Екатеринбург |
|
15 сентября 2021 г. |
Дело N А71-9290/2020 |
Арбитражный суд Уральского округа в составе судьи Поротниковой Е. А. рассмотрел кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Любимые продукты" на решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 22.01.2021 по делу N А71-9290/2020 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.04.2021 по указанному делу.
На основании части 4.1 статьи 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) кассационная жалоба рассматривается в порядке, предусмотренном главой 35 АПК РФ, с учетом особенностей, установленных статьей 288.2 АПК РФ, без проведения судебного заседания, без вызова лиц, участвующих в деле, после срока, установленного определением суда о принятии жалобы к производству для представления отзыва на нее с учетом вышеуказанных обстоятельств.
Общество с ограниченной ответственностью "Любимые продукты" (далее - общество, заявитель, ООО "Любимые продукты") обратилось в Арбитражный суд Удмуртской Республики с заявлением о признании незаконным постановления Административной комиссии при Администрации Устиновского района города Ижевска (далее - административный орган, административная комиссия) о назначении административного наказания от 30.04.2020 N 297/2020.
Решением Арбитражного суда Удмуртской Республики от 22.01.2021, оставленным без изменения постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.04.2021, в удовлетворении требований ООО "Любимые продукты" отказано.
Не согласившись с принятыми по делу судебными актами, общество обратилось в Арбитражный суд Уральского округа с кассационной жалобой, в которой просит обжалуемые судебные акты отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
В кассационной жалобе заявитель приводит доводы об отсутствии в действиях общества состава вменяемого административного правонарушения; полагает, что административный орган не исследовал обстоятельства дела и не доказал вину общества во вменяемом ему правонарушении; считает что, так как часть помещений сдана в субаренду индивидуальному предпринимателю Фазлиевой З.А. (далее - ИП Фазлиева З.А.), то именно она является владельцем всех указанных вывесок. Общество также обращает внимание суда на то, что в связи с расторжением 13.03.2020 договора аренды, заключенного между обществом и ИП Фазлиевой З.А., помещение было освобождено, а все вывески в настоящий момент демонтированы.
Отзыв на кассационную жалобу к дате, определенной судом кассационной инстанции, от административного органа не поступил.
Законность обжалуемых судебных актов проверена судом кассационной инстанции в порядке, установленном статьями 286 и 288.2. АПК РФ.
Согласно части 1 статьи 288.2 АПК РФ вступившие в законную силу решения арбитражного суда первой инстанции и постановления арбитражного суда апелляционной инстанции, принятые по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, могут быть обжалованы в порядке кассационного производства по правилам, предусмотренным главой 35 АПК РФ, с учетом особенностей, установленных названной статьей.
В соответствии с частью 3 статьи 288.2. АПК РФ основаниями для пересмотра в порядке кассационного производства указанных в части 1 названной статьи решений и постановлений являются существенные нарушения норм материального права и (или) норм процессуального права, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод, законных интересов в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности, а также защита охраняемых законом публичных интересов.
Как следует из материалов дела, основанием для привлечения общества к административной ответственности послужили выводы административной комиссии о нарушении обществом требований в сфере благоустройства города Ижевска.
Административной комиссией установлено, что у входной группы в нежилое помещение, в котором расположен магазин "Любимые продукты", плоская вывеска перекрывает остекление входной группы, содержит посторонние изображение. Конструкции с информационными изображениями перекрывают окна, выполнены из баннерной ткани, что является нарушением пунктов 3.1.3, 3.1.13, пунктов 3.1.13.8, 5.5 Порядка размещения и эксплуатации информационных конструкций в городе Ижевске, утвержденного решением Городской думы города Ижевска от 19.04.2018 N 520 (Приложение N1 к Правилам благоустройства города Ижевска, утвержденным решением Городской думы города Ижевска от 28.06.2012 N 308).
По факту нарушения уполномоченным лицом административной комиссии в отсутствие представителя заявителя, надлежащим образом извещенного о времени и месте составления протокола об административном правонарушении 10.04.2020 составлен протокол N 18УР1901051 об административном правонарушении, предусмотренном статьей 11.9 Закона Удмуртской Республики от 13.10.2011 N 57-РЗ "Об установлении административной ответственности за отдельные виды правонарушений" (далее Закон N 57-РЗ).
Постановлением административной комиссии от 30.04.2020 N 297/2020 ООО "Любимые продукты" привлечено к административной ответственности, предусмотренной статьей 11.9 Закона N 57-РЗ и ему назначено наказание в виде штрафа в размере 30 000 руб.
Несогласие заявителя с вынесенным постановлением послужило основанием для обращения в арбитражный суд.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды исходили из законности привлечения общества к административной ответственности, предусмотренной статьей 11.9 Закона N 57-РЗ, и доказанности административным органом вины общества в совершении вменяемого ему административного правонарушения.
Кроме того, оценив в порядке, предусмотренном статьей 71 АПК РФ, все обстоятельства дела, суды с учетом положений статьи 2.9 Кодекса пришли к выводу об отсутствии оснований для признания указанного правонарушения малозначительным.
Выводы судов являются правильными, соответствуют материалам дела и действующему законодательству.
В соответствии со статьей 11.9 Закона N 57-РЗ нарушение требований правил благоустройства территорий поселений, городских округов, муниципальных округов, касающихся размещения и эксплуатации информационных конструкций, не являющихся рекламными конструкциями, а именно:
размещение и (или) эксплуатация информационной конструкции, не являющейся рекламной конструкцией, с нарушением требований правил благоустройства территорий поселений, городских округов, муниципальных округов, не повлекшие нарушения экологических, санитарно - эпидемиологических требований, а также требований к технической эксплуатации жилищного фонда;
размещение на информационной конструкции, не являющейся рекламной конструкцией, информации с нарушением требований правил благоустройства территорий поселений, городских округов, муниципальных округов - влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
Решением Городской Думы города Ижевска от 28.06.2012 N 308 утверждены Правила благоустройства города Ижевска (далее - Правила N 308), которыми установлены обязательные для исполнения требования по содержанию зданий (включая жилые дома), сооружений и земельных участков, на которых они расположены, к внешнему виду фасадов и ограждений соответствующих зданий и сооружений, перечень работ по благоустройству и периодичность их выполнения.
В соответствии со статьей 2 Правил N 308 к объектам благоустройства относятся в том числе здания, строения, сооружения, их фасад - наружная сторона здания, сооружения.
На основании пункта 3.1.13.8 Правил N 308 запрещается перекрывать (закрывать) информационными конструкциями оконные и дверные проемы, а также витражи и витрины, за исключением размещения информационных конструкций в витринах в соответствии с требованиями настоящего Порядка.
В силу пункта 3.2.1 Правил N 308 запрещается закрывать витрины полностью информационными конструкциями.
На фасаде для каждого входа в организацию разрешается размещение информационных конструкций в единственном экземпляре (пункт 5.1 Правил N 308).
Не допускается размещение информационных конструкций без соблюдения членений фасада и расположения элементов фасада (пункт 5.5 Правил N 308).
Судами первой и апелляционной инстанций установлено, что ООО "Любимые продукты", являясь лицом, ответственным за размещение вывесок на которое распространяется действие Правил благоустройства N 308, нарушило требования указанных Правил, что подтверждается материалами дела, в частности актом осмотра территории (объекта), фототаблицей, протоколом об административном правонарушении.
Согласно части 1 статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
ООО "Любимые продукты" является лицом, ответственным за размещение вывесок на магазине и на него распространяется действие Правил благоустройства N 308.
В соответствии с частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Вопрос о наличии вины заявителя в совершении административного правонарушения исследован административным органом в ходе производства по делу об административном правонарушении, что отражено в оспариваемом постановлении о привлечении к административной ответственности. При этом в постановлении указано, что у заявителя имелась возможность для соблюдения требований Правил N 308, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Заявителем не представлено доказательств объективной невозможности соблюдения Правил N 308 в соответствии с установленными требованиями, а также принятия всех зависящих от него мер по недопущению нарушений. В деле отсутствуют доказательства того, что заявителем предпринимались действия, которые препятствовали бы совершению административного правонарушения.
С учетом изложенного, судами первой и апелляционной инстанций сделаны обоснованные выводы о наличии в действиях (бездействии) заявителя состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 11.9 Закона N 57-РЗ.
Постановление о привлечении к административной ответственности вынесено в пределах установленного статьей 4.5 КоАП РФ срока давности привлечения к административной ответственности. Наказание назначено в пределах санкции статьи 11.9 Закона N 57-РЗ. Существенных нарушений порядка привлечения к административной ответственности судами не установлено.
При рассмотрении спора имеющиеся в материалах дела доказательства исследованы судами первой и апелляционной инстанций по правилам, предусмотренным статьями 67, 68 АПК РФ, им дана правовая оценка согласно статье 71 названного Кодекса. В силу частей 1, 2 статьи 65 АПК РФ, имеющие правовое значение для дела обстоятельства определены судом с учетом существа спора, на основании доводов и возражений лиц, участвующих в деле, в соответствии с подлежащими применению нормами права.
Обжалуемые судебные акты соответствуют нормам материального права, а содержащиеся в них выводы - установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам.
Доводы заявителя кассационной жалобы сводятся к тому, что спорные вывески являются рекламной конструкцией и были размещены именно ИП Фазлиевой З.А., которая также являлась арендатором части помещений в магазине. Между тем, при рассмотрении дела доказательств, подтверждающих указанное утверждение, заявителем не представлено, в связи с чем доводы признаются судом округа несостоятельными.
Кроме того, доводы об отсутствии в действиях общества состава административного правонарушения со ссылкой на расторжение 13.03.2020 договора аренды с собственником помещения и демонтажем всех вывесок, были рассмотрены и обоснованно отклонены апелляционным судом, как не свидетельствующие о том, что в действиях заявителя отсутствует состав вмененного административного правонарушения, поскольку административное правонарушение было выявлено административным органом 10.03.2020, то есть до момента расторжения договора аренды.
Иная оценка обстоятельств рассматриваемого дела не свидетельствует о нарушении судами норм права, а потому не опровергают правильность выводов судов первой и апелляционной инстанций, а направлены на переоценку положенных в их основу доказательств, в связи с чем приведенные в жалобе доводы не могут быть приняты во внимание судом кассационной инстанции (статья 286 АПК РФ). Само по себе несогласие ООО "Любимые продукты" с позицией судов, не может служить основанием для отмены законных судебных актов.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 АПК РФ безусловным основанием для отмены судебных актов, не выявлено.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289, 288.2. АПК РФ, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 22.01.2021 по делу N А71-9290/2020 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.04.2021 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Любимые продукты" - без удовлетворения.
Настоящее постановление вступает в законную силу со дня его принятия, обжалованию в соответствии с частью 3 статьи 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не подлежит.
Судья |
Е.А. Поротникова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Арбитражный суд Уральского округа в составе судьи Поротниковой Е. А. рассмотрел кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Любимые продукты" на решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 22.01.2021 по делу N А71-9290/2020 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.04.2021 по указанному делу.
...
Согласно части 1 статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
...
В соответствии с частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
...
Постановление о привлечении к административной ответственности вынесено в пределах установленного статьей 4.5 КоАП РФ срока давности привлечения к административной ответственности. Наказание назначено в пределах санкции статьи 11.9 Закона N 57-РЗ. Существенных нарушений порядка привлечения к административной ответственности судами не установлено."
Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 15 сентября 2021 г. N Ф09-5512/21 по делу N А71-9290/2020