Екатеринбург |
|
03 сентября 2021 г. |
Дело N А50-28911/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 01 сентября 2021 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 03 сентября 2021 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Купреенкова В. А.,
судей Тороповой М.В., Сулейменовой Т.В,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу акционерного общества "Соликамскбумпром" (далее - общество, ответчик) на решение Арбитражного суда Пермского края от 03.03.2021 по делу N А50-28911/2020 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.05.2021 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании приняли участие представители общества- Ведерникова Е.А. (доверенность от 11.01.2021 N 15-20-554), Макогончук Е.И. (доверенность от 31.01.2021 N 15-20-126), Юдин А.Б. (доверенность от 23.08.2021 N 15-20-612).
Министерство природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края (далее - министерство, истец) обратилось в Арбитражный суд Пермского края с иском к обществу о взыскании 3 501 670 руб. 50 коп. задолженности по арендной плате по договору аренды лесного участка от 17.11.2008 N 36 за период с 01.01.2017 по 31.12.2018.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Федеральное агентство лесного хозяйства.
Решением суда от 03.03.2021 иск удовлетворен частично. С общества и пользу министерства взыскано 1 948 751 руб. 64 коп. задолженности по арендной плате за период с 01.12.2017 по 28.09.2018. В удовлетворении остальной части заявленных требований отказано.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.05.2021 решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе общество просит решение суда первой инстанции и постановление апелляционного суда отменить, принять новый судебный акт, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального и процессуального права. Заявитель жалобы полагает, что договором предусмотрена возможность последующего изменения размера арендной платы по соглашению сторон в случае изменения установленного размера лесопользования. Общество не согласно с выводом судов о заключении нового договора аренды. Ответчик отмечает, что договор заключен по результатам конкурса, а не на аукционе, в связи с чем основания для признания дополнительного соглашения ничтожным отсутствуют. Заявитель указывает на недобросовестность действий истца, выразившихся в инициировании заключения дополнительного соглашения, взимании арендной платы и подписании актов-сверок. По мнению заявителя, задолженность по арендной плате отсутствует, встречное исполнение по сделке арендатором не предоставлено. Общество отмечает, что судами не исследованы все доказательства и доводы ответчика, кроме того, нарушено право заявителя на своевременное ознакомление с возражениями истца на жалобу.
Как следует из материалов дела, между Косинским лесхозом (арендодатель) и обществом (арендатор) в соответствии с Протоколом о результатах лесного конкурса заключен договор аренды 3 участков лесного фонда от 06.02.2004 N 1А, согласно которому арендатор принял в аренду участки лесного фонда общей площадью 51 173 га с ежегодным объемом лесопользования равным 138,3 тыс. м3, в том числе 102,4 тыс.м3 по хвойному хозяйству для осуществления заготовки древесины в порядке рубок главного пользования.
Размер арендной платы устанавливался расчетным путем исходя из объемов лесопользования (пункт 3 договора).
Агентством по природопользованию Пермского края принято Решение от 13.10.2008 о переоформлении указанного договора аренды участка лесного фонда на основании Приказа Министерства природных ресурсов РФ от 04.10.2007 N 258 "Об утверждении порядка приведения договоров аренды участков лесного фонда в соответствии с Лесным Кодексом Российской Федерации", в связи с введением в действие Лесного Кодекса Российской Федерации (Федеральный закон от 04.12.2006 N 201-ФЗ).
Данный договор заключен на срок с 17.11.2008 по 06.02.2053, площадь лесного участка, объемы лесопользования не изменились- 138,3 тыс. м3, в том числе 102,4 тыс.м3 по хвойному хозяйству, но ежегодная арендная плата установлена в твердом размере - 5 156 930 руб. в год.
Таким образом, 17.11.2008 прежний договор аренды участка лесного фонда был переоформлен на договор аренды лесного участка N 36.
Между арендатором и арендодателем заключено дополнительное соглашение от 25.11.2010 N 1, которым уменьшен объем лесопользования до 102,6 тыс. куб. м 3, соответственно, размер арендной платы составил 4 523 865 руб.
В соответствии с Указом губернатора Пермского края от 05.07.2011 N 53 "О внесении изменений в Указ губернатора Пермского края от 29.12.2007 N 121 "Об утверждении структуры исполнительных органов государственной власти Пермского края и состава Правительства Пермского края" Агентство по природопользованию Пермского края переименовано в Министерство.
В соответствии с Указом губернатора Пермского края от 22.06.2012 N 41 "Об утверждении структуры исполнительных органов государственной власти Пермского края и состава Правительства Пермского края" Министерство природных ресурсов Пермского края и Министерство лесного хозяйства Пермского края преобразованы в Министерство природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края".
Согласно предписанию Федерального агентства лесного хозяйства от 30.12.2019 N 01-33/6082 "Об устранении выявленных нарушений при исполнении Министерством природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края переданных полномочий Российской Федерации в области лесных отношений" по акту проверки от 08.11.2019 N 84-2019 выявлен недополученный доход федерального бюджета, в связи с неверным начислением годовой арендной платы по договору за период 2017-2019 гг., в размере отличном от установленного на торгах.
Министерством произведен перерасчет арендной платы за период 2017, 271 день 2018 года, в соответствии с которым задолженность по арендной плате составила 3 501 670,50 руб. в федеральный бюджет.
Министерством в адрес общества направлено уведомление (претензия) от 05.03.2020 N 30-01-25.4 исх-427 с требованием оплатить задолженность по арендной плате.
Поскольку претензия оставлена ответчиком без удовлетворения, Министерство обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым иском.
Удовлетворяя иск частично, суды исходили из следующего.
В силу ст. 309, 310 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются.
В соответствии с ч. 3 ст. 71 Лесного кодекса Российской Федерации к договору аренды лесного участка применяются положения об аренде, предусмотренные Гражданским кодексом Российской Федерации, если иное не установлено названным Кодексом.
На основании п. 1 ст. 71 Лесного кодекса Российской Федерации предоставление лесных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, допускается на основании договора аренды в случае предоставления лесного участка в аренду.
В силу ст. 606 ГК РФ, по договору аренды (имущественного найма) арендодатель (наймодатель) обязуется предоставить арендатору (нанимателю) имущество за плату во временное владение и пользование или во временное пользование.
В соответствии с пунктом 4 статьи 421 ГК РФ условия договора определяются по усмотрению сторон, за исключением случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом.
Согласно пункту 1 статьи 424 ГК РФ, исполнение договора оплачивается по цене, установленной соглашением сторон. В предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами и (или)
органами местного самоуправления.
Изменение цены после заключения договора допускается в случаях и на условиях, предусмотренных договором, законом либо в установленном законом
порядке (пункт 2 статьи 424 ГК РФ).
В силу положений статьи 73 Лесного кодекса Российской Федерации размер арендной платы определяется на основе минимального размера арендной платы, устанавливаемого в соответствии с частями 2, 3 и 4 настоящей статьи.
Для аренды лесного участка, находящегося в федеральной собственности, собственности субъекта Российской Федерации, муниципальной собственности, ставки платы за единицу объема лесных ресурсов и ставки платы за единицу площади лесного участка устанавливаются соответственно Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления.
Ставки платы за единицу объема лесных ресурсов и за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности, утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 22.05.2007 N 310.
Таким образом, минимальный размер арендной платы по договорам аренды лесных участков, определяемый в соответствии с правилами, предусмотренными в статье 73 Лесного кодекса Российской Федерации, относится к категории регулируемых цен.
Как разъяснено в пункте 18 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.11.2011 N 73 "Об отдельных вопросах практики применения правил ГК РФ о договоре аренды", судам следует учитывать, что по смыслу пункта 4 статьи 447 ГК РФ размер арендной платы по договору аренды государственного или муниципального имущества не является регулируемым, если размер арендной платы определяется по результатам проведения торгов.
Вместе с тем согласно пункту 2 статьи 614 ГК РФ размер арендной платы в договоре аренды может быть установлен, в частности, в виде платежей, вносимых периодически или единовременно, а также может предусматриваться
сочетание различных способов определения арендной платы. В связи с этим допускается установление арендной платы таким образом, когда государственное регулирование относится лишь к одному или нескольким элементам предусмотренного в договоре порядка определения размера арендной платы, при этом другие элементы платы утверждаются по результатам торгов, если это не противоречит порядку проведения торгов, установленному в соответствии с федеральным законом.
Договор аренды участка лесного фонда от 06.02.2004 N 1А заключен с обществом по результатам лесного конкурса, то есть до введения в действие Лесного Кодекса Российской Федерации, который был введен в действие с 01.01.2007 статьей 1 Федерального закона от 04.12.2006 N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации".
Суды обоснованно исходили из того, что на момент переоформления договора аренды (17.11.2008) и заключения дополнительного соглашения (25.11.2010), по смыслу статьи 74 Лесного кодекса Российской Федерации (в ред. на момент заключения договора аренды) приоритет имело заключение договоров аренды лесных участков на торгах, условия которых не подлежали изменению.
В соответствии с частью 2 статьи 74 Лесного кодекса Российской Федерации в указанной редакции при заключении договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, по результатам аукциона изменение условий аукциона на основании соглашения сторон такого договора или по требованию одной из его сторон не допускалось.
Федеральным законом от 29.12.2010 N 442-ФЗ в часть 2 статьи 74 Лесного кодекса Российской Федерации внесены изменения, согласно которым при заключении договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, по результатам аукциона изменение условий аукциона на основании соглашения сторон такого договора или по требованию одной из его сторон не допускалось, за исключением случая, предусмотренного частью 7 статьи 53.7 настоящего Кодекса.
Федеральным законом от 21.07.2014 N 250-ФЗ в Лесной кодекс Российской Федерации в часть 2 статьи 74 вновь были внесены изменения, согласно которым при заключении договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, по результатам аукциона изменение условий аукциона на основании соглашения сторон такого договора или по требованию одной из его сторон не допускалось, за исключением случаев изменения целевого назначения лесов, существенного изменения параметров использования лесов (возрасты рубок, расчетная лесосека, сроки использования лесов) или существенного изменения обстоятельств, из которых стороны договора аренды лесного участка исходили при его заключении, если такие изменения обстоятельств возникли вследствие природных явлений (лесных пожаров, ветровалов, наводнений и других стихийных бедствий) и стали основанием для внесения изменений в государственный лесной реестр, а также случая, предусмотренного частью 7 статьи 53.7 настоящего Кодекса.
Одновременно статья 74 Лесного кодекса Российской Федерации была дополнена частью 2.1, согласно которой договор аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключенный по результатам аукциона, может быть изменен по решению суда в случае существенного изменения количественных и качественных характеристик такого лесного участка.
В результате последующих изменений нормы Лесного кодекса Российской Федерации были дополнены статьей 73.1, устанавливающей правила заключения договоров аренды лесного участка, и статьей 74.1, регулирующей порядок расторжения и изменения таких договоров; статья 74 изложена в новой редакции и определяет условия заключения договоров аренды лесного участка на новый срок без проведения торгов (Федеральные законы от 29.06.2015 N 206-ФЗ и от 23.06.2016 N 218-ФЗ).
Частью 1 статьи 74.1 Лесного кодекса Российской Федерации установлено общее правило, в силу которого изменение и расторжение договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии с Гражданским, Земельным и Лесным кодексами Российской Федерации. Ограничения во внесение изменений в договор аренды лесного участка установлены частями 2 и 3 статьи 74.1 Лесного кодекса Российской Федерации и касаются договоров аренды, заключенных по результатам торгов.
В соответствии с частью 2 статьи 74.1 Лесного кодекса Российской Федерации (в ред. Федерального закона от 30.12.2015 N 455-ФЗ) изменение условий договора аренды лесного участка, заключенного по результатам торгов, не допускается, за исключением случаев изменения целевого назначения или разрешенного использования лесов, существенного изменения параметров использования лесов (возрасты рубок, расчетная лесосека, сроки использования лесов) или существенного изменения обстоятельств, из которых стороны договора аренды лесного участка исходили при его заключении, если такое изменение обстоятельств возникло вследствие природных явлений (лесных пожаров, ветровалов, наводнений и других стихийных бедствий) и стало основанием для внесения изменений в государственный лесной реестр.
Согласно части 3 статьи 74.1 Лесного кодекса Российской Федерации договор аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключенный по результатам торгов, может быть изменен по решению суда в случае существенного изменения количественных и качественных характеристик такого лесного участка.
Таким образом, по общему правилу изменение условий договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключенного по результатам торгов, не допускается. В свою очередь исключения из указанного правила перечислены в частях 2 и 3 статьи 74.1 ЛК РФ.
Исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства в порядке, предусмотренном ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суды установили, что дополнительным соглашением от 25.11.2010 N 1 стороны договора уменьшили объемы лесопользования с 138,3 тыс. м3 до 102,4 тыс.м3, а размер арендной платы снизился до 4 523 865 руб.
Исходя из целей проведения аукциона и положений части 2 статьи 74 Лесного кодекса Российской Федерации в ред., действовавшей на момент заключения соглашения от 25.11.2010 N 1 об изменении объема (размера) использования лесов на арендуемом участке и размера арендной платы, недопустимо дальнейшее изменение арендной платы в сторону уменьшения, поскольку это приведет к нарушению прав иных участников аукциона, предлагавших меньшую сумму, чем победитель.
Таким образом, судами верно установлено, что дополнительное соглашение от 25.11.2010 к договору аренды лесного участка заключено арендодателем и арендатором в нарушение положений пункта 2 статьи 74 Лесного кодекса Российской Федерации (в ред., действовавшей на момент его заключения).
Согласно позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, выраженной в постановлении Президиума от 17.12.2013 N 12157/13, исключается применение норм гражданского законодательства в части условий
и оснований изменения такого договора, заключенного на аукционе, по требованию одной из сторон или на основании соглашения сторон договора.
Согласно статье 168 ГК РФ за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи или иным законом, сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта, является оспоримой, если из закона не следует, что должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки (пункт 1). Сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта и при этом посягающая на публичные интересы либо права и охраняемые законом интересы третьих лиц, ничтожна, если из закона не следует, что такая сделка оспорима или должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки (пункт 2).
При таких обстоятельствах, учитывая положения статьи 168 ГК РФ, суды
правомерно признали дополнительное соглашение от 25.11.2010 ничтожным, поскольку изменение условий договора, указанных в документации об аукционе, по соглашению сторон не допускается.
В отсутствие доказательств погашения задолженности, суды, учитывая заявление ответчика о пропуске срока исковой давности (ст. 196 ГК РФ, п. 2 ст.199 ГК РФ, ст. 200, 207 ГК РФ) правомерно взыскали 1 948 751 руб. 64 коп. долга за период с 01.12.2017 по 28.09.2018.
Довод общества о наличии в действиях министерства злоупотребления правом, отклоняется.
В силу п. 1 ст. 10 Гражданского кодекса Российской Федерации не допускаются осуществление гражданских прав исключительно с намерением причинить вред другому лицу, действия в обход закона с противоправной целью, а также иное заведомо недобросовестное осуществление гражданских прав (злоупотребление правом).
В соответствии с п. 5 ст. 10 Гражданского кодекса Российской Федерации добросовестность участников гражданских правоотношений и разумность их действий предполагаются.
По смыслу приведенных норм, для признания действий какого-либо лица злоупотреблением правом судом должно быть установлено, что умысел такого лица был направлен на заведомо недобросовестное осуществление прав, единственной его целью было причинение вреда другому лицу (отсутствие иных добросовестных целей).
Между тем материалами дела наличие у министерства умысла на заведомо недобросовестное осуществление прав, наличие единственной цели причинения вреда другому лицу (отсутствие иных добросовестных целей) не подтверждается.
Ссылка заявителя жалобы на заключение договора заключен по результатам конкурса, а не аукциона не принимается, поскольку не опровергает вывод судов о том, что договор в любом случае подлежал заключению по результатам конкурентных процедур.
Иные доводы заявителя кассационной жалобы с учетом изложенного в мотивировочной части настоящего постановления отклоняются, указанные доводы основаны на неправильном толковании норм материального права, не свидетельствуют о нарушении судами норм материального права и не могут быть приняты в качестве оснований для отмены или изменения обжалуемых судебных актов.
Процессуальных нарушений судом не установлено.
Выводы судов основаны на полном, всестороннем и объективном исследовании материалов дела и не противоречат им. В соответствии с нормами ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, определяющими пределы рассмотрения дела в суде кассационной инстанции, переоценка установленных судом фактических обстоятельств не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
Нарушений норм материального или процессуального права, влекущих отмену постановления суда апелляционной инстанции (ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), судом кассационной инстанции не установлено.
С учетом изложенного решение суда первой инстанции и постановление апелляционного суда следует оставить в силе, кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Пермского края от 03.03.2021 по делу N А50-28911/2020 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.05.2021 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу акционерного общества "Соликамскбумпром" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
В.А. Купреенков |
Судьи |
М.В. Торопова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В отсутствие доказательств погашения задолженности, суды, учитывая заявление ответчика о пропуске срока исковой давности (ст. 196 ГК РФ, п. 2 ст.199 ГК РФ, ст. 200, 207 ГК РФ) правомерно взыскали 1 948 751 руб. 64 коп. долга за период с 01.12.2017 по 28.09.2018.
...
В силу п. 1 ст. 10 Гражданского кодекса Российской Федерации не допускаются осуществление гражданских прав исключительно с намерением причинить вред другому лицу, действия в обход закона с противоправной целью, а также иное заведомо недобросовестное осуществление гражданских прав (злоупотребление правом).
В соответствии с п. 5 ст. 10 Гражданского кодекса Российской Федерации добросовестность участников гражданских правоотношений и разумность их действий предполагаются.
По смыслу приведенных норм, для признания действий какого-либо лица злоупотреблением правом судом должно быть установлено, что умысел такого лица был направлен на заведомо недобросовестное осуществление прав, единственной его целью было причинение вреда другому лицу (отсутствие иных добросовестных целей)."
Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 3 сентября 2021 г. N Ф09-6556/21 по делу N А50-28911/2020