г. Пермь |
|
07 июля 2021 г. |
Дело N А50-29897/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 06 июля 2021 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 07 июля 2021 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Савельевой Н.М.,
судей Риб Л.Х., Трефиловой Е.М.
при ведении протокола судебного заседания секретарем Шляковой А.А.,
с применением средств видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Кировской области
при участии:
от заявителя: директор Любимова О.Н., паспорт, Юрлова А.В., паспорт, доверенность от 08.10.2020, диплом,
от третьего лица: Юрлова А.В., паспорт, доверенность от 08.10.2020, диплом.
от заинтересованного лица: Егорова Е.В., удостоверение, доверенность от 14.04.2021, Черенева А.В., удостоверение, доверенность от 21.10.2020, диплом.
лица, участвующие в деле, в судебное заседание, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу заинтересованного лица Пермской таможни
на решение Арбитражного суда Пермского края
от 29 марта 2021 года
по делу N А50-29897/2020
по заявлению Общества с ограниченной ответственностью "Евроазиатская экспортная компания" (ОГРН 1151839000114, ИНН 51839007104)
к Пермской таможне (ОГРН 1025900913884, ИНН 5902290177)
третье лицо: Общество с ограниченной ответственностью "АТЭК"
о признании недействительными ненормативных правовых актов,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "ЕВРОАЗИАТСКАЯ ЭКСПОРТНАЯ КОМПАНИЯ" (далее - ООО "ЕЭК", заявитель, общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными решений Пермской таможни (далее - Пермская таможня, заинтересованное лицо) принятых по результатам камеральной таможенной проверки от 02.10.2020 по акту N 10411000/210/021020/А000008 о внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в декларации на товары NN 10408100/221217/0019041, 10408100/221217/0018945, 10408100/221217/0018949, 10408100/221217/0018956, 10408100/181217/0018691, 10408100/221217/0019037, 10408100/221217/0017842, 10408100/221217/0017843, 10408100/070218/0001896, 10408100/261217/0019318 (с учетом уточнения требований).
Решением Арбитражного суда Пермского края от 29 марта 2021 года заявленные требования удовлетворены. Признаны недействительными решения Пермской таможни принятые по результатам камеральной таможенной проверки от 02.10.2020 по акту N 10411000/210/021020/А000008 о внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в декларации на товары NN 10408100/221217/0019041, 10408100/221217/0018945, 10408100/221217/0018949, 10408100/221217/0018956, 10408100/181217/0018691, 10408100/221217/0019037, 10408100/221217/0017842, 10408100/221217/0017843, 10408100/070218/0001896, 10408100/261217/0019318, как несоответствующие Таможенному кодексу Евразийского экономического союза.
Не согласившись с судебным актом, Пермская таможня обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
В обоснование жалобы таможенный орган настаивает на том, что расходы иностранного покупателя за организацию перевозки лесоматериалов следует квалифицировать как одну из составляющих платежей за товары, осуществленных и подлежащих осуществлению непосредственно продавцу. Свою позицию подкрепляет ссылками на ТК ЕАЭС, Правила определения таможенной стоимости товаров, вывозимых из Российской Федерации, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 06.03.2012 N 191. Таможенный орган указывает, что ООО "ЕАЭК" и ООО "АТЭК" являются аффилированными юридическими лицами, способными оказывать влияние на деятельность юридических и (или) физических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность. Любимова Ольга Николаевна, является учредителем и руководителем обеих организаций. ООО "ЕАЭК" продает оцениваемые товары китайским покупателям, с которыми ООО "АТЭК" заключены договоры комиссии на организацию транспортировки этих же товаров до границы Российской Федерации. Ссылается на судебно-арбитражную практику по аналогичным спорам и позиции Верховного суда РФ.
Заявитель с жалобой не согласен по основаниям, изложенным в письменном отзыве на апелляционную жалобу. Решение суда считает законным и обоснованным, просит оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
Представители Пермской таможни в суде апелляционной инстанции на доводах жалобы настаивали.
В судебном заседании представитель заявителя и третьего лица поддерживают возражения отзыва и просят обжалуемое решение оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Законность и обоснованность решения проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в соответствии со статьями 266, 268 АПК РФ.
Как установлено судом, Пермской таможней в отношении ООО "ЕАЭК" проведена камеральная таможенная проверка по вопросу достоверности сведений, заявленных в таможенных декларациях и (или) содержащихся в документах, подтверждающих сведения, заявленные в таможенных декларациях (далее - ДТ), в части контроля таможенной стоимости.
В ходе таможенной проверки установлено на таможенном посту Приволжский (Центр электронного декларирования) Приволжской электронной таможни, Кировском областном таможенном посту Нижегородской таможни декларантом ООО "ЕАЭК" произведено таможенное декларирование товаров, помещенных под таможенную процедуру "экспорт": "лесоматериалы, береза (фанерный кряж березовый) "Betula Pendula": неокоренные, необработанные, небрусованные, необработанные консервантом", заявленный код согласно Единой Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза (далее - ТН ВЭД ЕАЭС) 4403950001 (ставка вывозной таможенной пошлины 7%).
Таможенное декларирование товаров согласно сведениям, заявленным в графе 54 ДТ, произведено генеральным директором ООО "ЕАЭК" О.Н. Любимовой.
Поставки товаров "лесоматериалы круглые - бревна березовые" осуществлялись в рамках следующих внешнеторговых контрактов:
1) контракт от 08.12.2015 N HLSF-2091/03, заключенный между ООО "ЕАЭК", Россия (Продавец) и компанией SUIFENHE BAOSEN ECONOMIC AND TRADE CO., LTD, Китай (Покупатель), уникальный номер контракта (далее - УНК) от 11.12.2015 N 15120001/3349/0028/1/1;
2) контракт от 25.12.2017 N HLSF-2767-1, заключенный между ООО "ЕАЭК", Россия (Продавец) и компанией SUIFENHE JIN MU SEN TRADE CO., LTD (Покупатель), УНК от 29.12.2017 N 17120002/33349/0028/1/1.
Таможенная стоимость товаров, декларируемых ООО "ЕАЭК" заявлена в соответствии с методом по стоимости сделки с вывозимыми товарами в соответствии с пунктом 11 постановления Правительства Российской Федерации от 06.03.2012 N 191 "Об утверждении Правил определения таможенной стоимости товаров, вывозимых из Российской Федерации" (далее - Правила).
За основу для определения таможенной стоимости декларантом взята цена, подлежащая уплате за товар при его продаже для вывоза с таможенной территории Евразийского экономического союза (далее - ЕАЭС), установленная в контракте и коммерческих инвойсах, отгрузочных спецификациях.
Согласно контракту от 08.12.2015 N HLSF-2091/03 и дополнений к нему от 09.12.2015 N 1, от 11.01.2015 N 2, от 01.02.2015 N 3, от 30.03.2016 N 4, от 01.04.2016 N 5, от 07.04.2016 N 6, от 08.04.2016 N 7, от 30.05.2016 N 8, от 05.08.2016 N 8/1, от 01.08.2016 N 9, от 22.05.2017 N 10, от 28.07.2016 N 11, от 04.10.2017 б/н, от 16.10.2017 N 13, от 15.12.2017 N 14, от N 15, от 12.01.2018 N 16, от 30.03.2018 N 17, от 30.04.2018 N 18, от 30.04.2018 N 19, от 29.08.2018 N 20, от 25.12.2018 N 21, от 31.12.2018 N 22, от 31.03.2018 N 23, от N 24, от 31.05.2019 N 25, от 23.12.2019 N 26, от 30.12.2019 N 27, заключенным с компанией SUIFENHE BAOSEN ECONOMIC AND TRADE CO., LTD, ООО "ЕАЭК" осуществляло поставку товара "лесоматериал круглый (береза белая), порода - береза, естественной влажности, неокоренный, необработанный консервантом в количестве 10000 м куб. без учета коры".
Согласно п. 2.1 внешнеторгового контракта цена на товар, проданный по настоящему контракту, включающая транспортные расходы и ассортимент, определяется отгрузочными спецификациями, подписываемыми на каждую поставляемую партию.
Согласно п. 3.3 внешнеторгового контракта оплата производится покупателем 100 % предоплатой перед отправкой вагона.
При заключении внешнеторгового контракта пунктом 4.1 было определено, что поставка товара осуществляется на условиях DAF - Гродеково Инкотермс-2000.
Данное условие было изменено дополнительным соглашением от 05.08.2016 N 8/1, согласно которому пункт 4.1 контракта необходимо читать в следующей редакции: "поставка товара осуществляется на условиях FCA - Белка-Слободская, Мураши".
Согласно пункту 4.2 внешнеторгового контракта товар считается поставленным продавцом и принятым покупателем по количеству в товарно-транспортной накладной и по качеству, в соответствии с фитосанитарным сертификатом и другими необходимыми сопроводительными документами: инвойс, спецификация, сертификат качества.
В соответствии с пунктом 4.3 внешнеторгового контракта товар поставляется железнодорожным транспортом до станции назначения Суйфэньхэ Китайской железной дороги. Станция перехода является Гродеково экспортная код 9893029, Дальневосточная железная дорога.
Дополнительным соглашением от 23.12.2019 N 26 срок действия контракта продлен до 31.12.2020.
Таможенное декларирование товара в рамках вышеуказанного контракта ООО "ЕАЭК" в таможенной процедуре "экспорт" осуществлено по ДТ согласно Приложению N 2 к акту проверки на условиях поставки FCA ст. Белка - Слободская, FCA ст. Мураши.
Согласно контракту от 25.12.2017 N HLSF-2767-1 и дополнению к нему от 25.12.2018 N 1, заключенным с компанией SUIFENHE JIN MU SEN TRADE CO., LTD, ООО "ЕАЭК" осуществляло поставку товара "лесоматериал круглый, порода - береза, естественной влажности, неокоренный, необработанный консервантом в количестве 10 000 м. куб. без учета коры, согласно выставляемым спецификациям", что оговорено п. 1.1 контракта.
Согласно п. 2.1 внешнеторгового контракта, цена на товар, проданный по настоящему контракту, включающая транспортные расходы и ассортимент, определяются отгрузочными спецификациями, подписываемыми на каждую поставляемую партию.
Согласно п. 3.3 внешнеторгового контракта оплата производится покупателем 100 % предоплатой перед отправкой вагона.
В соответствии с пунктом 4.1 внешнеторгового контракта поставка товара осуществляется на условиях FCA - Белка-Слободская Инкотермс-2000.
Согласно пункту 4.2 внешнеторгового контракта товар считается поставленным продавцом и принятым покупателем по количеству в товарно-транспортной накладной и по качеству, в соответствии с фитосанитарным сертификатом и другими необходимыми сопроводительными документами: инвойс, спецификация, сертификат качества.
В соответствии с пунктом 4.3 внешнеторгового контракта товар поставляется железнодорожным транспортом до станции назначения Суйфэньхэ Китайской железной дороги. Станция перехода является Гродеково экспортная код 9893029, Дальневосточная железная дорога.
Дополнительным соглашением от 25.12.2018 N 1 определено, что срок действия контракта продлен до 31.12.2019.
Таможенное декларирование товара в рамках данных контрактов по спорны ДТ осуществлено ООО "ЕАЭК" в таможенной процедуре "экспорт".
Отправителем товара по спорным ДТ является ООО "АТЭК".
В ходе камеральной таможенной проверки таможенным органом было установлено наличие договора комиссии от 10.08.2016 N HLSF 2091, заключённого ООО "АТЭК" с SUIFENHE BAOSEN ECONOMIC AND TRADE CO., LTD., и договора комиссии от 14.01.2018 N HLSF-2767-2018, заключённого ООО "АТЭК" с SUIFENHE JIN MU SEN TRADE CO., LTD, то есть, с теми же иностранными контрагентами, с которыми оформлены внешнеторговые контракты ООО "ЕАЭК" на поставку лесоматериалов.
Согласно сведениям, полученным по выписке из Единого государственного реестра юридических лиц (далее - ЕГРЮЛ), единственным учредителем, директором ООО "АТЭК" является Любимова Ольга Николаевна, которая также является учредителем и генеральным директором ООО "ЕАЭК".
Согласно информации из баз данных таможенных органов, компания ООО "АТЭК" в рассматриваемый период была отправителем лесоматериалов, реализуемых только ООО "ЕАЭК".
В связи с тем, что Любимова Ольга Николаевна является учредителем и генеральным директором ООО "ЕАЭК", а также учредителем и директором ООО "АТЭК" (в том числе в рамках внешнеторговых договоров и договоров комиссии, являясь доверенным лицом со стороны Продавца, Комиссионера), то в отношении результатов торговых сделок по реализации товаров, работ и услуг таможенным органом был выявлен признак взаимосвязи данных компаний (статья 20 Налогового кодекса Российской Федерации).
В ходе камеральной таможенной проверки было установлено, что для поставки товара экспортером (ООО "ЕАЭК") были заключены два контракта, предметом которых является продажа товара и транспортировка, которые в свою очередь, являются взаимосвязанными сделками, из анализа сведений, предоставленных на требования Пермской таможни ООО "АТЭК" установлено, что к расходам по погрузке и перевозке лесоматериалов (береза) за 1 полувагон (вагон) до границы РФ (станция назначения Гродеково) по товарам, вывозимым по оформленным декларациям, указанным в требовании, относятся: железнодорожный тариф (провозная плата) - ОАО "РЖД"; комиссионные сборы ООО "АТЭК"; расходы по аренде транспортного средства; расходы по транспортно-экспедиционным услугам, в том числе погрузочно-разгрузочные работы.
По результатам проверки таможенным органом сделаны выводы о том, что декларантом (ООО "ЕАЭК") занижена таможенная стоимость вывозимых товаров, а именно не включены расходы, связанные с перевозкой, погрузкой лесоматериалов, составлен акт камеральной таможенной проверки от 02.10.2020 N 10411000/210/021020/А00008, утвержден начальником Пермской таможней 05.10.2020, направлен в адрес ООО "ЕАЭК" сопроводительным письмом от 08.10.2020 N 01-09-11/17701, и 19.11.2020 г. приняты обжалуемые решения о внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в декларациях на товары, указанные в акте камеральной таможенной проверки.
Указанные решения приняты в соответствии со статьей 237 Федерального закона от 03.08.2018 N 289-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", с решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 10.12.2013 N 289 "О внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в декларации на товары, и признании утратившими силу некоторых решений Комиссии Таможенного союза и Коллегии Евразийской экономической комиссии", с приказом ФТС России от 03.07.2014 N 1286 "Об утверждении Инструкции о действиях должностных лиц таможенных органов при внесении изменений и (или) дополнений в сведения, указанные в декларации на товары, после выпуска товаров".
Заявитель, полагая, что принятые таможенным органом решения являются незаконными, нарушают его права и законные интересы в сфере предпринимательской деятельности, обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции, удовлетворяя заявленные требования исходил из того, что таможенный орган не доказал законность и обоснованность оспариваемых решений.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и отзывf на нее, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены судебного акта.
В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200 АПК РФ для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления необходимо наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
В соответствии со статьями 65, 68, 200 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений, обстоятельства, которые согласно закону должны быть подтверждены определенными доказательствами, не могут подтверждаться иными доказательствами, бремя доказывания законности и обоснованности оспариваемого решения при этом ложится на орган, чье решение оспаривается.
В соответствии со статьей 23 Федерального закона от 03.08.2018 N 289-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" определение таможенной стоимости товаров, ввозимых в Российскую Федерацию, осуществляется в соответствии с главой 5 Кодекса Союза (часть 1).
Согласно пункту 1 статьи 6 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (далее - ТК ЕАЭС) при совершении таможенных операций и проведении таможенного контроля применяются меры таможенно-тарифного регулирования, запреты и ограничения, меры защиты внутреннего рынка, законодательные акты государств-членов в сфере налогообложения, действующие на день регистрации таможенной декларации или иных таможенных документов, если иное не установлено ТК ЕАЭС, в соответствии с Договором о Союзе или международными договорами в рамках Союза, а в отношении применения законодательных актов государств-членов в сфере налогообложения - также законодательством государств-членов.
Положениями пункта 3 статьи 3 Таможенного кодекса Таможенного союза установлено, что при таможенном регулировании применяются меры таможенно-тарифного регулирования, запреты и ограничения, законодательные акты государств - членов таможенного союза в сфере налогообложения, действующие на день регистрации таможенной декларации или иных таможенных документов, если иное не установлено ТК ТС и (или) в соответствии с международными договорами государств - членов таможенного союза.
В соответствии с пунктом 4 статьи 38 Таможенного кодекса ТК ЕАЭС таможенная стоимость товаров, вывозимых с таможенной территории Союза, определяется в соответствии с законодательством о таможенном регулировании государства - члена, таможенному органу которого производится таможенное декларирование товаров.
Аналогичные положения были закреплены пунктом 1 статьи 64 Таможенного кодекса Таможенного союза, действовавшего до 31.12.2017.
В соответствии с частью 2 статьи 112 Федерального закона от 27.11.2010 N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации", действовавшего на момент регистрации спорных деклараций на товары Правительство Российской Федерации устанавливает порядок определения таможенной стоимости товаров, вывозимых из Российской Федерации (норма действовала до 03.09.2018).
Порядок определения таможенной стоимости товаров, вывозимых из Российской Федерации, устанавливался Правилами определения таможенной стоимости товаров, вывозимых из Российской Федерации, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 06.03.2012 N 191 (действовали с 14.04.2012 до 22.01.2020) (далее - Правила).
В соответствии с пунктом 6 Правил основными принципами определения таможенной стоимости оцениваемых (вывозимых) товаров являются принципы, которые установлены в Соглашении между Правительством Российской Федерации, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан от 25.01.2008 "Об определении таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза", с учетом особенностей, установленных Правилами. Следовательно, таможенная стоимость вывозимых товаров и сведения, относящиеся к ее определению, должны основываться на достоверной, количественно определяемой и документально подтвержденной информации.
Согласно пункту 7 Правил основой определения таможенной стоимости оцениваемых (вывозимых) товаров должна быть в максимально возможной степени стоимость сделки с этими товарами в значении, установленном пунктом 11 Правил.
Пунктом 11 Правил определено, что таможенной стоимостью оцениваемых (вывозимых) товаров является стоимость сделки с ними, то есть цена, фактически уплаченная или подлежащая уплате за товары при их продаже на вывоз из Российской Федерации в страну назначения и дополненная в соответствии с пунктом 17 Правил.
Пункт 16 Правил установлено, что ценой, фактически уплаченной или подлежащей уплате за оцениваемые (выводимые) товары, является общая сумма всех платежей за эти товары, осуществленных или подлежащих осуществлению покупателем непосредственно продавцу и (или) иному лицу в пользу продавца. При этом платежи могут быть осуществлены прямо или косвенно в любой форме.
Согласно пункту 17 Правил N 191 при определении таможенной стоимости оцениваемых (вывозимых) товаров по стоимости сделки с ними к цене, фактически уплаченной или подлежащей уплате за эти товары, добавляются в размере, не включенном в указанную цену также расходы, осуществленные или подлежащие осуществлению покупателем на вознаграждение агенту (посреднику) за оказание услуг, связанных с куплей-продажей вывозимых товаров.
В соответствии с пунктом 18 Правил N 191 дополнительные начисления, предусмотренные пунктом 17 Правил N 191, производятся на основании достоверной, количественно определяемой и документально подтвержденной информации. При отсутствии такой информации метод 1 не применяется.
Согласно Международным правилам по толкованию наиболее широко используемых торговых терминов в области внешней торговли - Инкотермс, по условиям FCA Инкотермс 2000, продавец осуществляет передачу товара прошед-шего таможенную очистку для вывоза указанному покупателем перевозчику в обусловленном месте. В обязанности продавца не входят обязанности по перевозке и страхованию товара.
Как установлено судом первой инстанции, продавец - ООО "ЕАЭК" поставлял товар на условиях FCA, что означает передачу товара в обусловленном месте - ж/д станция Белка-Слободская (Кировская область), и что все расходы по транспортировке товара от этого обусловленного места передачи товара до места доставки на территории иностранного государства несёт Покупатель за свой счёт.
В рамках исполнения указанных выше Контрактов ООО "ЕАЭК" фактически передало товар Покупателю на станции Белка-Слободская, что подтверждается международными транспортными накладными, товарными накладными, и не оспаривается таможенным органом, тем самым условия FCA Белка-Слободская в части обусловленного места передачи товара были соблюдены.
Следовательно, в момент передачи товара Покупателю обязанности Продавца по указанным выше внешнеторговым контрактам считаются исполненными.
По условиям FCA Инкотермс 2000 расходы по доставке товаров на вывоз должен нести Покупатель за свой счёт, что в рассмотренных обстоятельствах фактически установлено таможенным органом и подтверждается представленными материалами дела.
Между покупателем - Суйфеньхэйской торговой экономической компанией "БАО СЭНЬ" и ООО "АТЭК" 10.08.2016 года заключен договор комиссии N H1LS-2091, в соответствии с условиями которого (п. 1.1.) комиссионер - ООО "АТЭК" по поручению Комитента ("БАО СЭНЬ"), обязался от своего имени, но за счёт Комитента организовать перевозку грузов в адрес комитента - в Китайскую Народную Республику, а комитент выплатить ООО "АТЭК" вознаграждение за оказанные услуги в размере 10% от стоимости таких услуг.
В обязанности комиссионера по договору входило заключение от своего имени договоров с перевозчиками грузов, с наймом подвижного состава, других соглашений, непосредственно связанных с доставкой груза, оформлением провозных документов (раздел 2 договора).
Согласно пункту 4.2. договора оплата по договору происходит путем 100% предоплаты.
В соответствии с пунктом 4.3. договора денежные средства, поступившие от комитента в ООО "АТЭК" для оплаты за железнодорожный тариф, транспортно-экспедиционное обслуживание станции, страхование и прочие услуги являются транзитными - для перечисления в оплату услуг и работ привлекаемых организаций.
Между ООО "АТЭК" и ООО "Торгово - экономической компанией "Цзиньмусень" 14.01.2018 года заключен аналогичный договор.
Согласно статьи 1005 Гражданского Кодекса РФ (ГК РФ) по агентскому договору одна сторона (агент) обязуется за вознаграждение совершать по поручению другой стороны (принципала) юридические и иные действия от своего имени, но за счёт принципала либо от имени и за счёт принципала.
В соответствии со статьей 1011 ГК РФ, к отношениям, вытекающим из агентского договора, соответственно применяются правила, предусмотренные главой 49 или главой 51 Кодекса, в зависимости от того, действует агент по условиям этого договора от имени принципала или от своего имени.
С целью исполнения договоров комиссии ООО "АТЭК" от своего имени заключило договоры с АО "РЖД", с АО "Соврахт - НН", ООО "Эколайн", стоимость услуг которых таможенный орган включает в таможенную стоимость продавцу ООО "ЕАЭК".
Представленными в материалы дела поручениями комитенты указывали комиссионеру, куда именно необходимо направлять денежные средства комитентов, а комиссионер согласно поручениям комитентов, перечислял средства иностранных контрагентов в пользу лиц, непосредственно исполняющих услуги по доставке или связанные с доставкой товара.
Денежные средства, поступившие на счёт ООО "АТЭК" от комитентов, перечислялись ООО "АТЭК" в качестве предоплаты по договорам с перевозчиками грузов, предоплаты, связанной с наймом подвижного состава, и других соглашений, непосредственно связанных с доставкой груза, оформлением провозных документов, из чего не следует, что данные платежи были осуществлены иностранными покупателями лесоматериалов в пользу продавца (пункты 11, 16 Правил) при согласованном в контрактах условии поставки FCA Инкотермс 2000, соответствующие доводы таможенного органа правомерно отклонены судом первой инстанции как опровергнутые материалами дела.
Согласно п. 4.5 указанных выше договоров комиссии вознаграждение Комиссионера рассчитывается отдельно по каждой поставке и составляет не менее 10 % от стоимости всех документально подтвержденных комиссионером расходов по договору комиссии.
В ходе судебного разбирательства в суде первой инстанции, таможенный орган изложил позицию, что сумма агентского вознаграждения, полученная ООО "АТЭК", является дополнительным начислением по смыслу пукнта 17 Правил и должна быть включена продавцом - ООО "ЕАЭК" в базу для исчисления таможенных пошлин в соответствии с указанным Правилом.
Согласно пункта 1 статьи 3 Соглашения от 25.01.2008 "Об определении таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу таможенного союза", действовавшего до 31.12.2017, "взаимосвязанные лица" - лица, которые отвечают хотя бы одному из следующих условий: являются сотрудниками или директорами (руководителями) организаций друг друга; являются юридически признанными деловыми партнерами, то есть связаны договорными отношениями, действуют в целях извлечения прибыли и совместно несут расходы и убытки, связанные с осуществлением совместной деятельности; являются работодателем и работником, служащим; какое-либо лицо прямо или косвенно владеет, контролирует или является держателем 5 или более процентов, выпущенных в обращение голосующих акций обоих из них; одно из них прямо или косвенно контролирует другое; оба они прямо или косвенно контролируются третьим лицом; вместе они прямо или косвенно контролируют третье лицо; они являются родственниками или членами одной семьи. Лица, которые являются партнерами в совместной предпринимательской или иной деятельности, и при этом одно из них является исключительным (единственным) агентом, исключительным дистрибьютором или исключительным концессионером другого, как бы это ни было представлено, должны считаться взаимосвязанными для целей настоящего Соглашения, если данные лица отвечают хотя бы одному из указанных условий.
Аналогичные положения содержатся в статье 37 ТК ЕАЭС (начало действия 01.01.2018).
Гражданское законодательство Российской Федерации рассматривает предпринимательскую деятельность как самостоятельную, осуществляемую на свой риск деятельность, направленную на систематическое получение прибыли (пункт 1 статьи 2 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Установленная взаимосвязь юридических лиц как таковая между ООО "ЕАЭК" и ООО "АТЭК" заявителем не отрицается, вместе с тем, суд справедливо отметил, что создание ООО "АТЭК" обусловлено наличием на рынке потребности в подобного рода услугах (организации транспортировки), данные организации преследуют различные деловые цели, имея разный код основной деятельности ОКВЭД.
В рассмотренных обстоятельствах ООО "ЕАЭК" имеет контракты на поставку товара, в соответствии с которыми оно передает товар в определенном месте, а также проводит определенные таможенные процедуры и оплачивает необходимые сборы, на этом его обязанности перед иностранным контрагентом заканчиваются (условия FCA).
У ООО "АТЭК" есть договор на оказание услуг по организации доставки с этими же и иными контрагентами, что не запрещено действующим законодательством, кроме того, таможенное законодательство не регулирует данный вопрос.
ООО "АТЭК" указывает, что, преследуя цель извлечения прибыли, имеет свои офисные помещения, своих работников, что в нарушение ст. ст. 65, 68, 200 АПК РФ не опровергнуто таможенным органом,
Вопреки доводам заявителя жалобы, ООО "АТЭК" и ООО "ЕАЭК", зарегистрированы по разным адресам и в разных субъектах Российской Федерации. Более того, суд апелляционной инстанций полагает необходимым отметить, что доводы, приводимые таможенным органом, о взаимозависимости и аффилированности ООО "АТЭК" и ООО "ЕАЭК" (за исключением того факта, что имеется совпадение по составу учредителя и директора) не были предметом таможенной проверки, иного из содержания представленного в материалы дела акта и решения таможенного органа не следует. Таможенный орган, не устанавливал влияние взаимозависимости на условия и экономические результаты сделок и деятельности участников хозяйственного оборота.
С учетом изложенного, суд первой инстанции правомерно признал не доказанным наличие оснований для доначислений и в соответствии с пунктом 17 Правил.
Основании прийти к иным суждениям суд апелляционной инстанции не усматривает.
Ссылки заявителя жалобы на судебно-арбитражную практику, а так же на позиции Верховного суда РФ по аналогичным, по мнению заявителя, вопросам, отклоняются, поскольку названные обществом судебные акты приняты по делам с иными фактическими обстоятельствами (судами было установлено, что поставку товара и его транспортировку иностранному партнеру осуществляло одно лицо, которое получало как выручку от реализации товара, так и выручку от оказания услуг по транспортировке).
Доводы, приведенные в апелляционной жалобе, основаны на неверном толковании норм действующего законодательства и по существу сводятся к переоценке обстоятельств дела. При этом фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судом первой инстанции в полном объеме на основе доказательств, оцененных в соответствии с правилами, определенными статьей 71 АПК РФ.
На основании изложенного решение суда первой инстанции отмене не подлежит. Основания для удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.
Руководствуясь статьями 176, 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Пермского края от 29 марта 2021 года по делу N А50-29897/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Пермского края.
Председательствующий |
Н.М. Савельева |
Судьи |
Л.Х. Риб |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А50-29897/2020
Истец: ООО "ЕАЭК"
Ответчик: ПЕРМСКАЯ ТАМОЖНЯ
Третье лицо: ООО АТЭК
Хронология рассмотрения дела:
26.04.2022 Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда N 17АП-7000/2021
12.04.2022 Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда N 17АП-7000/2021
25.10.2021 Постановление Арбитражного суда Уральского округа N Ф09-7814/2021
07.07.2021 Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда N 17АП-7000/2021
29.03.2021 Решение Арбитражного суда Пермского края N А50-29897/20