Екатеринбург |
|
18 октября 2021 г. |
Дело N А76-20153/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 октября 2021 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 18 октября 2021 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Краснобаевой И.А.,
судей Сулейменовой Т.В., Лазарева С.В.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу индивидуального предпринимателя Бураковского Антона Леонидовича (далее - предприниматель Бураковский А.Л., предприниматель) на решение Арбитражного суда Челябинской области от 12.04.2021 по делу N А76-20153/2020 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.06.2021 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа.
Судебное заседание проведено путем использования систем видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Челябинской области. Материальный носитель видеозаписи приобщен к материалам дела.
В судебном заседании через Арбитражный суд Челябинской области приняли участие представители:
предпринимателя Бураковского А.Л. - Сысолятин П.А. - Митрофанова Е.Н. (доверенность от 22.06.2017);
Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Челябинской области (далее - Управление, заинтересованное лицо) - Стукаленко С.Н. (доверенность от 18.01.2021).
Предприниматель Бураковский А.Л. обратился в Арбитражный суд Челябинской области с исковым заявлением к Управлению о признании недействительным решения от 04.03.2020 N 74-0-1-170/3036/2019-7809 об отказе в государственном кадастровом учете изменений в отношении земельного участка с кадастровым номером 74:19:1106001:1487 в связи с изменением вида разрешенного использования земельного участка с "размещение объектов улично-дорожной сети" на "парки и скверы"; обязании осуществить государственный кадастровый учет изменений в отношении земельного участка с кадастровым номером 74:19:1106001:1487 в связи с изменением вида разрешенного использования земельного участка с "размещение объектов улично-дорожной сети" на "парки и скверы".
На основании статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Администрация Сосновского муниципального района, Комитет по управлению имуществом и земельным отношениям Сосновского муниципального района, Администрация Кременкульского сельского поселения.
Решением Арбитражного суда Челябинской области от 12.04.2021 в удовлетворении исковых требований отказано.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.06.2021 решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе предприниматель Бураковский А.Л. просит указанные судебные акты отменить, ссылаясь на нарушение норм материального и процессуального права. Заявитель кассационной жалобы указывает на то, что земельный участок с кадастровым номером 74:19:1106001:148 всегда находился в частной собственности, а само по себе его использование для проезда не является основанием для отнесения к землям общего пользования. Ссылается на ограничение движения по земельному участку с кадастровым номером 74:19:1106001:1487 шлагбаумами, а также организацию по данному участку движения для жителей коттеджного поселка "мкр. Белые Росы". Полагает, что исходя из публичной кадастровой карты не следует, что земельный участок примыкает к водному объекту и преграждает доступ граждан на береговую линию. Считает, что спорный земельный участок фактически никогда не относился к территории общего пользования, тот факт, что в 2014 году у земельного участка с кадастровым номером 74:19:1106001:826 (размежеван на 74:19:1106001:1486 и 74:19:1106001:1487) изменился вид разрешенного использования с "Отдельно стоящие жилые дома усадебного типа и коттеджи на одну семью с приусадебными участками" на "Размещение объектов улично-дорожной сети" нельзя отнести к тому, что с этого момента земельный участок стал относиться к территории общего пользования.
Проверив законность обжалуемых судебных актов, суд кассационной инстанции не находит оснований для их отмены.
Как следует из материалов дела и установлено судами двух инстанций, 31.10.2019 за предпринимателем Бураковским А.Л. зарегистрировано право собственности на земельный участок площадью 7090 кв. м, с кадастровым номером 74:19:1106001:1487, из земель населенных пунктов, вид разрешенного использования - размещение объектов улично-дорожной сети, расположенный по адресу: г. Челябинская область, Сосновский район, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости от 01.11.2019.
Предприниматель Бураковский А.Л. 22.11.2019 обратился в филиал ФГБУ "ФКП" Росреестра по Челябинской области с заявлением N 74-0-1-170/3036/2019- 7809 об осуществлении государственного кадастрового учета в отношении земельного участка с кадастровым номером 74:19:1106001:1487 в части изменения вида разрешенного использования с "размещение объектов уличнодорожной сети" на "парки и скверы".
Решением Управления от 03.12.2019 N 74-0-1-170/3036/2019-7809 осуществление государственного кадастрового учета по заявлению предпринимателя приостановлено.
Управлением 04.03.2020 принято решение (уведомление) N 74-0-1-170/3036/2019-7809 об отказе в осуществлении государственного кадастрового учета, в связи с тем, что земельный участок, принадлежащий предпринимателю относится к землям общего пользования, изменение разрешенного вида использования возможно на основании акта органа государственной власти или органа местного самоуправления об изменении разрешенного вида использования на "Парки и скверы" и прекращением права собственности истца на указанный земельный участок.
Ссылаясь на то, что отказ Управления не соответствует закону, предприниматель обратился в арбитражный суд с рассматриваемыми требованиями.
Суд первой инстанции отказал в удовлетворении заявленных предпринимателем требований, признав, что оспариваемое решение Управления не противоречит закону.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции.
Исследовав материалы дела, суд кассационной инстанции не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании решений и действий (бездействий) органов, осуществляемых публичные полномочия, арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого решения и действия (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемое решение или действие (бездействие), а также устанавливает, нарушает ли оспариваемое решение или действие (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания незаконными действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, необходимо наличие одновременно двух юридически значимых обстоятельств: несоответствие оспариваемых действий (бездействия) закону и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Градостроительное зонирование территории регламентируется Градостроительным кодексом Российской Федерации, в пункте 7 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации содержится понятие территориальных зон, то есть зон, для которых в правилах землепользования и застройки определены границы и установлены градостроительные регламенты.
Согласно статье 30 Градостроительного кодекса границы территориальных зон устанавливаются на карте градостроительного зонирования, а виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства указываются в градостроительном регламенте. Карта градостроительного зонирования и градостроительные регламенты входят в состав правил землепользования и застройки. Правила землепользования и застройки, наряду с прочим, включают в себя положения об изменении видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства физическими и юридическими лицами.
Порядок установления территориальных зон, их виды и состав регулируются нормами статей 34, 35 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
В силу пункта 2 части 1 статьи 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации разрешенное использование земельных участков и объектов капитального строительства может быть, в том числе условно разрешенным.
Согласно части 6 статьи 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации предоставление разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства осуществляется в порядке, предусмотренном статьей 39 настоящего Кодекса.
В рамках, утвержденных в установленном порядке правилами землепользования и застройки основных видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства изменение одного вида использования на другой осуществляется в соответствии с градостроительным регламентом при условии соблюдения требований технических регламентов. В случае расположения земельного участка на землях, на которые действие градостроительных регламентов не распространяется или для которых градостроительные регламенты не устанавливаются, изменение одного вида разрешенного использования на другой вид такого использования осуществляется на основании решения, принимаемого в соответствии с федеральными законами (части 3, 5 статьи 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Деление земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель устанавливается исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства, является одним из основных принципов земельного законодательства. Собственники и иные владельцы земельных участков обязаны использовать их в соответствии с целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием (статьи 1, 7, 42 Земельного кодекса Российской Федерации).
Пунктом 1 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации земли в Российской Федерации подразделены по целевому назначению на следующие категории: 1) земли сельскохозяйственного назначения; 2) земли населенных пунктов; 3) земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения; 4) земли особо охраняемых территорий и объектов; 5) земли лесного фонда; 6) земли водного фонда; 7) земли запаса.
Согласно пункту 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации земли, указанные в пункте 1 данной статьи, используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов. Виды разрешенного использования земельных участков определяются в соответствии с классификатором, утвержденным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений.
Сведения о категории земель, к которой отнесен земельный участок, и о его разрешенном использовании в числе других сведений об объекте недвижимости вносятся в Единый государственный реестр недвижимости (кадастр недвижимости) в качестве дополнительных сведений (часть 5 статьи 8 Закона N 218-ФЗ).
Виды разрешенного использования земельных участков в настоящее время устанавливаются в соответствии с классификатором, утвержденным приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 01.09.2014 N 540 (далее - Классификатор).
Согласно классификатору вид разрешенного использования "земельные участки (территории) общего пользования" относится к землям на которых предусмотрено размещение, в том числе, объектов улично-дорожной сети: автомобильных дорог, трамвайных путей и пешеходных тротуаров в границах населенных пунктов, пешеходных переходов, бульваров, площадей, проездов, велодорожек и объектов велотранспортной и инженерной инфраструктуры; размещение придорожных стоянок (парковок) транспортных средств в границах городских улиц и дорог, а также некапитальных сооружений, предназначенных для охраны транспортных средств.
Указанные объекты по своему функциональному назначению предназначены для использования неограниченным кругом лиц в целях удовлетворения общественных потребностей, в связи с этим такие объекты располагаются на земельных участках относящихся к публичной собственности.
При рассмотрении спора судами установлено, что являясь собственником земельного участка с кадастровым номером 74:19:1106001:1487, из земель населенных пунктов, вид разрешенного использования - размещение объектов уличнодорожной сети, расположенного по адресу: г. Челябинская область, Сосновский район, истец обратился с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета в отношении земельного участка с кадастровым номером 74:19:1106001:1487 в части изменения вида разрешенного использования с "размещение объектов улично-дорожной сети" на "парки и скверы".
С целью получения информации об отнесении данного земельного участка (территории) в документации по планировке территории (в проекте планировки и межевания территории) к земельным участкам общего пользования для беспрепятственного пользования неограниченного круга лиц органом регистрации прав был направлен запрос в администрацию Сосновского муниципального района Челябинской области (Управление архитектуры и строительства).
Письмом 03.02.2020 N 27 Управление архитектуры и строительства администрации Сосновского муниципального района сообщило, что земельный участок с кадастровым номером 74:19:1106001:1487, в соответствии с проектом планировки территории, утверждённого постановлением Администрации Сосновского муниципального района Челябинской области N 1651 от 21.08.2019 относится к землям общего пользования.
Кроме того, Бураковский А.Л. обратился в Челябинский областной суд с административным исковым заявлением к филиалу ФГБУ "ФКП Росреестра" по Челябинской области.
При рассмотрении дела N 3а-2/2020 Челябинским областным судом установлено, что 10.12.2012 на государственный кадастровый учет поставлен земельный участок с кадастровым номером 74:19:1106001:826, площадью 18962+/-48 кв. м состоящий из 4-х контуров, расположенный по адресу: Челябинская область, Сосновский район, относящийся к категории земель - земли населенных пунктов, с видом разрешенного использования - "Отдельно стоящие жилые дома усадебного типа и коттеджи на одну семью с приусадебными участками", кадастровой стоимостью 10840765,02 руб.
Согласно кадастровой выписке о земельном участке от 22.09.2014 земельному участку с кадастровым номером 74:19:1106001:826, изменен вид разрешенного использования на "Жилые улицы, проезды (ширина проезда - не менее 6 м)", кадастровая стоимость определена в сумме 1 руб.
Исходя из выписки из ЕГРН от 19.01.2018 земельному участку с кадастровым номером 74:19:1106001:826, площадью 18962+/-48 кв.м изменен вид разрешенного использования на "Для индивидуального жилого строительства. Размещение индивидуального жилого дома (дом, пригодный для постоянного проживания, высотой не выше трех наземных этажей", а также определена кадастровая стоимость в размере 8986281,42 руб. В особых отметках указано, что посредственном данного земельного участка обеспечен доступ к другим земельным участкам.
Согласно выписке из ЕГРН от 15.02.2018 земельному участку с кадастровым номером 74:19:1106001:826, площадью 18962+/-48 кв.м изменен вид разрешенного использования на "Размещение объектов улично-дорожной сети", а также определена кадастровая стоимость в размере 1 руб. В особых отметках указано, что посредством данного земельного участка обеспечен доступ к другим земельным участкам.
На основании соглашения об отступном от 02.02.2019 Бураковский А.Л. приобрел в собственность земельный участок с кадастровым номером 74:19:1106001:826, площадью 18962+/-48 кв. м расположенный на землях населенных пунктов, с видом разрешенного использования - размещение объектов улично-дорожной сети.
Из земельного участка с кадастровым номером 74:19:1106001:826, площадью 18962+/-48 кв.м 22.05.2019 образован земельный участок с кадастровым номером 74:19:1106001:1447 площадью 18514+/-48 кв. м, относящийся к категории земель - земли населенных пунктов, с видом разрешенного использования "Размещение объектов улично-дорожной сети" и кадастровой стоимостью 19109039,96 руб.
Данный земельный участок, принадлежащий Бураковскому А.Л., 07.11.2019 снят с кадастрового учета в связи с разделением на 2 земельных участка с кадастровыми номерами 74:19:1106001:1486 и 74:19:1106001:1487 площадью 11424+-/37 и 7090+/-29 соответственно, также принадлежащих Бураковскому А.Л. Вид разрешенного использования земельных участков - "Размещение объектов улично-дорожной сети".
Вступившим в законную силу решением Челябинского областного суда от 24.09.2020 по делу N 3а2/2020 в удовлетворении административного искового заявления Бураковского А.Л. отказано.
Из содержания решения Челябинского областного суда от 24.09.2020 по делу N 3а-2/2020 (3а-179/2019), оставленного без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Второго апелляционного суда общей юрисдикции от 23.12.2020 N 66а-1243/2020, следует, что земельный участок с кадастровым номером 74:19:1106001:1487 относится к территории общего пользования.
Далее, на основании положений пунктов 10.1, 11, 12 статьи 1, частей 1, 2, 5 статьи 41, части 1, 2, 6 статьи 42 Градостроительного кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции верно отметил, что целью составления документации по планировке территории является выделение как элементов существующей структуры, так и параметров планируемого развития элементов планировочной структуры, в частности, нанесению подлежат как существующие красные линии, так и линии, обозначающие планируемые к строительству дороги, улицы, проезды, линии связи, объекты инженерной и транспортной инфраструктуры. Регламентация градостроительной деятельности направлена в первую очередь на обеспечение комфортной среды обитания, комплексного учета потребностей населения и территорий в развитии и необходима для согласования государственных, общественных и частных интересов в данной области в целях обеспечения благоприятных условий проживания,
Исследовав проект планировки и проект межевания территории микрорайона "Белые Росы" в селе Кременкуль Сосновского муниципального района Челябинской области, а также данные публичной кадастровой карты, суды установили, возможность фактического определения границ территорий общего пользования и размещения объектов капитального строительства.
Как верно отмечено судами, в рассматриваемом случае произведено формирование земельных участков в микрорайоне "Белые Росы" в селе Кременкуль Сосновского муниципального района, часть которых представляют собой улицы (проходы, проезды) соответствующего микрорайона муниципального образования, обеспечивающие возможность прохода (проезда) к образованным при разделе первоначального участка земельным участкам с расположенными на них объектами недвижимости (жилые дома усадебного типа и коттеджи), впоследствии приобретенные в собственность предпринимателем Бураковским А.Л. При этом, такие земельные участки предназначены исключительно для использования неограниченным кругом лиц в целях прохода и (или) проезда.
Вместе с тем, по мнению суда округа, суды пришли к верному выводу о том, что приобретая в собственность земельный участок с кадастровым номером 74:19:1106001:1487 с видом разрешенного использования - размещение объектов улично-дорожной сети, Бураковский А.Л. выразил свое согласие на использование земельного участка в соответствии с данным видом разрешенного использования, тем самым реализовав свое право, предусмотренное пунктом 3 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации.
Как верно отмечено судами, поскольку использование земельного участка с кадастровым номером 74:19:1106001:1487, исходя из специфики его расположения и отнесения его к землям общего пользования, определяется органом местного самоуправления, собственник не имеет права в одностороннем порядке изменять вид разрешенного использования земельных участков. При проявлении должной степени заботливости и осмотрительности Бураковский А.Л. мог и должен был знать, что земельный участок с кадастровым номером 74:19:1106001:1487 по своему функциональному назначению должен относится к землям общего пользования, указанное обстоятельство не позволяет собственнику земельного участка самостоятельно изменять вид разрешенного использования.
При таких обстоятельствах, оспариваемый отказ не противоречит нормам Градостроительного кодекса Российской Федерации и Земельного кодекса Российской Федерации, обеспечивает баланс личных и публичных интересов, суды первой и апелляционной инстанций пришли к правомерному выводу о том, что оснований для признания обжалуемого отказа незаконным не имеется, и отказали в удовлетворении заявленных предпринимателем Бураковским А.Л. требований.
Обстоятельства дела исследованы судами первой и апелляционной инстанций полно и всесторонне, спор разрешен в соответствии с действующим законодательством, нарушений норм материального и процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для изменения или отмены обжалуемых судебных актов, судом кассационной инстанции не установлено.
Доводы предпринимателя, изложенные в кассационной жалобе, являлись предметом рассмотрения суда апелляционной инстанции, им дана надлежащая правовая оценка. Указанные доводы направлены на переоценку установленных судом в результате исследования доказательств фактических обстоятельств дела, что недопустимо в силу требований, предусмотренных статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
С учетом изложенного, обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Челябинской области от 12.04.2021 по делу N А76-20153/2020 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.06.2021 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу индивидуального предпринимателя Бураковского Антона Леонидовича - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
И.А. Краснобаева |
Судьи |
Т.В. Сулейменова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.