Екатеринбург |
|
16 ноября 2021 г. |
Дело N А60-57686/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 ноября 2021 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 16 ноября 2021 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Черкезова Е. О.,
судей Ященок Т. П., Вдовина Ю. В.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Администрации городского округа Первоуральск (далее - Администрация) на решение Арбитражного суда Свердловской области от 17.05.2021 по делу N А60-57686/2020 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.08.2021 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании приняли участие представители:
Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области (далее - Управление, антимонопольный орган) - Сехина В.С. (доверенность от 20.02.2021 N 210);
Администрации - Чемерикина П.С. (доверенность от 26.05.2021).
Администрация обратилась в арбитражный суд с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области (далее - Управление, антимонопольный орган) о признании незаконным решения от 09.09.2020 и предписания от 09.09.2020.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: Лубенцов Денис Владимирович, Мишарина Юлия Александровна, Злоказова Юлия Николаевна, Злоказов Валерий Анатольевич.
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 17.05.2021 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.08.2021 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Администрация просит названные судебные акты отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права, несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела.
Заявитель кассационной жалобы указывает на то, что в ходе подготовки к проведению аукциона Администрацией в сетевые организации были сделаны запросы о предоставлении сведений о технических условиях технологического присоединения. При этом полученные ответы на названные запросы были указаны в пунктах 3.1.5, 3.2.5, 3.3.5 извещения N 2909-2020/АФ.
Кроме того, Администрация ссылается на то, что рассмотренные Управлением жалобы поданы физическими лицами, заявка на участие в аукционе от которых не поступала и в отношении торгов по земельным участкам, вид разрешенного использования которых не связан с осуществлением хозяйственной деятельности названными субъектами.
Администрация также считает, что отсутствие в извещении о проведении открытого аукциона на право заключения договора аренды земельного участка информации в необходимом объеме о технических условиях подключения (технологического подключения) к сетям инженерно - технического обеспечения не могло повлиять на возможность участия в торгах или их результат.
В связи с этим, Администрация полагает, что нарушений порядка размещения информации о проведении торгов, а именно нарушения пунктов 19, 20 статьи 39.11 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ), не допущено.
Проверив законность и обоснованность принятых по делу судебных актов, суд кассационной инстанции не нашел оснований для их отмены или изменения.
Как следует из материалов дела, Лубенцов Д.В., Мишарина Ю.А., Злоказова Ю.Н., Злоказов В.А. обратились в Управление с жалобами на действия (бездействие) организатора торгов - Администрации в рамках деятельности Комитета по управлению имуществом, совершенные при организации и проведении торгов (N 170820/0163433/01 на сайте https://torgi.gov.ru) в форме аукциона на право заключения договора аренды земельных участков, разрешенное использование земельных участков - для индивидуального жилищного строительства, категория земель - земли населенных пунктов, в границах, указанных в кадастровом паспорте участка: лот N 1 - с кадастровым N 66:58:3101001:240 местоположение: городской округ Первоуральск, п. Дидино, ул. Туннельная, 6-Б, общей площадью 900 кв. м; лот N 2 - с кадастровым N 66:58:0801002:663 местоположение: г. Первоуральск, с. Слобода, ул. Октябрьская, 65, общей площадью 1600 кв. м; лот N 3 - с кадастровым N 66:58:0112001:966 местоположение: г. Первоуральск, ул. Подволошная, 7, общей площадью 1194 кв. м; лот N 4 - с кадастровым N 66:58:0701006:131 местоположение: г. Первоуральск, п. Кузино, ул. Ленина, 24, общей площадью 1200 кв. м.
Злоказов В.А. в жалобе ссылается на то, что в нарушение подпункта 4 пункта 21 статьи 39.11 ЗК РФ в извещении о проведении аукционов N 2909-2020/АФ по лоту N 1 отсутствуют технические условия подключения (технологического присоединения) объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения. Согласно ответу акционерного общества "Облкоммунэнерго" N 50-07/50/н-352 подключение невозможно и рекомендовано обратиться в смежную сетевую организацию - открытое акционерное общество "МРСК Урала". Согласно ответу общества "МРСК Урала" от 26.12.2019 для техприсоединения предлагают обратиться в общество "Облкоммунэнерго". Организатор торгов в извещении о проведении аукционов по лоту N 1 указал, что подключение к сетям энергоснабжения общества "МРСК Урала" и общества "Облкоммунэнерго" невозможно ввиду отсутствия сетей, что не соответствует действительности.
Лубенцов Д.В. в жалобе ссылается на то, что в нарушение подпункта 4 пункта 21 статьи 39.11 ЗК РФ в извещении о проведении аукционов N 2909-2020/АФ по лоту N 2 отсутствуют технические условия подключения (технологического присоединения) объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения. Согласно ответу общества "МРСК Урала" от 04.06.2020 электроснабжение земельного участка с кадастровым N 66:58:0801002:663 возможно от ВЛ-0,4 кВт Октябрьская ТП-4100. Однако в данном письме отсутствуют сведения, предусматривающие предельную свободную мощность существующих сетей, максимальную нагрузку, сроки подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, сроки действия технических условий, плата за подключение (технологическое присоединение).
Мишарина Ю.А. в жалобе ссылается на то, что в нарушение подпункта 4 пункта 21 статьи 39.11 ЗК РФ в извещении о проведении аукционов N 2909-2020/АФ по лоту N 2 отсутствуют технические условия подключения (технологического присоединения) объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения. Согласно техническим условиям от 25.03.2020, выданных акционерным обществом "Газэкс", срок действия составляет 70 дней с даты выдачи, то есть с 25.03.2020, а именно до 06.06.2020. Извещение о проведении торгов размещено 18.08.2020, то есть срок действия технических условий уже закончен. Согласно ответу общества "Облкоммунэнерго" от 24.03.2020 техническая возможность техприсоединения земельного участка с кадастровым N 66:58:0112001:966 возможно, однако отсутствуют сведения, предусматривающие предельную свободную мощность.
Управлением 09.09.2020 вынесено решение, в соответствии с которым жалобы признаны обоснованными; организатор торгов в лице Администрации признан нарушившим подпункт 4 пункта 21 статьи 39.11 ЗК РФ, что выразилось в неразмещении в извещении о проведении аукционов N 2909-2020/АФ сведений о технических условиях подключения (технологического присоединения) объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, предусматривающих предельную свободную мощность существующих сетей, максимальную нагрузку и сроки подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, о сроке действия технических условий, о плате за подключение (технологическое присоединение) на дату опубликования извещения.
На основании указанного решения антимонопольным органом выдано предписание от 09.09.2020, в соответствии с которым организатору торгов в лице Администрации предписано принять все зависящие от него меры по аннулированию вышеуказанных торгов.
Полагая, что названные решение и предписание недействительны, Администрация обратилась в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Суды, сделав вывод об отсутствии совокупности оснований для признания оспариваемых ненормативных правовых актов недействительными, отказали в удовлетворении заявленных требований.
Выводы судов являются правильными, соответствуют действующему законодательству, материалам дела.
Из системного толкования части 1 статьи 198, части 4 статьи 200, части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации следует, что для признания недействительными ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органа, осуществляющего публичные полномочия, необходимо одновременное наличие двух условий: их несоответствие закону или иному правовому акту, и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
Согласно подпунктам 3, 4 пункта 8 статьи 39.11 ЗК РФ земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, не может быть предметом аукциона, если не определены предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции. Земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, не может быть предметом аукциона, если в отношении земельного участка отсутствуют сведения о технических условиях подключения (технологического присоединения) объектов к сетям инженерно-технического обеспечения, за исключением случаев, если в соответствии с разрешенным использованием земельного участка не предусматривается возможность строительства зданий, сооружений, и случаев проведения аукциона на право заключения договора аренды земельного участка для комплексного освоения территории или ведения дачного хозяйства.
Разрешенное использование земельных участков и объектов капитального строительства может быть в соответствии с частью 1 статьи 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) следующих видов: 1) основные виды разрешенного использования; 2) условно разрешенные виды использования; 3) вспомогательные виды разрешенного использования, допустимые только в качестве дополнительных по отношению к основным видам разрешенного использования и условно разрешенным видам использования и осуществляемые совместно с ними
В соответствии с частью 9 статьи 48 ГрК РФ орган местного самоуправления, уполномоченный на распоряжение земельными участками, находящимися в государственной или муниципальной собственности, не позднее чем за 30 дней до дня проведения аукциона предоставляют заинтересованным лицам технические условия подключения (технологического присоединения) к сетям инженерно-технического обеспечения, а также в течение 14 дней со дня поступления заявления о проведении аукциона на право заключения договора аренды такого земельного участка направляет в организации, осуществляющие эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения, запрос о предоставлении указанных технических условий, информации о сроке их действия и плате за подключение (технологическое присоединение).
На основании статьи 76 Правил землепользования и застройки территории г. Первоуральск, общественно-деловые зоны предназначены для застройки территории многофункциональными комплексными объектами и специализированными объектами общественно-делового назначения, в том числе: ОД(К) Комплексная общественно-деловая зона. Комплексная общественно-деловая зона - территории, застроенные или планируемые к застройке объектами социального обслуживания, бытового обслуживания, здравоохранения, образования и просвещения, культурного развития, религиозного использования, общественного управления, обеспечения научной деятельности, ветеринарного обслуживания, рынков, магазинов, общественного питания, гостиничного обслуживания.
Основные виды разрешенного использования: социальное обслуживание, бытовое обслуживание, культурное развитие, общественное управление, деловое управление, объекты торговли (торговые центры, торгово-развлекательные центры (комплексы), рынки, магазины, банковская и страховая деятельность, общественное питание, гостиничное обслуживание, развлечения.
Вспомогательные виды использования: коммунальное обслуживание, обслуживание автотранспорта, земельные участки (территории) общего пользования.
В силу подпункта 4 пункта 21 статьи 39.11 ЗК РФ извещение о проведении аукциона должно содержать сведения, в частности, о предмете аукциона (в том числе о местоположении, площади и кадастровом номере земельного участка), правах на земельный участок, об ограничениях этих прав, о разрешенном использовании и принадлежности земельного участка к определенной категории земель, а также о максимально и (или) минимально допустимых параметрах разрешенного строительства объекта капитального строительства (за исключением случаев, если в соответствии с основным видом разрешенного использования земельного участка не предусматривается строительство здания, сооружения), о технических условиях подключения (технологического присоединения) объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, предусматривающих предельную свободную мощность существующих сетей, максимальную нагрузку и сроки подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, о сроке действия технических условий, о плате за подключение (технологическое присоединение) на дату опубликования указанного извещения (за исключением случаев, если в соответствии с основным видом разрешенного использования земельного участка не предусматривается строительство здания, сооружения).
Судами установлено и материалами дела подтверждено, что в извещении о проведении аукционов N 2909-2020/АФ указаны неполные сведения о технических условиях подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения. Организатором торгов (Администрацией) в извещении о проведении аукционов N 2909-2020/АФ не указаны сведения о технических условиях подключения (технологического присоединения) объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, предусматривающих предельную свободную мощность существующих сетей, максимальную нагрузку и сроки подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, о сроке действия технических условий, о плате за подключение (технологическое присоединение) на дату опубликования извещения.
В связи с этим судами верно указано на нарушение Администрацией, при проведении аукционов на право заключения договоров аренды земельных участков, подпункта 4 пункта 21 статьи 39.11 ЗК РФ.
При таких обстоятельствах, оценив по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представленные в материалы дела доказательства в их взаимосвязи и совокупности, суды пришли к обоснованному выводу об отсутствии совокупности оснований для признания оспариваемых ненормативных правовых актов Управления недействительными.
Таким образом, суды правомерно отказали в удовлетворении заявленных Администрацией требований.
Доводы заявителя кассационной жалобы аналогичны доводам, изложенным в апелляционной жалобе, являлись предметом рассмотрения судов обеих инстанций и направлены на переоценку фактических обстоятельств, имеющихся в деле доказательств и сделанных на их основании выводов судов, что согласно статье 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в полномочия суда кассационной инстанции.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для отмены обжалуемых судебных актов, судом кассационной инстанции не выявлено.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Свердловской области от 17.05.2021 по делу N А60-57686/2020 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.08.2021 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу Администрации городского округа Первоуральск - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Е.О. Черкезов |
Судьи |
Т.П. Ященок |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.