Екатеринбург |
|
30 августа 2021 г. |
Дело N А60-32018/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24 августа 2021 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 30 августа 2021 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Тороповой М.В.,
судей Рябовой С.Э., Беляевой Н.Г.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Министерства по управлению государственным имуществом Свердловской области (далее - министерство, заявитель) на решение Арбитражного суда Свердловской области от 21.01.2021 по делу N А60-32018/2020 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.05.2021 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании приняли участие представители:
министерства - Дружинина О.М. (доверенность от 18.02.2021 N 17-01-82/3127);
Управления федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Свердловской области (далее - Управление Росреестра, заинтересованное лицо) - Кузнецова С.И. (доверенность от 09.12.2019 N 08-22/1281).
Министерство обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением к Управлению Росреестра о признании незаконным решения Управления Росреестра об отказе в государственной регистрации права собственности Свердловской области на земельный участок с кадастровым номером 66:41:0614007:204, выраженное в сообщении от 15.06.2020 N 66/99/001/2020-463901, возложении обязанности осуществить государственную регистрацию права собственности.
В соответствии со статьей 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено садовое некоммерческое товарищество "Ласточка-2".
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 21.01.2020 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.05.2021 решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе министерство просит указанные судебные акты отменить, принять новый судебный акт, которым заявленные министерством требования удовлетворить, ссылаясь на несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела и имеющимся доказательствам, неправильное применение норм материального права.
По мнению заявителя кассационной жалобы, вывод судов о том, что решение об изъятии для государственных нужд земельного участка с кадастровым номером 66:41:0614007:204, находящегося в общей долевой собственности собственников земельных участков в СНТ "Ласточка-2" на государственную регистрацию не представлено, противоречит представленным в материалы дела доказательствам.
Заявитель кассационной жалобы считает, что судами неправильно применены статьи 14, 18, 26, 27 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон о регистрации), поскольку, как указывает заявитель, спорный земельный участок образован из земель общего пользования садового товарищества, которые были предназначены для обеспечения в пределах территории садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения в проходе, проезде к тем земельным участкам и объектам, которые изъяты. Кроме того, заявитель считает, что в настоящее время оставшиеся члены садового товарищества необходимости в использовании спорного земельного участка не имеют, у них также отсутствуют и права на указанную территорию в результате произведенного изъятия и выкупа.
Заявитель утверждает, что заявление, поданное министерством, в Управление Росреестра о государственной регистрации права собственности Свердловской области на земельный участок, образованный из земель общего пользования, принадлежавших на праве долевой собственности садоводам, чье право собственности на садовый участок и объекты недвижимости на нем расположенные, перешло к Свердловской области посредством заключения соглашений об изъятии недвижимости для государственных нужд, было подано в установленном законом порядке с приложением всех необходимых документов оснований. Таким образом, по мнению заявителя, право собственности на спорный земельный участок подлежало регистрации за Свердловской областью после его формирования по правилам об изъятии земельных участков.
В соответствии со статьей 286 АПК РФ суд кассационной инстанции проверяет законность решения суда первой инстанции и постановления суда апелляционной инстанций исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и возражений относительно кассационной жалобы.
Проверив законность обжалуемых судебных актов, суд кассационной инстанции не находит оснований для их отмены.
Как установлено судами и следует из материалов дела, постановлением Правительства Свердловской области от 25.01.2018 N 28-ПП "Об утверждении государственной программы Свердловской области "Развитие транспортного комплекса Свердловской области до 2024 года" предусмотрена реконструкция автомобильной дороги вокруг г. Екатеринбурга на участке Семь Ключей - Большой Исток на территории муниципального образования город Екатеринбург в Свердловской области.
Приказом Министерства строительства и развития инфраструктуры Свердловской области от 14.02.2018 N 87-П "Об утверждении основанной части проекта планировки территории для размещения линейного объекта транспортной инфраструктуры регионального значения "Реконструкция автомобильной дороги вокруг г. Екатеринбурга на участке Семь Ключей - Большой Исток на территории муниципального образования город Екатеринбург в Свердловской области" и проекта межевания территории для размещения линейного объекта транспортной инфраструктуры регионального значения "Реконструкция автомобильной дороги вокруг г. Екатеринбурга на участке Семь Ключей-Большой Исток на территории муниципального образования город Екатеринбург в Свердловской области" предусмотрено формирование земельных участков для размещения линейного объекта транспортной инфраструктуры регионального значения.
В целях размещения линейного объекта транспортной инфраструктуры регионального значения "Реконструкция автомобильной дороги вокруг г. Екатеринбурга на участке Семь Ключей - Большой Исток на территории муниципального образования город Екатеринбург в Свердловской области" в соответствии с Приказом Министерства по управлению государственным имуществом Свердловской области от 06.04.2018 N 737 "Об изъятии для государственных нужд Свердловской области земельных участков и расположенных на них объектов недвижимого имущества для размещения линейного объекта транспортной инфраструктуры регионального значения "Реконструкция автомобильной дороги вокруг г. Екатеринбурга на участке Семь Ключей - Большой Исток на территории муниципального образования город Екатеринбург в Свердловской области" Приказом Министерства по управлению государственным имуществом Свердловской области от 20.07.2018 N 1659 "Об изъятии для государственных нужд Свердловской области земельных участков и расположенных на них объектов недвижимого имущества для размещения линейного объекта транспортной инфраструктуры регионального значения "Реконструкция автомобильной дороги вокруг г. Екатеринбурга на участке Семь Ключей - Большой Исток на территории муниципального образования город Екатеринбург в Свердловской области" были изъяты земельные участки, расположенные в СНТ "Ласточка-2", принадлежащие физическим лицам и зарегистрировано право собственности Свердловской области.
Путем раздела с сохранением в измененных границах земельного участка с кадастровым номером 66:41:0614007:108 площадью 13 029 кв. м, разрешенное использование - садоводство, право - общая совместная собственность коллективного сада "Ласточка-2" 19.09.2018 образован земельный участок с кадастровым номером 66:41:0614007:204 площадью 242 кв.м.
В связи с тем, что в рамках названных выше нормативных актов наряду с земельными участками, принадлежащим садоводам на праве частной собственности, был изъят земельный участок, представляющий собой территорию общего пользования с кадастровым номером 66:41:0614007:204, площадью 242 кв.м, с целью регистрации права собственности Свердловской области на земельный участок с кадастровым номером 66:41:0614007:204 министерством было направлено соответствующее заявление в Управление Росреестра о государственной регистрации права Свердловской области на земли общего пользования, принадлежащие на праве долевой собственности садоводам, чье право собственности на садовый участок и объекты недвижимости на нем перешло к Свердловской области в установленном порядке в результате заключения соглашения об изъятии недвижимости для государственных нужд.
В качестве документа-основания возникновения права собственности Свердловской области на земельный участок с кадастровым номером 66:41:0614007:204 со стороны министерства представлены: Приказы министерства от 06.04.2018 N 737, от 20.07.2018 N 1659, межевой план с приложением Приказа N 87-П, решения Октябрьского районного суда г. Екатеринбурга от 19.08.2019 и 23.09.2019 об изъятии для государственных нужд Свердловской области земельных участков, принадлежащих на праве собственности Акименко С.Г. и Назарову Ю.В., соглашения об изъятии земельных участков для государственных нужд заключенные с Филинковой С.А., Григорченковой Н.А., Агапеевым Е.А., Казаковым В.Е., Мальцевой Н.И., Каграмановым А.М., Высоких С.О.
Уведомлением от 16.03.2020 N 66/999/001/2020-463901 Управление Росреестра приостановило государственную регистрацию права собственности Свердловской области, в последующем сообщением от 15.06.2020 N 66/999/001/2020-463901 отказало в совершении регистрационных действий права собственности Свердловской области в отношении земельного участка с кадастровым номером 66:41:0614007:204, обосновав свой отказ не предоставлением документов, необходимых для осуществления кадастрового учета и государственной регистрации прав.
Полагая, что указанное решение Управления Росреестра не соответствует положениям статей 14, 18, 26, 27 Закона о регистрации, указывая, что заявление, направленное в Управление Росреестра о государственной регистрации права Свердловской области на земельный участок с кадастровым номером 66:41:0614007:204 подано в установленном законом порядке с приложением всех необходимых документов-оснований, заявитель обратился в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды первой и апелляционной инстанций исходили из следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Частью 4 статьи 200 АПК РФ установлено, что при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 2 статьи 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Таким образом, для признания арбитражным судом ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух юридически значимых обстоятельств: несоответствие их закону или иным нормативным правовым актам и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Пунктом 3 части 1 статьи 29 Закона о регистрации предусмотрено, что государственная регистрация прав включает в себя проведение правовой экспертизы документов, представленных для осуществления государственной регистрации прав, на предмет наличия или отсутствия установленных названным Федеральным законом оснований для приостановления государственной регистрации прав либо для отказа в осуществлении государственной регистрации прав.
Частью 1 статьи 26 Закона о регистрации предусмотрены основания для приостановления осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, в соответствии с которой осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав приостанавливается по решению государственного регистратора прав в случае, если представленные для государственной регистрации прав в силу закона документы не свидетельствуют о факте возникновения права в силу закона.
В силу статьи 27 Закона о регистрации в осуществлении государственной регистрации прав отказывается по решению государственного регистратора прав в случае, если в течение срока приостановления не устранены причины, препятствующие осуществлению государственной регистрации прав, указанные в статье 26 названного Федерального закона.
Порядок изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд установлен главой VII Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ).
Согласно пункту 2 статьи 56.2 ЗК РФ изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд осуществляется на основании решений уполномоченных исполнительных органов государственной власти субъекта Российской Федерации - в случае изъятия земельных участков для государственных нужд субъекта Российской Федерации (региональных нужд), в том числе для размещения объектов регионального значения.
Согласно пункту 3 статьи 56.6 ЗК РФ, решение об изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд (далее - решение об изъятии) может быть принято в отношении одного или нескольких земельных участков, в том числе земельного участка или земельных участков, подлежащих образованию. В решении об изъятии должны быть указаны изымаемые земельные участки, в том числе земельные участки, подлежащие образованию, и расположенные на таких земельных участках объекты недвижимого имущества, а также цель изъятия земельных участков, реквизиты документов, в соответствии с которыми осуществляется изъятие (пункт 4 ЗК РФ).
Исходя из норм статьи 56.7 ЗК РФ, уполномоченный орган исполнительной власти или орган местного самоуправления, принявшие решение об изъятии, подготавливает соглашения об изъятии земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимого имущества для государственных или муниципальных нужд (далее - соглашение об изъятии недвижимости).
Пунктом 2 статьи 56.9 ЗК РФ установлено, что соглашение об изъятии недвижимости заключается с каждым правообладателем земельного участка и (или) расположенного на нем объекта недвижимого имущества.
В силу подпункта 1 пункта 1 статьи 56.11, подпункта 6 пункта 1 статьи 56.11 ЗК РФ заключенное соглашение об изъятии недвижимости для государственных или муниципальных нужд либо вступившее в законную силу решение суда о принудительном изъятии земельного участка и (или) расположенных на нем объектов недвижимого имущества является основанием для:
- перехода права собственности на земельный участок и (или) расположенные на нем объекты недвижимого имущества, находящиеся в частной собственности;
- государственной регистрации возникновения, прекращения или перехода прав на изъятые земельный участок и (или) расположенные на нем объекты недвижимого имущества.
Согласно пункту 4 статьи 25 Федерального закона от 29.07.2017 N 217-ФЗ "О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон от 29.07.2017 N 217-ФЗ), доля в праве общей собственности на имущество общего пользования собственника садового или огородного земельного участка, расположенного в границах территории садоводства или огородничества, следует судьбе права собственности на такой садовый или огородный земельный участок.
На основании части 1 статьи 42 Закона о регистрации государственная регистрация перехода права на садовый или огородный земельный участок, расположенный в границах территории ведения гражданами садоводства или огородничества для собственных нужд, одновременно является государственной регистрацией перехода права на долю в праве общей собственности на имущество общего пользования.
Судами установлено, что причиной приостановления и в последующем отказа в государственной регистрации права собственности Свердловской области на земельный участок с кадастровым номером 66:41:0614007:204 послужило не предоставление заявителем документов, являющихся основанием для изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд, отсутствие заключенного соглашения об изъятии спорного земельного участка для государственных или муниципальных нужд либо вступившего в законную силу решения суда о принудительном изъятии спорного земельного участка.
Как установлено судами, спорный земельный участок с кадастровым номером 66:41:0614007:204 образован 19.09.2018 путем раздела с сохранением в измененных границах земельного участка с кадастровым номером 66:41:0614007:108, разрешенное использование которого, садоводство, право -общая совместная собственность (в настоящее время - равнозначная общей долевой собственности) коллективного сада "Ласточка-2" от 10.02.1999 N 31288.
Суды, исследовав представленные министерством в Управление Росреестра на государственную регистрацию документы, установили, что на основании судебных актов и соглашений об изъятии за Свердловской областью зарегистрировано право собственности на земельные участки с кадастровыми номерами 66:41:0614007:76, 66:41:0614007:52, 66:41:0614007:80, 66:41:0614007:47, 66:41:0614007:75, 66:41:0614007:78, 66:41:0614007:24, 66:41:0614007:73, расположенные по адресу: Свердловская обл., г. Екатеринбург, СНТ "Ласточка-2".
На основании пункта 4 статьи 25 Закона от 29.07.2017 N 217-ФЗ, части 1 статьи 42 Закона о регистрации, суды пришли к верному выводу, что при приобретении указанных земельных участков в собственность у Свердловской области возникло право общей долевой собственности на имущество общего пользования - как на земельный участок с кадастровым номером 66:41:0614007:108, так и на образованный из него земельный участок с кадастровым номером 66:41:0614007:204.
При этом, суды верно отметили, что помимо членов коллективного сада "Ласточка-2", чьи права собственности на садовые участки перешли к Свердловской области в результате заключения соглашений об изъятии недвижимости для государственных нужд, в коллективном саду "Ласточка-2" остались иные члены коллективного сада, соответственно, спорный земельный участок с кадастровым номером 66:41:0614007:204 является общей долевой собственностью как Свердловской области, так и оставшихся членов коллективного сада "Ласточка-2", в связи с чем, исходя из пункта 2 статьи 56.9 ЗК РФ, подпункта 6 пункта 1 статьи 56.11 ЗК РФ для государственной регистрации права единоличной собственности Свердловской области на спорный земельный участок министерству в регистрирующий орган необходимо представить соглашение об изъятии данного земельного участка для государственных нужд, заключенное с каждым членом коллективного сада "Ласточка-2", являющимся правообладателем общей долевой собственности в отношении спорного земельного участка, либо вступившее в законную силу решение суда о принудительном изъятии данного земельного участка.
Исходя из того, что в материалах дела отсутствуют доказательства представления министерством в регистрирующий орган какого-либо из указанных документов, необходимого для государственной регистрации права, учитывая, что министерством не были устранены причины, послужившие основанием для приостановления государственной регистрации, суды первой и апелляционной инстанций правомерно не усмотрели оснований для признания оспариваемого решения Управления Росреестра незаконным, как следствие, обоснованно отказали в удовлетворении заявленных требований.
Отклоняя доводы заявителя кассационной жалобы, суды верно отметили, что в соответствии с частью 6 статьи 25 Федерального закона от 29.07.2017 N 217-ФЗ "О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" факт приобретения Свердловской областью земельных участков, расположенных в границах территории ведения гражданами садоводства, не дает права самостоятельно выделить в натуре имущество общего пользования.
Кроме того, не представляется возможным установить соблюдение требований части 16 статьи 54 Закона N 217-ФЗ в отношении площади земельного участка с кадастровым номером 66:41:0614007:204, согласно которой собственникам земельных участков, расположенных в границах территории ведения гражданами садоводства или огородничества для собственных нужд, принадлежит право общей долевой собственности на общее имущество пропорционально площади этих участков.
Доводы заявителя, изложенные в кассационной жалобе, являлись предметом рассмотрения судов и получили надлежащую правовую оценку, основаны на неправильном толковании приведенных норм права, в части доводы направлены на переоценку доказательств и установленных судами на их основании фактических обстоятельств, что не входит в полномочия суда кассационной инстанции статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в связи с чем подлежат отклонению, в том числе по основаниям, изложенным в мотивировочной части настоящего постановления.
Нарушений судами при рассмотрении дела норм материального и процессуального права, которые в соответствии со статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации являются основанием к отмене или изменению обжалуемых судебных актов, не установлено.
С учетом изложенного решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции отмене не подлежат. Основания для удовлетворения кассационной жалобы отсутствуют.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Свердловской области от 21.01.2021 по делу N А60-32018/2020 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.05.2021 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу Министерства по управлению государственным имуществом Свердловской области - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
М.В. Торопова |
Судьи |
С.Э. Рябова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Исходя из того, что в материалах дела отсутствуют доказательства представления министерством в регистрирующий орган какого-либо из указанных документов, необходимого для государственной регистрации права, учитывая, что министерством не были устранены причины, послужившие основанием для приостановления государственной регистрации, суды первой и апелляционной инстанций правомерно не усмотрели оснований для признания оспариваемого решения Управления Росреестра незаконным, как следствие, обоснованно отказали в удовлетворении заявленных требований.
Отклоняя доводы заявителя кассационной жалобы, суды верно отметили, что в соответствии с частью 6 статьи 25 Федерального закона от 29.07.2017 N 217-ФЗ "О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" факт приобретения Свердловской областью земельных участков, расположенных в границах территории ведения гражданами садоводства, не дает права самостоятельно выделить в натуре имущество общего пользования.
Кроме того, не представляется возможным установить соблюдение требований части 16 статьи 54 Закона N 217-ФЗ в отношении площади земельного участка с кадастровым номером 66:41:0614007:204, согласно которой собственникам земельных участков, расположенных в границах территории ведения гражданами садоводства или огородничества для собственных нужд, принадлежит право общей долевой собственности на общее имущество пропорционально площади этих участков."
Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 30 августа 2021 г. N Ф09-5728/21 по делу N А60-32018/2020