Екатеринбург |
|
06 сентября 2021 г. |
Дело N А07-38024/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 31 августа 2021 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 06 сентября 2021 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Гавриленко О. Л.,
судей Вдовина Ю. В., Поротниковой Е. А.,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Государственного комитета Республики Башкортостан по жилищному и строительному надзору (далее - Госкомитет) на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 18.02.2021 по делу N А07-38024/2019 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.05.2021 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании, проведенном с использованием систем видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Республики Башкортостан, принял участие представитель общества с ограниченной ответственностью "Энергетическая сбытовая компания Башкортостана" (далее - заявитель, общество, ООО "ЭСКБ") - Шарипов А.А. (доверенность от 05.12.2020).
ООО "ЭСКБ" обратилось в арбитражный суд с заявлением к Госкомитету о признании недействительным предписания N ЦО-19-261-48 от 19.09.2019.
Определением Арбитражного суда Республики Башкортостан от 15.11.2019 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено общество с ограниченной ответственностью "Башкирские распределительные электрические сети" (далее - ООО "Башкирэнерго").
Определением Арбитражного суда Республики Башкортостан от 10.12.2019 в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Шестаков Валерий Васильевич.
Решением Арбитражного суда Республики Башкортостан от 18.02.2021 (судья Хабибуллина Ю.Р.) требования ООО "ЭСКБ" удовлетворены.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.05.2021 (судьи Скобелкин А.П., Бояршинова Е.В., Киреев П.Н.) решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Госкомитет просит указанные судебные акты отменить, ссылаясь на нарушение норм материального права и отсутствие правовой оценки судом апелляционной инстанции доводов апелляционной жалобы. По мнению Госкомитета, судами не было указано, какому закону или нормативному правовому акту не соответствует предписание.
Кассатор возражает против применения судами письма Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства (далее - Минстрой) от 16.01.2014 N 119-МС/04/МС.
Указывает, что со стороны Шестакова В.В. самостоятельной установки электроотопительных установок без получения соответствующего разрешения допущено не было, что подтверждено материалами дела и свидетельствует об обоснованной выдаче предписания N ЦО-19-261-48 от 19.09.2019.
В отзывах на кассационную жалобу ООО "Башкирэнерго" и ООО "ЭСКБ" просят оставить оспариваемые судебные акты без изменения.
Как следует из материалов дела, Госкомитетом на основании распоряжения N 4204 от 21.08.2019 проведена внеплановая выездная проверка в отношении ООО "ЭСКБ" в целях проверки фактов, изложенных в обращении N 13405 от 22.07.2019 по жилому помещению по адресу: кв. N 4 дома N 14 по ул. Аргаяшская г. Уфа.
По результатам проверки составлен акт проверки N ЮО-19-4204-261 от 19.09.2019 и выдано предписание N ЦО-19-261-48 от 19.09.2019.
Ответчик письмом от 20.07.2020 в оспариваемое предписание внес изменения, согласно которым: в ходе проверки установлено, что дом N 14 по ул. Аргаяшская г. Уфы оборудован электроотопительными установками. Согласно представленным сведениям ООО "ЭСКБ" установлено, что за период с января по июль 2019 г. начисления за потребленную электрическую энергию по лицевому счету жилого помещения N 4 дома N 14 по ул. Аргаяшская г. Уфы произведены по тарифам на электроэнергию для населения, проживающего в городских населенных пунктах РБ в домах, не оборудованных стационарными электроплитами, за период с января по июнь 2019 г. составляет: 3,06 руб./кВт*ч, с июля по декабрь 2019 г. составляет: 3,17 руб./кВт*ч, в нарушение ч. 2 Постановления N 614 от 12.12.2018.
В качестве мер по устранению выявленного нарушения обществу предписано в срок до 15.11.2019 привести размер платы за предоставленную коммунальную услугу "электроснабжение" по жилому помещению N 4 дома N 14 по ул. Аргаяшская г. Уфы в соответствии ч. 2 Постановления N 614 от 12.12.2018 и произвести перерасчет (возврат) размера платы по данной услуге за расчетные периоды с января по сентябрь 2019 г. исходя из разницы между начисленной по тарифам на электроэнергию для населения, проживающего в городских населенных пунктах в домах, не оборудованных стационарными электроплитами с учетом НДС, с января по июнь 2019 г. составляет: 3,06 руб./кВт*ч, с июля по декабрь 2019 г. составляет: 3,17 руб./кВт*ч и тарифом для населения, проживающего в городских населенных пунктах в домах, оборудованных в установленном порядке стационарными электроплитами и (или) электроотопительными установками и для сельского населения. Одноставочный тариф с января по июнь 2019 г. составляет: 2,14 руб./кВт*ч, с июля по декабрь 2019 г. составляет: 2,22 руб./кВт*ч. Также указано представить письменную информацию об исполнении настоящего предписания в Госкомитет в сроки, установленные в предписании, с приложением платежных документов.
Заявитель, посчитав указанное предписание незаконным и нарушающим его права и законные интересы, обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суды сочли требования общества обоснованными и удовлетворили их, при этом исходили из отсутствия оснований, предусмотренных действующим законодательством, для применения пониженного тарифа при начислении платы за коммунальную услугу по электроснабжению жилого помещения, поскольку факт оборудования соответствующего помещения электроплитой в установленном порядке надлежащими доказательствами не подтвержден.
Проверив законность обжалуемых судебных актов, суд кассационной инстанции не находит оснований для их отмены.
В силу части 1 статьи 198, статей 200, 201 АПК РФ для признания недействительным ненормативного правового акта, решения органа, осуществляющего публичные полномочия, должностных лиц, необходимо установить наличие двух условий: несоответствие оспариваемого ненормативного правового акта, решения закону или иному нормативному правовому акту и нарушение указанным ненормативным правовым актом, решением прав и охраняемых законом интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
В силу положений статей 20 и 192 Жилищного кодекса Российской Федерации, Положения о Государственном комитете Республики Башкортостан по жилищному и строительному надзору, утвержденного постановлением Правительства Республики Башкортостан от 24.12.2014 N 616, пункта 51 части 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности", пунктов 2 и 13 пункте 2 Положения о лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.10.2014 N 1110 проверка проведена и предписание выдано Госкомитетом в пределах предоставленных ему полномочий.
На основании пункта 1 статьи 424 Гражданского кодекса Российской Федерации исполнение договора оплачивается по цене, установленной соглашением сторон. В предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами и (или) органами местного самоуправления.
Как следует из оспариваемого предписания, в рассматриваемом случае в вину ООО "ЭСКБ" вменяется нарушение порядка утверждения тарифа на электроэнергию, поставляемую в жилое помещение по адресу: кв. N 4 дома N 14 по ул. Аргаяшская г. Уфа, и порядка применения понижающего коэффициента к цене на электроэнергию.
Постановлением Правительства от 29.12.2011 N 1178 утверждены Основы ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике (далее - Основы ценообразования).
Согласно пункту 71 Основ ценообразования при утверждении цен (тарифов) на электрическую энергию (мощность), поставляемую населению, проживающему в городских населенных пунктах в домах, оборудованных в установленном порядке стационарными электроплитами для пищеприготовления и (или) электроотопительными установками, а также для населения, проживающего в сельских населенных пунктах, в зависимости от региональных особенностей, социальных и экономических факторов, сложившихся в субъекте Российской Федерации, по решению органа исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов применяются понижающие коэффициенты от 0,7 до 1.
Как следует из буквального содержания данной нормы, для населения, проживающего в городских населенных пунктах, понижающий коэффициент может быть установлен только в случае оборудования домов электроотопительными установками в установленном порядке.
Суды справедливо заключили, что под установленным порядком понимается оборудование помещений электроотопительными установками в соответствии с требованиями законодательства в области строительства, электро- и пожаробезопасности, а также в соответствии с требованиями иных норм. Иными словами, понижающий коэффициент, предусмотренный пунктом 71 Основ ценообразования, может быть установлен только при условии, что оборудование помещений электроотопительными установками осуществлено в соответствии с требованиями законодательства в обозначенных выше сферах.
Инструкцией о порядке согласования применения электрокотлов и других электронагревательных приборов, утвержденной Минтопэнерго России 24.11.1992 и зарегистрированной в Минюсте России 26.01.1993 N 127 (далее - Инструкция), определен порядок применения электроэнергии для различных целей в народном хозяйстве.
Пунктом 7 Инструкции установлено, что на подключение электронагревательных приборов к сетям энергосистемы должно быть получено разрешение в соответствии с настоящей Инструкцией (разд. 1 - 6).
Пунктом 7.2. Инструкции установлено, что на основании полученного разрешения, которое является лишь принципиальным согласием на применение электронагревательных приборов, должны быть получены технические условия в соответствующем производственном объединении энергетики и электрификации Минтопэнерго РФ (согласно порядку оформления ТУ, изложенному в "Правилах пользования электрической энергией").
Электрокотлы и другие электронагревательные приборы, установленные без соответствующего согласования к сетям энергосистем подключать запрещается (п. 7.5. Инструкции).
Согласно письму Минстроя от 16.01.2014 N 119-MC/04/MC "в установленном порядке" - это установка стационарных электроплит для пищеприготовления (или) электроотопительных (электронагревательных) установок в соответствии с проектом, выполненным специализированной организацией, при наличии разрешения на отпуск мощности и выданных сетевой организацией технических условий.
В этом же письме указано, что дом считается оборудованным стационарными электрическими плитами и (или) электроотопительными (электронагревательными) установками в установленном порядке, если указанное оборудование установлено при строительстве дома в соответствии с проектом или произведена реконструкция электрических сетей дома, для которой необходимо: получить разрешение исполнительной власти; получить технические условия от эксплуатирующей жилой дом организации; составить проект на реконструкцию инженерных сетей жилого дома; выполнить строительно-монтажные работы в соответствии с проектом; оформить акт допуска жилого дома в эксплуатацию.
Отсутствие газоснабжения жилого помещения, а также самостоятельная установка стационарных электроплит для пищеприготовления и (или) электроотопительных установок без получения соответствующего разрешения, выданного в установленном порядке, не дает основания для применения понижающего коэффициента при оплате электроэнергии.
Перечень документов, который необходимо представить гарантирующему поставщику при применении последним при расчете за потребленную электрическую энергию понижающего коэффициента 0,7, не предусмотрен п. 71 Основ ценообразования.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.07.2013 N 614 утверждено Положение об установлении и применении социальной нормы потребления электрической энергии (мощности).
Пунктом 34 указанного Положения установлено следующее.
Для целей применения социальной нормы оснащенность стационарными электроплитами, электроотопительными и (или) электронагревательными установками жилого помещения в многоквартирном доме определяется в соответствии с техническим паспортом такого дома либо при его отсутствии - в соответствии с проектной документацией.
Наличие электроотопительных установок в жилых домах при отсутствии централизованного теплоснабжения является основанием для применения социальной нормы, установленной для жилых помещений в городских или сельских населенных пунктах, оборудованных в установленном порядке электроотопительными и (или) электронагревательными установками, и подтверждается органами местного самоуправления, отвечающими за согласование проведения переустройства и (или) перепланировки жилого помещения, при наличии централизованного теплоснабжения не является основанием для применения указанной величины социальной нормы.
Судами установлено, что письмом от 12.03.2014 исх. N 0483-03 ответчик, в ответ на обращение ООО "ЭСКБ" от 06.02.2014 N 102/2-0180, предлагает ориентироваться на список документов, необходимых для предоставления гражданами в целях изменения тарифов на электрическую энергию в связи установкой стационарной электроплиты и (или) электроотопительной установки.
В приложении к данному письму указан следующий перечень документов, необходимых для применения тарифа "Население, проживающее в городских населенных пунктах в домах, оборудованных в установленном порядке стационарными электроплитами и (или) электроотопительными установками" в связи с установкой в квартире (доме) электроотопительной установки, для потребителей, имеющих прямые договоры с ООО "ЭСКБ":
1. Заявление.
2. Справка газоснабжающей организации об отсутствии газификации населенного пункта.
3. Справка администрации населенного пункта или органа, уполномоченного администрацией населенного пункта, об отсутствии центрального отопления.
4. Документ, определяющий величину потребляемой мощности устанавливаемой стационарной электроотопительной установки (техпаспорт электроотопительной установки).
5. Акт выполнения Технических условий на отпуск дополнительной мощности, выданных электросетевой организацией, в случае, если сумма мощности устанавливаемой электроотопительной установки и совокупных мощностей токоприемников домохозяйства превышает максимальную мощность, определенную договором энергоснабжения. В этом случае также вносятся изменения в договор энергоснабжения в части увеличения максимальной мощности.
По адресу: г. Уфа, ул. Аргаяшская, д. 14, кв. 4 на имя гр. Шестакова Валерия Васильевича открыт договор электроснабжения N 42660-123-64 (до 2019 года N 580001002631). Расчет потребления электрической энергии по вышеуказанному договору производится на основании показаний индивидуального прибора учета электроэнергии (ПУ). До апреля 2019 года расчетным ПУ был СЕ 208 зав. N 011240113719284, далее СЕ 208 зав. N 011240119720148. ПУ включен в состав автоматизированной информационно-измерительной системы коммерческого учета электроэнергии (АИИСКУЭ), что позволяет осуществлять удаленное снятие показаний и предоставление их в адрес ООО "ЭСКБ".
Заявлением от 10.09.2018 Шестаков В.В. обратился в ПАО "Газпром газораспределение Уфа" о выдаче справки об отсутствии котла и о том, что зимой помещение отапливается электронагревателями.
Письмом от 25.09.2018 исх. N ГРО-25-5-2476 филиал ПАО "Газпром газораспределение Уфа" в г. Уфе подтвердил, что на сегодняшний день в квартире 4 жилого дома N 14 по ул. Аргаяшской установлено газовое оборудование, используемое только для пищеприготовления.
Письмом от 25.10.2018 исх. N 132/4-5010 ООО "ЭСКБ" в ответ на заявление Шестакова В.В. от 26.09.2018 N 1306 по поводу понижающего коэффициента сообщено, что на основании предоставленных документов ПАО "Газпром газораспределение Уфа", подтверждающих газификацию жилого дома (установлено газовое оборудование, используемое для пищеприготовления), находящегося по адресу: г. Уфа, ул. Аргаяшская, д. 14, кв. 4 в установлении тарифа "Население, проживающее в городских населенных пунктах в домах, оборудованных в установленном порядке стационарными электроплитами и (или) электроотопительными установками" недифферинцированный по зонам суток - 2,11 руб./кВт*ч, со стороны ООО "ЭСКБ" отказано.
Шестаков В.В. обратился в ООО "Башкирэнерго" с заявлением от 19.02.2019 о выдаче разрешения на ввод в эксплуатацию трех обогревателей "ТеплЭко", номинальная мощность обогревателя 400 Вт.
Письмом от 19.03.2019 ООО "Башкирэнерго" сообщило Шестакову В.В., что в случае не превышения разрешенной к потреблению максимальной мощности энергопринимающих устройств, выполнение мероприятий по технологическому присоединению ПО УГЭС ООО "Башкирэнерго" не требуется, выдачу разрешения на эксплуатацию бытовых приборов сетевая организация не осуществляет.
Письмом от 07.06.2019 исх. N 132/4-3481 ООО "ЭСКБ" в ответ на обращение Шестакова В.В. от 17.04.2019, поступившее в ООО "ЭСКБ" от Госкомитета исх. N 14654 от 25.04.2019 о применении понижающего коэффициента к тарифу за электрическую энергию, сообщено, что для применения тарифа "Население, проживающее в городских населенных пунктах в домах, оборудованных в установленном порядке стационарными электроплитами и (или) электроотопительными установками" необходимо представить перечень документов, утвержденный Госкомитетом.
Проанализировав и оценив данные обстоятельства, суды пришли к верному выводу о том, что доказательств, подтверждающих факт надлежащей установки электроотопительных установок в предусмотренном порядке, доказательств обращения потребителя в установленном порядке с заявлением в целях изменения тарифов на электрическую энергию в связи с заменой электроотопительных установок, не представлено, вследствие чего не установили оснований для пересмотра тарифа оплаты электроэнергии по заявлению Шестакова В.В. проживающего в указанном помещении.
Суды обоснованно заключили, что оспариваемое предписание вынесено Госкомитетом в отсутствие на то достаточных оснований, предусмотренных законодательством, и нарушает права ООО "ЭСКБ". Оснований для иных суждений суд округа не усматривает. Ввиду изложенного, соответствующее требование ООО "ЭСКБ" правомерно удовлетворено судами.
Доводы заявителя, изложенные в кассационной жалобе, выводов судов не опровергают, основаны на ошибочном толковании заявителем норм материального права и, по сути, направлены на переоценку фактических обстоятельств дела, что не входит в компетенцию суда кассационной инстанции в силу статей 286, 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Суд округа полагает, что все обстоятельства, имеющие существенное значение для дела, судами установлены, все доказательства исследованы и оценены. Нормы материального права применены судами по отношению к установленным ими обстоятельствам правильно, выводы суда соответствуют имеющимся в деле доказательствам.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены обжалуемых судебных актов (статья 288 АПК РФ), судом кассационной инстанции не установлено.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 18.02.2021 по делу N А07-38024/2019 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.05.2021 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу Государственного комитета Республики Башкортостан по жилищному и строительному надзору - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
О.Л. Гавриленко |
Судьи |
Ю.В. Вдовин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно пункту 71 Основ ценообразования при утверждении цен (тарифов) на электрическую энергию (мощность), поставляемую населению, проживающему в городских населенных пунктах в домах, оборудованных в установленном порядке стационарными электроплитами для пищеприготовления и (или) электроотопительными установками, а также для населения, проживающего в сельских населенных пунктах, в зависимости от региональных особенностей, социальных и экономических факторов, сложившихся в субъекте Российской Федерации, по решению органа исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов применяются понижающие коэффициенты от 0,7 до 1.
...
Суды справедливо заключили, что под установленным порядком понимается оборудование помещений электроотопительными установками в соответствии с требованиями законодательства в области строительства, электро- и пожаробезопасности, а также в соответствии с требованиями иных норм. Иными словами, понижающий коэффициент, предусмотренный пунктом 71 Основ ценообразования, может быть установлен только при условии, что оборудование помещений электроотопительными установками осуществлено в соответствии с требованиями законодательства в обозначенных выше сферах.
...
Перечень документов, который необходимо представить гарантирующему поставщику при применении последним при расчете за потребленную электрическую энергию понижающего коэффициента 0,7, не предусмотрен п. 71 Основ ценообразования.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.07.2013 N 614 утверждено Положение об установлении и применении социальной нормы потребления электрической энергии (мощности)."
Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 6 сентября 2021 г. N Ф09-5815/21 по делу N А07-38024/2019