Екатеринбург |
|
19 августа 2021 г. |
Дело N А76-22158/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 12 августа 2021 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 19 августа 2021 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Сафроновой А. А.,
судей Громовой Л. В., Черемных Л. Н.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Челябинской и Курганской областях на решение Арбитражного суда Челябинской области от 17.02.2021 по делу N А76-22158/2020 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.04.2021 по тому же делу.
Представители лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа, в судебное заседание не явились.
Общество с ограниченной ответственностью "Курс" (далее - общество "Курс", истец) обратилось в Арбитражный суд Челябинской области с исковым заявлением к Межрегиональному территориальному управлению Федерального Агентства по управлению государственным имуществом в Челябинской и Курганской областях (далее - Управление Росимущества в Челябинской и Курганской областях, ответчик) о взыскании задолженности по совместному содержанию и ремонту общего имущества многоквартирного дома за период с 01.11.2017 по 31.10.2020 в сумме 65 545 руб. 01 коп., неустойки, начисленной на основании части 14 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации за период с 12.12.2017 по 05.04.2020 в сумме 5 305 руб. 53 коп., расходов по возмещению вреда общему имуществу многоквартирного дома в сумме 61 685 руб. 49 коп. (с учетом ходатайства об уточнении исковых требований, принятого судом первой инстанции в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Главное управление Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Челябинской области.
Решением суда от 17.02.2021 исковые требования удовлетворены частично, с Российской Федерации в лице Управления Росимущества в Челябинской и Курганской областях за счет средств федерального бюджета в пользу истца взыскана задолженность в сумме 65 545 руб. 01 коп., неустойка, начисленная за период с 12.12.2017 по 05.04.2020 в размере 5 305 руб. 53 коп., а также расходы по уплате государственной пошлины в сумме 2 660 руб. 00 коп. В удовлетворении остальной части исковых требований отказано.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.04.2021 решение суда оставлено без изменения.
Управление Росимущества в Челябинской и Курганской областях обратилось с кассационной жалобой, в которой, ссылаясь на несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела и неправильное применение судами норм материального права, просит указанные судебные акты отменить, в удовлетворении исковых требований отказать.
Ответчик полагает, что спорное здание, расположенное по адресу: г. Магнитогорск, ул. Урицкая, д. 3А является административным зданием, а не многоквартирным домом, в связи с чем нормы Жилищного кодекса Российской Федерации не подлежат применению в данном деле.
По мнению заявителя, суд первой инстанции в резолютивной части решения неверно указал на взыскание задолженности за счет средств федерального бюджета, поскольку указанное противоречит пункту 13 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28.05.2019 N 13 "О некоторых вопросах применения судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации, связанных с исполнением судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации".
В дополнение Управление Росимущества в Челябинской и Курганской областях указывает на то, что денежные средства из федерального бюджета на содержание спорных нежилых помещений Управлению Росимущества в Челябинской и Курганской областях не выделялись.
Проверив в соответствии с положениями статей 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судами норм материального права, а также соответствие выводов, содержащихся в обжалуемых судебных актах, установленным по делу фактическим обстоятельствам и представленным доказательствам, суд кассационной инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Как следует из материалов дела и установлено судами при рассмотрении спора, в отношении нежилого помещения в доме N 3 по ул. Урицкого в г. Магнитогорске Челябинской области, общей площадью 1 321 кв.м, зарегистрировано право собственности Российской Федерации.
На основании решения общего собрания собственников помещений в спорном здании, проведенного в форме очно-заочного голосования и оформленного протоколом от 20.10.2015 заключен договор на оказание услуг и выполнение работ по содержанию общего имущества многоквартирного дома с обществом с ограниченной ответственностью "ЖРЭУ N 1" (переименовано на общество "Курс").
Оплата услуг по содержанию общего имущества в многоквартирном доме в спорных периодах, ответчиком не производилась, что привело к образованию задолженности.
Истец направил в адрес ответчика претензию от 12.02.2020 N 250 о погашении задолженности и взыскании вреда.
Ответчик в ответ на указанную претензию истца письмом от 26.02.2020 N 2998 сообщил об отсутствии финансирования оплаты услуг по содержанию спорного нежилого помещения.
Поскольку требования, изложенные в претензии, оставлены ответчиком без удовлетворения, истец обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
Удовлетворяя требования истца в части, суд первой инстанции исходил из того, что Управлением Росимущества в Челябинской и Курганской областях доказательств погашения задолженности за содержание и ремонт общего имущества не представлено. Однако, относительно требований истца о взыскании вреда, причиненного общему имуществу многоквартирного дома, суд установил, что из представленных в материалы дела документов не усматривается, что убытки возникли у истца именно по вине ответчика и находятся в прямой причинно-следственной связи с его действиями (бездействием), в связи с чем в удовлетворении исковых требований в указанной части отказал.
Суд апелляционной инстанции, оставляя решение без изменения, с выводами суда первой инстанции согласился, признал их правильными, соответствующими имеющимся в материалах дела доказательствам и требованиям закона.
Рассмотрев доводы кассационной жалобы, изучив материалы дела, проверив в соответствии со статьями 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность обжалуемых судебных актов, суд кассационной инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
В соответствии со статьей 210 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Согласно статье 249 ГК РФ каждый участник долевой собственности обязан соразмерно со своей долей участвовать в уплате налогов, сборов и иных платежей по общему имуществу, а также в издержках по его содержанию и сохранению.
В соответствии с пунктом 1 статьи 290 ГК РФ собственникам квартир и собственникам нежилых помещений в многоквартирном доме принадлежат на праве общей долевой собственности общие помещения дома, несущие конструкции дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование за пределами или внутри квартиры, обслуживающее более одной квартиры.
Аналогичная обязанность предусмотрена правовыми нормами Жилищного кодекса Российской Федерации, согласно которым собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения (статьи 39 и 158 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Таким образом, в силу прямого указания закона обязанность несения расходов по содержанию общего имущества в здании возложена на собственников нежилых помещений в нем.
В соответствии с Положением о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 N 432, Федеральное агентство по управлению государственным имуществом осуществляет в порядке и пределах, определенных федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, полномочия собственника в отношении имущества федеральных государственных унитарных предприятии, федеральных государственных учреждений, акций (долей) акционерных (хозяйственных) обществ, долей в уставных капиталах обществ с ограниченной ответственностью и иного имущества, в том числе составляющего государственную казну Российской Федерации.
Согласно Положению о Межрегиональном территориальном управлении Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Челябинской и Курганской областях, утвержденному приказом Федерального агентства по управлению государственным имуществом от 16.12.2016 N 452, Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Челябинской и Курганской областях осуществляет полномочия собственника в отношении имущества федеральных государственных унитарных предприятий федеральных государственных учреждений, зарегистрированных на территории субъектов Российской Федерации, в которых территориальный орган осуществляет свою деятельность, и иного федерального имущества, расположенного на территории субъектов Российской Федерации, в которых территориальный орган осуществляет свою деятельность, в том числе составляющего государственную казну Российской Федерации, а также полномочия собственника по передаче федерального имущества юридическим и физическим лицам, приватизации (отчуждению) федерального имущества.
Таким образом, Управление Росимущества в Челябинской и Курганской областях осуществляет полномочия собственника в отношении федерального имущества, расположенного на территории, в частности, и Челябинской области.
Исследовав и оценив в порядке, предусмотренном статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, представленные в материалы дела доказательства, установив, что Российская Федерация является собственником нежилого помещения общей площадью 1 321 кв.м, расположенного в многоквартирном доме по адресу: г. Магнитогорск, ул. Урицкого, д. 3А, учитывая наличие у ответчика как собственника данного нежилого помещения в многоквартирном доме предусмотренной законом обязанности по оплате услуг по содержанию и ремонту общего имущества многоквартирных домов, отсутствия доказательств уплаты долга в полном объеме, суды первой и апелляционной инстанций пришли к выводу об обоснованности заявленных исковых требований.
В отсутствие доказательств внесения ответчиком соответствующей платы за оказанные услуги суды правомерно удовлетворили заявленные исковые требования.
Довод кассатора о том, что взыскание денежных средств должно производиться за счет средств казны Российской Федерации подлежит отклонению по следующим основаниям.
Согласно разъяснениям, изложенным в пункте 13 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28.05.2019 N 13 "О некоторых вопросах применения судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации, связанных с исполнением судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации" (далее - Постановление N 13) положения главы 24.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации разграничивают полномочия органов, исполняющих судебные акты об обращении взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, и устанавливают различный порядок их исполнения.
Так, на финансовые органы - Минфин России, финансовый орган субъекта Российской Федерации, финансовый орган муниципального образования - возложено исполнение судебных актов по искам к Российской Федерации, субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию по требованиям, поименованным в статье 242.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Органы Федерального казначейства наделены полномочиями по организации исполнения исполнительных документов, предусматривающих взыскание денежных средств с казенных учреждений, имеющих лицевые счета в органах Федерального казначейства, и с главных распорядителей бюджетных средств, в чьем ведении находятся указанные юридические лица, при недостаточности лимитов бюджетных обязательств, доведенных казенным учреждениям для исполнения их денежных обязательств (пункт 7 статьи 161 Бюджетного кодекса Российской Федерации), - за счет средств соответствующего бюджета (статьи 242.3 - 242.6 Бюджетного кодекса Российской Федерации).
Имущественные требования подлежат удовлетворению с выступающих самостоятельно в суде в качестве ответчиков казенных учреждений, осуществляющих свою деятельность за счет средств соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации и обеспечивающих исполнение денежных обязательств (пункты 2, 8, 9 статьи 161 Бюджетного кодекса Российской Федерации), а также с главных распорядителей бюджетных средств, в чьем ведении находятся эти учреждения, поэтому в резолютивной части судебных актов не содержится указания о взыскании денежных сумм за счет казны публично-правового образования.
Порядок исполнения судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации установлен бюджетным законодательством и не может быть произвольно определен судом при изложении резолютивной части судебного акта. Согласно пункту 19 Постановления N 13, исходя из определений понятий "денежные обязательства" и "получатель бюджетных средств", приведенных в статье 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации, к числу денежных обязательств казенных учреждений, исполнение которых осуществляется в порядке, установленном статьями 242.3 - 242.6 Кодекса, относятся в том числе их обязанности уплатить за счет средств бюджета определенные денежные средства в соответствии с выполненными условиями гражданско-правовой сделки или согласно положениям закона, иного правового акта, условиям договора, соглашения.
В связи с этим в указанном порядке, в частности, производится исполнение судебных актов о взыскании с казенного учреждения денежных средств по государственным (муниципальным) контрактам, неосновательного обогащения, о возврате излишне уплаченных платежей по сделкам или в силу закона. Заключение государственного (муниципального) контракта или иной гражданско-правовой сделки казенным учреждением не влечет взыскания образовавшейся задолженности за счет казны публично-правового образования, поскольку казенные учреждения, являясь юридическими лицами и выступая в суде в качестве истца и ответчика, отвечают по своим обязательствам находящимися в их распоряжении денежными средствами и обеспечивают исполнение денежных обязательств, указанных в исполнительном документе, в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации (пункт 1, подпункт 8 пункта 3 статьи 50, пункт 4 статьи 123.22 Гражданского кодекса Российской Федерации, пункты 8, 9 статьи 161 Бюджетного кодекса Российской Федерации).
Правила статьи 161 указанного кодекса, регламентирующие правовое положение казенных учреждений, согласно пункту 11 указанной статьи распространяются на органы государственной власти (государственные органы), органы местного самоуправления (муниципальные органы) и органы управления государственными внебюджетными фондами с учетом положений бюджетного законодательства Российской Федерации, устанавливающих полномочия указанных органов, поэтому исполнение исполнительных документов по денежным обязательствам этих органов также осуществляется в порядке, предусмотренном главой 24.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
В данном случае обязанность ответчика по перечислению денежных средств возникла в связи с неисполнением гражданско-правового обязательства, в связи с чем применяется статья 242.3 Бюджетного кодекса Российской Федерации, регулирующая исполнение судебных актов, предусматривающих обращение взыскания на средства федерального бюджета по денежным обязательствам федеральных казенных учреждений.
Указание ответчика, что принадлежащее Российской Федерации здание, расположенное по адресу: г. Магнитогорск, ул. Урицкого, д. 3А, является административным, а потому положения Жилищного кодекса Российской Федерации при разрешении спора не подлежали применению, судом кассационной инстанции отклоняется.
В суде первой и апелляционной инстанций ответчиком не заявлялись доводы о том, что нежилые помещения, принадлежащие Российской Федерации, являются самостоятельным нежилым зданием и не имеют общего имущества с многоквартирным домом, что является процессуальным риском ответчика (часть 2 статьи 9, часть 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Принимая во внимание совокупность представленных в материалы дела доказательств, указание истца на наличие общих сетей холодного, горячего водоснабжения, теплоснабжения, общего фундамента и стены с многоквартирным домом, учитывая отсутствие возражений ответчика по данным обстоятельствам и то, что доводы ответчика в суде первой и апелляционной инстанций сводились исключительно к необходимости применения к отношениям сторон спора положений статьи 333 Гражданского кодекса Российской Федерации, отсутствия в распоряжении ответчика финансирования на содержание нежилых помещений и необходимости взыскания задолженности за счет казны Российской Федерации, суды правомерно рассмотрели спор исходя из доказательств, представленных в материалы дела, и позиций сторон спора.
Доводы, приведенные в кассационной жалобе Управления Росимущества в Челябинской и Курганской областях, выводов судов не опровергают и сводятся лишь к иной оценке установленных по делу обстоятельств. Суд кассационной инстанции полагает, что все обстоятельства, имеющие существенное значение для дела, судом первой и апелляционной инстанции установлены, все доказательства исследованы и оценены в соответствии с требованиями Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Оснований для переоценки доказательств и сделанных на их основании выводов у суда кассационной инстанции не имеется (статья 286 процессуального кодекса Российской Федерации).
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебных актов, судом кассационной инстанции не выявлено.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Челябинской области от 17.02.2021 по делу N А76-22158/2020 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.04.2021 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
А.А. Сафронова |
Судьи |
Л.В. Громова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Указание ответчика, что принадлежащее Российской Федерации здание, расположенное по адресу: г. Магнитогорск, ул. Урицкого, д. 3А, является административным, а потому положения Жилищного кодекса Российской Федерации при разрешении спора не подлежали применению, судом кассационной инстанции отклоняется.
...
Принимая во внимание совокупность представленных в материалы дела доказательств, указание истца на наличие общих сетей холодного, горячего водоснабжения, теплоснабжения, общего фундамента и стены с многоквартирным домом, учитывая отсутствие возражений ответчика по данным обстоятельствам и то, что доводы ответчика в суде первой и апелляционной инстанций сводились исключительно к необходимости применения к отношениям сторон спора положений статьи 333 Гражданского кодекса Российской Федерации, отсутствия в распоряжении ответчика финансирования на содержание нежилых помещений и необходимости взыскания задолженности за счет казны Российской Федерации, суды правомерно рассмотрели спор исходя из доказательств, представленных в материалы дела, и позиций сторон спора."
Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 19 августа 2021 г. N Ф09-5341/21 по делу N А76-22158/2020