г. Пермь |
|
20 ноября 2020 г. |
Дело N А60-17155/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 ноября 2020 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 20 ноября 2020 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Трефиловой Е.М.,
судей Борзенковой И.В., Голубцова В.Г.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Бондаренко Н.М.,
при неявке лиц, участвующих в деле,
(лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда),
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу
заявителя Администрации городского округа Первоуральск
на решение Арбитражного суда Свердловской области
от 21 августа 2020 года по делу N А60-17155/2020
по заявлению Администрации городского округа Первоуральск (ИНН 6625004730, ОГРН 1036601476922)
к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области (ИНН 6658065103, ОГРН 1036602648928)
третье лицо: общество с ограниченной ответственностью "Дельтастрой"
об оспаривании решения антимонопольного органа,
УСТАНОВИЛ:
Администрация городского округа Первоуральск обратилась в арбитражный суд с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области о признании недействительным решения от 11.03.2020 по жалобе N 066/01/18.1-778/2020.
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 21 августа 2020 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с судебным актом, администрация обратилась в суд апелляционной инстанции с жалобой, в которой просит решение суда отменить полностью и принять новый судебный акт о признании оспариваемого решения антимонопольного органа недействительным.
Согласно доводам апелляционной жалобы, администрация считает, что со стороны Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области допущено превышение полномочий по рассмотрению жалобы ООО "Дельтастрой" по вопросу, не относящемуся к его компетенции; письмо ООО "Дельтастрой" нельзя рассматривать как заявление о проведении аукциона, так как оно не соответствует требованиям ни Административного регламента (по форме согласно Приложению N 3), ни Земельному кодексу РФ; в нарушение пп. 6 п. 4 ст. 39.11 Земельного кодекса РФ в письме ООО "Дельтастрой" от 11.11.2019 N 60 не указана цель использования земельного участка; ссылки в письме ООО "Дельтастрой" на статьи 39.1, 39.3 Земельного кодекса РФ не относятся к проведению аукцион, ввиду чего при рассмотрении обращения ООО "Дельтастрой" Администрация городского округа Первоуральск не должна была руководствоваться положениями Административного регламента.
Антимонопольный орган по основаниям, изложенным в письменном отзыве на апелляционную жалобу, просит оставить решение суда первой инстанции без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Третьим лицом отзыв на апелляционную жалобу не представлен.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения дела судом апелляционной инстанции извещены надлежащим образом, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, что на основании части 3 статьи 156 АПК РФ не является препятствием для рассмотрения дела.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, в Управление Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области поступила жалоба ООО "Дельтастрой" (вх. N 01-5541 от 02.03.2020) на действия (бездействие) уполномоченного органа в лице Администрации городского округа Первоуральск, совершенные при осуществлении процедуры, включенной в п. 14 Исчерпывающего перечня процедур в сфере жилищного строительства (утв. Постановлением Правительства РФ от 30.04.2014 N 403), и выразившиеся в нарушении сроков принятия решения об отказе в проведении аукциона на право заключения договора аренды земельного участка с кадастровым N66:58:0113001:115, площадью 17 609 кв.м., расположенного по адресу: Свердловская область, г. Первоуральск, в 180 м на восток от дома N 20 по ул. Емлина.
По итогам рассмотрения жалобы ООО "Дельтастрой" антимонопольным органом вынесено решение от 11.03.2020 N 066/01/18.1-778/2020, которым жалоба признана обоснованной; уполномоченный орган в лице Администрации городского округа Первоуральск признан нарушившим:
- абз. 4 п. 2 ст. 16 Административного регламента предоставления муниципальной услуги "Предоставление земельных участков в собственность, аренду из состава земель, государственная собственность на которые не разграничена, и земель, находящихся в собственности муниципального образования, по результатам торгов", утвержденного Постановлением Администрации городского округа Первоуральск от 01.12.2016 N 2569 (далее - Административный регламент), что выразилось в бездействии относительно уведомления ООО "Дельтастрой" о принятии заявления (исх. N60 от 11.11.2019);
- п. 2 ст. 46 Административного регламента, что выразилось в нарушении срока принятия решения об отказе в проведении аукциона по заявлению ООО "Дельтастрой" (исх. N 60 от 11.11.2019);
- п. 3 ст. 46 Административного регламента, что выразилось в нарушении срока направления ООО "Дельтастрой" отказа в проведении аукциона.
Не согласившись с указанным решением, администрация обратилась в арбитражный суд с заявлением о признании его недействительным.
При рассмотрении дела суд первой инстанции не установил совокупности оснований, предусмотренных частью 1 статьи 198, частью 2 статьи 201 АПК РФ, необходимых для признания оспариваемого ненормативного правового акта недействительным и отказал заявителю в удовлетворении требваний.
Исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства, рассмотрев доводы, изложенные в апелляционной жалобе и в отзыве на жалобу, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
В силу норм части 1 статьи 198, части 4 статьи 200, части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для признания недействительным ненормативного правового акта, решения органа, осуществляющего публичные полномочия, должностных лиц, необходимо установить наличие двух условий: несоответствие оспариваемого ненормативного правового акта, решения закону или иному нормативному правовому акту и нарушение указанным ненормативным правовым актом, решением прав и охраняемых законом интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
К процедурам, связанным с предоставлением прав на земельный участок
и подготовкой документации по планировке территории в отношении земельных участков, относящихся к землям населенных пунктов и имеющих вид разрешенного использования, позволяющий осуществлять жилищное строительство согласно пункту 14 Перечня N 403 относится организация и проведение аукциона на право заключение договоров аренды земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для жилищного строительства (применяется в случаях, предусмотренных нормативными правовыми актами Российской Федерации).
Согласно пункту 1 статьи 39.11 ЗК РФ решение о проведении аукциона на право заключения договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, принимается уполномоченным органом, в том числе по заявлениям граждан или юридических лиц.
Антимонопольный орган в силу подпункта "а" пункта 2 части 1 статьи 18.1 Федерального закона N 135-ФЗ рассматривает жалобы в части нарушения установленных сроков осуществления процедуры, включенной в исчерпывающий перечень процедур в соответствующей сфере строительства.
Предоставление в аренду земельного участка путем проведения аукциона
в силу подпунктов 6, 9 пункта 4 статьи 39.11 ЗК РФ может осуществляться по инициативе заинтересованных в предоставлении земельного участка гражданина или юридического лица. В этом случае подготовка аукциона осуществляются в следующем порядке: - обращение заинтересованных в предоставлении земельного участка гражданина или юридического лица в уполномоченный орган с заявлением о проведении аукциона с указанием кадастрового номера такого земельного участка. В данном заявлении должна
быть указана цель использования земельного участка; проверка уполномоченным органом наличия или отсутствия оснований, предусмотренных пунктом 8 настоящей статьи, и принятие им в срок не более
чем два месяца со дня поступления соответствующего заявления решения о проведении аукциона либо решения об отказе в проведении аукциона при наличии хотя бы одного из указанных оснований.
Порядок предоставления земельных участков в собственность, аренду из состава земель, государственная собственность на которые не разграничена, и земель, находящихся в собственности муниципального образования, по результатам торгов регулируется Постановлением Администрации городского округа Первоуральск от 01.12.2016 N 2569 "Об утверждении Административного регламента предоставления муниципальной услуги "Предоставление земельных участков в собственность, аренду из состава земель, государственная собственность на которые не разграничена, и земель, находящихся в собственности муниципального образования, по результатам торгов" (далее - Административный регламент).
В соответствии с пунктом 2 статьи 16 Административного регламента получение заявления и прилагаемых к нему документов подтверждается Управлением архитектуры и градостроительства путем направления заявителю
специалистом, ответственным за регистрацию входящей корреспонденции, уведомления, содержащего входящий регистрационный номер заявления, дату
получения уполномоченным органом указанного заявления и прилагаемых к
нему документов, а также перечень наименований файлов, представленных в форме электронных документов, с указанием их объема. Уведомление о получении заявления направляется указанным заявителем в заявлении способом не позднее рабочего дня, следующего за днем поступления заявления
в уполномоченный орган.
На основании статьи 20 Административного регламента в перечень административных процедур по предоставлению муниципальной услуги входят
следующие процедуры: 1. Прием и регистрация заявления о предоставлении муниципальной услуги; 2. Проведение экспертизы документов, формирование
и направление межведомственных запросов о предоставлении документов, необходимых для предоставления муниципальной услуги, в государственные
органы и иные органы, участвующие в предоставлении муниципальной услуги;
3. Оценка возможности образования земельного участка для заявленных целей и принятие решения об утверждении схемы расположения земельного участка
на кадастровом плане территории; 4. Подготовка и организация аукциона по продаже земельного участка или аукцион на право заключения договора аренды земельного участка; 5. Проведение аукциона по продаже земельного участка или аукцион на право заключения договора аренды земельного участка,
заключение договора по результатам торгов.
В соответствии с п. 1 ст. 22 Административного регламента специалист УАиГ, которому передано для исполнения заявление о предоставлении муниципальной услуги:
- проверяет заявление на соответствие требованиям пункта 5 статьи 9 комплектность приложенных к нему документов, соответствие приложенной схемы расположения земельного участка Требованиям, установленным Приказом Министерства экономического развития РФ от 27.11.2014 N 762;
- в случае отсутствия документов, необходимых для предоставления муниципальной услуги, предусмотренных пунктом 1 статьи 10 настоящего Регламента, осуществляет формирование и направление межведомственных запросов о предоставлении документов, необходимых для предоставления муниципальной услуги, в государственные органы и иные органы, участвующие в предоставлении муниципальной услуги.
Как следует из материалов дела, 11.11.2019 общество "Дельтастрой" обратилось в Администрацию городского округа Первоуральск с заявлением о проведении аукциона по продаже права на заключение договора аренды земельного участка с кадастровыми N 66:58:0113001:115, площадью 17 609 кв.м., расположенного по адресу: г. Первоуральск, в 180 м на восток от дома N 20 по ул. Емлина, с видом разрешенного использования в соответствии с Правилами землепользования и застройки территории городского округа Первоуральск, утвержденными решение Первоуральской городской Думы N 241 от 26.08.2010, согласно которым данный участок находится в зоне Ж-3 (зона среднеэтажных и многоэтажных многоквартирных жилых домов - территории, застроенные или планируемые к застройке многоквартирными жилыми домами).
Согласно статье 24 Административного регламента основанием для начала административной процедуры является поступление в ПМКУ "Кадастровая палата" заявления о проведении аукциона с указанием кадастрового номера земельного участка и цели использования земельного участка.
Специалист, ответственный за регистрацию входящей корреспонденции, обязан зарегистрировать заявление в день его подачи.
Заявление ООО "Дельтастрой" (исх. N 60 от 11.11.2019) зарегистрировано в Администрации ГО Первоуральск 12.11.2019.
Согласно п. 2 ст. 16 Административного регламента получение заявления и прилагаемых к нему документов подтверждается Управлением архитектуры и градостроительства Администрации ГО Первоуральск (далее - УАиГ) путем направления заявителю специалистом, ответственным за регистрацию входящей корреспонденции, уведомления, содержащего входящий регистрационный номер заявления, дату получения уполномоченным органом указанного заявления и прилагаемых к нему документов, а также перечень наименований файлов, представленных в форме электронных документов, с указанием их объема. Уведомление о получении заявления направляется указанным заявителем в заявлении способом не позднее рабочего дня, следующего за днем поступления заявления в уполномоченный орган.
Судом установлено, что в нарушение абз. 4 п. 2 ст. 16 Административного регламента уведомление о получении заявления не было направлено в адрес ООО "Дельтастрой" в срок до 13.11.2019.
Основанием для начала административной процедуры по приему и регистрации заявлений о предоставлении муниципальной услуги является заявление о проведении аукциона по продаже земельного участка или права на заключение договора аренды земельного участка с указанием кадастрового номера земельного участка и цели использования земельного участка (п. 1 ст. 44 Административного регламента).
Основанием для начала административной процедуры по оценке возможности использования земельного участка для заявленных целей в силу п. 1 ст. 46 Административного регламента является окончание проведения экспертизы документов, получение необходимой информации из органов (организаций), участвующих в предоставлении муниципальной услуги.
Согласно п. 2 ст. 46 Административного регламента в срок не более 15 дней со дня поступления заявления о проведении аукциона специалист УАиГ:
- обеспечивает рассмотрение заявления на предмет возможности использования земельного участка для заявленных целей с учетом установленного вида разрешенного использования земельного участка, экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории, с учетом сведений государственного кадастра недвижимости, сведений информационной системы обеспечения градостроительной деятельности;
- при необходимости проводит натурное обследование земельного участка; проверяет наличие (отсутствие) оснований для отказа в предоставлении муниципальной услуги;
- в случае отсутствия оснований, указанных в пункте 2 статьи 12 настоящего Регламента, для отказа в предоставлении муниципальной услуги передает заявление о предоставлении муниципальной услуги с заключением о
- возможности использования земельного участка для заявленных целей начальнику УАиГ, а тот - в ПМКУ "Кадастровая палата" для осуществления подготовки участка к торгам;
- при наличии оснований для отказа в предоставлении муниципальной услуги готовит письменный мотивированный отказ в предоставлении муниципальной услуги и обеспечивает его подписание начальником УАиГ.
Специалист УАиГ, ответственный за регистрацию заявлений, обеспечивает вручение (направление) заявителю отказа в предоставлении муниципальной услуги в 5-дневный срок со дня его подписания (п. 3 ст. 46 Административного регламента).
Из обстоятельств дела усматривается, что по результатам рассмотрения заявления ООО "Дельтастрой" администрацией вынесено постановление от 18.12.2019 N 2177 об отказе в проведении аукциона по продаже права на заключение договора аренды земельного участка с кадастровым номером 66:58:0113001:115, расположенного по адресу: Свердловская область, г. Первоуральск, в 180 м на восток от дома N 20 по ул. Емлина.
Указанное постановление вынесено с нарушением срока рассмотрения заявления, установленного п. 2 ст. 46 Административного регламента (в срок не более 15 дней со дня поступления заявления).
Кроме того, судом установлено, что постановление от 18.12.2019 N 2177 направлено в адрес общества с нарушением установленного п. 3 ст. 46 Административного регламента 5-дневного срока (сопроводительное письмо от 27.12.2019 N 12744).
Таким образом, установленные комиссией антимонопольного органа и отраженные в оспариваемом решении факты нарушений администрацией при рассмотрении заявления ООО "Дельтастрой" положений п. 2 ст. 16, п. 2 ст. 46, п. 3 ст. 46 Административного регламента подтверждаются материалами дела и заявителем не опровергнуты.
При таких обстоятельствах, оценив по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представленные в материалы
дела доказательства в их взаимосвязи и совокупности, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об отсутствии совокупности оснований для признания оспариваемого ненормативного правового акта недействительным и правомерно оставил требования заявителя без удовлетворения.
Поскольку доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат ссылок, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение, влияли на обоснованность и законность судебного акта либо опровергали выводы суда, то признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными, в связи с этим не могут служить основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
Нарушений норм материального и процессуального права, являющихся в силу статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса РФ основанием для отмены судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
С учетом изложенного, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения суда первой инстанции не имеется.
В силу подпункта 1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации Администрация городского округа Первоуральск освобождена от уплаты государственной пошлины при обжаловании судебного акта.
Руководствуясь статьями 176, 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Свердловской области от 21 августа 2020 года по делу N А60-17155/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Свердловской области.
Председательствующий |
Е.М. Трефилова |
Судьи |
И.В. Борзенкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А60-17155/2020
Истец: АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДСКОГО ОКРУГА ПЕРВОУРАЛЬСК
Ответчик: УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Третье лицо: ООО "ДЕЛЬТАСТРОЙ"