Екатеринбург |
|
10 ноября 2021 г. |
Дело N А07-31424/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 09 ноября 2021 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 10 ноября 2021 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Вдовина Ю.В.,
судей Черкезова Е.О., Ященок Т.П.,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Государственного комитета Республики Башкортостан по жилищному и строительному надзору (далее - комитет) на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 09.04.2021 по делу N А07-31424/2020 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.07.2021 по тому же делу.
Представители лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа, в судебное заседание не явились.
Общество с ограниченной ответственностью "Дим" (далее - заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Башкортостан с заявлением к комитету о признании недействительным приказа от 14.12.2020 N 1880 об отказе во внесении изменений в реестр лицензий Республики Башкортостан.
Судом первой инстанции привлечено в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, акционерное общество Управление жилищного хозяйства Демского района городского округа город Уфа Республики Башкортостан (далее - АО "УЖХ Демского района городского округа город Уфа Республики Башкортостан").
Решением Арбитражного суда Республики Башкортостан от 09.04.2021 требование удовлетворено, оспариваемый приказ признан недействительным, суд обязал комитет внести изменения в реестр лицензий Республики Башкортостан в соответствии с заявлением общества.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.07.2021 решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе комитет просит указанные судебные акты отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных обществом требований, настаивая на наличии оснований для отказа во внесении изменений в реестр лицензий по заявлению общества; ссылается на то, что при проведении проверки был установлен факт отсутствия исполнения обществом требований части 2 статьи 198 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) о размещении информации, указанной в заявлении, в связи с этим заявителю было отказано во внесении изменений в реестр лицензий Республики Башкортостан.
Как отмечает заявитель кассационной жалобы, закон разделяет понятия заключения договора управления многоквартирным домом и возникновение обязанности по исполнению договора управления многоквартирным домом; полагает, что внесение изменений в реестр лицензий Республики Башкортостан является основанием исключительно для начала исполнения договора управления многоквартирным домом.
Кроме того, комитет указывает, что обществом при подаче заявления о внесении изменений в реестр лицензий Республики Башкортостан был приложен договор управления многоквартирным домом, условия которого утверждены общим собранием собственников помещений многоквартирного дома.
Общество в отзыве на кассационную жалобу просит обжалуемые судебные акты оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Проверив законность обжалуемых судебных актов, суд кассационной инстанции не находит оснований для их отмены.
Как следует из материалов дела, общим собранием собственников помещений многоквартирного дома N 14/7 по ул. Левитана в г. Уфа Республики Башкортостан (далее - МКД) принято решение (протокол от 28.11.2020 N 5) о расторжении ранее заключенного договора управления МКД с управляющей компанией АО "УЖХ Демского района городского округа город Уфа Республики Башкортостан", о выборе управляющей организацией общества и утверждении договора управления с управляющей компанией.
В связи с изложенным общество 02.12.2020 обратилось в комитет с заявлением о внесении изменений в реестр лицензий Республики Башкортостан, по итогам проверки которого на основании заключения от 14.12.2020 N 0449/1039 комитетом вынесен приказ от 14.12.2020 N 1880, которым обществу отказано во внесении соответствующих изменений в реестр лицензий Республики Башкортостан в связи с тем, что на момент рассмотрения заявления МКД находился в управлении АО "УЖКХ Демского района ГО г. Уфа РБ", а также обществом не размещена информация о заключении договора управления на официальном сайте ГИС ЖКХ.
Не согласившись с указанным ненормативным актом комитета, общество обратилось в арбитражный суд.
Удовлетворяя требование общества, суды первой и апелляционной инстанций, оценив представленные в материалы дела доказательства, пришли к выводу о том, что приказ комитета не соответствует закону и нарушает права и законные интересы заявителя.
Выводы судов являются правильными, соответствуют действующему законодательству, материалам дела.
Из системного толкования части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 АПК РФ следует, что для признания недействительными ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органа, осуществляющего публичные полномочия, необходимо одновременное наличие двух условий: их несоответствие закону или иному правовому акту, и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
Согласно части 1 статьи 198 ЖК РФ сведения о многоквартирных домах, деятельность по управлению которыми осуществляет лицензиат, подлежат размещению лицензиатом в системе.
Согласно части 2 статьи 198 ЖК РФ в случае изменения перечня многоквартирных домов, деятельность по управлению которыми осуществляет лицензиат, в связи с заключением, прекращением, расторжением договора управления многоквартирным домом лицензиат в течение пяти рабочих дней со дня заключения, прекращения, расторжения указанного договора обязан разместить эти сведения в системе, а также направить их в орган государственного жилищного надзора.
Порядок внесения изменений в реестр лицензий Республики Башкортостан осуществляется в соответствии с Порядком и сроками внесения изменений в реестр лицензий субъекта РФ, утвержденным Приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 25.12.2015 N 938/пр (далее - Порядок N 938/пр).
В соответствии с пунктом 2 Порядка N 938/пр изменения в реестр вносятся органом государственного жилищного надзора субъекта Российской Федерации на основании представленного лицензиатом заявления о внесении изменений в реестр, содержащего в себе сведения, перечисленные в названном пункте.
В ходе рассмотрения заявления и документов органом государственного жилищного надзора осуществляется проверка заявления и документов на предмет соблюдения следующих условий: а) соответствия заявления и документов положениям пунктов 2 и 3 данного Порядка; б) достоверности сведений, содержащихся в заявлении и документах, указанных в пункте 3 Порядка; в) отсутствия противоречий сведений, представленных заявителем, содержащимся в реестре на момент рассмотрения заявления сведениям;
г) выполнения заявителем требования, установленного частью 2 статьи 198 ЖК РФ, о размещении указанной в заявлении информации в системе, в случае наличия данной обязанности у заявителя; д) отсутствия вступившего в законную силу решения суда о признании заявителя банкротом в соответствии с Федеральным законом от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)"; е) отсутствия признаков ничтожности решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме по основаниям, установленным гражданским законодательством Российской Федерации, а также в случае принятия на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме решения о выборе непосредственного способа управления таким многоквартирным домом в нарушение положения пункта 1 части 2 статьи 161 ЖК РФ (пункт 5 Порядка N 938/пр).
В силу пункта 7 Порядка N 938/пр, по результатам рассмотрения заявления и документов орган государственного жилищного надзора принимает одно из следующих решений: а) о внесении изменений в реестр; б) об отказе во внесении изменений в реестр и возврате заявления и документов;
в) о приостановлении рассмотрения заявления.
В соответствии с пунктом 9 Порядка N 938/пр основаниями для отказа во внесении изменений в реестр и возврате заявления являются: а) несоответствие заявления и документов требованиям, установленным подпунктами "а", "г" - "е" пункта 5 данного Порядка; б) несоответствие заявления и документов требованиям, установленным подпунктами "б" и "в" пункта 5 названного Порядка, выявленное органом государственного жилищного надзора по результатам проверки, проведенной в соответствии с пунктом 15 указанного Порядка. Решение об отказе во внесении изменений в реестр должно содержать мотивированное обоснование принятия такого решения.
Подпунктом "в" пункта 5 Порядка N 938/пр предусмотрено, что в ходе рассмотрения заявления и документов орган государственного жилищного проверяет отсутствие противоречий сведений, представленных лицензиатом, уже содержащимся в реестре на момент рассмотрения заявления сведениям.
Наличие противоречий сведений, представленных лицензиатом, сведениям, уже содержащимся в реестре на момент рассмотрения заявления, является основанием для принятия решения о приостановлении рассмотрения заявления (подпункт "а" пункта 10 Порядка N 938/пр).
При приостановлении рассмотрения заявления орган государственного жилищного надзора в случае наличия в реестре сведений об управлении многоквартирного дома, указанного в заявлении, другим лицензиатом, запрашивает необходимые материалы и информацию у обоих лицензиатов (подпункт "а" пункта 15 Порядка N 938/пр).
Как следует из материалов дела, одним из оснований для отказа заявителю во внесении изменений в реестр лицензий послужил вывод комитета о том, что на момент рассмотрения заявления МКД находился в управлении АО "УЖКХ Демского района ГО г. Уфа РБ".
Однако судами установлено, что комитетом, при наличии в реестре сведений об управлении МКД другой управляющей организацией, не принято решение о приостановлении рассмотрения заявления общества в соответствии с подпунктом "а" пункта 10 Порядка N 938/пр. Необходимые материалы и информация комитетом в нарушение требований подпункта "а" пункта 15 Порядка N 938/пр у АО "УЖХ Демского района городского округа город Уфа Республики Башкортостан" не запрошены.
Как верно указано судами, изменения в реестр лицензий Республики Башкортостан должны быть внесены комитетом после проведения внеплановой проверки, которую следовало провести в связи с подачей заявления общества о включении спорного МКД в реестр лицензий Республики Башкортостан.
Кроме того, в отношении АО "УЖХ Демского района городского округа город Уфа Республики Башкортостан" 04.09.2020 Арбитражным судом Республики Башкортостан возбуждено дело N А07-18911/2020 о несостоятельности (банкротстве). При этом волеизъявление собственников помещений МКД о смене управляющей организации четко и ясно выражено в принятых ими решениях общего собрания собственников, оформленных протоколом от 28.11.2020 N 5.
Кворум на общем собрании собственников помещений МКД имелся, решения по всем вопросам повестки собрания приняты большинством голосов. Признаки ничтожности решений общего собрания по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации, Госкомитетом не установлены. Вступившее в законную силу решение суда общей юрисдикции о признании принятых этим общим собранием решений недействительными отсутствует.
При таких обстоятельствах, противоречие между представленными лицензиатом сведениями и сведениями, содержащимися в реестре лицензий Республики Башкортостан на момент рассмотрения заявления общества отсутствовало, в связи с этим у комитета не было основания для отказа во внесении изменений в реестр лицензий Республики Башкортостан.
Относительно вывода комитета о неразмещении обществом на сайте ГИС ЖКХ в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" - www.dom.gosuslugi.ru информации о заключенном договоре управления МКД, судами установлено следующее.
В соответствии с подпунктом "в" пункта 3 Порядка N 938/пр (в ред. Приказа Минстроя России от 02.03.2018 N 134/пр) к заявлению о внесении изменений в реестр прилагается копия договора управления, условия которого утверждены решением общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, или копия договора управления, заключенного с застройщиком в случаях, предусмотренных частью 14 статьи 161 ЖК РФ.
Следовательно, положения Порядка N 938/пр в изложенной редакции требуют представление только копии договора управления, условия которого утверждены общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме.
Указанная обязанность обществом была исполнена, обществом 03.12.2020 размещен на сайте www.dom.gosuslugi.ru договор управления МКД, условия которого утверждены решением общего собрания собственников помещений МКД, оформленного протоколом от 28.11.2020 N 5, что подтверждается скриншотом с соответствующего сайта (материалы электронного дела к заявлению общества от 18.12.2020).
Таким образом, обществом выполнены условия подпункта "г" пункта 5 Порядка N 938/пр, представлены документы, подтверждающие выполнение обязанности, предусмотренной частью 2 статьи 198 ЖК РФ, в связи с чем у комитета отсутствовали основания для принятия оспариваемого приказа.
С учетом изложенного, суды пришли к правильному выводу о незаконности оспоренного ненормативного правового акта и удовлетворили заявленные требования общества.
Обжалованные судебные акты приняты при правильном применении норм права, содержащиеся в них выводы не противоречат установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся доказательствам.
Все доводы, приведенные в кассационной жалобе, являлись предметом рассмотрения судами обеих инстанций и им дана надлежащая правовая оценка, при этом иное толкование подателем жалобы положений законодательства, подлежащих применению в деле, не свидетельствует о наличии оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебного акта, судом округа не установлено.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 АПК РФ, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 09.04.2021 по делу N А07-31424/2020 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.07.2021 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу Государственного комитета Республики Башкортостан по жилищному и строительному надзору - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Ю.В. Вдовин |
Судьи |
Е.О. Черкезов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии с подпунктом "в" пункта 3 Порядка N 938/пр (в ред. Приказа Минстроя России от 02.03.2018 N 134/пр) к заявлению о внесении изменений в реестр прилагается копия договора управления, условия которого утверждены решением общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, или копия договора управления, заключенного с застройщиком в случаях, предусмотренных частью 14 статьи 161 ЖК РФ.
Следовательно, положения Порядка N 938/пр в изложенной редакции требуют представление только копии договора управления, условия которого утверждены общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме.
Указанная обязанность обществом была исполнена, обществом 03.12.2020 размещен на сайте www.dom.gosuslugi.ru договор управления МКД, условия которого утверждены решением общего собрания собственников помещений МКД, оформленного протоколом от 28.11.2020 N 5, что подтверждается скриншотом с соответствующего сайта (материалы электронного дела к заявлению общества от 18.12.2020).
Таким образом, обществом выполнены условия подпункта "г" пункта 5 Порядка N 938/пр, представлены документы, подтверждающие выполнение обязанности, предусмотренной частью 2 статьи 198 ЖК РФ, в связи с чем у комитета отсутствовали основания для принятия оспариваемого приказа."
Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 10 ноября 2021 г. N Ф09-7753/21 по делу N А07-31424/2020