думы N 241 от 26.08.2010, согласно которым данный участок находится в зоне Ж-3 (зона среднеэтажных и многоэтажных многоквартирных жилых домов - территории, застроенные или планируемые к застройке многоквартирными жилыми домами).
Постановлением администрации от 18.12.2019 N 2177 обществу отказано в проведении аукциона по продаже права на заключение договора аренды указанного земельного участка на основании подпункта 8 пункта 8 статьи 39.11 Земельного кодекса, указанное постановление направлено сопроводительным письмом от 27.12.2019 N 12744 на электронный адрес общества 10.01.2020.
ООО "Дельтастрой" обратилось в антимонопольный орган с жалобой на действия администрации, совершенные при осуществлении процедуры, включенной в пункт 14 Исчерпывающего перечня процедур в сфере жилищного строительства, утвержденного постановлением 3 Правительства Российской Федерации от 30.04.2014 N 403 (далее - Перечень N 403), и выразившиеся в нарушении сроков принятия решения о проведении или об отказе в проведении аукциона на право заключения договора аренды на спорный земельный участок.
По итогам рассмотрения жалобы управлением вынесено решение от 11.03.2020 N 066/01/18.1-778/2020, которым жалоба признана обоснованной, администрация признана нарушившей абзац 4 пункта 2 статьи 16 Административного регламента, что выразилось в бездействии относительно уведомления общества о принятии заявления от 11.11.2019 N 60, пункта 2 статьи 46 Административного регламента - нарушение срока принятия решения об отказе в проведении аукциона по данному заявлению; пункта 3 статьи 46 Административного регламента - нарушение срока направления обществу отказа в проведении аукциона.
Не согласившись с указанным ненормативным актом управления, администрация обратилась в арбитражный суд.
При рассмотрении дела суды нижестоящих инстанций не установили совокупности оснований, предусмотренных частью 1 статьи 198, частью 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), необходимых для признания оспариваемого ненормативного правового акта недействительным и отказали заявителю в удовлетворении требований.
Изучив доводы подателя кассационной жалобы, проверив законность обжалуемых судебных актов, суд кассационной инстанции приходит к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 198 и статьей 201 АПК РФ ненормативный правовой акт может быть признан недействительным при наличии одновременно двух условий: если он не соответствует закону или иному правовому акту и нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, наличия у органа надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, возлагается на орган, который принял акт (часть 5 статьи 200 АПК РФ).
Отношения по территориальному планированию, градостроительному зонированию, планировке территории, архитектурно-строительному проектированию, отношения по строительству объектов капитального строительства, их реконструкции, капитальному ремонту, сносу, а также по эксплуатации зданий, сооружений регулируются законодательством о градостроительной деятельности (часть 1 статьи 4 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - Градостроительный кодекс).
В силу части 3 статьи 4 Градостроительного кодекса к градостроительным отношениям применяется земельное, лесное, водное законодательство, законодательство об особо охраняемых природных территориях, об охране окружающей среды, об охране объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, иное законодательство Российской Федерации, если данные отношения не урегулированы законодательством о градостроительной деятельности.
В соответствии с частью 2 статьи 6 Градостроительного кодекса Правительство Российской Федерации утверждает исчерпывающие перечни процедур в сферах строительства с учетом особенностей осуществления градостроительной деятельности на территориях субъектов Российской Федерации и территориях муниципальных образований, порядок внесения изменений в данные перечни, порядок ведения реестра описаний процедур, указанных в данных перечнях.
К процедурам, связанным с предоставлением прав на земельный участок и подготовкой документации по планировке территории в отношении земельных участков, относящихся к землям населенных пунктов и имеющих вид разрешенного использования, позволяющий осуществлять жилищное строительство согласно пункту 14 Перечня N 403, относится организация и проведение аукциона на право заключения договоров аренды земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для жилищного строительства (применяется в случаях, предусмотренных нормативными правовыми актами Российской Федерации).
Согласно пункту 4 статьи 39.11 Земельного кодекса проведение аукциона, а также образование земельного участка для его продажи или предоставления в аренду путем проведения аукциона может осуществляться по инициативе заинтересованных в предоставлении земельного участка гражданина или юридического лица. В этом случае образование земельного участка и подготовка аукциона может осуществляться, в том числе путем обращения заинтересованных в предоставлении земельного участка гражданина или юридического лица в уполномоченный орган с заявлением о проведении аукциона с указанием кадастрового номера такого земельного участка. В данном заявлении должна быть указана цель использования земельного участка (подпункт 6).
Положениями пункта 8 статьи 39.11 Земельного кодекса установлен исчерпывающий перечень оснований, по которым земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, не может быть предметом аукциона. В частности, земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, не может быть предметом аукциона, если предоставлен на праве постоянного (бессрочного) пользования.
При этом проверка уполномоченным органом наличия или отсутствия оснований, предусмотренных пунктом 8 данной статьи, и принятие им решения о проведении аукциона либо решения об отказе в проведении аукциона при наличии хотя бы одного из указанных оснований осуществляется в срок не более чем два месяца со дня поступления соответствующего заявления (подпункт 9).
В соответствии с пунктом 1 статьи 37 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования) наделяется уставом муниципального образования полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
В целях регулирования порядка предоставления земельных участков в собственность, аренду из состава земель, государственная собственность на которые не разграничена, и земель, находящихся в собственности муниципального образования, по результатам торгов администрацией утвержден Административный регламент.
В соответствии с пунктом 2 статьи 16 Административного регламента получение заявления и прилагаемых к нему документов подтверждается Управлением архитектуры и градостроительства путем направления заявителю специалистом, ответственным за регистрацию входящей корреспонденции, уведомления, содержащего входящий регистрационный номер заявления, дату получения уполномоченным органом указанного заявления и прилагаемых к нему документов, а также перечень наименований файлов, представленных в форме электронных документов, с указанием их объема. Уведомление о получении заявления направляется указанным заявителем в заявлении способом не позднее рабочего дня, следующего за днем поступления заявления в уполномоченный орган.
Согласно пункту 1 статьи 46 Административного регламента для начала административной процедуры по оценке возможности использования земельного участка для заявленных целей основанием является окончание проведения экспертизы документов, получение необходимой информации из органов (организаций), участвующих в предоставлении муниципальной услуги.
Решение о проведении аукциона либо решение об отказе в проведении аукциона принимается уполномоченным органом в срок не более чем 2 месяца со дня поступления заявления с указанием кадастрового номера земельного участка о проведении аукциона (абзац 2 пункта 1 статьи 7 Административного регламента).
При рассмотрении дела судами установлено, что 11.11.2019 общество обратилось в администрацию с заявлением о проведении аукциона по продаже права на заключение договора аренды земельного участка с кадастровым N 66:58:0113001:115.
В нарушение абзаца 4 пункта 2 статьи 16 Административного регламента уведомление о получении заявления не было направлено в адрес ООО "Дельтастрой" в срок до 13.11.2019.
Администрация по итогам рассмотрения заявления отказала обществу в проведении аукциона на основании подпункта 8 пункта 8 статьи 39.11 Земельного кодекса. Правомерность отказа органа местного самоуправления в проведении аукциона по указанному основанию антимонопольным органом не оспорена и судами не опровергнута.
С учетом изложенного, поскольку общество обратилось в администрацию с заявлением о проведении аукциона по продаже права на заключение договора аренды земельного участка 11.11.2019, а постановление об отказе в проведении такого аукциона вынесено администрацией 18.12.2019,то суд округа приходит в к выводу о том, что отказ органа местного самоуправления в проведении аукциона вынесен с соблюдением срока, установленного подпунктом 9 пункта 4 статьи 39.11 Земельного кодекса и абзацем 2 пункта 1 статьи 7 Административного регламента.
При таких обстоятельствах, срок направления обществу отказа в проведении аукциона, предусмотренный пунктом 3 статьи 46 Административного регламента, также не нарушен.
Таким образом окружной суд находит доводы кассационной жалобы по данным пунктам заслуживающими внимания.
В пункте 2 части 1 статьи 287 АПК РФ предусмотрено, что по результатам рассмотрения кассационной жалобы арбитражный суд кассационной инстанции вправе отменить решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции полностью и, не передавая дело на новое рассмотрение, принять новый судебный акт, если фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены арбитражным судом первой и апелляционной инстанций на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, но этими судами неправильно применена норма права.
Поскольку судами нижестоящих инстанций фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены в полном объеме, но допущено неправильное применение норм материального права, суд кассационной инстанции в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 287 АПК РФ считает возможным, не направляя дело на новое рассмотрение, отменить принятые по делу судебные акты и принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований в соответствующей части.
Руководствуясь статьями 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Свердловской области от 21.08.2020 по делу N А60-17155/2020 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.11.2020 по тому же делу в части отказа в признании недействительным решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области от 01.03.2020 N 066/01/18.1-778/2020 по эпизоду, связанному с установлением в действиях администрации городского округа Первоуральск нарушения пункта 2 и пункта 3 статьи 46 Административного регламента предоставления муниципальной услуги "Предоставление земельных участков в собственность, аренду из состава земель, государственная собственность на которые не разграничена, и земель, находящихся в собственности муниципального образования, по результатам торгов", утвержденного постановлением администрации городского округа Первоуральск от 01.12.2016 N 2569, отменить.
Требование администрации городского округа Первоуральск в указанной части удовлетворить.
Признать недействительным решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области от 01.03.2020 N 066/01/18.1-778/2020 по эпизоду, связанному с установлением в действиях администрации городского округа Первоуральск нарушения пункта 2 и пункта 3 статьи 46 Административного регламента предоставления муниципальной услуги "Предоставление земельных участков в собственность, аренду из состава земель, государственная собственность на которые не разграничена, и земель, находящихся в собственности муниципального образования, по результатам торгов", утвержденного постановлением администрации городского округа Первоуральск от 01.12.2016 N 2569.
В остальной части принятые по делу судебные акты оставить без изменения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Н.Н. Суханова |
Судьи |
Ю.В. Вдовин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.