Екатеринбург |
|
16 ноября 2021 г. |
Дело N А60-4/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 ноября 2021 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 16 ноября 2021 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Гавриленко О. Л.,
судей Сухановой Н.Н., Черкезова Е.О.,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Первая помощь" (далее -налогоплательщик, общество, ООО "Первая помощь") на решение Арбитражного суда Свердловской области от 05.05.2021 по делу N А60-4/2021 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.06.2021 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании приняли участие представители:
общества - Капусткина Д.К. (доверенность от 01.06.2020, диплом);
инспекции Федеральной налоговой службы по Ленинскому району г. Екатеринбурга (далее - налоговый орган, инспекция, ИФНС России по Ленинскому району г. Екатеринбурга) - Дворецкова О.В. (доверенность от 09.01.2020, диплом).
ООО "Первая помощь" обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением к инспекции о признании невозможной ко взысканию недоимки по обязательным платежам в общей сумме 2 017 205 руб. 09 коп.
Решением суда от 05.05.2021 (судья Гнездилова Н.В.) в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.06.2021 (судьи Борзенкова И.В., Васильева Е.В., Голубцов В.Г.) решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе ООО "Первая помощь" просит указанные судебные акты отменить, ссылаясь на непринятие судами во внимание определения Арбитражного суда Свердловской области от 12.08.2020 о прекращении производства по делу N А60-1403/2020 о признании ООО "Первая помощь" банкротом и неправильное применение положений подпункта 4.3 пункта 1 статьи 59 Налогового кодекса Российской Федерации, Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 1 (2019) (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 24.04.2019).
В отзыве на кассационную жалобу инспекция просит оставить оспариваемые судебные акты без изменения, указывает, что довод кассатора уже получил надлежащую оценку судов.
Как следует из материалов дела, у ООО "Первая помощь" имеется задолженность по налогам и пеням за налоговые периоды 2019 - 2020 года.
1. Налог на доходы физических лиц с доходов, источником которых является налоговый агент: задолженность по налогу - 587 335 руб., пеня - 82 161,05 руб., штраф в размере 26 967 руб. (по решениям от 30.11.2020 N 7490, от 01.12.2020 N 31 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения).
2. Налог, взимаемый с налогоплательщиков, выбравших в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов (УСН): задолженность по налогу - 211 190 руб., пеня - 15 585,30 руб.
3. Страховые взносы на обязательное медицинское страхование работающего населения, зачисляемые в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования за расчетные периоды, начиная с 01.01.2017: задолженность по налогу - 302 251,51 руб., пеня - 38 936,67 руб.
4. Страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в Российской Федерации, зачисляемые в Пенсионный фонд Российской Федерации на выплату страховой пенсии (перерасчеты, недоимка и задолженность по соответствующему платежу, в том числе по отмененному, за расчетные периоды, начиная с 01.01.2017): задолженность по налогу - 1 187 353,94 руб., пеня - 183 337,69 руб.
5. Страховые взносы на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством (перерасчеты, недоимка и задолженность по соответствующему платежу, в том числе по отмененному, за расчетные периоды, начиная с 01.01.2017): пеня в размере 3 705,27 руб.
ИФНС по Ленинскому району г. Екатеринбурга 16.01.2020 обратилась в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением о признании ООО "Первая помощь" несостоятельным (банкротом). Заявление мотивировано неисполнением должником денежных обязательств по уплате обязательных платежей. ИФНС по Ленинскому району г. Екатеринбурга просила признать должника банкротом, утвердить кандидатуру арбитражного управляющего.
Определением Арбитражного суда Свердловской области от 12.08.2020 производство по делу N А60-1403/2020 по заявлению инспекции о признании ООО "Первая помощь" несостоятельным (банкротом) прекращено, в связи с отсутствием на депозите денежных средств на финансирование расходов по делу о банкротстве должника. Определение Арбитражного суда Свердловской области от 12.08.2020, вступило в законную силу 13.09.2020 и не обжаловано налоговым органом.
Налоговым органом 25.12.2020 ООО "Первая помощь" была выдана справка N 313427 о состоянии расчетов по налогам, сборам, страховым взносам, пеням, штрафам, процентам организаций и индивидуальных предпринимателей, в которой отражена задолженность по обязательным платежам в общей сумме 2 017 205 руб. 09 коп., из которых 2 017 205 руб. 09 коп. - общий долг, а также задолженность по пеням в сумме 303 865 руб. 40 коп.
Полагая, что данная задолженность является безнадежной ко взысканию, ООО "Первая помощь" обратилось в суд с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении требований, суды исходили из того, что ООО "Первая помощь" является действующей организацией, а также принятие Арбитражным судом Свердловской области к своему производству заявления налогового органа о признании общества несостоятельным (банкротом).
Выводы судов соответствуют установленным по делу фактическим обстоятельствам, материалам дела и действующему налоговому законодательству Российской Федерации, а также практике его применения.
Так, обязанность налогоплательщиков уплачивать законно установленные налоги предусмотрена подпунктом 1 пункта 1 статьи 23 и пунктом 1 статьи 45 Налогового кодекса РФ.
В случае неисполнения налогоплательщиком указанной обязанности налоговые органы в силу подпункта 9 пункта 1 статьи 31 Налогового кодекса РФ вправе взыскивать возникшую недоимку по налогам, а также пени в порядке, установленном Налогового кодекса РФ.
Согласно абзацу 10 пункта 2 статьи 11 Налогового кодекса РФ недоимкой считается сумма налога или сумма сбора, не уплаченная в установленный законодательством о налогах и сборах срок.
В силу пунктов 2 и 3 статьи 44 Налогового кодекса РФ обязанность по уплате конкретного налога возлагается на налогоплательщика с момента возникновения установленных законодательством о налогах и сборах обстоятельств, предусматривающих уплату данного налога, и по общему правилу прекращается с уплатой налога.
На основании пункта 1 статьи 45 Налогового кодекса РФ неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога. В случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок его взыскание с организаций производится в порядке, предусмотренном статьями 46 и 47 НК РФ (пункт 2 названной статьи).
Согласно пункту 1 статьи 75 НК РФ пеней признается установленная данной статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки. Сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм налога или сбора и независимо от применения других мер обеспечения исполнения обязанности по уплате налога или сбора, а также мер ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах (пункт 2 статьи 75 НК РФ).
Из пунктов 1 и 2 статьи 114 Налогового кодекса РФ следует, что мерой ответственности за совершение налогового правонарушения является налоговая санкция. Налоговые санкции устанавливаются и применяются в виде денежных взысканий (штрафов) в размерах, предусмотренных главами 16 и 18 Налогового кодекса РФ.
Согласно подпункту 4.3 пункта 1 статьи 59 НК РФ безнадежными к взысканию признаются недоимка, задолженность по пеням и штрафам, числящиеся за отдельными налогоплательщиками, плательщиками сборов, плательщиками страховых взносов и налоговыми агентами, уплата и (или) взыскание которых оказались невозможными в случае принятия судом акта о возвращении заявления о признании должника банкротом или прекращении производства по делу о банкротстве в связи с отсутствием средств, достаточных для возмещения судебных расходов на проведение процедур, применяемых в деле о банкротстве.
В Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 1 (2019) (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 24.04.2019) разъяснено, что согласно подпункту 4.3 пункта 1 статьи 59 Налогового кодекса Российской Федерации принятие судом в связи с отсутствием средств, достаточных для возмещения судебных расходов на проведение процедур, применяемых в деле о банкротстве, определения о возвращении заявления уполномоченного органа о признании организации-должника банкротом или о прекращении производства по делу о банкротстве, возбужденному по заявлению уполномоченного органа, является самостоятельным основанием для признания недоимки, задолженности по пеням и штрафам безнадежными к взысканию.
По смыслу пункта 1 названной статьи, решение о признании налоговой задолженности безнадежной к взысканию налоговым органом принимается при установлении перечисленных в этом пункте обстоятельств, являющихся юридическим или фактическим препятствием к реальному исполнению обязанности по уплате налогов (пени, штрафов), то есть списание задолженности как безнадежной означает, что применение мер, направленных на принудительное исполнение налоговой обязанности, является невозможным, в связи с чем, задолженность исключается из лицевого счета налогоплательщика и более не может выступать предметом взыскания. (Кассационное определение Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации от 18.11.2020 N 74-КАД20-1-К9).
Институт признания налоговой задолженности безнадежной к взысканию предполагает существование юридических или фактических препятствий к реальному исполнению обязанности по уплате налогов (пени, штрафов). Списание задолженности как безнадежной означает, что применение мер, направленных на принудительное исполнение налоговой обязанности является невозможным, в связи с чем, задолженность исключается из лицевого счета налогоплательщика и более не может выступать предметом взыскания.
Согласно пункту 2 статьи 12 Федерального закона от 28.12.2017 N 436-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 436-ФЗ) признаются безнадежными к взысканию и подлежат списанию недоимка по налогам (за исключением налога на добычу полезных ископаемых, акцизов и налогов, подлежащих уплате в связи с перемещением товаров через границу Российской Федерации), задолженность по пеням, начисленным на указанную недоимку, и задолженность по штрафам, образовавшиеся на 1 января 2015 года, числящиеся на дату принятия налоговым органом в соответствии с настоящей статьей решения о списании признанных безнадежными к взысканию недоимки и задолженности по пеням и штрафам за индивидуальными предпринимателями, а также за лицами, утратившими статус индивидуального предпринимателя до даты принятия такого решения.
Из содержания статьи 12 Федерального закона N 436-ФЗ не следует, что данная норма является актом прощения налоговой задолженности (налоговая амнистия), прекращающим согласно подпункту 5 пункта 3 статьи 44 Налогового кодекса РФ обязанность по уплате налогов, пени и штрафов.
Напротив, положения данной статьи сформулированы как устанавливающие специальные основания для списания задолженности, право на взыскание которой не утрачено налоговыми органами, и в качестве признака безнадежности задолженности к взысканию законодателем рассматривается сам по себе факт ее непогашения в течение трех лет.
Единый пресекательный срок давности взыскания налоговым органом недоимки по налогам пеням и штрафам налоговым законодательством не установлен, такой срок определяется совокупностью сроков, установленных для проведения соответствующего мероприятия налогового контроля, например, налоговой проверки, а также сроков осуществления надлежащих мер ко взысканию задолженности в бесспорном или судебном порядке.
При этом в случае реализации инспекцией всех мер принудительного взыскания задолженности, дальнейшее взыскание осуществляется в порядке, предусмотренном Федеральным законом "Об исполнительном производстве", которым пресекательные сроки совершения исполнительных действий не установлены.
Судами установлено, что инспекцией соблюдена процедура взыскания задолженности по налогам и сборам с налогоплательщика, а именно, направлены требования (статья 69 НК РФ) об уплате задолженности, в связи с неисполнением требований приняты решения в соответствии со статьей 46 НК РФ, приняты решения о приостановлении операций по счетам в соответствии со статьей 76 НК РФ. В связи с отсутствием удовлетворения требований налогового органа, приняты решения о взыскании задолженности за счет имущества налогоплательщика в соответствии со статьей 47 НК РФ.
При этом с момента подачи заявителем иска о признании невозможной к взысканию недоимки и задолженности по пеням и штрафам с организации взысканы в соответствии с положениями НК РФ следующие суммы:
- Страховые взносы на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством (перерасчеты, недоимка и задолженность по соответствующему платежу, в том числе по отмененному, за расчетные периоды, начиная с 01.01.2017) - 9 574 руб. (последний платеж 28.05.2021)
- Страховые взносы на обязательное медицинское страхование работающего населения, зачисляемые в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования за расчетные периоды, начиная с 01.01.2017 - 32 686,45 руб. (последний платеж 06.04.2021)
- Страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в Российской Федерации, зачисляемые в Пенсионный фонд Российской Федерации на выплату - страховой пенсии (перерасчеты, недоимка и задолженность по соответствующему платежу, в том числе по отмененному, за расчетные периоды, начиная с 01.01.2017) - 31 031,44 руб. (последний платеж 19.04.2021)
- Налог на доходы физических лиц с доходов, источником которых является налоговый агент, за исключением доходов, в отношении которых исчисление и уплата налога осуществляются в соответствии со статьями 227, 227.1 и 228 Налогового кодекса Российской Федерации - 19 564 руб. (последний платеж 25.05.2021), штрафы - 9 183 руб.
Кроме того, налогоплательщиком сданы расчеты сумм налога на доходы физических лиц (6-НДФЛ) за 12 мес. 2019 года на 14 человек, за 12 мес. 2020 года за 14 человек.
Исполнительные производства, возбужденные на основании постановлений и решений инспекции в отношении налогоплательщика о взыскании страховых взносов, задолженности по налогам, не окончены, проводятся меры принудительного исполнения.
Таким образом, как верно отмечено судами, принятые инспекцией меры принудительного взыскания обеспечивают поступление в бюджет подлежащих уплате налогов и страховых взносов, что опровергает позицию налогоплательщика о безнадежности к взысканию, обязательных платежей и санкций.
Изучив материалы настоящего дела, суды заключили, что положения статьи 12 Федерального закона N 436-ФЗ к рассматриваемой задолженности применению не подлежат, а инспекцией, не принявшей решение о списании спорной задолженности, не допущено незаконного бездействия, в связи с чем, правомерно отказали в удовлетворении заявленных требований, не установив при этом нарушения прав и законных интересов общества действиями инспекции.
Кроме того, как отмечено судами, Арбитражным судом Свердловской области в рамках дела А60-10994/2021 принято к производству заявление налогового органа, поданное в связи с существенным увеличением задолженности налогоплательщика перед бюджетом, о признании ООО "Первая помощь" несостоятельным (банкротом); включении задолженности по налоговым обязательствам 2 646 004,93 руб., в том числе: 2 275 927, 79 руб. - налог (из них 1 774 688, 94 руб. во вторую очередь); 352 293, 74 руб. - пени, 17 783, 40 руб. - штрафы в реестр требований кредиторов; назначении арбитражного управляющего из числа членов Ассоциации "РСОПАУ" - Ассоциация "Региональная саморегулируемая организация профессиональных арбитражных управляющих".
Отклоняя доводы налогоплательщика об утрате законной силы Приказа ФНС России от 19.08.2010 N ЯК-7-8/393@ апелляционная коллегия указала, что Приказ ФНС России не является нормативным актом. Положения, примененные судом первой инстанции, не утратили свою актуальность в редакции действующего Приказа ФНС России от 02.04.2019 N ММВ-7-8/164@ "Об утверждении Порядка списания недоимки и задолженности по пеням, штрафам и процентам, признанных безнадежными к взысканию, и Перечня документов, - подтверждающих обстоятельства признания безнадежными к взысканию недоимки, задолженности по пеням, штрафам и процентам", а лишь конкретизируют ранее применяемые требования.
Предположения общества относительно того, что суд первой инстанции при вынесении решения руководствовался заявлением налогового органа о признании должника несостоятельным (банкротом) поданным 11.03.2021 повторно не нашли своего подтверждения, в связи с чем судом апелляционной инстанции отклонены правильно.
Доводы кассационной жалобы фактически направлены на переоценку установленных обстоятельств и представленных в материалы дела доказательств, что в силу положений статей 286, 287 АПК РФ не допускается в суде кассационной инстанции.
Суд округа полагает, что все обстоятельства, имеющие существенное значение для дела, судами установлены, все доказательства исследованы и оценены. Нормы материального права применены судами по отношению к установленным ими обстоятельствам правильно, выводы суда соответствуют имеющимся в деле доказательствам.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены обжалуемых судебных актов (статья 288 АПК РФ), судом кассационной инстанции не установлено.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Свердловской области от 05.05.2021 по делу N А60-4/2021 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.06.2021 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Первая помощь" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
О.Л. Гавриленко |
Судьи |
Н.Н. Суханова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Изучив материалы настоящего дела, суды заключили, что положения статьи 12 Федерального закона N 436-ФЗ к рассматриваемой задолженности применению не подлежат, а инспекцией, не принявшей решение о списании спорной задолженности, не допущено незаконного бездействия, в связи с чем, правомерно отказали в удовлетворении заявленных требований, не установив при этом нарушения прав и законных интересов общества действиями инспекции.
Кроме того, как отмечено судами, Арбитражным судом Свердловской области в рамках дела А60-10994/2021 принято к производству заявление налогового органа, поданное в связи с существенным увеличением задолженности налогоплательщика перед бюджетом, о признании ООО "Первая помощь" несостоятельным (банкротом); включении задолженности по налоговым обязательствам 2 646 004,93 руб., в том числе: 2 275 927, 79 руб. - налог (из них 1 774 688, 94 руб. во вторую очередь); 352 293, 74 руб. - пени, 17 783, 40 руб. - штрафы в реестр требований кредиторов; назначении арбитражного управляющего из числа членов Ассоциации "РСОПАУ" - Ассоциация "Региональная саморегулируемая организация профессиональных арбитражных управляющих".
Отклоняя доводы налогоплательщика об утрате законной силы Приказа ФНС России от 19.08.2010 N ЯК-7-8/393@ апелляционная коллегия указала, что Приказ ФНС России не является нормативным актом. Положения, примененные судом первой инстанции, не утратили свою актуальность в редакции действующего Приказа ФНС России от 02.04.2019 N ММВ-7-8/164@ "Об утверждении Порядка списания недоимки и задолженности по пеням, штрафам и процентам, признанных безнадежными к взысканию, и Перечня документов, - подтверждающих обстоятельства признания безнадежными к взысканию недоимки, задолженности по пеням, штрафам и процентам", а лишь конкретизируют ранее применяемые требования."
Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 16 ноября 2021 г. N Ф09-7473/21 по делу N А60-4/2021