г. Челябинск |
|
19 июля 2021 г. |
Дело N А07-722/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 июля 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 19 июля 2021 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Соколовой И.Ю.,
судей Жернакова А.С., Томилиной В.А.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Анисимовой С.П., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Каскинова Марселя Ишбулатовича на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 21.04.2021 по делу N А07-722/2020.
Администрации муниципального района Баймакский район Республики Башкортостан (далее - Администрация, истец) обратилась в Арбитражный суд Республики Башкортостан с исковым заявлением к индивидуальному предпринимателю Каскинову Марселю Ишбулатовичу (далее - ИП Каскинов М.И., ответчик) о расторжении договора субсидирования субъектов малого предпринимательства на начальной стадии становления бизнеса N 8, о взыскании суммы задолженности по договору в размере 300 000 руб. (т. 1, л.д. 3-4).
Судом первой инстанции к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований, привлечена Контрольно-счетная палата Республики Башкортостан (далее - третье лицо).
Решением Арбитражного суда Республики Башкортостан от 21.04.2021 исковые требования Администрации удовлетворены в полном объеме; распределены судебные расходы по оплате государственной пошлины (т. 1, л.д. 270-278).
С вынесенным решением не согласился ответчик, обжаловав его в апелляционном порядке. В апелляционной жалобе предприниматель Каскинов М.И. (далее также - податель жалобы, апеллянт) просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт.
В обоснование доводов апелляционной жалобы ее податель указывает, что заявление на получение финансовой поддержки с необходимыми документами было подано предпринимателем в Администрацию 06.04.2018. Когда был поставлен входящий штамп о принятии данного заявления ответчику не известно.
После заключения договора о субсидировании и получения денежных средств, предпринимателем использовались денежные средства по назначению, в рамках осуществления предпринимательской деятельности, с сохранением необходимого количества рабочих мест. Решение вопроса о возврате субсидии по истечении трех лет после ее получения, в период распространения коронавирусной инфекции, для предпринимателя является невозможным.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом; в судебное заседание стороны не явились.
В соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие сторон.
Законность и обоснованность судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, 02.08.2018 между Администрацией и ИП Каскиновым М.И. (получатель) заключен договор о субсидировании субъектов малого предпринимательства на начальной стадии становления бизнеса N 8 (т. 1, л.д. 6-7), предметом которого является субсидирование Администрацией получателя на начальной стадии становления бизнеса за счет средств бюджета муниципального района Баймакский район Республики Башкортостан в соответствии с программой (п. 1.1 договора).
В соответствии с п. 1.2 договора субсидирование затрат получателя, указанных в п. 1.1 договора, осуществляется при условии вложения субъектом малого предпринимательства собственных средств в размере 25% от суммы запрашиваемых средств и в соответствии со сметой расходов согласно приложению N 1 к договору, являющемся неотъемлемой его частью.
Согласно п. 3.1 договора сумма средств бюджета муниципального района Баймакский район Республики Башкортостан, предоставляемых получателю по договору в качестве субсидирования его затрат, составляет 300 000 руб.
Факт получения ответчиком субсидии на начальной стадии становления бизнеса в размере 300 000 руб. подтвержден платежным поручением N 8931 от 30.08.2018 (т. 1, л.д. 8).
В ходе проверки правомерности предоставленных субсидий, проведенной Контрольно-счетной палатой Республики Башкортостан, установлено, что согласно выписке из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей дата постановки на учет в качестве индивидуального предпринимателя Каскинова М.И. - 10.04.2017. С заявлением на получение финансовой поддержки Каскинов М.И. обратился 11.04.2018.
Поскольку, в соответствии с муниципальной программой развития субъектов малого и среднего предпринимательства в муниципальном районе Баймакский район Республики Башкортостан на 2017-2020 годы финансовая поддержка оказывается субъектам малого и среднего предпринимательства на начальной стадии становления бизнеса и условием предоставления субсидии является факт подачи заявления о предоставлении субсидии в течение года с момента регистрации (т. 1, л.д. 13-49), 07.11.2019 Администрация в адрес ИП Каскинова М.И. направила претензионное письмо N 2236 с требованием в срок до 25.11.2019 вернуть предоставленную субсидию в размере 300 000 руб. (т. 1, л.д. 9-11).
Оставление ответчиком требований истца, изложенных в претензионном письме, послужило основанием для обращения Администрации в арбитражный суд с настоящими требованиями.
Удовлетворяя заявленные требований, суд первой инстанции принял во внимание условия п. 4.5 муниципальной программы, согласно которому субсидии предоставляются вновь зарегистрированным субъектам малого предпринимательства, с даты государственной регистрации которых на момент обращения за финансовой поддержкой прошло не более одного календарного года. Согласно сведениям Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей ответчик был зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя 10.04.2017, основным видом деятельности указано "Обработка отходов и лома пластмасс". Поскольку ответчик обратился с заявлением на получение финансовой поддержки 11.04.2018, то есть по истечении годичного срока для подачи заявления о предоставлении субсидии, оснований для ее предоставления не имелось.
Исследовав имеющиеся в деле доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы, арбитражный суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Согласно пункту 1 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг.
Согласно подпункту 3 пункта 1 статьи 14 Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 24.07.2007 N 209-ФЗ) одним из основных принципов поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства является равный доступ субъектов малого и среднего предпринимательства, соответствующих условиям, установленным нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами, принимаемыми в целях реализации государственных программ (подпрограмм) Российской Федерации, государственных программ (подпрограмм) субъектов Российской Федерации, муниципальных программ (подпрограмм), к участию в указанных программах (подпрограммах).
Согласно пункту 2 статьи 16 Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ условия и порядок оказания поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, устанавливаются, в том числе региональными программами развития субъектов малого и среднего предпринимательства.
Статьей 38 Бюджетного кодекса Российской Федерации закреплен принцип адресности и целевого характера бюджетных средств, который подразумевает под собой выделение средств в распоряжение конкретных получателей с обозначением направления их на финансирование конкретных целей. Любые действия, приводящие к нарушению направления средств на цели, не обозначенные в бюджете при выделении конкретных сумм средств, являются нарушением бюджетного законодательства Российской Федерации.
Согласно пункту 1.4 Порядка предоставления финансовой поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства (далее - Порядок N 1), утвержденного в рамках "Муниципальной программы развития субъектов малого и среднего предпринимательства в муниципальном районе Баймакский район Республики Башкортостан на 2017 - 2020 г." постановлением Администрации муниципального района Баймакский район Республики Башкортостан от 28.12.2016 N 2366 (далее - муниципальная программа), основными требованиями к субъектам малого и среднего предпринимательства на момент подачи заявления на предоставление финансовой поддержки, а также на первое число месяца, предшествующего месяцу, в котором планируется заключение договора о субсидировании, для предоставления финансовой поддержки в рамках настоящего Порядка являются: а) соответствие требованиям и условиям предоставления финансовой поддержки, установленным Федеральным законом "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" и настоящим Порядком; б) государственная регистрация деятельности на территории Республики Башкортостан; в) отсутствие задолженности по налоговым и иным обязательным платежам в бюджеты всех уровней и государственные внебюджетные фонды, просроченной задолженности по возврату в соответствующий бюджет бюджетной системы Российской Федерации субсидий, бюджетных инвестиций, предоставленных, в том числе в соответствии с иными правовыми актами, и иной просроченной задолженности перед соответствующим бюджетом бюджетной системы Российской Федерации; г) осуществление видов экономической деятельности, являющихся приоритетными согласно п. 1.5. настоящего Порядка; д) принятие обязательства по сохранению общего количества рабочих мест, указанных в заявлении на получение финансовой поддержки, в течение 6 месяцев со дня получения финансовой поддержки; е) не должны находиться в процессе реорганизации, ликвидации, банкротства и не должны иметь ограничения на осуществление хозяйственной деятельности; ж) не должны являться иностранными юридическими лицами, а также российскими юридическими лицами, в уставном (складочном) капитале которых доля участия иностранных юридических лиц, местом регистрации которых являются государство или территория, включенные в утверждаемый Министерством финансов Российской Федерации перечень государств и территорий, предоставляющих льготный налоговый режим налогообложения и (или) не предусматривающих раскрытия и предоставления информации при проведении финансовых операций (офшорные зоны) в отношении таких юридических лиц, в совокупности превышает 50 процентов; з) не должны являться получателями средств из соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации в соответствии с иными нормативными правовыми актами, муниципальными правовыми актами на те же цели предоставления субсидии.
В соответствии с пунктом 2.10 муниципальной программы в оказании финансовой поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям инфраструктуры отказывается в следующих случаях: а) не представлены документы (представлены не в полном объеме), предусмотренные настоящим Порядком в соответствии с видами предоставления финансовой поддержки, или представленные документы не соответствуют требованиям, установленным настоящим Порядком, либо представлены недостоверные сведения и документы (п. "а" в ред. постановления Правительства РБ от 05.06.2017 N 256); б) ранее в отношении заявителя - субъекта малого или среднего предпринимательства либо организации инфраструктуры было принято решение об оказании аналогичной поддержки (поддержки, условия оказания которой совпадают, включая форму, вид поддержки и цели ее оказания), и сроки ее оказания не истекли (в ред. постановления Правительства Республики Башкортостан от 30.07.2015 N 281); в) прошло менее трех лет с момента нарушения субъектом малого или среднего предпринимательства либо организацией инфраструктуры порядка и условий оказания финансовой поддержки, в том числе не было обеспечено целевое использование средств поддержки; г) не выполнены условия оказания финансовой поддержки, установленные Федеральным законом "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" и настоящим Порядком; д) бюджетные средства, выделенные на оказание отдельных видов финансовой поддержки, использованы в полном объеме; е) документы представлены после прекращения их приема (в ред. постановления Правительства Республики Башкортостан от 28.12.2017 N 631); ж) субъект малого или среднего предпринимательства либо организация инфраструктуры не признан(-а) победителем конкурса; з) наличие письменного обращения субъекта малого и среднего предпринимательства или организации инфраструктуры с просьбой о снятии с рассмотрения заявления на получение финансовой поддержки.
На основании пункта 3.9 муниципальной программы в оказании финансовой поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям инфраструктуры отказывается в следующих случаях: а) не представлены документы, предусмотренные настоящим Порядком в соответствии с видами предоставления финансовой поддержки, или представлены недостоверные сведения и документы; б) ранее в отношении заявителя - субъекта малого или среднего предпринимательства либо организации инфраструктуры было принято решение об оказании аналогичной поддержки (поддержки, условия оказания которой совпадают, включая форму, вид поддержки и цели ее оказания), и сроки ее оказания не истекли; в) прошло менее трех лет с момента нарушения субъектом малого или среднего предпринимательства либо организацией инфраструктуры порядка и условий оказания финансовой поддержки, в том числе не было обеспечено целевое использование средств поддержки; г) не выполнены условия оказания финансовой поддержки, установленные Федеральным законом "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" и настоящим Порядком; д) бюджетные средства, выделенные на оказание отдельных видов финансовой поддержки, использованы в полном объеме; е) документы представлены до начала приема заявок и (или) после прекращения или приостановления их приема; ж) субъект малого или среднего предпринимательства либо организация инфраструктуры не признан(-а) победителем конкурса; з) наличие письменного обращения субъекта малого и среднего предпринимательства или организации инфраструктуры с просьбой о снятии с рассмотрения заявления на получение финансовой поддержки.
В соответствии с пунктом 4.1 Порядка и условий предоставления финансовой поддержки в виде субсидирования субъектов малого предпринимательства на начальной стадии становления бизнеса (далее - Порядок N 2), утвержденного в рамках муниципальной программы, предоставление субсидий в целях финансового обеспечения части планируемых затрат субъектов малого предпринимательства на начальной стадии становления бизнеса осуществляется на конкурсной основе.
В силу пункта 4.2 Порядка N 2 на получение данного вида финансовой поддержки имеют право претендовать субъекты малого предпринимательства.
Согласно пункту 4.5 Порядка N 2 субсидии предоставляются вновь зарегистрированным субъектам малого предпринимательства, с даты государственной регистрации которых на момент обращения за финансовой поддержкой прошло не более одного календарного года, и соответствующим следующим требованиям: с даты государственной регистрации на момент обращения за финансовой поддержкой прошло не более одного календарного года; использование бюджетных средств на развитие приоритетного вида экономической деятельности, установленного муниципальной программой; фактическое вложение собственных средств в развитие приоритетного вида экономической деятельности, установленного муниципальной программой и предусмотренного бизнес-планом, в размере не менее 25% от суммы запрашиваемых бюджетных средств; соответствие условиям предоставления финансовой поддержки, предусмотренным законодательством и муниципальной программой.
Оценивая возражения апеллянта относительно фактической даты подачи ИП Каскиновым М.И. заявления о финансовой поддержке, судебная коллегия исходит из следующего.
Из представленного истцом в материалы дела заявления на получение финансовой поддержки следует, что ИП Каскиновым М.И. поставлена дата заявления - 06.04.2018 (т. 1, л.д. 5, оборот). Названное заявление содержит штамп Администрации с отметкой входящего номера 1441 от 11.04.2018 (т. 1, л.д. 5). Указанный штамп имеет исправления даты подачи заявления.
Также истцом в материалы дела представлены выкопировка из журнала регистрации входящих документов с 09.01.2018 по 28.04.2018 Администрации муниципального района Баймакский район Республики Башкортостан, согласно которому заявление ИП Каскинова М.И. на получение финансовой поддержки зарегистрировано 11.04.2018 (т. 1, л.д. 186-214).
Исследованием названной выписки установлено отсутствие сквозной регистрации документов в порядке их хронологического поступления. Так заявление ИП Каскинова М.И. зарегистрировано 11.04.2018 за N 1441, тогда как заявления с предшествующими номерами (N1438,1439,1440) зарегистрированы по дате поступления 12.04.2018 (т.1 л.д. 209-210).
Исходя из названного, имеющий исправления штамп регистрации и журнал регистрации входящей корреспонденции не могут быть признаны доказательствами, объективно опровергающими подачу заявления ИП Каскинова М.И. на получение финансовой поддержки 06.04.2018, как это указано в тексте заявления. Доказательств исключающих факт несвоевременной регистрации поступившего заявления суду не представлено.
Пунктом 4.5 Порядка N 2 к муниципальной программе предусмотрено предоставлении субсидии вновь зарегистрированным субъектам малого предпринимательства, с даты государственной регистрации которых на момент обращения за финансовой поддержкой прошло не более одного календарного года.
Согласно статье 191 Гражданского кодекса Российской Федерации течение срока, определенного периодом времени, начинается на следующий день после календарной даты или наступления события, которым определено его начало.
При исследовании обстоятельств настоящего дела судом установлено, что Каскинов М.И. зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя 10.04.2017, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей (т. 1, л.д. 50).
Таким образом, течение срока регистрации Каскинова М.И. в качестве предпринимателя исчисляется с 11.04.2017. При условии подачи заявления о предоставлении субсидии 11.04.2018, оно является поданным на следующий день после истечения годичного срока.
Принимая во внимание направленность муниципальной программы на поддержку субъектов малого предпринимательства, несущественность нарушения (обусловленного возможностью ошибочной оценки правовых норм об исчислении сроков), изначальную оценку органом местного самоуправления заявления ИП Каскинова М.И. как поданного в соответствии с требованиями программы, требование о возврате предоставленной субсидии по истечении трехлетнего срока не соответствует принципу добросовестного, последовательного, предсказуемого и ожидаемого другой стороной поведения.
Применительно к положениям пункта 3 статьи 1, пункта 2 статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации, названное является самостоятельным основанием для отказа в иске.
Таким образом, оснований для удовлетворения исковых требований как в части расторжения договора субсидирования субъектов малого предпринимательства на начальной стадии становления бизнеса N 8, так и взыскании суммы задолженности по договору в размере 300 000 руб., не имеется.
Принятое судом первой инстанции решение подлежит отмене в связи с несоответствием выводов изложенных в решении обстоятельствам дела (пункт 4 части 1 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), с принятием нового судебного акта об отказе в удовлетворении исковых требований Администрации в полном объеме.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта, на основании части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не установлено.
Судебные расходы понесенные при рассмотрении дела судами первой и апелляционной инстанции распределяются между лицами, участвующими в деле, в соответствии с правилами, установленными статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Расходы по уплате государственной пошлины по иску относятся на Администрацию, которая в силу положений подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации освобождена от уплаты государственной пошлины.
Расходы по уплате государственной пошлины за подачу апелляционной жалобы подлежат взысканию с истца в пользу ответчика, как с проигравшей стороны.
Руководствуясь статьями 176, 268, 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 21.04.2021 по делу N А07-722/2020 отменить.
В удовлетворении исковых требований Администрации муниципального района Баймакский район Республики Башкортостан отказать.
Взыскать с Администрации муниципального района Баймакский район Республики Башкортостан в пользу Каскинова Марселя Ишбулатовича 3000 руб. в возмещение судебных расходов по уплате государственной пошлины за рассмотрение дела в суде апелляционной инстанции.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
И.Ю. Соколова |
Судьи |
А.С. Жернаков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А07-722/2020
Истец: Администрация МР Баймакский район РБ, АДМИНИСТРАЦИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА БАЙМАКСКИЙ РАЙОН РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН
Ответчик: Каскинов М И
Третье лицо: Контрольно-счетная палата РБ, Управление по вопросам миграции МВД по РБ