Екатеринбург |
|
25 октября 2021 г. |
Дело N А50-29897/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21 октября 2021 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 25 октября 2021 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Черкезова Е. О.,
судей Решетниковой И. В., Поротниковой Е. А.
с использованием систем видеоконференц-связи Арбитражного суда Пермского края, при ведении протокола помощником судьи Седеговой Н.А., рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Пермской таможни (далее - таможня, таможенный орган) на решение Арбитражного суда Пермского края от 29.03.2021 по делу N А50-29897/2020 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.07.2021 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа.
Для участия в судебном заседании Арбитражного суда Уральского округа с применением видеоконференц-связи в Арбитражный суд Пермского края прибыли представители таможни - Власова Л.А. (доверенность от 15.12.2021), Егорова Е.В. (доверенность от 14.04.21).
Для участия в судебном заседании Арбитражного суда Уральского округа с применением видеоконференц-связи в Арбитражный суд Уральского округа прибыл представитель общества с ограниченной ответственностью "Евроазиатская экспортная компания" (далее - общество "ЕАЭК") - Юрлова Е.К. (доверенность от 11.10.2020), общества с ограниченной ответственностью "АТЭК" (далее - общество "АТЭК") - Юрлова Е.К. (доверенность от 11.10.2020).
Общество "ЕАЭК" обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными решений таможни принятых по результатам камеральной таможенной проверки от 02.10.2020 по акту N 10411000/210/021020/А000008 о внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в декларации на товары N 10408100/221217/0019041, 10408100/221217/0018945, 10408100/221217/0018949, 10408100/221217/0018956, 10408100/181217/0018691, 10408100/221217/0019037, 10408100/221217/0017842, 10408100/221217/0017843, 10408100/070218/0001896, 10408100/261217/0019318 (с учетом уточнения требований, принятых судом в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации; далее - АПК РФ).
Решением Арбитражного суда Пермского края от 29.03.2021 заявленные требования удовлетворены.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.07.2021 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В кассационной жалобе таможенный орган просит названные судебные акты отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права.
Заявитель кассационной жалобы со ссылкой на пункт 16 Правил определения таможенной стоимости товаров, вывозимых из Российской Федерации, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.03.2012 N 191 (далее - Правила N 191) указывает на то, что общество "ЕАЭК" и общество "АТЭК" являются взаимозависимыми юридическими лицами и контролируются единоличным исполнительным органом - Любимовой О.Н. Следовательно, по мнению таможни, расходы на транспортно-экспедиционные операции иностранного покупателя следует квалифицировать как одну из составляющих платежей за товары, осуществленных или подлежащих осуществлению покупателем непосредственно продавцу, для их включения в структуру стоимости сделки, вне зависимости от того, оговорены ли расходы за организацию перевозки в заключенном контракте в виде отдельного приложения либо отдельным договором.
В связи с этим таможенный орган полагает, что расходы иностранных покупателей, понесенные в рамках контрактов на оказание услуг перевозки, осуществлены продавцу - обществу "ЕАЭК" через взаимозависимое лицо общество "АТЭК", и должны быть включены в таможенную стоимость вывозимого товара. При этом таможенный орган ссылается на судебно-арбитражную практику по аналогичным спорам и позиции Верховного Суда Российской Федерации.
Кроме того, таможенный орган отмечает, что Любимова О.Н., занимаясь предпринимательской деятельностью по поставке пиломатериала в Китай, с целью занижения налогооблагаемой базы по вывозной таможенной пошлине искусственно разделила связанные между собой коммерческие организации.
В отзыве на кассационную жалобу общество "АТЭК" и общество "ЕАЭК" указывают на то, что средства иностранного покупателя направлены непосредственно перевозчикам груза, а также иным лицам, осуществляющим транспортно-экспедиционные операции.
Проверив законность и обоснованность принятых по делу судебных актов, суд кассационной инстанции не нашел оснований для их отмены или изменения.
Как следует из материалов дела, таможней в отношении общества "ЕАЭК" проведена камеральная таможенная проверка по вопросу достоверности сведений, заявленных в таможенных декларациях и (или) содержащихся в документах, подтверждающих сведения, заявленные в таможенных декларациях (далее - ДТ), в части контроля таможенной стоимости.
В ходе таможенной проверки установлено, что на таможенном посту Приволжский (Центр электронного декларирования) Приволжской электронной таможни, Кировском областном таможенном посту Нижегородской таможни обществом "ЕАЭК" произведено таможенное декларирование товаров, помещенных под таможенную процедуру "экспорт": лесоматериалы, береза (фанерный кряж березовый) "Betula Pendula": неокоренные, необработанные, небрусованные, необработанные консервантом. Заявленный код согласно Единой Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза (далее - ТН ВЭД ЕАЭС) 4403950001 (ставка вывозной таможенной пошлины 7%). Таможенное декларирование товаров произведено генеральным директором общества "ЕАЭК" Любимовой О.Н.
Поставки товаров "лесоматериалы круглые - бревна березовые" осуществлялись в рамках внешнеторговых контрактов: контракт от 08.12.2015 N HLSF-2091/03, заключенный между обществом "ЕАЭК" (продавец) и компанией SUIFENHE BAOSEN ECONOMIC AND TRADE CO., LTD, Китай (покупатель); контракт от 25.12.2017 N HLSF-2767-1, заключенный между обществом "ЕАЭК", (продавец) и компанией SUIFENHE JIN MU SEN TRADE CO., LTD (покупатель).
Таможенная стоимость товаров, декларируемых обществом "ЕАЭК" заявлена в соответствии с методом по стоимости сделки с вывозимыми товарами в соответствии с пунктом 11 Правил N 191. Для определения таможенной стоимости декларантом взята цена, подлежащая уплате за товар при его продаже для вывоза с таможенной территории Евразийского экономического союза (далее - ЕАЭС), установленная в контракте и коммерческих инвойсах, отгрузочных спецификациях.
Согласно контракту от 08.12.2015 N HLSF-2091/03 и дополнений к нему заключенным с компанией SUIFENHE BAOSEN ECONOMIC AND TRADE CO., LTD, общество "ЕАЭК" осуществляло поставку товара "лесоматериал круглый (береза белая), порода - береза, естественной влажности, неокоренный, необработанный консервантом в количестве 10000 куб. м, без учета коры".
На основании пункта 2.1 внешнеторгового контракта цена на товар, проданный по настоящему контракту, включающая транспортные расходы и ассортимент, определяется отгрузочными спецификациями, подписываемыми на каждую поставляемую партию. В силу пункта 3.3 внешнеторгового контракта оплата производится покупателем 100% предоплатой перед отправкой вагона.
При заключении внешнеторгового контракта пунктом 4.1 было определено, что поставка товара осуществляется на условиях DAF - Гродеково Инкотермс-2000. Названное условие изменено дополнительным соглашением от 05.08.2016 N 8/1, согласно которому пункт 4.1 контракта необходимо читать в следующей редакции: "поставка товара осуществляется на условиях FCA - Белка-Слободская, Мураши".
В соответствии с пунктом 4.2 внешнеторгового контракта товар считается поставленным продавцом и принятым покупателем по количеству в товарно-транспортной накладной и по качеству, в соответствии с фитосанитарным сертификатом и другими необходимыми сопроводительными документами: инвойс, спецификация, сертификат качества. Согласно пункту 4.3 внешнеторгового контракта товар поставляется железнодорожным транспортом до станции назначения Суйфэньхэ Китайской железной дороги. Станция перехода является Гродеково экспортная код 9893029, Дальневосточная железная дорога.
Дополнительным соглашением от 23.12.2019 N 26 срок действия контракта продлен до 31.12.2020. Таможенное декларирование товара обществом "ЕАЭК" в таможенной процедуре "экспорт" осуществлено по ДТ согласно Приложению N 2 к акту проверки на условиях поставки FCA ст. Белка - Слободская, FCA ст. Мураши.
Согласно контракту от 25.12.2017 N HLSF-2767-1 и дополнению к нему от 25.12.2018 N 1, общество "ЕАЭК" осуществляло поставку товара "лесоматериал круглый, порода - береза, естественной влажности, неокоренный, необработанный консервантом в количестве 10 000 куб. м, без учета коры, согласно выставляемым спецификациям". На основании пункта 2.1 внешнеторгового контракта, цена на товар, проданный по настоящему контракту, включающая транспортные расходы и ассортимент, определяются отгрузочными спецификациями, подписываемыми на каждую поставляемую партию. По пункту 3.3 внешнеторгового контракта оплата производится покупателем 100% предоплатой перед отправкой вагона.
В соответствии с пунктом 4.1 внешнеторгового контракта поставка товара осуществляется на условиях FCA - Белка-Слободская Инкотермс-2000. Товар поставляется железнодорожным транспортом до станции назначения Суйфэньхэ Китайской железной дороги. Станция перехода является Гродеково экспортная код 9893029, Дальневосточная железная дорога (пункт 4.3 контракта).
Дополнительным соглашением от 25.12.2018 N 1 определено, что срок действия контракта продлен до 31.12.2019.
Отправителем товара по спорным ДТ является общество "АТЭК".
Таможенным органом установлено наличие договора комиссии от 10.08.2016 N HLSF 2091, заключенного обществом "АТЭК" с SUIFENHE BAOSEN ECONOMIC AND TRADE CO., LTD., и договора комиссии от 14.01.2018 N HLSF-2767-2018, заключенного обществом "АТЭК" с SUIFENHE JIN MU SEN TRADE CO., LTD, то есть, с теми же иностранными контрагентами, с которыми оформлены внешнеторговые контракты общества "ЕАЭК" на поставку лесоматериалов.
Таможней также установлено, что единственным учредителем, директором общества "АТЭК" является Любимова О.Н., которая также является учредителем и генеральным директором общества "ЕАЭК". Согласно информации из баз данных таможенных органов, общество "АТЭК" в рассматриваемый период было отправителем лесоматериалов, реализуемых только обществом "ЕАЭК".
По результатам проверки таможней сделаны выводы о том, что обществом "ЕАЭК" занижена таможенная стоимость вывозимых товаров, а именно не включены расходы, связанные с перевозкой, погрузкой лесоматериалов. Таможенным органом составлен акт камеральной таможенной проверки от 02.10.2020 N 10411000/210/021020/А00008 и приняты обжалуемые решения о внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в декларациях на товары.
Полагая, что решения таможни принятые по результатам камеральной таможенной проверки от 02.10.2020 по акту N 10411000/210/021020/А000008 о внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в ДТ недействительны, общество "ЕАЭК" обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Суды, сделав вывод о наличии совокупности оснований для признания оспариваемых ненормативных актов таможни недействительными, удовлетворили заявленные требования.
Выводы судов являются правильными, соответствуют действующему законодательству, материалам дела.
Из системного толкования части 1 статьи 198, части 4 статьи 200, части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации следует, что для признания недействительными ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органа, осуществляющего публичные полномочия, необходимо одновременное наличие двух условий: их несоответствие закону или иному правовому акту, и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
Согласно пункту 4 статьи 38 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (далее - ТК ЕАЭС) таможенная стоимость товаров, вывозимых с таможенной территории Союза, определяется в соответствии с законодательством о таможенном регулировании государства - члена, таможенному органу которого производится таможенное декларирование товаров.
В соответствии с пунктом 6 Правил N 191 основными принципами определения таможенной стоимости оцениваемых (вывозимых) товаров являются принципы, которые установлены в Соглашении между Правительством Российской Федерации, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан от 25.01.2008 "Об определении таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза", с учетом особенностей, установленных Правилами N 191. Таможенная стоимость вывозимых товаров и сведения, относящиеся к ее определению, должны основываться на достоверной, количественно определяемой и документально подтвержденной информации.
На основании пункта 7 Правил N 191 основой определения таможенной стоимости оцениваемых (вывозимых) товаров должна быть в максимально возможной степени стоимость сделки с этими товарами в значении, установленном пунктом 11 Правил N 191.
Пунктом 11 Правил N 191 определено, что таможенной стоимостью оцениваемых (вывозимых) товаров является стоимость сделки с ними, то есть цена, фактически уплаченная или подлежащая уплате за товары при их продаже на вывоз из Российской Федерации в страну назначения и дополненная в соответствии с пунктом 17 Правил N 191.
В силу пункта 16 Правил N 191 ценой, фактически уплаченной или подлежащей уплате за оцениваемые (выводимые) товары, является общая сумма всех платежей за эти товары, осуществленных или подлежащих осуществлению покупателем непосредственно продавцу и (или) иному лицу в пользу продавца. При этом платежи могут быть осуществлены прямо или косвенно в любой форме.
На основании пункта 17 Правил N 191 при определении таможенной стоимости оцениваемых (вывозимых) товаров по стоимости сделки с ними к цене, фактически уплаченной или подлежащей уплате за эти товары, добавляются в размере, не включенном в указанную цену также расходы, осуществленные или подлежащие осуществлению покупателем на вознаграждение агенту (посреднику) за оказание услуг, связанных с куплей-продажей вывозимых товаров.
В соответствии с пунктом 18 Правил N 191 дополнительные начисления, предусмотренные пунктом 17 Правил N 191, производятся на основании достоверной, количественно определяемой и документально подтвержденной информации. При отсутствии такой информации метод 1 не применяется.
Согласно Международным правилам по толкованию наиболее широко используемых торговых терминов в области внешней торговли - Инкотермс, по условиям FCA Инкотермс 2000, продавец осуществляет передачу товара прошедшего таможенную очистку для вывоза указанному покупателем перевозчику в обусловленном месте. В обязанности продавца не входят обязанности по перевозке и страхованию товара.
Судами установлено и материалами дела подтверждено, что общество "ЕАЭК" поставляло товар на условиях FCA, в обусловленном месте, все расходы по транспортировке товара от места передачи товара до места доставки на территории иностранного государства несет покупатель за свой счет. В момент передачи товара покупателю обязанности продавца по внешнеторговым контрактам считаются исполненными.
По условиям FCA Инкотермс 2000 расходы по доставке товаров на вывоз должен нести покупатель за свой счет, что и установлено таможенным органом.
Из материалов дела следует, что между покупателем - Суйфеньхэйской торговой экономической компанией "Бао Сэнь" и обществом "АТЭК" 10.08.2016 заключен договор комиссии N H1LS-2091, в соответствии с условиями которого комиссионер - общество "АТЭК" по поручению комитента ("Бао Сэнь"), обязался от своего имени, но за счет комитента организовать перевозку грузов в адрес комитента - в Китайскую Народную Республику, а комитент выплатить обществу "АТЭК" вознаграждение за оказанные услуги в размере 10% от стоимости таких услуг. В обязанности комиссионера по договору входило заключение от своего имени договоров с перевозчиками грузов, с наймом подвижного состава, других соглашений, непосредственно связанных с доставкой груза, оформлением провозных документов (раздел 2 договора). Согласно пункту 4.2. договора оплата по договору происходит путем 100% предоплаты.
В соответствии с пунктом 4.3. договора денежные средства, поступившие от комитента в общество "АТЭК" для оплаты за железнодорожный тариф, транспортно-экспедиционное обслуживание станции, страхование и прочие услуги являются транзитными - для перечисления в оплату услуг и работ привлекаемых организаций. Общество "АТЭК" от своего имени заключило договоры с акционерным обществом "РЖД", акционерным обществом "Совфрахт - НН", обществом с ограниченной ответственностью "Эколайн", стоимость услуг которых таможенный орган включает в таможенную стоимость продавцу - обществу "ЕАЭК".
При этом комитенты указывали комиссионеру, куда именно необходимо направлять денежные средства комитентов, а комиссионер согласно поручениям комитентов, перечислял средства иностранных контрагентов в пользу лиц, непосредственно исполняющих услуги по доставке или связанные с доставкой товара. Денежные средства, поступившие на счет общества "АТЭК" от комитентов, перечислялись в качестве предоплаты по договорам с перевозчиками грузов, предоплаты, связанной с наймом подвижного состава, и других соглашений, непосредственно связанных с доставкой груза, оформлением провозных документов. В связи с этим судами верно указано о неподтверждении факта осуществления платежей иностранными покупателями лесоматериалов в пользу продавца (пункты 11, 16 Правил N 191) при согласованном в контрактах условии поставки FCA Инкотермс 2000.
При этом судами верно отмечено, что создание общества "АТЭК" обусловлено наличием на рынке потребности в подобного рода услугах (организации транспортировки), общество "АТЭК" и общество "ЕАЭК" преследуют различные деловые цели, имея разный код основной деятельности.
В свою очередь таможенный орган, не устанавливал влияние взаимозависимости на условия и экономические результаты сделок и деятельности участников хозяйственного оборота.
Следовательно, суды верно сделали вывод об отсутствии оснований для доначисления таможенных платежей.
При таких обстоятельствах, оценив по правилам статьи 71 АПК РФ представленные в материалы дела доказательства в их взаимосвязи и совокупности, суды пришли к обоснованному выводу о наличии совокупности оснований для признания оспариваемых ненормативных актов таможни недействительными.
Таким образом, суды правомерно удовлетворили заявленные обществом "ЕАЭК" требования.
Доводы заявителя кассационной жалобы основаны на неверном толковании норм права, с учетом установленных судами обстоятельств, по существу направлены на переоценку имеющихся в материалах дела доказательств и сделанных на их основании выводов, что не входит в полномочия суда кассационной инстанции в силу статьи 286 АПК РФ, в связи с этим подлежат отклонению.
Кроме того, доводы таможенного органа не опровергают выводов судов, по сути сводятся к несогласию с этими выводами и обстоятельствами.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 АПК РФ основанием для отмены обжалуемых судебных актов, судом кассационной инстанции не выявлено.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 АПК РФ, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Пермского края от 29.03.2021 по делу N А50-29897/2020 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.07.2021 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу Пермской таможни - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Е.О. Черкезов |
Судьи |
И.В. Решетникова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии с пунктом 4.3. договора денежные средства, поступившие от комитента в общество "АТЭК" для оплаты за железнодорожный тариф, транспортно-экспедиционное обслуживание станции, страхование и прочие услуги являются транзитными - для перечисления в оплату услуг и работ привлекаемых организаций. Общество "АТЭК" от своего имени заключило договоры с акционерным обществом "РЖД", акционерным обществом "Совфрахт - НН", обществом с ограниченной ответственностью "Эколайн", стоимость услуг которых таможенный орган включает в таможенную стоимость продавцу - обществу "ЕАЭК".
При этом комитенты указывали комиссионеру, куда именно необходимо направлять денежные средства комитентов, а комиссионер согласно поручениям комитентов, перечислял средства иностранных контрагентов в пользу лиц, непосредственно исполняющих услуги по доставке или связанные с доставкой товара. Денежные средства, поступившие на счет общества "АТЭК" от комитентов, перечислялись в качестве предоплаты по договорам с перевозчиками грузов, предоплаты, связанной с наймом подвижного состава, и других соглашений, непосредственно связанных с доставкой груза, оформлением провозных документов. В связи с этим судами верно указано о неподтверждении факта осуществления платежей иностранными покупателями лесоматериалов в пользу продавца (пункты 11, 16 Правил N 191) при согласованном в контрактах условии поставки FCA Инкотермс 2000."
Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 25 октября 2021 г. N Ф09-7814/21 по делу N А50-29897/2020
Хронология рассмотрения дела:
26.04.2022 Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда N 17АП-7000/2021
12.04.2022 Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда N 17АП-7000/2021
25.10.2021 Постановление Арбитражного суда Уральского округа N Ф09-7814/2021
07.07.2021 Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда N 17АП-7000/2021
29.03.2021 Решение Арбитражного суда Пермского края N А50-29897/20