Екатеринбург |
|
19 августа 2021 г. |
Дело N А60-39488/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 августа 2021 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 19 августа 2021 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Вдовина Ю.В.,
судей Лукьянова В.А., Поротниковой Е.А.,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Сибеко системы пассивной безопасности" (далее - общество, заявитель) на решение Арбитражного суда Свердловской области от 01.02.2021 по делу N А60-39488/2020 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.04.2021 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании приняли участие представители:
общества - Елисарова И.И. (доверенность от 22.03.2021, диплом);
Челябинской таможни (далее - таможня, таможенный орган) - Щепко Д.Б. (доверенность от 11.08.2021 N 61, диплом), Глухова К.В. (доверенность от 11.01.2021 N 5, диплом).
Общество обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными решений таможни от 15.06.2020 N РКТ-10502000-20/0000070Д, РКТ-10502000-20/000071Д.
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 01.02.2021 в удовлетворении заявления отказано.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.04.2021 решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе общество просит указанные судебные акты отменить, требования удовлетворить, признать недействительными решения таможни, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права, несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела.
Заявитель кассационной жалобы полагает, что исходя из применения правил интерпретации (Правило 1 ОПИ ТН ВЭД ЕАЭС), описания товарной позиции 8708, Примечаний 2 и 3 к разделу XVII ТН ВЭД ЕАЭС, а также Пояснений к товарной позиции 8708, общество верно классифицировало товар в товарной позиции 8708 ТН ВЭД ЕАЭС, так как описание товара, указанное в графе 31 спорных деклараций на товары, а также совокупность представленных в материалы дела документов о технических характеристиках товара, в том числе, результаты судебной экспертизы, подтверждают соблюдение классификационных признаков товарной позиции 8708 ТН ВЭД ЕАЭС.
По мнению заявителя, позиция судов о том, что ремни безопасности, которые крепятся к кузову транспортных средств, являются частью кузова и должны классифицироваться как части кузовов моторных транспортных средств в товарной позиции 8708 ТН ВЭД ЕАЭС, а ремни безопасности, которые крепятся непосредственно к сиденьям моторных транспортных средств, должны классифицироваться как части сидений моторных транспортных средств в товарной позиции 9401 ТН ВЭД ЕАЭС, поскольку сиденье в совокупности с установленным на нем ремнем безопасности способно выполнять свою основную функцию сиденья для транспортного средства, противоречит таможенному законодательству в части классификации.
Как отмечает общество, суды не применили положения таможенного законодательства, подлежащие применению (Правило 1 ОПИ ТН ВЭД, описание товарной позиции 8708 ТН ВЭД ЕАЭС, Примечания 2 и 3 к разделу XVII ТН ВЭД ЕАЭС, а также Пояснения к товарной позиции 8708 и к товарной позиции 9401 ТН ВЭД ЕАЭС); применили положения законодательства о техническом регулировании, не подлежащие применению (Соглашение - Правила ООН N 16, ГОСТ 21015-88 "Места крепления ремней безопасности легковых, грузовых автомобилей и автобусов. Общие технические требования и методы испытаний") и неправильно истолковали положения Пояснений "Общие положения (III) "Части и принадлежности" к Разделу XVII ТН ВЭД ЕАЭС.
Кроме того, заявитель кассационной жалобы обращает внимание на то, что судами не дана оценка выводам судебного эксперта о том, что ремни безопасности конструктивно и технически не являются частями сидений транспортного средства, а являются отдельными самостоятельными компонентами транспортного средства; не предназначены для постоянного крепления к сидениям и ремни безопасности не становятся частью сидения транспортного средства в случае их крепления.
Так же общество указывает, что судами не приняты во внимание доводы об аналогичной классификации товара в стране производителя и поставщика.
При рассмотрении спора судами установлено, что общество представило на таможенный пост Екатеринбургский (центр электронного декларирования) таможни декларации на товары N 10502110/031018/0090346, 10502110/180918/0082732, 10511010/180119/0005751, 10511010/281218/0037677, 10511010/261018/0001147, 10511010/151118/0012511, 10511010/191118/0013900, 10511010/110219/0017546, 10511010/190219/0021683, 10511010/130619/0078841, 10511010/041218/0023136, 10511010/160419/0050499, 10511010/070519/0059952, 10511010/190619/0082081 для целей таможенного декларирования ввезенных обществом ремней безопасности для пассажирских сидений автобусов DC-3000, DC-3000A, DC-3401, DC-3600; ремней безопасности для водительских и пассажирских сидений тракторов DC-3200, SIB22171.028.
При таможенном декларировании обществом был заявлен классификационный код товара 8708 21 900 9 ТН ВЭД ЕАЭС ("Части и принадлежности моторных транспортных средств товарных позиций 8701 - 8705, части и принадлежности кузовов (включая кабины) прочие, ремни безопасности прочие").
Таможней в соответствии со статьей 332 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (далее - ТК ЕАЭС) осуществлен таможенный контроль в форме камеральной таможенной проверки по вопросу соблюдения требований таможенного законодательства ЕАЭС и законодательства Российской Федерации о таможенном деле в отношении товаров, продекларированных Обществом по вышеуказанным ДТ, и установлено, что заявлен недостоверный классификационный код 8708 21 900 9 ТН ВЭД ЕАЭС. Товары "ремни безопасности для водительских и пассажирских сидений автобусов и грузовых автомобилей в комплекте с замком и регулятором, артикул: SIB22171.028, DC-3000, DC-3000А, DC-3401, DC-3600, DC-3200" должны классифицироваться в товарной подсубпозиции 9401 90 800 9 ТН ВЭД ЕАЭС (акт камеральной таможенной проверки от 28.04.2020 N 10502000/210/280420/А000107).
Несмотря на представленные обществом возражения от 07.05.2020 N 01-07/05, а также документы и сведения с подробным описанием технических характеристик товара, таможенный орган принял решения по классификации товара по ТН ВЭД ЕАЭС от 15.06.2020 N РКТ-10502000-20/000070Д, РКТ-10502000-20/000071Д.
В результате, классификационный код товара был изменен на код 9401 90 800 9 ТН ВЭД ЕАЭС ("Мебель для сидения (кроме указанной в товарной позиции 9402), трансформируемая или не трансформируемая в кровати, и ее части прочие").
Общество полагая, что решения таможенного органа нарушают предусмотренное статьей 57 Конституции РФ право платить законно установленные налоги и сборы, а также предусмотренное статьей 67 ТК ЕАЭС и статьей 67 Федерального закона от 03.08.2018 N 289-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" право общества на возврат излишне взысканных таможенных платежей, что также нарушает предусмотренное статьей 8 Конституции РФ право частной собственности общества на принадлежащее ему имущество, ссылаясь на незаконность и необоснованность решений таможни, обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции при рассмотрении дела не установил оснований для признания оспариваемых ненормативных правовых актов недействительными и отказал заявителю в удовлетворении требований.
Выводы суда первой инстанции поддержаны апелляционным судом.
Суд округа соглашается с судами, которые обоснованно исходили из следующего.
Верховным Судом Российской Федерации в пункте 21 Постановления Пленума от 26.11.2019 N 49 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике в связи с вступлением в силу Таможенного кодекса Евразийского экономического союза" разъяснено, что положениями статьи 20 Таможенного кодекса предусмотрена классификация товаров по ТН ВЭД при их таможенном декларировании и установлены полномочия таможенных органов по вынесению решений о классификации товаров.
При этом суд проверяет обоснованность классификационного решения, вынесенного таможенным органом, исходя из оценки представленных таможенным органом и декларантом доказательств, подтверждающих сведения о признаках (свойствах, характеристиках) декларируемого товара, имеющих значение для его правильной классификации согласно ТН ВЭД, руководствуясь Основными правилами интерпретации ТН ВЭД, а также принятыми в соответствии с ними на основании пункта 6 статьи 21, пунктов 1 и 2 статьи 22 Таможенного кодекса решениями Федеральной таможенной службы и Комиссии по классификации отдельных видов товаров, если такие решения относятся к спорному товару. Для целей интерпретации положений ТН ВЭД судами также учитываются Пояснения к ТН ВЭД, рекомендованные Комиссией в качестве вспомогательных рабочих материалов.
Пунктом 6 Положения о порядке применения ТН ВЭД ЕАЭС при классификации товаров, утвержденного решением Комиссии Таможенного союза от 28.01.2011 N 522, предусмотрено, что ОПИ ТН ВЭД применяются единообразно при классификации любых товаров и последовательно.
Согласно правилу 1 ОПИ ТН ВЭД, утвержденных решением Совета Евразийской экономической комиссии от 16.07.2012 N 54, названия разделов, групп и подгрупп приводятся только для удобства использования ТН ВЭД; для юридических целей классификация товаров в ТН ВЭД осуществляется исходя из текстов товарных позиций и соответствующих примечаний к разделам или группам и, если такими текстами не предусмотрено иное, в соответствии с остальными правилами.
При классификации товара по ТН ВЭД ЕАЭС применяются Пояснения к ТН ВЭД, которые базируются на международной основе Пояснениях к Гармонизированной системе, представляющие собой официальное толкование Совета таможенного сотрудничества содержания всех товарных позиций и субпозиций Гармонизированной системы, причем, это толкование имеет международно-правовое значение. Пояснения к ТН ВЭД ЕАЭС содержат толкование позиций номенклатуры, термины, краткие описания товаров и области их возможного применения, классификационные признаки и конкретные перечни товаров, включаемых или исключаемых из тех или иных позиций, методы определения различных параметров товаров и другую информацию, необходимую для однозначного отнесения конкретного товара к определенной позиции ТН ВЭД ЕАЭС.
Таким образом, как верно определили суды, при классификации товара по ТН ВЭД ЕАЭС последовательно должны применяться ОПИ, примечания к разделам, группам и субпозициям, дополнительные примечания и тексты товарных позиций номенклатуры, что не исключает возможности при возникновении сомнений и спорных ситуаций использовать Пояснения к ТН ВЭД ЕАЭС, содержащие толкование позиций, терминов и другой информации, необходимой для однозначного отнесения конкретного товара к определенной позиции номенклатуры.
Из материалов дела следует и судами установлено, что товары "Ремни безопасности для пассажирских сидений автобусов DC-3000, DC-3000A, DC-3401, DC-3600" и "Ремни безопасности для водительских и пассажирских сидений тракторов DC-3200, SIB22171.028" классифицированные обществом в подсубпозиции 8708 21 900 9 ТН ВЭД ЕАЭС "Части и принадлежности моторных транспортных средств товарных позиций 8701 - 8705: - части и принадлежности кузовов (включая кабины) прочие - ремни безопасности - прочие - прочие".
Согласно Пояснениям к группе 87 ТН ВЭД ЕАЭС, в данную группу также включаются части и принадлежности, которые идентифицируются как части, пригодные для использования исключительно или главным образом с транспортными средствами, включенными в нее, при условии соблюдения положений примечаний к разделу XVII (см. общие положения к данному разделу).
Из второй части данных Пояснений следует, что для целей идентификации товара в качестве частей или принадлежностей раздела XVII ТН ВЭД, должны быть соблюдены примечания к данному разделу, содержащиеся в общих положениях.
Исходя из Пояснений к товарной позиции 8708, в данную товарную позицию включаются части и принадлежности к моторным транспортным средствам товарных позиций 8701 - 8705 при условии, что такие части и принадлежности одновременно отвечают двум следующим требованиям: (i) они должны быть идентифицируемы как пригодные для использования исключительно или главным образом с вышеупомянутыми транспортными средствами; и (ii) они не должны исключаться положениями примечаний к разделу XVII (см. общие положения к данному разделу). При этом подпункт (ii) Пояснений содержит норму, о необходимости для целей классификации в товарной позиции 8708 соблюдать исключения, содержащиеся общих положениях к разделу XVII ТН ВЭД.
Из анализа Общих положений к разделу XVII ТН ВЭД ЕАЭС следует, что в товарные позиции данного раздела включаются только те части или принадлежности, которые отвечают всем трем нижеприведенным условиям: (а) они не должны быть исключены в соответствии с условиями примечания 2 к данному разделу (см. ниже пункт (А)); и (б) они должны быть пригодны для использования исключительно или преимущественно с изделиями групп 86 - 88 (см. ниже пункт (Б)); и (в) они не должны быть поименованы более конкретно где-либо в другом месте Номенклатуры (см. ниже пункт (В)).
Согласно пункту (В) Общих положений части и принадлежности, даже если они могут быть идентифицированы как предназначенные для изделий данного раздела, не включаются в него, если они описаны более конкретно в какой-либо другой товарной позиции Номенклатуры, например: (12) сиденья для транспортных средств товарной позиции 9401.
В товарной позиции 9401 ТН ВЭД ЕАЭС классифицируется "Мебель для сидения (кроме указанной в товарной позиции 9402), трансформируемая или не трансформируемая в кровати, и ее части".
Согласно Пояснениям к товарной позиции 9401 ТН ВЭД ЕАЭС при условии соблюдения упомянутых ниже исключений в данную товарную позицию включаются все предметы для сидения (включая сиденья для транспортных средств, если они соответствуют условиям, оговоренным в примечании 2 к данной группе), например: шезлонги, кресла с подлокотниками, складные стулья, палубные кресла, высокие стулья для младенцев и детские сиденья, предназначенные для закрепления на спинках других сидений (включая сиденья транспортных средств), кресла-качалки, скамьи, кушетки (включая кушетки с электрообогревом), диваны, софы, оттоманки и аналогичные предметы, табуреты (такие как табуреты для фортепиано, табуреты для чертежников, машинисток и подножки стульев двойного назначения), сиденья со встроенной акустической системой, предназначенные для использования с консолями и оборудованием для видеоигр, телевизионными или спутниковыми приемниками, а также с проигрывателями DVD, музыкальных CD, МРЗ или видеокассет.
Примечанием 2 к группе 94 ТН ВЭД ЕАЭС установлено, что изделия (кроме их частей) товарных позиций 9401 - 9403 включаются в данные товарные позиции только в том случае, если они предназначены для установки на пол или на землю.
Общими положениями к группе 94 ТН ВЭД ЕАЭС определено, что в данной группе термин "мебель" означает: (А) Любые "передвижные" изделия (за исключением входящих в более специфические товарные позиции Номенклатуры), главной характерной особенностью которых является то, что они сконструированы для размещения на полу или на земле и которые используются в основном в утилитарных целях, для интерьера частных домов, гостиниц, театров, кинотеатров, контор, церквей, школ, кафе, ресторанов, лабораторий, больниц, стоматологических кабинетов и т.д., а также для интерьеров судов, летательных аппаратов, железнодорожных вагонов, моторных транспортных средств, жилых прицепов или аналогичных транспортных средств. (Необходимо отметить, что в данной группе товары считаются "передвижной" мебелью, даже если они предназначены для привинчивания и т.д. к полу, например, стулья, устанавливаемые на судах) Аналогичные товары (кресла, стулья и т.д.) для размещения в садах, на площадях, местах для гулянья и т.д. также относятся к данной категории.
В данную группу входят только обработанные и необработанные части изделий, относящихся к товарным позициям 9401 - 9403 и 9405, если их можно идентифицировать по форме и другим характерным чертам как части, предназначенные исключительно или главным образом для изделия, входящего в какую-либо из этих товарных позиций. Они включаются в данную группу в том случае, если не поименованы более конкретно в другом месте.
Таким образом, как верно заключили суды, сиденья для моторных транспортных средств, в том числе, и их части, классифицируются в товарной позиции 9401 ТН ВЭД ЕАЭС.
В соответствии с ГОСТ 21015-88. Места крепления ремней безопасности легковых, грузовых автомобилей и автобусов. Общие технические требования и методы испытаний (приложение N 1) место крепления ремня безопасности элемент конструкции кузова (кабины) или какой-либо другой части автомобиля (например, каркаса сиденья), к которому крепится ремень безопасности.
Из приложения 1 и пункта 1.3.1 указанного ГОСТа, сиденье - конструкция, включая каркас, обивку и другие элементы и предназначенная для размещения взрослого пассажира или водителя; места крепления ремней безопасности могут располагаться либо на кузове (кабине) автомобиля, либо на каркасе сиденья, либо на любой другой части автомобиля.
На территории Российской Федерации действуют международные Требования к ремням безопасности транспортных средств, которые установлены Соглашением "О принятии согласованных технических правил Организации Объединенных Наций для колесных транспортных средств, предметов оборудования и частей, которые могут быть установлены и/или использованы на колесных транспортных средствах, и об условиях взаимного признания официальных утверждений, выдаваемых на основе этих правил Организации Объединенных Наций, Правила N 16 ООН" (далее - Соглашение), в котором предусмотрено, что ремень безопасности (ремень) приспособление, состоящее из лямок с запирающей пряжкой, регулирующих устройств и деталей крепления, которое может быть прикреплено к внутренней части кузова механического транспортного средства. При этом приспособления для крепления ремней элементы конструкции кузова транспортного средства, или каркаса сиденья или любой другой части транспортного средства, к которым крепятся комплекты ремней безопасности; сиденье - конструкция, являющаяся или не являющаяся неотъемлемой частью конструкции транспортного средства, включая обивку, и предназначенная для сидения одного взрослого человека. Этот термин охватывает как индивидуальное сиденье, так и часть многоместного нераздельного сиденья, предназначенную для сидения одного человека.
Суды обоснованно заключили, что ремни безопасности транспортных средств различаются по использованию и предназначению: которые могут крепиться как к кузову (кабине) транспортного средства; которые могут крепиться к каркасам сидений.
Таким образом, исходя из совокупности приведенных норм и правил классификация товаров в ТН ВЭД, суды правильно определили, что ремни безопасности, которые крепятся непосредственно к кузову (кабине) транспортного средства, классифицируются согласно ОПИ 1 и 6 в соответствующей субпозиции 8708 21 ТН ВЭД ЕАЭС "Части и принадлежности моторных транспортных средств товарных позиций 87018705; - части и принадлежности кузовов (включая кабины) прочие: - ремни безопасности), а ремни безопасности, которые крепятся к каркасу сиденья транспортного средства, исключаются из товарной позиции 8708 ТН ВЭД ЕАЭС в соответствии с Общим положениям (III) "Части и принадлежности" к Разделу XVII, и классифицируются в товарной позиции 9401 ТН ВЭД ЕАЭС.
Проанализировав представленные обществом технические паспорта на ремни, габаритные чертежи, информационное письмо 05.02.2020 N 147/20 с пояснениями, каким образом крепятся ремни, с описанием типа ремней, количеством точек крепления, типом регулировки длины ленты ремней безопасности, установив, что спорный товар представляет собой ремни безопасности, которые крепятся непосредственно к сиденьям моторных средств, суды пришли к правильному выводу, что ремни безопасности, задекларированные по спорным ДТ предназначены в первую очередь для применения на сидениях транспортных средств (товарная позиция 9401), а значит в соответствии с Условиями "Б" и "В" Пояснений (Общие положения III "Части и принадлежности к Разделу XVII) должны быть классифицированы исходя из основного применения (использования в качестве частей сидений моторных транспортных средств), которые поименованы в товарной позиции 9401 ТНВЭД.
Судами отмечено, что указанный выше вывод сделан, в том числе по результатам проведенной судебно-технической экспертизы, которая подтверждает, что конструкции сидений и ремней безопасности предназначены только для совместной эксплуатации и, будучи установленными на сиденья, ремни безопасности могут выполнять свое основное функциональное назначение - уменьшать риск гибели и причинению вреда здоровью водителя и пассажиров транспортного средства.
Правильно применив названными выше нормами права, оценив по правилам статьи 71 АПК РФ относимость, допустимость, достоверность каждого из представленных в материалы дела доказательств в отдельности, а также достаточность и взаимную связь данных доказательств в их совокупности, суды правомерно признали доказанным, что (ремни безопасности, сведения о которых заявлены в спорных ДТ, являются частями сидений для транспортных средств и подлежат классификации в соответствии с ОПИ 1 и 6 в подсубпозиции 9401 90 800 9 ТН ВЭД ЕАЭС, в связи с чем признали оспариваемые решения таможенных органов законными и обоснованными.
Доказательств, опровергающих данный вывод судов, обществом в материалы дела не представлено.
Отклоняя доводы общества о том, что выводы судебного эксперта не были учтены при рассмотрении дела, суды правомерно указали на то, что из совокупного анализа данных экспертом ответов на поставленные вопросы, позиция заявителя не подтверждается, так как выводы эксперта достоверно и однозначно подтверждают, что конструкции сидений и ремней безопасности предназначены только для совместной эксплуатации и, будучи установленными на сиденья, ремни безопасности могут выполнять свое основное функциональное назначение - уменьшать риск гибели и причинению вреда здоровью водителя и пассажиров транспортного средства. Согласно инструкции по применению ремня безопасности: необходимо отрегулировать ремень по размерам (комплектности) человека, чтобы он максимально плотно прилегал к телу, и при этом сохранялось удобство посадки и надежной фиксации защелки (замка) ремня. Только в этом случае ремень безопасности сможет эффективно выполнить свою защитную функцию. Провисающий ремень безопасности значительно снижает эффективность пассивной защиты водителя и пассажиров транспортного средства.
Таким образом, ремни безопасности артикулов DC-3000, DC-3401, DC-3000А, DC-3200, DC-3600, SIB22171.028 крепятся непосредственно к сиденьям транспортных средств всеми точками крепления, при этом в конструкции сидений предусмотрены кронштейны с отверстиями для крепления ремней безопасности с помощью болтовых соединений. Ремни безопасности могут выполнять свое функциональное назначение только в совокупности с сиденьями, на которые они установлены, являются частями таких сидений для транспортных средств и в соответствии с Основными правилами интерпретации 1 и 6 классифицируются в подсубпозиции 9401 90 800 9 ТН ВЭД ЕАЭС.
Доводы общества об аналогичной классификации товара в стране производителя и поставщика, также являлись предметом рассмотрения судов и правомерно отклонены, поскольку данные таможенной статистики при взаимной торговле между Российской Федерацией и КНР расходятся, в особенности по классификационным кодам товара.
При вынесении обжалуемых судебных актов арбитражные суды первой и апелляционной инстанций всесторонне, полно и объективно исследовали все представленные сторонами по делу доказательства (статья 71 АПК РФ) и дали правовую оценку доводам, приведенным в кассационной жалобе. Иная оценка заявителем обстоятельств дела не свидетельствует о неправильном применении судами при рассмотрении спора норм материального и (или) процессуального права.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в соответствии с частью 4 статьи 288 АПК РФ безусловными основаниями для отмены судебных актов, судом кассационной инстанции также не установлено.
С учетом изложенного, обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 АПК РФ, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Свердловской области от 01.02.2021 по делу N А60-39488/2020 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.04.2021 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Сибеко системы пассивной безопасности" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Ю.В. Вдовин |
Судьи |
В.А. Лукьянов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.