Екатеринбург |
|
12 ноября 2021 г. |
Дело N А50-29090/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11 ноября 2021 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 12 ноября 2021 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Полуяктова А.С.,
судей Столярова А.А., Краснобаевой И.А.,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Кристалл" (далее - общество "Кристалл") на решение Арбитражного суда Пермского края от 09.04.2021 по делу N А50-29090/2020 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.06.2021 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа.
Учитывая, что общество "Кристалл" явку представителя в судебное заседание не обеспечило, заявило ходатайство о рассмотрении кассационной жалобы в отсутствие представителя, а также, принимая во внимание, что администрация Чернушинского городского округа и Управление имущественных отношений администрации Чернушинского городского округа, заявив ходатайство об участии в судебном заседании с использованием системы веб-конференции (онлайн-заседание) и, несмотря на предоставленную судом возможность участия в заседании в режиме онлайн, к веб-конференции не подключились, суд кассационной инстанции определил рассмотреть дело в их отсутствие согласно части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Общество "Кристалл" обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным отказа Управления имущественных отношений администрации Чернушинского городского округа (далее - Управление) о невключении нестационарного торгового объекта - павильона, расположенного по адресу: Пермский край, г. Чернушка, ул. Коммунистическая, д. 4 в Схему размещения нестационарных торговых объектов на территории Чернушинского городского округа; об обязании (далее - администрация) устранить допущенное нарушение прав и законных интересов общества путем внесения в Схему размещения нестационарных торговых объектов на территории Чернушинского городского округа, утвержденную постановлением администрации Чернушинского городского округа от 17.09.2020 N 23-261-01-04.
Решением суда от 09.04.2021 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.06.2021 решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе общество "Кристалл" просит обжалуемые судебные акты отменить, не передавая дело на новое рассмотрение, принять новое решение, ссылаясь на несоответствие выводов судов обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам. Заявитель указывает, что сведения о нем содержались в Схеме от 19.12.2018 г.. которая была разработана на период 2018-2023 г.г., которая содержит графическое описание местоположения павильона и кадастровый номер земельного участка, на котором он расположен, границы которого установлены в соответствии с требованиями действующего законодательства, сведения об адресе содержатся в ЕГРН. Судами не учтено то обстоятельство, что павильон эксплуатируется с 1997 года, а с 2004 г. на основании разрешительных документов выданных администрацией (паспорт участка N 3119), т.е. на законных основаниях. Кроме того, по мнению заявителя, на момент установки павильона применялись СНиП 21-01-97* "ПОЖАРНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ ЗДАНИЙ И СООРУЖЕНИЙ" (дата введения 1998-01-01), которыми противопожарные разрывы не регламентировались. Правила СП 4.13130.2013 "Системы противопожарной защиты. Ограничение распространения пожара на объектах защиты. Требования к объемно-планировочным и конструктивным решениям" введены в действие 24.06.2013, т.е. до установки и ввода в эксплуатацию павильона. Общество также полагает, что факт нахождения торгового павильона в охранной зоне ливневой канализации не доказан. По его мнению, не является относимым доказательством законности невключения торгового павильона в Схему от 17.09.2020 года, в связи с расторжением в судебном порядке договора аренды земельного участка N 257-1 1/14 от 11.11.2014, т.к. указанный павильон, фактически располагается на земельном участке с кадастровым номером 59:40:0010502:19. То обстоятельство, что обществом не обжаловались ранее выданный отказ Управления от 08.07.2020 г. о не включении торгового павильона в разрабатываемую Схему и постановление от 17.09.2020 N 23-261-01-04, не является существенным.
В возражениях на кассационную жалобу администрация и управление просят отказать в удовлетворении кассационной жалобы.
Как следует из материалов дела, общество "Кристалл" 14.10.2020 направило в Управление заявление о включении в Схему размещения НТО, павильона по адресу: Пермский край, г. Чернушка, ул. Коммунистическая, д. 4.
Управление в адрес общества "Кристалл" направило письмо от 05.11.2020 N 261-Исх-01-08-436, содержащее отказ во включении НТО в Схему размещения НТО на территории Чернушинского городского округа.
Полагая, что данное решение противоречит законодательству Российской Федерации, и нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением в порядке главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Проверив законность обжалуемых судебных актов в пределах доводов кассационной жалобы в порядке, предусмотренном статьями 274, 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд кассационной инстанции оснований для их отмены не усматривает.
Суды первой и апелляционной инстанций, отказывая в удовлетворении заявленных требований, исходили из следующего.
В силу части 1 статьи 198, статей 200, 201 АПК РФ, а также разъяснений, содержащихся в п. 6 совместного постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц необходимо установить наличие 2-х условий: несоответствия оспариваемого ненормативного правового акта, решения и действия (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушения указанными ненормативными правовыми актами, действиями (бездействием) прав и охраняемых законом интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
Положениями части 1 статьи 65 и части 5 статьи 200 АПК РФ предусмотрена обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Согласно пункту 15 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского округа относится создание условий для обеспечения жителей городского округа услугами связи, общественного питания, торговли и бытового обслуживания.
На основании пункта 1 статьи 39.36 Земельного кодекса Российской Федерации размещение нестационарных торговых объектов на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании схемы размещения нестационарных торговых объектов в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2009 года N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 381-ФЗ).
Согласно частям 1, 2, 3 и 6 статьи 10 Федерального закона N 381-ФЗ, размещение нестационарных торговых объектов на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной собственности или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии со схемой размещения нестационарных торговых объектов с учетом необходимости обеспечения устойчивого развития территорий и достижения нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов. Порядок включения в схему размещения, указанную в части 1 настоящей статьи, нестационарных торговых объектов, расположенных на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной собственности, устанавливается Правительством Российской Федерации. Схема размещения нестационарных торговых объектов разрабатывается и утверждается органом местного самоуправления, определенным в соответствии с уставом муниципального образования, в порядке, установленном уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации. Утверждение схемы размещения нестационарных торговых объектов, а, равно, как и внесение в нее изменений, не может служить основанием для пересмотра мест размещения нестационарных торговых объектов, строительство, реконструкция или эксплуатация которых были начаты до утверждения указанной схемы.
Порядок включения нестационарных торговых объектов, расположенных на земельных участках, в зданиях, строениях и сооружениях, находящихся в государственной собственности (в федеральной собственности или в собственности субъекта Российской Федерации), в схему размещения нестационарных торговых объектов, утверждаемую органом местного самоуправления, определенным в соответствии с уставом муниципального образования, в порядке, установленном уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, установлен Правилами включения нестационарных торговых объектов, расположенных на земельных участках, в зданиях, строениях и сооружениях, находящихся в государственной собственности, в схему размещения нестационарных торговых объектов, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.09.2010 N 772 (далее - Правила N 772).
Правилами также предусмотрен порядок внесения изменений в схему размещения объектов, согласно которому орган местного самоуправления направляет в органы, осуществляющие полномочия собственника имущества, заявление о включении объектов в схему размещения с указанием нормативов и фактических показателей минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов на территории муниципального образования, цели использования объектов, включаемых в схему размещения, видов объектов, планируемых к включению в схему размещения, а также планируемые сроки размещения объектов (пункты 4 - 6 Правил N 772).
На основании Федерального закона N 381-ФЗ в целях упорядочения размещения нестационарных торговых объектов на территории Пермского края постановлением Правительства Пермского края от 28.11.2017 N 966-п утвержден Порядок разработки и утверждения схемы размещения нестационарных торговых объектов (далее - Порядок).
Порядок определяет принципы разработки схемы размещения нестационарных торговых объектов (далее - Схема), процедуру разработки и утверждения Схемы, а также внесения изменений в Схему.
Размещение нестационарных торговых объектов на земельных участках, в зданиях, строениях и сооружениях, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании Схемы (пункт 1.2 Порядка).
В силу пункта 1.6 Порядка места размещения нестационарных торговых объектов, включенные в Схему, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации и Пермского края.
Размещение нестационарного торгового объекта, место которого не предусмотрено в Схеме или в отношении которого не установлены правовые основания для его размещения, не допускается (пункт 1.9 Порядка).
Схема разрабатывается с учетом размещения существующих стационарных торговых объектов и планов по их развитию (пункт 2.1.3 Порядка).
Нестационарные торговые объекты должны размещаться с учетом обеспечения свободного движения пешеходов, доступа потребителей к объектам торговли, в том числе обеспечения безбарьерной среды жизнедеятельности для инвалидов и иных маломобильных групп населения, беспрепятственного подъезда спецтранспорта при чрезвычайных ситуациях, а также с соблюдением пожарных и санитарных требований (пункт 2.2.2 Порядка).
Положение о порядке и условиях размещения нестационарных торговых объектов на территории Чернушинского городского округа утверждено постановление Администрации Чернушинского муниципального района от 19.11.2019 N 1474-261-01-04 (далее - Положение).
Положением установлены аналогичные установленным Порядком условия размещения нестационарных торговых объектов.
Согласно п.п. 9 пункта 3.4 Положения об администрации Чернушинского городского округа, утвержденного решением Думы Чернушинского городского округа от 19.12.2019 N 71, администрация разрабатывает и утверждает схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории Чернушинского городского округа.
В соответствии с пунктом 3.4.27 Положения об Управлении, утвержденного решением Думы Чернушинского городского округа от 19.12.2019 N 74, Управление обеспечивает подготовку, согласование, внесение изменений, утверждение в установленном порядке схемы размещения рекламных конструкций на территории Чернушинского городского округа, а также схемы размещения нестационарных торговых объектов. Согласно пункту 3.4.29 указанного положения Управление заключает и расторгает договоры на установку и эксплуатацию рекламных конструкций, договоры на установку и эксплуатацию нестационарных торговых объектов, обеспечивает учет и хранение данных договоров.
Исходя из положений Федерального закона N 381-ФЗ с учетом определения Конституционного Суда от 29.01.2015 N 225-О, порядок утверждения схемы подчиняется целям достижения установленных нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов, размещения нестационарных торговых объектов, используемых субъектами малого или среднего предпринимательства, осуществляющими торговую деятельность, формирование торговой инфраструктуры с учетом видов и типов торговых объектов, форм и способов торговли и направлен на обеспечение населения торговыми услугами, но не регламентирует порядок предоставления конкретным хозяйствующим субъектам прав на осуществление предпринимательской деятельности в определенном месте.
Постановлением администрации от 17.09.2020 N 23-261-01-04 утверждена Схема размещения нестационарных торговых объектов на территории Чернушинского городского округа на плановый период 2020-2024 гг. Торговый павильон общества в указанную Схему не включен.
Судами установлено, что до утверждения, указанной Схемы в сентябре 2020 года общество "Кристалл" обращалось в Управление с соответствующим заявлением (письмо от 06.07.2020 N 187).
Управлением 08.07.2020 исх. N 01-08/1708 было отказано во включении НТО по адресу: г. Чернушка ул. Коммунистическая, д. 4а в новую Схему. В качестве основания указано на планируемые мероприятия на спорном земельном участке по благоустройству территории МУП "Банный Комплекс". Указанный отказ обществом не обжалован.
Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Пермского края от 10.11.2020 по делу N А50-1776/2020 договор аренды земельного участка N 257-11/14, заключенный между Управлением и обществом "Кристалл", расторгнут. Обществу отказано в удовлетворении встречных исковых требований об обязании Управления заключить договор аренды земельного участка с кадастровым номером 59:40:0010502:1761 с обществом на новый срок без проведения торгов.
Материалами дела подтверждено, что Управление в пределах своей компетенции направило запросы ресурсоснабжающим организациям о рассмотрении возможности размещения павильона по адресу: Пермский край, г. Чернушка, ул. Коммунистическая, д. 4, на предмет наличия сетей инженерно-технического обеспечения и охранных зон.
Согласно письму от 28.10.2020 унитарного муниципального предприятия "Водопроводно-канализационное хозяйство" размещение данного объекта предприятием не согласовано по следующим причинам: 1) объект расположен в охранной зоне ливневой канализации банно-прачечного комплекса; 2) расстояние от нестационарного объекта до здания банно-прачечного комплекса составляет 3,1 м, что противоречит требованиям таблицы 1, СП 4.131130.2013 "Системы противопожарной защиты. Ограничение распространения пожара на объектах защиты. Требования к объемно-планировочным и конструктивным решениям", к письму приложена схема сетей БПК.
Согласно ответу Муниципального предприятия "Тепловые сети" торговый объект не находится в охранной зоне тепловых сетей, возражения по размещению объекта отсутствуют.
В соответствии с пунктом 2.1. Положения НТО на территории Чернушинского городского округа размещаются с учетом требований санитарно-эпидемиологических правил и норм, строительных норм и правил, требований технических регламентов, требований нормативных правовых актов о пожарной безопасности, иных нормативных правовых и правовых актов Российской Федерации, Пермского края, настоящего Положения.
Согласно пунктам 2 и 3 статьи 4 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" (далее - Федеральный закон N 123-ФЗ) к нормативным правовым актам Российской Федерации по пожарной безопасности относятся технические регламенты, принятые в соответствии с Федеральным законом "О техническом регулировании", федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, устанавливающие обязательные для исполнения требования пожарной безопасности. К нормативным документам по пожарной безопасности относятся национальные стандарты, своды правил, содержащие требования пожарной безопасности, а также иные документы, содержащие требования пожарной безопасности, применение которых на добровольной основе обеспечивает соблюдение требований указанного Федерального закона.
Противопожарный разрыв (противопожарное расстояние) - нормированное расстояние между зданиями, строениями, устанавливаемое для предотвращения распространения пожара (пункт 36 статьи 2 Федерального закона N 123-ФЗ).
Требования к объектам защиты различных классов функциональной пожарной опасности, представляющим собой отдельно стоящие здания и сооружения, установлены в СП 4.13130.2013 "Свод правил. Системы противопожарной защиты Ограничение распространения пожара на объектах защиты. Требования к объемно-планировочным и конструктивным решениям", утвержденные Приказом МЧС России от 24.04.2013 N 288.
Согласно пункту 4.3 СП 4.13130.2013 минимальные противопожарные расстояния (разрывы) между жилыми, общественными (в том числе административными, бытовыми) зданиями и сооружениями следует принимать в соответствии с таблицей 1 и с учетом пунктов 4.4 - 4.13 указанного свода правил.
Из содержания таблицы 1 СП 4.13130.2013 следует, что для определения минимального противопожарного расстояния требуются как данные о степени огнестойкости объектов, так и класса их конструктивной опасности зданий, сооружений; при этом в зависимости от степени огнестойкости и класса их конструктивной пожарной опасности зданий минимальное противопожарное расстояние может составлять от 6 до 15 метров.
Исследовав представленные в материалы дела доказательства в порядке, предусмотренном статьей 71 АПК РФ, в том числе акт обследования земельного участка, временного сооружения от 15.04.2020, письмо начальника 18 отдела надзорной деятельности и профилактической работы по Чернушинскому городскому округу и Куединскому муниципальному району Главного управления МЧС России по Пермскому краю от 06.11.2020 N 1179-4-26-9, схему сетей БПК, суды установили, что объект расположен в охранной зоне ливневой канализации банно-прачечного комплекса, а также в нарушение противопожарных норм, в частности, нормы по соблюдению противопожарного разрыва не соблюдены.
Таким образом, принимая во внимание окончание срока действия договора аренды земельного участка на момент обращения и отсутствие правовых оснований для реализации преимущественного права его заключения без проведения торгов, отсутствие в утвержденной Схеме размещения НТО в Чернушинском городском поселении спорного объекта, установив несоблюдение при размещении спорного объекта требований противопожарных норм и нахождение объекта в охранной зоне ливневой канализации, суды пришли к обоснованному выводу о том, что оспариваемое решение является правомерным и не нарушающим законные права заявителя, в связи с чем отказали в удовлетворении заявленных требований.
Доводы общества "Кристалл" о том, что сведения о торговом павильоне содержались в Схеме от 19.12.2018, которая была разработана на период 2018-2023 г.г., павильон эксплуатируется с 1997 года, а с 2004 года на основании разрешительных документов, выданных администрацией, т о есть на законных основаниях, были предметом оценки судов обеих инстанций и получили надлежащую правовую оценку.
Суды указали, что Схема размещения нестационарных торговых объектов в Чернушинском городского поселении на плановый период 2018-2023 гг., утвержденная 19.12.2018 N 2673 действительно содержит сведения о размещении нестационарного торгового объекта - павильон, смешанных товаров площадью 16,0 кв. м, площадью земельного участка с кадастровым номером 59:40:0010502:19, на котором находится указанный павильон 55,0 кв. м, расположенном по ул. Коммунистическая. Однако полные сведения о месте расположения указанного павильона отсутствуют, точный адрес, где именно расположен, павильон не указан. Тогда как другие торговые объекты, указанные в перечне, содержат точный адрес места расположения.
При этом судами отмечено, что наличие адреса размещения НТО в утвержденной органом местного самоуправления схеме, само по себе, не свидетельствует о возможности предоставления конкретному хозяйствующему субъекту, осуществляющему предпринимательскую торговую деятельность по указанному адресу, преимущественного права на размещение НТО в обход утвержденного органом местного самоуправления порядка, без проведения конкурентных процедур.
Согласно пункту 1 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается на торгах, проводимых в форме аукциона, за исключением случаев, предусмотренных п. 2 данной статьи.
В соответствии с пунктом 15 статьи 39.8 Земельного кодекса Российской Федерации арендатор земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, не имеет преимущественного права на заключение на новый срок договора аренды такого земельного участка без проведения торгов.
Судами учтено, что договор аренды с обществом расторгнут вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Пермского края от 10.11.2020 по делу N А50-1776/2020.
Постановление администрации Чернушинского городского округа от 17.09.2020 N 23-261-01-04, которым утверждена Схема размещения нестационарных торговых объектов на территории Чернушинского городского округа на плановый период 2020-2024 гг. и не включены сведения о месте размещения спорного торгового объекта, не признано незаконным и не оспорено заявителем в установленном порядке.
Иные доводы заявителя, изложенные в кассационной жалобе, основаны на неверном толковании норм права применительно к установленным судами обстоятельствам, выводов судов не опровергают, в части направлены на переоценку имеющихся в материалах дела доказательств и сделанных на их основании выводов судов, что не входит в полномочия суда кассационной инстанции в соответствии с положениями ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в связи с чем подлежат отклонению, в том числе по основаниям, изложенным в мотивировочной части настоящего постановления.
Нарушений норм материального или процессуального права, являющихся основанием для отмены решения суда первой инстанции и постановления суда апелляционной инстанции (ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), судом кассационной инстанции не установлено.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Пермского края от 09.04.2021 по делу N А50-29090/2020 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.06.2021 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Кристалл" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
А.С. Полуяктов |
Судьи |
А.А. Столяров |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Из содержания таблицы 1 СП 4.13130.2013 следует, что для определения минимального противопожарного расстояния требуются как данные о степени огнестойкости объектов, так и класса их конструктивной опасности зданий, сооружений; при этом в зависимости от степени огнестойкости и класса их конструктивной пожарной опасности зданий минимальное противопожарное расстояние может составлять от 6 до 15 метров.
...
Согласно пункту 1 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается на торгах, проводимых в форме аукциона, за исключением случаев, предусмотренных п. 2 данной статьи.
В соответствии с пунктом 15 статьи 39.8 Земельного кодекса Российской Федерации арендатор земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, не имеет преимущественного права на заключение на новый срок договора аренды такого земельного участка без проведения торгов.
Судами учтено, что договор аренды с обществом расторгнут вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Пермского края от 10.11.2020 по делу N А50-1776/2020."
Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 12 ноября 2021 г. N Ф09-7457/21 по делу N А50-29090/2020