Екатеринбург |
|
26 октября 2021 г. |
Дело N А60-62806/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20 октября 2021 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 26 октября 2021 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Татариновой И. А.,
судей Полуяктова А.С., Краснобаевой И.А.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Свердловской области на решение Арбитражного суда Свердловской области от 07.04.2021 по делу N А60-62806/2020 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.07.2021 по тому же делу.
Представители лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа, в судебное заседание не явились.
Администрация Пышминского городского округа (далее - администрация) обратилась в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Свердловской области (далее - управление) о признании недействительным отказа в утверждении схемы расположения земельного участка и передаче безвозмездно из федеральной собственности в собственность Пышминского городского округа земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения с условным номером 66:20:0000000:87:ЗУ1 площадью 90 381 744 кв. м, изложенного в письме от 05.11.2020 N 66-07/12596, обязании устранить допущенные нарушения прав и законных интересов Пышминского городского округа путем принятия соответствующего решения.
Решением суда первой инстанции от 07.04.2021 заявленные требования удовлетворены. Признано незаконным бездействие уполномоченного органа, выразившееся в нерассмотрении по существу заявления администрации об утверждении схемы расположения земельного участка с местоположением: Свердловская область, Пышминский район, с кадастровым номером 66:20:0000000:87:ЗУ1 площадью 90 381 744 кв. м, категория земель - земли сельскохозяйственного назначения, сформированного из земельного участка с кадастровым номером 66:20:0000000:87, и передаче безвозмездно в муниципальную собственность Пышминского городского округа. На уполномоченный орган возложена обязанность устранить допущенное нарушение прав и законных интересов заявителя путем рассмотрения по существу заявления об утверждении схемы расположения земельного участка и передаче безвозмездно в муниципальную собственность Пышминского городского округа, принятия по результатам рассмотрения заявления по существу решения, предусмотренного статьей 39.31 Земельного кодекса Российской Федерации.
Постановлением суда апелляционной инстанции от 01.07.2021 решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе управление просит указанные судебные акты отменить, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права, несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам и представленным доказательствам. Заявитель отмечает, что при сопоставлении границы образуемого земельного участка с границами водных объектов, с информацией публичной кадастровой карты и Единого государственного реестра недвижимости управлением установлено наложение границ образуемого земельного участка и границ водных объектов. Изложенное исключает возможность принятия решения о передаче испрашиваемого земельного участка в муниципальную собственность, в том числе по тому основанию, что управление не обладает полномочиями собственника в отношении земельных участков, занимаемых водными объектами и относящихся к федеральной собственности, не осуществляет управление и распоряжение водными объектами, следовательно не устанавливает местоположение границ водных объектов.
Кроме того, заявитель отмечает, что в представленной администрацией схеме имелись недочеты, наличие которых было признано заявителем в ходе судебного разбирательства, вместе с тем в обжалуемых судебных актах указанное обстоятельство не отражено.
Помимо изложенного, по мнению заявителя, суду первой инстанции следовало прекратить производство по настоящему делу, принимая во внимание, что заявитель уже обжаловал бездействие заинтересованно лица в рамках рассмотренных дел N А60-62559/2018 и N А60-5377/2020. По мнению заявителя, предмет и основания иска по настоящему делу и указанным делам тождественны.
Проверив законность обжалуемых судебных актов, суд кассационной инстанции не находит оснований для их отмены.
В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и пунктом 6 постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов необходимо наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
Главой V.5 Земельного кодекса Российской Федерации установлен перечень оснований безвозмездной передачи земельных участков, находящихся в федеральной собственности, в муниципальную собственность или в собственность субъектов Российской Федерации, определены виды земельных участков, передача которых не допускается, а также предусмотрены порядок передачи земельных участков и основания для отказа в такой передаче.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 39.30 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки, находящиеся в федеральной собственности, за исключением земельных участков, указанных в пункте 2 названной статьи, подлежат безвозмездной передаче по заявлению предусмотренных пунктом 1 статьи 39.31 Земельного кодекса Российской Федерации лиц в собственность поселений, городских округов, генеральные планы и правила землепользования и застройки которых утверждены в порядке, установленном Градостроительным кодексом Российской Федерации, если такие земельные участки расположены на территориях соответствующих поселений, городских округов.
Случаи, в которых земельные участки не подлежат передаче в муниципальную собственность или в собственность субъекта Российской Федерации, названы в подпунктах 1-13 пункта 2 статьи 39.30 Земельного кодекса Российской Федерации.
Согласно пункту 3 статьи 39.30 Земельного кодекса Российской Федерации в случае, если в отношении земельных участков, находящихся в федеральной собственности, установлены иные основания и (или) иной порядок их передачи в муниципальную собственность или собственность субъектов Российской Федерации, передача земельных участков из федеральной собственности в муниципальную собственность или собственность субъектов Российской Федерации осуществляется в порядке, установленном соответствующим федеральным законом.
В силу пункта 1 статьи 39.31 Земельного кодекса Российской Федерации передача находящегося в федеральной собственности земельного участка в соответствии с настоящей статьей осуществляется по заявлению о передаче земельного участка, направляемому главой муниципального образования, высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) (далее в настоящей главе - заявление о передаче земельного участка).
Заявление о передаче земельного участка подается в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий полномочия собственника имущества.
Основания для отказа в такой передаче установлены пунктом 7 статьи 39.31 Земельного кодекса Российской Федерации: земельный участок, предусмотренный заявлением о передаче земельного участка, не подлежит передаче в соответствии с пунктом 2 статьи 39.30 данного Кодекса; в заявлении о передаче земельного участка не указан кадастровый номер земельного участка либо к этому заявлению не приложены утвержденный проект межевания территории, в границах которой расположен такой земельный участок, или схема расположения земельного участка в случае, если такой земельный участок предстоит образовать; имеются основания для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка, предусмотренные пунктом 16 статьи 11.10 названного Кодекса; земельный участок, предусмотренный заявлением о передаче земельного участка, предоставлен федеральному органу государственной власти, его территориальному органу, федеральному казенному предприятию, федеральному государственному предприятию, федеральному государственному учреждению, созданной Российской Федерацией некоммерческой организации и отсутствуют предусмотренные статьями 45-47 Кодекса основания для прекращения права постоянного (бессрочного) пользования, права безвозмездного пользования таким земельным участком, расторжения договора аренды такого земельного участка или договора безвозмездного пользования таким земельным участком.
Согласно части 1 статьи 8 Водного кодекса Российской Федерации водные объекты находятся в собственности Российской Федерации (федеральной собственности), за исключением случаев, установленных частью 2 статьи 8 Водного кодекса Российской Федерации.
В силу пункта 1 статьи 102 Земельного кодекса Российской Федерации к землям водного фонда относятся земли: 1) покрытые поверхностными водами, сосредоточенными в водных объектах; 2) занятые гидротехническими и иными сооружениями, расположенными на водных объектах. На землях, покрытых поверхностными водами, не осуществляется образование земельных участков (пункт 2 статьи 102 Земельного кодекса Российской Федерации).
Согласно правовой позиции, изложенной в пункте 23 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 2 (2019), утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 17.07.2019, если водный объект относится к федеральной собственности, то его составная часть - покрытая поверхностными водами земля в пределах береговой линии - также является федеральной собственностью. При этом земельный участок как объект земельных отношений не формируется.
При исследовании обстоятельств настоящего дела судами установлено, что 13.08.2019 администрация обратилась в управление с заявлением об утверждении схемы расположения земельного участка с местоположением: Свердловская область, Пышминский район, с кадастровым номером 66:20:0000000:87:ЗУ1, площадью 90 381 744 кв. м, категория земель - земли сельскохозяйственного назначения, сформированного из земельного участка с кадастровым номером 66:20:0000000:87, и передаче участка безвозмездно в муниципальную собственность Пышминского городского округа.
Письмом от 03.09.2019 исх. N АР-11188/07 уполномоченный орган отказал в утверждении схемы расположения земельного участка и передаче безвозмездно в муниципальную собственность Пышминского городского округа связи с тем, что представленные документы не содержали картографического материала.
Администрация 31.10.2019 обратилась в управление с заявлением (от 31.10.2019 исх. N 5727) об утверждении схемы расположения земельного участка с местоположением: Свердловская область, Пышминский район, с кадастровым номером 66:20:0000000:87:ЗУ1 площадью 90 381 744 кв. м, категория земель - земли сельскохозяйственного назначения, сформированного из земельного участка с кадастровым номером 66:20:0000000:87, и передаче безвозмездно в муниципальную собственность Пышминского городского округа.
Управление направило заявителю письмо (от 28.11.2019 исх. N 66-ШЕ-07/14923), в котором указало администрации на невозможность в настоящее время принятия решения о передаче в собственность земельного участка на основании части 1 статьи 8 Водного кодекса Российской Федерации в связи с нахождением на земельном участке водных объектов.
Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Свердловской области от 05.06.2020 по делу N А60-5377/2020 признано незаконным бездействие управления, выразившееся в нерассмотрении по существу заявления администрации от 31.10.2019, на уполномоченный орган возложена обязанность по рассмотрению заявления и принятию одного из предусмотренных пунктом 5 статьи 39.31 Земельного кодекса Российской Федерации решений.
В адрес администрации 11.11.2020 поступило письмо уполномоченного органа от 05.11.2020 за исх. N 66-07/12596, согласно которому в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории и передаче его безвозмездно из федеральной собственности в собственность Пышминского городского округа отказано ввиду того, что границы образуемого земельного участка включают в себя часть водных объектов.
Полагая отказ управления незаконным, нарушающим права заявителя, администрация, обратилась в арбитражный суд.
При исследовании фактических обстоятельств настоящего дела суды приняли во внимание, что в письме от 05.11.2020 за исх. N 66-07/12596 уполномоченный орган пояснил, что, исполняя решение Арбитражного суда Свердловской области от 05.06.2020 по делу N А60-5377/2020, а также постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.08.2020 N 17АП-7189/2020-ГК, управление повторно рассмотрело представленную Пышминским городским округом схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории; сопоставив границы образуемого земельного участка с границами водных объектов, информация о которых содержится в Едином государственном реестре недвижимости, а также с информацией публичной кадастровой карты, выявил наложение образуемого земельного участка на водные объекты.
Установлено, что из земельных участков, входящих в состав единого землепользования с кадастровым номером 66:20:0000000:87, не полностью исключена река Каратач с притоками, а также ключ без названия, из участка с кадастровым номером 66:20:0104001:59, не полностью исключена река Скакунка с притоками, а также ручей без названия из участка с кадастровым номером 66:20:0105002:31, не исключён ручей без названия, а также болото из участка с кадастровым номером 66:20:0105002:75, не полностью исключена река Скакунка из участка с кадастровым номером 66:20:0105001:13, не полностью исключены реки Смородинка и Юрмач с рукавами и притоками из участка с кадастровым номером 66:20:0103002:68.
Наличие указанных выше водных объектов установлено вступившими в законную силу судебными актами по делам N А60-39798/2016, N А60-62559/2019, N А60-5377/2020. При рассмотрении указанных дел судами признано незаконным бездействие управления, выразившееся в нерассмотрении по существу заявления администрации. Указано, что управление не вправе запрашивать документы, не предусмотренные законом, при подаче заявления в соответствии со статьей 39.30 Земельного кодекса Российской Федерации уполномоченный орган обязан проверить факт нахождения на земельном участке объектов, препятствующих передаче участка в муниципальную собственность.
Исследовав и оценив содержание оспариваемого решения уполномоченного органа, оформленного письмом от 05.11.2020, суды заключили, что уполномоченным органом вновь не принято одно из двух решений: о безвозмездной передаче земельного участка или об отказе в передаче земельного участка, то есть вновь допущено незаконное бездействие, нарушающее права и законные интересы заявителя, в то время как сведения о водных объектах, которые должны быть исключены их схемы расположения земельного участка, имеются.
Суды приняли во внимание, что в письме от 05.11.2020 управлением не указаны конкретные части, места расположения водных объектов, которые не учтены заявителем в схеме, к указанному письму не приложен графический материал, который будет способствовать подготовке схемы, учитывающей наличие всех водных объектов, подлежащих исключению из схемы.
С учетом изложенного судами дана оценка поведению уполномоченного органа как недобросовестному, указано на нерассмотрение управлением по существу заявлений администрации на протяжении нескольких лет, то есть на ненадлежащее исполнение функций органа власти.
При таких обстоятельствах суды обоснованно удовлетворили заявленные требования администрации.
Фактические обстоятельства дела судами первой и апелляционной инстанций установлены и исследованы в полном объеме, выводы судов соответствуют доказательствам, имеющимся в материалах дела, и нормам действующего законодательства.
Доводы администрации и управления, изложенные в кассационных жалобах, не свидетельствуют о нарушении судами норм права и сводятся лишь к переоценке имеющихся в деле доказательств и сделанных на их основании выводов судов, полномочий для которой у суда кассационной инстанции не имеется (статья 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Нарушений норм материального или процессуального права, влекущих отмену решения суда первой инстанции и постановления суда апелляционной инстанции (статья 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), судом кассационной инстанции не установлено.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Свердловской области от 07.04.2021 по делу N А60-62806/2020 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.07.2021 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Свердловской области - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
И.А. Татаринова |
Судьи |
А.С. Полуяктов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"При исследовании фактических обстоятельств настоящего дела суды приняли во внимание, что в письме от 05.11.2020 за исх. N 66-07/12596 уполномоченный орган пояснил, что, исполняя решение Арбитражного суда Свердловской области от 05.06.2020 по делу N А60-5377/2020, а также постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.08.2020 N 17АП-7189/2020-ГК, управление повторно рассмотрело представленную Пышминским городским округом схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории; сопоставив границы образуемого земельного участка с границами водных объектов, информация о которых содержится в Едином государственном реестре недвижимости, а также с информацией публичной кадастровой карты, выявил наложение образуемого земельного участка на водные объекты.
...
Наличие указанных выше водных объектов установлено вступившими в законную силу судебными актами по делам N А60-39798/2016, N А60-62559/2019, N А60-5377/2020. При рассмотрении указанных дел судами признано незаконным бездействие управления, выразившееся в нерассмотрении по существу заявления администрации. Указано, что управление не вправе запрашивать документы, не предусмотренные законом, при подаче заявления в соответствии со статьей 39.30 Земельного кодекса Российской Федерации уполномоченный орган обязан проверить факт нахождения на земельном участке объектов, препятствующих передаче участка в муниципальную собственность."
Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 26 октября 2021 г. N Ф09-7383/21 по делу N А60-62806/2020