Екатеринбург |
|
10 сентября 2021 г. |
Дело N А76-48636/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 09 сентября 2021 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 10 сентября 2021 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Вдовина Ю.В.,
судей Черкезова Е.О., Ященок Т.П.,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу индивидуального предпринимателя Демидова Юрия Николаевича (далее - предприниматель) на решение Арбитражного суда Челябинской области от 25.03.2021 по делу N А76-48636/2020 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.05.2021 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании приняли участие представители:
Государственного учреждения - Челябинское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации (далее - фонд социального страхования) - Гребенникова Е.В. (доверенность от 10.02.2021 N 59, диплом), Ковалева С.В. (доверенность от 30.07.2021 N 91, диплом);
Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - управление, антимонопольный орган) - Черенкова Е.Б. (доверенность от 11.01.2021 N 6, диплом).
Предприниматель обратился в Арбитражный суд Челябинской области с заявлением к управлению о признании недействительным решения от 14.10.2020 N 074/06/105-2321/2020.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: фонд социального страхования, общество с ограниченной ответственностью "РТС-тендер".
Решением Арбитражного суда Челябинской области от 25.03.2021 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.05.2021 решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе предприниматель просит обжалуемые судебные акты отменить, ссылаясь на то, что товар, поставляемый в рамках аукциона необходим для использования по месту проживания инвалида для его личного использования, что является средством социально-бытовой реабилитации; необходимый заказчику товар не предназначался для медицинской реабилитации, для использования в медицинских учреждениях, следовательно, не подлежит обязательной регистрации, в связи с чем, считает, что требование во второй части заявки регистрационного удостоверения необоснованно.
Антимонопольный орган и фонд социального страхования в отзывах на кассационную жалобу просят обжалуемые судебные акты оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Проверив законность и обоснованность принятых по делу судебных актов, суд кассационной инстанции не нашел оснований для их отмены или изменения.
Как следует из материалов дела, антимонопольным органом по результатам рассмотрения жалобы предпринимателя на действия заказчика при проведении электронного аукциона на поставку в 2020 году сигнализаторов звука цифровых для обеспечения инвалидов, проживающих на территории Челябинской области (извещение 0269100000120000241), принято решение о признании доводов жалобы необоснованными.
Считая решение управления от 04.10.2020 незаконным и нарушающим права заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности последний обратился в суд с настоящим требованием.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции пришел к выводу о правомерности обжалуемого ненормативного акта антимонопольного органа.
Апелляционный суд, исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства, счел, что оснований для отмены решения суда первой инстанции не имеется.
Выводы судов являются правильными, соответствуют действующему законодательству, материалам дела.
Из системного толкования части 1 статьи 198, статей 200, 201 АПК РФ следует, что для признания недействительными ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органа, осуществляющего публичные полномочия, необходимо одновременное наличие двух условий: их несоответствие закону или иному правовому акту, и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
В силу части 2 статьи 8 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ) конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям Закона N 44-ФЗ, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
В пункте 1 части 1 статьи 33 Закона N 44-ФЗ определено, что описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки. В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Не допускается включение в документацию о закупке (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена данным Федеральным законом (часть 3 статьи 33 Закона N 44-ФЗ).
В части 6 статьи 66 Закона N 44-ФЗ установлено, что требовать от участника электронного аукциона предоставления иных документов и информации, за исключением предусмотренных частями 3 или 3.1 и 5 настоящей статьи документов и информации, не допускается.
Как установлено судами и следует из материалов дела, объектом закупки производимой фондом социального страхования является поставка технических средств реабилитации для обеспечения инвалидов - сигнализаторов звука цифровых, проводимая для определенного круга лиц с учетом индивидуальной программы реабилитации инвалида, которая предполагает реализацию медицинских реабилитационных мер, направленных на восстановление способностей инвалида к выполнению определенных видов деятельности.
В силу части 1 статьи 38 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (далее - Закон N 323-ФЗ) медицинскими изделиями являются любые инструменты, аппараты, приборы, оборудование, материалы и прочие изделия, применяемые в медицинских целях отдельно или в сочетании между собой, а также вместе с другими принадлежностями, необходимыми для применения указанных изделий по назначению, включая специальное программное обеспечение, и предназначенные производителем для профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации заболеваний, мониторинга состояния организма человека, проведения медицинских исследований, восстановления, замещения, изменения анатомической структуры или физиологических функций организма, предотвращения или прерывания беременности, функциональное назначение которых не реализуется путем фармакологического, иммунологического, генетического или метаболического воздействия на организм человека.
Номенклатурная классификация медицинских изделий по видам утверждена приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 06.06.2012 N 4н "Об утверждении номенклатурной классификации медицинских изделий". В раздел 13 номенклатурной классификации медицинских изделий по видам (Приложение N 1 к Приказу Министерства здравоохранения Российской Федерации от 6 июня 2012 г. N 4н) включены реабилитационные и адаптированные для инвалидов медицинские изделия, к числу которых отнесены и устройства коммуникации и информации адаптированные, который имеет соответствующий код 335220.
Также в Приказе Минтруда России от 28.12.2017 N 888н предусмотрены медицинские показания и противопоказания использования сигнализатора звука цифрового.
В соответствии со статьей 11.1 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", к техническим средствам реабилитации инвалидов относятся устройства, содержащие технические решения, в том числе специальные, используемые для компенсации или устранения стойких ограничений жизнедеятельности инвалида.
На основании пункта 16 классификации технических средств реабилитации (изделий) в рамках федерального перечня реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2005 N 2347-р, утвержденной приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 13.12.2018 N 86н, сигнализатор звука цифровой с вибрационной и световой индикацией относится к техническим средствам реабилитации.
Сигнализатор звука световой используется для информировании слабослышащего или глухого человека о поступающих сигналах от датчика телефона, домофона, дверного звонка, плача ребенка, утечки газа в помещении, открытия/закрытия окна/двери, теплового датчика. Сигнализатор звука применяется в медицинских целях как самостоятельное устройство, и предназначен для замещения физиологической функции организма - функции слуха, функциональное назначение которого не реализуется путем фармакологического, иммунологического, генетического или метаболического воздействия на организм человека. Поэтому, сигнализатор звука является медицинским изделием.
Согласно данным, содержащимся на официальном сайте Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения Российской Федерации (https://roszdravN adzor.gov.ru), сигнализатор звука цифровой с световой индикацией; сигнализатор звука цифровой с вибрационной и световой индикацией находятся в перечне медицинских изделий, подлежащих государственной регистрации. На медицинские изделия, включенные в перечень медицинских изделий, подлежащих государственной регистрации, выдаются регистрационные удостоверения.
В государственном реестре медицинских изделий и организаций (индивидуальных предпринимателей), осуществляющих производство и изготовление медицинских изделий на официальном сайте Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения Российской Федерации содержится информация о зарегистрированных сигнализаторах звука, имеющих регистрационные удостоверения на медицинские изделия.
Таким образом, установление требования наличия регистрационного удостоверения на сигнализатор звука цифровой с вибрационной и световой индикацией правомерно, так как совокупность требований к товару не указывает на единственного производителя, ввиду чего, ограничения на поставку товара разными лицами отсутствуют.
При этом сигнализатор звука включен в номенклатурную классификацию медицинских изделий, которая утверждена приказом Минздрава России от 06.06.2012 N 4н и включен в раздел 13 "Реабилитационные и адаптированные для инвалидов медицинские изделия" - 13.08 "Устройства коммуникации и информации адаптированные", представляет собой комплект изделий, предназначенный для вспомогательных сигналов в качестве реакции на различные события, помогает людям с ослабленным слухом адекватно реагировать на происходящие события.
С учетом изложенного, руководствуясь вышеизложенными нормами права, исходя из закрепленного в документации об аукционе назначения использования сигнализаторов звука цифровых (для обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации), а также с учетом установленных законодательством Российской Федерации требований к изделиям медицинского назначения, суды пришли к обоснованному выводу, что документацией об аукционе правомерно предусмотрено условие о предоставлении в составе заявки действующего регистрационного удостоверения на товар. Товар, поставляемый в рамках проводимого аукциона должен быть зарегистрирован в качестве медицинского изделия и иметь регистрационное удостоверение Росздравнадзора, подтверждающее соответствующую регистрацию.
Выводы судов первой и апелляционной инстанций являются законными и обоснованными, сделанными при правильном применении норм материального и процессуального права, с установлением всех обстоятельств по делу, имеющих существенное значение для правильного разрешения спора по существу.
Все доводы, приведенные заявителем жалобы, судом кассационной инстанции отклоняются, поскольку не свидетельствуют о нарушении судами норм права, регулирующие спорные правоотношения, основаны на неверном их толковании и сводятся лишь к переоценке установленных по делу обстоятельств. Между тем оценка имеющейся по делу доказательственной базы и установление на ее основании фактических обстоятельств дела - прерогатива судов первой и апелляционной инстанций и в рамках данного дела суды осуществили данные процессуальные действия в соответствии с нормами действующего процессуального законодательства (статьи 64, 65, 71 АПК РФ). Кроме того, доводы не содержат ссылок, которые не были бы проверены и не учтены судами первой и апелляционной инстанций при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение, влияли на обоснованность и законность судебных актов, либо опровергали выводы судов, в связи с чем признаются судом кассационной инстанции несостоятельными.
Нормы материального права судами применены правильно. Нарушений судами норм процессуального права, которые привели или могли привести к принятию неправильного судебного акта, как и влекущих безусловную отмену судебных актов (часть 3, 4 статьи 288 АПК РФ), судом кассационной инстанции не установлено.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 АПК РФ, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Челябинской области от 25.03.2021 по делу N А76-48636/2020 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.05.2021 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу индивидуального предпринимателя Демидова Юрия Николаевича - без удовлетворения.
Возвратить индивидуальному предпринимателю Демидову Юрию Николаевичу из федерального бюджета госпошлину за подачу кассационной жалобы в сумме 2850 руб., излишне уплаченную по платежному поручению от 03.06.2021 N 34.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьями 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Ю.В. Вдовин |
Судьи |
Е.О. Черкезов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В государственном реестре медицинских изделий и организаций (индивидуальных предпринимателей), осуществляющих производство и изготовление медицинских изделий на официальном сайте Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения Российской Федерации содержится информация о зарегистрированных сигнализаторах звука, имеющих регистрационные удостоверения на медицинские изделия.
Таким образом, установление требования наличия регистрационного удостоверения на сигнализатор звука цифровой с вибрационной и световой индикацией правомерно, так как совокупность требований к товару не указывает на единственного производителя, ввиду чего, ограничения на поставку товара разными лицами отсутствуют.
При этом сигнализатор звука включен в номенклатурную классификацию медицинских изделий, которая утверждена приказом Минздрава России от 06.06.2012 N 4н и включен в раздел 13 "Реабилитационные и адаптированные для инвалидов медицинские изделия" - 13.08 "Устройства коммуникации и информации адаптированные", представляет собой комплект изделий, предназначенный для вспомогательных сигналов в качестве реакции на различные события, помогает людям с ослабленным слухом адекватно реагировать на происходящие события."
Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 10 сентября 2021 г. N Ф09-5418/21 по делу N А76-48636/2020