Екатеринбург |
|
07 сентября 2021 г. |
Дело N А76-40668/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 31 августа 2021 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 07 сентября 2021 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Гавриленко О. Л.,
судей Жаворонкова Д. В., Кравцовой Е. А.,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Администрации города Челябинска (далее - Администрация) на постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.06.2021 по делу N А76-40668/2019 Арбитражного суда Челябинской области.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании принял участие представитель общества с ограниченной ответственностью "Мечел-Энерго" (далее - заявитель, ООО "Мечел-Энерго") - Турулина О.И. (доверенность от 01.01.2021).
ООО "Мечел-Энерго" обратилось в Арбитражный суд Челябинской области с заявлением к Администрации о признании незаконным распоряжения от 23.08.2019 N 9584-к об определении эксплуатирующей организации для бесхозяйных объектов теплоснабжения в г. Челябинске.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены муниципальное унитарное предприятие "Челябинские коммунальные тепловые сети" (далее - МУП "ЧКТС"), Комитет по управлению имуществом и земельным отношениям города Челябинска (далее - КУИиЗО г. Челябинска), публичное акционерное общество "Челябинский металлургический комбинат" (далее - ПАО "ЧМК"), общество с ограниченной ответственностью "Южуралэлектромонтаж-1", Управление жилищно-коммунального хозяйства Администрации города Челябинска (далее - Управление), федеральное казенное учреждение "Исправительная колония N 2 ГУ Федеральной службы исполнения наказаний по Челябинской области", общество с ограниченной ответственностью "Промышленный железнодорожный транспорт", общество с ограниченной ответственностью "Востокхимзащита-1", акционерное общество "Промстрой", Фельк К.В., общество с ограниченной ответственностью "ЧелябКомСтрой", федеральное казенное лечебно-профилактического учреждения "Специализированная туберкулезная больница N 3 Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по Челябинской области" (далее - ФКЛПУ СТБ N 3).
Решением Арбитражного суда Челябинской области от 18.01.2021 (судья Добронравов В.В.) в удовлетворении требований заявителя отказано.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.06.2021 (судьи Арямов А.А., Иванова Н.А., Плаксина Н.Г.) решение суда отменено, требования заявителя удовлетворены.
В кассационной жалобе Администрация просит постановление апелляционного суда отменить, ссылаясь на нарушение норм материального права. В обоснование жалобы указывает, что ООО "Мечел-Энерго" является теплоснабжающей организацией и осуществляет в качестве одного из видов деятельности передачу тепловой энергии, а также является субъектом естественной монополии. Кассатор не согласен с выводом суда о невозможности включения затрат на содержание и обслуживание бесхозяйных сетей в тариф на оказание услуг по теплоснабжению.
В отзыве на кассационную жалобу ООО "Мечел-Энерго" просит оставить оспариваемый судебный акт без изменения.
Как следует из материалов дела, ООО "Мечел-Энерго" зарегистрировано в качестве юридического лица за основным государственным регистрационным номером 1027700016706 и в соответствии со Схемой теплоснабжения в административных границах города Челябинска на период до 2033 года, утвержденной приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 22.11.2017 N 1101, и Актуализированной схемой теплоснабжения в Административных границах города Челябинска на период до 2034 года, утвержденной приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 30.08.2018 N 717, является владельцем источника тепловой энергии, осуществляющим продажу потребителям, теплоснабжающим организациям г. Челябинска в зоне деятельности N 2 произведенной тепловой энергии, теплоносителя.
Администрацией по итогам комиссионного обследования тепловых сетей, расположенных по улицам Монтажников и Коммунистическая города Челябинска, установлены бесхозяйные объекты теплоснабжения: теплопроводы Ду-400 мм, протяженностью 0,66 км по ул. Монтажников от границы ПАО "ЧМК"; Ду-400 мм, протяженностью 1,16 км; по ул. Монтажников от границы ПАО "ЧМК"; Ду-300 мм, протяженностью 0,65 км по ул. Монтажников от границы ПАО "ЧМК"; Ду-50 мм, протяженностью 0,171 км от "ЦТДиТ" ПАО "ЧМК" до здания потребителей по ул. Коммунистической, д. 2-ж, ДУ-200 мм, протяженностью 1,175 км по ул. Монтажников от границы ОАО "Уралкуз" (расположены в промышленной зоне и подключены от системы центрального теплоснабжения ПАО "ЧМК" (предприятие ОАО "Мечел").
В этой связи заместителем главы города по городскому хозяйству Администрации города Челябинска вынесено распоряжение от 23.08.2019 N 9584-к "Об определении эксплуатирующей организации для бесхозяйных объектов теплоснабжения в городе Челябинске", которым ООО "Мечел-Энерго" определено эксплуатирующей организацией для бесхозяйных объектов теплоснабжения в городе Челябинске, указанных в Приложении к распоряжению, в рамках пункта 6 статьи 15 Закона о теплоснабжении до признания права муниципальной собственности.
Считая это распоряжение Администрации незаконным и нарушающим его права в сфере экономической деятельности, заявитель обратился с рассматриваемым заявлением в арбитражный суд.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из вывода о законности и обоснованности оспоренного распоряжения.
Апелляционный суд, отменяя решение суда, правомерно руководствовался следующим.
В силу части 1 статьи 198, статей 200, 201 АПК РФ для признания недействительным ненормативного правового акта, решения органа, осуществляющего публичные полномочия, должностных лиц, необходимо установить наличие двух условий: несоответствие оспариваемого ненормативного правового акта, решения закону или иному нормативному правовому акту и нарушение указанным ненормативным правовым актом, решением прав и охраняемых законом интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
Согласно пункту 1 статьи 225 Гражданского кодекса Российской Федерации бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался.
В соответствии с пунктом 3 статьи 225 Гражданского кодекса Российской Федерации бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.
Согласно пунктам 4 и 8 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон N 131-ФЗ) к вопросам местного значения городского округа относятся: организация в границах городского округа электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации; участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах городского округа.
В соответствии с пунктом 4.2 части 1 статьи 17 Федерального закона N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", пунктом 5 статьи 2, пунктом 1 части 1 статьи 6, частью 6 статьи 15 Закона о теплоснабжении на орган местного самоуправления возложена обязанность по определению теплосетевой организации в целях содержания и обслуживания бесхозяйных тепловых сетей путем издания соответствующего ненормативного правового акта в течение тридцати дней с даты выявления таких сетей.
При этом значимыми обстоятельствами для определения теплосетевой организации в целях содержания и обслуживания бесхозяйных тепловых сетей являются статус тепловых сетей как бесхозяйных вещей, а также наличие непосредственного соединения с этими сетями тепловых сетей выбранной теплосетевой организации (или наличие у такой организации признаков единой теплоснабжающей организации в системе теплоснабжения, в которую входят указанные тепловые сети).
Из содержания пунктов 5, 11, 12 статьи 2 Закона о теплоснабжении следует, что тепловая сеть - совокупность устройств (включая центральные тепловые пункты, насосные станции), предназначенных для передачи тепловой энергии, теплоносителя от источников тепловой энергии до теплопотребляющих установок. Теплоснабжающая организация - организация, осуществляющая продажу потребителям и (или) теплоснабжающим организациям произведенных или приобретенных тепловой энергии (мощности), теплоносителя и владеющая на праве собственности или ином законном основании источниками тепловой энергии и (или) тепловыми сетями в системе теплоснабжения, посредством которой осуществляется теплоснабжение потребителей тепловой энергии. Передача тепловой энергии, теплоносителя - совокупность организационно и технологически связанных действий, обеспечивающих поддержание тепловых сетей в состоянии, соответствующем установленным техническими регламентами, правилами технической эксплуатации объектов теплоснабжения и теплопотребляющих установок требованиям, прием, преобразование и доставку тепловой энергии, теплоносителя. Теплосетевая организация - организация, оказывающая услуги по передаче тепловой энергии и соответствующая утвержденным Правительством Российской Федерации критериям отнесения собственников или иных законных владельцев тепловых сетей к теплосетевым организациям.
Судами установлено, что ООО "Мечел-Энерго" владеет источником тепловой энергии, мощностью 687 Гкал/ч, который включен в Схему теплоснабжения города Челябинска на период до 2034 года в зоне деятельности N 02 и осуществляет продажу потребителям, теплоснабжающим организациям произведенной тепловой энергии, теплоносителя.
Администрацией выявлены бесхозяйные объекты теплоснабжения: теплопроводы Ду-400 мм, протяженностью 0,66 км по ул. Монтажников от границы ПАО "ЧМК"; Ду-400 мм, протяженностью 1,16 км; по ул. Монтажников от границы ПАО "ЧМК"; Ду-300 мм, протяженностью 0,65 км по ул. Монтажников от границы ПАО "ЧМК"; Ду-50 мм, протяженностью 0,171 км от "ЦТДиТ" ПАО "ЧМК" до здания потребителей по ул. Коммунистической, д. 2-ж, ДУ-200 мм, протяженностью 1,175 км по ул. Монтажников от границы ОАО "Уралкуз" (расположены в промышленной зоне и подключены от системы центрального теплоснабжения ПАО "ЧМК" (предприятие ОАО "Мечел").
Решениями Металлургического районного суда г. Челябинска по делам N 2-1434/2020 от 01.06.2020, N 2-1471/2020 от 02.06.2020, N 2-1515 от 03.06.2020 на Администрацию в лице КУиЗО г. Челябинска возложена обязанность обратиться в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Челябинской области с заявлением о принятии на учет указанных бесхозяйных сетей теплоснабжения.
Как следует из схемы расположения участков тепловой сети, письма ООО "Мечел-Энерго" от 28.03.2018 N 217-174, а также представленных договоров теплоснабжения, спорные участки теплосети фактически присоединены к тепловым сетям, используемым ООО "Мечел-Энерго" при эксплуатации источника тепловой энергии, располагаемого на территории ПАО "ЧМК".
Так, в материалы дела представлены договоры теплоснабжения N 74-ТВ0496 от 01.08.2011, N 74-ТВ-0227 от 01.01.2010, N 74-ТЭ-869/12 от 01.11.2012, N 74-ТЭ-1295/14 от 01.09.2014, N 74-ТЭ-1264/14 от 01.04.2014, N 74-ТЭ1280/14 от 01.07.2014, государственные контракты на теплоснабжение N 74- ТЭ-1526/20 от 26.12.2019, N 74-ТЭ-1522/20 от 03.02.2020, N 74-ТЭ-521/20 от 03.02.2020, в соответствии с которыми абоненты, которым поставляется тепловая энергия в горячей воде, подключены к тепломагистрали ООО "Мечел-Энерго" посредством присоединения к участкам бесхозяйных тепловых сетей. К указанным договорам и государственным контрактам подписаны акты разграничения эксплуатационной ответственности, содержащие схему, в которой обозначены участки трубопровода, по которым производится поставка теплоносителя абонентам, а также участки, не обслуживаемые сторонами контрактов. Этими актами подтверждено, что поставка тепловой энергии производится заявителем абонентам по магистральному теплопроводу, принадлежащему ООО "Мечел-Энерго" до отсекающей задвижки в ТК (узел N 3) и до участка теплопроводов абонентов (отсекающих задвижек абонентов). При этом участок магистрального теплопровода от отключающих задвижек (узел N 3, территория ПАО "ЧМК") до абонента обозначен как бесхозный.
Таким образом, как установили суды спорные участки бесхозяйной сети, отраженные в приложении к оспоренному распоряжению, непосредственно подключены к тепловым сетям заявителя и используются для поставки теплоносителя на коммерческой основе. При этом спорные участки бесхозяйной теплосети технологически к тепловым сетям, находящимся на балансе единой теплоснабжающей организации (которой, в соответствии со Схемой теплоснабжения, для зоны деятельности N 2 является МУП "ЧКТС"), не присоединены.
Вместе с тем, как верно отмечено апелляционным судом, положения части 6 статьи 15 Закона о теплоснабжении предусматривают возможность возложения обязанности по содержанию бесхозяйных тепловых сетей на теплосетевую организацию или на единую теплоснабжающую организацию, к которым общество "Мечел-Энерго не относится (является теплоснабжающей организацией). При этом из буквального содержания названной нормы следует, что для целей определения организации, осуществляющей содержание и обслуживание бесхозяйных тепловых сетей непосредственное присоединение таких бесхозяйных тепловых сетей к сетям организации имеет значение только в случае возложения обязанности по содержанию на теплосетевую организацию. Возложение такой обязанности на определенную в установленном порядке единую теплоснабжающую организацию непосредственного присоединения бесхозяйных сетей к сетям этой организации не требует.
Поскольку в настоящем случае, в соответствии со Схемой теплоснабжения, применительно к зоне деятельности N 2 определена единая теплоснабжающая организация - МУП "ЧКТС", именно на указанное лицо могла быть возложена обязанность по временному содержанию и обслуживанию бесхозяйных тепловых сетей. Возложение такой обязанности на заявителя не соответствует положениям части 6 статьи 15 Закона о теплоснабжении, учитывая также при этом, что материалы дела не содержат доказательств осуществления обществом деятельности по передаче тепловой энергии и соответствия критериям теплосетевой организации. Тариф установлен для заявителя, как теплоснабжающей организации.
С учетом изложенного апелляционная коллегия обоснованно признала подтвержденной совокупность обстоятельств, свидетельствующих об обоснованности заявленных ООО "Мечел-Энерго" требований о признании распоряжения Администрации от 23.08.2019 N 9584-к недействительным.
Доводы заявителя кассационной жалобы подлежат отклонению, поскольку по существу направлены на переоценку принятых и оценённых судом апелляционной инстанции доказательств и на установление новых обстоятельств дела, что не входит в полномочия суда кассационной инстанции в силу статьи 286 и части 2 статьи 287 АПК РФ.
С учетом изложенного обжалуемый судебный акт подлежит оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.06.2021 по делу N А76-40668/2019 Арбитражного суда Челябинской области оставить без изменения, кассационную жалобу Администрации города Челябинска - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации
Председательствующий |
О.Л. Гавриленко |
Судьи |
Д.В. Жаворонков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.