Екатеринбург |
|
06 октября 2021 г. |
Дело N А76-22994/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 06 октября 2021 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 06 октября 2021 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Кравцовой Е. А.,
судей Сухановой Н. Н., Вдовина Ю. В.
рассмотрел материалы кассационной жалобы Контрольно-счетной палаты Челябинской области (далее - КСП Челябинской области) на постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.06.2021 по делу N А76-22994/2020 Арбитражного суда Челябинской области.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании приняли участие представители:
КСП Челябинской области - Руднев П.А. (доверенность от 30.09.2021), Нехаев С.В. (доверенность от 30.09.2021).
Администрация муниципального образования "Медведевское сельское поселение" (далее - администрация поселения, заявитель) обратилась в Арбитражный суд Челябинской области с заявлением к КСП Челябинской области о признании недействительным представления по отчету руководителя контрольного мероприятия от 12.05.2020 N 8-20/66 (далее - представление).
На основании статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Администрация Кусинского муниципального района (далее - администрация района), Управления строительством и жилищно -коммунальным хозяйством Кусинского муниципального района (далее - управление), общество с ограниченной ответственностью "Тепловые сети" (далее - общество "Тепловые сети), Министерство финансов Челябинской области, Министерство тарифного регулирования и энергетики Челябинской области (далее - третьи лица).
Решением арбитражного суда Челябинской области от 24.02.2021 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.06.2021 решение суда первой инстанции изменено, требования администрации поселения удовлетворены частично, предписание в части подпункта 1.1 пункта 1 признано недействительным.
В кассационной жалобе КСП Челябинской области просит обжалуемый судебный акт отменить, оставить в силе решение суда первой инстанции, ссылаясь на неверное применение норм материального права.
КСП Челябинской области считает, что представление в части подпункта 1.1 пункта 1 было вынесено в адрес администрации поселения правомерно, поскольку объекты теплоснабжения являются собственностью муниципального образования "Медведевское сельское поселение" (далее - МО "Медведевское СП"), денежные средства из областного бюджета выделялись на проведение ремонта указанных объектов, были перечислены в бюджет МО "Медведевское СП", представление направлено администрации поселения как непосредственному получателю бюджетных средств, передавшему по соглашению право выполнения ремонтных работ иному муниципальному образованию.
В отзыве администрация района просит оставить постановление апелляционного суда без изменения, кассационную жалобу без удовлетворения.
Проверив законность судебного акта в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов кассационной жалобы, суд кассационной инстанций пришел к следующим выводам.
Как установлено судами, в соответствии с планом работы на 2019 год КСП Челябинской области проведено контрольное мероприятие "Проверка соблюдения законности и результативности (эффективности и экономности) использования бюджетных средств, направленных на проведение капитального ремонта тепловых сетей в Медведевском сельском поселении Кусинского муниципального района". В ходе проведения мероприятия выявлено, в том числе, нецелевое использование бюджетных средств (в соответствии со статьей 306.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) в сумме 5492,58 тыс. рублей в результате направления и использования бюджетных средств на капитальный ремонт участка тепловых сетей в с. Медведевка, который в соответствии с требованиями пункта 2 части 1 статьи 28.3 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" (далее - Закон о теплоснабжении) должен осуществляться за счет средств арендатора (общества "Тепловые сети").
По итогам проверки администрации поселения выдано оспариваемое представление, согласно которому заявителю предложено принять меры по устранению нарушений, выявленных в ходе проверки и исключению выявленных нарушений в дальнейшей деятельности, а также решить вопрос о привлечении к ответственности должностных лиц допустивших нарушения, выявленные в ходе контрольного мероприятия.
Полагая, что представление не соответствует нормам действующего законодательства и нарушает права и законные интересы заявителя, администрация поселения обратилась в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении требований, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что оспариваемое представление принято с соблюдением процедуры и в соответствии с нормами действующего законодательства, является законным, обоснованным и не нарушает права и законные интересы заявителя.
Изменяя решение суда в части, суд апелляционной инстанции исходил из того, что оспариваемое представление в части подпункта 1.1 пункта 1 было вынесено в адрес администрации поселения, которое не может быть признано субъектом нарушения, установленного частью 1 статьи 306.4 БК РФ, поскольку не является получателем бюджетных средств и стороной договора от 24.05.2016 N 5/к, не осуществляло расходование бюджетных средств на капитальный ремонт теплосетей.
Согласно пункту 1 статьи 306.4 БК РФ нецелевым использованием бюджетных средств признается направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств.
В соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 8 Закона Челябинской области от 25.08.2011 N 160-30 "О контрольно-счётной палате Челябинской области" внешний государственный контроль осуществляется КСП Челябинской области в отношении финансовых органов (главных распорядителей (распорядителей) и получателей средств местного бюджета, которому предоставлены межбюджетные трансферты) в части соблюдения ими целей и условий предоставления межбюджетных трансфертов из областного бюджета.
Как установлено судами, в целях реализации соответствующей подпрограммы Кусинскому муниципальному району предоставлена субсидия в размере 16500,00 тыс. рублей. Распоряжением администрации района от 28.04.2016 N 313-р "О направлении средств", с изменениями от 07.09.2016 N 655-р, увеличены бюджетные ассигнования, в том числе на предоставление субсидии Администрации в сумме 5592,5 тыс. рублей.
Между Министерством строительством и инфраструктуры Челябинской области и администрацией района 24.05.2016 заключен договор N 5/к о финансировании мероприятий по модернизации, реконструкции, капитальному ремонту и строительству котельных, систем водоснабжения, систем электроснабжения, теплоснабжения на 2016 год (далее - договор N 5/к), в котором утверждены объекты для выполнения ремонтных работ, софинансируемых за счет субсидий, в том числе капитальный ремонт тепловых сетей в с. Медведевка на общую сумму 5592,5 тыс. рублей.
Таким образом, судом был сделан правомерный вывод о том, что Министерство строительства и инфраструктуры Челябинской области является главным распорядителем средств областного бюджета, в свою очередь, получателем целевой субсидии является муниципальное образование Кусинский муниципальный район.
Заключая договор муниципальное образование Кусинский муниципальный района, действовало в пределах своих полномочий в целях реализации полномочий по организации теплоснабжения в Кусинском муниципальном районе в с. Медведевка
Федеральным законом от 27 мая 2014 г. N 136-ФЗ "О внесении изменений в статью 26.3 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" внесены изменения, касающиеся распределения полномочий между вопросами местного значения муниципального района и вопросами местного значения городского, сельского поселения.
Решением Совета депутатов от 30.04.2015 за N 8 внесены соответствующие изменения в Устав Медведевского сельского поселения и исключены полномочия в части организации в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.
Судом установлено, что между управлением и обществом "Тепловые сети" заключен договор о выполнении работ N 27/2016 от 17.09.2016, предметом которого является выполнение работ по объекту капитальный ремонт тепловых сетей в с.Медведевка на соответствующем участке. Факт выполнения работ по договору от 17.09.2016 N 27/2016 и оплата по нему подтверждаются соответствующими актами о приемке выполненных работ (КС-2), справкой о стоимости выполненных работ (КС-3), актом приемки законченного капитальным ремонтом объекта, подписанными со стороны заказчика управлением, соответствующим платежным поручением в размере 5 492 582,62 руб, что не оспаривается сторонами.
Учитывая вышеизложенные обстоятельства, суд пришел к правомерному выводу о том, что управлением был заключен договор подряда на выполнение работ, и бюджетные средства были направлены на капитальный ремонт теплосетей, следовательно, администрация поселения не является получателем бюджетных средств и стороной договора от 24.05.2016 N 5/к, не осуществляло расходование бюджетных средств на капитальный ремонт теплосетей. Соответственно лицу, не являющемуся получателем бюджетных средств, которое не расходовало их, а также не направляло указанные субсидии по договору на капремонт, не может быть вменено их нецелевое использование.
Довод кассационной жалобы о том, что договор аренды в нарушение положений Закона о теплоснабжении не содержал условий о проведении капитального ремонта за счет арендатора, отклоняется, так как данное обстоятельство не имеет определяющего значения с учетом характера вмененного нарушения.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебных актов, не выявлено.
С учетом изложенного, кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.06.2021 по делу N А76-22994/2020 Арбитражного суда Челябинской области оставить без изменения, кассационную жалобу Контрольно-счетной палаты Челябинской области - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Е.А. Кравцова |
Судьи |
Н.Н. Суханова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Изменяя решение суда в части, суд апелляционной инстанции исходил из того, что оспариваемое представление в части подпункта 1.1 пункта 1 было вынесено в адрес администрации поселения, которое не может быть признано субъектом нарушения, установленного частью 1 статьи 306.4 БК РФ, поскольку не является получателем бюджетных средств и стороной договора от 24.05.2016 N 5/к, не осуществляло расходование бюджетных средств на капитальный ремонт теплосетей.
Согласно пункту 1 статьи 306.4 БК РФ нецелевым использованием бюджетных средств признается направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств.
...
Федеральным законом от 27 мая 2014 г. N 136-ФЗ "О внесении изменений в статью 26.3 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" внесены изменения, касающиеся распределения полномочий между вопросами местного значения муниципального района и вопросами местного значения городского, сельского поселения."
Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 6 октября 2021 г. N Ф09-6711/21 по делу N А76-22994/2020