г. Пермь |
|
30 июля 2021 г. |
Дело N А60-62880/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28 июля 2021 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 30 июля 2021 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Голубцова В.Г.,
судей Муравьева Е.Ю., Савельевой Н.М.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Тиуновой Н.П.,
при участии:
от заявителя: Шахбанова Л.А. (удостоверение адвоката, доверенность от 26.01.2021),
от заинтересованного лица: Мельникова М.В. (паспорт, доверенность от 11.01.2021, диплом)
лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу
заявителя, муниципального автономного учреждения "Спортивная школа "Лидер"
на решение Арбитражного суда Свердловской области
от 05 апреля 2021 года
по делу N А60-62880/2020
по заявлению муниципального автономного учреждения "Спортивная школа "Лидер" (ИНН 6619019304, ОГРН 1176658118933)
к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Свердловской области
о признании недействительным предписания от 11.09.2020 N 58/2020-23,
УСТАНОВИЛ:
Муниципальное автономное учреждение "Спортивная школа "Лидер" (далее - заявитель, Учреждение) обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением о признании недействительным предписания Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Свердловской области (далее - заинтересованное лицо, Управление Роспотребнадзора) от 11.09.2020 N 58/2020-23.
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 05.04.2021 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятым решением, Учреждение обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
В апелляционной жалобе указывает, что оспариваемое решение не отвечает требованиям законности и обоснованности. Приводит доводы о том, возложение на учреждение требования соблюдать нормативные документы, действие которых на данное учреждение не распространяются, является незаконным. Обращает внимание, что учреждение занимается реализацией программ подготовки и не осуществляет дополнительные общеразвивающие программы физической культуры и спорта. Такой вид деятельности как реализация программ спортивной подготовки не относится к видам деятельности, при которых в соответствии с п. 2 ст. 28 Федерального закона от 30.03.1999 "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" требуется получение санитарно-эпидемиологического заключения. Деятельность по реализации программ спортивной подготовки не является образовательной деятельности и не предусматривает реализацию образовательных программ, на нее не распространяются положения законодательства, регламентирующие образовательную деятельность. Отмечает, что требование соблюдать меры, направленные на предупреждение распространения COVID-19 при организации и проведении учебно-тренировочных сборов, при условиях риска возникновения и распространения новой коронавирусной инфекции является неправомерным. Ссылается на то, что весь раздел III. СП 3.1./2.4.3598-20 устанавливает дополнительные санитарно-эпидемиологические требования, направленные на предупреждение распространения COVID-19 в отдельных организациях, и среди этих требований отсутствуют дополнительные требования к физкультурно-спортивным организациям. Указывает, что в соответствии с действующим законодательством СП 3.5.1378-03 распространяют свое действие на физических и юридических лиц, независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, занимающихся дезинфекционной деятельностью. При этом, поскольку заявитель не занимается осуществлением дезинфекционной деятельности, медицинской деятельностью по "дезинфектологии", требовать от него выполнения п. 2.15 СП 3.5.1378-03 является незаконным. Пункт 2.3. СП 3.1./2.4.3598-20 не содержит обязательного требования по маркировке емкостей с кожными антисептиками. Кроме того, заявитель указывает на то, что судом не исследовались письменные доказательства, не проводились судебные прения, не было предоставлено право выступить с репликами.
В представленном отзыве на апелляционную жалобу Управление Роспотребнадзора просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель заявителя поддержал доводы апелляционной жалобы, просит решение отменить; представитель Управления поддержал доводы изложенные в письменном отзыве, просит решение оставить без удовлетворения.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, Управлением Роспотребнадзора c 17.08.2020 по 11.09.2020 на основании распоряжения от 13.08.2020 N 01-01-01-03-07/28273 в отношении учреждения "Лидер" проведена внеплановая выездная проверка на объекте: учебно-тренировочный сбор отделения "Каратэ", 623300, Свердловская обл., г. Красноуфимск, ул. Московская, 17.
По результатам проверки составлен акт проверки от 11.09.2020, а также вынесено предписание о прекращении нарушения прав потребителей от 11.09.2020 N 58/2020-23, согласно которому учреждению "Лидер" предписано в срок до 10.08.2020:
1. Осуществлять деятельность по дополнительным общеобразовательным программам в области физической культуры и спорта, в соответствии с требованиями п. 2 ст. 28 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" при условии соответствия зданий, строений, помещений, территорий, оборудования и иного имущества санитарно-эпидемиологическим требованиям (получения санитарно-эпидемиологического заключения).
2. Соблюдать меры, направленные на предупреждение распространения COVID-19 при организации и проведении учебно-тренировочных сборов, при условиях риска возникновения и распространения новой коронавирусной инфекции. Ограничить вход на территорию объекта спорта лиц, не связанных с обеспечением соревновательного и тренировочного процессов, или являющихся зрителями.
3. Соблюдать меры, направленные на предупреждение распространения COVID-19 при организации и проведении учебно-тренировочных сборов, при условиях риска возникновения и распространения новой коронавирусной инфекции. Ограничить вход на территорию объекта спорта с круглосуточным пребыванием лиц, в случае выхода (выезда) детей и сотрудников за пределы учебно-тренировочного сбора.
4. Соблюдать меры, направленные на предупреждение распространения COVID-19 при организации и проведении учебно-тренировочных сборов, при условиях риска возникновения и распространения новой коронавирусной инфекции. Обеспечить проведение термометрии с занесением результатов в журнал в отношении лиц, находящихся в организации с круглосуточным пребыванием, а также лиц, ее посещающих (на входе). Представить журнал учета термометрии.
5. В помещении для обслуживающего персонала в период проведения учебно-тренировочных сборов оборудовать шкафчики для хранения рабочей и личной одежды персонала. Не допускать совместное хранение верхней (уличной) одежды и санитарной одежды персонала
6. Соблюдать меры, направленные на предупреждение распространения COVID-19 при организации и проведении учебно-тренировочных сборов, при условиях риска возникновения и распространения новой коронавирусной инфекции. Обеспечить регулярное обеззараживание воздуха с использованием специального оборудования и проветривание помещений, в соответствии с учебным, тренировочным графиками, иных организационных процессов и режима работы. Представить журнал учета часов работы бактерицидных рециркуляторов воздуха и облучателей бактерицидных с указанием места работы оборудования по обеззараживанию воздуха. Обеспечить организацию питьевого режима в учреждении с использованием одноразовой посуды: представить подтверждающие документы.
7. Соблюдать меры, направленные на предупреждение распространения COVID-19 при организации и проведении учебно-тренировочных сборов, при условиях риска возникновения и распространения новой коронавирусной инфекции. Обеспечить условия для гигиенической обработки рук с применением кожных антисептиков при входе в организацию с круглосуточным пребыванием, помещения для приема пищи, санитарные узлы и туалетные комнаты. Обеспечить наличие маркировки на антисептиках, применяемых в организации для обработки рук. Организовать работу сотрудников, участвующих в приготовлении и раздаче пищи, обслуживающего персонала с использованием средств индивидуальной защиты органов дыхания (одноразовых масок или многоразовых масок со сменными фильтрами), а также перчаток. Представить личные карточки учета средств индивидуальной защиты.
8. Соблюдать меры, направленные на предупреждение распространения COVID-19 при организации и проведении учебно-тренировочных сборов, при условиях риска возникновения и распространения новой коронавирусной инфекции. Обеспечить тренерский состав запасом средств индивидуальной защиты органов дыхания (одноразовые маски или многоразовые маски со сменными фильтрами), а также перчатками, исходя из продолжительности рабочей смены и смены масок не реже 1 раза в 3 часа, фильтров - в соответствии с инструкцией. Представить личные карточки учета средств индивидуальной защиты. Обеспечить проведение дезинфекции спортивного инвентаря для индивидуального и коллективного использования после каждой тренировки силами персонала по уборке. Представить документы, подтверждающие проведение дезинфекции спортивного инвентаря.
9. Соблюдать меры, направленные на предупреждение распространения COVID-19 при организации и проведении учебно-тренировочных сборов, при условиях риска возникновения и распространения новой коронавирусной инфекции. Осуществлять прием детей по месту организации учебно - тренировочного сбора при наличии в медицинской справке о состоянии здоровья ребенка, отъезжающего в организацию отдыха детей и их оздоровления (учетная форма N 079/у), заключения об отсутствии медицинских противопоказаний для пребывания в организации и отсутствии контакта с больными инфекционными заболеваниями, в том числе COVID-19. Представить медицинские заключения по допуску к участию в учебно - тренировочном сборе на каждого ребенка.
10. Обеспечить в прививочных сертификатах у всех сотрудников наличие данных о вакцинации/ревакцинации против клещевого энцефалита в соответствии с национальным календарем профилактических прививок Российской Федерации (Приказ от 21.03.2014 N 125н "Об утверждении национального календаря профилактических прививок и календаря профилактических прививок по эпидемическим показаниям"). Представить прививочные сертификаты, личные медицинские книжки.
11. Обеспечить прохождение сотрудниками учреждения "Лидер", в целях предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний, массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) и профессиональных заболеваний работники отдельных профессий, производств и организаций при выполнении своих трудовых обязанностей предварительных при поступлении на работу и периодических профилактических медицинских осмотров, в соответствии с требованиями Приказа Минздравсоцразвития Российской Федерации от 12.04.2011 N 302н Об утверждении перечней вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования), и Порядка проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда:
- у всех сотрудников обеспечить наличие результатов лабораторных исследований на гельминтозы и кишечные протозоозы;
- у всех сотрудников обеспечить наличие медицинского заключения о допуске к работе по результатам прохождения медицинского осмотра (унифицированный штамп с подписью СП 3.1/3.2.3146- 13 7.1 7.2 7.3 7.4 7.6 10.08.2021 Приказ Минздравсоцра звития Российской Федерации 302н 11 16 33 Прил.2 4 председателя медицинской комиссии);
- у всех сотрудников обеспечить наличие личных медицинских книжек установленного образца. Представить личные медицинские книжки. Работодателю обеспечить условия для прохождения работниками медицинских осмотров и диспансеризации. Не допускать работников, не прошедших обязательный медицинский осмотр, отказывающихся от прохождения медицинских осмотров, а также при наличии медицинских противопоказаний к исполнению ими трудовых обязанностей. Обеспечить контроль за внесением в личные медицинские книжки данных о прохождении медицинских осмотров.
12. Обеспечить прохождение медицинского осмотра сотрудниками образовательной организации, в соответствии с требованиями Приказа Минздравсоцразвития Российской Федерации от 12.04.2011 N 302н Об утверждении перечней вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования), и Порядка проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда: - у всех сотрудников обеспечить наличие результатов обследования на туберкулез. Представить личные медицинские книжки.
13. Обеспечить своевременное и в полном объеме проведение противоэпидемических (профилактических) мероприятий, в том числе гигиеническое воспитания и обучение сотрудников учреждения "Лидер", в целях предупреждения возникновения и распространения инфекционных болезней. Организовать и обеспечить мероприятия по проведению профессиональной гигиенической подготовке и аттестации должностных лиц и работников организации, в установленном порядке. Представить личные медицинские книжки.
14. Соблюдать меры, направленные на предупреждение распространения COVID-19 при организации и проведении учебно-тренировочных сборов, при условиях риска возникновения и распространения новой коронавирусной инфекции. Запретить проведение массовых мероприятий с участием различных групп лиц (групповых ячеек, классов, отрядов и иных), а также массовых мероприятий с привлечением лиц из иных организаций. На объекте спорта исключить совместное использование раздевалок разными командами (1 команда - 1 раздевалка). В случае невозможности предоставления отдельных раздевалок составить график тренировок и соревнований с учетом использования отдельных раздевалок и графика тренировок и соревнований, прибытия участников (команд).
15. Использовать плотно закрывающихся емкости для пищевых и бытовых отходов и подвергать регулярной их очистке.
16. Привести в соответствие программу производственного контроля, утвержденную руководителем учреждения "Лидер", а именно: дополнить перечень официально изданных санитарных правил, методов и методик контроля факторов среды обитания, в соответствии с осуществляемой деятельностью. Представить программу производственного контроля.
17. Привести в соответствие программу производственного контроля, утвержденную руководителем учреждения "Лидер", а именно: дополнить перечень мероприятий, предусматривающих обоснование безопасности для человека и СП 1.1.1058-01 3.6. 10.08.2021 5 окружающей среды продукции и технологии ее производства, критериев безопасности и (или) безвредности факторов производственной и окружающей среды и разработка методов контроля, в том числе при хранении, транспортировке, реализации и утилизации продукции, а также безопасности процесса выполнения работ, оказания услуг: включить мероприятия по профилактике новой коронавирусной инфекции (covid-19). Представить программу производственного контроля.
18. Привести в соответствие программу производственного контроля, утвержденную руководителем учреждением "Лидер", а именно: дополнить перечень форм учета и отчетности, установленной действующим законодательством по вопросам, связанным с осуществлением производственного контроля: добавить учетные формы, связанные с профилактикой новой коронавирусной инфекции (covid-19). Представить программу производственного контроля.
19. Привести в соответствие программу производственного контроля, утвержденную руководителем учреждения "Лидер", а именно: дополнить перечень должностей работников, подлежащих медицинским осмотрам, профессиональной гигиенической подготовке и аттестации, указать тренеров по виду спорта (баскетбол, бокс, каратэ, пауэрлифтинг, рукопашный бой). Представить программу производственного контроля.
20. Устранить следы подтёков (протечки) воды на стенах в рекреациях, лестничных пролетах. Обеспечить гладкую без дефектов поверхность стен.
21. Соблюдать меры, направленные на предупреждение распространения COVID-19 при организации и проведении учебно-тренировочных сборов, при условиях риска возникновения и распространения новой коронавирусной инфекции. Организовать проведение учебно-тренировочных сборов таким образом, чтобы количество детей в отрядах (наполняемость) не превышало 50% от проектной вместимости. При проведении физкультурных мероприятий и спортивных комплексных мероприятий обеспечить размещение участников учебно-тренировочных сборов до 18 лет - не более 3-х человек в номере; участников 18 лет и старше, тренеров, спортивных судей, другого обслуживающего персонала - не более 2-х человек в номере; руководителей (представителей) команд - не более 1 -го человека в номере (по возможности).
Полагая, что указанное предписание нарушает его права и законные интересы, вынесено с нарушением требований законодательства, учреждение "Лидер" обратилось с заявлением в арбитражный суд.
Признав заявленные требования необоснованными, суд первой инстанции отказал в их удовлетворении.
Оценив в порядке, предусмотренном статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, имеющиеся в материалах дела доказательства, оценив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, суд апелляционной инстанции считает, что оснований для изменения (отмены) обжалуемого судебного акта не имеется, в связи со следующим.
Согласно статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу частей 4, 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Предметом спора по делам о признании решений и действий незаконными, ненормативного правового акта недействительным является требование, направленное, прежде всего, на исключение последствий, порожденных действием (решением, актом).
Следовательно, в рассматриваемом случае, исходя из положений статьи 12 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьи 199 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для признания данного ненормативного правового акта недействительным необходимо соблюдение двух условий: несоответствие его закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагающее на него какие-либо обязанности, создание иных препятствий для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с частью 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
В соответствии с пунктом 1 статьи 28 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" в организациях отдыха и оздоровления детей, дошкольных и других образовательных учреждениях независимо от организационно-правовых форм должны осуществляться меры по профилактике заболеваний, сохранению и укреплению здоровья обучающихся и воспитанников, в том числе меры по организации их питания, и выполняться требования санитарного законодательства.
Пунктом 2 статьи 28 указанного Федерального закона предусмотрено, что программы, методики и режимы воспитания и обучения детей допускаются к применению при наличии санитарно-эпидемиологических заключений.
Судом установлено, что санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии зданий, строений, помещений, сооружений, оборудования и иного имущества, которые учреждение "Лидер" использует для осуществления деятельности на объекте, расположенном по адресу: 623300, Свердловская область, г. Красноуфимск, ул. Московская, 17 в период с 10.08.2020 23.08.2020 отсутствует, что подтверждается выпиской из реестра санитарноэпидемиологических заключений о соответствии (несоответствии) видов деятельности (работ, услуг) требованиям государственных санитарноэпидемиологических правил и нормативов.
Исследовав обстоятельства дела и оценив представленные в материалы дела доказательства в их взаимной связи и в совокупности в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда о том, что оспариваемое предписание вынесено Управлением Роспотребнадзора правомерно.
Отклоняя доводы заявителя апелляционной жалобы о том, что учреждение "Лидер" не осуществляло, не осуществляет и не планирует осуществлять деятельность по дополнительным образовательным программам физической культуры и спорта, а также не занимается видами деятельности, при которых в соответствии с пунктом 2 статьи 28 Федерального закона от 30.03.1999 "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" требуется получение санитарно-эпидемиологического заключения, апелляционная коллегия считает необходимым отметить следующее.
Согласно выписке из ЕГРЮЛ N ЮЭ9965-20-170021285 по состоянию на 28.08.2020 основным видом экономической деятельности по общероссийскому классификатору видов экономической деятельности учреждения "Лидер" является (код 93.19) - деятельность в области спорта.
В соответствии с Общероссийским классификаторов видов экономической деятельности" ОК 029-2014 деятельность в области спорта прочая (код 93.19) включает в себя: деятельность организаторов спортивных мероприятий, имеющих или не имеющих свои спортивные объекты; деятельность самостоятельных спортсменов и атлетов, судей, рефери, хронометражистов и т.д.; деятельность спортивных лиг; деятельность, связанную с рекламой спортивных событий; деятельность конюшен скаковых и беговых лошадей, псарен и гаражей для спортивных гоночных автомобилей; деятельность охотничьих и рыболовных заповедников; деятельность проводников в горах; деятельность, связанную со спортивно-любительским рыболовством и охотой.
Фактически, учреждение "Лидер" осуществляет образовательную деятельность в области спорта и отдыха, которая включает в себя групповые и индивидуальные занятия спортом для детей, что подтверждается совокупностью доказательств, собранных в ходе проведения внеплановой выездной проверки (устав, выписка из ЕГРЮЛ, сведения, размещенные на официальном сайте учреждения "Лидер" http://www.sportlider66.ru/, должностная инструкция тренера, выписка из штатного расписания, программа производственного контроля), а также представленных дополнительно к возражению (приказы "О зачислении в группы спортивной подготовки", Приказ "Об отчислении из групп спортивной подготовки и переформировании группы в отделении каратэ").
Кроме того, судом установлено, что по результатам индивидуального отбора лиц учреждение "Лидер" распределяет контингент занимающихся по программам спортивной подготовки по каждому избранному виду спорта, в соответствии с государственным (муниципальным) заданием, в обоснование своих доводов, представлены приказы о зачислении в группы спортивной подготовки несовершеннолетних кандидатов, успешно сдавших вступительные испытания.
Основным видом экономической деятельности по Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности учреждения "Спортивная школа "Лидер" является (код 93.19) - деятельность в области спорта, в которую не входит осуществление деятельности спортивных школ, которую фактически осуществляет учреждение "Лидер".
Деятельность спортивных школ, в свою очередь, включает в себя занятие спортом, групповые или индивидуальные, включая занятия в спортивных лагерях и школах (код 85.41, 85.41.1).
Обучение может быть предоставлено в различных помещениях, таких как учебные помещения клиента или компании, образовательные организации или другие. Обучение организуется официально
Эта группировка включает: спортивное обучение (баскетбол, бейсбол, крикет, футбол и т.д.); обучение в спортивных лагерях; обучение гимнастики; обучение в школах верховой езды; обучение плаванию; услуги профессиональных спортивных инструкторов, учителей, тренеров; обучение боевым искусствам; обучение йоге и не включает: занятия спортом в общеобразовательных школах, колледжах и университетах; образование в области культуры.
Кроме того, ОК 029-2014 (КДЕС Ред. 2). Общероссийский классификатор видов экономической деятельности", утв. приказом Росстандарта от 31.01.2014 N 14-ст, предусматривает, что деятельность в области спорта, отдыха и развлечений включает в себя: деятельность в области спорта, отдыха и развлечений (кроме деятельности музеев, сохранения исторических мест и зданий, деятельности ботанических и зоологических садов и природных заповедников, а также деятельности по организации азартных игр).
В соответствии с подпунктами 1, 3 статьи 2 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (далее - Закон об образовании) образование - единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, а также совокупность приобретаемых знаний; обучение - целенаправленный процесс организации деятельности обучающихся по овладению знаниями, умениями, навыками и компетенцией, приобретению опыта деятельности, развитию способностей, приобретению опыта применения знаний в повседневной жизни и формированию у обучающихся мотивации получения образования в течение всей жизни.
Как следует из положений части 1 статьи 12 Закона об образовании, содержание образования определяют образовательные программы.
В силу части 5 статьи 12 Закона об образовании образовательные программы самостоятельно разрабатываются и утверждаются организацией, осуществляющей образовательную деятельность, если данным Законом не установлено иное.
Одним из видов образования является дополнительное образование - это вид образования, который направлен на всестороннее удовлетворение образовательных потребностей человека в интеллектуальном, духовно - нравственном, физическом и (или) профессиональном совершенствовании и не сопровождается повышением уровня образования (пункт 14 статьи 2 Закона об образовании).
Дополнительное образование включает в себя такие подвиды, как дополнительное образование детей и взрослых и дополнительное профессиональное образование (пункт 6 статьи 10 Закона об образовании).
Согласно статьи 84 Закон об образовании реализация образовательных программ в области физической культуры и спорта направлена на физическое воспитание личности, приобретение знаний, умений и навыков в области физической культуры и спорта, физическое совершенствование, формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепление здоровья, выявление и отбор наиболее одаренных детей и подростков, создание условий для прохождения спортивной подготовки, а также на подготовку кадров в области физической культуры и спорта.
В области физической культуры и спорта реализуются следующие образовательные программы: образовательные программы основного общего и среднего общего образования, интегрированные с дополнительными предпрофессиональными образовательными программами в области физической культуры и спорта (далее - интегрированные образовательные программы в области физической культуры и спорта); профессиональные образовательные программы в области физической культуры и спорта; дополнительные общеобразовательные программы в области физической культуры и спорта.
При этом, дополнительные общеобразовательные программы в области физической культуры и спорта включают в себя: дополнительные общеразвивающие программы в области физической культуры и спорта, которые направлены на физическое воспитание личности, выявление одаренных детей, получение ими начальных знаний о физической культуре и спорте (программы физического воспитания и физкультурно- оздоровительные программы); дополнительные предпрофессиональные программы в области физической культуры и спорта, которые направлены на отбор одаренных детей, создание условий для их физического воспитания и физического развития, получение ими начальных знаний, умений, навыков в области физической культуры и спорта (в том числе избранного вида спорта) и подготовку к освоению этапов спортивной подготовки.
В структуре образовательных организаций, реализующих интегрированные образовательные программы в области физической культуры и спорта, могут создаваться интернаты для проживания лиц, обучающихся по этим программам. За содержание детей в образовательных организациях, имеющих интернат и обеспечивающих подготовку спортивного резерва для спортивных сборных команд Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, родительская плата не взимается.
Для обучающихся, осваивающих образовательные программы среднего профессионального образования, интегрированные образовательные программы в области физической культуры и спорта, дополнительные предпрофессиональные программы в области физической культуры и спорта, образовательной организацией осуществляется обеспечение спортивной экипировкой, спортивным инвентарем и оборудованием, проезда к месту проведения тренировочных, физкультурных, спортивных мероприятий и обратно, питания и проживания в период проведения тренировочных, физкультурных, спортивных мероприятий, медицинское обеспечение. Организация обеспечения указанными в настоящей части спортивной экипировкой, спортивным инвентарем и оборудованием, питанием, а также проезда на тренировочные, физкультурные и спортивные мероприятия осуществляется учредителями соответствующих образовательных организаций.
Для обеспечения непрерывности освоения обучающимися образовательных программ, указанных в части 7 настоящей статьи, и их спортивной подготовки образовательной организацией в период каникул могут организовываться физкультурно-спортивные лагеря, а также может обеспечиваться участие этих обучающихся в тренировочных сборах, проводимых физкультурно-спортивными организациями или непосредственно образовательными организациями.
Таким образом, суд пришел к обоснованному выводу, что учреждение "Лидер", осуществляя организацию тренировочного процесса по программе "спортивной подготовки по виду спорта "каратэ", а также фиксируя по результатам тестирования и контроля (в протоколах заседаний экзаменационной комиссии учреждения "Лидер" по проведению внутренних экзаменов по присвоению спортивных разрядов) факт овладения лицами, проходящими спортивную подготовку соответствующими знаниями, умениями, навыками и компетенцией, фактически осуществляет именно образовательную деятельность. Применительно к формулировкам Закона об образовании в области физической культуры обучение может быть проведено прежде всего в виде тренировок.
Основными формами осуществления спортивной подготовки являются: групповые и индивидуальные тренировочные и теоретические занятия; работа по индивидуальным планам; тренировочные сборы; участие в спортивных соревнованиях и мероприятиях; инструкторская и судейская практика; медико-восстановительные мероприятия; тестирование и контроль (п.10 Приказа Минспорта России от 20.09.2017 N 813 "Об утверждении федерального стандарта спортивной подготовки по виду спорта "каратэ").
Для зачисления в группы спортивной подготовки необходим:
- на этапе совершенствования спортивного мастерства - спортивный разряд "кандидат в мастера спорта";
- на этапе высшего спортивного мастерства - спортивное звание "мастер спорта России" (п. 15 Приказа Минспорта России от 20.09.2017 N 813 "Об утверждении федерального стандарта спортивной подготовки по виду спорта "каратэ").
Уровень квалификации лиц, осуществляющих спортивную подготовку, должен соответствовать требованиям, определенным Единым квалификационным справочником должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел "Квалификационные характеристики должностей работников в области физической культуры и спорта", утвержденным приказом Минздравсоцразвития России от 15.08.2011 N 916н (зарегистрирован Минюстом России 14.10.2011, регистрационный N 22054) (далее - ЕКСД), в том числе:
- на этапе начальной подготовки - наличие среднего профессионального образования или высшего профессионального образования без предъявления требований к стажу работы по специальности;
- на тренировочном этапе (этапе спортивной специализации) - наличие среднего профессионального образования или высшего профессионального образования и стажа работы по специальности не менее одного года;
- на этапах совершенствования спортивного мастерства и высшего спортивного мастерства - наличие высшего профессионального образования и стажа работы по специальности не менее трех лет (п. 20.1 Приказа Минспорта России от 20.09.2017 N 813 "Об утверждении федерального стандарта спортивной подготовки по виду спорта "карате").
Согласно сведениям с официального сайта учреждения "Лидер" http://www.sportlider66.ru/groups2.html по результатам тестирования лицам, проходящим спортивную подготовку, например: Балахнину Владиславу, Балашову Данилу, Малькову Арсению, Никифорову Данилу, Нохрину Александру, Трифонову Демиду, Никифоровой Софье и т.д. присвоены спортивные разряды (2 спортивный разряд, 3 спортивный разряд, 1 юношеский спортивный разряд, 2 юношеский разряд и т.д.).
Таким образом, исходя из рода деятельности, которую фактически осуществляет учреждение "Лидер", а именно: спортивное обучение боевым искусствам (каратэ), включающее групповые занятия спортом для детей, учреждение "Лидер" осуществляет образовательную деятельность по дополнительным образовательным программам.
В соответствии с письмом Министерства физической культуры и спорта Свердловской области от 09.12.2020 N 18-01-62/6101 "О рассмотрении обращения", направленного территориальным отделом Управления Роспотребнадзора по результатам проведенной внеплановой выездной проверки в отношении заявителя, Министерство физической культуры и спорта согласно действующего законодательства не наделено полномочиями исполнительно-распорядительного и (или) контрольного характера в отношении учреждения "Лидер" и (или) его учредителя, однако Министерством направлены рекомендательные письма в адрес Главы городского округа Красноуфимск о необходимости соблюдения требований законодательства Российской Федерации при организации деятельности учреждения "Лидер" с разъяснением отдельных особенностей осуществления спортивной подготовки.
В соответствии с пунктами 2-9, 14, 21 предписания заявителю предписывается необходимость соблюдения требований СП 3.1./2.4.3598-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации работы образовательных организаций и других объектов социальной инфраструктуры для детей и молодежи в условиях распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19)".
Согласно приказу "Об организации и проведении тренировочных сборов" N 78/ОД от 05.08.2020 на лиц, ответственных за проведение тренировочного сбора возложена организация в строгом соответствии, в том числе СП 3.1/2.4.3598-20 (п. 6), согласно договора возмездного оказания услуг от 05.08.2020 N 38. услуги должны быть оказаны в соответствии с требованиями СП 3.1/2.4.3598-20 (п. 3.1.4).
Роспотребнадзором разработаны санитарные правила СП 3.1/2.4.3598-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации работы образовательных организаций и других объектов социальной инфраструктуры для детей и молодежи в условиях распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19)" (далее - санитарные правила СП 3.1/2.4.3598-20), п. 3.7 которых запрещается посещение социальной организации для детей лицами, не связанными с ее деятельностью.
В соответствии с пунктом 1.1 настоящие санитарно-эпидемиологические правила направлены на обеспечение безопасных условий деятельности организаций (индивидуальных предпринимателей), осуществляющих образовательную деятельность по реализации основных и дополнительных общеобразовательных программ (за исключением образовательных организаций среднего профессионального и высшего образования), в том числе адаптированных, осуществляющих присмотр и уход за детьми, социальных служб для детей, специализированных учреждений для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, спортивных организаций для детей, организаций (индивидуальных предпринимателей), осуществляющих организованное проведение временного досуга детей в помещениях (специально выделенных местах), устроенных в торговых, культурно-досуговых центрах, аэропортах, железнодорожных вокзалах и иных объектах нежилого назначения (далее - Организатор, игровые комнаты соответственно), организаций отдыха детей и их оздоровления, реабилитационных центров, организаций, оказывающих организованным группам детей услуги временного проживания при проведении спортивных, художественных и культурно-массовых мероприятий с участием детей и молодежи.
Учитывая изложенное апелляционная коллегия поддерживает вывод суда, что требования СП 3.1./2.4.3598-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации работы образовательных организаций и других объектов социальной инфраструктуры для детей и молодежи в условиях распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19)" распространяются на деятельность учреждения "Лидер".
В соответствии с пунктом 2 предписания заявителю необходимо соблюдать меры, направленные на предупреждение распространения COVID-19 при организации и проведении учебно-тренировочных сборов, при условиях риска возникновения и распространения новой коронавирусной инфекции. Ограничить вход на территорию объекта спорта лиц, не связанных с обеспечением соревновательного и тренировочного процессов, или являющихся зрителями.
Из материалов дела следует, что в письме от 27.07.2020 N 54 директор учреждения "Лидер" уведомил Красноуфимский отдел Управления Роспотребнадзора по Свердловской области о том, что в период с 10 по 23 августа 2020 года на базе СОК ГБПО СО КПК по адресу: г. Красноуфимск, ул. Московская, д. 17, будет проведен учебно-тренировочный сбор отделения "Каратэ" с привлечением для участия в данном мероприятии спортсменов и тренеров из городов Екатеринбург и Заречный Свердловской области.
Как указывает заинтересованное лицо в июле - августе 2020 года на территории ГО Красноуфимск сохранялась неблагополучная ситуация по заболеваемости коронавирусной инфекцией.
В ходе проведения проверки 18.08.2020 в период времени с 10:00 час. до 12:50 час. заинтересованным лицом установлено, что на территории круглосуточную охрану здания Спортивного оздоровительного комплекса Структурного подразделения Государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения Свердловской области "Красноуфимский педагогический колледж" (далее-Колледж), в котором организован учебно-тренировочный сбор отделения "Каратэ" по адресу: 623300, Свердловская область, г. Красноуфимск, ул. Московская, 17 осуществляет вахтер Коновалова О.А., пояснившая, что ее место постоянного пребывания установлено на территории в автомобиле марки КИА Спектра гос.номер В868РА159, документы, удостоверяющие личность, не представлены, также как и документы, подтверждающие факт прохождения медицинского осмотра, в том числе на COVID-19. Кроме того, на территории Колледжа присутствовали трое мужчин, осуществлявшие ремонт автомобиля марки Мерседес госномер О139АМ196, личности которых не представилось возможным установить (документы, удостоверяющие личность не представлены), не представлены документы, подтверждающие факт прохождения медицинского осмотра, в том числе на COVID-19.
Кроме того, а момент проверки установлен факт посещения здания Колледжа в котором организован учебно-тренировочный сбор детей отделения "Каратэ" при круглосуточном режиме работы, Холдеевым С.С., являющимся тренером по каратэ ГАУ СО "РЦФКС Каратэ" (620075, Свердловская область, г. Екатеринбург, ул. Первомайская, д.56 ОГРН 1196658049158), а также собственником автомобиля марки Мерседес госномер О139АМ196, что подтверждается в том числе, объяснением Мазько Т.А. от 21.08.2020. Таким образом, Управлением Роспотребнадзора, установлен факт посещения учебно-тренировочного сбора для детей лицами, не связанными с ее деятельностью.
Согласно постановления Правительства Российской Федерации от 31.01.2020 N 66 "О внесении изменения в перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих" в перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 01.12.2004 N 715 "Об утверждении перечня социально значимых заболеваний, представляющих опасность для окружающих", включена коронавирусная инфекция (2019-nCoV) как заболевание, представляющие особую опасность для окружающих. Коронавирусная инфекция (2019-nCoV) внесена в список особо опасных инфекций.
В соответствии с положениями статьи Закона о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, под санитарно-противоэпидемическими (профилактическими) мероприятиями следует понимать организационные, административные, инженерно-технические, медико-санитарные, ветеринарные и иные меры, направленные на устранение или уменьшение вредного воздействия на человека факторов среды обитания, предотвращение возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) и их ликвидацию.
Ограничительные мероприятия (карантин) - административные, медикосанитарные, ветеринарные и иные меры, направленные на предотвращение распространения инфекционных заболеваний и предусматривающие особый режим хозяйственной и иной деятельности, ограничение передвижения населения, транспортных средств, грузов, товаров и животных.
Указом Губернатора Свердловской области от 18.03.2020 N 100-УГ "О введении на территории Свердловской области режима повышенной готовности и принятии дополнительных мер по защите населения от новой коронавирусной инфекции (2019-nCoV)" на территории Свердловской области введен режим повышенной готовности и принятии дополнительных мер по защите населения от новой коронавирусной инфекции (2019-nCoV).
Как указано ранее, на момент выявления правонарушения режим повышенной готовности в связи с распространением на территории Свердловской области инфекционного заболевания, вызванного новой коронавирусной инфекцией, сохранялся.
Кроме того, разработан Регламент по организации и проведению официальных физкультурных и спортивных мероприятий на территории Российской Федерации в условиях сохранения рисков распространения COVID-19 (утв. Минспортом России, Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации 31.07.2020) на основании положений Федерального закона от 07.12.2007 N 329-ФЗ "О физической культуре и спорте в Российской Федерации", Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 22.05.2020 N 15 "Об утверждении санитарно-эпидемиологических правил СП 3.1.3597-20 "Профилактика новой коронавирусной инфекции (COVID-19)", постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 30.06.2020 N 16 "Об утверждении санитарно-эпидемиологических правил СП 3.1/2.4.3598-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации работы образовательных организаций и других объектов социальной инфраструктуры для детей и молодежи в условиях распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19)", который направлен на обеспечение безопасных условий при организации и проведении официальных физкультурных и спортивных мероприятий среди всех возрастных групп, включенных в Единый календарный план межрегиональных, всероссийских и международных физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий Минспорта России, в календарные планы физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Согласно п.2.1 Регламента организатор мероприятия обязан ограничить вход на территорию объекта спорта лиц, не связанных с обеспечением соревновательного и тренировочного процессов, или являющихся зрителями. Проведение тренировочного сбора осуществлялось без выхода за пределы территории объекта (п. 4 Приказа от 05.08.2020 N 78/ОД).
Обязанность по организации мероприятия и ответственность за проведение тренировочного сбора возложена на тренеров Ведиянцева В.П. и Дульцева С.В., в соответствии с Приказом от 05.08.2020 N 78/ОД (п.3,5).
Вопреки доводам учреждения, в ходе внеплановой выездной проверки установлено, что учреждение "Лидер" осуществляет спортивное обучение боевым искусствам (каратэ), включающее групповые занятия спортом для детей, то есть осуществляет образовательную деятельность по дополнительным образовательным программам, без лицензии как в месте проведения учебно-тренировочного сбора отделения каратэ в период с 10.08.2020 по 18.08.2020, так и в месте осуществления деятельности по адресу: г. Красноуфимск, ул. Металлистов, 7, соответственно, вывод суда о необходимости соблюдения требований СП 3.1/2.4.3598-20 при осуществлении деятельности МАУ "СШ "Лидер" является верным.
Доводы относительно того, что требования СП 3.1/2.4.3598-20 не распространяются на деятельность учреждения "Лидер" отклоняются, поскольку согласно приказу "Об организации и проведении тренировочных сборов" от 05.08.2020 N 78/ОД на лиц, ответственных за проведение тренировочного сбора возложена организация в строгом соответствии, в том числе СП 3.1/2.4.3598-20 (п. 6), согласно договора возмездного оказания услуг от 05.08.2020 N 38 услуги должны быть оказаны в соответствии с требованиями СП 3.1/2.4.3598-20 (п. 3.1.4).
Пунктом 3 предписания учреждения "Лидер" обязывается соблюдать меры, направленные на предупреждение распространения COVID-19 при организации и проведении учебно-тренировочных сборов, при условиях риска возникновения и распространения новой коронавирусной инфекции. Ограничить вход на территорию объекта спорта с круглосуточным пребыванием лиц, в случае выхода (выезда) детей и сотрудников за пределы учебно-тренировочного сбора.
Пунктом 3.5 Санитарных правил СП 3.1/2.4.3598-20 запрещается допускать к возвращению лиц, в случае выхода за территорию организации, в период работы организации.
Проведение тренировочного сбора предусматривалось без выхода за пределы территории объекта (п. 4 приказа от 05.08.2020 N 78/ОД).
Вместе с тем, административным органом установлен факт входа за территорию учебно-тренировочного сбора отделения "Каратэ" по адресу: 623300, Свердловская область, г. Красноуфимск, ул. Московская, 17 ребенком (обучающейся в учреждение "Лидер" отделение Каратэ, документы не представлены, личность установить не представилось возможным), выехавшим за пределы учебно-тренировочного сбора в период работы при круглосуточном режиме учебно-тренировочного сбора отделения Каратэ с круглосуточным пребыванием сотрудников и обучающихся и возвратившегося обратно для получения документов, что является недопустимым.
Также заинтересованным лицом установлено, что при входе в организацию при круглосуточном режиме работе ее работы, результаты термометрии (на входе) не заносятся в журнал посещений, журнал учета температуры (на входе) в целях учета при проведении противоэпидемических мероприятий, журнал измерения температуры сотрудников пищеблока, указанные журналы не представлены как в ходе проведения проверки, так и на момент ее завершения, в период проведения проверки здание Колледжа посещал неоднократно тренер ГАУ СО "РЦФКС Каратэ" г. Екатеринбург Холдеев С.С., ребенок (Сергеева Дарья), должностные лица, уполномоченные на проведение внеплановой выездной проверки (специалист-эксперт, эксперты ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Свердловской области"), а также руководитель СОК Биктимиров М.Т., на территории учреждения с круглосуточным пребыванием находился сотрудник, осуществляющий круглосуточную охрану - Коновалова О.А., кроме того, согласно записей журнала бракеража скоропортящихся пищевых продуктов в период с 10.08.2020 по 15.08.2020 посещал водитель-экспедитор Кузнецов В. госномер автомобиля К678СВ.
Таким образом, административным органом установлен факт не проведения ежедневного перед началом рабочей смены "входного фильтра" с проведением бесконтактного контроля температуры тела для сотрудников, осуществляющих круглосуточную охрану, сотрудников пищеблока, а также лиц, деятельность, которых не связана с деятельностью учреждения, в том числе лиц из другой спортивной организации ГАУ СО "РЦФКС Каратэ", указанных в журнале измерения температуры детей в количестве 19 человек.
Пунктом 2.2 Санитарных правил СП 3.1/2.4.3598-20 установлено, что лица, находящиеся в Организации при круглосуточном режиме ее работы, а также лица, посещающие организацию (на входе), подлежат термометрии с занесением ее результатов в журнал в отношении лиц с температурой тела 37,1 °C и выше в целях учета при проведении противоэпидемических мероприятий.
При круглосуточном режиме работы организации термометрия проводится не менее двух раз в сутки (утром и вечером).
Лица с признаками инфекционных заболеваний (респираторными, кишечными, повышенной температурой тела) должны быть незамедлительно изолированы с момента выявления указанных признаков до приезда бригады скорой (неотложной) медицинской помощи либо прибытия родителей (законных представителей) или самостоятельной самоизоляции в домашних условиях. При этом дети должны размещаться отдельно от взрослых.
С момента выявления указанных лиц организация в течение 2 часов должна любым доступным способом уведомить территориальный орган федерального органа исполнительной власти, уполномоченного осуществлять федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор.
Согласно п. 6.1 Приказа от 05.08.2020 N 78/ОД "Об организации и проведении тренировочных сборов" ответственным за проведение тренировочного сбора отделения каратэ тренеров Ведиянцеву В.П. и Дульцеву С.В. вменено в обязанность обеспечить контроль за состоянием здоровья участников сбора (термометрия не менее двух раз в сутки (утром и вечером) с фиксацией результатов в журнале в отношении лис с температурой тела 37,10С и выше), отстранение от прохождения сбора участников с повышенной температурой и (или) внешними признаками ОРВИ (п. 6.2).
Кроме того, заинтересованным лицом установлено, что в помещении для персонала отсутствуют шкафчики для хранения рабочей и личной одежды персонала, допускается совместное хранение верхней (уличной) одежды и санитарной одежды персонала.
В соответствии с пунктом 2.15 СП 3.5.1378-03 помещение для персонала оборудуется душевой кабиной, туалетом, размещаются шкафчики для хранения рабочей и личной одежды персонала, аптечка первой медицинской помощи, средства индивидуальной защиты.
Под рабочей одеждой подразумевается санитарная одежда - носимое на человеке средство индивидуального пользования для предотвращения или уменьшения воздействия на человека вредных и (или) опасных факторов, а также для защиты от загрязнения (на фото - халат).
Под личной одеждой понимается верхняя одежда, обувь, головной убор, иные вещи (на фото - пальто, шапки и т.д.).
Соблюдение правил личной гигиены работниками организации включает в себя, в том числе оставление верхней одежды, обуви, головного убора, личных вещей в гардеробной. В гардеробных, личные вещи и обувь персонала должны храниться раздельно от санитарной одежды (в разных шкафах).
В соответствии с пунктом 13 МР 3.1/2.1.0192-20 Рекомендации по профилактике новой коронавирусной инфекции (COVID-19) в учреждениях физической культуры и спорта (открытых и закрытых спортивных сооружениях, физкультурно - оздоровительных комплексах, плавательных бассейнах и фитнес-клубах) перед открытием учреждений физической культуры и спорта (открытых и закрытых спортивных сооружений, физкультурно-оздоровительных комплексов, плавательных бассейнов и фитнес-клубов) необходимо соблюдение персоналом (включая работающих по совместительству, персонал компаний, предоставляющий услуги по договорам аутсорсинга, а также сервисных предприятий, эксплуатирующих оборудование учреждения) при выполнении своих служебных обязанностей мер личной гигиены.
Согласно условиям договора возмездного оказания услуг от 05.08.2020 N 38, колледж, в период проведения тренировочных сборов обязуется оказать услуги по организации проживания и питания 42 человек в помещении структурного подразделения - Спортивно-оздоровительный комплекс, расположенного по адресу: Свердловская область, г. Красноуфимск, ул. Московская, 17 (п. 1.2), а заказчик обязуется оплатить оказанные услуги.
Из договора следует, что колледж только организует услуги по проживанию и питанию, но не оказывает их. При этом, обязанность по организации мероприятия и ответственность за проведение тренировочного сбора, в соответствии с требованиями МР 3.1/2.1.0192-20, СП 3.1/2.4.3598-20 возложена на тренеров Ведиянцева В.П. и Дульцева С.В., в соответствии с приказом от 05.08.2020 N 78/ОД (п. 3.5).
Согласно п. 2.1 Регламента по организации и проведению официальных физкультурных и спортивных мероприятий на территории Российской Федерации в условиях сохранения рисков распространения COVID-19 организатор мероприятия обязан организовать размещение, питание и транспорт участников мероприятия с соблюдением санитарно-гигиенических требований.
С учетом изложенного, следует признать ошибочными, доводы учреждения "Лидер" относительного того, что требования по соблюдению санитарно-гигиенических требований на спортивную школу не распространяется.
Кроме того, заявитель допускает неверную трактовку норм санитарного законодательства, так как в соответствии с п. 1.2 СП 3.5.1378-03. 3.5. Дезинфектология. Санитарно-эпидемиологические требования к организации и осуществлению дезинфекционной деятельности. Санитарно-эпидемиологические правила санитарные правила устанавливают санитарно-эпидемиологические требования к организации и осуществлению работ и услуг, включающих разработку, испытание, производство, хранение, транспортирование, реализацию, применение и утилизацию средств, оборудования, материалов для дезинфекции, стерилизации, дезинсекции, дератизации, а также контроль за эффективностью и безопасностью этих работ и услуг (далее - дезинфекционная деятельность).
Санитарные правила обязательны для физических и юридических лиц, независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, занимающихся дезинфекционной деятельностью (п. 1.3 СП 3.5.1378-03).
Учреждение "Лидер" осуществляло деятельность по текущей дезинфекции в занимаемых помещениях, так при проведении внеплановой выездной проверки отобраны и проведены исследования дезинфицирующего раствора.
По результатам лабораторных исследований пробы 0,1 % раствора дезинфицирующего средства "Део-хлор" концентрация соответствует Инструкции N 24/12, что подтверждается протоколом лабораторных испытаний от 25.08.2020 г N 3275, выданным ИЛЦ филиала ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Свердловской области в городе Красноуфимск, Красноуфимском, Ачитском и Артинском районах", аттестат аккредитации N РОСС RU.0001.512441 Дата внесения в реестр аккредитованных лиц 27.02.2015.
Кроме того, исходя и положений действующего законодательства дезинфекционная деятельность не относится к медицинской и является самостоятельным видом деятельности.
Действительно, в соответствии с п. 3.6.1 СП 3.5.1378-03 дезинфекция включает, в том числе, работы по обеззараживанию помещений.
При этом, в соответствии с п. 4.3.1 СП 3.5.1378-03 в местах общего пользования жилых домов, а также в гостиницах, общежитиях профилактическую дезинфекцию, дезинсекцию, дератизацию проводят в соответствии с нормативными документами, а очаговую дезинфекцию в квартирах жилых домов, а также в гостиницах, общежитиях - по эпидемиологическим показаниям. Текущую и заключительную дезинфекцию в квартире, жилой комнате, номере проводят жильцы, персонал гостиницы (общежития) либо организация, осуществляющая дезинфекционную деятельность (п. 4.3.8 СП 3.5.1378-03).
Средства, применяемые для текущей и заключительной дезинфекции, а также способы применения определяются методическими документами, регламентирующими проведение дезинфекционных мероприятий при отдельных инфекционных заболеваниях и применение дезинфицирующих средств (п. 4.3.9 СП 3.5.1378-03).
Пунктом 7 предписания заявитель обязан соблюдать меры, направленные на предупреждение распространения COVID-19 при организации и проведении учебно-тренировочных сборов, при условиях риска возникновения и распространения новой коронавирусной инфекции. Обеспечить условия для гигиенической обработки рук с применением кожных антисептиков при входе в организацию с круглосуточным пребыванием, помещения для приема пищи, санитарные узлы и туалетные комнаты. Обеспечить наличие маркировки на антисептиках, применяемых в организации для обработки рук. Организовать работу сотрудников, участвующих в приготовлении и раздаче пищи, обслуживающего персонала с использованием средств индивидуальной защиты органов дыхания (одноразовых масок или многоразовых масок со сменными фильтрами), а также перчаток. Представить личные карточки учета средств индивидуальной защиты.
Вместе с тем, оспаривая данный пункт, Учреждение "Лидер" считает данный пункт незаконным, поскольку п. 2.3 СП 3.1/2.4.3598 не содержит обязательного требования по маркировке емкостей кожным антисептиком.
В ходе проверки установлено, что перед входом в столовую, санитарные узлы оснащены дозаторами, при этом на самой емкости отсутствует информация, позволяющая идентифицировать содержимое дозаторов (маркировка), таким образом, в местах общего пользования не организовано место обработки рук антисептическими средствами.
Пунктом 2.3 Санитарных правил СП 3.1/2.4.3598-20 которых должны быть обеспечены условия для гигиенической обработки рук с применением кожных антисептиков при входе в организацию, помещения для приема пищи.
При входе в помещение, предназначенное для приема пищи (столовая) санитарные узлы оснащены дозаторами, на емкости которых отсутствовала информация, позволяющая идентифицировать содержимое дозаторов (маркировка), соответственно не представлялось возможным установить содержимое дозаторов.
В соответствии с пунктом 9 предписания учреждение "Лидер" обязано соблюдать меры, направленные на предупреждение распространения COVID- 19 при организации и проведении учебно-тренировочных сборов, при условиях риска возникновения и распространения новой коронавирусной инфекции. Осуществлять прием детей по месту организации учебно-тренировочного сбора при наличии в медицинской справке о состоянии здоровья ребенка, отъезжающего в организацию отдыха детей и их оздоровления (учетная форма N 079/у), заключения об отсутствии медицинских противопоказаний для пребывания в организации и отсутствии контакта с больными инфекционными заболеваниями, в том числе COVID-19. Представить медицинские заключения по допуску к участию в учебно-тренировочном сборе на каждого ребенка.
В соответствии с пунктом 2.1 Регламента по организации и проведению официальных физкультурных и спортивных мероприятий на территории Российской Федерации в условиях сохранения рисков распространения COVID-19 организатор мероприятия обязан: в случае возникновения необходимости, обусловленной эпидемиологической ситуацией, проводить тестирование на новую коронавирусную инфекцию COVID-19 методом полимеразной цепной реакции (ПЦР) участников и персонала мероприятия со сдачей и получением результатов не ранее 3 календарных дней до начала мероприятия, на основании предписаний (предложений) территориальных органов, уполномоченных осуществлять федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор (по месту проведения мероприятия).
Также заинтересованным лицом установлено, что сотрудники учреждения "Лидер" не проходят профессиональную, гигиеническую подготовку и аттестацию, в установленном порядке.
Пунктом 13 предписания учреждение "Лидер" обязано своевременное и в полном объеме проведение противоэпидемических (профилактических) мероприятий, в том числе гигиеническое воспитания и обучение сотрудников учреждения "Лидер", в целях предупреждения возникновения и распространения инфекционных болезней. Организовать и обеспечить мероприятия по проведению профессиональной гигиенической подготовке и аттестации должностных лиц и работников организации, в установленном порядке. Представить личные медицинские книжки.
Реализация образовательных программ в области физической культуры и спорта направлена на физическое воспитание личности, приобретение знаний, умений и навыков в области физической культуры и спорта, физическое совершенствование, формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепление здоровья, выявление и отбор наиболее одаренных детей и подростков, создание условий для прохождения спортивной подготовки, а также на подготовку кадров в области физической культуры и спорта (п. 1 ст. 84 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в РФ").
Таким образом, воспитание и обучение детей реализуется в рамках осуществления групповых занятий спортом с детьми в учреждении "Лидер".
В силу п. 2.1 СП 3.1/3.2.3146-13 "Общие требования по профилактике инфекционных и паразитарных болезней" в целях предупреждения возникновения и распространения инфекционных болезней должны своевременно и в полном объеме проводиться предусмотренные санитарно - эпидемиологическими правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия, в том числе мероприятия по осуществлению санитарной охраны территории Российской Федерации, введению ограничительных мероприятий (карантина), осуществлению производственного контроля, принятию мер в отношении больных инфекционными болезнями, прерыванию путей передачи (дезинфекционные мероприятия), проведению медицинских осмотров, организации иммунопрофилактики населения, гигиенического воспитания и обучения граждан.
В соответствии с п. 8.1, п. 8.2, п. 8.4 СП 3.1/3.2.3146-13 в целях повышения санитарной культуры населения, профилактики инфекционных болезней, пропаганды здорового образа жизни должно проводиться гигиеническое воспитание и обучение граждан.
Гигиеническое воспитание и обучение осуществляется в процессе воспитания и обучения в образовательных и оздоровительных организациях, а также при профессиональной гигиенической подготовке и аттестации должностных лиц и работников организаций, деятельность которых связана с производством, хранением, транспортировкой и реализацией пищевых продуктов и питьевой воды, воспитанием и обучением детей, коммунальным и бытовым обслуживанием населения.
Организацию и проведение гигиенического воспитания и обучения граждан проводят органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья граждан, образования, органы местного самоуправления, медицинские, оздоровительные и образовательные организации, а также органы, уполномоченные осуществлять федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, и другие заинтересованные структуры.
Учитывая, что тренеры Ведиянцев В.П., Дульцев С.В. осуществляют воспитание и обучение детей, что следует из должностных инструкций и рода деятельности, на них распространяются требования СП 3.1/3.2.3146-13, а соответственно на юридическое лицо учреждение "Лидер" также распространяется требование СП 3.1/3.2.3146-13 об организации гигиенического воспитания и обучения граждан.
В соответствии с п. 2.1 СП 3.1.3597-20 "Профилактика новой коронавирусной инфекции (COVID-19)", действие которых распространяется на все хозяйствующие субъекты, осуществляющие деятельность на территории Российской Федерации, мероприятия, направленные на предупреждение распространения COVID-19, включают, в том числе, гигиеническое воспитание населения.
Пунктом 20 предписания заявитель обязывается устранить следы подтёков (протечки) воды на стенах в рекреациях, лестничных пролетах. Обеспечить гладкую без дефектов поверхность стен.
Административным органом установлено, что отделка бытовых помещений не соответствует требованиям санитарных правил, не предотвращает сорбцию вредных или агрессивных веществ и не допускает влажную уборку и мытье, на первом этаже при входе в коридоре на потолке и стенах имеются следы намокания, на полу размещено ведро для сбора воды, стекающей с потолка, в спортзале на потолке и стенах имеются следы намокания, на полу размещены ведра для сбора воды, стекающей с потолка.
При толковании условий договора возмездного оказания услуг от 05.08.2020 N 38, ГБПОУ СО "Красноуфимский педагогический колледж" только организует услуги по проживанию и питанию, но не оказывает их.
Организация и выезд детей в "Красноуфимский педагогический колледж", в котором организован учебно-тренировочный сбор отделения "Каратэ" по адресу: 623300, Свердловская область, г. Красноуфимск, ул. Московская, 17 предусматривает обязательным наличие санитарно-эпидемиологического заключения, которое у учреждения "Лидер" отсутствует, проживание детей в зданиях капитального строения, состав и площади помещений которых должны соответствовать требованиям строительных норм и правил, включая спальные комнаты, душевые, обеденные залы, санитарные узлы, спортивные залы, а также организацию питания детей.
Таким образом, установлен факт размещения детей в Спортивнооздоровительном комплексе Структурного подразделения Государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения Свердловской области "Красноуфимский педагогический колледж" по адресу: 623300, Свердловская область, г. Красноуфимск, ул. Московская, 17, условия проживания, питания и отдыха, которых не соответствовали требованиям СП 3.5.1378-03.
Пунктом 21 предписания заявитель обязывается соблюдать меры, направленные на предупреждение распространения COVID-19 при организации и проведении учебно-тренировочных сборов, при условиях риска возникновения и распространения новой коронавирусной инфекции. Организовать проведение учебно-тренировочных сборов таким образом, чтобы количество детей в отрядах (наполняемость) не превышало 50% от проектной вместимости. При проведении физкультурных мероприятий и спортивных комплексных мероприятий обеспечить размещение участников учебно- тренировочных сборов до 18 лет - не более 3-х человек в номере; участников 18 лет и старше, тренеров, спортивных судей, другого обслуживающего персонала - не более 2-х человек в номере; руководителей (представителей) команд - не более 1-го человека в номере (по возможности).
Административным органом установлено, количество детей более 50 % от проектной вместимости, что подтверждается следующими доказательствами: журнал проведения витаминизации третьих и сладких блюд, согласно которого количество питающихся составляет 56 человек, журнал измерения температуры детей, в который занесены результаты термометрии, проведенной два раза в сутки (утром и вечером) 56 проживающим, включая взрослых, графиком измерения температуры сотрудников на базе СОК ГБПОУ СО "Красноуфимский педагогический колледж" в августе 2020 года, где количество обслуживающего персонала составило 2 человека (медсестра, уборщик помещений), журнал здоровья ДП-006-2016, согласно которого количество работников пищеблока составило 3 человека, таким образом, общее количество проживающих на территории составило 61 человек.
Учреждение "Лидер" привлекло к участию в учебно-тренировочных сборах ГАУ СО "РЦФКС Каратэ" (620075, Свердловская область, г. Екатеринбург, ул. Первомайская, д.56 ОГРН 1196658049158), Холдеев С.С., является тренером по каратэ указанной организации, а также собственником автомобиля марки Мерседес госномер О139АМ196, которая находилась на территории места проведения сборов.
Кроме того, указанное подтверждается письмом от 27.07.2020 N 54, согласно которого директор МАУ "СШ "Лидер" просил дать оценку возможности привлечения на данное мероприятие спортсменов и тренеров из г. Екатеринбург и г. Заречный Свердловской области в количестве 20 человек.
Учитывая, что количество участников учебно-тренировочного сбора в учреждении "Лидер" составило 37 человек, из которых 2 тренера, 35 детей, согласно журнала измерения температуры детей количество проживающих составило 56 чел., количество привлеченных к мероприятию составило 19 чел., вопрос о привлечении которых и ставился в письме от 27.07.2020 N 54, количество обслуживающего персонала составило 2 человека (медсестра, уборщик помещений), журнал здоровья ДП-006-2016, согласно которого количество работников пищеблока составило 3 человека, таким образом, общее количество проживающих в месте проведения учебно-тренировочного сбора составило 61 человек
Пунктом 3.3 Санитарных правил СП 3.1/2.4.3598-20 установлено, что количество детей в группах, отрядах (наполняемость) должно быть не более 50% от проектной вместимости.
Согласно экспертного заключения от 03.06.2020 N 66-20-007/12-937-2020 г. Красноуфимского филиала ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Свердловской области" вместимость оздоровительного лагеря ГБПОУ СО "Красноуфимский педагигический колледж" на базе СОК ГБПОУ СО "Красноуфимский педагигический колледж", расположенного по адресу: 623300, г. Красноуфимск, Московская ул., 17 составляет 50 человек в 1 смену, на 2 этаже размещено 27 жилых комнат, площадью 15,7 - 17,4 кв.м. (4-местные комнаты), комната рассчитана на 4 человека, фактически на момент проведения внеплановой выездной проверки комнаты рассчитаны на 3 человека, соответственно, проектная вместимость рассчитана на 108 человек, 50% от проектной вместимости составляет 54 человека, отсюда, количество фактически проживающих на время проведения учебно-тренировочного сбора отделения Каратэ превышает 50% от проектной вместимости, что является нарушением п. 3.3 СП 3.1/2.4.3598-20.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции правомерно не усмотрел оснований для признания оспариваемого предписания незаконным.
Содержание предписания соответствует нормативным правовым актам и не нарушает права и законные интересы заявителя.
Оспариваемое предписание выдано заинтересованным лицом в рамках предоставленных ему полномочий, по своему содержанию соответствует предъявляемым к нему требованиям, направлено на выполнение требований законодательства. Содержащиеся в предписании формулировки являются доступными для понимания относительно конкретных действий, направленных на прекращение и устранение выявленных нарушений, которые необходимо совершить заявителю. Сроки исполнения оспариваемого предписания являются разумными, следовательно, предписание является исполнимым. Техническая невозможность выполнения предписанных действий в установленный срок заявителем не доказана.
Апелляционная инстанция считает решение суда законным и обоснованным и не находит оснований для его отмены.
Выводы суда являются верными, сделаны на основании анализа фактических обстоятельств, имеющих значение для дела, установленных судом при полном, всестороннем и объективном исследовании имеющихся в деле доказательств, с учетом всех доводов и возражений участвующих в деле лиц, соответствуют фактическим обстоятельствам дела и нормам права.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, фактически дублируют доводы, приведенные заявителем в суде первой инстанции, им дана надлежащая правовая оценка, с которой суд апелляционной инстанции согласился.
Несогласие стороны с выводами суда, основанными на установленных фактических обстоятельствах дела и оценке доказательств, иное толкование участником спора норм действующего законодательства не свидетельствуют о неправильном применении судом норм материального и процессуального права, повлиявшем на исход дела.
При таких обстоятельствах оснований для удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Нарушений норм процессуального и материального права, являющихся в силу статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для отмены принятого судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации государственная пошлина по апелляционной жалобе относится на заявителя апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 176, 258, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Свердловской области от 05 апреля 2021 года по делу N А60-62880/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Свердловской области.
Председательствующий |
В.Г. Голубцов |
Судьи |
Е.Ю. Муравьева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А60-62880/2020
Истец: Муниципальное автономное учреждение "Спортивная школа "Лидер", Шахбанова Людмила Александровна
Ответчик: Роспотребнадзор по СО, Территориальный отдел Управления Роспотребнадзора по Свердловской области по городу Красноуфимск,Красноуфимскому,Ачитскому и Артинскому районам, УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ЗАЩИТЫ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ И БЛАГОПОЛУЧИЯ ЧЕЛОВЕКА ПО СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ