Екатеринбург |
|
16 ноября 2021 г. |
Дело N А07-722/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 ноября 2021 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 16 ноября 2021 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Купреенкова В. А.,
судей Полуяктова А.С., Татариновой И.А.,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Контрольно - счетной палаты Республики Башкортостан (далее - контрольно - счетная палата) на постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.07.2021 по делу N А07-722/2020 Арбитражного суда Республики Башкортостан.
Представители лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа, в судебное заседание не явились.
Администрация муниципального района Баймакский район Республики Башкортостан (далее - администрация, истец) обратилась в Арбитражный суд Республики Башкортостан с иском к индивидуальному предпринимателю Каскинову Марселю Ишбулатовичу (далее - предприниматель, ответчик) о расторжении договора субсидирования субъектов малого предпринимательства на начальной стадии становления бизнеса N 8, о взыскании суммы задолженности по договору в размере 300 000 руб.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований, привлечена контрольно-счетная палата.
Решением суда от 21.04.2021 иск удовлетворен.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.07.2021 решение суда отменено. В удовлетворении иска отказано.
В кассационной жалобе контрольно-счетная палата просит постановление апелляционного суда отменить, ссылаясь на нарушение судом норм материального и процессуального права, несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела. Заявитель указывает, что предприниматель обратился с заявлением о получении субсидии по истечению одного года после регистрации в качестве индивидуального предпринимателя, заявление зарегистрировано 11.04.22018, при этом нумерация в журнале входящей корреспонденции не была нарушена, все документы зарегистрированы в хронологическом порядке, за исключением заявления предпринимателя. Контрольно-счетная палата считает, что течение срока регистрации ответчика в качестве предпринимателя исчисляется с 11.04.2017, годичный срок истекает 10.04.2018. Поскольку заявление было подано 11.04.2018 субсидия предоставлена незаконно. По мнению заявителя, судом неправомерно применен срок исковой давности.
Как следует из материалов дела, между администрацией и предпринимателем (получатель) заключен договор о субсидировании субъектов малого предпринимательства на начальной стадии становления бизнеса от 02.08.2018 N 8, предметом которого является субсидирование администрацией получателя на начальной стадии становления бизнеса за счет средств бюджета муниципального района Баймакский район Республики Башкортостан в соответствии с программой (п. 1.1 договора).
В соответствии с п. 1.2 договора субсидирование затрат получателя, указанных в п. 1.1 договора, осуществляется при условии вложения субъектом малого предпринимательства собственных средств в размере 25% от суммы запрашиваемых средств и в соответствии со сметой расходов согласно приложению N 1 к договору, являющемся неотъемлемой его частью.
Согласно п. 3.1 договора сумма средств бюджета муниципального района Баймакский район Республики Башкортостан, предоставляемых получателю по договору в качестве субсидирования его затрат, составляет 300 000 руб.
Факт получения ответчиком субсидии на начальной стадии становления бизнеса в размере 300 000 руб. подтвержден платежным поручением от 30.08.2018 N 8931.
В ходе проверки правомерности предоставленных субсидий, проведенной контрольно-счетной палатой, установлено, что согласно выписке из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей дата постановки на учет в качестве предпринимателя- 10.04.2017.
С заявлением на получение финансовой поддержки предприниматель обратился 11.04.2018.
Поскольку в соответствии с муниципальной программой развития субъектов малого и среднего предпринимательства в муниципальном районе Баймакский район Республики Башкортостан на 2017-2020 годы финансовая поддержка оказывается субъектам малого и среднего предпринимательства на начальной стадии становления бизнеса и условием предоставления субсидии является факт подачи заявления о предоставлении субсидии в течение года с момента регистрации, администрация в адрес предпринимателя направила претензионное письмо от 07.11.2019 N 2236 с требованием в срок до 25.11.2019 вернуть предоставленную субсидию в размере 300 000 руб.
Поскольку требования, изложенные в претензии, ответчиком не исполнены, администрация обратилась в арбитражный суд с рассматриваемым иском.
Удовлетворяя иск, суд первой инстанции принял во внимание условия п. 4.5 муниципальной программы, согласно которому субсидии предоставляются вновь зарегистрированным субъектам малого предпринимательства, с даты государственной регистрации которых на момент обращения за финансовой поддержкой прошло не более одного календарного года. Судом установлено, что ответчик был зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя 10.04.2017. Поскольку ответчик обратился с заявлением на получение финансовой поддержки 11.04.2018, то есть по истечении годичного срока для подачи заявления о предоставлении субсидии, суд пришел к выводу об отсутствии оснований для ее предоставления.
Отменяя решение суда и отказывая в иске, суд апелляционной инстанции исходил из следующего.
Согласно пункту 1 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг.
На основании подпункта 3 пункта 1 статьи 14 Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" (далее - Закон от 24.07.2007 N 209-ФЗ) одним из основных принципов поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства является равный доступ субъектов малого и среднего предпринимательства, соответствующих условиям, установленным нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами, принимаемыми в целях реализации государственных программ (подпрограмм) Российской Федерации, государственных программ (подпрограмм) субъектов Российской Федерации, муниципальных программ (подпрограмм), к участию в указанных программах (подпрограммах).
В силу пункта 2 статьи 16 Закона N 209-ФЗ условия и порядок оказания поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, устанавливаются, в том числе региональными программами развития субъектов малого и среднего предпринимательства.
Статьей 38 Бюджетного кодекса Российской Федерации закреплен принцип адресности и целевого характера бюджетных средств, который подразумевает под собой выделение средств в распоряжение конкретных получателей с обозначением направления их на финансирование конкретных целей. Любые действия, приводящие к нарушению направления средств на цели, не обозначенные в бюджете при выделении конкретных сумм средств, являются нарушением бюджетного законодательства Российской Федерации.
Согласно пункту 1.4 Порядка предоставления финансовой поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства (далее - Порядок N 1), утвержденного в рамках "Муниципальной программы развития субъектов малого и среднего предпринимательства в муниципальном районе Баймакский район Республики Башкортостан на 2017 - 2020 г." постановлением администрации от 28.12.2016 N 2366 (далее - муниципальная программа), основными требованиями к субъектам малого и среднего предпринимательства на момент подачи заявления на предоставление финансовой поддержки, а также на первое число месяца, предшествующего месяцу, в котором планируется заключение договора о субсидировании, для предоставления финансовой поддержки в рамках настоящего Порядка являются: а) соответствие требованиям и условиям предоставления финансовой поддержки, установленным Федеральным законом "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" и настоящим Порядком; б) государственная регистрация деятельности на территории Республики Башкортостан; в) отсутствие задолженности по налоговым и иным обязательным платежам в бюджеты всех уровней и государственные внебюджетные фонды, просроченной задолженности по возврату в соответствующий бюджет бюджетной системы Российской Федерации субсидий, бюджетных инвестиций, предоставленных, в том числе в соответствии с иными правовыми актами, и иной просроченной задолженности перед соответствующим бюджетом бюджетной системы Российской Федерации; г) осуществление видов экономической деятельности, являющихся приоритетными согласно п. 1.5. настоящего Порядка; д) принятие обязательства по сохранению общего количества рабочих мест, указанных в заявлении на получение финансовой поддержки, в течение 6 месяцев со дня получения финансовой поддержки; е) не должны находиться в процессе реорганизации, ликвидации, банкротства и не должны иметь ограничения на осуществление хозяйственной деятельности; ж) не должны являться иностранными юридическими лицами, а также российскими юридическими лицами, в уставном (складочном) капитале которых доля участия иностранных юридических лиц, местом регистрации которых являются государство или территория, включенные в утверждаемый Министерством финансов Российской Федерации перечень государств и территорий, предоставляющих льготный налоговый режим налогообложения и (или) не предусматривающих раскрытия и предоставления информации при проведении финансовых операций (офшорные зоны) в отношении таких юридических лиц, в совокупности превышает 50%; з) не должны являться получателями средств из соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации в соответствии с иными нормативными правовыми актами, муниципальными правовыми актами на те же цели предоставления субсидии.
В соответствии с пунктом 2.10 муниципальной программы в оказании финансовой поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям инфраструктуры отказывается в следующих случаях: а) не представлены документы (представлены не в полном объеме), предусмотренные настоящим Порядком в соответствии с видами предоставления финансовой поддержки, или представленные документы не соответствуют требованиям, установленным настоящим Порядком, либо представлены недостоверные сведения и документы (п. "а" в ред. постановления Правительства РБ от 05.06.2017 N 256); б) ранее в отношении заявителя - субъекта малого или среднего предпринимательства либо организации инфраструктуры было принято решение об оказании аналогичной поддержки (поддержки, условия оказания которой совпадают, включая форму, вид поддержки и цели ее оказания), и сроки ее оказания не истекли (в ред. постановления Правительства Республики Башкортостан от 30.07.2015 N 281); в) прошло менее 3-х лет с момента нарушения субъектом малого или среднего предпринимательства либо организацией инфраструктуры порядка и условий оказания финансовой поддержки, в том числе не было обеспечено целевое использование средств поддержки; г) не выполнены условия оказания финансовой поддержки, установленные Федеральным законом "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" и настоящим Порядком; д) бюджетные средства, выделенные на оказание отдельных видов финансовой поддержки, использованы в полном объеме; е) документы представлены после прекращения их приема (в ред. постановления Правительства Республики Башкортостан от 28.12.2017 N 631); ж) субъект малого или среднего предпринимательства либо организация инфраструктуры не признан(-а) победителем конкурса; з) наличие письменного обращения субъекта малого и среднего предпринимательства или организации инфраструктуры с просьбой о снятии с рассмотрения заявления на получение финансовой поддержки.
На основании пункта 3.9 муниципальной программы в оказании финансовой поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям инфраструктуры отказывается в следующих случаях: а) не представлены документы, предусмотренные настоящим Порядком в соответствии с видами предоставления финансовой поддержки, или представлены недостоверные сведения и документы; б) ранее в отношении заявителя - субъекта малого или среднего предпринимательства либо организации инфраструктуры было принято решение об оказании аналогичной поддержки (поддержки, условия оказания которой совпадают, включая форму, вид поддержки и цели ее оказания), и сроки ее оказания не истекли; в) прошло менее трех лет с момента нарушения субъектом малого или среднего предпринимательства либо организацией инфраструктуры порядка и условий оказания финансовой поддержки, в том числе не было обеспечено целевое использование средств поддержки; г) не выполнены условия оказания финансовой поддержки, установленные Федеральным законом "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" и настоящим Порядком; д) бюджетные средства, выделенные на оказание отдельных видов финансовой поддержки, использованы в полном объеме; е) документы представлены до начала приема заявок и (или) после прекращения или приостановления их приема; ж) субъект малого или среднего предпринимательства либо организация инфраструктуры не признан(-а) победителем конкурса; з) наличие письменного обращения субъекта малого и среднего предпринимательства или организации инфраструктуры с просьбой о снятии с рассмотрения заявления на получение финансовой поддержки.
В соответствии с пунктом 4.1 Порядка и условий предоставления финансовой поддержки в виде субсидирования субъектов малого предпринимательства на начальной стадии становления бизнеса (далее - Порядок N 2), утвержденного в рамках муниципальной программы, предоставление субсидий в целях финансового обеспечения части планируемых затрат субъектов малого предпринимательства на начальной стадии становления бизнеса осуществляется на конкурсной основе.
В силу пункта 4.2 Порядка N 2 на получение данного вида финансовой поддержки имеют право претендовать субъекты малого предпринимательства.
Согласно пункту 4.5 Порядка N 2 субсидии предоставляются вновь зарегистрированным субъектам малого предпринимательства, с даты государственной регистрации которых на момент обращения за финансовой поддержкой прошло не более одного календарного года, и соответствующим следующим требованиям: с даты государственной регистрации на момент обращения за финансовой поддержкой прошло не более одного календарного года; использование бюджетных средств на развитие приоритетного вида экономической деятельности, установленного муниципальной программой; фактическое вложение собственных средств в развитие приоритетного вида экономической деятельности, установленного муниципальной программой и предусмотренного бизнес-планом, в размере не менее 25% от суммы запрашиваемых бюджетных средств; соответствие условиям предоставления финансовой поддержки, предусмотренным законодательством и муниципальной программой.
Судом апелляционной инстанции установлено, что на заявлении о получении финансовой поддержки предпринимателем проставлена дата заявления - 06.04.2018 (т. 1, л.д. 5, оборот).
Названное заявление содержит штамп администрации с отметкой входящего номера 1441 от 11.04.2018. Указанный штамп имеет исправления даты подачи заявления.
Также в материалы дела представлены выкопировка из журнала регистрации входящих документов с 09.01.2018 по 28.04.2018 администрации, согласно которому заявление предпринимателя на получение финансовой поддержки зарегистрировано 11.04.2018.
Исследовав и оценив указанную выписку, суд установил отсутствие сквозной регистрации документов в порядке их хронологического поступления. Так, заявление предпринимателя зарегистрировано 11.04.2018 за N 1441, тогда как заявления с предшествующими номерами (N1438,1439,1440) зарегистрированы по дате поступления 12.04.2018.
С учетом изложенного, суд апелляционной инстанции обоснованно указал, что имеющий исправления штамп регистрации и журнал регистрации входящей корреспонденции не могут быть признаны доказательствами, опровергающими подачу заявления предпринимателем на получение финансовой поддержки 06.04.2018.
Доказательств, исключающих факт несвоевременной регистрации поступившего заявления, суду не представлено.
Пунктом 4.5 Порядка N 2 к муниципальной программе предусмотрено предоставлении субсидии вновь зарегистрированным субъектам малого предпринимательства, с даты государственной регистрации которых на момент обращения за финансовой поддержкой прошло не более одного календарного года.
Согласно статье 191 Гражданского кодекса Российской Федерации течение срока, определенного периодом времени, начинается на следующий день после календарной даты или наступления события, которым определено его начало.
На основании статьи 192 Гражданского кодекса Российской Федерации срок, исчисляемый годами, истекает в соответствующие месяц и число последнего года срока.
Ответчик зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя 10.04.2017, течение срока исчисляется с 11.04.2017 и заканчивается 11.04.2018, то есть срок обращения с заявлением не пропущен даже в случае подачи заявления 11.04.2018.
Принимая во внимание направленность муниципальной программы на поддержку субъектов малого предпринимательства, изначальную оценку органом местного самоуправления заявления предпринимателя как поданного в соответствии с требованиями программы, апелляционный суд установил, что требование о возврате предоставленной субсидии по истечении 3-летнего срока не соответствует принципу добросовестного, последовательного, предсказуемого и ожидаемого другой стороной поведения (пункт 3 статьи 1, пункт 2 статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации), что является самостоятельным основанием для отказа в иске.
С учетом изложенного, суд апелляционной инстанции правомерно отменил решение суда и отказал в удовлетворении иска.
Довод контрольно - счетной палаты о неправомерном применении судом срока исковой давности заявлен без учета содержания обжалуемого судебного ката и подлежит отклонению.
Выводов об истечении срока исковой давности обжалуемый судебный акт не содержит.
Иные доводы заявителя, изложенные в кассационной жалобе, не опровергают вывода суда об отсутствии оснований для расторжения договора субсидирования субъектов малого предпринимательства на начальной стадии становления бизнеса N 8, и взыскания суммы задолженности по договору в размере 300 000 руб., по существу направлены на переоценку собранных по делу доказательств и сделанных на их основании выводов судов, что не относится к полномочиям суда кассационной инстанции (ч. 1, 3 ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
В соответствии с положениями ст. 286, ч. 2 ст. 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суду кассационной инстанции не предоставлены полномочия пересматривать фактические обстоятельства дела, установленные судами при их рассмотрении, давать иную оценку собранным по делу доказательствам, устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены в решении или постановлении либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции.
Поскольку фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судами на основании полного, всестороннего и объективного исследования имеющихся в деле доказательств, а выводы судов соответствуют фактическим обстоятельствам и представленным доказательствам, основаны на правильном применении норм материального права, у суда кассационной инстанции отсутствуют предусмотренные ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основания для отмены либо изменения принятых по делу судебных актов.
С учетом изложенного обжалуемый судебный акт подлежит оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.07.2021 по делу N А07-722/2020 Арбитражного суда Республики Башкортостан оставить без изменения, кассационную жалобу Контрольно - счетной палаты Республики Башкортостан - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
В.А. Купреенков |
Судьи |
А.С.Полуяктов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"На основании пункта 3.9 муниципальной программы в оказании финансовой поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям инфраструктуры отказывается в следующих случаях: а) не представлены документы, предусмотренные настоящим Порядком в соответствии с видами предоставления финансовой поддержки, или представлены недостоверные сведения и документы; б) ранее в отношении заявителя - субъекта малого или среднего предпринимательства либо организации инфраструктуры было принято решение об оказании аналогичной поддержки (поддержки, условия оказания которой совпадают, включая форму, вид поддержки и цели ее оказания), и сроки ее оказания не истекли; в) прошло менее трех лет с момента нарушения субъектом малого или среднего предпринимательства либо организацией инфраструктуры порядка и условий оказания финансовой поддержки, в том числе не было обеспечено целевое использование средств поддержки; г) не выполнены условия оказания финансовой поддержки, установленные Федеральным законом "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" и настоящим Порядком; д) бюджетные средства, выделенные на оказание отдельных видов финансовой поддержки, использованы в полном объеме; е) документы представлены до начала приема заявок и (или) после прекращения или приостановления их приема; ж) субъект малого или среднего предпринимательства либо организация инфраструктуры не признан(-а) победителем конкурса; з) наличие письменного обращения субъекта малого и среднего предпринимательства или организации инфраструктуры с просьбой о снятии с рассмотрения заявления на получение финансовой поддержки.
...
Согласно статье 191 Гражданского кодекса Российской Федерации течение срока, определенного периодом времени, начинается на следующий день после календарной даты или наступления события, которым определено его начало.
На основании статьи 192 Гражданского кодекса Российской Федерации срок, исчисляемый годами, истекает в соответствующие месяц и число последнего года срока.
...
Принимая во внимание направленность муниципальной программы на поддержку субъектов малого предпринимательства, изначальную оценку органом местного самоуправления заявления предпринимателя как поданного в соответствии с требованиями программы, апелляционный суд установил, что требование о возврате предоставленной субсидии по истечении 3-летнего срока не соответствует принципу добросовестного, последовательного, предсказуемого и ожидаемого другой стороной поведения (пункт 3 статьи 1, пункт 2 статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации), что является самостоятельным основанием для отказа в иске."
Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 16 ноября 2021 г. N Ф09-7255/21 по делу N А07-722/2020