Екатеринбург |
|
25 августа 2021 г. |
Дело N А60-51578/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 августа 2021 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 25 августа 2021 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Сидоровой А. В.,
судей Сирота Е. Г., Рябовой С. Э.,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Ремторг" на решение Арбитражный суд Свердловской области от 24.12.2020 по делу N А60-51578/2020 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.05.2021 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании приняли участие представители общества с ограниченной ответственностью "Ремторг" - Моськин В.В. (доверенность от 30.06.2021); публичного акционерного общества "Уральский банк реконструкции и развития" - Табаринцев М.С. (доверенность от 28.12.2020 N 3982).
Общество с ограниченной ответственностью "Ремторг" (ОГРН: 1206600010231, ИНН: 6679131597; далее - общество "Ремторг", истец) обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с исковым заявлением о признании действий публичного акционерного общества "Уральский банк реконструкции и развития" (ОГРН: 1026600000350, ИНН: 6608008004; далее - общество "УБРиР", Банк, ответчик) по блокировке системы дистанционного банковского обслуживания (далее - ДБО) расчетного счета N 40702810562160066786 незаконным, обязании ПАО КБ "УБРиР" возобновить ДБО клиента общества "Ремторг" в системе Банк-Клиент с использованием расчетного счета N 40702810562160066786 в части формирования и приема электронных документов, в том числе распоряжений об осуществлении перевода денежных средств.
Определением суда от 16.10.2020 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Межрегиональное управление Федеральной службы по финансовому мониторингу по Уральскому федеральному округу (ОГРН: 1056603153859, ИНН: 6659118630; далее - Росфинмониторинг).
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 24.12.2020, оставленным без изменения постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.05.2021, в удовлетворении исковых требований отказано.
Общество "Ремторг" обратилось в Арбитражный суд Уральского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить судебные акты, дело направить на новое рассмотрение.
В кассационной жалобе заявитель ссылается на отсутствие оснований для применения банком в отношения истца мер, предусмотренных Федеральным законом от 07.08.2001 N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" (далее - Закон N 115-ФЗ), в виду недоказанности проведения истцом подозрительных операции по расчетному счету. Действия по блокировке ДБО, по мнению общества "Ремторг", является злоупотреблением правом со стороны ответчика и противоречит договорным обязательствам сторон.
Кроме того, истец ссылается, что суды в нарушение положений Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при принятии обжалуемых судебных актов не дали оценки доводам и представленным обществом "Ремторг" доказательства.
Общество "УБРиР" представило письменный мотивированный отзыв на кассационную жалобу, в котором просит отказать в ее удовлетворении, ссылаясь на необоснованность доводов общества "Ремторг". По мнению ответчика, обжалуемые судебные акты являются законными и отмене не подлежат.
Законность обжалуемых судебных актов проверена судом кассационной инстанции в порядке, установленном статьями 274, 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в пределах доводов, изложенных в кассационной жалобе.
Как следует из материалов дела и установлено судами при рассмотрении спора, 24.03.2020 между истцом и ответчиком подписано заявление об акцепте оферты N 2016440307 путем присоединения истца к Правилам банковского обслуживания юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, занимающихся в установленном законодательством РФ частной практикой, в публичном акционерном обществе "Уральский банк реконструкции и развития" и Тарифов банка (далее - Правила банка, Тарифы банка).
На основании договора истцу открыт расчетный счет N 40702810562160066786. Договор банковского счета, в соответствии с которым обществу "Ремторг" был открыт указанный расчетный счет, у истца отсутствует, экземпляр подписанного договора банковского счета ответчик истцу не представил.
Истцом в банк направлено для исполнения платежное поручение от 29.06.2020 N 5 на перевод денежных средств на сумму 702 133 руб. 06 коп.
Банком в адрес истца направлен запрос от 29.06.2020 на предоставление документов и пояснений, подтверждающих ведение финансово-хозяйственной деятельности за последние 3 месяца, в срок до 07.07.2020; за расходными операциями истца был установлен контроль со стороны сотрудников СФМ.
В дальнейшем 02.07.2020 банк приостановил услугу дистанционного доступа к банковскому счету N 40702810562160066786 в части формирования электронных документов со ссылкой на нормы Закона N 115-ФЗ.
Письмом от 27.07.2020 банк повторно запросил у истца необходимые документы для правильной оценки характера проводимых операций и определения источника происхождения денежных средств.
Истец направил в адрес ответчика досудебную претензию от 10.09.2020 об устранении препятствий в пользовании услугой дистанционного банковского обслуживания в системе Банк-Клиент с использованием расчетного счета N 40702810562160066786.
Поскольку в предложенные сроки ответ на досудебную претензию от ответчика не поступил, система дистанционного банковского обслуживания расчетным счетом N 40702810562160066786 не разблокирована, считая действия банка незаконными, истец обратился в суд с настоящим иском о признании незаконным отказа в обслуживании банковских счетов с использованием системы дистанционного банковского обслуживания.
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции, руководствуясь статьями 845, 858 Гражданского кодекса Российской Федерации, положениями Закона N 115-ФЗ, установив, что совершаемые клиентом операции носят необычный характер, не имеют очевидного экономического смысла или очевидной законной цели, не соответствуют целям деятельности организации, противоречат закону, пришел к выводу о том, что банк действовал в соответствии с законом, запросив у клиента документы и впоследствии признав, что они не устраняют сомнения в реальности операций, приостановил дистанционное банковское обслуживание клиента. При этом суд исходил из того, что при этом само банковское обслуживание посредством исполнения платежных документах на бумажном носителе банком не ограничено.
Суд апелляционной инстанции, оставляя решение без изменения, с выводами суда первой инстанции согласился, признал их правильными, соответствующими имеющимся в материалах дела доказательствам и требованиям закона.
Проверив в соответствии с положениями статей 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов кассационной жалобы законность обжалуемых судебных актов, суд кассационной инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Согласно пункту 1 статьи 845 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору банковского счета банк обязуется принимать и зачислять поступающие на счет, открытый клиенту (владельцу счета), денежные средства, выполнять распоряжения клиента о перечислении и выдаче соответствующих сумм со счета и проведении других операций по счету.
В силу статьи 858 Гражданского кодекса Российской Федерации ограничение прав клиента на распоряжение денежными средствами, находящимися на счете, не допускается, за исключением наложения ареста на денежные средства, находящиеся на счете, или приостановления операций по счету в случаях, предусмотренных законом.
Отношения граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства, организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, а также государственных органов, осуществляющих контроль на территории Российской Федерации за проведением операций с денежными средствами или иным имуществом, в целях предупреждения, выявления и пресечения деяний, связанных с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, и финансированием терроризма, регулируются нормами Закона N 115-ФЗ, в статье 7 которого определены права и обязанности организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом.
Закон N 115-ФЗ согласно статье 1 направлен на защиту прав и законных интересов граждан, общества и государства путем создания правового механизма противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения.
Пунктом 11 статьи 7 Закона N 115-ФЗ установлено право банков как организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, отказать в выполнении распоряжения клиента о совершении операции, за исключением операций по зачислению денежных средств, поступивших на счет физического или юридического лица, иностранной структуры без образования юридического лица, по которой не представлены документы, необходимые для фиксирования информации в соответствии с положениями настоящего Федерального закона, а также в случае, если в результате реализации правил внутреннего контроля у работников организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, возникают подозрения, что операция совершается в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма.
Общие основания отнесения операций к числу подозрительных установлены пунктом 2 статьи 7 Закона N 115-ФЗ, к ним относятся: запутанный или необычный характер сделки, не имеющей очевидного экономического смысла или очевидной законной цели; несоответствие сделки целям деятельности организации, установленным учредительными документами этой организации; выявление неоднократного совершения операций или сделок, характер которых дает основание полагать, что целью их осуществления является уклонение от процедур обязательного контроля, предусмотренных Законом; иные обстоятельства, дающие основания полагать, что сделки осуществляются в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма.
При реализации правил внутреннего контроля в случае, если операция, проводимая по банковскому счету клиента, квалифицируется банком в качестве операции, подпадающей под какой-либо из критериев, перечисленных в пункте статьи 7 Закона N 115-ФЗ и, соответственно, являющихся основаниями для документального фиксирования информации, банк вправе запросить у клиента предоставления не только документов, выступающих формальным основанием для совершения такой операции по счету, но и документов по всем связанным с ней операциям, а также иной необходимой информации, позволяющей банку уяснить цели и характер рассматриваемых операций.
Согласно Письму Банка России от 27.04.2007 N 60-Т "Об особенностях обслуживания кредитными организациями клиентов с использованием технологии дистанционного доступа к банковскому счету клиента (включая интернет-банкинг)", кредитным организациям рекомендуется после предварительного предупреждения отказывать клиентам в приеме от них распоряжений на проведение операции по банковскому счету (вкладу), подписанных аналогом собственноручной подписи, в случае выявления сомнительных операций клиентов. При этом кредитным организациям рекомендуется принимать от таких клиентов только надлежащим образом оформленные расчетные документы на бумажном носителе.
В соответствии с письмом Банка России от 26.12.2005 N 161-Т "Об усилении работы по предотвращению сомнительных операций кредитных организаций", к сомнительным операциям, совершаемым кредитными организациями по поручению клиентов, могут быть отнесены операции по систематическому снятию клиентами кредитных организаций (юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями) со свои банковских счетов (депозитов) крупных сумм наличных денежных средств; регулярные зачисления крупных сумм денежных средств от третьих лиц (за исключением кредитов) на банковские счета (депозиты, вклады) физических лиц с последующим снятием этих средств в наличной форме либо с их последующим переводом на банковские счета (депозиты, вклады) третьих лиц в течение нескольких дней; осуществление иных операций, которые не имеют очевидного экономического смысла (носят запутанный или необычный характер), либо не соответствуют характеру (основному виду) деятельности клиента или его возможностям по совершению операций в декларируемых объемах, либо обладают признаками фиктивных сделок и др.
В соответствии с Методическими рекомендациями о подходах к управлению кредитными организациями риском легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма (утверждены Банком России 21.07.2017 N 18-МР), к транзитным операциям в частности относятся операции, обладающие следующими признаками: со счета не производятся выплаты заработной платы работникам клиента, а также связанные с ними перечисления по НДФЛ и страховым взносам; основания платежей, производимых по счету клиента, не имеют отношения к затратам, присущим хозяйствующим субъектам, занимающимся заявленными клиентом при открытии/ведении счета видами деятельности, а также отсутствует связь между основаниями преобладающих объемов зачисления денежных средств на счет клиента и основаниями последующего их списания (подтверждается структурой операций (назначениями платежей) по поступлению денежных средств на счет клиента, отраженных в выписке по счету клиента, и структурой операций (назначениям платежей) по операциям, которые планировались к списанию с расчетного счета и отражены в Реестре планируемых платежей и соответствующих платежных поручениях); происходит резкое увеличение оборотов по счету клиента, превышение заявленного при открытии (ведении) счета клиентом максимального оборота денежных средств; со счета не производятся платежи в рамках ведения хозяйственной деятельности клиента (например, арендные платежи, платежи в счет уплаты коммунальных услуг, закупки канцелярских товаров и другие); денежные средства зачисляются на счет клиента от контрагентов-покупателей по договорам за товары и услуги с выделением НДС и практически в полном объеме списываются клиентом в пользу контрагентов по объектам, не облагаемым НДС (операциям по реализации товаров, оказанию услуг, передаче денежных средств в обеспечение обязательств, предоставлению займов, реализации лома металлов).
В письме Банка России "О повышении внимания кредитных организаций к отдельным операциям клиентов" от 31.12.2014 N 236-Т указано, что Банк России рекомендует кредитным организациям в рамках реализации программы управления риском легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма: запрашивать у клиента документы (надлежащим образом заверенные копии), подтверждающие уплату таким клиентом налогов за последний налоговый (отчетный) период, либо документы (надлежащим образом заверенные копии) (сведения), подтверждающие отсутствие оснований для уплаты налогов в бюджетную систему Российской Федерации; обеспечить повышенное внимание всем операциям такого клиента; направлять в уполномоченный орган информацию об операциях такого клиента, соответствующих указанным выше признакам. В случае непредставления клиентом документов, Банк России рекомендует кредитным организациям реализовывать в отношении такого клиента право, предусмотренное пунктом 11 статьи 7 Закона N 115-ФЗ, отказать в выполнении распоряжения клиента о совершении операции, за исключением операций по зачислению денежных средств.
Судами установлено, что в ходе реализации правил внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, банк осуществил мониторинг проводимых обществом "Ремторг" банковских операций и счел, что они подпадают под критерии, перечисленные в пункте 2 статьи 7 Закона N 115-ФЗ, в связи с этим в соответствии с пунктом 14 статьи 7 названного Закона реализовал право запроса у клиента дополнительных документов относительно характера его деятельности и производимых по счету операций, отключил системы дистанционного банковского обслуживания клиента в части формирования электронных платежных поручений.
Судами установлено, что в результате изучения предоставленных документов и анализа операций по расчетным счетам общества "Ремторг" у банка возникли обоснованные сомнения относительно того, что совершаемые истцом операции имели необычный характер, в том числе, активность использования истцом счета с даты открытия счета по дата последней операции, уплата налогов в незначительных размерах, несопоставимых с масштабом деятельности клиента, неосуществление выплат заработной платы и иных платежей, сопутствующих осуществлению реальной финансово-хозяйственной деятельности. Основной объем зачислений денежных средств приходится от компаний общества с ограниченной ответственностью "ГК "Урал" и общества с ограниченной ответственностью "Уральская торговая компания (ИНН 6670317727), в спецификациях к договорам не указаны идентификационные данные товара, модель, в связи с чем определить соответствие товара указанной цене не представляется возможным; основной объем расходных операций приходится в адрес контрагента общества ограниченной ответственностью "Тандем", обладающего признаками номинальной структуры; предоставленные клиентом счета-фактуры по датам и суммам не совпадают с проведенным платежом.
Кроме того, судами двух инстанций принято во внимание, что в базе данных Росфинмониторинга имеются сведения о применении банком к истцу мер противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, а именно обществом "УБРиР" было 1 раз отказано в проведении операции общества "Ремторг" в соответствии с правилами внутреннего контроля в связи с наличием подозрений о том, что целью совершения такой операции является легализация (отмывание) доходов. Кроме этого, иной кредитной организацией к обществу "Ремторг" также применялась мера в виде отказа в выполнении распоряжения клиента в соответствии с правилами внутреннего контроля в связи с наличием подозрений о том, что целью совершения такой операции является легализация (отмывание) доходов.; в период с мая по июль 2020 года обществом "УБРиР" и иными кредитными организациями представлено значительное количество сообщений об операциях истца, в отношении которых у сотрудников банка возникают подозрения, что такие операции совершаются в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма.
Исследовав и оценив в порядке, предусмотренном статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, представленные в материалы дела доказательства, с учетом мнения Росфинмониторинга, привлеченного к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, суды установили, что банк действовал в рамках исполнения возложенных на него законом обязанностей; представленные клиентом документы не подтвердили экономический смысл операций, проводимых по расчетному счету, не устранили обоснованных сомнений банка в правомерности перечислений денежных средств, в связи с чем суды пришли к выводу о том, что действия клиента правомерно квалифицированы банком как подозрительные операции, не имеющие явного экономического смысла, предположительно направлены на легализацию доходов.
Ссылка заявителя кассационной жалобы на недоказанность сомнительности и незаконности операций клиента, по существу, направлена на переоценку фактических обстоятельств настоящего дела, что находится за пределами полномочий суда кассационной инстанции (статья 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Приведенные в кассационной жалобе доводы заявителя не опровергают выводы судов, изложенные в обжалуемых судебных актах, были предметом исследования в судах первой и апелляционной инстанций и подлежат отклонению, поскольку не свидетельствуют о нарушении судами норм права и сводятся к переоценке доказательств и установленных по делу обстоятельств, оснований для которой суд кассационной инстанции не усматривает в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
По существу, изложенные в кассационной жалобе доводы выражают несогласие с произведенной судами оценкой установленных по делу фактических обстоятельств, что само по себе не является основанием для отмены принятых по делу законных судебных актов.
В соответствии с частью 2 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд, рассматривающий дело в кассационном порядке, не имеет полномочий устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены в решении или постановлении либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанций.
Нарушений норм материального и процессуального права, являющихся в силу положений статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловными основаниями для отмены судебных актов, судом кассационной инстанции не установлено.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражный суд Свердловской области от 24.12.2020 по делу N А60-51578/2020 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.05.2021 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Ремторг" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
А.В. Сидорова |
Судьи |
Е.Г. Сирота |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии с письмом Банка России от 26.12.2005 N 161-Т "Об усилении работы по предотвращению сомнительных операций кредитных организаций", к сомнительным операциям, совершаемым кредитными организациями по поручению клиентов, могут быть отнесены операции по систематическому снятию клиентами кредитных организаций (юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями) со свои банковских счетов (депозитов) крупных сумм наличных денежных средств; регулярные зачисления крупных сумм денежных средств от третьих лиц (за исключением кредитов) на банковские счета (депозиты, вклады) физических лиц с последующим снятием этих средств в наличной форме либо с их последующим переводом на банковские счета (депозиты, вклады) третьих лиц в течение нескольких дней; осуществление иных операций, которые не имеют очевидного экономического смысла (носят запутанный или необычный характер), либо не соответствуют характеру (основному виду) деятельности клиента или его возможностям по совершению операций в декларируемых объемах, либо обладают признаками фиктивных сделок и др."
Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 25 августа 2021 г. N Ф09-5311/21 по делу N А60-51578/2020