Екатеринбург |
|
17 ноября 2021 г. |
Дело N А60-62880/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 ноября 2021 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 17 ноября 2021 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Сухановой Н.Н.,
судей Жаворонкова Д.В., Лукьянова В.А.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу муниципального автономного учреждения "Спортивная школа "Лидер" (далее - заявитель, учреждение, МАУ "Спортивная школа "Лидер") на решение Арбитражного суда Свердловской области от 05.04.2021 по делу N А60-62880/2020 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.07.2021 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании по средствам онлайн-связи приняли участие представители:
учреждения - Шахбанова Л.А. (доверенность от 26.01.2021),
Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Свердловской области (далее - управление, Роспотребнадзор) - Мельникова М.В. (доверенность от 11.01.2021).
МАУ "Спортивная школа "Лидер" обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением о признании недействительным предписания управления от 11.09.2020 N 58/2020-23.
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 05.04.2021 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.07.2021 решение суда оставлено без изменения.
МАУ "Спортивная школа "Лидер" просит названные судебные акты отменить, принять новое решение об удовлетворении заявленных требований, настаивая на том, что никогда не осуществляло, не осуществляет и не планирует осуществлять деятельность по дополнительным общеобразовательным программам физической культуры и спорта, а также не занимается видами деятельности, при которых в соответствии с пунктом 2 статьи 28 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (далее - Закон N 52-ФЗ) требуется получение санитарно-эпидемиологического заключения. Указывает, что требования СП 3.1./2.4.3598 "Об утверждении санитарно-эпидемиологических правил СП 3.1/2.4.3598-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации работы образовательных организаций и других объектов социальной инфраструктуры для детей и молодежи в условиях распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19)" (далее - СП 3.1/2.4.3598-20), распространяются на определенные организации, к которым заявитель не относится, в связи с чем соответствующие требования, изложенные в предписании, не законны и не обоснованы. Кроме того, отмечает, проверяемый объект недвижимости не принадлежит заявителю на каком-либо законном основании.
Управление представило отзыв на кассационную жалобу, в котором просит судебные акты оставить без изменения, в удовлетворении жалобы отказать, отмечая, что обстоятельства дела установлены судами полно и всесторонне, спор разрешен при полном исследовании имеющихся в материалах дела доказательств и с правильным применением норм материального и процессуального права.
При рассмотрении дела судами установлено, что на основании распоряжения от 13.08.2020 N 01-01-01-03-07/28273 в отношении учреждения управлением с 17.08.2020 по 11.09.2020 проведена внеплановая выездная проверка на объекте: учебно-тренировочный сбор отделения "Каратэ", 623300, Свердловская обл., г. Красноуфимск, ул. Московская, 17.
По результатам проверки составлен акт от 11.09.2020 и вынесено предписание о прекращении нарушения прав потребителей от 11.09.2020 N 58/2020-23, которым учреждению предписано в срок до 10.08.2020 устранить выявленные и указанные в нем нарушения.
Не согласившись с обозначенным ненормативным актом, МАУ "Спортивная школа "Лидер" обратилось в арбитражный суд.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды пришли к выводу о наличии правовых оснований для вынесения оспариваемого предписания.
Изучив доводы подателя кассационной жалобы, проверив законность обжалуемых судебных актов, суд кассационной инстанции не находит оснований для их отмены.
В соответствии с частью 1 статьи 198 и статьей 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) ненормативный правовой акт может быть признан недействительным при наличии одновременно двух условий: если он не соответствует закону или иному правовому акту и нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, наличия у органа надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, возлагается на орган, который принял акт (часть 5 статьи 200 АПК РФ).
При этом нарушение прав и законных интересов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности должен в силу статьи 65 АПК РФ доказать заявитель.
В силу статьи 28 Закона N 52-ФЗ в организациях отдыха и оздоровления детей, дошкольных и других образовательных учреждениях независимо от организационно-правовых форм должны осуществляться меры по профилактике заболеваний, сохранению и укреплению здоровья обучающихся и воспитанников, в том числе меры по организации их питания, и выполняться требования санитарного законодательства (пункт 1); программы, методики и режимы воспитания и обучения детей допускаются к применению при наличии санитарно-эпидемиологических заключений (пункт 2).
В силу ст. 11 данного закона юридические лица, в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны:
-выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц;
* разрабатывать и проводить санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия;
* обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг, а также продукции производственно-технического назначения, пищевых продуктов и товаров для личных и бытовых нужд при их производстве, транспортировке, хранении, реализации населению.
Роспотребнадзором разработаны санитарные правила СП 3.1/2.4.3598-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации работы образовательных организаций и других объектов социальной инфраструктуры для детей и молодежи в условиях распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19)", пунктом 3.7 которых запрещается посещение социальной организации для детей лицами, не связанными с ее деятельностью.
Согласно Приказа "Об организации и проведении тренировочных сборов" N 78/ОД от 05.08.2020 г. на лиц, ответственных за проведение тренировочного сбора возложена организация в строгом соответствии, в том числе СП 3.1/2.4.3598-20 (п.6), согласно договора возмездного оказания услуг N 38 от 05.08.2020 г. услуги должны быть оказаны в соответствии с требованиями СП 3.1/2.4.3598-20 (п.3.1.4).
В соответствии с п. 1.1 названных санитарных правил настоящие санитарно-эпидемиологические правила направлены на обеспечение безопасных условий деятельности организаций (индивидуальных предпринимателей), осуществляющих образовательную деятельность по реализации основных и дополнительных общеобразовательных программ (за исключением образовательных организаций среднего профессионального и высшего образования), в том числе адаптированных, осуществляющих присмотр и уход за детьми, социальных служб для детей, специализированных учреждений для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, спортивных организаций для детей, организаций (индивидуальных предпринимателей), осуществляющих организованное проведение временного досуга детей в помещениях (специально выделенных местах), устроенных в торговых, культурно-досуговых центрах, аэропортах, железнодорожных вокзалах и иных объектах нежилого назначения, организаций отдыха детей и их оздоровления, реабилитационных центров, организаций, оказывающих организованным группам детей услуги временного проживания при проведении спортивных, художественных и культурно-массовых мероприятий с участием детей и молодежи.
Следовательно, требования СП 3.1./2.4.3598-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации работы образовательных организаций и других объектов социальной инфраструктуры для детей и молодежи в условиях распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19)" непосредственно распространяются на деятельность МАУ "СШ "Лидер", убедительных доказательств обратного кассатор не представил.
Материалами дела подтверждено и сторонами не оспаривается, что в нарушение указанной нормы санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии зданий, строений, помещений, сооружений, оборудования и иного имущества, которые учреждение использует для осуществления деятельности, отсутствует.
Суть спора сводится к несогласию заявителя с выводами судов о том, что деятельность учреждения по существу относится к образовательной деятельности и для ее ведения требуется получение санитарно-эпидемиологического заключения.
Основным видом экономической деятельности учреждения является деятельность в области спорта (код 93.19 ОКВЭД), включающая в себя деятельность организаторов спортивных мероприятий, имеющих или не имеющих свои спортивные объекты; деятельность самостоятельных спортсменов и атлетов, судей, рефери, хронометражистов и т.д.; деятельность спортивных лиг; деятельность, связанную с рекламой спортивных событий; деятельность конюшен скаковых и беговых лошадей, псарен и гаражей для спортивных гоночных автомобилей; деятельность охотничьих и рыболовных заповедников; деятельность проводников в горах; деятельность, связанную со спортивно-любительским рыболовством и охотой.
В соответствии с подпунктами 1, 3 статьи 2 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (далее-Закон об образовании, Закон N 273-ФЗ) образование - единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, а также совокупность приобретаемых знаний; обучение - целенаправленный процесс организации деятельности обучающихся по овладению знаниями, умениями, навыками и компетенцией, приобретению опыта деятельности, развитию способностей, приобретению опыта применения знаний в повседневной жизни и формированию у обучающихся мотивации получения образования в течение всей жизни. Как следует из положений части 1 статьи 12 данного закона, содержание образования определяют образовательные программы.
Согласно статьи 84 настоящего закона реализация образовательных программ в области физической культуры и спорта направлена на физическое воспитание личности, приобретение знаний, умений и навыков в области физической культуры и спорта, физическое совершенствование, формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепление здоровья, выявление и отбор наиболее одаренных детей и подростков, создание условий для прохождения спортивной подготовки, а также на подготовку кадров в области физической культуры и спорта.
В силу пункта 1 статьи 91 данного закона образовательная деятельность подлежит лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации о лицензировании отдельных видов деятельности с учетом особенностей, установленных данной статьей. Лицензирование образовательной деятельности осуществляется по видам образования, по уровням образования, по профессиям, специальностям, направлениям подготовки (для профессионального образования), по подвидам дополнительного образования.
Одним из видов образования является дополнительное образование - это вид образования, который направлен на всестороннее удовлетворение образовательных потребностей человека в интеллектуальном, духовно-нравственном, физическом и (или) профессиональном совершенствовании и не сопровождается повышением уровня образования (пункт 14 статьи 2).
Дополнительное образование включает в себя такие подвиды, как дополнительное образование детей и взрослых и дополнительное профессиональное образование (пункт 6 статьи 10).
В области физической культуры и спорта реализуются следующие образовательные программы: образовательные программы основного общего и среднего общего образования, интегрированные с дополнительными предпрофессиональными образовательными программами в области физической культуры и спорта; профессиональные образовательные программы в области физической культуры и спорта; дополнительные общеобразовательные программы в области физической культуры и спорта.
При этом, дополнительные общеобразовательные программы в области физической культуры и спорта включают в себя: дополнительные общеразвивающие программы в области физической культуры и спорта, которые направлены на физическое воспитание личности, выявление одаренных детей, получение ими начальных знаний о физической культуре и спорте (программы физического воспитания и физкультурно- оздоровительные программы); дополнительные предпрофессиональные программы в области физической культуры и спорта, которые направлены на отбор одаренных детей, создание условий для их физического воспитания и физического развития, получение ими начальных знаний, умений, навыков в области физической культуры и спорта (в том числе избранного вида спорта) и подготовку к освоению этапов спортивной подготовки.
Из смысла и содержания ст. 75, 76 рассматриваемого закона следует, что дополнительное образование детей, направленное на формирование и развитие творческих способностей, удовлетворение их индивидуальных потребностей в интеллектуальном, нравственном и физическом совершенствовании, формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепление здоровья, а также на организацию их свободного времени, обеспечивающее их адаптацию к жизни в обществе, профессиональную ориентацию, а также направленное на выявление и поддержку детей, проявивших выдающиеся способности, осуществляется в соответствии с дополнительными общеобразовательными программами для детей, подразделяющимися на общеразвивающие и предпрофессиональные. Содержание дополнительных общеразвивающих программ и сроки обучения по ним определяются образовательной программой, разработанной и утвержденной организацией, осуществляющей образовательную деятельность. Содержание дополнительных предпрофессиональных программ определяется образовательной программой, разработанной и утвержденной организацией, осуществляющей образовательную деятельность, в соответствии с федеральными государственными требованиями.
Таким образом, основным признаком образовательной организации является осуществление деятельности по реализации образовательных программ.
Для осуществления образовательной деятельности необходимо наличие лицензии.
При отсутствии совокупности данных условий организация не является образовательной и не может оказывать образовательные услуги, в том числе услуги по дополнительному образованию детей.
В ходе внеплановой выездной проверки установлено, что учреждение "Лидер" осуществляет спортивное обучение боевым искусствам (каратэ), включающее групповые занятия спортом для детей, то есть осуществляет образовательную деятельность по дополнительным образовательным программам, без лицензии как в месте проведения учебно-тренировочного сбора отделения каратэ в период с 10.08.2020 по 18.08.2020, так и в месте осуществления деятельности по адресу: г. Красноуфимск, ул. Металлистов, 7.
Отсутствие лицензии на осуществление образовательной деятельности не является безусловным основанием полагать, что учреждение "Лидер" фактически не осуществляет данный вид деятельности.
Иной подход свидетельствует о формальном подходе к рассмотрению дела, а также толкованию норм права, что недопустимо.
Руководствуясь положениями подпунктами 1, 3 статьи 2, пункт 14 статьи 2, пункта 6 статьи 10, частями 1, 5 статьи 12, статьи 84 Закона N 273-ФЗ, пунктом 10 Приказа Минспорта России от 20.09.2017 N 813 "Об утверждении федерального стандарта спортивной подготовки по виду спорта "каратэ" и правильно их применив, оценив имеющиеся в деле доказательства, в том числе доказательства, собранных в ходе проведения внеплановой выездной проверки (устав, выписка из ЕГРЮЛ, сведения, размещенные на официальном сайте учреждения, должностная инструкция тренера, выписка из штатного расписания, программа производственного контроля), а также представленных дополнительно к возражению (приказы "О зачислении в группы спортивной подготовки", Приказ "Об отчислении из групп спортивной подготовки и переформировании группы в отделении каратэ"), а также фиксацию по результатам тестирования и контроля (протоколы заседаний экзаменационной комиссии учреждения "Лидер" по проведению внутренних экзаменов по присвоению спортивных разрядов) факт овладения лицами, проходящими спортивную подготовку соответствующими знаниями, умениями, навыками и компетенцией, в порядке статьи 71 АПК РФ в их совокупности и взаимозависимости, фактические обстоятельства, доводы сторон, суды установили, что фактически учреждение учреждение "Лидер", осуществляя организацию тренировочного процесса по программе "спортивной подготовки по виду спорта "каратэ", осуществляет образовательную деятельность в области спорта и отдыха, которая включает в себя групповые и индивидуальные занятия спортом для детей. Применительно к формулировкам Закона об образовании в области физической культуры обучение может быть проведено прежде всего в виде тренировок.
Кроме того, судами установлено, что по результатам индивидуального отбора лиц учреждение распределяет контингент занимающихся по программам спортивной подготовки по каждому избранному виду спорта, в соответствии с государственным (муниципальным) заданием, в обоснование своих доводов, представлены приказы о зачислении в группы спортивной подготовки несовершеннолетних кандидатов, успешно сдавших вступительные испытания.
Действительно, код 93.19 РКВЭД не включает в себя осуществление деятельности спортивных школ, которую фактически осуществляет учреждение "Лидер". Однако согласно кодам 85.41, 85.41.1 деятельность спортивных школ включает в себя занятие спортом, групповые или индивидуальные, включая занятия в спортивных лагерях и школах. Эта группировка включает: спортивное обучение (баскетбол, бейсбол, крикет, футбол и т.д.); обучение в спортивных лагерях; обучение гимнастики; обучение в школах верховой езды; обучение плаванию; услуги профессиональных спортивных инструкторов, учителей, тренеров; обучение боевым искусствам; обучение йоге и не включает: занятия спортом в общеобразовательных школах, колледжах и университетах; образование в области культуры.
Кроме того, ОК 029-2014 (КДЕС Ред. 2). Общероссийский классификатор видов экономической деятельности", утв. Приказом Росстандарта от 31.01.2014 N 14-ст, предусматривает, что деятельность в области спорта, отдыха и развлечений включает в себя: деятельность в области спорта, отдыха и развлечений (кроме деятельности музеев, сохранения исторических мест и зданий, деятельности ботанических и зоологических садов и природных заповедников, а также деятельности по организации азартных игр).
Указанные выводы судов являются правильными, соответствуют действующему законодательству и материалам дела и переоценке судом округа не подлежат.
Право установления обстоятельств по делу и оценки представленных сторонами доказательств принадлежит суду, рассматривающему спор по существу.
Министерством физической культуры и спорта направлены рекомендательные письма в адрес Главы городского округа Красноуфимск о необходимости соблюдения требований законодательства Российской Федерации при организации деятельности МАУ "Лидер" с разъяснением отдельных особенностей осуществления спортивной подготовки.
Пунктами 2 - 9, 14, 21 предписания заявителю указано на необходимость соблюдения требований СП 3.1./2.4.3598-20, пунктом 3.7 которых запрещается посещение социальной организации для детей лицами, не связанными с ее деятельностью.
Согласно приказу "Об организации и проведении тренировочных сборов" N 78/ОД от 05.08.2020 на лиц, ответственных за проведение тренировочного сбора возложена организация в строгом соответствии, в том числе СП 3.1/2.4.3598-20 (пункт 6), согласно договора возмездного оказания услуг от 05.08.2020 N 38 услуги должны быть оказаны в соответствии с требованиями СП 3.1/2.4.3598-20 (пункт 3.1.4).
В соответствии с пунктом 1.1 настоящие Санитарно-эпидемиологические правила направлены на обеспечение безопасных условий деятельности организаций (индивидуальных предпринимателей), осуществляющих образовательную деятельность по реализации основных и дополнительных общеобразовательных программ.
Учитывая изложенное, суды верно указали, что требования СП 3.1./2.4.3598-20 распространяются на деятельность МАУ "Лидер".
Пунктом 2 предписания заявителю предписано соблюдать меры, направленные на предупреждение распространения COVID-19 при организации и проведении учебно-тренировочных сборов, при условиях риска возникновения и распространения новой коронавирусной инфекции. Ограничить вход на территорию объекта спорта лиц, не связанных с обеспечением соревновательного и тренировочного процессов, или являющихся зрителями.
Вместе с тем материалами проверки установлен и подтвержден факт посещения учебно-тренировочного сбора для детей лицами, не связанными с ее деятельностью, более того, факт нахождения на проверяемом объекте лиц, отказавшихся представить документы, удостоверяющие личность, так же как и документы, подтверждающие факт прохождения медицинского осмотра, в том числе на COVID-19.
Судами установлено, что на момент выявления нарушений на территории Свердловской области сохранялся режим повышенной готовности в связи с распространением инфекционного заболевания, вызванного новой коронавирусной инфекцией (Постановление Правительства Российской Федерации от 31.01.2020 N 66 "О внесении изменения в перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих" в Перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих, утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.12.2004 N 715 "Об утверждении перечня социально значимых заболеваний, представляющих опасность для окружающих", Указ Губернатора Свердловской области от 18.03.2020 N 100-УГ "О введении на территории Свердловской области режима повышенной готовности и принятии дополнительных мер по защите населения от новой коронавирусной инфекции (2019-N CoV).
Кроме того, разработан Регламент по организации и проведению официальных физкультурных и спортивных мероприятий на территории Российской Федерации в условиях сохранения рисков распространения COVID-19 (далее -_Регламент) (утв. Минспортом Россиилавным государственным санитарным врачом Российской Федерации 31.07.2020) на основании положений Федерального закона от 07.12.2007 N 329-ФЗ "О физической культуре и спорте в Российской Федерации", Закона N 52-ФЗ, Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", Постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 22.05.2020 N 15 "Об утверждении санитарно-эпидемиологических правил СП 3.1.3597-20 "Профилактика новой коронавирусной инфекции (COVID-19)", Постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 30.06.2020 N 16 "Об утверждении санитарно-эпидемиологических правил СП 3.1/2.4.3598-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации работы образовательных организаций и других объектов социальной инфраструктуры для детей и молодежи в условиях распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19)", который направлен на обеспечение безопасных условий при организации и проведении официальных физкультурных и спортивных мероприятий среди всех возрастных групп, включенных в Единый календарный план межрегиональных, всероссийских и международных физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий Минспорта России, в календарные планы физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Вопреки доводам учреждения, в ходе внеплановой выездной проверки установлено, что учреждение "Лидер" осуществляет спортивное обучение боевым искусствам (каратэ), включающее групповые занятия спортом для детей, то есть осуществляет образовательную деятельность по дополнительным образовательным программам, без лицензии как в месте проведения учебно-тренировочного сбора отделения каратэ в период с 10.08.2020 по 18.08.2020, так и в месте осуществления деятельности по адресу: г. Красноуфимск, ул. Металлистов, 7, соответственно, вывод суда о необходимости соблюдения требований СП 3.1/2.4.3598-20 при осуществлении деятельности МАУ "СШ "Лидер" является верным.
Доводы относительно того, что требования СП 3.1/2.4.3598-20 не распространяются на деятельность учреждения "Лидер" отклоняются, поскольку согласно Приказу "Об организации и проведении тренировочных сборов" от 05.08.2020 N 78/ОД на лиц, ответственных за проведение тренировочного сбора возложена организация в строгом соответствии, в том числе СП 3.1/2.4.3598-20 (пункт 6), согласно договора возмездного оказания услуг от 05.08.2020 N 38 услуги должны быть оказаны в соответствии с требованиями СП 3.1/2.4.3598-20 (пункт 3.1.4).
Пунктом 3 предписания учреждению указано соблюдать меры, направленные на предупреждение распространения COVID-19 при организации и проведении учебно-тренировочных сборов, при условиях риска возникновения и распространения новой коронавирусной инфекции. Ограничить вход на территорию объекта спорта с круглосуточным пребыванием лиц, в случае выхода (выезда) детей и сотрудников за пределы учебно-тренировочного сбора.
Пунктом 3.5 Санитарных правил СП 3.1/2.4.3598-20 запрещается допускать к возвращению лиц, в случае выхода за территорию организации, в период работы организации.
Проведение тренировочного сбора предусматривалось без выхода за пределы территории объекта (п. 4 Приказа от 05.08.2020 N 78/ОД).
Вместе с тем, административным органом установлены и документально подтверждены факты входа детей и сотрудников за территорию учебно-тренировочного сбора отделения, а также неосуществление ежедневного перед началом рабочей смены "входного фильтра" с проведением бесконтактного контроля температуры тела для сотрудников, осуществляющих круглосуточную охрану, сотрудников пищеблока, а также лиц, деятельность, которых не связана с деятельностью учреждения, в том числе лиц из другой спортивной организации - ГАУ СО "РЦФКС Каратэ", указанных в журнале измерения температуры детей в количестве 19 человек.
Пунктом 2.2 Санитарных правил СП 3.1/2.4.3598-20 установлено, что лица, находящиеся в организации при круглосуточном режиме ее работы, а также лица, посещающие организацию (на входе), подлежат термометрии с занесением ее результатов в журнал в отношении лиц с температурой тела 37,1 °C и выше в целях учета при проведении противоэпидемических мероприятий.
При круглосуточном режиме работы организации термометрия проводится не менее двух раз в сутки (утром и вечером).
Лица с признаками инфекционных заболеваний (респираторными, кишечными, повышенной температурой тела) должны быть незамедлительно изолированы с момента выявления указанных признаков до приезда бригады скорой (неотложной) медицинской помощи либо прибытия родителей (законных представителей) или самостоятельной самоизоляции в домашних условиях. При этом дети должны размещаться отдельно от взрослых.
Согласно пункту 6.1 Приказа от 05.08.2020 N 78/ОД "Об организации и проведении тренировочных сборов" ответственным за проведение тренировочного сбора отделения каратэ тренеров Ведиянцеву В.П. и Дульцеву С.В. вменено в обязанность обеспечить контроль за состоянием здоровья участников сбора (термометрия не менее двух раз в сутки (утром и вечером) с фиксацией результатов в журнале в отношении лиц с температурой тела 37,10 С и выше), отстранение от прохождения сбора участников с повышенной температурой и (или) внешними признаками ОРВИ (пункт 6.2).
Кроме того, установлено, что в помещении для персонала отсутствуют шкафчики для хранения рабочей и личной одежды персонала, допускается совместное хранение верхней (уличной) одежды и санитарной одежды персонала.
В соответствии с пунктом 2.15 СП 3.5.1378-03 помещение для персонала оборудуется душевой кабиной, туалетом, размещаются шкафчики для хранения рабочей и личной одежды персонала, аптечка первой медицинской помощи, средства индивидуальной защиты.
В соответствии с пунктом 13 МР 3.1/2.1.0192-20 Рекомендации по профилактике новой коронавирусной инфекции (COVID-19) в учреждениях физической культуры и спорта (открытых и закрытых спортивных сооружениях, физкультурно-оздоровительных комплексах, плавательных бассейнах и фитнес-клубах) перед открытием учреждений физической культуры и спорта (открытых и закрытых спортивных сооружений, физкультурно-оздоровительных комплексов, плавательных бассейнов и фитнес-клубов) необходимо соблюдение персоналом (включая работающих по совместительству, персонал компаний, предоставляющий услуги по договорам аутсорсинга, а также сервисных предприятий, эксплуатирующих оборудование учреждения) при выполнении своих служебных обязанностей мер личной гигиены.
Судами первой и апелляционной инстанциях верно установлено, что согласно договора возмездного оказания услуг от 05.08.2020 г. N 38, ГБПОУ СО "Красноуфимский педагогический колледж" (далее- колледж) в период проведения тренировочных сборов обязуется оказать услуги по организации проживания и питания 42 человек в помещении структурного подразделения -Спортивно-оздоровительный комплекс, расположенного по адресу: Свердловская область, г. Красноуфимск, ул. Московская, 17 (п.1.2), иных услуг договор не содержит (п.1.1). П.1.1 договора возмездного оказания услуг от 05.08.2020 г. N 38 содержит положение, согласно которого исполнитель обязуется оказать только услуги, указанные в п.1.2 договора, а заказчик обязуется оплатить оказанные услуги.
Условия договора подлежат толкованию в системной взаимосвязи с основными началами гражданского законодательства, закрепленными в статье 1 ГК РФ, другими положениями ГК РФ, законов и иных актов, содержащих нормы гражданского права (статьи 3, 422 ГК РФ).
При толковании условий договора в силу абзаца первого статьи 431 ГК РФ принимается во внимание буквальное значение содержащихся в нем слов и выражений (буквальное толкование). Такое значение определяется с учетом их общепринятого употребления любым участником гражданского оборота, действующим разумно и добросовестно (пункт 5 статьи 10, пункт 3 статьи 307 ГК РФ), если иное значение не следует из деловой практики сторон и иных обстоятельств дела.
Соответственно, при толковании условий договора возмездного оказания услуг от 05.08.2020 г. N 38, колледж только организует услуги по проживанию и питанию, но не оказывает их.
Обязанность же по организации мероприятия и ответственность за проведение тренировочного сбора, в соответствии с требованиями МР 3.1/2.1.0192-20, СП 3.1/2.4.3598-20 возложена на тренеров Ведиянцева В.П. и Дульцева С.В., в соответствии с Приказом N 78/ОД от 05.08.2020 г. (п.3,5).
Согласно п.2.1 Регламента организатор мероприятия обязан организовать размещение, питание и транспорт участников мероприятия с соблюдением санитарно-гигиенических требований.
Таким образом, доводы МАУ "СШ "Лидер" относительного того, что требования по соблюдению санитарно-гигиенических требований на него не распространяется, отклоняются.
Доводы об отсутствии у заявителя обязанности по маркировке емкостей кожным антисептиком и по проведению дезинфекционных работ на проверяемом объекте, обеззараживанию помещений рассмотрены судами и отклонены с подробной правовой оценкой, как основанные на неверном толковании требований санитарного законодательства, в частности СП 3.1/2.4.3598-20.
В соответствии с пунктом 9 предписания учреждение обязано соблюдать меры, направленные на предупреждение распространения COVID-19 при организации и проведении учебно-тренировочных сборов, при условиях риска возникновения и распространения новой коронавирусной инфекции. Осуществлять прием детей по месту организации учебно-тренировочного сбора при наличии в медицинской справке о состоянии здоровья ребенка, отъезжающего в организацию отдыха детей и их оздоровления (учетная форма N 079/у), заключения об отсутствии медицинских противопоказаний для пребывания в организации и отсутствии контакта с больными инфекционными заболеваниями, в том числе COVID-19. Представить медицинские заключения по допуску к участию в учебно-тренировочном сборе на каждого ребенка.
В соответствии с пунктом 2.1 Регламента организатор мероприятия обязан: в случае возникновения необходимости, обусловленной эпидемиологической ситуацией, проводить тестирование на новую коронавирусную инфекцию COVID-19 методом полимеразной цепной реакции (ПЦР) участников и персонала мероприятия со сдачей и получением результатов не ранее 3 календарных дней до начала мероприятия, на основании предписаний (предложений) территориальных органов, уполномоченных осуществлять федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор (по месту проведения мероприятия).
Также заинтересованным лицом установлено, что сотрудники учреждения не проходят профессиональную, гигиеническую подготовку и аттестацию, в установленном порядке.
Пунктом 13 предписания учреждение "Лидер" обязано своевременно и в полном объеме проводить противоэпидемические (профилактические) мероприятия, в том числе гигиеническое воспитание и обучение сотрудников учреждения "Лидер", в целях предупреждения возникновения и распространения инфекционных болезней. Организовать и обеспечить мероприятия по проведению профессиональной гигиенической подготовке и аттестации должностных лиц и работников организации, в установленном порядке. Представить личные медицинские книжки.
Реализация образовательных программ в области физической культуры и спорта направлена на физическое воспитание личности, приобретение знаний, умений и навыков в области физической культуры и спорта, физическое совершенствование, формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепление здоровья, выявление и отбор наиболее одаренных детей и подростков, создание условий для прохождения спортивной подготовки, а также на подготовку кадров в области физической культуры и спорта (пункт 1 статьи 84 Закона N 273-ФЗ).
Таким образом, воспитание и обучение детей реализуется в рамках осуществления групповых занятий спортом.
Судами установлено, что тренеры Ведиянцев В.П., Дульцев С.В. осуществляют воспитание и обучение детей, что следует из должностных инструкций и рода деятельности, соответственно, на них распространяются требования пунктов 2.1, 8.1, 8.2, 8.4 СП 3.1/3.2.3146-13 "Общие требования по профилактике инфекционных и паразитарных болезней", в связи с этим на МАУ "Лидер" также распространяются требование СП 3.1/3.2.3146-13 об организации гигиенического воспитания и обучения граждан.
Относительно довода о неисполнимости вынесенного предписания, ввиду того, что проверяемый объект недвижимости не находится в законном владении у учреждения окружной суд отмечает следующее.
Порядок выдачи санитарно-эпидемиологических заключений регламентирован Приказом Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 19.07.2007 N 224 "О санитарно-эпидемиологических экспертизах, обследованиях, исследованиях, испытаниях и токсикологических, гигиенических и иных видах оценок".
В соответствии с данным Приказом основаниями для проведения санитарно-эпидемиологических экспертиз, обследований, исследований, испытаний и токсикологических, гигиенических и иных видов оценок могут быть: предписания главных государственных санитарных врачей или их заместителей, выдаваемые на основании подпункта 4 пункта 1 статьи 51 Закона N 52-ФЗ, определения, вынесенные должностными лицами в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях; заявления граждан, индивидуальных предпринимателей, юридических лиц о проведении санитарно-эпидемиологических экспертиз.
Таким образом, отсутствуют сведения о том, что заявление, на основании которого может быть организована санитарно-эпидемиологическая экспертиза, по результатам которой будет выдано соответствующее заключение, должно быть подано только собственником помещения.
На основании вышеизложенного, несмотря на то, что проверяемый объект недвижимости не находится в законном владении, в отношении него должна быть проведена санитарно-эпидемиологических экспертиза и выдано соответствующее заключение, в том числе по заявлению МАУ "СШ "Лидер".
Предписание, содержащее законные требования, должно быть реально исполнимо и содержать конкретные указания, четкие формулировки относительно конкретных действий, которые необходимо совершить исполнителю, и которые должны быть направлены на прекращение и устранение выявленного нарушения.
Как следует из пункта 20 предписания заявителя обязывают устранить следы подтёков (протечки) воды на стенах в рекреациях, лестничных пролетах. Обеспечить гладкую без дефектов поверхность стен.
Организация и выезд детей в Спортивно-оздоровительный комплекс Структурного подразделения ГБПОУ СО "Красноуфимский педагогический колледж", в котором организован учебно-тренировочный сбор отделения "Каратэ" по вышеуказанному адресу предусматривает обязательным наличие санитарно-эпидемиологического заключения, которое у МАУ "СШ "Лидер" отсутствует, проживание детей в зданиях капитального строения, состав и площади помещений которых должны соответствовать требованиям строительных норм и правил, включая спальные комнаты, душевые, обеденные залы, санитарные узлы, спортивные залы, а также организацию питания детей.
Материалами внеплановой выездной проверки подтверждается, что имел место факт размещения детей в поименованный колледж, условия проживания, питания и отдыха, которых не соответствовали требованиям СП 3.5.1378-03.
Таким образом, содержащиеся в оспариваемом предписании формулировки являются доступными для понимания относительно конкретных действий, направленных на прекращение и устранение выявленных нарушений, которые необходимо совершить заявителю; на заявителя не возложены обязанности, не относящиеся к осуществляемой им деятельности, срок исполнения предписания, с учетом вышеприведенных доводов по данному вопросу, является разумным.
Ссылка кассатора на Письмо Министерства спорта РФ от 27.02.2014 г. N 04-20/90 не принята во внимание, поскольку является ведомственным документом, а не законодательным актом и имеет разъяснительный (рекомендательный) характер, не является обязательным к исполнению.
В данном письме разъяснение касается юридических лиц, осуществляющих деятельность по коду 92.6 - деятельность в области спорта, который не является предметом рассмотрения, кроме того, ссылка на ОК 029-2007 является некорректной, поскольку указанный документ утратил силу с 1 января 2017 года, в связи с изданием Приказа Росстандарта от 31.01.2014 N 14-ст.
Ссылки кассатора о нарушении судами норм процессуального права (неисследование письменных доказательств, непроводение судебных прений, непредоставление возможности выступить с репликами) подлежат отклонению, ввиду неподтверждения их материалами дела.
Все доводы, изложенные в кассационной жалобе, не подтверждают неправильного применения судами норм материального и процессуального права, являлись предметом рассмотрения судов первой и апелляционной инстанций, им дана надлежащая правовая оценка, основания для ее непринятия у суда кассационной инстанции отсутствуют.
Кроме того, указанные в жалобе доводы фактически сводятся к несогласию с оценкой доказательств и обстоятельств по делу, в связи с чем не принимаются судом округа в силу полномочий, установленных статьей 286, частью 2 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Иное толкование подателем жалобы положений действующего законодательства, подлежащих применению в рассматриваемом деле, не свидетельствует о наличии оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Нарушений норм процессуального права, в том числе являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебных актов, не выявлено.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Свердловской области от 05.04.2021 по делу N А60-62880/2020 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.07.2021 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу муниципального автономного учреждения "Спортивная школа "Лидер" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Н.Н. Суханова |
Судьи |
Д.В. Жаворонков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.