Екатеринбург |
|
03 сентября 2021 г. |
Дело N А60-47492/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 02 сентября 2021 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 03 сентября 2021 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Поротниковой Е. А.,
судей Вдовина Ю. В., Жаворонкова Д. В.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Министерства здравоохранения и демографической политики Магаданской области на решение Арбитражного суда Свердловской области от 09.03.2021 по делу N А60-47492/2020 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.06.2021 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании приняли участие представители:
Министерства здравоохранения и демографической политики Магаданской области - Кондратьева Ю.В. (доверенность от 19.11.2020, диплом о высшем юридическом образовании);
Управления Федерального казначейства по Свердловской области - Черногорцева И.С. (доверенность от 13.11.2018, диплом о высшем юридическом образовании).
Министерство здравоохранения и демографической политики Магаданской области (далее - заявитель, Министерство) обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением о признании недействительным представления Управления Федерального казначейства по Свердловской области (далее - Управление, УФК по Свердловской области) от 08.06.2020 N 62-64-10/4893.
На основании статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в качестве третьих лиц привлечены: Министерство финансов Магаданской области, Правительство Магаданской области, ГБУЗ "Магаданская областная больница", ГБУЗ "Магаданская областная детская больница", МОГБУЗ "Станция скорой медицинской помощи", МОГБУЗ "Ягоднинская районная больница", МОГАУЗ "Хасынская районная больница", Министерство финансов Российской Федерации.
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 09.03.2021, оставленным без изменения постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.06.2021, в удовлетворении заявленных требований отказано.
В кассационной жалобе заявитель просит указанные судебные акты отменить, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права.
Податель жалобы указывает на то, что в соответствии со статьей 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) дотации предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе без установления направления их использования. Исходя из буквального толкования пункта 1.2 Соглашения от 22.10.2019 N 01-01-06/06-212, заявитель делает вывод, что дотация предоставляется учреждениям здравоохранения Магаданской области (работающим в системе обязательного медицинского страхования) на погашение просроченной кредиторской задолженности, возникшей вследствие их недостаточного финансового обеспечения за счет средств обязательного медицинского страхования. В данном пункте, по мнению заявителя, не идет речь о погашении просроченной кредиторской задолженности, возникшей исключительно вследствие осуществления расходов за счет средств обязательного медицинского страхования. Министерство, полагает, что УФК по Свердловской области при вынесении обжалуемого представления ошибочно дало расширительное толкование положений пункта 1.2 Соглашения, определив дополнительные условия Соглашения - а именно источник финансирования образовавшейся просроченной кредиторской задолженности. Также заявитель указывает на то, что судами не дана оценка письму Губернатора Магаданской области от 27.09.2019 N 5732/001, в котором не содержится информации о выделении средств только на задолженность в сфере обязательного медицинского страхования.
Правительство Магаданской области доводы, изложенные заявителем в кассационной жалобе, поддержало в представленном отзыве.
В отзыве на кассационную жалобу Министерство финансов Российской Федерации просит оставить обжалуемые судебные акты без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения, считая приведенные в ней доводы несостоятельными.
При рассмотрении спора судами установлено, что в соответствии с приказом УФК по Свердловской области от 25.02.2020 N 240 "О назначении внеплановой выездной проверки в Министерстве", поручением Федерального казначейства - приказом Федерального казначейства от 11.02.2020 N 75п "О поручении УФК по Свердловской области провести внеплановые выездные проверки в министерстве финансов, министерстве здравоохранения и демографической политики Магаданской области", Управлением проведена внеплановая выездная проверка исполнения Магаданской областью обязательств по Соглашению от 22.10.2019 N 01-01-06/06-212 о предоставлении бюджету Магаданской области дополнительной финансовой помощи из федерального бюджета в виде дотации на поддержку мер по обеспечению сбалансированности бюджетов субъектов Российской Федерации (далее также - Соглашение) в сумме 1 089 089 000 руб.
По результатам проверки составлен акт проверки от 20.04.2020, согласно которому в деятельности Министерства здравоохранения установлены нарушения, выразившиеся в нецелевом расходовании бюджетных средств, источником которых явились средства дотации из федерального бюджета, предоставленные Правительству Магаданской области в соответствии с названным Соглашением в размере 48 720 494 руб. 45 коп.
УФК по Свердловской области выявлены нарушения положений статьи 65, пункта 11 статьи 131, подпункта 1, 10 пункта 1 статьи 158 БК РФ, пункта 7 статьи 35 Федерального закона от 29.11.2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации", подпункта 157, 186 Правил обязательного медицинского страхования, утвержденных приказом Минздравсоцразвития России от 28.02.2011 N 158н, пунктов 1.2, 3.2.2 Соглашения от 22.10.2019 N 01-01-06/06-212, пункта 4 распоряжения губернатора Магаданской области от 25.10.2019 N 361-р "О возложении контрольных функций", условий Тарифного соглашения от 28.12.2018 N 1 о стоимости и порядке оплаты медицинских услуг, предоставляемых по Территориальной программе обязательного медицинского страхования Магаданской области в 2019 году.
Представлением от 08.06.2020 N 62-64-10/4893 (далее также - представление) Министерству предписано устранить нарушения, указанные в пунктах 1-13, возвратить бюджетные средства в федеральный бюджет в общей сумме 48 720 494 руб. 45 коп. и принять меры по устранению причин и условий выявленных нарушений в срок до 08.02.2021, о чем проинформировать Управление.
Названное представление обжаловано заявителем в Федеральное казначейство, по результатам чего принято решение об отказе в удовлетворении жалобы, оформленное приказом от 07.08.2020 N 235.
Полагая, что представление от 08.06.2020 N 62-64-10/4893 нарушает права и законные интересы Министерства, заявитель обратился в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции пришел к выводу о доказанности Управлением нецелевого расходования денежных средств в спорной сумме, выделенных бюджету Магаданской области из федерального бюджета в виде дотации на погашение просроченной кредиторской задолженности учреждений здравоохранения Магаданской области в части обязательного медицинского страхования, и о законности оспариваемого представления.
Суд апелляционной инстанции, в ходе пересмотра дала по существу оценив имеющиеся в материалах дела доказательства, рассмотрев доводы апелляционной жалобы и отзывов на нее, пришел к выводу о том, что оснований для изменения (отмены) обжалуемого судебного акта не имеется.
Выводы судов являются правильными, соответствуют действующему законодательству, материалам дела.
В силу части 1 статьи 198, статей 200, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц необходимо установить наличие двух условий: несоответствие оспариваемого ненормативного правового акта, решения и действия (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение указанными ненормативными правовыми актами, действиями (бездействием) прав и охраняемых законом интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
Руководствуясь статьей 265, пунктом 2 статьи 269.2, пунктом 2 статьи 270.2 БК РФ, пунктом 5 Правил осуществления Федеральным казначейством полномочий по контролю в финансово-бюджетной сфере, утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 N 1092, установив, что в связи с поручением Федерального казначейства (приказом Федерального казначейства от 11.02.2020 N 75п "О поручении УФК по Свердловской области провести внеплановые выездные проверки в министерстве финансов, министерстве здравоохранения и демографической политики Магаданской области", УФК по Свердловской области издан от 25.02.2020 N 240 "О назначении внеплановой выездной проверки в Министерстве", суды правомерно указали на наличие у Управления права на вынесение по результатам проверок предписаний, которые являются ненормативными правовыми актами, содержащими обязательные к исполнению требования, и, соответственно, подлежащих обжалованию в арбитражном суде.
Согласно статье 129 БК РФ межбюджетные трансферты из федерального бюджета бюджетам бюджетной системы Российской Федерации предоставляются в форме: дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации; субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации; субвенций бюджетам субъектов Российской Федерации; иных межбюджетных трансфертов бюджетам субъектов Российской Федерации; межбюджетных трансфертов бюджетам государственных внебюджетных фондов.
Согласно части 11 статьи 131 БК РФ дотации бюджетам субъектов Российской Федерации на поддержку мер по обеспечению сбалансированности бюджетов субъектов Российской Федерации предоставляются в порядке и на условиях, установленных Правительством Российской Федерации, в том числе в целях поощрения достижения наилучших значений показателей по итогам оценки эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и (или) органов местного самоуправления.
Пунктом 1 постановления Правительства Российской Федерации от 13.04.2010 N 231 "О порядке распределения и предоставления дотаций бюджетам субъектов Российской Федерации на поддержку мер по обеспечению сбалансированности бюджетов субъектов Российской Федерации" (далее -Постановление N 231) предусмотрено, что дотации бюджетам субъектов Российской Федерации на поддержку мер по обеспечению сбалансированности бюджетов субъектов Российской Федерации предоставляются: для финансового обеспечения исполнения расходных обязательств субъектов Российской Федерации при недостатке собственных доходов консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации; на частичную компенсацию дополнительных расходов на повышение оплаты труда работников бюджетной сферы и иные цели; на основании отдельных поручений и указаний Президента Российской Федерации и (или) поручений Председателя Правительства Российской Федерации.
Пунктом 4 Постановления N 231 предусмотрено, что Предоставление дотаций в случаях, предусмотренных абзацами третьим и четвертым пункта 1 настоящего постановления, осуществляется в соответствии с соглашением, заключаемым Министерством финансов Российской Федерации и высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
Из материалов дела следует, что между Министерством финансов Российской Федерации и Правительством Магаданской области в соответствии с вышеназванным постановлением N 231 на основании распоряжения Правительства Российской Федерации от 14.10.2019 N 2410-р и поручения Председателя Правительства Российской Федерации Медведева Д.А. от 10.10.2019 N ДМ-П13-8754 было заключено Соглашение от 22.10.2019 N 01-01-06/06-212 о предоставлении бюджету Магаданской области дополнительной финансовой помощи из федерального бюджета в виде дотации на поддержку мер по обеспечению сбалансированности бюджетов субъектов Российской Федерации сумме 1 089 089 000 руб.
Как следует из содержания пункта 1.2 Соглашения от 22.10.2019 N 01-01-06/06-212 дотация из федерального бюджета предоставлена для обеспечения мер по повышению оплаты труда отдельных категорий работников бюджетной сферы в связи с уточнением прогноза среднего дохода от трудовой деятельности на 2019 год и погашению просроченной кредиторской задолженности учреждений здравоохранения Магаданской области в части обязательного медицинского страхования.
Пунктом 3.2.2 Соглашения установлена обязанность получателя Дотации обеспечить ее направление на цели, установленные пунктом 1.2 Соглашения.
За неисполнение обязательств по Соглашению стороны несет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 4.1 Соглашения).
В силу статьи 28 БК РФ бюджетная система Российской Федерации основана на принципах эффективности использования бюджетных средств, адресности и целевого характера бюджетных средств.
Принцип эффективности использования бюджетных средств означает, что при составлении и исполнении бюджетов участники бюджетного процесса в рамках установленных им бюджетных полномочий должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств (экономности) и (или) достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств (результативности) (статья 34 БК РФ).
Принцип адресности и целевого характера бюджетных средств означает, что бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования (статья 34 БК РФ).
Из пункта 1 статьи 306.4 БК РФ следует, что нецелевым использованием бюджетных средств признаются направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств.
Согласно разъяснениям Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, содержащимся в пункте 14.1 Постановления от 22.06.2006 N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации", использование бюджетных средств на цели, не соответствующие условиям их получения, определенным утвержденным бюджетом, бюджетной росписью, уведомлением о бюджетных ассигнованиях, сметой доходов и расходов либо иным правовым основанием их получения, является нецелевым использованием бюджетных средств.
Таким образом, для вывода о нецелевом характере использования средств соответствующего бюджета необходимо установить, что они были направлены на оплату денежных обязательств, не соответствующих целям их выделения, определенных тем документом, на основании которого они были выделены. Если бюджетные средства были использованы в соответствии с целями, определенными в документе, являющемся правовым основанием для их выделения, вывод об их нецелевом использовании не может быть признан правомерным, пусть даже при их использовании и были допущены какие-либо иные нарушения.
В ходе проведения внеплановой выездной проверки УФК по Свердловской области установлено:
1. ГБУЗ "Магаданская областная больница" перечислено 19 594 761 руб. 41 коп. контрагентам: обществам "Дельрус-Регион", "Латрек", "Спектр-ДВ", "Фарм Прайд", "Мелон", "Ангио-эксперт", "Медитех", "Торговый дом ВПАЛ" в счет погашения кредиторской задолженности по 18 гражданско-правовым договорам, заключенным в 2018 году, предметом которых является поставка медикаментов (пункт 1).
2. ГБУЗ "Магаданская областная больница" перечислено 147 033 руб. 50 коп. ОГБУ "Магаданское областное управление технической инвентаризации" в счет погашения кредиторской задолженности по 2 договорам на оказание услуг по изготовлению технического плана здания для ГБУЗ "Магаданская областная больница", заключенным в 2018 году (пункт 2).
3. ГБУЗ "Магаданская областная больница" перечислено 9349 руб. 94 коп. ИП Григорьеву Р.С. в счет погашения кредиторской задолженности по гражданско-правовому договору на оказание услуг по дезинсекции и дератизации, заключенному в 2018 году.
4. ГБУЗ "Магаданская областная больница" перечислено 65 029 руб. по исполнительному листу в счет погашения задолженности по уплате государственной пошлины по рассмотренному судом делу.
5. ГБУЗ "Магаданская областная детская больница" перечислено 226 999 руб. 15 коп. в счет оплаты штрафных санкций (пеней) за нарушения законодательства о налогах и сборах, законодательства о страховых взносах при отсутствии кредиторской задолженности по их оплате.
6. ГБУЗ "Магаданская областная детская больница" перечислено 476 883 руб. в счет оплаты недоимки по налогу на имущество, являющееся государственным имуществом Магаданской области при отсутствии кредиторской задолженности, образованной за счет средств обязательного медицинского страхования.
7. ГБУЗ "Магаданская областная детская больница" перечислено 3 725 626 руб. 79 коп. на погашение кредиторской задолженности за коммунальные услуги, возникшей за счет средств субсидии на выполнение государственного задания.
8. ГБУЗ "Магаданская областная детская больница" перечислено 936 839 руб. 44 коп. ООО "Спектр-ДВ" по 2 договорам на поставку медицинских изделий.
9. ГБУЗ "Магаданская областная детская больница" перечислено 579 389 руб. 58 коп. на оплату судебных расходов по исполнительным листам.
10. ГБУЗ "Магаданская областная детская больница" перечислено 545 552 руб. 64 коп. ОГБУ "Социальная прачечная" на погашение кредиторской задолженности по договорам на оказание услуг по стирке белья.
11. МОГБУЗ "Станция скорой медицинской помощи") перечислено 5800 000 руб. в счет погашения кредиторской задолженности по контрактам и договорам на выполнение авиационных работ.
12. МОГБУЗ "Ягоднинская районная больница" перечислено 3 813 030 руб. в счет погашения кредиторской задолженности по контракту на выполнение работ по ремонту участка инженерных сетей теплоснабжения.
13. МОГАУЗ "Хасынская районная больница" перечислено 12 800 000 руб. на погашение кредиторской задолженности по контракту на приобретение станции дозирующей автоматической с комплектующими.
Из буквального толкования пункта 1.2 Соглашения судами сделан правильный вывод о том, что дотация была предоставлена на погашение той задолженности, которая возникла по расходам, финансируемым за счет средств обязательного медицинского страхования.
Между тем, материалами дела подтверждается, что в нарушение пунктов 1.2, 3.2.2 Соглашения расходование денежных средств, выделенных бюджету Магаданской области из федерального бюджета в виде дотации на погашение просроченной кредиторской задолженности осуществлено учреждениями здравоохранения на приобретение товаров, работ, услуг, финансируемых за счет бюджетов (регионального или местного), а не за счет средств обязательного медицинского страхования.
При таких обстоятельствах, оценив по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представленные в дело доказательства, суды пришли к обоснованным выводам о том, что представление УФК России по Свердловской области от 08.06.2020 N 62-64-10/4893 соответствует действующему законодательству, не нарушает права заявителя, в связи с чем оснований для признания его недействительным не имеется.
Таким образом, суды пришли к верному выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований.
Доводы заявителя, изложенные в кассационной жалобе, подлежат отклонению, так как они не опровергают выводы судов, направлены на переоценку установленных судами обстоятельств и имеющихся в деле доказательств, были предметом рассмотрения судов и им дана надлежащая правовая оценка. Оснований для иных выводов у суда кассационной инстанции не имеется по основаниям, изложенным в мотивировочной части настоящего постановления.
Нормы материального права применены судами по отношению к установленным ими обстоятельствам правильно, выводы судов соответствуют имеющимся в деле доказательствам, исследованным согласно требованиям, определенным статьями 65, 71, частями 4, 5 статьей 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для отмены обжалуемых судебных актов, судом кассационной инстанции не выявлено.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Свердловской области от 09.03.2021 по делу N А60-47492/2020 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.06.2021 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу Министерства здравоохранения и демографической политики Магаданской области - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Е.А. Поротникова |
Судьи |
Ю.В. Вдовин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.