Екатеринбург |
|
30 сентября 2021 г. |
Дело N А60-66948/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 27 сентября 2021 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 30 сентября 2021 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Тимофеевой А. Д.,
судей Сидоровой А. В., Сафроновой А. А.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Федерального казенного учреждения исправительная колония N 6 Главного Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Свердловской области (далее - ФКУ ИК-6) на решение Арбитражного суда Свердловской области от 24.03.2021 по делу N А60-66948/2020 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.06.2021 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании, проведенном в режиме онлайн-конференции, приняли участие представители:
ФКУ ИК-6 - Осинкина Е.В. (доверенность от 24.06.2021 N 03);
общества с ограниченной ответственностью "ВОДОКАНАЛ-НТ" (далее - ООО "Водоканал-НТ") - Девяткова О.Б. (доверенность от 11.01.2021 N 621-д).
ФКУ ИК-6 обратилось в Арбитражного суда Свердловской области с иском к ООО "Водоканал-НТ" об обязании ООО "Водоканал-НТ" произвести снятие (перерасчет) платы за период с июля 2020 года по декабрь 2020 года на сумму 1 811 029 руб. 10 коп., а также в дальнейшем не производить начисление платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения и платы за сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод сверх установленных нормативов состава сточных вод в отношении федерального казенного учреждения "Исправительная колония N 6 Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по Свердловской области";
- обязании ООО "Водоканал-НТ" определить контрольные канализационные колодцы и (или) иные канализационные колодцы и закрепить данные изменения в государственном контракте холодного водоснабжения и водоотведения N 0107, с целью взятия отбора проб сточных вод ФКУ "ИК N 6 ГУФСИН по Свердловской области" отдельно от сточных вод иных абонентов, просит в указанной части внести изменения в контракт N 0107 холодного водоснабжения и водоотведения от 04.03.2021 ИКЗ31166690/352366230/00/002/0210000244;
- обязании ООО "Водоканал-НТ" отводить сточные воды иных абонентов минуя канализационные сети федерального казенного учреждения "Исправительная колония N 6 Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по Свердловской области" с целью определения контрольного канализационного колодца, предназначенного для отбора проб сточных вод ФКУ "ИК N 6 ГУФСИН по Свердловской области" отдельно от сточных вод иных абонентов (с учетом принятого судом уточнения исковых требований в порядке статьи 49 АПК РФ).
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 24.03.2021 в удовлетворении требований отказано в полном объеме.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.06.2021 решение суда оставлено без изменения.
Не согласившись с решением и постановлением, ФКУ ИК-6 обратилось в Арбитражный суд Уральского округа с кассационной жалобой, в которой просит указанные судебные акты отменить.
ФКУ ИК-6 считает, что ООО "Водоканал-НТ" отказывая истцу в определении контрольного канализационного колодца, иного канализационного колодца, для взятия отбора проб сточных вод абонента отдельно от сточных вод иных абонентов и тем самым ограничивает права истца, так как невозможно установить без отбора проб вод фактические показатели состава сточных вод и (или) фактические показатели свойств сточных вод, сбрасываемых абонентом в централизованную системы водоотведения (канализацию).
Проверив законность обжалуемых судебных актов в порядке, предусмотренном нормами статей 274, 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд кассационной инстанции установил, что оснований для их отмены не имеется.
Из материалов дела следует и установлено судами, что между истцом (организация водопроводно-канализационного хозяйства) и ответчиком (государственный заказчик) заключен государственный контракт холодного водоснабжения и водоотведения N 0107 от 07.02.2020, по условиям п. 1 которого организация водопроводно-канализационного хозяйства, осуществляющая холодное водоснабжение и водоотведение, обязуется подавать государственному заказчику через присоединенную водопроводную сеть из централизованной системы холодного водоснабжения холодную (питьевую) воду.
Государственный заказчик обязуется оплачивать холодную (питьевую) воду установленного качества в объеме, определенном настоящим Государственным контрактом. Организация водопроводно-канализационного хозяйства обязуется осуществлять прием сточных вод Государственного заказчика от канализационных выпусков в централизованную систему водоотведения и обеспечивать их транспортировку, очистку и сброс в водный объект.
Государственный заказчик обязуется соблюдать режим водоотведения, нормативы по объем сточных вод и нормативы водоотведения по составу сточных вод, нормативы допустимых сбросов загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов, лимиты на сбросы загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов (в случаях, когда такие нормативы установлены в соответствии с законодательством Российской Федерации), требования к составу и свойствам сточных вод, установленные в целях предотвращения негативного воздействия на работу централизованных систем водоотведения, оплачивать водоотведение и принятую холодную воду в сроки, порядке и размере, которые предусмотрены настоящим Государственным контрактом, соблюдать в соответствии с настоящим государственным контрактом режим потребления холодной воды, а также обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении водопроводных и канализационных сетей и исправность используемых им приборов учета.
В пункте 13 контракта определены прав Организации ВКХ, в том числе иметь беспрепятственный доступ к водопроводным и канализационным сетям, местам отбора проб воды и приборам учета холодной воды в порядке, предусмотренном разделом VI настоящего контракта; взимать с государственного заказчика плату за отведение сточных вод сверх установленных нормативов по объему сточных вод и нормативов водоотведения по составу сточных вод, а также за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения (пп. г и е).
В соответствии с пунктом 14 контракта государственный заказчик обязан, в том числе, д) соблюдать установленный настоящим договором режим потребления холодной воды и режим водоотведения; е) производить оплату по настоящему государственному контракту в порядке, размере и сроки, которые определены в соответствии с настоящим договором, и в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, вносить плату за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения и за нарушение нормативов по объему сточных вод и нормативов водоотведения по составу сточных вод, а также возмещать вред, причиненный водном объекту; ж) обеспечивать беспрепятственный доступ представителям Организации ВКХ или по ее указанию представителям иной организации к водопроводным и (или) канализационным сетям местам отбора проб холодной воды, сточных вод и приборам учета в случаях и порядке, которые предусмотрены разделом VI настоящего государственного контракта; т) соблюдать установленные нормативы допустимых сбросов государственных заказчиков и лимиты на сбросы, обеспечивать реализацию плана снижения сбросов (если для объектов этой категории абонентов в соответствии с законодательством Российской Федерации устанавливаются нормативы допустимых сбросов), соблюдать нормативы по объему сточных вод и нормативы водоотведения по составу сточных вод, требования к составу и свойствам сточных вод, установленные в целях предотвращения негативного воздействия на работу централизованной системы водоотведения, и принимать меры по соблюдению указанных нормативов и требований; у) осуществлять сброс сточных вод от напорных коллекторов государственного заказчика в самотечную сеть канализации организации водопроводно-канализационного хозяйства через колодец - гаситель напора; ф) обеспечивать локальную очистку сточных вод в случаях, предусмотренных Правилами холодного водоснабжения и водоотведения; х) в случаях, установленных Правилами холодного водоснабжения и водоотведения, подавать декларацию о составе и свойствах сточных вод (далее - декларация) и уведомлять Организацию ВКХ в случае нарушения декларации.
В силу пунктов 63, 64 контракт вступает в силу с даты его подписания сторонами и распространяет свою силу на отношения сторон, возникшие с 01.01.2020 и действует по 31.12.2020. Настоящий контракт считается ежегодно продленным, если за один месяц до окончания срока действия контракта ни одна из сторон не заявит о его прекращении или изменении, либо о заключении нового государственного контракта на иных условиях.
19.02.2020 подписано дополнительное соглашение о внесении изменений в Приложение N 1 (режим подачи ХВС и объем сточных вод), N 2 (акт разграничения балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности). Место отбора проб сточных вод не согласованы.
Истец указывает, что ответчиком выставлены на оплату платежные документы счета-фактуры и акты оказания услуг, в которых ответчику дополнительно выставлена плата за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения (коэффициент 0,5) в соответствии с п. 123(4) Постановления Правительства РФ от 29.07.2013 N 644 "Об утверждении Правил холодного водоснабжения и водоотведения и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации" и плата за сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод сверх установленных нормативов состава сточных вод (коэффициент 2) в соответствии с п. 203 ПП РФ от 29.07.2013 N 644.
14.09.2020 Учреждение направило Водоканалу претензию о проведении корректировки начислений за негативное воздействие за период с июля 2020 года по декабрь 2020 года на сумму 1 811 029 руб. 10 коп.
01.10.2020 в ответе на претензию Водоканал указал на отсутствие оснований для перерасчета.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения истца в суд с иском по настоящему делу.
Суд первой инстанции, исследовав и оценив материалы дела, установил, что исковые требования не подлежат удовлетворению.
Суд апелляционной инстанции с выводами, изложенными в решении, согласился, признал их законными и обоснованными.
Выводы судов, содержащиеся в решении и постановлении, соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам. Нормы материального и процессуального права применены судами первой и апелляционной инстанций правильно.
ФКУ ИК-6 считает, что ООО "Водоканал-НТ" отказывая истцу в определении контрольного канализационного колодца, иного канализационного колодца, для взятия отбора проб сточных вод абонента отдельно от сточных вод иных абонентов и тем самым ограничивает права истца, так как невозможно установить без отбора проб вод фактические показатели состава сточных вод и (или) фактические показатели свойств сточных вод, сбрасываемых абонентом в централизованную системы водоотведения (канализацию).
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, подлежат отклонению на основании следующего.
Из содержания пункта 123(4) Правил N 644 следует, что законодатель предусмотрел упрощенный порядок определения платы за негативное воздействие на работу централизованных систем водоотведения для категории абонентов, указанных в пункта 123(4) Правил N 644, чья основная хозяйственная деятельность независимо от объема сбросов в централизованную канализационную систему является заведомо опасной в связи с концентрацией в данных сбросах химических веществ и соединений, потенциально превышающих установленные нормативы и неблагоприятно воздействующих на систему канализационных сетей.
В письме Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 09.11.2020 года N 44934-ИА/04 разъяснило, что порядок взимания платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения, предусмотренный пунктом 123(4) Правил N 644, связан с невозможностью или затруднительностью осуществления мероприятий по контролю состава и свойств сточных вод в случаях, указанных в пункте 123(4) Правила N 644. При этом негативное воздействие фактически оказывается всеми абонентами.
При этом в силу абзаца 3 пункта 119 Правил N 644 расчет платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения производится организацией, осуществляющей водоотведение, ежемесячно по формуле, предусмотренной пунктом 123(4) настоящих Правил, при наличии условий, указанных в данном пункте.
Оплата производится абонентом на основании счетов, выставляемых организацией, осуществляющей водоотведение, в течение 7 рабочих дней со дня выставления счета.
Сторонами не оспаривается, что на территории объектов истца отсутствует колодец, соответствующий установленным указанным пунктом условиям.
Таким образом, в соответствии с п. 123(4) Правил N 644 абоненту предъявлена плата за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения за период с июля 2020 года по декабрь 2020 года.
Аналогичный упрощенный порядок начисления платы за сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод сверх установленных нормативов состава сточных вод предусмотрен пунктом 203 Правил N 644.
Согласно пункту 203 Правил N 644 (в редакции Постановлением Правительства РФ от 22.05.2020 N 728) для объектов абонентов (при наличии любого из условий): среднесуточный объем сбрасываемых сточных вод с которых менее указанного в абзаце первом пункта 124 настоящих Правил, используемых (в том числе фактически, без государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей и (или) без указания соответствующего вида экономической деятельности в учредительных документах юридического лица или Едином государственном реестре юридических лиц) в целях осуществления деятельности гостиниц, предприятий общественного питания, полиграфической деятельности, деятельности по складированию и хранению, деятельности бань и душевых по предоставлению общегигиенических услуг, деятельности саун, деятельности сухопутного транспорта, розничной торговли моторным топливом в специализированных магазинах, предоставления услуг парикмахерскими и салонами красоты, производства пара и горячей воды (тепловой энергии), производства пищевых продуктов, производства стекла и изделий из стекла, производства строительных керамических материалов, производства керамических изделий, производства огнеупорных керамических товаров, производства стекловолокна, производства изделий из бетона, цемента и гипса, производства химических веществ и химических продуктов, производства кожи и изделий из кожи, производства одежды из кожи, обработки кож и шкур на бойнях, производства меховых изделий, производства электрических аккумуляторов и аккумуляторных батарей, гальванопокрытия, металлизации и тепловой обработки металла, производства лекарственных средств и материалов, применяемых в медицинских целях, производства резиновых и пластмассовых изделий, мойки транспортных средств, стирки или химической чистки текстильных и меховых изделий, сбора, обработки или утилизации отходов, обработки вторичного сырья, предоставления услуг в области ликвидации последствий загрязнений и прочих услуг, связанных с удалением отходов;
с которых осуществляется сброс сточных вод с использованием сооружений и устройств, не подключенных (технологически не присоединенных) к централизованной системе водоотведения, а также при неорганизованном сбросе поверхностных сточных вод в централизованные ливневые или общесплавные системы водоотведения;
расположенных во встроенном (пристроенном) нежилом помещении в многоквартирном доме при отсутствии отдельного канализационного выпуска в централизованную систему водоотведения, оборудованного канализационным колодцем;
для отбора сбрасываемых с которых сточных вод отсутствует контрольный канализационный колодец, а также иной канализационный колодец, в котором отбор проб сточных вод абонента может быть осуществлен отдельно от сточных вод иных абонентов;
расчет платы за сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод сверх установленных нормативов состава сточных вод (Пнорм. сост.) (рублей) определяется по формуле: Пнорм. сост. = 2 x Т x Qпр1.
В случае если организацией, осуществляющей водоотведение, в соответствии с Правилами осуществления контроля состава и свойств сточных вод произведен отбор проб сточных вод абонентов, указанных в абзацах втором и третьем настоящего пункта, а также в случае принятия организацией, осуществляющей водоотведение, для осуществления контроля состава и свойств сточных вод декларации в отношении данных объектов абонентов расчет платы за сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод сверх установленных нормативов состава сточных вод определяется в соответствии с пунктом 197 настоящих Правил.
Таким образом, Водоканал обоснованно в соответствии с пунктом 203 Правил N 644 предъявил абоненту плату за сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод сверх установленных нормативов состава сточных вод, рассчитанную в соответствии с формулой, содержащейся в указанном пункте.
Истец просит внести изменения в действующий государственный контракт, путем определения контрольных канализационных колодцев и (или) иных канализационных колодцев, с целью взятия отбора проб сточных вод отдельно от сточных вод иных абонентов.
Из пояснений ответчика следует, что истцом предлагались на согласование контрольные колодцы, однако предложенные колодцы невозможно использовать в качестве контрольных, поскольку они содержат сточные воды иных абонентов:
На участке N 1 - К1-К5, в канализацию попадают сточные воды от МКД по ул. Пархоменко и детского сада по ул. Борцов революции, ни один из указанных колодцев не учитывает объемы сточных вод всех объектов участка;
На участке N 3 - К6 осуществляется слив с двух выпусков, а также присутствуют сточные воды от хозяйственных объектов по ул. Тыловая и Фронтовая.
В таком случае фактически, истец просит изменить существующую схему подключения, при этом не своих объектов, а иных абонентов.
В соответствии с положениями статьи 38 Закона N 416-ФЗ развитие централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения осуществляется в соответствии со схемами водоснабжения и водоотведения поселений и городских округов (часть 1).
Схемы водоснабжения и водоотведения разрабатываются в соответствии с документами территориального планирования, а также с учетом схем энергоснабжения, теплоснабжения, газоснабжения (часть 2).
На основании статьи 6 Закона N 416-ФЗ утверждение схем водоснабжения и водоотведения поселений, городских округов отнесено к полномочиям органов местного самоуправления на соответствующих территориях.
Таким образом, отказывая в удовлетворении исковых требований, суды верно исходили из того, что условия корректировки схем водоснабжения и водоотведения предусмотрены п. 8 Постановления Правительства РФ от 05.09.2013 N 782 "О схемах водоснабжения и водоотведения", при этом изменение (корректировка) схем водоснабжения и водоотведения относится к компетенции муниципального образования (п. 5, 7 Постановления N 782 от 05.09.2013), в связи с чем находится за рамками компетенции арбитражного суда при рассмотрении конкретного хозяйственного спора.
При вынесении обжалуемых судебных актов арбитражные суды первой и апелляционной инстанций всесторонне, полно и объективно исследовали все представленные сторонами по делу доказательства (статья 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации) и дали правовую оценку доводам заявителя, вновь приведенным в кассационной жалобе, иная оценка обстоятельств дела которого не свидетельствует о неправильном применении судами норм материального и процессуального права.
Нарушений норм материального и процессуального права, являющихся в соответствии со статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для отмены судебных актов судом кассационной инстанции не установлено.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Свердловской области от 24.03.2021 по делу N А60-66948/2020 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.06.2021 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу Федерального казенного учреждения исправительная колония N 6 Главного Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Свердловской области - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
А.Д. Тимофеева |
Судьи |
А.В. Сидорова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В случае если организацией, осуществляющей водоотведение, в соответствии с Правилами осуществления контроля состава и свойств сточных вод произведен отбор проб сточных вод абонентов, указанных в абзацах втором и третьем настоящего пункта, а также в случае принятия организацией, осуществляющей водоотведение, для осуществления контроля состава и свойств сточных вод декларации в отношении данных объектов абонентов расчет платы за сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод сверх установленных нормативов состава сточных вод определяется в соответствии с пунктом 197 настоящих Правил.
Таким образом, Водоканал обоснованно в соответствии с пунктом 203 Правил N 644 предъявил абоненту плату за сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод сверх установленных нормативов состава сточных вод, рассчитанную в соответствии с формулой, содержащейся в указанном пункте.
...
На основании статьи 6 Закона N 416-ФЗ утверждение схем водоснабжения и водоотведения поселений, городских округов отнесено к полномочиям органов местного самоуправления на соответствующих территориях.
Таким образом, отказывая в удовлетворении исковых требований, суды верно исходили из того, что условия корректировки схем водоснабжения и водоотведения предусмотрены п. 8 Постановления Правительства РФ от 05.09.2013 N 782 "О схемах водоснабжения и водоотведения", при этом изменение (корректировка) схем водоснабжения и водоотведения относится к компетенции муниципального образования (п. 5, 7 Постановления N 782 от 05.09.2013), в связи с чем находится за рамками компетенции арбитражного суда при рассмотрении конкретного хозяйственного спора."
Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 30 сентября 2021 г. N Ф09-6238/21 по делу N А60-66948/2020