Екатеринбург |
|
15 ноября 2021 г. |
Дело N А60-63671/2020 |
Арбитражный суд Уральского округа в составе судьи Ященок Т.П. рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу акционерного общества "Облкоммунэнерго" (далее - общество, АО "Облкоммунэнерго", заявитель) на решение Арбитражного суда Свердловской области от 26.02.2021 по делу N А60-63671/2020 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.06.2021 по тому же делу.
Кассационная жалоба рассмотрена в порядке, предусмотренном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), с учетом особенностей, установленных статьей 288.2 названного Кодекса, без проведения судебного заседания, без вызова лиц, участвующих в деле, после истечения установленного определением суда о принятии жалобы к производству срока для представления отзыва на неё.
Общество обратился в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области (далее - управление, антимонопольный орган) о признании незаконным и отмене постановления от 30.11.2020 N 066/04/9.21-4279/2020 о привлечении к административной ответственности по части 1 статьи 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), в виде штрафа в размере 100 000 руб.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена Осинцева Надежда Николаевна (далее - Осинцева Н.Н.).
Дело рассмотрено судом в порядке упрощенного производства в соответствии со статьей 228 АПК РФ.
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 26.02.2021 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.06.2021 решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе, поданной в Арбитражный суд Уральского округа, общество просит указанные судебные акты отменить, заявленные требования удовлетворить, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права, нарушение норм процессуального права, а также ненадлежащую оценку фактических обстоятельств дела.
Заявитель в жалобе настаивает на отсутствии в его действиях состава вменяемого административного правонарушения. В обосновании данного довода, общество указывает, что заявка Осинцевой Н.Н., являющейся членом садового товарищества, не соответствовала пункту 8(5) Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам к электрическим сетям, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 N 861 (далее - Правила N 861), поскольку не была оформлена от имени СТ "Озон", энергопринимающее устройство которого непосредственно подключено к сетям АО "Облкоммунэнерго". Считает, что ссылка в протоколе на разъяснения ФАС России от 03.07.2020 N ИА/56450/20 по применению пункта 8(5) Правил N 861 не может быть принята во внимание, так как разъяснения исполнительного органа власти не могут являться официальным толкованием правовых норм, не носят характера интерпретационного акта. Обращает внимание на то, что сопроводительное письмо от СТ "Озон" подписано Винокуровым В.А., то есть неуполномоченным лицом, поскольку согласно сведениям из ЕГРЮЛ, председателем (лицом, которое вправе действовать от имени юридического лица без доверенности) СТ "Озон" является Камкин Александр Валерьевич. В связи с этим полагает, что заявка правомерно отклонена АО "Облкоммунэнерго".
АО "Облкоммунэнерго" в кассационной жалобе указывает на соответствие требований о направлении заявки на подключение через интернет-сервис "Личный кабинет", вмененных ему в качестве нарушения, пункту 105 Правил N 861 (раздел "X. Особенности технологического присоединения заявителей, определенных в пунктах 12(1) и 14 этих Правил"), являющемуся специальной нормой по отношению к обшей норме, закрепленной в пункте 8 Правил N 861. Полагает, что, поскольку заявка в любом случае подлежала отклонению как несоответствующая требованиям пункта 8(5) Правил N 861, содержание письма от 13.08.2020 N 01-01-10/10/и-3378 не нарушило прав заявителя.
Общество считает, что антимонопольным органом неправомерно отказано в удовлетворении ходатайства об отложении рассмотрения дела, тем самым нарушены права АО "Облкоммунэнерго" на защиту. Указывает на то, что приведенная в ходатайстве об отложении причина, как сложная эпидемиологическая обстановка и совпадение времени с временем судебного заседания, является уважительной, с учетом того, что АО "Облкоммунэнерго" считало необходимым присутствие его представителя на комиссии по рассмотрению дела N 066/04/9.21-4279/2020 в целях изложения своей позиции и дачи соответствующих пояснений, а также того, что срок давности привлечения к административной ответственности по части 1 статьи 9.21 КоАП РФ составляет 1 год, следовательно, препятствий для отложения рассмотрения дела, назначенного на 30.11.2020, у антимонопольного органа не имелось.
Законность обжалуемых судебных актов проверена судом кассационной инстанции в порядке, установленном статьями 286 и 288.2 АПК РФ.
Как следует из материалов дела, в связи с поступившим от Осинцевой Н.Н. (от 01.09.2020 вх. N 01-23667) заявления, антимонопольным органом возбуждено дело об административном правонарушении N 066/04/9.21-4279/2020 путем составления протокола об административном правонарушении от 09.10.2020 в отношении АО "Облкоммунэнерго" по части 1 статьи 9.21 КоАП РФ по признакам нарушения антимонопольного законодательства, выразившегося в направлении в адрес СТ "Озон" письма от 13.08.2020 N 01-01-10/10/И-3378 "О технологическом присоединении", в котором указано, что заявки и прилагаемые к ним документы следует направлять на официальный сайт сетевой организации http://www.okenergo.com через интернет-сервис "Личный кабинет", а также в неразмещении на официальном сайте или ином официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", определяемом Правительством Российской Федерации, в отдельном разделе (далее - личный кабинет потребителя): 1) условий типового договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям в соответствии с Правилами N 861 для соответствующей категории заявителей; 2) счета, предусмотренного пунктом 103 Правил N 861; 3) технических условий, содержащих перечень мероприятий по технологическому присоединению в соответствии с пунктом 25(1) Правил N 861, а также срок выполнения мероприятий по технологическому присоединению, со стороны заявителя и сетевой организации; 4) инструкции, содержащей последовательный перечень мероприятий, обеспечивающих безопасное осуществление действиями заявителя фактического присоединения и фактического приема напряжения и мощности.
По результатам рассмотрения дела об административном правонарушении управлением в отношении АО "Облкоммунэнерго" вынесено постановление от 30.11.2020 N 066/04/9.21-4279/2020 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ, в виде административного штрафа в размере 100 000 руб.
Полагая, что указанное постановление является незаконным АО "Облкоммунэнерго" обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды исходили из доказанности наличия в действиях заявителя состава вменяемого ему административного правонарушения.
Проверив законность обжалуемых судебных актов, суд кассационной инстанции не находит оснований для их отмены.
В соответствии с частью 6 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
Частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение субъектом естественной монополии правил (порядка обеспечения) недискриминационного доступа или установленного порядка подключения (технологического присоединения) к магистральным нефтепроводам и (или) магистральным нефтепродуктопроводам, электрическим сетям, тепловым сетям, газораспределительным сетям или централизованным системам горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения, либо нарушение собственником или иным законным владельцем объекта электросетевого хозяйства правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, в виде наложения административного штрафа на юридических лиц в размере от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.
Исходя из части 1 статьи 4 Федерального закона от 17.08.1995 N 147-ФЗ "О естественных монополиях" услуги по передаче электрической энергии относятся к деятельности субъектов естественной монополии.
Судами установлено и материалами дела подтверждено, что АО "Облкоммунэнерго" является электросетевой организацией, осуществляющей деятельность по передаче электрической энергии с использованием объектов электросетевого хозяйства; также деятельность по технологическому присоединению в границах балансовой принадлежности электрических сетей и иного электросетевого хозяйства.
В соответствии с пунктом 1 статьи 26 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Порядок технологического присоединения установлен в Правилах N 861.
В силу пункта 3 Правил N 861 сетевая организация обязана выполнить в отношении любого обратившегося к ней лица мероприятия по технологическому присоединению при условии соблюдения им этих правил и наличии технической возможности технологического присоединения. Независимо от наличия или отсутствия технической возможности технологического присоединения на дату обращения заявителя сетевая организация обязана заключить договор с лицами, указанными в пунктах 12.1, 14 и 34 данных Правил, обратившимися в сетевую организацию с заявкой на технологическое присоединение энергопринимающих устройств, принадлежащих им на праве собственности или на ином предусмотренном законом основании (далее - заявка), а также выполнить в отношении энергопринимающих устройств таких лиц мероприятия по технологическому присоединению.
Технологическое присоединение осуществляется на основании договора, заключаемого между сетевой организацией и юридическим или физическим лицом, в сроки, установленные Правилами N 861. Заключение договора является обязательным для сетевой организации (пункт 6 Правил N 861).
Согласно пункта 8 Правил N 861, для заключения договора заявитель направляет заявку в сетевую организацию, объекты электросетевого хозяйства которой расположены на наименьшем расстоянии от границ участка заявителя, с учетом условий, установленных пунктом 8(1) Правил N 861. Заявка направляется любым способом ее подачи очно, почтой или с использованием официального сайта сетевой организации.
Из пункта 8(5) Правил N 861 следует, что в случае технологического присоединения энергопринимающих устройств, относящихся к имуществу общего пользования, расположенному в границах территории садоводства или огородничества, а также энергопринимающих устройств, принадлежащих гражданам, осуществляющим ведение садоводства или огородничества на земельных участках, расположенных в границах территории садоводства или огородничества, или иным, правообладателям объектов недвижимости, расположенных в границах территории садоводства или огородничества, заявка на технологическое присоединение этих энергопринимающих устройств подается в сетевую организацию садоводческим или огородническим некоммерческим товариществом (при наличии).
Технологическое присоединение энергопринимающих устройств, принадлежащих гражданам, осуществляющим ведение садоводства или огородничества на земельных участках, расположенных в границах территории садоводства или огородничества, и иным правообладателям объектов недвижимости, расположенных в границах территории садоводства или огородничества, осуществляется к сетям сетевой организации непосредственно или с использованием имущества общего пользования садоводческого или огороднического некоммерческого товарищества.
В силу пункта 105 Правил N 861 в отношении заявителей, названных в пунктах 12(1) и 14 Правил N 861, сетевая организация в течение 10 рабочих дней со дня поступления заявки размещает на своем официальном сайте или ином официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", определяемом Правительством Российской Федерации, в отдельном разделе (далее - личный кабинет потребителя): 1. Условия типового договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям в соответствии с этими Правилами для соответствующей категории заявителей; 2. Счет, предусмотренный пунктом 103 Правил N 861; 3. Технические условия, содержащие перечень мероприятий по технологическому присоединению в соответствии с пунктом 25(1) Правил N 861, а также срок выполнения мероприятий по технологическому присоединению, со стороны заявителя и сетевой организаций; 4. Инструкцию, содержащую последовательный перечень мероприятий, обеспечивающих безопасное осуществление действиями заявителя фактического присоединения и фактического приема напряжения и мощности.
Судами из материалов дела установлено, что сопроводительным письмом от 31.07.2020 СТ "Озон" в соответствии с пунктом 8(5) Правил N 861 направлены в АО "Облкоммунэнерго" заявки Осинцевой Н.Н. на технологическое присоединение земельных участков N 54 и 56, расположенных в г. Асбесте в СТ "Озон" (максимальная мощность до 15 кВт при напряжении 0,4 кВ), которые 05.08.2020 получены АО "Облкоммунэнерго", что подтверждается отчетом об отслеживании отправления с почтовым идентификатором 62002648059464.
Судами дана оценка письму АО "Облкоммунэнерго" от 13.08.2020 N 01-01-10/10/И-3378 "О технологическом присоединении", согласно которой установлено, что обществом проинформировано СТ "Озон", что заявки Осинцевой Н.Н. на технологическое присоединение к электрическим сетям сетевой организации должны быть направлены от юридического лица (СТ "Озон") с установленным пакетом документов. Кроме того, заявителем указано на то, что в соответствии с пунктом 105 Правил N 861 с 01.07.2020 заявки и прилагаемые к ним документы следует направлять на официальный сайт сетевой организации http://www.okenergo.com через интернет-сервис "Личный кабинет".
Правильно применив указанные выше нормы права, оценив по правилам статьи 71 АПК РФ относимость, допустимость, достоверность каждого из представленных в материалы дела доказательств в отдельности, а также достаточность и взаимную связь в их совокупности, суды установили, что АО "Облкоммунэнерго" уклонилось от рассмотрения по существу заявки Осинцевой Н.Н. на технологическое присоединение к электрическим сетям сетевой организации по основаниям, несоответствующим пунктам 8, 8(5) Правил N 861; обществом не выполнено требование о размещении в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" информации, предусмотренной пунктом 105 Правил N 861, сделав обоснованный вывод о наличие в действиях общества события административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ.
Доказательств обратного материалы дела не содержат.
Доводы заявителя о необходимости обязательного оформления заявки Осинцевой Н.Н. на технологическое присоединение принадлежащих ей земельных участков N 54 и 56 от имени СТ "Озон" рассмотрены судом апелляционной инстанции и обоснованно им отклонены как основанные на ошибочном толковании пунктов 8, 8(5) Правил N 861.
Апелляционным судом правомерно приняты во внимание разъяснения ФАС России от 03.07.2020 N ИА/56450/20 по применению пункта 8(5) Правил N 861, в том числе, в части распространения его действия на гаражные кооперативы, а также по применению части 1 статьи 26 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" в части однократности технологического присоединения при ликвидации садоводческого, огороднического или гаражного товариществ", в случае технологического присоединения энергопринимающих устройств, принадлежащих гражданам, осуществляющим ведение садоводства или огородничества на земельных участках, расположенных в границах территории садоводства или огородничества, а также энергопринимающих устройств принадлежащих правообладателям объектов недвижимости, расположенных в границах территории садоводства или огородничества, в силу которых заявка на технологическое присоединение этих энергопринимающих устройств заполняется гражданами, либо правообладателями объектов недвижимости, но подается сопроводительным письмом некоммерческого товарищества, при этом договор о технологическом присоединении заключается между сетевой организацией и собственником энергопринимающих устройств.
Суд апелляционной инстанции верно отклонил довод общества о невозможности официального толкования правовых норм на основании указанных разъяснений подлежат отклонению, указав на то, что в соответствии с подпунктом 6.3 пункта 6 Положения о Федеральной антимонопольной службе России, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 N 331, ФАС России уполномочен давать официальные разъяснения по вопросам применения законодательства, отнесенным к компетенции Службы, а на основании пункта 2 постановления Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 N 861 Федеральная антимонопольная служба является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти по обеспечению контроля за соблюдением правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям.
Апелляционным судом правомерно отклонены ссылки общества на раздел X Правил N 861 в обоснование требований об обязательном направлении заявки на технологическое присоединение через интернет-сервис "Личный кабинет", обоснованно посчитав, что положения Раздела Х "Особенности технологического присоединения заявителей, указанных в пунктах 12(1) и 14 названных Правил" не исключают возможности подачи данной заявки способами, указанными в пункте 8 Правил N 861, то есть, очно либо почтой и не должны ущемлять права потребителей.
Руководствуясь статьей 2.1 КоАП РФ, суды обоснованно посчитали, что материалами дела подтверждена вина АО "Облкоммунэнерго" в совершенном правонарушении; обществом не приняты все необходимые меры для исполнения требований законодательства.
Доказательств объективной невозможности соблюдения нарушенных правил и норм, заявителем в материалы дела не представлено.
На основании изложенного суды правомерно пришли к выводу о наличии в действиях АО "Облкоммунэнерго" состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ.
Назначенное обществу наказание соответствует минимальному размеру санкции части 1 статьи 9.21 КоАП РФ. Правовых оснований для замены административного штрафа на предупреждение на основании статьи 4.1.1 КоАП РФ судами не установлено.
Судами установлено также, что процедура и срок давности привлечения к административной ответственности соблюдены, основания для признания правонарушения малозначительным и применения статьи 2.9 КоАП РФ отсутствуют.
При установленных обстоятельства судами обеих инстанций обоснованно отказано обществу в удовлетворении заявленных требований о признании незаконным и отмене постановления управления в части оставления его без изменения.
Доводы заявителя кассационной жалобы аналогичны доводам, изложенным в апелляционной жалобе, являлись предметом рассмотрения судов обеих инстанций основаны на ошибочном толковании норм материального права и направлены на переоценку фактических обстоятельств, имеющихся в деле доказательств и сделанных на их основании выводов судов, что не входит в компетенцию суда кассационной инстанции в силу статей 286, 287 АПК РФ.
Нормы материального права применены судами правильно. Нарушения норм процессуального права, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод, законных интересов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, а также защита охраняемых законом публичных интересов, судом кассационной инстанции при рассмотрении данной кассационной жалобы не установлено (пункт 3 статьи 288.2 АПК РФ).
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 286, 288, 288.2 АПК РФ, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Свердловской области от 26.02.2021 по делу N А60-63671/2020 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.06.2021 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу акционерного общества "Облкоммунэнерго" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, обжалованию в соответствии с частью 3 статьи 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не подлежит.
Судья |
Т.П. Ященок |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Апелляционным судом правомерно отклонены ссылки общества на раздел X Правил N 861 в обоснование требований об обязательном направлении заявки на технологическое присоединение через интернет-сервис "Личный кабинет", обоснованно посчитав, что положения Раздела Х "Особенности технологического присоединения заявителей, указанных в пунктах 12(1) и 14 названных Правил" не исключают возможности подачи данной заявки способами, указанными в пункте 8 Правил N 861, то есть, очно либо почтой и не должны ущемлять права потребителей.
...
Доказательств объективной невозможности соблюдения нарушенных правил и норм, заявителем в материалы дела не представлено.
На основании изложенного суды правомерно пришли к выводу о наличии в действиях АО "Облкоммунэнерго" состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ.
Назначенное обществу наказание соответствует минимальному размеру санкции части 1 статьи 9.21 КоАП РФ. Правовых оснований для замены административного штрафа на предупреждение на основании статьи 4.1.1 КоАП РФ судами не установлено.
Судами установлено также, что процедура и срок давности привлечения к административной ответственности соблюдены, основания для признания правонарушения малозначительным и применения статьи 2.9 КоАП РФ отсутствуют."
Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 15 ноября 2021 г. N Ф09-6949/21 по делу N А60-63671/2020