Екатеринбург |
|
07 октября 2021 г. |
Дело N А47-13408/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 04 октября 2021 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 07 октября 2021 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Тороповой М.В.,
судей Купреенкова В.А., Сулейменовой Т.В.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Федерального государственного бюджетного научного учреждения "Федеральный научный центр биологических систем и агротехнологий Российской академии наук" (далее - учреждение, ответчик) на решение Арбитражного суда Оренбургской области от 09.03.2021 по делу N А47-13408/2020 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.05.2021 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании принял участие представитель учреждения - Поливаев В.Е. (доверенность от 15.02.2021 N 01-14/103).
Общество с ограниченной ответственностью "ВК ПромСтрой" (далее - общество "ВК ПромСтрой", истец) обратилось в Арбитражный суд Оренбургской области с исковыми требованиями к учреждению о признании недействительным решения о расторжении контракта на выполнение работ по капитальному ремонту части помещения экспериментально-биологической клиники по адресу: г. Оренбург, шоссе Нежинское, д. 10, взыскании расходов по уплате государственной пошлины в размере 6000 руб.
Решением Арбитражного суда Оренбургской области от 09.03.2021 исковые требования удовлетворены.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.05.2021 решение оставлено без изменения.
В кассационной жалобе учреждение, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права, несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам, просит обжалуемые решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции изменить в части признания выполнения капитального ремонта реконструкцией.
Заявитель кассационной жалобы считает ошибочным вывод судов о том, что выполненные работы по капитальному ремонту части помещения экспериментально-биологической клиники фактически являются реконструкцией, поскольку назначение объекта недвижимости было изменено до начала проведения капитального ремонта при смене наименования 19.05.2020 и, соответственно, контракт на капитальный ремонт был заключен на часть помещения именно экспериментально-биологической клиники, никаких переустройств, для выполнения которых предусмотрены особые требования и разработка проектной документации, ответчик не осуществлял.
По мнению заявителя, выводы о существенном изменении назначения объекта, изложенные в письме Ассоциации саморегулируемой организации "Альянс проектировщиков Оренбуржья" (далее - ассоциация СРО "АПО") от 20.11.2020 N 901, не могут быть положены в основу судебных актов, поскольку указанная организация не является экспертным учреждением. Заявитель полагает, что только судебная строительная экспертиза выявила бы надлежащее наименование проведенных работ на данном объекте, однако экспертиза по данному делу не проводилась.
Кроме того, заявитель считает, что суды вышли за пределы исковых требований.
В отзыве на кассационную общество "ВК ПромСтрой" возражает по доводам жалобы, просит жалобу оставить без удовлетворения.
Рассмотрев доводы кассационной жалобы, изучив материалы дела, проверив законность обжалуемого судебного акта с учетом положений статьи 286 АПК РФ, суд кассационной инстанции оснований для его отмены не усматривает.
Как установлено судами и следует из материалов дела, распоряжением Министерства науки и высшего образования Российской Федерации от 11.11.2019 N 487-р объект недвижимого имущества: нежилое здание, назначение: здание автогаража, общая площадь 412,6 кв. м, адрес: Российская Федерация, Оренбургская область, город Оренбург, шоссе Нежинское, д. 10, кадастровый номер 56:44:0201021:1177, реестровый номер федерального имущества В12570008880 закреплено на праве оперативного управления за учреждением.
Распоряжением Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Оренбургской области от 19.05.2020 N 56-147-р изменено наименование указанного объекта недвижимого имущества с "Здание автогаража" на "Экспериментально-биологическая клиника".
По результатам проведенных торгов (идентификационный номер закупки 201561001269456100100100080004339243) учреждением (заказчик) и обществом "ВК ПромСтрой" (подрядчик) заключен контракт от 29.06.2020 N 0353100007620000003 на выполнение работ по капитальному ремонту части помещения экспериментально-биологической клиники по адресу: г. Оренбург, шоссе Нежинское, д. 10 (для субъектов малого предпринимательства и социально-ориентированных некоммерческих организаций) (далее - контракт).
Согласно пункту 1.1. контракта, подрядчик принимает на себя обязательство выполнить в обусловленный контрактом срок работы по капитальному ремонту части помещения экспериментально-биологической клиники по адресу: г. Оренбург, шоссе Нежинское, д. 10 (далее - работы, объект), а последний обязуется принять и оплатить выполненные работы в соответствии с требованиями контракта.
Перечень выполняемых работ, их объем, требования к качеству и другие исходные данные установлены техническим заданием (приложение N 1 к контракту), локальным сметным расчетом (приложение N 2 к контракту), ведомостью объемов работ (приложение N 3 к контракту), являющимися неотъемлемыми частями контракта (пункт 1.2. контракта). Срок выполнения работ: в течение 70 календарных дней с даты заключения контракта (пункт 1.3. контракта).
Согласно пункту 2.1. контракта, подрядчик принял на себя обязательства своевременно и надлежащим образом выполнить работы, предусмотренные контрактом, в соответствии с техническим заданием (приложение N 1 к контракту), локальным сметным расчетом (приложение N 2 к контракту), ведомостью объемов работ (приложение N 3 к контракту) с использованием своих средств и материалов (подпункт 2.1.1. контракта); предоставить по требованию заказчика документы, поясняющие объем и перечень выполненных работ, а также создать условия для проверки заказчиком хода выполнения работ (подпункт 2.1.4. контракта); своими силами и за свой счет устранить допущенные по своей вине при выполнении работ несоответствия и/или недостатки, в том числе в течение гарантийного срока (подпункт 2.1.6. контракта); приостановить выполнение работ в случае обнаружения независящих от подрядчика обстоятельств, которые могут оказать негативное влияние на результаты выполняемых работ или создать невозможность их завершения в установленный контрактом срок, и сообщить письменно об этом заказчику в течение 1 (одного) рабочего дня после приостановления выполнения работ (подпункт 2.1.11. контракта); вести журнал производства работ, предъявлять его при приемке выполненных работ, а также по требованию заказчика (подпункт 2.1.15. контракта); обеспечить за свой счет устранение недостатков и дефектов, выявленных при приемке работ в течение гарантийного срока, установленного на результат работ (подпункт 2.1.18. контракта).
Из пункта 2.2. контракта следует, что подрядчик вправе самостоятельно, если иное не указано в Техническом задании (приложение N 1 к контракту), определять способы выполнения работ по контракту (подпункт 2.2.1. контракта); запрашивать у заказчика разъяснения и уточнения относительно выполнения работ (подпункт 2.2.4. контракта).
Согласно пункту 2.3. контракта, заказчик обязан сообщать в письменной форме подрядчику о несоответствиях и/или недостатках, обнаруженных в ходе выполнения работ, в течение 2 (двух) рабочих дней после обнаружения таких несоответствия и/или недостатков (подпункт 2.3.4. контракта); при получении от подрядчика уведомления о приостановлении выполнения работ в случае, указанном в пункте 2.1.11. контракта, рассмотреть вопрос о целесообразности и порядке продолжения выполнения работ и уведомить о результатах рассмотрения подрядчика (подпункт 2.3.4. контракта).
Цена контракта в соответствии со сметным расчетом (приложение N 2 к контракту) составляет 1 800 000 руб., в том числе НДС 20 % - 300 000 руб. (пункт 3.1. контракта).
Пунктом 4.5. контракта установлено, что при возникновении между заказчиком и подрядчиком спора по поводу нарушений условий контракта по требованию любой из сторон должна быть назначена независимая экспертиза, выбор независимого эксперта осуществляется исключительно по обоюдному согласию сторон. Расходы по проведению независимой экспертизы несет подрядчик.
Контракт может быть расторгнут по соглашению сторон, по решению суда по основаниям, предусмотренным законодательством Российской Федерации, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации (пункт 10.3. контракта).
Подпункт 10.4.1. контракта содержит основания расторжения контракта в связи с односторонним отказом от исполнения контракта по инициативе заказчика:
а) выполнение работ ненадлежащего качества, если выявленные несоответствия и (или) недостатки не могут быть устранены в порядке, установленном разделом 4 контракта;
б) нарушение установленного срока выполнения работы;
в) если в ходе исполнения контракта установлено, что подрядчик не соответствует требованиям, установленным в аукционной документации, или предоставил недостоверную информацию о своем соответствии таким требованиям на основании части 15 ст. 95 Закона;
г) в случае, если по результатам экспертизы выполненных работ с привлечением экспертов, экспертных организаций, в заключении эксперта, экспертной организации будут подтверждены нарушения условий контракта.
Сторонами контракта подписано приложение N 4 к нему "Сведения о лицах из числа работников заказчика, уполномоченных взаимодействовать с подрядчиком в рамках исполнения контракта", согласно которому со стороны заказчика полномочиями по взаимодействию с подрядчиком в рамках исполнения контракта; по осуществлению контроля выполнения подрядчиком обязательств по контракту; по приемке результатов исполнения контракта, включая проверку (экспертизу) результатов выполнения работ, предусмотренных контрактом; по подписанию документов о приемке результатов исполнения контракта наделены Любимов И.Г. - специалист по техническому надзору за строительной деятельностью, Мучичко С.И. -помощник директора-инженер по организации управления производством, Куйдин Е.М. - контрактный управляющий.
Приказом руководителя учреждения от 29.06.2020 N 68-П специалист по техническому контролю за строительной деятельностью Любимов И.Г. назначен ответственным лицом за выполнение функций технического контроля по производству строительных работ на объекте г. Оренбург, шоссе Нежинское, д. 10.
Согласно общему журналу работ N 002, подрядчик 07.07.2020 выполнил предусмотренные контрактом работы по разборке бетонных оснований, демонтажу оконных коробок.
Общество 10.07.2020 обратилось в учреждение с письмом N 20 о выдаче проектной документации с размерами конструкций и высотными отметками в ближайшее время.
10.07.2020 и 31.07.2020 на электронную почту истца с электронной почты сотрудника учреждения (Александр Одинцов), не указанного в приложении N 4 к контракту, поступили копии рабочих чертежей части экспериментально-биологической клиники. Допрошенный в судебном заседании в качестве свидетеля Любимов И.Г. также сообщил, что копии рабочих чертежей передавались нарочным заместителю директора общества "ВК ПромСтрой" Власову А.Ю.
Учреждением письмом от 20.07.2020 N 01-14/ сообщило обществу, что проектная документация подготовлена в объеме сметы на капитальный ремонт объекта капитального строительства, заказчиком соблюдены требования пункта 8 части 1 ст. 33 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ).
Сторонами контракта подписаны акты освидетельствования скрытых работ: N 1, согласно которому в период с 03.07.2020 по 10.07.2020 обществом "ВК ПромСтрой" выполнены работы по разборке бетонных оснований 10,08 куб. м, разрешено производство последующих работ по проливу основания водой и устройству подстилающих слоев; N 2, согласно которому в период с 15.07.2020 по 17.07.2020 обществом "ВК ПромСтрой" выполнены работы по уплотнению грунта 144 кв. м, разрешено производство последующих работ по армированию 144 кв. м; N 3, согласно которому в период с 17.07.2020 года по 20.07.2020 обществом "ВК ПромСтрой" выполнены работы по проливу водой и устройству подстилающего слоя из гравия 144 кв. м, при выполнении работ применен щебень, разрешено производство последующих работ по уплотнению грунта; N 4, согласно которому в период с 20.07.2020 по 23.07.2020 обществом "ВК ПромСтрой" выполнены работы по армированию 144 кв. м, при выполнении работ применены сетка металлическая, сварная, СТП/ПП/36, разрешено производство последующих работ по устройству бетонных оснований. Со стороны учреждения акты скрытых работ подписаны Любимовым И.Г.
Выявленные представителем заказчика Любимовым И.Г. недостатки обществом устранены, о чем сделаны отметки в общем журнале работ N 002.
В ходе выполнения работ обществом по согласованию с учреждением выполнены дополнительные работы по укреплению одной из колонн.
Общество "ВК ПромСтрой" обратилось в учреждение с письмом от 23.07.2020 N 23 о неучтенных в смете объемов работ, без выполнения которых эксплуатация здания будет невозможна, в указанном письме также доведено о протекании кровли.
Письмом от 27.07.2020 N 01-14/415 учреждение сообщило о предоставленной подпунктом в пункта 1 части 1 статьи 95 Закона N 44-ФЗ возможности изменения цены контракта не более, чем на 10 %, предложило составить ведомость объема работ и локальный сметный расчет на дополнительные работы.
Комиссией в составе представителей учреждения и обществом "Импульс" (исполнителя проектно-сметной документации) проведена проверка фактически выполненных работ по капитальному ремонту части помещения экспериментально-биологической клиники, по результатам работы составлен акт выверки объемов работ от 06.08.2020, который 10.08.2020 вручен руководителю общества.
Согласно указанному акту, по разделу 1 "Демонтажные работы" выполнены работы по демонтажу 1 оконной коробки, остальные работы подрядчиком не подтверждены, акты скрытых работ не предоставлены; по разделу 2 "Земляные работы. Подготовка" обществом выполнены работы по планировке площадей ручным способом, группа грунтов 1, площадь 106 кв. м из запланированной площади 144 кв. м, остальные работы подрядчиком не подтверждены, акты скрытых работ не предоставлены; по разделу 3 "Устройство пола. Помост под животными. Отвод стоков" фактически произведено армирование подстилающих слоев и набетонок 0,230 т. вместо запланированных 0,80352 т., устройство покрытий бетонных толщиной 30 мм и устройство покрытий на каждые 5 мм изменение толщины покрытия добавлять или исключать к расценке 11-01-015-01 площадь 106 кв. м из запланированной площади 144 кв. м, ремонт кирпичной кладки 3.3. куб. м вместо запланированных 5,4 кв. м, выполненные работы подрядчиком не подтверждены, акты скрытых работ не предоставлены; по разделу 4 "Устройство ограждений" документы, подтверждающие качество примененных материалов, комиссии не представлены, работы по монтажу кровельного покрытия из профилированного листа при высоте здания до 25 м не выполнялись, подшит фальш потолок профилированным листом на подвесах, акты скрытых работ отсутствуют.
Письмом от 11.08.2020 N 25 (получено 11.08.2020) общество предоставило учреждению акты NN 1-4 освидетельствования скрытых работ, сертификаты соответствия на смесь песчано-гравийную, сетку металлическую сварную, материал рулонный кровельный и гидроизоляционный наплавляемый Бикрост К и П, смесь бетонную, праймер битумный.
Письмом от 17.08.2020 N 26 общество "ВК ПромСтрой" уведомило учреждение о приостановке выполнения работ в связи с непредставлением проектной документации, а также в связи с необходимостью выполнения дополнительных работ, указав в том числе на то, что плиты перекрытия имеют значительные разрушения, возможно находятся в аварийном состоянии.
Письмом от 18.08.2020 года N 01-14/457 учреждение потребовало от общества представление журнала производства работ, журнала входного контроля, журнала общих строительных работ, журнала по расходу материала.
Учреждением 19.08.2020 принято решение N 01-14/462 об одностороннем отказе от исполнения контракта.
По результатам исследования исполнения обществом контракта учреждением установлено, что по состоянию на 19.08.2020 за 51 календарный день на 100 % выполнен только один вид работ - демонтаж оконных коробок 1 коробка, иные виды работ либо не выполнены вообще, либо выполнены не в полном объеме, без подтверждения объема и качества выполненных работ соответствующей документацией.
Акты на скрытые работы, акты на земляные и подготовительные работы отсутствуют, не составлялись обществом, журнал работ отсутствует, документы на щебень, арматуру, уплотнение отсутствуют.
В связи с отсутствием документации обществом не предоставлена возможность проверить фактические объемы и качество основания и армирования набетонок. Общество "ВК ПромСтрой" с начала выполнения работ никакой документации учреждению не предоставляло, с 01.08.2020 рабочих на объекте нет.
Также учреждением установлено, что после заключения контракта общество "ВК ПромСтрой" сменило юридический адрес, учреждение о данном обстоятельстве в известность поставлено не было.
В связи с тем, что обществом "ВК ПромСтрой" были выполнены работы ненадлежащего качества, не устраненные в порядке, установленном разделом 4 контракта после указания заказчика; нарушен установленный срок выполнения работ, работы на объекте не ведутся; в ходе исполнения контракта установлено, что общество предоставило недостоверную информацию о своих юридических реквизитах и о банковской гарантии учреждением на основании пункта 10.4.1 контракта принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В письме от 21.08.2020 N 27 общество "ВК ПромСтрой" выразило несогласие с решением учреждения об одностороннем отказе от исполнения контракта от 19.08.2020 N 01-14/462, текст письма аналогичен письму от 17.08.2020 N 26, в письме общество выразило готовность продолжить выполнение работ, предусмотренных контрактом: монтаж металлоконструкций, устройство колодцев, устройство ограждения после предоставления рабочей документации на данные виды работ.
Письмом от 21.08.2020 N 28 общество направило в адрес учреждения копию общего журнала работ, копии актов скрытых работ, копии сертификатов соответствия на кирпич, смесь бетонную, сетку металлическую сварную, щебень, плиты из минеральной ваты (теплоизоляция), цемент, профилированные листы, гидроизоляцию Бикрост.
Письмом от 24.08.2020 N 01-14/471 учреждение уведомило общество о проведении 26.08.2020 экспертизы объема и качества выполненных подрядчиком работ.
Письмами от 25.08.2020 N 29 и от 27.08.2020 N 30 для снятия возникших вопросов в ходе исполнения контракта общество предложило провести техническое совещание.
Обществом "ВК ПромСтрой" 03.09.2020 принято решение, оформленное в виде уведомления N 33, о расторжении контракта в одностороннем порядке в связи с непредставлением учреждением технической документации, что препятствует исполнению договора подрядчиком.
Письмами от 23.09.2020 N 36, от 28.09.2020 N 37, от 30.09.2020 N 40, от 05.10.2020 N 41 общество обращалось в учреждение с предложением проведения технического совещания с участием эксперта общества с ограниченной ответственностью "Центр экспертиз" (далее - общество "Центр экспертиз").
Учреждением и обществом "Центр экспертиз" 20.08.2020 заключен договор N 149 на проведение негосударственной экспертизы объема и качества выполненных работ по государственному контракту по объекту: "Капитальный ремонт части помещения экспериментально-биологической клиники по адресу: г. Оренбург, шоссе Нежинское, д. 10".
По результатам экспертизы эксперт пришел к выводу о несоответствии фактически выполненных работ на объекте по качеству и объему содержания в локально сметном расчете.
Полагая, что учреждением необоснованно принято решение о расторжении контракта на выполнение работ по капитальному ремонту части помещения экспериментально-биологической клиники, истец обратился в суд с настоящими требованиями.
Удовлетворяя заявленные исковые требования, суды первой и апелляционной инстанций обоснованно исходили из следующего.
Согласно пункту 1 статьи 763 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) подрядные строительные работы (статья 740), проектные и изыскательские работы (статья 758), предназначенные для удовлетворения государственных или муниципальных нужд, осуществляются на основе государственного или муниципального контракта на выполнение подрядных работ для государственных или муниципальных нужд.
По государственному или муниципальному контракту на выполнение подрядных работ для государственных или муниципальных нужд подрядчик обязуется выполнить строительные, проектные и другие связанные со строительством и ремонтом объектов производственного и непроизводственного характера работы и передать их государственному или муниципальному заказчику, а государственный или муниципальный заказчик обязуется принять выполненные работы и оплатить их или обеспечить их оплату (пункт 2 статьи 763 ГК РФ).
В силу статьи 768 ГК РФ к отношениям по государственным или муниципальным контрактам на выполнение подрядных работ для государственных или муниципальных нужд в части, не урегулированной данным Кодексом, применяется закон о подрядах для государственных или муниципальных нужд.
Частью 14 статьи 34 Закона N 44-ФЗ определено, что в контракт может быть включено условие о возможности одностороннего отказа от исполнения контракта в соответствии с положениями частей 8 - 25 статьи 95 названного Федерального закона.
Частью 8 статьи 95 Закона N 44-ФЗ предусмотрено, что расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.
Из части 9 статьи 95 Закона N 44-ФЗ следует, что заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным ГК РФ для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
В силу пункта 1 части 15 статьи 95 Закона N 44-ФЗ заказчик обязан принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта в случае если в ходе исполнения контракта установлено, что поставщик (подрядчик, исполнитель) и (или) поставляемый товар не соответствуют установленным извещением об осуществлении закупки и (или) документацией о закупке требованиям к участникам закупки и (или) поставляемому товару или представил недостоверную информацию о своем соответствии и (или) соответствии поставляемого товара таким требованиям, что позволило ему стать победителем определения поставщика (подрядчика, исполнителя).
Как следует из частей 13 и 14 Закона N 44-ФЗ, решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения, а также заказчику компенсированы затраты на проведение экспертизы в соответствии с частью 10 настоящей статьи. Данное правило не применяется в случае повторного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, которые в соответствии с гражданским законодательством являются основанием для одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта.
В соответствии со статьей 450 ГК РФ, изменение или расторжение договора возможны по соглашению сторон, если иное не предусмотрено названным Кодексом, другими законами или договором (пункт 1). По требованию одной из сторон договор может быть изменен или расторгнут по решению суда только: 1) при существенном нарушении договора другой стороной; 2) в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, другими законами или договором (пункт 2).
Согласно пункту 2 статьи 452 ГК РФ требование об изменении или о расторжении договора может быть заявлено стороной в суд только после получения отказа другой стороны на предложение изменить или расторгнуть договор либо неполучения ответа в срок, указанный в предложении или установленный законом либо договором, а при его отсутствии - в тридцатидневный срок.
В силу части 1 статьи 716 ГК РФ подрядчик обязан немедленно предупредить заказчика и до получения от него указаний приостановить работу при обнаружении непригодности или недоброкачественности предоставленной технической документации. Доказательств приостановления работ и уведомления об этом муниципального заказчика истцом в материалы дела не представлено.
Согласно пункту 1 статьи 719 ГК РФ подрядчик вправе не приступать к работе, а начатую работу приостановить в случаях, когда нарушение заказчиком своих обязанностей по договору подряда, в частности непредоставление материала, оборудования, технической документации или подлежащей переработке (обработке) вещи, препятствует исполнению договора подрядчиком, а также при наличии обстоятельств, очевидно свидетельствующих о том, что исполнение указанных обязанностей не будет произведено в установленный срок (статья 328).
Пунктом 1 ст. 766 ГК РФ предусмотрено, что государственный или муниципальный контракт должен содержать условия об объеме и о стоимости подлежащей выполнению работы, сроках ее начала и окончания, размере и порядке финансирования и оплаты работ, способах обеспечения исполнения обязательств сторон.
Договором строительного подряда должны быть определены состав и содержание технической документации, а также должно быть установлено, какая из сторон, в какой срок должна предоставить соответствующую документацию (часть 2 статьи 743 ГК РФ).
Таким образом, в предмет контракта на выполнение строительных работ входят объем и виды работ, которые должны быть определены в технической и сметной документации.
Настоящий спор возник в результате вывода учреждения о ненадлежащем исполнении обществом своих обязательств по контракту.
Исследовав и оценив фактические обстоятельства дела и имеющиеся доказательства в соответствии со статьей 71 АПК РФ в их совокупности и взаимосвязи, принимая во внимание, что общество "ВК ПромСтрой" к выполнению работ по контракту приступило, работы выполняло, исполнительная документация по работам, в том числе и по скрытым, предоставлена в распоряжение учреждения, существенных нарушений контракта со стороны общества не установлено, выявленные недостатки строительных работ обществом своевременно устранялись (общий журнал работ N 002), иных замечаний к качеству работ до принятия оспариваемого решения у учреждения не имелось, невыполнение обществом указанных в контракте части работ произошло вследствие непредставления учреждением проектной документации, суды пришли к верному выводу об отсутствии вины подрядчика в нарушении обязательств по контракту и сроков их выполнения, в связи с чем у ответчика отсутствовали предусмотренные законом основания для одностороннего отказа от исполнения контракта, поэтому обоснованно удовлетворили заявленные требования.
Довод заявителя кассационной жалобы о том, что работы по капитальному ремонту части помещения экспериментально-биологической клиники фактически не являются реконструкцией, был предметом рассмотрения судов и обоснованно ими отклонен.
Руководствуясь пунктом 14 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации, подразделом "б" раздела 3 Положения о проведении планово-предупредительного ремонта зданий и сооружений МДС 13-14.2000, утвержденного постановлением Госстроя СССР от 29.12.1973 года N 279, совместным письмом Госплана СССР, Госстроя СССР, Стройбанка СССР, ЦСФУ СССР от 08.05.1984 года N НБ-36-Д/23-Д/144/6-14, Сводом правил по проектированию и строительству СП 13-102-2003 "Правила обследования несущих строительных конструкций зданий и сооружений", суды верно указали, что отличие капитального ремонта от реконструкции состоит в том, что при реконструкции изменяется сущность объекта (появляются новые качественные и количественные характеристики), а при капитальном ремонте сущность объекта не меняется, производится замена или восстановление неисправных элементов на более прочные и долговечные. Ремонт основных средств направлен на сохранение первоначальных характеристик основных средств, а реконструкция - на их увеличение (улучшение) или создание новых. Ремонтные работы, в отличие от реконструкции, не изменяют технологическое или служебное назначение основных средств, не совершенствуют производство и не повышают его технико-экономические показатели.
Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.08.2014 N 51 введены СП 2.2.1.3218-14 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, оборудованию и содержанию экспериментально-биологических клиник (вивариев)". Указанные СП 2.2.1.3218-14 являются обязательными для исполнения юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, деятельность которых связана с проектированием, строительством, реконструкцией и эксплуатацией экспериментально-биологических клиник (вивариев) (далее - виварии). Предусматривается, что ранее построенные здания вивариев в части архитектурно-планировочных решений эксплуатируются в соответствии с проектом, по которому они были построены. Виварии для содержания лабораторных животных размещаются в отдельно стоящих зданиях или отдельных помещениях организации (научно-исследовательском институте, лаборатории) с соблюдением санитарно-эпидемиологических требований к санитарно-защитным зонам и санитарной классификации предприятий, сооружений и иных объектов. Площадь и высота помещений вивария определяется заданием на проектирование с учетом габаритов оборудования и степенью механизации производственных процессов, а также гигиенически обоснованными показателями воздухообмена.
Согласно пункту 29 Приложения N 5 к Правилам надлежащей производственной практики Евразийского экономического союза, утвержденным Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 03.11.2016 N 77, виварии должны быть изолированы от других производственных помещений. Они должны быть сконструированы с соблюдением необходимых требований.
Из материалов дела суды установили, что распоряжением Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Оренбургской области от 19.05.2020 N 56-147-р изменено наименование объекта недвижимого имущества, являющегося собственностью Российской Федерации, с "Здание автогаража" на "Экспериментально-биологическая клиника".
Доказательств того, что до заключения спорного договора с истцом объект был фактически переоборудован из здания автогаража в биологическую клинику (в том числе в части помещений вивария), в материалах дела не имеется.
Суды, оценив представленные доводы и доказательства, а также характер выполненных работ, приняв во внимание письмо ассоциации СРО "АПО", пришли к выводу о том, что работы по капитальному ремонту части помещения экспериментально-биологической клиники фактически являются реконструкцией, поскольку изменяется служебное назначение объекта недвижимости, отметив, что к помещениям вивариев установлены особые требования, требуется обязательная разработка проектной документации.
Следовательно, довод учреждения о том, что никаких переустройств для выполнения которых предусмотрены особые требования и разработка проектной документации не осуществлялось, является необоснованным.
Вопреки доводам учреждения, оснований не принимать письмо ассоциации СРО "АПО" у судов не имелось, поскольку названная ассоциация является некоммерческой организацией, основанной на членстве юридических лиц и (или) индивидуальных предпринимателей, осуществляющих подготовку проектной документации.
О назначении по делу судебной строительно-технической экспертизы ответчик не ходатайствовал, встречное заключение, опровергающее позицию истца, не представил.
Утверждение заявителя кассационной жалобы о том, что суды вышли за пределы исковых требований, не основано на нормах права и материалах дела. Оснований для вывода о рассмотрении судами первой и апелляционной инстанций каких-либо иных требований, чем заявлено в иске, у суда округа не имеется.
Доводы заявителя, изложенные в кассационной жалобе, были предметом рассмотрения судов первой и апелляционной инстанций и получили надлежащую правовую оценку, не опровергают правильности выводов судов, по существу сводятся к переоценке доказательств и установленных судами на их основании фактических обстоятельств, что не относится к полномочиям суда кассационной инстанции в силу положений статьи 286, части 2 статьи 287 АПК РФ, в связи с чем подлежат отклонению, в том числе по основаниям, изложенным в мотивировочной части настоящего постановления.
Нарушений норм материального и процессуального права, являющихся в соответствии со ст. 288 АПК РФ основаниями для отмены судебных актов, судом кассационной инстанции не установлено.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Оренбургской области от 09.03.2021 по делу N А47-13408/2020 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.05.2021 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу Федерального государственного бюджетного научного учреждения "Федеральный научный центр биологических систем и агротехнологий Российской академии наук" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
М.В. Торопова |
Судьи |
В.А. Купреенков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.