г. Пермь |
|
17 июня 2021 г. |
Дело N А60-63671/2020 |
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе
судьи Голубцова В.Г.,
рассмотрел без проведения судебного заседания и вызова лиц, участвующих в деле, апелляционную жалобу
заявителя - акционерного общества "Облкоммунэнерго"
на решение Арбитражного суда Свердловской области
от 26 февраля 2021 года принятое в порядке упрощенного производства
по делу N А60-63671/2020
по заявлению акционерного общества "Облкоммунэнерго" (ИНН 6671028735, ОГРН 1156658098266)
к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области (ИНН 6658065103, ОГРН 1036602648928)
третье лицо: Осинцева Надежда Николаевна
об оспаривании постановления о назначении административного наказания в виде административного штрафа по делу N 066/04/9.21-4279/2020 об административном правонарушении (ч. 1 ст. 9.21 КоАП РФ) от 30.11.2020,
УСТАНОВИЛ:
Акционерное общество "Облкоммунэнерго" (далее - АО "Облкоммунэнерго", Общество, Заявитель) обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области (далее - заинтересованное лицо, антимонопольный орган, Свердловское УФАС России) по делу N 066/04/9.21-4279/2020 от 30.11.2020 об административном правонарушении, которым заявитель привлечен к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере 100 000 рублей.
Определением Арбитражного суда Свердловской области от 24.12.2020 года к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена Осинцева Н.Н.
Дело рассмотрено судом в порядке упрощенного производства в соответствии со статьей 228 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 26 февраля 2021 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, заявитель обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт.
В обоснование апелляционной жалобы приводит доводы об отсутствии события и вины в совершении правонарушения по ч. 1 ст. 9.21 КоАП РФ и отсутствии оснований для привлечения Общества к административной ответственности. Указывает, что заявка Осинцевой Н.Н. не соответствовала п. 8(5) Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам к электрическим сетям, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 N 861 N 861 (далее - Правила N861), поскольку не была оформлена от имени СТ "Озон", энергопринимающее устройство которого непосредственно подключено к сетям АО "Облкоммунэнерго". Полагает, что разъяснения ФАС России от 03.07.2020 N ИА/56450/20 не подлежат применению, т.к. не являются официальным толкованием правовых норм. Заявитель жалобы также указывает на соответствие требований о направлении заявки на подключение через интернет-сервис "Личный кабинет", вмененных ему в качестве нарушения, пункту 105 Правил N 861 (раздел "X. Особенности технологического присоединения заявителей, указанных в пунктах 12(1) и 14 настоящих Правил"), являющемуся специальной нормой по отношению к обшей норме, закрепленной в п. 8 Правил N 861.
Антимонопольный орган и третье лицо Осинцева Н.Н. отзывы на апелляционную жалобу не представили.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в соответствии со статьями 268, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и с учетом пункта 47 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 18.04.2017 N 10 "О некоторых вопросах применения судами положений Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации об упрощенном производстве".
Апелляционная жалоба рассмотрена без проведения судебного заседания, без вызова лиц, участвующих в деле, после срока, установленного определением суда о принятии апелляционной жалобы к производству для представления отзывов на апелляционную жалобу.
Как усматривается из материалов дела, в связи с поступившим заявлением Осинцевой Н.Н. (вх. N 01-23667 от 01.09.2020) УФАС России по Свердловской области возбуждено дело об административном правонарушении N 066/04/9.21-4279/2020 путем составления протокола об административном правонарушении от 09.10.2020 в отношении АО "Облкоммунэнерго" по ч. 1 статьи 9.21 КоАП РФ по признакам нарушения антимонопольного законодательства, выразившегося в направлении в адрес СТ "Озон" письма от 13.08.2020 N 01-01-10/10/И-3378 "О технологическом присоединении", в котором указано, что заявки и прилагаемые к ним документы следует направлять на официальный сайт сетевой организации http://www.okenergo.com через интернет-сервис "Личный кабинет", а также в неразмещении на официальном сайте или ином официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", определяемом Правительством Российской Федерации, в отдельном разделе (далее - личный кабинет потребителя):
1) Условий типового договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям в соответствии с Правилами N 861 для соответствующей категории заявителей;
2) Счета, предусмотренного п. 103 Правил N 861;
3) Технических условий, содержащих перечень мероприятий по технологическому присоединению в соответствии с п. 25(1) Правил - N 861, а также срок выполнения мероприятий по технологическому присоединению, со стороны заявителя и сетевой организации;
4) Инструкции, содержащей последовательный перечень мероприятий, обеспечивающих безопасное осуществление действиями заявителя фактического присоединения и фактического приема напряжения и мощности.
По результатам рассмотрения дела об административном правонарушении УФАС России по Свердловской области в отношении АО "Облкоммунэнерго" вынесено постановление о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении N 066/04/9.21-4279/2020 от 30.11.2020 о привлечении АО "Облкоммунэнерго" к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ, в виде административного штрафа в размере 100 000 руб.
Не согласившись с указанным постановлением, Общество обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных требований, пришел к выводу о наличии в действиях (бездействии) АО "Облкоммунэнерго" состава административного правонарушения и об отсутствии обстоятельств, исключающих привлечение к административной ответственности.
Исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства, рассмотрев доводы, изложенные в апелляционной жалобе, суд апелляционной инстанции полагает, что оснований для отмены решения суда первой инстанции не имеется.
Согласно части 1 статьи 9.21 КоАП РФ нарушение субъектом естественной монополии правил (порядка обеспечения) недискриминационного доступа или установленного порядка подключения (технологического присоединения) к магистральным нефтепроводам и (или) магистральным нефтепродуктопроводам, электрическим сетям, тепловым сетям, газораспределительным сетям или централизованным системам горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения, либо нарушение собственником или иным законным владельцем объекта электросетевого хозяйства правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, либо препятствование собственником или иным законным владельцем водопроводных и (или) канализационных сетей транспортировке воды по их водопроводным сетям и (или) транспортировке сточных вод по их канализационным сетям влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.
В силу части 1 статьи 4 Федерального закона от 17.08.1995 N 147-ФЗ "О естественных монополиях" услуги по передаче электрической энергии относятся к деятельности субъектов естественной монополии.
Материалами дела подтверждено, что АО "Облкоммунэнерго" является электросетевой организацией, осуществляющей деятельность по передаче электрической энергии с использованием объектов электросетевого хозяйства, а также деятельность по технологическому присоединению в границах балансовой принадлежности электрических сетей и иного электросетевого хозяйства.
В соответствии с пунктом 1 статьи 26 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Порядок технологического присоединения установлен в Правилах N 861.
В силу пункта 3 Правил N 861 сетевая организация обязана выполнить в отношении любого обратившегося к ней лица мероприятия по технологическому присоединению при условии соблюдения им настоящих правил и наличии технической возможности технологического присоединения. Независимо от наличия или отсутствия технической возможности технологического присоединения на дату обращения заявителя сетевая организация обязана заключить договор с лицами, указанными в пунктах 12.1, 14 и 34 настоящих Правил, обратившимися в сетевую организацию с заявкой на технологическое присоединение энергопринимающих устройств, принадлежащих им на праве собственности или на ином предусмотренном законом основании (далее - заявка), а также выполнить в отношении энергопринимающих устройств таких лиц мероприятия по технологическому присоединению.
Технологическое присоединение осуществляется на основании договора, заключаемого между сетевой организацией и юридическим или физическим лицом, в сроки, установленные Правилами N 861. Заключение договора является обязательным для сетевой организации (п. 6 Правил N 861).
Согласно пункта 8 Правил N 861 для заключения договора заявитель направляет заявку в сетевую организацию, объекты электросетевого хозяйства которой расположены на наименьшем расстоянии от границ участка заявителя, с учетом условий, установленных п. 8(1) Правил N 861. Заявка направляется любым способом ее подачи очно, почтой или с использованием официального сайта сетевой организации.
Согласно пункта 8(5) Правил N 861 в случае технологического присоединения энергопринимающих устройств, относящихся к имуществу общего пользования, расположенному в границах территории садоводства или огородничества, а также энергопринимающих устройств, принадлежащих гражданам, осуществляющим ведение садоводства или огородничества на земельных участках, расположенных в границах территории садоводства или огородничества, или иным, правообладателям объектов недвижимости, расположенных в границах территории садоводства или огородничества, заявка на технологическое присоединение этих энергопринимающих устройств подается в сетевую организацию садоводческим или огородническим некоммерческим товариществом (при наличии).
Технологическое присоединение энергопринимающих устройств, принадлежащих гражданам, осуществляющим ведение садоводства или огородничества на земельных участках, расположенных в границах территории садоводства или огородничества, и иным правообладателям объектов недвижимости, расположенных в границах территории садоводства или огородничества, осуществляется к сетям сетевой организации непосредственно или с использованием имущества общего пользования садоводческого или огороднического некоммерческого товарищества.
Согласно пункта 105 Правил N 861 в отношении заявителей, указанных в п. 12(1) и 14 Правил N 861, сетевая организация в течение 10 рабочих дней со дня поступления заявки размещает на своем официальном сайте или ином официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", определяемом Правительством Российской Федерации, в отдельном разделе (далее - личный кабинет потребителя):
1. Условия типового договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям в соответствии с настоящими Правилами для соответствующей категории заявителей;
2. Счет, предусмотренный п. 103 Правил N 861;
3. Технические условия, содержащие перечень мероприятий по технологическому присоединению в соответствии с п. 25(1) Правил N 861, а также срок выполнения мероприятий по технологическому присоединению, со стороны заявителя и сетевой организаций;
4. Инструкцию, содержащую последовательный перечень мероприятий, обеспечивающих безопасное осуществление действиями заявителя фактического присоединения и фактического приема напряжения и мощности.
Из материалов дела следует, что сопроводительным письмом от 31.07.2020 СТ "Озон" в соответствии с п. 8(5) Правил N 861 направило в АО "Облкоммунэнерго" заявки Осинцевой Н.Н. на технологическое присоединение земельных участков NN 54 и 56, расположенных в г. Асбесте, СТ "Озон" (максимальная мощность до 15 кВт при напряжении 0,4 кВ).
Письмо с заявками Осинцевой Н.Н. получено АО "Облкоммунэнерго" 05.08.2020, что подтверждается отчетом об отслеживании отправления с почтовым идентификатором 62002648059464.
Письмом от 13.08.2020 N 01-01-10/10/И-3378 "О технологическом присоединении" АО "Облкоммунэнерго" проинформировало СТ "Озон" о том, что заявки Осинцевой Н.Н. на технологическое присоединение к электрическим сетям сетевой организации должны быть направлены от юридического лица (СТ "Озон") с установленным пакетом документов. Кроме того, заявитель указал на то, что в соответствии с п. 105 Правил N 861 с 01 июля 2020 года заявки и прилагаемые к ним документы следует направлять на официальный сайт сетевой организации http://www.okenergo.com через интернет-сервис "Личный кабинет".
Таким образом, антимонопольным органом при рассмотрении дела об административном правонарушении установлено, что АО "Облкоммунэнерго" уклонилось от рассмотрения по существу заявки Осинцевой Н.Н. на технологическое присоединение к электрическим сетям сетевой организации по основаниям, несоответствующим пунктам 8, 8 (5) ПравилN 861 и не выполнило требование о размещении в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" информации, предусмотренной п. 105 Правил N 861.
Вышеуказанные обстоятельства свидетельствуют о наличии события административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ.
Доводы апелляционной жалобы о необходимости обязательного оформления заявки Осинцевой Н.Н. на технологическое присоединение принадлежащих ей земельных участков N N 54 и 56 от имени СТ "Озон" основаны на неправильном толковании пунктов 8, 8(5) Правил N 861.
Согласно Разъяснениям ФАС России от 03.07.2020 N ИА/56450/20 по применению пункта 8(5) Правил N 861, в том числе, в части распространения его действия на гаражные кооперативы, а также по применению части 1 статьи 26 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" в части однократности технологического присоединения при ликвидации садоводческого, огороднического или гаражного товариществ", в случае технологического присоединения энергопринимающих устройств, принадлежащих гражданам,. осуществляющим ведение садоводства или огородничества на земельных участках, расположенных в границах территории садоводства или огородничества, а также энергопринимающих устройств принадлежащих правообладателям объектов недвижимости, расположенных в границах территории садоводства или огородничества, заявка на технологическое присоединение этих энергопринимающих устройств заполняется гражданами, либо правообладателями объектов недвижимости, но подается сопроводительным письмом некоммерческого товарищества, при этом договор о технологическом присоединении заключается между сетевой организацией и собственником энергопринимающих устройств.
Ссылки Общества на невозможность официального толкования правовых норм на основании указанных разъяснений подлежат отклонению.
В соответствии с п.п. 6.3 п. 6 Положения о Федеральной антимонопольной службе России (утв. постановлением Правительства РФ от 30.06.2004 N 331) ФАС России уполномочен давать официальные разъяснения по вопросам применения законодательства, отнесенным к компетенции Службы. В соответствии с п. 2 постановления Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 N 861 Федеральная антимонопольная служба является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти по обеспечению контроля за соблюдением правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям.
Не являются состоятельными и ссылки общества на раздел X Правил N 861 в обоснование требований об обязательном направлении заявки на технологическое присоединение через интернет-сервис "Личный кабинет". Положения Раздела Х "Особенности технологического присоединения заявителей, указанных в пунктах 12(1) и 14 настоящих Правил" не исключают возможности подачи данной заявки способами, указанными в п. 8 Правил N 861, т.е. очно либо почтой и не должны ущемлять права потребителей.
В силу статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Обязанность доказывания вины возложена на административный орган.
Согласно части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых законодательством предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Вина общества выразилась в том, что имея объективную возможность соблюдения требований вышеприведенных норм действующего законодательства, Общество не осуществило все предусмотренные Правилами N 861 действия для их выполнения. Исходя из установленных по делу обстоятельств и отсутствия доказательств, подтверждающих принятие заявителем всех необходимых мер для недопущения нарушения законодательства, и вопреки доводам жалобы вина заявителя является доказанной.
С учетом изложенного суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда первой инстанции о наличии в действиях (бездействии) заявителя состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ.
Существенных нарушений порядка привлечения к административной ответственности антимонопольным органом не допущено.
Постановление о привлечении к административной ответственности принято в пределах установленного статьей 4.5 КоАП РФ срока давности привлечения к административной ответственности.
Назначенное обществу наказание соответствует минимальному размеру санкции части 1 статьи 9.21 КоАП РФ.
Оснований для признания совершенного АО "Облкоммунэнерго" правонарушения малозначительным в силу статьи 2.9. КоАП РФ не имеется.
Правовых оснований для замены административного штрафа на предупреждение на основании статьи 4.1.1 КоАП РФ судом не установлено, с чем также соглашается суд апелляционной инстанции.
Доводы апелляционной жалобы выражают несогласие с обжалуемым решением, но не содержат достаточных фактов, которые влияли бы на его обоснованность и законность, либо опровергали изложенные в решении выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются судом апелляционной инстанции необоснованными.
Нарушений норм материального и процессуального права, являющихся в силу статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
При таких обстоятельствах, оснований для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 258, 266, 268, 269, 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Свердловской области от 26 февраля 2021 года принятое в порядке упрощенного производства по делу N А60-63671/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано по основаниям, предусмотренным частью 3 статьи 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Свердловской области.
Судья |
В.Г. Голубцов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А60-63671/2020
Истец: АО ОБЛКОММУНЭНЕРГО
Ответчик: Управление Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области
Третье лицо: Осинцева Н. Н.