г. Пермь |
|
11 июня 2021 г. |
Дело N А60-66948/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 08 июня 2021 года.
Постановление в полном объёме изготовлено 11 июня 2021 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Назаровой В.Ю.,
судей Гладких Д.Ю., Ивановой Н.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарём судебного заседания Можеговой Е.Х.,
при участии:
от истца, Россейкина Т.В., представитель по доверенности от 01.06.2021, Игнатов А.А., представитель по доверенности от 09.02.2021;
от ответчика, Девяткова О.В., представитель по доверенности от 11.01.2021;
рассмотрел в судебном заседании в онлайн-режиме посредством использования информационной системы "Картотека арбитражных дел" апелляционную истца, Федерального казенного учреждения исправительная колония N 6 Главного Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Свердловской области
на решение Арбитражного суда Свердловской области
от 24 марта 2021 года по делу N А60-66948/2020
по иску Федерального казенного учреждения исправительная колония N 6 Главного Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Свердловской области (ИНН 6669013523, ОГРН 1026601373424)
к обществу с ограниченной ответственностью "ВОДОКАНАЛ-НТ" (ИНН 6623034200, ОГРН 1069623035316)
об обязании произвести перерасчет,
УСТАНОВИЛ:
Федеральное казенное учреждение исправительная колония N 6 Главного Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Свердловской области (далее - истец) обратилось в Арбитражного суда Свердловской области с иском к обществу с ограниченной ответственностью "ВОДОКАНАЛ-НТ" (далее - ответчик) об обязании ООО "Водоканал-НТ" произвести снятие (перерасчет) платы за период с июля 2020 года по декабрь 2020 года на сумму 1 811 029 руб. 10 коп., а также в дальнейшем не производить начисление платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения и платы за сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод сверх установленных нормативов состава сточных вод в отношении федерального казенного учреждения "Исправительная колония N 6 Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по Свердловской области";
- обязании ООО "Водоканал-НТ" определить контрольные канализационные колодцы и (или) иные канализационные колодцы и закрепить данные изменения в государственном контракте холодного водоснабжения и водоотведения N 0107, с целью взятия отбора проб сточных вод ФКУ "ИК N 6 ГУФСИН по Свердловской области" отдельно от сточных вод иных абонентов, просит в указанной части внести изменения в контракт N0107 холодного водоснабжения и водоотведения от 04.03.2021 ИКЗ31166690/352366230/00/002/0210000244;
- обязании ООО "Водоканал-НТ" отводить сточные воды иных абонентов минуя канализационные сети федерального казенного учреждения "Исправительная колония N 6 Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по Свердловской области" с целью определения контрольного канализационного колодца, предназначенного для отбора проб сточных вод ФКУ "ИК N 6 ГУФСИН по Свердловской области" отдельно от сточных вод иных абонентов (с учетом принятого судом уточнения исковых требований в порядке статьи 49 АПК РФ).
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 24 марта 2021 года (резолютивная часть объявлена 17.03.2021) в удовлетворении требований отказано в полном объеме.
Истец, не согласившись с решением суда первой инстанции, обратился с апелляционной жалобой, просит решение суда отменить, исковые требований удовлетворить.
В обоснование апелляционной жалобы указывает на то, что ответчик не оспаривает факт выставления в адрес истца за спорный период коэффициент 0,5 при начислении платы по статье негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения в отношении сточных вод, сбрасываемых абонентами, в соответствии с п. 123(4) Правил, а также коэффициент 2 при начислении платы по статье сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод сверх установленных нормативов состава сточных вод в соответствии с п. 203 Правил. Полагает, что повышающие коэффициенты не применимы к объектам "Производственная зона (1 участок)". Жилая зона (2 участок) и Производственная зона (2 участок) являются одним объектом, расположенным по одному адресу и имеют один канализационный выпуск. На объектах Жилая зона (1 участок), Производственная зона (1 участок) для отбора сбрасываемых сточных вод отсутствует контрольный канализационный колодец, а также иной канализационный колодец, а также иной канализационный колодец, в котором отбор проб сточных вод абонента может быть осуществлен отдельно от сточных вод иных абонентов. В связи с чем, истец обратился к ответчику с просьбой направить в адрес ФКУ ИК-6 специалиста для определения контрольного колодца для отбора проб. Из ответа ответчика следует, что контрольный колодец, в котором можно отобрать пробы сточных вод всех объектов ФКУ ИК-6 отдельной от сточных вод других абонентов - отсутствует, колодцы являются транзитными. Транзитные колодцы не рассчитываются для анализа сточных вод, так как в них присутствуют сточные воды других абонентов. Истец лишен возможности права выбора: вносить плату за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения в соответствии с п. 123(4) Правил либо обеспечить наличие места отбора проб сточных вод, что дает возможность подачи декларации о составе и свойствах сточных вод и расчета платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения с учетом фактических состава и свойств сточных вод абонента. По мнению истца, ООО "Водоканал-НТ" не представлены доказательства превышения нормативов сброса загрязняющих веществ в сточных водах, отводимых в систему канализации; наличия в сточных водах ФКУ ИК-6 загрязняющих веществ, негативно воздействующих на работу централизованной системы водоотведения. ООО "Водоканал-НТ" отказывая истцу в определении контрольного канализационного колодца, иного канализационного колодца, для взятия отбора проб сточных вод абонента отдельно от сточных вод иных абонентов и тем самым ограничивает права истца, так как невозможно установить без отбора проб вод фактические показатели состава сточных вод и (или) фактические показатели свойств сточных вод, сбрасываемых абонентом в централизованную системы водоотведения (канализацию).
Представители истца поддержали в судебном заседании ранее изложенную в апелляционной жалобе позицию. Просили удовлетворить исковые требования в полном объеме.
Представитель ответчика поддержал возражения отзыва, требуя оставить решение суда без изменения.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 АПК РФ.
Как следует из материалов дела, между истцом (организация водопроводно-канализационного хозяйства) и ответчиком (государственный заказчик) заключен государственный контракт холодного водоснабжения и водоотведения N 0107 от 07.02.2020, по условиям п. 1 которого организация водопроводно-канализационного хозяйства, осуществляющая холодное водоснабжение и водоотведение, обязуется подавать государственному заказчику через присоединенную водопроводную сеть из централизованной системы холодного водоснабжения холодную (питьевую) воду.
Государственный заказчик обязуется оплачивать холодную (питьевую) воду установленного качества в объеме, определенном настоящим Государственным контрактом. Организация водопроводно-канализационного хозяйства обязуется осуществлять прием сточных вод Государственного заказчика от канализационных выпусков в централизованную систему водоотведения и обеспечивать их транспортировку, очистку и сброс в водный объект.
Государственный заказчик обязуется соблюдать режим водоотведения, нормативы по объем сточных вод и нормативы водоотведения по составу сточных вод, нормативы допустимых сбросов загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов, лимиты на сбросы загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов (в случаях, когда такие нормативы установлены в соответствии с законодательством Российской Федерации), требования к составу и свойствам сточных вод, установленные в целях предотвращения негативного воздействия на работу централизованных систем водоотведения, оплачивать водоотведение и принятую холодную воду в сроки, порядке и размере, которые предусмотрены настоящим Государственным контрактом, соблюдать в соответствии с настоящим государственным контрактом режим потребления холодной воды, а также обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении водопроводных и канализационных сетей и исправность используемых им приборов учета.
В пункте 13 контракта определены прав Организации ВКХ, в том числе иметь беспрепятственный доступ к водопроводным и канализационным сетям, местам отбора проб воды и приборам учета холодной воды в порядке, предусмотренном разделом VI настоящего контракта; взимать с государственного заказчика плату за отведение сточных вод сверх установленных нормативов по объему сточных вод и нормативов водоотведения по составу сточных вод, а также за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения (пп. г и е).
В соответствии с пунктом 14 контракта государственный заказчик обязан, в том числе, д) соблюдать установленный настоящим договором режим потребления холодной воды и режим водоотведения; е) производить оплату по настоящему государственному контракту в порядке, размере и сроки, которые определены в соответствии с настоящим договором, и в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, вносить плату за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения и за нарушение нормативов по объему сточных вод и нормативов водоотведения по составу сточных вод, а также возмещать вред, причиненный водном объекту; ж) обеспечивать беспрепятственный доступ представителям Организации ВКХ или по ее указанию представителям иной организации к водопроводным и (или) канализационным сетям местам отбора проб холодной воды, сточных вод и приборам учета в случаях и порядке, которые предусмотрены разделом VI настоящего государственного контракта; т) соблюдать установленные нормативы допустимых сбросов государственных заказчиков и лимиты на сбросы, обеспечивать реализацию плана снижения сбросов (если для объектов этой категории абонентов в соответствии с законодательством Российской Федерации устанавливаются нормативы допустимых сбросов), соблюдать нормативы по объему сточных вод и нормативы водоотведения по составу сточных вод, требования к составу и свойствам сточных вод, установленные в целях предотвращения негативного воздействия на работу централизованной системы водоотведения, и принимать меры по соблюдению указанных нормативов и требований; у) осуществлять сброс сточных вод от напорных коллекторов государственного заказчика в самотечную сеть канализации организации водопроводно-канализационного хозяйства через колодец - гаситель напора; ф) обеспечивать локальную очистку сточных вод в случаях, предусмотренных Правилами холодного водоснабжения и водоотведения; х) в случаях, установленных Правилами холодного водоснабжения и водоотведения, подавать декларацию о составе и свойствах сточных вод (далее - декларация) и уведомлять Организацию ВКХ в случае нарушения декларации.
В силу пунктов 63, 64 контракт вступает в силу с даты его подписания сторонами и распространяет свою силу на отношения сторон, возникшие с 01.01.2020 и действует по 31.12.2020. Настоящий контракт считается ежегодно продленным, если за один месяц до окончания срока действия контракта ни одна из сторон не заявит о его прекращении или изменении, либо о заключении нового государственного контракта на иных условиях.
19.02.2020 подписано дополнительное соглашение о внесении изменений в Приложение N 1 (режим подачи ХВС и объем сточных вод), N 2 (акт разграничения балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности). Место отбора проб сточных вод не согласованы.
Истец указывает, что ответчиком выставлены на оплату платежные документы счета-фактуры и акты оказания услуг, в которых ответчику дополнительно выставлена плата за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения (коэффициент 0,5) в соответствии с п.123(4) Постановления Правительства РФ от 29.07.2013 N 644 "Об утверждении Правил холодного водоснабжения и водоотведения и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации" и плата за сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод сверх установленных нормативов состава сточных вод (коэффициент 2) в соответствии с п. 203 ПП РФ от 29.07.2013 N 644.
14.09.2020 Учреждение направило Водоканалу претензию о проведении корректировки начислений за негативное воздействие за период с июля 2020 года по декабрь 2020 года на сумму 1 811 029 руб. 10 коп.
01.10.2020 в ответе на претензию Водоканал указал на отсутствие оснований для перерасчета.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения истца в суд с иском по настоящему делу.
Суд первой инстанции, исследовав материалы дела, оценив представленные доказательства в порядке статьи 71 АПК РФ, оснований для удовлетворения иска не установил.
Исследовав материалы дела, доводы апелляционных жалоб, возражений, изложенных в отзывах, выслушав пояснения представителей в судебном заседании, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Согласно пункту 1 статьи 779 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги.
В соответствии с пунктом 1 статьи 781 ГК РФ заказчик обязан оплатить оказанные ему услуги в сроки и в порядке, которые указаны в договоре возмездного оказания услуг.
В соответствии со статьей 539 ГК РФ по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
Согласно пункту 3 статьи 539 ГК РФ к отношениям по договору энергоснабжения, не урегулированным Гражданским кодексом Российской Федерации, применяются законы и иные правовые акты об энергоснабжении, а также обязательные правила, принятые в соответствии с ними.
Доводы апелляционной жалобы Учреждения подлежат отклонению на основании следующего.
Отношения в сфере водоснабжения и водоотведения регулируются Федеральным законом от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее - Закон N 416-ФЗ), а также Правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.07.2013 N 644 (далее - Правила N 644).
В соответствии с положениями части 10 статьи 7 Закона N 416-ФЗ, пункта 118 Правил N 644, если сточные воды, принимаемые от абонента в централизованную систему водоотведения, содержат загрязняющие вещества, негативно воздействующие на работу такой системы, абонент обязан компенсировать организации, осуществляющей водоотведение, расходы, связанные с негативным воздействием указанных веществ и микроорганизмов на работу централизованной системы водоотведения, в размере и порядке, которые установлены названными Правилами.
В силу подпункта "ж" пункта 35 Правил N 644 Абонент обязан производить оплату по договору холодного водоснабжения, договору водоотведения или единому договору холодного водоснабжения и водоотведения, в том числе вносить плату за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения, плату за нарушение нормативов по объему сточных вод и нормативов состава сточных вод в порядке, размере и сроки, которые определены в соответствии с настоящими Правилами.
Подпунктом "г" пункта 36 Правил N 644 предусмотрено, что Организация водопроводно-канализационного хозяйства имеет право взимать с абонентов плату за отведение сточных вод сверх установленных нормативов по объему сточных вод, плату за сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод сверх установленных нормативов состава сточных вод и плату за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения.
Согласно пункту 113 Правил N 644 сточные воды, отводимые в централизованные системы водоотведения, должны соответствовать следующим требованиям: а) запрещается производить сброс в централизованные системы водоотведения веществ, материалов, отходов и сточных вод, запрещенных к сбросу в централизованные системы водоотведения, по перечню согласно приложению N 4, в том числе с превышением значений показателей, при превышении которых концентрация загрязняющего вещества в сточных водах является запрещенной, согласно приложению N 4 (1); б) значения показателей общих свойств сточных вод и концентраций загрязняющих веществ в сточных водах не должны превышать максимальные допустимые значения показателей и концентраций по перечню согласно приложению N 5, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 114 настоящих Правил.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.05.2020 N 728 "Об утверждении Правил осуществления контроля состава и свойств сточных вод и о внесении изменений и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации" внесены изменения в Правила холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.07.2013 N 644.
В соответствии с п. 119 Правил N 644 расчет платы за негативное воздействие на работу централизованной системы производится на основании результатов отборов проб в соответствии с пунктом 123, пунктами 123 (2), 123 (4), 130 - 130 (3) Правил N 644, а при наличии условий, указанных в пункте 123 (4) Правил N 644 без отборов проб.
В соответствии с п. 123 (4) Правил N 644 для объектов абонентов (при наличии любого из условий): среднесуточный объем сбрасываемых сточных вод с которых менее указанного в абзаце первом пункта 124 настоящих Правил (прим., истца, т.е. менее 30 куб. м); с которых осуществляется отведение (сброс) сточных вод с использованием сооружений и устройств, не подключенных (технологически не присоединенных) к централизованной системе водоотведения, а также при неорганизованном сбросе поверхностных сточных вод в централизованные ливневые или общесплавные системы водоотведения; расположенных во встроенном (пристроенном) нежилом помещении в многоквартирном доме при отсутствии отдельного канализационного выпуска в централизованную систему водоотведения, оборудованного канализационным колодцем; для отбора сбрасываемых с которых сточных вод отсутствует контрольный канализационный колодец, а также иной канализационный колодец, в котором отбор проб сточных вод абонента может быть осуществлен отдельно от сточных вод иных абонентов,
расчет платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения в отношении сточных вод, сбрасываемых указанными абонентами (П) (рублей), определяется по формуле: П = К x Т x Qnpl, где: К - коэффициент компенсации, равный 0,5 (для поверхностных сточных вод, сбрасываемых с территории строительных площадок, равный 2,5); Т - тариф на водоотведение, действующий для абонента, без учета налога на добавленную стоимость, учитываемого дополнительно (руб./куб. метр); Qnpl - объем сточных вод, отведенных (сброшенных) с объекта абонента, определенный по показаниям прибора учета сточных вод либо в соответствии с балансом водопотребления и водоотведения или иными способами, предусмотренными Правилами организации коммерческого учета воды, сточных вод.
В случае если организацией, осуществляющей водоотведение, в соответствии с Правилами осуществления контроля состава и свойств сточных вод зафиксирован сброс сточных вод с нарушением требований, предусмотренных подпунктом "а" пункта 113 настоящих Правил, или произведен отбор проб сточных вод абонентов, указанных в абзацах втором и третьем настоящего пункта, а также в случае принятия организацией, осуществляющей водоотведение, для осуществления контроля декларации в отношении данных объектов абонентов, расчет платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения в отношении указанных объектов абонентов определяется в соответствии с пунктами 120 и 123 настоящих Правил.
Таким образом, из содержания пункта 123(4) Правил N 644 следует, что законодатель предусмотрел упрощенный порядок определения платы за негативное воздействие на работу централизованных систем водоотведения для категории абонентов, указанных в пункта 123(4) Правил N 644, чья основная хозяйственная деятельность независимо от объема сбросов в централизованную канализационную систему является заведомо опасной в связи с концентрацией в данных сбросах химических веществ и соединений, потенциально превышающих установленные нормативы и неблагоприятно воздействующих на систему канализационных сетей.
В письме Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 09.11.2020 года N 44934-ИА/04 разъяснило, что порядок взимания платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения, предусмотренный пунктом 123(4) Правил N 644, связан с невозможностью или затруднительностью осуществления мероприятий по контролю состава и свойств сточных вод в случаях, указанных в пункте 123(4) Правила N 644. При этом негативное воздействие фактически оказывается всеми абонентами.
При этом в силу абзаца 3 пункта 119 Правил N 644 расчет платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения производится организацией, осуществляющей водоотведение, ежемесячно по формуле, предусмотренной пунктом 123(4) настоящих Правил, при наличии условий, указанных в данном пункте.
Оплата производится абонентом на основании счетов, выставляемых организацией, осуществляющей водоотведение, в течение 7 рабочих дней со дня выставления счета.
Сторонами не оспаривается, что на территории объектов истца отсутствует колодец, соответствующий установленным указанным пунктом условиям.
Таким образом, в соответствии с п. 123 (4) Правил N 644 абоненту предъявлена плата за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения за период с июля 2020 года по декабрь 2020 года.
Аналогичный упрощенный порядок начисления платы за сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод сверх установленных нормативов состава сточных вод предусмотрен пунктом 203 Правил N 644.
Постановлением Правительства РФ от 22.05.2020 N 728 "Об утверждении Правил осуществления контроля состава и свойств сточных вод и о внесении изменений и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации" Правила N 644 дополнены, в том числе разделом XV "Порядок исчисления платы за сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод сверх установленных нормативов состава сточных вод, порядок взимания указанной платы, а также порядок уменьшения указанной платы на величину фактически произведенных абонентом затрат на реализацию мероприятий по обеспечению предотвращения превышения нормативов состава сточных вод, включенных в план снижения сбросов".
Согласно пункту 203 Правил N 644 (в редакции Постановлением Правительства РФ от 22.05.2020 N 728) для объектов абонентов (при наличии любого из условий): среднесуточный объем сбрасываемых сточных вод с которых менее указанного в абзаце первом пункта 124 настоящих Правил, используемых (в том числе фактически, без государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей и (или) без указания соответствующего вида экономической деятельности в учредительных документах юридического лица или Едином государственном реестре юридических лиц) в целях осуществления деятельности гостиниц, предприятий общественного питания, полиграфической деятельности, деятельности по складированию и хранению, деятельности бань и душевых по предоставлению общегигиенических услуг, деятельности саун, деятельности сухопутного транспорта, розничной торговли моторным топливом в специализированных магазинах, предоставления услуг парикмахерскими и салонами красоты, производства пара и горячей воды (тепловой энергии), производства пищевых продуктов, производства стекла и изделий из стекла, производства строительных керамических материалов, производства керамических изделий, производства огнеупорных керамических товаров, производства стекловолокна, производства изделий из бетона, цемента и гипса, производства химических веществ и химических продуктов, производства кожи и изделий из кожи, производства одежды из кожи, обработки кож и шкур на бойнях, производства меховых изделий, производства электрических аккумуляторов и аккумуляторных батарей, гальванопокрытия, металлизации и тепловой обработки металла, производства лекарственных средств и материалов, применяемых в медицинских целях, производства резиновых и пластмассовых изделий, мойки транспортных средств, стирки или химической чистки текстильных и меховых изделий, сбора, обработки или утилизации отходов, обработки вторичного сырья, предоставления услуг в области ликвидации последствий загрязнений и прочих услуг, связанных с удалением отходов;
с которых осуществляется сброс сточных вод с использованием сооружений и устройств, не подключенных (технологически не присоединенных) к централизованной системе водоотведения, а также при неорганизованном сбросе поверхностных сточных вод в централизованные ливневые или общесплавные системы водоотведения;
расположенных во встроенном (пристроенном) нежилом помещении в многоквартирном доме при отсутствии отдельного канализационного выпуска в централизованную систему водоотведения, оборудованного канализационным колодцем;
для отбора сбрасываемых с которых сточных вод отсутствует контрольный канализационный колодец, а также иной канализационный колодец, в котором отбор проб сточных вод абонента может быть осуществлен отдельно от сточных вод иных абонентов;
расчет платы за сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод сверх установленных нормативов состава сточных вод (Пнорм. сост.) (рублей) определяется по формуле: Пнорм. сост. = 2 x Т x Qпр1.
В случае если организацией, осуществляющей водоотведение, в соответствии с Правилами осуществления контроля состава и свойств сточных вод произведен отбор проб сточных вод абонентов, указанных в абзацах втором и третьем настоящего пункта, а также в случае принятия организацией, осуществляющей водоотведение, для осуществления контроля состава и свойств сточных вод декларации в отношении данных объектов абонентов расчет платы за сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод сверх установленных нормативов состава сточных вод определяется в соответствии с пунктом 197 настоящих Правил.
С учетом указанных обстоятельств Водоканал обоснованно в соответствии с пунктом 203 Правил N 644 абоненту предъявлена плата за сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод сверх установленных нормативов состава сточных вод, рассчитанная в соответствии с формулой, содержащейся в указанном пункте.
Истец просит внести изменения в действующий государственный контракт, путем определения контрольных канализационных колодцев и (или) иных канализационных колодцев, с целью взятия отбора проб сточных вод отдельно от сточных вод иных абонентов.
Как установлено в пункте 1 статьи 450 ГК РФ, изменение и расторжение договора возможны по соглашению сторон, если иное не предусмотрено ГК РФ, другими законами или договором. Изменить условия договора можно и в судебном порядке в том случае, если одна из сторон докажет, что произошло существенное изменение обстоятельств (пункт 2 статьи 451 ГК РФ), а именно обстоятельства изменились настолько, что, если бы стороны могли это разумно предвидеть, договор вообще не был бы ими заключен или был бы заключен на значительно отличающихся от настоящих условиях.
Действующий гражданско-правовой договор в силу статьи 450 ГК РФ может быть расторгнут по одному из трех оснований: по соглашению сторон, решению суда или в связи с односторонним отказом стороны договора от его исполнения (когда такой отказ допускается законом или соглашением сторон). Поскольку односторонний отказ абонента возможен только в случае, если он прямо предусмотрен договором либо законом, РСО необходимо обратить внимание на следующие специальные нормы.
Изменение и расторжение договора возможны по соглашению сторон, если иное не предусмотрено ГК РФ, законами или договором. В случае изменения или расторжения договора обязательства считаются измененными или прекращенными с момента заключения соглашения сторон об изменении или о расторжении договора, если иное не вытекает из соглашения или характера изменения договора. При расторжении договора обязательства сторон прекращаются (пункт 1 статьи 450, пункты 2, 3 статьи 453 ГК РФ).
В соответствии с пунктом 1 статьи 452 ГК РФ соглашение об изменении или о расторжении договора совершается в той же форме, что и договор. Иная форма может допускаться законом, иными правовыми актами или обычаями делового оборота.
Из пояснений ответчика следует, что истцом предлагались на согласование контрольные колодцы, однако предложенные колодцы невозможно использовать в качестве контрольных, поскольку содержат сточные воды иных абонентов:
На участке N 1 - К1-К5 являются транзитными, в канализацию попадают сточные воды от МКД по ул. Пархоменко и детского сада по ул. Борцов революции, ни один из указанных колодец не учитывает объемы сточных вод всех объектов участка;
На участке N 3 - К6 осуществляется слив с двух выпусков, а также присутствуют сточные воды от хозяйственных объектов по ул. Тыловая и Фронтовая.
Как верно отмечено судом, фактически, истец просит изменить существующую схему подключения, при этом не своих объектов, а иных абонентов.
В соответствии с положениями статьи 38 Закона N 416-ФЗ развитие централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения осуществляется в соответствии со схемами водоснабжения и водоотведения поселений и городских округов (часть 1).
Схемы водоснабжения и водоотведения разрабатываются в соответствии с документами территориального планирования, а также с учетом схем энергоснабжения, теплоснабжения, газоснабжения (часть 2).
На основании статьи 6 Закона N 416-ФЗ утверждение схем водоснабжения и водоотведения поселений, городских округов отнесено к полномочиям органов местного самоуправления на соответствующих территориях.
Условия корректировки схем водоснабжения и водоотведения предусмотрены п.8 постановления Правительства РФ от 05.09.2013 N 782 "О схемах водоснабжения и водоотведения'', при этом изменение (корректировка) схем водоснабжения и водоотведения относится к компетенции муниципального образования (п. 5, 7 постановления N 782 от 05.09.2013), в связи с чем находится за рамками компетенции арбитражного суда при рассмотрении конкретного хозяйственного спора.
Принимая во внимание изложенные обстоятельства, суд апелляционной инстанции оснований для переоценки выводов суда первой инстанции не усматривает, вопреки доводам апелляционной жалобы истца, исковые требования обоснованно признаны судом первой инстанции не подлежащими удовлетворению.
В силу части 1 статьи 64 и статей 71, 168 АПК РФ арбитражный суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения лиц, участвующих в деле, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения дела, на основании представленных доказательств, при оценке которых он руководствуется статьями 67 и 68 АПК РФ об относимости и допустимости доказательств.
С учетом изложенного, суд апелляционной инстанции считает доводы, изложенные в апелляционной жалобе, по существу направленными на переоценку верно установленных по настоящему делу обстоятельств и фактических отношений сторон, которые являлись предметом исследования по делу и получили надлежащую правовую оценку в соответствии со статьей 71 АПК РФ при правильном применении норм материального и процессуального права.
Судом апелляционной инстанции не установлены нарушения норм материального или процессуального права, которые в силу статьи 270 АПК РФ могли бы повлечь изменение или отмену решения суда первой инстанции.
В соответствии со статьей 110 АПК РФ расходы по уплате государственной пошлины по апелляционной жалобе относятся на заявителя.
руководствуясь статьями 176, 258, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Свердловской области от 24 марта 2021 года по делу N А60-66948/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Свердловской области.
Председательствующий |
В.Ю. Назарова |
Судьи |
Д.Ю. Гладких |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А60-66948/2020
Истец: ФЕДЕРАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ИСПРАВИТЕЛЬНАЯ КОЛОНИЯ N 6 ГЛАВНОГО УПРАВЛЕНИЯ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ИСПОЛНЕНИЯ НАКАЗАНИЙ ПО СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Ответчик: ООО ВОДОКАНАЛ-НТ