Екатеринбург |
|
15 сентября 2021 г. |
Дело N А34-13202/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 09 сентября 2021 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 15 сентября 2021 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Гавриленко О. Л.,
судей Жаворонкова Д. В., Кравцовой Е. А.,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Государственного учреждения - Курганское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации (далее - Учреждение, фонд) на решение Арбитражного суда Курганской области от 25.01.2021 по делу N А34-13202/2020 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.05.2021 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании принял участие представитель фонда - Мироненко Е.В. (доверенность от 11.01.2021).
Учреждение обратилось в Арбитражный суд Курганской области с исковым заявлением к Отделу образования Администрации Варгашинского района (далее - Отдел образования) о взыскании 12 822 руб. 91 коп. излишне перечисленного пособия по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.
Арбитражным судом Челябинской области на основании статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Козлова Дарья Сергеевна, Администрация Варгашинского поссовета (далее - Администрация).
Решением Арбитражного суда Курганской области от 25.01.2021 (судья Саранчина Н.А.) в удовлетворении исковых требований Учреждения отказано.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.05.2021 (судьи Карпусенко С.А., Баканов В.В., Махрова Н.В.) решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Учреждение просит указанные судебные акты отменить, ссылаясь на неправильное применение норм материального права.
Настаивает на том, что материалами дела подтверждается выплата застрахованному лицу излишних сумм пособия, что в свою очередь влечет за собой возмещение расходов, понесенных страховщиком в связи с сокрытием или недостоверностью представленных страхователем сведений.
Полагает ошибочным вывод апелляционного суда о том, что изменение страхователем места учета не относится к основаниям, свидетельствующим о прекращении права застрахованного лица на получение ежемесячного пособия, поскольку не страхователь изменил место учета, а застрахованное лицо прекратило трудовые отношения с Отделом образования, что повлекло за собой прекращение права на получение пособия у данного страхователя. По мнению кассатора, право застрахованного лица на получение пособия носит добровольный характер и возникает с конкретным работодателем, с которым лицо состоит в трудовых отношениях исключительно на основании заявления застрахованного лица.
Как следует из материалов дела, Отдел образования зарегистрирован в Государственном учреждении - Курганское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации в качестве страхователя по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности, в связи с материнством и по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний с 26.04.1991, регистрационный номер страхователя 4500003876.
По результатам проверки, отраженным в акте от 30.03.2020 N 1200156003, выявлено нарушение пункта 4.2 Постановления Правительства Российской Федерации от 21.04.2011 N 294 (далее - Постановление N 294), в соответствии с которым страхователь в 3-дневный срок направляет в территориальный орган Фонда уведомление о прекращении права застрахованного лица на получение ежемесячного пособия по уходу за ребенком в связи с прекращением с ней трудовых отношений. Отдел образования не уведомил Учреждение о прекращении трудовых отношений с Козловой Д.С. в соответствии с приказом от 01.10.2019 N 374-к, в результате Учреждением излишне выплачено ежемесячное пособие по уходу за ребенком за период с 02.10.2019 по 22.11.2019 в общей сумме 12 822 руб. 81 коп.
Ссылаясь на то, что неправомерные действия страхователя по неуведомлению истца о смене места учета послужили основанием для выплаты Козловой Д.С. пособия за счет средств Учреждения, последнее обратилось в арбитражный суд с настоящим требованием.
Отказывая в удовлетворении требований, суд первой инстанции не установил оснований, необходимых для взыскания с ответчика убытков, поскольку факт необоснованной выплаты истцом пособия по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством отсутствует.
Поддерживая позицию суда первой инстанции, апелляционная коллегия сочла отказ в удовлетворении исковых требований обоснованным.
Рассмотрев доводы кассационной жалобы, изучив материалы дела, проверив в соответствии со статьями 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность обжалуемых судебных актов, суд кассационной инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Согласно положениям статей 15, 393, 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации, лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере. Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
В пункте 1 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2016 N 7 "О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств" должник обязан возместить кредитору убытки, причиненные неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательства (пункт 1 статьи 393 ГК РФ).
Как указано в пункте 5 вышеназванного Постановления по смыслу статей 15 и 393 ГК РФ кредитор представляет доказательства, подтверждающие наличие у него убытков, а также обосновывающие с разумной степенью достоверности их размер и причинную связь между неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательства должником и названными убытками. Должник вправе предъявить возражения относительно размера причиненных кредитору убытков и представить доказательства, что кредитор мог уменьшить такие убытки, но не принял для этого разумных мер (статья 404 ГК РФ).
Отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство (пункт 2 статьи 401 Гражданского кодекса Российской Федерации). По общему правилу лицо, причинившее вред, освобождается от возмещения вреда, если докажет, что вред причинен не по его вине (пункт 2 статьи 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации). Бремя доказывания своей невиновности лежит на лице, нарушившем обязательство или причинившем вред. Вина в нарушении обязательства или в причинении вреда предполагается, пока не доказано обратное.
Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 1.2 Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" (далее - Закон N 255-ФЗ) обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством представляет собой систему создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, направленных на компенсацию гражданам утраченного заработка (выплат, вознаграждений) или дополнительных расходов в связи с наступлением страхового случая по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.
В соответствии с частью 2 статьи 2 Закона N 255-ФЗ лица, подлежащие обязательному социальному страхованию в связи с материнством в соответствии с данным Федеральным законом, являются застрахованными лицами.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 2.1 Закона N 255-ФЗ страхователями по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством являются лица, производящие выплаты физическим лицам, подлежащим обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в соответствии с данным Федеральным законом, в том числе: организации - юридические лица, образованные в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно части 1 статьи 13 Закона N 255-ФЗ назначение и выплата пособия по беременности и родам осуществляется страхователем по месту работы (службы, иной деятельности) застрахованного лица (за исключением случаев, указанных в частях 3 и 4 данной статьи).
Постановлением N 294 утверждено Положение об особенностях назначения и выплаты в 2012 - 2020 годах застрахованным лицам страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и иных выплат в субъектах Российской Федерации, участвующих в реализации пилотного проекта (далее - Положение), которое устанавливает особый порядок назначения и выплаты пособий по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.
Согласно пункту 2 Постановления N 294 с 01.07.2012 по 31.12.2020 в реализации пилотного проекта участвует Курганская область.
В рамках реализации пилотного проекта выплата пособий застрахованным лицам осуществляется на основании документов и сведений, представляемых страхователями, напрямую из средств Фонда социального страхования Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 2 Положения при наступлении страхового случая застрахованное лицо (его уполномоченный представитель) обращается к страхователю по месту своей работы (службы, иной деятельности) с заявлением о выплате соответствующего вида пособия и документами, необходимыми для назначения и выплаты пособия в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно пункту 8 Положения после получения заявления и документов, необходимых для назначения и выплаты соответствующего вида пособия, либо реестра сведений территориальный орган Фонда социального страхования Российской Федерации в течение 10 календарных дней со дня их получения принимает решение о назначении и выплате пособий напрямую застрахованным лицам.
В соответствии с пунктом 9 Положения выплата пособий застрахованному лицу осуществляется территориальным органом Фонда путем перечисления пособия на банковский счет, указанный в заявлении либо в реестре сведений, или через организацию федеральной почтовой связи, или иную организацию по заявлению застрахованного лица (его уполномоченного представителя) в течение 10 календарных дней со дня получения заявления и документов, необходимых для назначения и выплаты соответствующего вида пособия.
В соответствии с абз. 2 ст. 4 Федерального закона от 19.05.1995 N 81-ФЗ "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей" (далее - Федеральный закон от 19.05.1995 N 81-ФЗ) выплата государственных пособий гражданам, имеющим детей, производится за счет средств Фонда социального страхования в виде пособия по беременности и родам, единовременного пособия женщинам, вставшим на учет в медицинских организациях в ранние сроки беременности, единовременного пособия при рождении ребенка, ежемесячного пособия по уходу за ребенком лицам, подлежащим обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.
Пунктом 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 12.02.1994 N 101 "О Фонде социального страхования Российской Федерации" предусмотрено, что Фонд социального страхования является специализированным финансово-кредитным учреждением при Правительстве Российской Федерации. Денежные средства, находящиеся в оперативном управлении Фонда социального страхования, являются федеральной собственностью, не входят в состав бюджетов соответствующих уровней, других фондов и изъятию не подлежат.
В соответствии с указанными нормами законодательства выплата пособия застрахованному лицу произведена за счет средств Фонда социального страхования.
В соответствии с пунктом 4(2) Положения страхователь в 3-дневный срок направляет в территориальный орган Фонда уведомление о прекращении права застрахованного лица на получение ежемесячного пособия по уходу за ребенком в случае прекращения с ним трудовых отношений, начала (возобновления) его работы на условиях полного рабочего дня, смерти его ребенка и в иных случаях прекращения обстоятельств, наличие которых явилось основанием для назначения и выплаты соответствующего пособия.
В силу пункта 16 Положения за непредставление (за несвоевременное представление) документов, недостоверность либо сокрытие сведений, влияющих на право получения застрахованным лицом соответствующего вида пособия или исчисление его размера, возмещение расходов на оплату 4 дополнительных выходных дней одному из родителей (опекуну, попечителю) для ухода за детьми-инвалидами страхователь несет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с частью 1 статьи 15.1 Закона N 255-ФЗ физические и юридические лица несут ответственность за достоверность сведений, содержащихся в документах, необходимых для назначения, исчисления и выплаты пособий, а в случае, если представление недостоверных сведений повлекло за собой выплату излишних сумм пособий, виновные лица возмещают страховщику причиненный ущерб.
В целях защиты интересов лиц, совмещающих уход за ребенком с работой в режиме неполного рабочего времени частью 2 статьи 11.1 Закона N 255-ФЗ предусмотрена возможность сохранения за ними права на получение ежемесячного пособия по уходу за ребенком при условии, что они находятся в отпуске по уходу за ребенком, работают на условиях неполного рабочего времени и продолжают осуществлять уход за ребенком.
В таком случае получение работниками пособия по уходу за ребенком до достижения им 1,5 лет, призвано компенсировать заработок, утраченный ими из-за неполного рабочего времени, сокращение которого вызвано необходимостью в оставшееся рабочее время продолжать осуществлять уход за ребенком.
Суды, изучив материалы дела, установили, что Козлова Д.С. на основании приказа о досрочном выходе на работу из отпуска по уходу за ребенком с 04.12.2018 приступила к работе методистом на 0,75 ставки. Заработная плата выплачивалась по 01.10.2019 из расчета 0,75 ставки.
Отделом образования в адрес Учреждения необходимая информация о прекращении 01.10.2019 трудовых отношений с Козловой Д.С. не предоставлена.
Вместе с тем с 02.10.2019 Козлова Д.С. назначена на замещение должности муниципальной службы в Администрации также на 0,75 ставки. На основании распоряжения Администрации Варгашинского поссовета от 25.11.2019 Козловой Д.С. установлен режим полного рабочего дня. При этом Администрация сведения в отношении Козловой Д.С. за период с 02.10.2019 по 22.11.2019 не предоставляла.
Ежемесячное пособие по уходу за ребенком исчислено и выплачено Козловой Д.С. за период по 22.11.2019 (до достижения ребенком возраста полутора лет). При этом сотрудник работал на условиях неполного рабочего времени. Правильность расчетов размера пособия сторонами не оспаривается.
Судам не представлено доказательств того, что застрахованное лицо с учетом графика работы и характера трудовых отношений с работодателем не могло и не осуществляло в спорный период уход за своим малолетним ребенком.
При таких обстоятельствах суды обоснованно заключили, что в рассматриваемом случае изменение страхователем места учета не относится к основаниям, свидетельствующим о прекращении права застрахованного лица на получение ежемесячного пособия. Доказательства выплаты застрахованному лицу излишних сумм пособия в материалы дела не представлены.
Вопреки доводам жалобы апелляционный суд справедливо отметил, что не любое нарушение порядка предоставление сведений свидетельствует о незаконности произведения выплат по социальному страхованию. Гражданско-правовая ответственность Отдела образования может иметь место при наличии причинно-следственной связи между фактом выплаты при отсутствии права на получение ежемесячного пособия и причинением в связи с этим убытков, связанных с незаконной выплатой пособия по уходу за ребенком. В рассматриваемом случае суды не установили факта неправомерного расходования средств социального страхования, поскольку Козлова Д.С. имеет право на получение ежемесячного пособия на ребенка до достижения им возраста полутора лет. Оснований для иных суждений суд округа не усматривает.
При таких обстоятельствах в удовлетворении исковых требований отказано обоснованно.
Иное толкование положений законодательства, а также иная оценка доказательств не свидетельствуют о неправильном применении судом норм материального права
Поскольку доводы, изложенные в кассационной жалобе, не содержат ссылок, которые не были бы проверены и не учтены судами первой и апелляционной инстанций при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение, влияли на обоснованность и законность судебных актов, либо опровергали выводы судов, то признаются судом кассационной инстанции несостоятельными, в связи с чем не могут служить основанием для отмены оспариваемых судебных актов.
Суд округа полагает, что все обстоятельства, имеющие существенное значение для дела, судами установлены, все доказательства исследованы и оценены. Нормы материального права применены судами по отношению к установленным ими обстоятельствам правильно, выводы суда соответствуют имеющимся в деле доказательствам.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены обжалуемых судебных актов (статья 288 АПК РФ), судом кассационной инстанции не установлено.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Курганской области от 25.01.2021 по делу N А34-13202/2020 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.05.2021 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу Государственного учреждения - Курганское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
О.Л. Гавриленко |
Судьи |
Д.В. Жаворонков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Пунктом 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 12.02.1994 N 101 "О Фонде социального страхования Российской Федерации" предусмотрено, что Фонд социального страхования является специализированным финансово-кредитным учреждением при Правительстве Российской Федерации. Денежные средства, находящиеся в оперативном управлении Фонда социального страхования, являются федеральной собственностью, не входят в состав бюджетов соответствующих уровней, других фондов и изъятию не подлежат.
...
В соответствии с частью 1 статьи 15.1 Закона N 255-ФЗ физические и юридические лица несут ответственность за достоверность сведений, содержащихся в документах, необходимых для назначения, исчисления и выплаты пособий, а в случае, если представление недостоверных сведений повлекло за собой выплату излишних сумм пособий, виновные лица возмещают страховщику причиненный ущерб.
В целях защиты интересов лиц, совмещающих уход за ребенком с работой в режиме неполного рабочего времени частью 2 статьи 11.1 Закона N 255-ФЗ предусмотрена возможность сохранения за ними права на получение ежемесячного пособия по уходу за ребенком при условии, что они находятся в отпуске по уходу за ребенком, работают на условиях неполного рабочего времени и продолжают осуществлять уход за ребенком."
Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 15 сентября 2021 г. N Ф09-5716/21 по делу N А34-13202/2020