Екатеринбург |
|
27 октября 2021 г. |
Дело N А60-58758/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21 октября 2021 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 27 октября 2021 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Татариновой И.А.,
судей Тороповой М.В., Сулейменовой Т.В.,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу садоводческого некоммерческого товарищества имени "50 лет карьера "Гора Хрустальная" на решение Арбитражного суда Свердловской области от 18.03.2021 по делу N А60-58758/2020 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.06.2021 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании принял участие представитель садоводческого некоммерческого товарищества имени "50 лет карьера "Гора Хрустальная" -Кашина Н.В. (доверенность от 01.02.2021 N 02).
Садоводческое некоммерческое товарищество имени "50 лет карьера "Гора Хрустальная" (далее - заявитель, садоводческое товарищество, СНТ имени "50 лет карьера "Гора Хрустальная") обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением о признании незаконным приказа Министерства по управлению государственным имуществом Свердловской области (далее - Министерство) от 17.08.2020 N 2640к об утверждении схем расположения земельных участков на кадастровом плане территории по адресу: Свердловская область, г. Екатеринбург (с учетом уточнения исковых требований, принятого судом первой инстанции в порядке, предусмотренном статьей 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
На основании статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации к участию в деле в качестве третьих лиц привлечены Администрация г. Екатеринбурга, Управление Росреестра по Свердловской области, Ануфриев Максим Валерьевич, Субботин Антон Алексеевич.
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 18.03.2021 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.06.2021 решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе СНТ имени "50 лет карьера "Гора Хрустальная", ссылаясь на неправильное применение судами норм материального и процессуального права, несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам, просит обжалуемые решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
Заявитель жалобы настаивает на том, что утверждение схем расположения земельных участков, указанных в приказе Министерства от 17.08.2020, влечет за собой нарушение прав садоводческого товарищества. В обоснование своих доводов заявитель указывает, что на момент согласования предоставления СНТ имени "50 лет карьера "Гора Хрустальная" спорного земельного участка была однозначно сформирована и выражена воля собственника на передачу участка. Заявитель жалобы указывает, что при оценке представленного садоводческим товариществом заключения кадастрового инженера от 19.01.2021 о несоответствии границ спорного участка требованиям законодательства суд апелляционной инстанции неправомерно признал его недостоверным доказательством. По мнению заявителя, действующим законодательством не предусмотрено ограничение на оценку правомерности административного акта только после того, как права на земельный участок будут зарегистрированы.
СНТ имени "50 лет карьера "Гора Хрустальная" также полагает, что в нарушение статей 9, 53, 68 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации Министерство не представило доказательств, опровергающих доводы садоводческого товарищества. По мнению заявителя, суды не содействовали заявителю в представлении доказательств, безосновательно отклонили ходатайства заявителя об истребовании доказательств, возможность самостоятельного получения и представления которых отсутствовала.
Заявитель полагает, что суды также не исследовали приобщенные садоводческим товариществом письменные доказательства, в том числе ответ Министерства об отказе в утверждении схемы расположения земельного участка от 08.12.2020.
Заявитель жалобы указывает, что схемы расположения земельных участков, поименованные в оспариваемом приказе Министерства, нарушают правила СП 53.13130.2011 "Планировка и застройка садоводческих (дачных) объединений граждан, здания и сооружения", не соответствуют требованиям, установленным пунктом 16 статьи 11.10, подпунктом 1 пункта 8 статьи 39.15 Земельного кодекса Российской Федерации, приказу Минэкономразвития от 27.11.2014 N 762, не содержат информации о формировании самостоятельного въезда на сформированные Министерством земельные участки.
Податель жалобы отмечает, что садоводческим товариществом в суд представлен отчет по результатам строительно-технической экспертизы от 10.03.2021, выводы экспертов которого Министерством не опровергнуты, доказательства в материалы дела не представлены.
Садоводческое товарищество в подтверждение своей позиции по настоящему делу ссылается на судебный акт Верх-Исетского районного суда г. Екатеринбурга по делу N 2а-2835/20, в рамках которого гражданин Ромашков А.В. (член СНТ имени "50 лет карьера "Гора Хрустальная") обратился с иском к Министерству о признании незаконным отказа в перераспределении земельного участка с кадастровым номером 66:41:0309006:19, обязании устранить допущенные нарушения прав и законных интересов истца.
Проверив законность решения суда первой инстанции и постановления суда апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в пределах доводов заявителя кассационной жалобы, суд кассационной инстанции не усмотрел оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании решений и действий (бездействий) органов, осуществляемых публичные полномочия, арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого решения и действия (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемое решение или действие (бездействие), а также устанавливает, нарушает ли оспариваемое решение или действие (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания незаконными действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, необходимо наличие одновременно двух юридически значимых обстоятельств: несоответствие оспариваемых действий (бездействия) закону и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Статьей 39.14 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в случае, если земельный участок предстоит образовать и не утвержден проект межевания территории, в границах которой предстоит образовать такой земельный участок, уполномоченный орган утверждает схему расположения земельного участка, заинтересованным гражданином или юридическим лицом выполняются кадастровые работы в целях образования земельного участка в соответствии с проектом межевания территории, со схемой расположения земельного участка, а также осуществляется государственный кадастровый учет земельного участка, после чего образованный земельный участок подлежит предоставлению.
Исходя из статей 11.2, 11.3 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, образуются в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка на кадастровом плане территории, которая предусмотрена статьей 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации, в случае отсутствия проекта межевания территории, утвержденного в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации.
Согласно статье 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории представляет собой изображение границ образуемого земельного участка или образуемых земельных участков на кадастровом плане территории. В схеме расположения земельного участка указывается площадь каждого образуемого земельного участка и в случае, если предусматривается образование двух и более земельных участков, указываются их условные номера.
Подготовка схемы расположения земельного участка осуществляется с учетом утвержденных документов территориального планирования, правил землепользования и застройки, проекта планировки территории, землеустроительной документации, положения об особо охраняемой природной территории, наличия зон с особыми условиями использования территорий, земельных участков общего пользования, территорий общего пользования, красных линий, местоположения границ земельных участков, местоположения зданий, сооружений (в том числе размещение которых предусмотрено государственными программами Российской Федерации, государственными программами субъекта Российской Федерации, адресными инвестиционными программами), объектов незавершенного строительства.
Форма схемы расположения земельного участка, подготовка которой осуществляется в форме документа на бумажном носителе, требования к формату схемы расположения земельного участка при подготовке схемы расположения земельного участка в форме электронного документа, требования к подготовке схемы расположения земельного участка устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Схема расположения земельного участка утверждается решением исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, уполномоченных на предоставление находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков, если иное не предусмотрено Земельным кодексом Российской Федерации.
В решении об утверждении схемы расположения земельного участка в отношении каждого из земельных участков, подлежащих образованию в соответствии со схемой расположения земельного участка, указываются: площадь земельного участка, образуемого в соответствии со схемой расположения земельного участка; адрес земельного участка или при отсутствии адреса земельного участка иное описание местоположения земельного участка; кадастровый номер земельного участка или кадастровые номера земельных участков, из которых в соответствии со схемой расположения земельного участка предусмотрено образование земельного участка, в случае его образования из земельного участка, сведения о котором внесены в Единый государственный реестр недвижимости; территориальная зона, в границах которой образуется земельный участок, или в случае, если на образуемый земельный участок действие градостроительного регламента не распространяется или для образуемого земельного участка не устанавливается градостроительный регламент, вид разрешенного использования образуемого земельного участка; категория земель, к которой относится образуемый земельный участок.
Основания для отказа в утверждении схемы приведены в пункте 16 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации, к которым относятся: несоответствие схемы расположения земельного участка ее форме, формату или требованиям к ее подготовке, которые установлены в соответствии с пунктом 12 указанной статьи; полное или частичное совпадение местоположения земельного участка, образование которого предусмотрено схемой его расположения, с местоположением земельного участка, образуемого в соответствии с ранее принятым решением об утверждении схемы расположения земельного участка, срок действия которого не истек; разработка схемы расположения земельного участка с нарушением предусмотренных статьей 11.9 названного Кодекса требований к образуемым земельным участкам; несоответствие схемы расположения земельного участка утвержденному проекту планировки территории, землеустроительной документации, положению об особо охраняемой природной территории; расположение земельного участка, образование которого предусмотрено схемой расположения земельного участка, в границах территории, для которой утвержден проект межевания территории.
Из материалов дела усматривается, что Министерством издан приказ от 17.08.2020 N 2640 об утверждении схем расположения земельных участков на кадастровом плане территории, расположенных по адресу: Свердловская область, г. Екатеринбург, в соответствии с пунктом 1 которого утверждены схемы расположения земельных участков на кадастровом плане территории, расположенные в кадастровом квартале 66:41:0309003 по адресу: Свердловская область, г. Екатеринбург, севернее участков в коллективном саду "Гора Хрустальная", территориальная зона СХ-3 (зона коллективных садов, садовых и огородных земельных участков), категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: ведение садоводства (код 13.2).
Пунктом 2.1 указанного приказа предусмотрено обеспечить выполнение кадастровых работ, необходимых для образования земельных участков, указанных в пункте 1 приказа, в соответствии со схемами расположения земельных участков на кадастровом плане территории в сроки и порядке, установленных действующим законодательством.
Полагая свои права нарушенными утверждением схемы расположения участков, заявитель обратился в арбитражный суд с заявлением о признании приказа незаконным.
При исследовании фактических обстоятельств настоящего дела судами установлено, что постановлением Главы администрации г. Екатеринбурга от 26.11.1992 N 475-ф садоводческому товариществу предоставлены земли площадью 1,5 га в собственность, земли площадью 0,2 га в коллективную собственность, что подтверждается свидетельством о праве собственности на землю СВР-59-000264 от 11.12.1992.
Судами также выявлено, что 14.01.1999 на основании акта о выборе земельного участка от 01.07.1998 и предоставленных материалов по расширению территории по всему его периметру шириной 10-25 м существующего садоводческого товарищества издано постановление главы г. Екатеринбурга N 19-л "О предоставлении земельного участка коллективному саду имени "50 лет карьера "Гора Хрустальная".
Постановлением главы г. Екатеринбурга от 26.12.2000 N 1365-А, постановлением главы г. Екатеринбурга от 23.07.2001 N 840-и внесены изменения в ранее изданное постановление от 14.01.1999 о предоставлении дополнительного земельного участка площадью 1,04 га.
Далее, Комитет по земельным ресурсам и землеустройству по Свердловской области и Министерство согласовали предоставление СНТ имени "50 лет карьера "Гора Хрустальная" для расширения существующего коллективного сада 1,04 га, что подтверждается письмами от 05.09.2001 N 04-10/957, от 07.02.2003 N 78-1073.
Согласно сведениям Департамента архитектуры, градостроительства и регулирования земельных отношений от 11.06.2019 N 21.13-20/003/3625 и выкопировки из Правил землепользования и застройки МО г. Екатеринбург, территория кадастрового квартала 66:41:0309006 относится к зоне коллективных садов, садовых и огородных земельных участков (СХ-3). Предельные (минимальные и максимальные) размеры земельных участков для ведения огородничества, садоводства в зоне СХ-з составляют от 400 кв. м до 25000 кв. м. Земельный участок с кадастровым номером 66:41:0309003 состоит из земельных участков для ведения садоводства, принадлежащих на праве собственности членам СНТ, дополнительного участка, предоставленного для расширения территории сада земель общего пользования.
Как указано выше, Министерством издан приказ от 17.08.2020 N 2460 об утверждении схем расположения 11 земельных участков в кадастровом квартале 66:41:0309003, 66:41:0309006 севернее земельных участков в коллективном саду "Гора Хрустальная", территориальной зоне СХ-3, с категорией - земли населенных пунктов, разрешенным использованием - ведение садоводства.
Принимая во внимание, что объективных доказательств, подтверждающих, что утвержденная оспариваемым приказом Министерства схема не соответствует форме, формату или требованиям к ее подготовке, которые установлены пунктом 12 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации, что имеет место полное или частичное совпадение местоположения земельного участка, образование которого предусмотрено схемой его расположения, с местоположением земельного участка, образуемого в соответствии с ранее принятым решением об утверждении схемы расположения земельного участка, срок действия которого не истек, что схема не соответствует утвержденному проекту планировки территории, землеустроительной документации, положению об особо охраняемой природной территории и что земельные участки, образование которых предусмотрено схемой, располагаются в границах территории, для которой утвержден проект межевания территории, суды пришли к выводу о законности оспариваемого приказа Министерства.
При этом судами отмечено, что формирование участков, предусмотренных схемой, осуществляется на свободной территории, не принадлежащей заявителю или членам садоводческого товарищества, в Едином государственном реестре недвижимости права на формируемые участки не зарегистрированы.
Материалами дела также подтверждается, в том числе заключением кадастрового инженера, что членам садоводческого товарищества принадлежат на праве собственности 31 земельный участок. Указанные участки учтены в Едином государственном реестре недвижимости с определением границ.
Помимо прочего, судами установлено, что согласно сведениям Единого государственного реестра недвижимости 11.12.1992 осуществлен государственный кадастровый учет земельного участка с кадастровым номером 66:41:0309006:33, площадью 2200 кв. м, права на который в Едином государственном реестре недвижимости не зарегистрированы, в подразделе 2 Единого государственного реестра недвижимости в отношении данного участка внесена информация об общей совместной собственности на участок.
Учитывая изложенное, суды заключили, что участки, принадлежащие членам товарищества, и участок общего назначения в границах территории садоводческого товарищества сформированы, их границы определены, тем самым организация территории садоводческого товарищества осуществлена (статьи 3, 24, 25 Федерального закона от 29.07.2017 N 217-ФЗ "О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", действующего с 01.01.2019, статьи 14, 32 Федерального закона от 15.04.1998 N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан", действовавшего до указанной даты).
Надлежащих доказательств, опровергающих данные обстоятельства, при рассмотрении настоящего дела садоводческим товариществом не представлено (статьи 9, 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
При таких обстоятельствах суды обоснованно отказали в удовлетворении заявленных СНТ имени "50 лет карьера "Гора Хрустальная" требований.
Доводы садоводческого товарищества, содержащиеся в кассационной жалобе, являлись предметом рассмотрения судов первой и апелляционной инстанций, им дана надлежащая правовая оценка, основания для ее непринятия у суда кассационной инстанции отсутствуют. Кроме того, указанные доводы направлены на переоценку установленных судами фактических обстоятельств дела и принятых доказательств, что недопустимо в силу требований, предусмотренных статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Фактические обстоятельства дела судами первой и апелляционной инстанций установлены и исследованы в полном объеме, выводы судов соответствуют доказательствам, имеющимся в материалах дела, и нормам действующего законодательства.
Нормы материального права применены судами правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены обжалуемых судебных актов, не выявлено.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Свердловской области от 18.03.2021 по делу N А60-58758/2020 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.06.2021 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу садоводческого некоммерческого товарищества имени "50 лет карьера "Гора Хрустальная" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
И.А. Татаринова |
Судьи |
М.В. Торопова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.