Екатеринбург |
|
01 сентября 2021 г. |
Дело N А07-5886/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 30 августа 2021 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 01 сентября 2021 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Тороповой М.В.,
судей Беляевой Н.Г., Сулейменовой Т.В.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан (далее - министерство, заинтересованное лицо) на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 15.02.2021 по делу N А07-5886/2020 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.04.2021 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа.
Представители лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа, в судебное заседание не явились.
Индивидуальный предприниматель Гилемянов Радик Фанисович (далее - предприниматель Гилемянов Р.Ф., заявитель) обратился в Арбитражный суд Республики Башкортостан с заявлением к министерству о признании незаконным отказа в исключении из перечня объектов, утвержденных приказом министерства от 27.12.2017 N 1732 "Об утверждении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых в 2018 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость" (далее - приказ N 1732) и перечня объектов, утвержденного постановлением Правительства Республики Башкортостан от 24.12.2018 N 636 "Об утверждении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых в 2019 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость" (далее - постановление Правительства РБ N 636) нежилого здания с кадастровым номером 02:22:160703:315, расположенного по адресу: Республика Башкортостан, Дюртюлинский район, с. Новобиктово, ул. Механизаторская, д. 21/2, выраженного в письме от 19.02.2020 N ДС-17/441-Г (далее - спорное нежилое здание); об обязании внести изменения в перечень объектов, утвержденных приказом N 1732 и перечень объектов, утвержденных постановлением Правительства РБ N 636, исключив из него спорное нежилое здание.
Решением Арбитражного суда Республики Башкортостан от 15.02.2021 заявленные требования удовлетворены. Суд признал недействительным отказ министерства, выразившийся в письме от 19.02.2020 N ДС-17/441-Г.
В качестве устранения допущенных нарушений прав заявителя обязал заинтересованное лицо рассмотреть обращение предпринимателя Гилемянова Р.Ф. об исключении из перечня объектов, утвержденных приказом N 1732 и перечня объектов, утвержденных постановлением Правительства РБ N 636 спорного нежилого здания, поименованное в письме от 19.02.2020 N ДС- 17/441-Г, как обращение по вопросу исключения спорного нежилого здания с кадастровым номером 02:22:160703:315, из перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых в 2018 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, в соответствии с требованиями Порядка определения перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, утвержденного постановлением Правительства Республики Башкортостан от 23.05.2018 N 233, Налогового Кодекса Российской Федерации, Закона Республики Башкортостан "О налоге на имущество организаций" от 28.11.2003 N 43-з.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.04.2021 решение изменено в части способа восстановления нарушенных прав и интересов заявителя. Суд апелляционной инстанции возложил на министерство обязанность по внесению и размещению соответствующей информации на официальном сайте министерства сведений об исключении из перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база в 2018 году определяется как их кадастровая стоимость, утвержденного Приказом N 1732, перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых в 2019 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, утвержденный Постановлением Правительства РБ N 636, сведений о спорном нежилом здании. В остальной части обжалуемое решение оставлено без изменения.
В кассационной жалобе министерство просит решение суда первой инстанции, постановление суда апелляционной инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт, которым в удовлетворении исковых требований предпринимателя Гилемянова Р.Ф. отказать в полном объеме, ссылаясь на несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела и имеющимся доказательствам, неправильное применение норм материального права.
В обоснование доводов кассационной жалобы министерство указывает, что вопреки выводам суда первой инстанции, обращение предпринимателя министерством рассмотрено и дан ответ о невозможности исключения объекта из перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, следовательно, права заявителя не нарушены. Также податель жалобы отмечает, что указанное обращение на рассмотрение межведомственной комиссии не выносилось, поскольку подано за пределами срока, установленного пунктом 3.1 Порядка определения перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, утвержденного постановлением Правительства Республики Башкортостан от 23.05.2018 N 233.
Предприниматель Гилемянов Р.Ф. представил отзыв на кассационную жалобу, просит в удовлетворении жалобы отказать, обжалуемые судебные акты оставить без изменения.
В соответствии со статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) суд кассационной инстанции проверяет законность решения суда первой инстанции и постановления суда апелляционной инстанций исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и возражениях относительно кассационной жалобы.
Поскольку решение суда первой инстанции по настоящему делу изменено постановлением арбитражного апелляционного суда, проверке в кассационном порядке подлежит законность данного постановления.
Проверив законность обжалуемого судебного акта, суд кассационной инстанции не находит оснований для его отмены.
Как установлено судами и следует из материалов дела, заявитель является собственником объекта недвижимости - нежилого здания с кадастровым номером 02:22:160703:340, обладающего следующими характеристиками: назначение - нежилое, площадь 274,4 кв.м, адрес: Республика Башкортостан, Дюртюлинский район, с. Новобиктово, ул. Механизаторская, д. 21/1, номер на этаже 1 (далее - объект недвижимости с кадастровым номером 02:22:160703:340).
Приказом Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан N 1732 от 27.12.2017 "Об утверждении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых в 2018 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость" (далее - перечень) объект недвижимости с кадастровым номером 02:22:160703:315 включен в указанный перечень объектов недвижимого имущества.
Предприниматель Гилемянов Р.Ф. обратился в Межрайонную ИФНС N 1 в связи с неправомерным начислением имущественного налога.
Межрайонная ИФНС N 1 письмом ответила, что объект недвижимости расположен в нежилом здании с кадастровым номером 02:22:160703:315, находящийся по адресу: РБ, Дюртюлинский район, с. Новобиктово, ул. Механизаторская, д. 21/2.
Министерство 19.08.2020 подготовило и направило заявителю ответ N ДС-17/441-Г.
Полагая письмо от 19.08.2020 N ДС-17/441-Г отказом в исключении объекта недвижимости с кадастровым номером 02:22:160703:315 из Перечня, заявитель обратился в суд с данным требованием.
Удовлетворяя заявленные требования, суд обоснованно исходил из следующего.
Согласно части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Частью 4 статьи 200 АПК РФ предусмотрено, что при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 5 статьи 200 АПК РФ обязанность по доказыванию обоснованности решений или действий государственного органа и их соответствия закону и иному нормативному правовому акту возлагается на соответствующий орган.
При этом, исходя из правил распределения бремени доказывания, установленных статьями 65, 198, 200 АПК РФ, обязанность доказывания факта нарушения своих прав и законных интересов возлагается на заявителя.
Из взаимосвязанного анализа положений части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 и части 3 статьи 201 АПК РФ следует, что основанием для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц является наличие одновременно двух условий: их несоответствие закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов лица, обратившегося в суд с соответствующим требованием, в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с пунктом 1 статьи 375 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) налоговая база по налогу на имущество организаций определяется как среднегодовая стоимость имущества, признаваемого объектом налогообложения и учитываемого по его остаточной стоимости, сформированной в соответствии с установленным порядком ведения бухгалтерского учета, утвержденным в учетной политике организации, если иное не установлено Налоговым кодексом.
Пунктом 2 статьи 375 НК РФ установлено, что налоговая база в отношении отдельных объектов недвижимого имущества определяется как их кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года налогового периода в соответствии со статьей 378.2 данного Кодекса.
В соответствии с пунктом 2 статьи 378.2 НК РФ законом субъекта Российской Федерации могут быть установлены особенности определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 указанного Кодекса.
Объекты недвижимого имущества, в отношении которых субъектом Российской Федерации могут быть установлены особенности определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости, поименованы в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса.
К ним относятся административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них, а также нежилые помещения, назначение которых в соответствии с кадастровыми паспортами объектов недвижимости или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.
При этом условия признания объекта недвижимости административно-деловым центром, торговым центром (комплексом), офисом, торговым объектом, объектом общественного питания и бытового обслуживания установлены пунктами 3 - 5 статьи 378.2 НК РФ.
Так, пунктом 4 статьи 378.2 НК РФ предусмотрено, что торговым центром (комплексом) признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:
1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания;
2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
При этом здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии с кадастровыми паспортами соответствующих объектов недвижимости или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
Фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
Согласно пункту 7 статьи 378.2 НК РФ уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу на имущество организаций определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 НК РФ, направляет его в налоговые органы по месту нахождения соответствующих объектов недвижимого имущества и размещает на своем официальном сайте или на официальном сайте субъекта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети Интернет.
Исследовав и оценив представленные доказательства по правилам статьи 71 АПК РФ, суд установил, что спорное нежилое здание, принадлежащее заявителю на праве собственности, не соответствует критериям, указанным в статье 378.2 НК РФ, в связи с чем подлежит исключению из перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется, как их кадастровая стоимость, в связи с чем оспариваемый отказ министерства в исключении из перечня спорного объекта недвижимости, выразившийся в письме от 19.02.2020 N ДС- 17/441-Г, обоснованно признан незаконным.
Доказательств правомерности и обоснованности своего отказа об исключении спорного объекта из Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых в налоговые периоды 2018 и 2019 гг. применяется повышенная ставка налога на имущество, установленная статьей 378.2 НК РФ, заинтересованное лицо не представило.
При этом суд апелляционной инстанции, изменяя решение суда в указанной части, правомерно исходил из того, что в данном случае выраженный в письме от 19.02.2020 N ДС- 17/441-Г отказ Министерства об исключении объекта из перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость на 2018-2019 год представляет собой ответ на заявление предпринимателя об исключении спорного объекта из перечня, в связи с чем в качестве способа устранения допущенных нарушений прав и законных интересов предпринимателя необходимо обязать министерство внести соответствующую информацию и разместить в установленном порядке на официальном сайте Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" сведения об исключении из перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база в 2018 году определяется как их кадастровая стоимость, утвержденного Приказом N 1732, перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых в 2019 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, утвержденный постановлением Правительства РБ N 636, сведения о спорном нежилом здании.
Приведенные в кассационной жалобе доводы заявителя повторяют позицию министерства по спору, выводов апелляционного суда не опровергают, о нарушении норм материального права не свидетельствуют, в связи с чем не могут быть приняты судом кассационной инстанции в качестве основания для изменения или отмены обжалуемого судебного акта.
Нормы материального права применены судом апелляционной инстанций правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 АПК РФ безусловным основанием для отмены судебного акта, не выявлено.
С учетом изложенного постановление суда апелляционной инстанции подлежит оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.04.2021 по делу N А07-5886/2020 Арбитражного суда Республики Башкортостан оставить без изменения, кассационную жалобу Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
М.В. Торопова |
Судьи |
Н.Г. Беляева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно пункту 7 статьи 378.2 НК РФ уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу на имущество организаций определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 НК РФ, направляет его в налоговые органы по месту нахождения соответствующих объектов недвижимого имущества и размещает на своем официальном сайте или на официальном сайте субъекта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети Интернет.
Исследовав и оценив представленные доказательства по правилам статьи 71 АПК РФ, суд установил, что спорное нежилое здание, принадлежащее заявителю на праве собственности, не соответствует критериям, указанным в статье 378.2 НК РФ, в связи с чем подлежит исключению из перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется, как их кадастровая стоимость, в связи с чем оспариваемый отказ министерства в исключении из перечня спорного объекта недвижимости, выразившийся в письме от 19.02.2020 N ДС- 17/441-Г, обоснованно признан незаконным.
Доказательств правомерности и обоснованности своего отказа об исключении спорного объекта из Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых в налоговые периоды 2018 и 2019 гг. применяется повышенная ставка налога на имущество, установленная статьей 378.2 НК РФ, заинтересованное лицо не представило."
Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 1 сентября 2021 г. N Ф09-5764/21 по делу N А07-5886/2020
Хронология рассмотрения дела:
27.09.2022 Постановление Арбитражного суда Уральского округа N Ф09-5764/2021
21.06.2022 Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда N 18АП-6093/2022
01.09.2021 Постановление Арбитражного суда Уральского округа N Ф09-5764/2021
30.04.2021 Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда N 18АП-4317/2021
15.02.2021 Решение Арбитражного суда Республики Башкортостан N А07-5886/20