Екатеринбург |
|
27 октября 2021 г. |
Дело N А47-15488/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25 октября 2021 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 27 октября 2021 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Тимофеевой А. Д.,
судей Вербенко Т. Л., Сирота Е. Г.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Бабановым И.В. рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Оренбург Водоканал" (далее - общество "Оренбург Водоканал") на решение Арбитражного суда Оренбургской области от 02.06.2021 по делу N А47-15488/2020 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.08.2021 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании принял участие представитель общества "Оренбург Водоканал" - Ефанова И.К. (доверенность от 09.01.2021 N 9).
Общество "Оренбург Водоканал" обратилось в Арбитражный суд Оренбургской области с исковым заявлением к ГАУ "Центр проведения мероприятий Оренбургской области" о взыскании 1 532 435 руб. 40 коп. задолженности за самовольное пользование централизованными системами водоснабжения за период с 01.09.2019 по 05.11.2019.
Арбитражным судом Челябинской области на основании статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Министерство природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Оренбургской области, Министерство физической культуры и спорта Оренбургской области (далее - Министерство природных ресурсов, Министерство физической культуры, третьи лица).
Решением Арбитражного суда Оренбургской области от 02.06.2021 в удовлетворении исковых требований общества "Оренбург Водоканал" отказано.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.08.2021 решение суда оставлено без изменения.
Не согласившись с решением и постановлением, общество "Оренбург Водоканал" обратилось в Арбитражный суд Уральского округа с кассационной жалобой, в которой просит указанные судебные акты отменить.
Общество "Оренбург Водоканал" указывает на то, что спорный пожарный гидрант и доводомерная врезка на объекте ответчика опломбированы сотрудниками истца в рамках договорных отношений с другим абонентом, который ранее владел данным объектом на законном основании, что при этом не делает нелегитимными ранее установленные пломбы и не требует обязательного переопломбирования со стороны истца при перезаключении договора на новый срок и/или с новым абонентом.
При этом истец считает, что обязанность по опломбированию гидранта и доприборной врезки лежит на ответчике.
Проверив законность обжалуемых судебных актов в порядке, предусмотренном нормами статей 274, 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд кассационной инстанции установил, что оснований для их отмены не имеется.
Из материалов дела следует и установлено судами, что в процессе разрешения вопроса о передаче имущественного комплекса на основании распоряжения Министерства природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Оренбургской области от 08.08.2019 N 1852-р - ГАУ Центр проведения мероприятий Оренбургской области" 14.08.2019 обратилось к истцу с заявлением о заключении договора водоснабжения и водоотведения (т. 1, л.д. 57).
Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости спортивный комплекс "Училище Олимпийского резерва" с 03.09.2019 передано на праве оперативного управления Государственному автономному учреждению "Центр проведения мероприятий Оренбургской области" (т. 1, л.д. 125-126).
Договор холодного водоснабжения и водоотведения N 3948/72 заключен сторонами 17.09.2019, при этом в пункте 4 датой начала подачи холодной воды и приема сточных вод является 01.09.2019 (т. 1, л.д. 28-56).
Согласно пункту 1 договора организация водопроводно-канализационного хозяйства, осуществляющая холодное водоснабжение и водоотведение, обязуется подавать абоненту через присоединенную водопроводную сеть из централизованных систем холодного водоснабжения холодную (питьевую) воду. Абонент обязуется оплачивать холодную (питьевую) воду установленного качества в объеме, определенном настоящим договором. Организация водопроводно-канализационного хозяйства обязуется осуществлять прием сточных вод абонента от канализационного выпуска в централизованную систему водоотведения и обеспечивать их транспортировку, очистку и сброс в водный объект, а абонент обязуется соблюдать режим водоотведения, нормативы по объему сточных вод и нормативы водоотведения по составу сточных вод, нормативы допустимых сбросов загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов (далее - нормативы допустимых сбросов абонентов), лимиты на сбросы загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов (далее - лимиты на сбросы) (в случаях, когда такие нормативы установлены в соответствии с законодательством Российской Федерации), требования к составу и свойствам сточных вод, установленные в целях предотвращения негативного воздействия на работу централизованных систем водоотведения, оплачивать водоотведение и принятую холодную воду в сроки, порядке и размере, которые предусмотрены настоящим договором, соблюдать в соответствии с настоящим договором режим потребления холодной воды, а также обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении водопроводных и канализационных сетей и исправность используемых им приборов учета.
В соответствии с подпунктом "и" пункта 12 договора организация водопроводно-канализационного хозяйства обязана опломбировать абоненту приборы учета холодной воды и сточных вод без взимания платы, за исключением случаев, предусмотренных Правилами организации коммерческого учета воды, сточных вод, при которых взимается плата за опломбирование приборов учета.
На абонента договором возложены, в том числе, следующие обязанности:
- обеспечивать сохранность пломб и знаков поверки на приборах учета, узлах учета, задвижках обводной линии, пожарных гидрантах, задвижках и других устройствах, находящихся в границах его эксплуатационной ответственности, соблюдать температурный режим в помещении, где расположен узел учета холодной воды (не менее +5°С), обеспечивать защиту такого помещения от несанкционированного проникновения, попадания грунтовых, талых и дождевых вод, вредных химических веществ, гидроизоляцию помещения, где расположен узел учета холодной воды, и помещений, где проходят водопроводные сети, от иных помещений, содержать указанные помещения в чистоте, а также не допускать хранения предметов, препятствующих доступу к узлам и приборам учета холодной воды и сточных вод, механических, химических, электромагнитных или иных воздействий, которые могут искажать показания приборов учета (подп. "б" п. 14 договора);
- установить приборы учета холодной воды и приборы учета сточных вод на границе эксплуатационной ответственности или в ином месте, определенном в договоре, в случае, если установка таких приборов предусмотрена Правилами холодного водоснабжения и водоотведения (подп. "г" п. 14 договора).
На основании пункта 21 договора в случае отсутствия у абонента приборов учета холодной воды и сточных вод абонент обязан в течение 60 дней с момента заключения договора установить и ввести в эксплуатацию приборы учета холодной воды и сточных вод (распространяется только на категории абонентов, для которых установка приборов учета сточных вод является обязательной в соответствии с Правилами холодного водоснабжения и водоотведения).
Как указывает истец, прибор учета на спорном объекте введен в эксплуатацию в период владения комплекса предыдущим владельцем, а не ответчиком.
Доприборная врезка (Ду 15 мм) опломбирована истцом прежнему владельцу 17.10.2017 согласно акту ввода в эксплуатацию. Пожарный гидрант опломбирован истцом прежнему владельцу 13.07.2018 согласно акту N 021110.
Указанные акты составлены с предыдущим владельцем спортивного комплекса.
Согласно позиции истца, ответчик, заведомо зная, что у него есть неопломбированные устройства и происходит безучетный отбор воды, тем не менее, заключил с истцом договор на водоснабжение и водоотведение и производил оплату по установленному прибору учета.
Сотрудниками истца в присутствии представителей ответчика 05.11.2019 проведено обследование системы водоснабжения и водоотведения, о котором ответчик уведомлен надлежащим образом (т. 1, л.д. 82). По итогам обследования составлен акт N 022981 (т. 1, л.д. 75), указывающий на наличие у ответчика доприборной врезки и пожарного гидранта, с отсутствием пломб.
Ответчик 06.11.2019 подал истцу заявку на опломбировку (т. 1, л.д. 79).
В связи с тем, что проверкой выявлено безучетное потребление со стороны ответчика, истец произвел расчет объемов водоснабжения и водоотведения с 01.09.2019 (дата заключения договора с Учреждением) по 05.11.2019 (в связи с подачей абонентом заявки на опломбировку 06.11.2019) расчетным методом в общей сумме 1 532 435 руб. 40 коп., направив претензию об оплате (т. 1, л.д. 12-14). Истцом 21.07.2020 направлена повторная претензия (т. 1, л.д. 18-19).
ГАУ "Центр проведения мероприятий Оренбургской области" направлял ответы на претензии (т. 1, л.д. 15-17, 21-23), где указывал на отсутствие правовых оснований для начисления платы по методу учета пропускной способности.
Отказывая в иске, суд первой инстанции исходил из того, что на момент заключения договора истцом не осуществлена опломбировка существующих приборов учета и не произведен осмотр существующих врезок, тем самым истец допускал возможность потребления воды при такой схеме и своими действиями создал спорную ситуацию, негативные последствия таких действий не должны быть возложены на потребителя.
Суд апелляционной инстанции с выводами, изложенными в решении, согласился, признал их законными и обоснованными.
Выводы судов, содержащиеся в решении и постановлении, соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам. Нормы материального и процессуального права применены судами первой и апелляционной инстанций правильно.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, подлежат отклонению на основании следующего.
Действующее нормативное регулирование отношений по водоснабжению признает определение фактического потребления воды по показаниям приборов учета приоритетным способом учета поставленных ресурсов.
Тем не менее, в ряде случаев законодатель допускает применение расчетных способов.
В соответствии с подпунктом "а" пункта 16 Правил организации коммерческого учета воды, сточных вод, утвержденных постановлением Правительства РФ от 04.09.2013 N 776 (далее - Правила N 776) применение метода учета пропускной способности устройств и сооружений, используемых для присоединения к централизованным системам водоснабжения, при их круглосуточном действии полным сечением в точке подключения к централизованной системе водоснабжения и при скорости движения воды 1,2 метра в секунду используется в следующих случаях:
а) при самовольном присоединении и (или) пользовании централизованными системами водоснабжения за период времени, в течение которого осуществлялось такое самовольное присоединение и (или) пользование, но не более чем за 3 года. При этом период времени, в течение которого осуществлялось самовольное присоединение и (или) пользование централизованными системами водоснабжения, определяется со дня предыдущей контрольной проверки технического состояния объектов централизованной системы водоснабжения в месте, где позже был выявлен факт самовольного присоединения и (или) пользования централизованными системами водоснабжения, до дня устранения самовольного присоединения (прекращения самовольного пользования). В случае если абонент в течение 1 года после вступления в силу настоящих Правил проинформировал организацию, осуществляющую горячее водоснабжение, холодное водоснабжение, о самовольном присоединении и (или) пользовании централизованной системой водоснабжения, расчетный способ определения количества поданной (полученной) воды применяется не более чем за 6 месяцев;
б) через 60 дней со дня возникновения неисправности прибора учета (в том числе непроведения поверки после истечения межповерочного интервала) или демонтажа прибора учета до проведения допуска прибора учета к эксплуатации либо поверки без демонтажа прибора учета;
в) при отсутствии у абонента или транзитной организации приборов учета воды, допущенных к эксплуатации в установленном порядке, в случае, если в течение 60 дней со дня получения от организации, осуществляющей горячее водоснабжение, холодное водоснабжение, уведомления о необходимости установки приборов учета или после даты, определенной в договорах водоснабжения, едином договоре водоснабжения и водоотведения, договоре по транспортировке холодной воды и договоре по транспортировке горячей воды, приборы учета воды не установлены;
г) при нарушении в течение более 6 месяцев сроков представления показаний прибора учета, за исключением случаев предварительного уведомления абонентом или транзитной организацией организации, осуществляющей горячее водоснабжение, холодное водоснабжение, о временном прекращении потребления воды.
Под самовольным пользованием централизованной системой холодного водоснабжения и (или) водоотведения понимается пользование централизованной системой холодного водоснабжения и (или) централизованной системой водоотведения либо при отсутствии договора холодного водоснабжения, договора водоотведения или единого договора холодного водоснабжения и водоотведения, либо при нарушении сохранности контрольных пломб на задвижках, пожарных гидрантах или обводных линиях, находящихся в границах эксплуатационной ответственности абонента (при отсутствии на них приборов учета), либо при врезке абонента в водопроводную сеть до установленного прибора учета (абзац 11 пункта 2 Правил холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.07.2013 N 644 (далее - Правила N 644)).
Таким образом, для вывода о самовольном пользовании централизованной системой водоснабжения и применения расчетного способа определения стоимости оказанных услуг (с использованием метода учета по пропускной способности устройств и сооружений), необходимо установление факта отсутствия у потребителя соответствующего договора, либо нарушения им сохранности пломб, либо установление факта врезки в водопроводную сеть до прибора учета.
Истец указывает, что прибор учета на спорном объекте введен в эксплуатацию 17.10.2017 согласно акту приемки (т. 1, л.д. 26) в период владения имущественным комплексом предыдущим владельцем, а не ответчиком (доприборная врезка и пожарный гидрант уже имели место быть).
Доприборная врезка (Ду 15 мм) опломбирована истцом прежнему владельцу 17.10.2017 согласно одноименному акту ввода в эксплуатацию (т. 1, л.д. 26). Пожарный гидрант опломбирован истцом прежнему владельцу 13.07.2018 согласно одноименному акту N 021110 (т. 1, л.д. 27).
Указанные акты составлены с предыдущим владельцем спортивного комплекса, а не с ответчиком.
Договор с ответчиком заключен 17.09.2019, при этом в пункте 4 договора датой начала подачи холодной воды и приема сточных вод является 01 сентября 2019 года (т. 1, л.д. 28-56).
Истец производит расчет объема поставленного ресурса за период с 01.09.2019 по 05.11.2019 с применением метода учета пропускной способности устройств и сооружений, используемых для присоединения к централизованным системам водоснабжения.
В качестве обоснования для применения такого метода истец ссылается на выявленный 05.11.2019 факт самовольного пользования ответчиком централизованной системой холодного водоснабжения в виде до приборной врезки и пожарного гидранта, в отсутствие опломбировки.
Для целей взыскания с лица, осуществившего самовольное присоединение к централизованной системе водоснабжения, определенного расчетным способом, необходимо установить как сам факт самовольного подключения и (или) пользования централизованной системой, так и лицо, его осуществившее.
Бремя доказывания таких обстоятельств возлагается на лицо, проводящее проверку (определение Верховного Суда Российской Федерации от 07.10.2019 N 309-ЭС18-22373).
Аналогичным образом распределяется бремя доказывания значимых для дела обстоятельств и при самовольном пользовании централизованной системой водоснабжения, а именно в случаях, когда в качестве объективной стороны такого деяния выступает отсутствие пломбы на приборе учета и (или) задвижке обводной линии, именно ресурсоснабжающая организация должна представить суду подтверждение выполнения ей нормативных требований к установке соответствующих пломб, то есть доказать сам факт их монтажа в период времени, предшествующий допущенному абонентом нарушению (определения Верховного Суда Российской Федерации от 23.05.2019 N 305-ЭС18-26293, от 13.08.2020 N 305-ЭС19-20164, от 22.09.2020 N 305-ЭС20-9918).
На обществе "Оренбург Водоканал" в силу положений статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации лежит бремя доказывания факта самовольного пользования ответчиком централизованными системами водоснабжения и водоотведения.
В подтверждение данного обстоятельства общество "Оренбург Водоканал" представило акт проверки от 05.11.2019 N 022981 (т. 2, л.д. 75-76), которым зафиксировано наличие у ответчика до приборной врезки и пожарного гидранта с отсутствием пломб.
Отсутствие пломб на оборудовании, само по себе, не исключает право ответчика опровергать обстоятельства, положенные в основу применения истцом расчетного метода, как и презумпцию достоверности расчетного способа исчисления объема потребленного ресурса, примененного истцом.
Реализуя данное право, ГАУ "Центр проведения мероприятий Оренбургской области" при рассмотрении дела указывало, что право оперативного управление на здание "Спортивный комплекс Олимпийского резерва" перешло к нему 03.09.2019. Договор холодного водоснабжения с истцом заключен 17.09.2019, при этом указано, что датой начала подачи холодной воды и сточных вод считается 01.09.2019.
Ни во время заключения договора, ни после его подписания, истцом, как профессиональным участником рассматриваемых обязательств, не проводились проверки оборудования, наличия или отсутствия пломб, их состояния с учетом сроков службы, не проведена опломбировка или переопломбировка до приборной врезки и пожарного гидранта, хотя такая обязанность возложена именно на организацию водопроводно-канализационного хозяйства.
Опломбировка указанных объектов в 2017 и 2018 годах прежнему владельцу, как на это указывает истец, не является достаточным основанием для удовлетворения иска, поскольку до даты заключения договора 17.09.2019 у ответчика с истцом отсутствовали какие-либо правоотношения.
Обязанность опломбировать абоненту приборы учета холодной воды и сточных вод при заключении договора или представить на дату заключения договора новому абоненту по самостоятельному договору сведения о соответствии состояния ранее установленных истцом пломб (или указать на их не соответствие при заключении договора, при проверке), возложена на истца, как профессионального участника рассматриваемых обязательств.
Поскольку данная обязанность истцом не исполнена, последний своими действиями создал ситуацию, неблагоприятные последствия которой не могут возлагаться на ответчика.
Таким образом, отказывая в удовлетворении исковых требований, суды верно исходили из того, что общество "Оренбург Водоканал" имело возможность своевременно опломбировать спорные объекты инженерной инфраструктуры. Не сделав этого, истец не вправе перекладывать негативные последствия собственного бездействия на ответчика.
При этом истцом не доказано, что абонентом допускались искажения показаний прибора учета при передаче их водоканалу, либо умышленное воспрепятствование допуску его представителей к оборудованию, то есть, не доказано, что отсутствие пломб обусловлено злоупотреблением абонентом своими правами.
При вынесении обжалуемых судебных актов арбитражные суды первой и апелляционной инстанций всесторонне, полно и объективно исследовали все представленные сторонами по делу доказательства (статья 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации) и дали правовую оценку доводам заявителя, вновь приведенным в кассационной жалобе, иная оценка обстоятельств дела которого не свидетельствует о неправильном применении судами норм материального и процессуального права.
Нарушений норм материального и процессуального права, являющихся в соответствии со статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для отмены судебных актов судом кассационной инстанции не установлено.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Оренбургской области от 02.06.2021 по делу N А47-15488/2020 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.08.2021 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Оренбург Водоканал" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
А.Д. Тимофеева |
Судьи |
Т.Л. Вербенко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Под самовольным пользованием централизованной системой холодного водоснабжения и (или) водоотведения понимается пользование централизованной системой холодного водоснабжения и (или) централизованной системой водоотведения либо при отсутствии договора холодного водоснабжения, договора водоотведения или единого договора холодного водоснабжения и водоотведения, либо при нарушении сохранности контрольных пломб на задвижках, пожарных гидрантах или обводных линиях, находящихся в границах эксплуатационной ответственности абонента (при отсутствии на них приборов учета), либо при врезке абонента в водопроводную сеть до установленного прибора учета (абзац 11 пункта 2 Правил холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.07.2013 N 644 (далее - Правила N 644)).
...
Бремя доказывания таких обстоятельств возлагается на лицо, проводящее проверку (определение Верховного Суда Российской Федерации от 07.10.2019 N 309-ЭС18-22373).
Аналогичным образом распределяется бремя доказывания значимых для дела обстоятельств и при самовольном пользовании централизованной системой водоснабжения, а именно в случаях, когда в качестве объективной стороны такого деяния выступает отсутствие пломбы на приборе учета и (или) задвижке обводной линии, именно ресурсоснабжающая организация должна представить суду подтверждение выполнения ей нормативных требований к установке соответствующих пломб, то есть доказать сам факт их монтажа в период времени, предшествующий допущенному абонентом нарушению (определения Верховного Суда Российской Федерации от 23.05.2019 N 305-ЭС18-26293, от 13.08.2020 N 305-ЭС19-20164, от 22.09.2020 N 305-ЭС20-9918)."
Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 27 октября 2021 г. N Ф09-7712/21 по делу N А47-15488/2020