Екатеринбург |
|
27 октября 2021 г. |
Дело N А60-8416/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 27 октября 2021 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 27 октября 2021 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Черкезова Е.О.,
судей Сухановой Н.Н., Гавриленко О.Л.,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу акционерного общества "Газпром закупки" (далее - общество "Газпром закупки") на решение Арбитражного суда Свердловской области от 29.04.2021 по делу N А60-8416/2021 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.07.2021 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании приняли участие представители:
общества "Газпром закупки" - Егоров И.С. (доверенность от 25.10.2021);
Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области (далее - антимонопольный орган, Управление) - Федорова А.О. (доверенность от 15.04.2021).
Общество "Газпром закупки" обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением о признании недействительным решения Управления от 16.12.2020 N 066/01/18.1-5096/2020 в части установления нарушения пункта 1 части 1 статьи Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Федеральный закон N 223-ФЗ).
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: общество с ограниченной ответственностью "Газпром трансгаз Екатеринбург" (далее - общество "Газпром трансгаз Екатеринбург"), общество с ограниченной ответственностью "Предприятие "Трансмагистраль" (далее - общество "Предприятие "Трансмагистраль").
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 29.04.2021 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.07.2021 решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе общество "Газпром закупки" просит названные судебные акты отменить, направить дело на новое рассмотрение в Арбитражный суд Свердловской области, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права.
Заявитель кассационной жалобы указывает на неправильное применение судами пункта 1 части 1 статьи Федерального закона N 223-ФЗ, поскольку, по мнению общества "Газпром закупки", отсутствие непосредственно в протоколе срока и объема исполнения договора не является нарушением принципа информационной открытости, если соответствующая информация была доведена организатором закупки до участников и размещена в открытом доступе Единой информационной системе (далее - ЕИС), а также в составе закупочной документации. При этом общество "Газпром закупки" считает, что отсутствие в протоколе объема и срока договора не сделало невозможным участие в закупке, не привело к злоупотреблению со стороны организатора закупки.
Кроме того, общество "Газпром закупки" ссылается на то, что произвольный контроль антимонопольного органа за проведением корпоративных закупок не соответствует целям и задачам, возложенным на Управление действующим законодательством. Учитывая, что закупочная документация содержала информацию об объеме и сроке договора, а жалоба, поданная в антимонопольный орган, признана необоснованной, то основания для выявления нарушений Федерального закона N 223-ФЗ отсутствовали.
Общество "Газпром закупки" полагает, что Постановление Правительства Российской Федерации от 10.09.2012 N 908 "Об утверждении положения о размещении в Единой информационной системе информации о закупке" (далее - Постановление N 908), которым руководствуется антимонопольный орган, устанавливает порядок размещения информации о закупке, а не перечень информации, подлежащей размещению. Поскольку Федеральным законом от 31.12.2017 N 505-ФЗ в статью 3.2 Федерального закона N 223-ФЗ внесена часть 14, которой предусмотрен перечень сведений, подлежащих отражению в итоговом протоколе, данная норма является специальной по отношению к пункту 34 Постановления N 908. Общество "Газпром закупки" также отмечает, что Правительство Российской Федерации наделено законодателем правом установить именно порядок размещения информации о закупке, а не перечень информации, подлежащей размещению.
Проверив законность и обоснованность принятых по делу судебных актов, суд кассационной инстанции не нашел оснований для их отмены или изменения.
Как следует из материалов дела, в Управление поступило заявление общества "Предприятие "Трансмагистраль" с информацией о нарушении организатором торгов в лице общества "Газпром закупки", заказчиком в лице общества "Газпром трансгаз Екатеринбург", его комиссией Федерального закона N 223-ФЗ при проведении закупки путем открытого конкурентного отбора в электронной форме на оказание услуг по проведению дополнительной оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и актуализации планов обеспечения транспортной безопасности для нужд общества "Газпром трансгаз Екатеринбург" (извещение N 32009519233).
При рассмотрении жалобы антимонопольным органом установлены следующие обстоятельства.
Документом, регламентирующим закупочную деятельность заказчика, является Положение о закупках товаров, работ, услуг публичного акционерного общества "Газпром" и Компаний Группы Газпром, утвержденного решением Совета директоров общества "Газпром" от 19.10.2018 N 3168 и размещенного в ЕИС в редакции от 02.12.2019.
На официальном сайте в сети "Интернет" 24.09.2020 размещено извещение N 32009106231 и документация на оказание услуг по проведению дополнительной оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и актуализации планов обеспечения транспортной безопасности для нужд общества "Газпром трансгаз Екатеринбург". Организатор закупки - общество "Газпром закупки"; заказчик - общество "Газпром трансгаз Екатеринбург".
Заказчиком 01.12.2020 подписан и 02.12.2020 размещен протокол по подведению итогов конкурентного отбора. В ходе проверки антимонопольным органом установлено, что в протоколе подведения итогов закупки не содержится сведений относительно объема, срока исполнения договора. Указание названной информации в протоколе прямо предусмотрено пунктом 34 Постановления N 908. Отсутствие такой информации в протоколе антимонопольный орган расценил как нарушение принципа информационной открытости закупки, закрепленного в пункте 1 части 1 статьи 3 Федерального закона N 223-ФЗ.
По результатам рассмотрения жалобы Управлением 16.12.2020 вынесено решение N 066/01/18.1-5096/2020, которым жалоба общества "Предприятие "Трансмагистраль" признана необоснованной. В действиях организатора торгов в лице общества "Газпром закупки", заказчика в лице общества "Газпром трансгаз Екатеринбург" нарушений не выявлено. В действиях закупочной комиссии выявлено нарушение пункта 1 части 1 статьи 3 Федерального закона N 223-ФЗ (пункт 3).
Нарушение закупочной комиссии выразилось в том, что в протоколе подведения итогов не отражены сведения относительно объема, срока исполнения договора.
Полагая, что названное решение антимонопольного органа в части признания аукционной комиссии нарушившей требования пункта 1 части 1 статьи 3 Федерального закона N 223-ФЗ является незаконным, общество "Газпром закупки" обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании его недействительным.
Суды, сделав вывод об отсутствии совокупности оснований для признания оспариваемого ненормативного акта Управления недействительным, отказали в удовлетворении заявленных требований.
Выводы судов являются правильными, соответствуют действующему законодательству, материалам дела.
Из системного толкования части 1 статьи 198, части 4 статьи 200, части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации следует, что для признания недействительными ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органа, осуществляющего публичные полномочия, необходимо одновременное наличие двух условий: их несоответствие закону или иному правовому акту, и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
Согласно части 5 статьи 4 Федерального закона N 223-ФЗ при осуществлении закупки, за исключением закупки у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) и конкурентной закупки, осуществляемой закрытым способом, в единой информационной системе размещаются информация о закупке, в том числе извещение об осуществлении конкурентной закупки, документация о конкурентной закупке, за исключением запроса котировок, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения об осуществлении конкурентной закупки и документации о конкурентной закупке, изменения, внесенные в эти извещение и документацию, разъяснения этой документации, протоколы, составляемые в ходе осуществления закупки, итоговый протокол, а также иная информация, размещение которой в ЕИС предусмотрено Федеральным законом N 223-ФЗ и положением о закупке, за исключением случаев, предусмотренных частями 15 и 16 настоящей статьи.
Протокол, составленный по итогам конкурентной закупки, должен содержать следующие сведения: дата подписания протокола; количество поданных заявок на участие в закупке, а также дата и время регистрации каждой такой заявки; порядковые номера заявок на участие в закупке, окончательных предложений участников закупки в порядке уменьшения степени выгодности содержащихся в них условий исполнения договора, включая информацию о ценовых предложениях и (или) дополнительных ценовых предложениях участников закупки. Заявке на участие в закупке, окончательному предложению, в которой содержатся лучшие условия исполнения договора, присваивается первый номер. В случае, если в нескольких заявках на участие в закупке, окончательных предложениях содержатся одинаковые условия исполнения договора, меньший порядковый номер присваивается заявке на участие в закупке, окончательному предложению, которые поступили ранее других заявок на участие в закупке, окончательных предложений, содержащих такие же условия; результаты рассмотрения заявок на участие в закупке, окончательных предложений (если документацией о закупке, извещением об осуществлении закупки на последнем этапе проведения закупки предусмотрены рассмотрение таких заявок, окончательных предложений и возможность их отклонения) с указанием в том числе: а) количества заявок на участие в закупке, окончательных предложений, которые отклонены; б) оснований отклонения каждой заявки на участие в закупке, каждого окончательного предложения с указанием положений документации о закупке, извещения о проведении запроса котировок, которым не соответствуют такие заявка, окончательное предложение; результаты оценки заявок на участие в закупке, окончательных предложений (если документацией о закупке на последнем этапе ее проведения предусмотрена оценка заявок, окончательных предложений) с указанием решения комиссии по осуществлению закупок о присвоении каждой такой заявке, каждому окончательному предложению значения по каждому из предусмотренных критериев оценки таких заявок (в случае, если этапом закупки предусмотрена оценка таких заявок); причины, по которым закупка признана несостоявшейся, в случае признания ее таковой; иные сведения в случае, если необходимость их указания в протоколе предусмотрена положением о закупке (часть 14 статьи 3.2 Федерального закона N 223-ФЗ).
Пунктом 34 Постановления N 908 предусмотрено, что протоколы, составленные в ходе закупки, должны содержать сведения об объеме закупки, цене закупаемых товаров, работ, услуг, сроке исполнения контракта, а также иную информацию, предусмотренную Федеральным законом и положением о закупке, размещенном в единой информационной системе.
Следовательно, как верно указано судами, требования к итоговому протоколу закупки сформулированы как в Федеральном законе N 223-ФЗ, так и в пункте 34 Постановления N 908.
При этом указание в пункте 8 части 14 статьи 3.2 Федерального закона N 223-ФЗ на включение в протокол сведений, предусмотренных Постановлением N 908 означает, что перечень сведений не является закрытым и может быть дополнен в установленном порядке. Изложенные в пункте 34 Постановления N 908, не противоречат части 14 статьи 3.2 Федерального закона N 223-ФЗ и в силу их нормативного характера являются обязательными для исполнения.
Судами установлено и материалами дела подтверждено, в протоколе, составленном закупочной комиссией по итогам конкурентной закупки, не указаны сведения об объеме закупаемых товаров, работ, услуг, сроке исполнения контракта. В связи с этим судами верно определено, что объем сведений, указанных в протоколе не позволял признать данный протокол соответствующим требованиям принципа информационной открытости закупки. Следовательно, антимонопольный орган правомерно счел, что закупочной комиссией допущено нарушение требований, предусмотренных пунктом 1 части 1 статьи 3 Федерального закона N 223-ФЗ.
Судами также правильно отмечено, что применительно к протоколам, составляемым и публикуемым в ходе закупки, по итогам закупки, соблюдение принципа информационный открытости означает необходимость обязательного доведения до сведения участников закупки всей информации, касающейся хода и результатов рассмотрения их заявок на участие в названной закупке, поскольку упомянутые результаты напрямую затрагивают права и законные интересы таких участников.
Оценив по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представленные в материалы дела доказательства в их взаимосвязи и совокупности, суды пришли к обоснованному выводу об отсутствии совокупности оснований для признания ненормативного акта Управления в оспариваемой части недействительным.
Таким образом, суды правомерно отказали в удовлетворении заявленных обществом "Газпром закупки" требований.
Доводы заявителя кассационной жалобы аналогичны доводам, изложенным в апелляционной жалобе, являлись предметом рассмотрения судов обеих инстанций и направлены на переоценку фактических обстоятельств, имеющихся в деле доказательств и сделанных на их основании выводов судов, что согласно статье 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в полномочия суда кассационной инстанции.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для отмены обжалуемых судебных актов, судом кассационной инстанции не выявлено.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Свердловской области от 29.04.2021 по делу N А60-8416/2021 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.07.2021 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу акционерного общества "Газпром закупки" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Е.О. Черкезов |
Судьи |
Н.Н. Суханова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Пунктом 34 Постановления N 908 предусмотрено, что протоколы, составленные в ходе закупки, должны содержать сведения об объеме закупки, цене закупаемых товаров, работ, услуг, сроке исполнения контракта, а также иную информацию, предусмотренную Федеральным законом и положением о закупке, размещенном в единой информационной системе.
Следовательно, как верно указано судами, требования к итоговому протоколу закупки сформулированы как в Федеральном законе N 223-ФЗ, так и в пункте 34 Постановления N 908.
При этом указание в пункте 8 части 14 статьи 3.2 Федерального закона N 223-ФЗ на включение в протокол сведений, предусмотренных Постановлением N 908 означает, что перечень сведений не является закрытым и может быть дополнен в установленном порядке. Изложенные в пункте 34 Постановления N 908, не противоречат части 14 статьи 3.2 Федерального закона N 223-ФЗ и в силу их нормативного характера являются обязательными для исполнения.
Судами установлено и материалами дела подтверждено, в протоколе, составленном закупочной комиссией по итогам конкурентной закупки, не указаны сведения об объеме закупаемых товаров, работ, услуг, сроке исполнения контракта. В связи с этим судами верно определено, что объем сведений, указанных в протоколе не позволял признать данный протокол соответствующим требованиям принципа информационной открытости закупки. Следовательно, антимонопольный орган правомерно счел, что закупочной комиссией допущено нарушение требований, предусмотренных пунктом 1 части 1 статьи 3 Федерального закона N 223-ФЗ."
Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 27 октября 2021 г. N Ф09-7964/21 по делу N А60-8416/2021