Екатеринбург |
|
07 октября 2021 г. |
Дело N А47-16838/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 05 октября 2021 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 07 октября 2021 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Купреенкова В.А.
судей Сулейменовой Т.В., Полуяктова А.С.
при ведении протокола помощником судьи Охотниковой И.Р., рассмотрел в судебном заседании путем использования систем видеоконференц-связи кассационную жалобу акционерного общества "Интер РАО-Электрогенерация" (далее - общество, истец) на решение Арбитражного суда Оренбургской области от 29.04.2021 по делу N А47-16838/2020 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.06.2021 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа.
Для участия в судебном заседании Арбитражного суда Уральского округа с применением видеоконференц-связи в Арбитражный суд Оренбургской области прибыл представитель общества - Горшков В.И. (доверенность от 01.02.2021).
Общество обратилось в Арбитражный суд Оренбургской области с иском к Администрации муниципального образования Энергетикский поссовет Новоорского района Оренбургской области (далее - Администрация, ответчик) об обязании в течение 1 месяца со дня вступления решения суда в законную силу обратиться с заявлением в регистрирующий орган о принятии на учет бесхозяйного недвижимого имущества безнапорного канализационного коллектора от ООО "Ириклинский молочный завод" до канализационного колодца на границе балансовой принадлежности филиала "Ириклинская ГРЭС"
АО "Интер РАО - Электрогенерация" протяженностью 170 м, расположенного по адресу: Оренбургская обл., Новоорский район, п. Энергетик.
К участию в рассмотрении дела в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены общество с ограниченной ответственностью "Белый парус" (далее - общество "Белый парус"), Администрация муниципального образования Новоорский район Оренбургской области (далее - Администрация Новоорского района).
Решением суда от 29.04.2021 в удовлетворении требований отказано.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.06.2021 решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе общество просит судебные акты отменить, принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального и процессуального права, несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела. Заявитель не согласен с выводом судов о том, что спорное имущество принадлежит истцу. Описывая обстоятельства дела, общество полагает, что безнапорный канализационный коллектор является бесхозяйным имуществом, и орган местного самоуправления является единственным органом, обладающим правом подачи заявления о постановке на учет имущества в качестве бесхозяйного, и обязано совершить действия по подаче такого заявления.
Как установлено судами, спорная инфраструктура жилищно - коммунального хозяйства, обеспечивающая производственный процесс предприятий, принадлежала Ириклинской ГРЭС, которая также выступала застройщиком указанной инфраструктуры.
Между открытым акционерным "Оренбургэнерго" и Администрацией Новоорского района заключен договор от 31.12.2002, согласно которому общество "Оренбургэнерго" безвозмездно передает, а Администрация Новоорского района принимает в муниципальную собственность объекты, находящиеся в структуре цеха тепловых и подземных коммуникаций Ириклинской ГРЭС: внутриквартальные сети водопровода, внутриквартальные сети теплофикации, водопровод на территории 2-го микрорайона жилпоселка, водопроводные сети, напорный водопровод от жилпоселка до очистных сооружений, напорный коллектор от фекальной насосной N 1 до очистных сооружений, напорный коллектор хозфекальной канализации, наружный водопровод жилого поселка, канализационная сеть 1=0.2 км, канализационная сеть жилого поселка, канализация на территории 2- го микрорайона жилого поселка, магистральная теплотрасса 2-го микрорайона от точки 392 до точки 476, магистральная хозфекальная канализация от 2-го микрорайона до фекальной насосной N 2, магистральные отопительные сети жилого поселка, магистральные сети водопровода, магистральные теплофикационные сети, магистральный водопровод во 2 микрорайоне жилого поселка, теплосеть на жилой поселок, теплофикационные сети, теплофикация территории 2-го микрорайона жилпоселка, внутриквартальные сети канализации, магистральные сети хозфекальной канализации, теплосети, хозяйственно-противопожарный водопровод квартала индивидуальной застройки, поливочный водопровод от насосной до квартала индивидуальной застройки, теплотрасса квартала индивидуальной застройки, стол письменный (3 штуки), тумба выкатная (2 штуки).
Согласно распоряжению Администрации Новоорского района от 19.04.2005 N 630-р за муниципальным учреждением "Управление жилищно- коммунальным хозяйством п. Энергетик" закреплено на праве оперативного управления, в том числе, следующее имущество: магистр. хоз. фек. канализ., теплотрасса индивид. пос., хоз. противопож. водопр., полив водопров., внутрикварт. сети канализ., напорн. водопр., напорн. коллектор, канализ. сеть, канализ. сеть, магистр сеть канализ., канализ. сеть, магистр отопит сети, теплосети, напорн. Коллектор.
Законом Оренбургской области от 08.12.2006 N 826/167-IV-ОЗ утвержден перечень имущества муниципальной собственности Новоорского района, передаваемого в собственность вновь образованных поселений, находящихся на территории Новоорского района.
В собственность Энергетикского поссовета переданы магистральная канализационная сеть протяженностью 563 м, канализационные сети протяженностью 1025 м, напорный коллектор протяженностью 22447 м, канализационная сеть протяженностью 9527 м, канализационная сеть протяженностью 540 м, канализационные сети протяженностью 4714 м, канализационные сети протяженностью 2405 м, напорный коллектор, расположенные в пос. Энергетик (позиции N 960, 964, 966-970, 973).
Законом Оренбургской области от 07.11.2008 N 2571/545-IV-ОЗ утвержден дополнительный перечень имущества муниципальной собственности Новоорского района, передаваемого в собственность вновь образованных поселений, находящихся на территории Новоорского района, согласно которому в собственность Энергетикского поссовета были отписаны канализационные сети к частному сектору общей протяженностью 2306,7 м, в том числе: центральный коллектор от колодца К-1 колодца К-760,9 м по ул. Молодежной протяженностью 446,4 м; по ул. Энтузиастов протяженностью 177,4 м; по ул. Рабочей протяженностью 450,0 м; по ул. Центральной протяженностью 472,0 м (позиция N 30).
Во исполнение указанных Законов Оренбургской области по актам приема-передачи от 27.12.2006, 19.03.2008, подписанным между Администрацией Новоорского района и Администрацией в собственность муниципального образования Энергетикский поссовет передано вышеуказанное канализационное имущество.
Согласно свидетельству о государственной регистрации права от 20.06.2016 за муниципальным образованием Энергетикский поссовет Новорского района Оренбургской области зарегистрировано право собственности на сооружение, назначение: сооружение коммунального хозяйства, протяженностью 22 177 м, адрес (местонахождение) объекта: российская Федерация, Оренбургская область, Новоорский район, п. Энергетик,
канализационные сети; кадастровый номер 56:18:0000000:7656.
Между обществом (абонент) и обществом "Белый парус" (организация водопроводно-канализационного хозяйства) заключен договор водоотведения от 31.01.2020 N 79/2020/8-ИРИ/010-0084-MSP-20, по условиям п. 1.1 которого организация водопроводно- канализационного хозяйства (кратко ОВКХ), осуществляющая водоотведение, обязуется осуществлять прием сточных вод абонента в централизованную систему водоотведения и обеспечивать их транспортировку, а абонент обязуется соблюдать требования к составу и свойствам отводимых сточных вод, установленные законодательством Российской Федерации, обеспечивать безопасность эксплуатации, находящихся в его ведении канализационные сети, исправность прибора учета и производить организации водопроводно- канализационного хозяйства оплату водоотведения в сроки, порядке и размере, определенных в настоящем договоре.
В силу п. 1.3 указанного договора граница раздела эксплуатационной ответственности абонента и организации по сетям водоотведения, определяется
в соответствии с актом разграничения балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности, приведенном а приложении N 2 к настоящему договору.
Согласно п. 2.1.8 указанного договора организация водопроводно- канализационного хозяйства обязана самостоятельно выставлять объемы сточных вод организациям: ООО "Ириклинский торговый центр", ООО "Ириклинский молочный завод", ООО "Ириклинская пекарня", ИП Колясо М.Г., ИП Лаптов П.М., ИП Наседкин М.А., ООО "Оренбургсельэлектрострой",
ООО "фиш-ка", ФГЭУ "УЭИВ", МАУ "ДОЛ Мечта", ФГДУ "Волжское УГМС", ООО "Уралстройсервис", ИП Слепухин А.А., ИП Храмков И.Н., осуществляющим транзит через инженерные сети абонента.
Общество (транзитная организация) заключило договоры по транспортировке сточных вод с обществом "Ириклинский молочный завод" (абонент) N 8-ИРИ/005-0124-16 от 31.03.2016, с ИП Наседкиным Максимом Александровичем (абонент) N 8-ИРИ/005-0184-16 от 21.04.2016, с ООО "Ириклинская пекарня" (абонент) N 8-ИРИ/005-0188-16 от 29.04.2016, с ООО "Ириклинский торговый центр" (абонент) N 8-ИРИ/005-0189-16 от 27.04.2016, согласно пункту 1.1 которых транзитная организация, перекачивающая канализационные стоки через свои сети, обязуется осуществлять организационно и технологически связанные действия, обеспечивающие поддержание канализационных сетей и сооружений на них в состоянии, соответствующем требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, контроль за соблюдением абонентом нормативов допустимых сбросов, нормативов водоотведения по объему и составу отводимых в централизованную систему водоотведения сточных вод, требований к составу и
свойствам сточных вод, установленных в целях предотвращения негативного воздействия на работу централизованной системы водоотведения, и осуществлять транспортировку сточных вод в соответствии с режимом приема (отведения) сточных вод от точки приема сточных вод до точки отведения сточных вод, расположенных на границе эксплуатационной ответственности транзитной организации и организации водопроводно-канализационного хозяйства принимающей сточные воды в соответствии с режимом приема сточных вод и требованиями законодательства Российской Федерации. Абонент обязуется оплачивать услуги по транспортировке сточных вод транзитной организации и заключить договор о приеме сточных вод с организацией водопроводно-канализационного хозяйства.
Согласно п. 1.2 указанных договоров по транспортировке сточных вод граница балансовой принадлежности и граница раздела эксплуатационной ответственности по канализационным сетям транзитной организации и абонента, а также точки приема и точки подачи, расположенные на границе эксплуатационной ответственности, определяются в акте раздела границ балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности трубопроводов канализационных сетей согласно приложению N 1.
Из приложений N 1 к договорам по транспортировке сточных вод указано, из приведенной в приложениях N 1 схемы следует, что за южным ограждением ИГРЭС и до узла учета принимаемых сточных вод трубопровод отводимых сточных вод отнесен участниками договоров к балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности ИГРЭС (истца), а за узлом учета принимаемых сточных вод трубопровод отводимых сточных вод отнесен участниками договоров к балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности МУП "МСПЭ".
Общество указало в иске, что им транспортируются сточные воды абонентов бывшей базы ОРС через собственные канализационные сети в общую систему водоотведения п. Энергетик.
Во исполнение требований постановления Правительства Российской Федерации от 04.09.2013 N 776 "Об утверждении Правил организации коммерческого учета воды, сточных вод" в марте 2020 года истцом на границе балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности безнапорных канализационных сетей базы ОРС был установлен прибор учета сточных вод, для осуществления учета транзитных (принимаемых) сточных вод, поступающих в канализационную систему Ириклинской ГРЭС.
Истец неоднократно направлял в адрес общества "Белый парус" заявки N ИГ/01/1626 от 11.09.2020, N ИГ/01/1680 от 25.09.2020 на допуск узла учета транзитных сточных вод в эксплуатацию.
Письмом от 14.10.2020 N 306 общество "Белый парус" сообщило, что обществу по договору аренды от 19.12.2019 N 7 Администрацией переданы канализационные сети поселка Энергетик, а также отказало в допуске узла учета сточных вод, в виду того, что заявителем не были получены технические условия на проектирование узла учета в соответствии с требованиями постановления Правительства Российской Федерации от 04.09.2013 N 776 "Об утверждении Правил организации коммерческого учета воды, сточных вод".
Общество направило обществу "Белый парус" заявку на выдачу технических условий на проектирование узла учета транзитных сточных вод N ИГ/01/1846 от 21.10.2020, а также Администрации заявку на выдачу технических условий на проектирование узла учета транзитных сточных вод N ИГ/01/1888 от 28.10.2020.
Письмом от 02.11.2020 N 1502 Администрация сообщила, что технические условия на присоединение к сетям инженерно-технического обеспечения выдает эксплуатирующая организация, в чьем ведении находится канализационная сеть.
Письмом от 10.11.2020 N 326/1 общество "Белый парус" сообщило, что по договору аренды Администрацией спорный участок канализационной сети базы ОРС не передавался, выдача технических условий на проектирование и монтаж узла учета транзитных сточных вод обществом невозможна, поскольку согласно действующему законодательству технические условия на проектирование выдаются организацией, осуществляющей водоотведение.
Письмом от 27.04.2015 N 612 Администрация сообщала истцу, что система водоотведения в районе базы ОРСа на балансе Администрации не числится.
Согласно ответам Администрации от 20.10.2020 N 1433, от 12.11.2020 N 1553 канализационные сети, расположенные в промышленной зоне (бывшая база ОРСа), не являются муниципальной собственностью, в схеме водоотведения поселка данные сети не отражены.
Полагая, что спорный участок канализационной сети протяженностью 170 м, расположенный на территории базы ОРСа от ООО "Ириклинский молочный завод" до канализационного колодца на границе балансовой принадлежности Ириклинской ГРЭС, является бесхозяйным имуществом, данный участок канализационной сети является востребованным, общество обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым иском.
Отказывая в удовлетворения иска, суды исходили из следующего.
В пункте 1 статьи 235 Гражданского кодекса Российской Федерации указано, что право собственности прекращается при отчуждении собственником своего имущества другим лицам, отказе собственника от права собственности, гибели или уничтожении имущества и при утрате права собственности на имущество в иных случаях, предусмотренных законом.
Согласно п. 1 ст. 225 Гражданского кодекса Российской Федерации бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, от права собственности на которую собственник отказался.
Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого оно находится. По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь (п. 3 ст. 225 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В силу положений части 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского поселения относятся владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности поселения; организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.
На основании пункта 1 части 1 статьи 6 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, городских округов по организации водоснабжения и водоотведения на соответствующих территориях относятся организация водоснабжения населения, в том числе принятие мер по организации водоснабжения населения и (или) водоотведения в случае невозможности исполнения организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, своих обязательств либо в случае отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств.
В случае выявления бесхозяйных объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, в том числе водопроводных и канализационных сетей, путем эксплуатации которых обеспечиваются водоснабжение и (или) водоотведение, эксплуатация таких объектов осуществляется гарантирующей организацией либо организацией, которая осуществляет горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение и водопроводные и (или) канализационные сети которой непосредственно присоединены к указанным бесхозяйным объектам (в случае выявления бесхозяйных объектов централизованных систем горячего водоснабжения или в случае, если гарантирующая организация не определена в соответствии со статьей 12 настоящего Федерального закона), со дня подписания с органом местного самоуправления передаточного акта указанных объектов до признания на такие объекты права собственности или до принятия их во владение, пользование и распоряжение оставившим такие объекты собственником в соответствии с гражданским законодательством (часть 5 статьи 8 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении").
В обоснование заявленных требований общество указывало, что спорная инфраструктура жилищно - коммунального хозяйства, обеспечивающая производственный процесс предприятий, принадлежала Ириклинской ГРЭС, которая выступала застройщиком указанной инфраструктуры; все тепловые, водопроводные и канализационные сети, которые находились на территории п. Энергетик и не были задействованы в производственной деятельности Ириклинской ГРЭС, были признаны непрофильным активом, и на основании этого переданы в муниципальную собственность Новоорского района. В подтверждение данного обстоятельства апеллянт сослался на договор от 31.12.2002.
Однако доказательств того, что спорные канализационные сети также были переданы в муниципальную собственность, в материалы дела не представлены.
Администрация Новоорского района и Администрация Энергетикского поссовета указанное обстоятельство оспаривали, ответчиком в материалы дела представлены свидетельство о государственной регистрации права от 20.06.2016, постановление Администрации Энергетикского поссовета от 27.11.2017 N 199-п "Об актуализации схем водоснабжения и водоотведения муниципального образования Энергетикский поссовет Новоорского района Оренбургской области", согласно которому канализационная сеть муниципального образования Энергетикский поссовет технологически не включает в себя спорный участок канализационной сети.
Доказательства того, что в порядке статьи 236 Гражданского кодекса Российской Федерации общество или его предшественник отказались от права собственности на спорное имущество, объявив об этом, либо совершив другие действия, определенно свидетельствующие об их устранении от владения, пользования и распоряжения имуществом без намерения сохранить какие-либо права на это имущество, в материалы дела не представлены.
Также обществом не представлено в дело доказательств, подтверждающих, что спорное имущество имеется в натуре и имеет заявленную истцом протяженность.
Исследовав и оценив представленные доказательства в соответствии с положениями ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе договор от 31.12.2002 о безвозмездной передаче активов; договоры по транспортировке сточных вод и приложения к ним, суды установили, что спорное имущество не является бесхозяйным.
При таких обстоятельствах в удовлетворении требований общества отказано правомерно.
Доводы заявителя жалобы направлены на переоценку установленных судами обстоятельств и имеющихся в деле доказательств, были предметом рассмотрения судов и им дана надлежащая правовая оценка.
Суд кассационной инстанции считает, что все обстоятельства, имеющие существенное значение для дела, судами установлены, представленные сторонами доказательства полно и всесторонне исследованы и оценены в соответствии с требованиями ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Их переоценка не входит в компетенцию суда кассационной инстанции (ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Нарушений норм материального или процессуального права, являющихся основанием для отмены постановления апелляционного суда (ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), судом кассационной инстанции не установлено.
С учетом изложенного решение суда первой инстанции и постановление апелляционного суда подлежит оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Оренбургской области от 29.04.2021 по делу N А47-16838/2020 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.06.2021 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу акционерного общества "Интер РАО-Электрогенерация"- без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
В.А. Купреенков |
Судьи |
Т.В.Сулейменова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.