Екатеринбург |
|
18 августа 2021 г. |
Дело N А50-21193/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17 августа 2021 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 18 августа 2021 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Рябовой С.Э.,
судей Тороповой М.В., Сулейменовой Т.В.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Ионинской В.Н., рассмотрел в судебном заседании с использованием систем видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Пермского края кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Транспортная Компания АРГО" (далее - общество "ТК АРГО") на решение Арбитражного суда Пермского края от 25.02.2021 по делу N А50-21193/2020 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.05.2021 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа.
В судебное заседание в Арбитражный суд Пермского края явились представители общества с ограниченной ответственностью "Урал-ТЛК" (далее - общество "Урал-ТЛК") - Баленков А.Н. (доверенность от 11.01.2021); Тапипанова А.О. (доверенность от 27.09.2020).
Общество "Урал-ТЛК" обратилось в Арбитражный суд Пермского края с исковым заявлением к обществу "ТК АРГО" о взыскании задолженности по договору об оказании услуг от 19.10.2018 N АИ-74/2018 в сумме 204 790 руб. 80 коп., расходов по уплате государственной пошлины в сумме 7 227 руб., расходов, связанных с рассмотрением дела в порядке упрощенного производства, в сумме 6 548 руб.
В порядке статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено открытое акционерное общество "Российские железные дороги" (далее - общество "РЖД").
Решением Арбитражного суда Пермского края от 25.02.2021 исковые требования удовлетворены частично. С общества "ТК АРГО" в пользу общества "Урал-ТЛК" взыскана задолженность по договору об оказании услуг N АИ-74/2018 от 19.10.2018 в размере 184 390 руб. 80 коп., а также расходы по уплате государственной пошлины в размере 6 389 руб. 00 коп. В удовлетворении остальной части исковых требований отказано.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.05.2021 решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе общество "ТК АРГО", ссылаясь на нарушение судами норм материального и процессуального права, просит указанные судебные акты отменить в части взыскания с него расходов в размере 133 084 руб. 80 коп. в счет возмещения железнодорожного тарифа по акту от 29.01.2019 N 13, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований в данной части. Заявитель жалобы полагает, что суды необоснованно взыскали с общества "ТК АРГО" денежные средства в размере 133 084 руб. 80 коп. за услугу, которая обществом "Урал-ТЛК" ответчику не была оказана, что привело к неосновательному обогащению истца. Как отмечает общество "ТК АРГО", оплата железнодорожного тарифа по спорным накладным была произведена третьим лицом за ответчика, соответственно, право требования компенсации оплаты железнодорожного тарифа принадлежит не истцу, а плательщику тарифа.
В отзыве на кассационную жалобу общество "Урал-ТЛК" просит оставить оспариваемые судебные акты без изменения.
При рассмотрении спора судами установлено, что между обществом "Урал-ТЛК" (арендодатель) и обществом "ТК АРГО" (арендатор) 19.10.2018 заключен договор об оказании услуг N АИ-74/2018, по условиям которого арендодатель обязался передать арендатору за плату во временное владение и пользование (аренду) коммерчески пригодные и технически исправные железнодорожные вагоны, выпущенные в свободное обращение на территории Российской Федерации, предназначенные для перевозки грузов в соответствии с ТУ завода-изготовителя (далее по тексту договора - вагоны), имеющие сетевые номера, зарегистрированные в ИВЦ ЖА, а также, имеющие право выхода и курсирования на путях общего пользования железных дорог Российской Федерации, а арендатор обязался принять данные вагоны и оплачивать арендную плату в порядке и в сроки, установленные договором (пункт 1.1 договора).
Согласно пункту 2.3 договора датами передачи вагонов в аренду и возврата из аренды считаются даты, указанные в соответствующих актах приема-передачи.
На основании пункта 2.6 договора дата прибытия вагонов на станцию передачи в аренду и станцию возврата из аренды определяется в соответствии с данными АБД ГВЦ ОАО "РЖД" а в случае возникновения разногласий - согласно календарному штемпелю на железнодорожной накладной в графе "Выдача оригинала накладной грузополучателю".
В пункте 2.12 договора стороны предусмотрели, что оплата железнодорожного тарифа за порожний пробег вагонов до станции, согласованной сторонами для передачи вагонов в аренду, осуществляется силами и за счет арендодателя, а оплата железнодорожного тарифа за порожний пробег вагонов до станций вывода вагонов из аренды, согласованной сторонами, осуществляется силами и за счет арендатора.
Арендатор обязан осуществлять самостоятельно и за свой счет, по своим соглашениям, управление вагонами, а также все связанные с этим операции (подачу, погрузку, перевозку, выгрузку, отстой, оплату тарифов, сборов, штрафов (пункт 5.4 договора).
Согласно пункту 7.1 договора арендная плата начисляется за каждые сутки нахождения вагонов у арендатора с даты подписания сторонами акта приема-передачи вагонов в аренду от арендодателя арендатору. При определении ставки арендной платы учтено распределение прав и обязанностей между сторонами в соответствии с условиями настоящего договора. Начисление арендной платы заканчивается в 24 часа суток возврата вагонов из аренды от арендатора арендодателю, при условии возврата вагонов в надлежащем состоянии (п. 2.8). Размер арендной платы за аренду одного вагона в сутки согласовывается сторонами в протоколе согласования договорный цены - форма Приложение N 2 к договору. Арендная плата облагается НДС по ставке 18%.
В соответствии с пунктом 7.3 договора арендатор обязуется перечислять арендодателю арендную плату ежемесячно на условиях 100%-ной предварительной оплаты на основании счетов, выставляемых арендодателем, не позднее 20 (двадцатого) числа месяца, предшествующего месяцу аренды.
По условиям пункта 7.6 договора стороны ежемесячно, до 07 (седьмого) числа месяца, следующего за отчетным месяцем, подписывают акты оказанных услуг в следующем порядке: для целей настоящего договора в акте оказанных услуг содержатся сведения о выполнении обязательств в отчетном месяце и предоставляется арендатору по его окончании. Размер арендной платы за месяц определяется путем умножения ставки аренды на общее количество вагонов, находящихся в аренде, и на количество дней в отчетном месяце. Арендатор в течение 5 (пяти) рабочих дней с даты получения от арендодателя акта о предоставлении услуг аренды, должен их рассмотреть и при отсутствии мотивированных возражений, подписать либо направить мотивированный отказ от их подписания арендодателю. В случае не направления актов об оказании услуг в течение указанного срока, они считаются принятыми арендатором по умолчанию, а услуги (предоставление в аренду вагонов) - оказанными надлежащим образом.
В связи с наличием у общества "ТК АРГО" задолженности по договору об оказании услуг от 19.10.2018 N АИ-74/2018 по внесению арендной платы согласно актам N 35 от 31.01.2019, N 148 от 30.04.2019, N 200 от 31.05.2019 в размере 204 790 руб. 80 коп., общество "Урал-ТЛК" направило в адрес ответчика претензию от 27.11.2019, с требованием погасить указанную задолженность.
Неисполнение претензии послужило основанием для обращения общества "Урал-ТЛК" в арбитражный суд с рассматриваемым иском.
Возражая против заявленных требований, общество "ТК АРГО", не оспаривая пользование вагонами, указывает на то, что истцом к возмещению предъявлен железнодорожный тариф, который им не оплачивался, следовательно, предъявлен неправомерно.
Частично удовлетворяя исковые требования, суды первой и апелляционной инстанций обоснованно исходили из следующего.
В соответствии со статьей 606 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) по договору аренды (имущественного найма) арендодатель (наймодатель) обязуется предоставить арендатору (нанимателю) имущество за плату во временное владение и пользование или во временное пользование.
Положениями пункта 1 статьи 614 ГК РФ предусмотрено, что арендатор обязан своевременно вносить плату за пользование имуществом (арендную плату). Порядок, условия и сроки внесения арендной платы определяются договором аренды.
Статьями 309 и 310 ГК РФ установлено, что обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом.
Рассмотрев спор, суды признали обоснованными доводы ответчика в части неправомерного предъявления истцом арендной платы по вагонам N 50960780, N 50960582, N 50013531 в размере 20 400 руб. за период возврата вагонов на станцию до выдачи оригинала накладной грузополучателю.
Исследовав и оценив имеющиеся в деле доказательства в порядке, предусмотренном статьей 71 АПК РФ, проанализировав условия заключенного сторонами договора об оказании услуг от 19.10.2018 N АИ-74/2018 и придя к выводу об обоснованности предъявления требований в части возмещения истцу оплаченного железнодорожного тарифа, суды правомерно удовлетворили заявленные требования общества "Урал-ТЛК" о взыскании с общества "ТК АРГО" задолженности в размере 184 390 руб. 80 коп.
При этом суд апелляционной инстанции, руководствуясь пунктом 2 статьи 421, статьей 431 ГК РФ, исходя из толкования пункта 2.12 договора об оказании услуг от 19.10.2018 N АИ-74/2018, обоснованно указал на то, что именно на ответчика возложены обязательства оплаты железнодорожного тарифа за доставку порожних вагонов на станцию вывода из аренды. Поскольку ответчик принял на себя обязательство по оплате железнодорожного тарифа за порожний пробег вагонов до станции вывода вагонов из аренды и такое обязательство не исполнил, то имеются основания для удовлетворения требований, основанных на условиях договора (пункт 2.12).
Сам по себе тот факт, что тариф оплачен иным лицом за истца, не влияет на обязанности ответчика по несению соответствующих расходов и не освобождает ответчика от обязанности исполнить условия договора, заключенного с истцом.
Суд кассационной инстанции полагает, что все обстоятельства, имеющие существенное значение для дела, судами установлены, все доказательства исследованы и оценены в соответствии с требованиями статьи 71 АПК РФ. Оснований для переоценки доказательств и сделанных на их основании выводов у суда кассационной инстанции не имеется (статья 286 АПК РФ).
Нарушений норм материального или процессуального права, являющихся основанием для отмены судебных актов (статья 288 АПК РФ), судом кассационной инстанции не установлено.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Пермского края от 25.02.2021 по делу N А50-21193/2020 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.05.2021 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Транспортная Компания АРГО" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
С.Э. Рябова |
Судьи |
М.В. Торопова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.