Екатеринбург |
|
19 ноября 2021 г. |
Дело N А47-10992/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 ноября 2021 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 19 ноября 2021 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Лазарева С.В.,
судей Купреенкова В.А., Полуяктова А.С.,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Департамента по недропользованию по Приволжскому федеральному округу на решение Арбитражного суда Оренбургской области от 20.04.2021 по делу N А47-10992/2020 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.07.2021 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании приняли участие представители Департамента по недропользованию по Приволжскому федеральному округу - Денисова Ж.Э. (доверенность от 17.09.2021), Тарасова И.А. (доверенность от 05.07.2021, посредством онлайн-заседания).
Администрация муниципального образования Октябрьский район Оренбургской области (далее - Администрация) обратилась в Арбитражный суд Оренбургской области с заявлением к Департаменту по недропользованию по Приволжскому федеральному округу (далее - Департамент, Приволжскнедра) о признании незаконными приказа Департамента от 27.07.2020 N 242 "Об изъятии земельного участка для государственных нужд Российской Федерации с целью проведения работ, связанных с пользованием недрами за счет средств недропользователя", приказа Департамента от 27.07.2020 N 243 "Об изъятии земельного участка для государственных нужд Российской Федерации с целью проведения работ, связанных с пользованием недрами за счет средств недропользователя".
На основании статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Малухин Диамид Леонидович, Поздняков Николай Валентинович, общество с ограниченной ответственностью "Сакмарнефть" (далее - общество "Сакмарнефть").
Решением Арбитражного суда Оренбургской области от 20.04.2021 заявленные требования удовлетворены. Суд признал недействительными оспариваемые приказы Департамента, обязал Департамент устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.07.2021 решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Департамент, ссылаясь на неправильное применение судами норм права, несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам, просит обжалуемые решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции отменить и направить дело на новое рассмотрение.
Заявитель жалобы считает, что судами неправильно применена совокупность норм материального права, а именно статей 49, 56.2, 56.3, 56.4 Земельного кодекса Российской Федерации. С позиции Департамента наличие лицензии на пользование недрами у лица является прямым основанием для удовлетворения его ходатайства об изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд. По мнению представленное обществом "Сакмарнефть" ходатайство об изъятии земельного участка по форме и содержанию полностью соответствовало действующему законодательству, основания для отказа в его удовлетворении отсутствовали. Податель жалобы настаивает, что исходя из действующего законодательства лицензия на пользование недрами является единственным документом, обосновывающим изъятие земельных участков для целей недропользования, в связи с чем предоставление иных документов в обоснование необходимости изъятия земельных участков для целей пользования недрами не предусмотрено.
Департамент также считает противоречащим действующему законодательству вывод судов о том, что наличие лицензии у пользователя недр не свидетельствует о безусловной направленности его действий на удовлетворение публичного интереса, обеспечение общественных потребностей, поскольку изъятие спорных земельных участков направлено на удовлетворение государственных нужд в области недропользования, добычи и использования нефти и газа, развития нефтяной промышленности в соответствии с ориентирами, стратегическими целями и задачами государственной политики Российской Федерации.
Заявитель жалобы выражает несогласие с выводом судов о том, что Департаментом не аргументирована невозможность строительства скважины на спорном земельном участке без его изъятия, а путем получения его в пользование иными способами (субаренда, сервитут, публичный сервитут), а также с выводом, что на изымаемых земельных участках отсутствуют какие-либо объекты, находящиеся в пользовании и принадлежащие недропользователю. Так, по мнению подателя жалобы, смысл, заложенный в процедуру изъятия земельного участка в целях недропользования, заключается в том, что земельный участок, предполагаемый к изъятию, необходим для проведения работ, связанных с пользованием недр (строительство скважин, объекта капитального строительства), которые только планируется осуществлять на данном земельном участке.
С позиции Департамента утверждение судов о приоритетности использования земельных участков в иных целях, не связанных с пользованием недрами, является ошибочным, поскольку изъятие спорных земельных участков направлено на удовлетворение государственных нужд в области недропользования, добычу и использование нефти и газа, развитие нефтегазовой промышленности в соответствии с ориентирами, стратегическими целями и задачами государственной политики Российской Федерации, обеспечение населения стратегическим энергетическим ресурсом.
Кассатор ссылается на нарушение судом апелляционной инстанции норм процессуального права, поскольку апелляционный суд вышел за пределы рассмотрения настоящего дела и самостоятельно установил обстоятельства, которые не рассматривались судом первой инстанции.
Кроме того, податель жалобы приводит сложившуюся судебную практику по делам, связанным с изъятием земельных участков для государственных и муниципальных нужд, в соответствии с которой суды считают достаточным наличие лицензии и статуса пользователя недр для удовлетворения ходатайства об изъятии земельного участка.
Проверив законность обжалуемых судебных актов в пределах доводов, изложенных в кассационной жалобе, в порядке, предусмотренном статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд кассационной инстанции не находит оснований для их отмены.
Как установлено судами и следует из материалов дела, согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости от 26.05.2020 N 56/001/002/2020-9420 на государственный кадастровый учет 21.05.2015 поставлен земельный участок с кадастровым номером 56:20:0000000:2483, который относится к землям сельскохозяйственного назначения, государственная собственность на который не разграничена.
Между Администрацией (арендодатель) и Малухиным Д.Л. (арендатор) подписан договор аренды земельного участка, находящегося в неразграниченной государственной собственности, от 03.09.2018 N 7/3, согласно пунктам 1.1, 3.1 которого арендодатель предоставляет, а арендатор принимает в аренду земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения, земельный участок расположен: Оренбургская область, Октябрьский район, Имангуловский сельсовет, с. Анатольевка, земельный участок расположен в южной части кадастрового квартала 56:20:0000000, с кадастровым номером 56:20:0000000:2483, для использования в целях скотоводства (код 1.8), общей площадью 93 376 кв. м.
Срок действия договора с 03.09.2018 по 02.09.2021.
Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости от 27.05.2020 N 56/001/002/2020-9416 на государственный кадастровый учет 14.07.2009 поставлен земельный участок с кадастровым номером 56:20:0507001:21, который относится к землям сельскохозяйственного назначения, государственная собственность на который не разграничена.
Между Администрацией (арендодатель) и Поздняковым Н.В. (арендатор) подписан договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, от 03.02.2010, согласно пунктам 1.1, 3.1 которого арендодатель предоставляет, а арендатор принимает во владение и пользование земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, в том числе земельный участок с кадастровым номером 56:20:0507001:21, находящийся по адресу (имеющий адресные ориентиры): Оренбургская область, Октябрьский район, Имангуловский сельсовет, земельный участок расположен в центральной части кадастрового квартала 56:20:0507001, площадью 1 008 271 кв. м, для сельскохозяйственного использования, в границах, указанных в кадастровой карте (плане) участка, прилагаемой к настоящему договору и являющейся его неотъемлемой частью.
Срок действия договора с 03.01.2010 по 28.12.2020.
Впоследствии между Администрацией (арендодатель) и Поздняковым Н.В. (арендатор) подписан новый договор аренды земельного участка, находящегося в неразграниченной государственной собственности, от 15.10.2020 N 42/3, согласно которому земельный участок с кадастровым номером 56:20:0507001:21 передан Позднякову Н.В. в аренду для сельскохозяйственного использования на новый срок с 29.12.2020 по 28.12.2035.
Обществом "Сакмарнефть" получена лицензия на пользование недрами серии ОРБ N 03107 НП с целевым назначением и видами работ: геологическое изучение недр с целью поисков и оценки месторождений углеводородного сырья в пределах Григорьевского участка, сроком действия - до 01.11.2018.
Согласно пункту 1.2 условий пользования недрами, являющихся приложением N 1 к лицензии, недропользователю предоставлен в пользование Григорьевский участок, который расположен на территории Оренбургской области.
В соответствии с пунктом 1.3 указанных условий видом пользования недрами является геологическое изучение недр с целью поисков и оценки месторождений углеводородного сырья. Разведка и добыча полезных ископаемых лицензией общества "Сакмарнефть" не предусмотрены.
В силу раздела 3 условий земельные и лесные участки, водные объекты, необходимые для ведения работ, связанных с пользованием недрами, предоставляются пользователю недр в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, после утверждения проекта проведения указанных работ.
В разделе 5 условий указано, что условия, определяющие виды и объемы поисковых и (или) разведочных работ с разбивкой по годам, сроки их проведения, определяются утвержденными в установленном порядке проектами работ по геологическому изучению недр и (или) по разведке месторождения.
Дополнением от 27.09.2019 N 2 к лицензии на пользование недрами ОРБ N 03107 НП внесены изменения в лицензию, изменена дата окончания срока действия лицензии на 31.12.2021. Пункт 13.4 условий дополнен подпунктом 13.4.1 следующего содержания: "Пользователь недр обязан не позднее 31.12.2019 утвердить в установленном порядке проект поисково-оценочных работ на Григорьевском участке недр, получивший положительное заключение экспертизы в соответствии с Законом Российской Федерации от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах".
Обществом "Сакмарнефть" разработан проект "Геологическое изучение недр Григорьевского лицензионного участка. Поиск и оценка залежей углеводородов", который получил положительное заключение экспертизы от 01.11.2019 N 237-02-04/2019 Нижне-Волжского территориального отделения ФГКУ "Росгеолэкспертиза" (приложение к техническому отчету по обследованию земельных участков с кадастровыми номерами 56:20:0507001:68 и 56:20:0507001:69).
Общество "Сакмарнефть" обратилось в Департамент с ходатайствами об изъятии земельных участков для государственных и муниципальных нужд от 14.04.2020 N 56:20:0000000:2483, от 14.04.2020 N 56:20:0507001:21 в отношении земельных участков с кадастровыми номерами 56:20:0000000:2483, 56:20:0507001:21 соответственно, для проведения работ, связанных с пользованием недрами.
Согласно протоколам заседания комиссии по рассмотрению ходатайств об изъятии земельных участков для государственных нужд Российской Федерации в связи с осуществлением недропользования (за исключением земельных участков, необходимых для ведения работ, связанных с пользованием участками недр местного значения), отнесенных к компетенции Приволжскнедра (далее - протоколы), от 23.07.2020 N 332, N 333 Департаментом установлено, что земельные участки с кадастровыми номерами 56:20:0000000:2483, 56:20:0507001:21 относятся к землям сельскохозяйственного назначения, собственность на земельные участки не разграничена, участки обременены правами аренды и расположены в границах, предоставленных в пользование недропользователю участков недр в соответствии с приложенной лицензией, и необходимы для проведения работ, связанных с пользованием недрами.
По результатам рассмотрения ходатайств принято решение утвердить схемы расположения земельных участков на кадастровом плане территории по образованию земельных участков из существующих земельных участков с кадастровыми номерами 56:20:0000000:2483, 56:20:0507001:21 и изъять образованные земельные участки для государственных нужд Российской Федерации с целью проведения работ, связанных с пользованием недрами.
На основании указанных решений комиссии по рассмотрению ходатайств об изъятии земельных участков для государственных нужд Российской Федерации в связи с осуществлением недропользования (за исключением земельных участков, необходимых для ведения работ, связанных с пользованием участками недр местного значения), отнесенных к компетенции Приволжскнедра, Департаментом приняты:
- приказ от 27.07.2020 N 242 "Об изъятии земельного участка для государственных нужд Российской Федерации с целью проведения работ, связанных с пользованием недрами за счет средств недропользователя", которым утверждена схема расположения земельного участка с условным номером 56:20:0000000:2483:ЗУ1, площадью 1 132 кв. м, из земельного участка с кадастровым номером 56:20:0000000:2483 площадью 93 376 +/- 2 674 кв. м, категории земель "земли сельскохозяйственного назначения" с видом разрешенного использования "скотоводство" (код 1.8), находящегося в государственной собственности и предоставленного в аренду в пользу Малухина Д.Л.; изъят земельный участок с условным номером 56:20:0000000:2483:ЗУ1, площадью 1 132 кв. м, расположенный в границах земельного участка с кадастровым номером 56:20:0000000:2483, площадью 93 376 +/- 2 674 кв. м, предоставленного в аренду Малухину Д.Л., находящийся по адресу: Оренбургская область, Октябрьский район, Имангуловский сельсовет, с. Анатольевка, в южной части кадастрового квартала 56:20:0000000, для государственных нужд Российской Федерации с целью проведения работ, связанных с пользованием недрами и осуществляемых за счет средств общества "Сакмарнефть" в соответствии с лицензией ОРБ N 03107 НП (дата государственной регистрации 22.12.2017);
- приказ от 27.07.2020 N 243 "Об изъятии земельного участка для государственных нужд Российской Федерации с целью проведения работ, связанных с пользованием недрами за счет средств недропользователя", которым утверждена схема расположения земельного участка с условным номером 56:20:0507001:21:ЗУ1, площадью 9 672 кв. м, из земельного участка с кадастровым номером 56:20:0507001:21 площадью 1 008 271 +/- 8 786 кв. м, категории земель "земли сельскохозяйственного назначения" с видом разрешенного использования "для сельскохозяйственного использования", находящегося в муниципальной собственности и предоставленного в аренду в пользу Позднякова Н.В.; изъят земельный участок с условным номером 56:20:0507001:21:ЗУ1, площадью 9 672 кв. м, расположенный в границах земельного участка с кадастровым номером 56:20:0507001:21, площадью 1 008 271 +/- 8 786 кв. м, предоставленного в аренду Позднякову Н.В., находящийся по адресу: Оренбургская область, Октябрьский район, Имангуловский сельсовет, с. Анатольевка, в центральной части кадастрового квартала 56:20:0507001, для государственных нужд Российской Федерации с целью проведения работ, связанных с пользованием недрами и осуществляемых за счет средств общества "Сакмарнефть" в соответствии с лицензией ОРБ N 03107 НП (дата государственной регистрации 22.12.2017).
Во исполнение указанных приказов на государственный кадастровый учет поставлены земельные участки с кадастровым номером 56:20:0507001:68 площадью 1 132 кв. м и с кадастровым номером 56:20:0507001:69 площадью 9 672 кв. м.
Согласно заключениям кадастрового инженера Арнаутова А.В. от 15.02.2021 изъятие земельных участков с кадастровыми номерами 56:20:0507001:68 и 56:20:0507001:69 не делит исходные земельные участки с кадастровыми номерами 56:20:0000000:2483 и 56:20:0507001:21 на части, что исключает образование чересполосицы и обеспечивает использование земельного участка на всей его территории согласно виду разрешенного использования.
Администрация, полагая незаконными и нарушающими ее права приказы Департамента от 27.07.2020 N 242 и N 243, обратилась в арбитражный суд с рассматриваемыми требованиями.
Удовлетворяя заявленные требования, суды первой и апелляционной инстанций исходили из следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании решений и действий (бездействий) органов, осуществляемых публичные полномочия, арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого решения и действия (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемое решение или действие (бездействие), а также устанавливает, нарушает ли оспариваемое решение или действие (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Из взаимосвязанного анализа положений части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 и части 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации следует, что основанием для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц является наличие одновременно двух условий: их несоответствие закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов лица, обратившегося в суд с соответствующим требованием, в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность по доказыванию обоснованности решений или действий государственного органа и их соответствия закону и иному нормативному правовому акту возлагается на соответствующий орган.
Основанием возникновения права пользования участками недр является принятое в соответствии с законодательством субъекта Российской Федерации решение органа государственной власти субъекта Российской Федерации о предоставлении права пользования участком недр (статья 10.1 Закона Российской Федерации от 21.02.19912 N 2395-1 "О недрах").
Согласно статье 7 Закона Российской Федерации от 21.02.19912 N 2395-1 "О недрах" пользователь недр, получивший горный отвод, имеет исключительное право осуществлять в его границах пользование недрами в соответствии с предоставленной лицензией. Любая деятельность, связанная с пользованием недрами в границах горного отвода, может осуществляться только с согласия пользователя недр, которому он предоставлен.
Статьей 25.1 указанного Закона предусмотрено, что земельные участки, лесные участки, водные объекты, необходимые для ведения работ, связанных с пользованием недрами, предоставляются пользователям недр в соответствии с гражданским законодательством, земельным законодательством, лесным законодательством, водным законодательством и данным Законом.
В силу подпункта 7 пункта 2 статьи 235 Гражданского кодекса Российской Федерации принудительное изъятие у собственника имущества не допускается, кроме случаев, когда по основаниям, предусмотренным законом, производится в частности для государственных и муниципальных нужд.
Положениями пункта 1 статьи 279 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд осуществляется в случаях и в порядке, которые предусмотрены земельным законодательством.
Согласно правовой позиции, изложенной в Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 1 (2016), утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 13.04.2016, под государственными или муниципальными нуждами понимаются потребности публично-правового образования, удовлетворение которых направлено на достижение интересов общества (общественно полезных целей), осуществить которые невозможно без изъятия имущества, находящегося в частной собственности. Соответственно, принудительное изъятие не может производиться только или преимущественно в целях получения выгоды другими частными субъектами, деятельность которых лишь опосредованно служит интересам общества.
В соответствии с пунктом 2 статьи 279 Гражданского кодекса Российской Федерации в результате изъятия земельного участка для государственных или муниципальных нужд осуществляется: прекращение права собственности гражданина или юридического лица на такой земельный участок; прекращение права постоянного (бессрочного) пользования, пожизненного наследуемого владения земельным участком, находящимся в государственной или муниципальной собственности; досрочное прекращение договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, или договора безвозмездного пользования таким земельным участком.
В соответствии с приказом Федерального агентства по недропользованию от 07.04.2016 N 255 "О распределении полномочий между Федеральным агентством по недропользованию, его территориальными органами и подведомственными организациями при принятии решений об изъятии земельных участков для государственных нужд Российской Федерации в связи с осуществлением недропользования (за исключением земельных участков, необходимых для ведения работ, связанных с пользованием участками недр местного значения)" Департамент является уполномоченным органом по принятию решений об изъятии земельных участков для государственных нужд Российской Федерации в связи с осуществлением недропользования (за исключением земельных участков, необходимых для ведения работ, связанных с пользованием участками недр местного значения) по месту нахождения изымаемых земельных участков.
Порядок изъятия земельных участков для государственных и муниципальных нужд урегулирован главой VII.1 Земельного кодекса Российской Федерации.
В соответствии с подпунктом 3 пункта 2 статьи 56.3 Земельного кодекса Российской Федерации принятие решения об изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд в целях, не предусмотренных пунктом 1 указанной статьи, должно быть обосновано, в том числе, лицензией на пользование недрами (в случае изъятия земельных участков для проведения работ, связанных с пользованием недрами, в том числе осуществляемых за счет средств недропользователя).
В силу пункта 5 статьи 56.3 Земельного кодекса Российской Федерации изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд, в результате которого прекращаются право постоянного (бессрочного) пользования, право пожизненного наследуемого владения, договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, или право безвозмездного пользования таким земельным участком, может осуществляться независимо от формы собственности на такой земельный участок.
Исходя из подпункта 3 пункта 1 статьи 56.4 Земельного кодекса Российской Федерации решение об изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд может быть принято на основании ходатайств об изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд, с которыми в уполномоченные органы исполнительной власти или органы местного самоуправления, предусмотренные статьей 56.2 указанного Кодекса, вправе обратиться, в том числе, организации, являющиеся недропользователями, в случае изъятия земельных участков для проведения работ, связанных с пользованием недрами, в том числе осуществляемых за счет средств недропользователей.
В ходатайстве об изъятии должна быть указана цель изъятия земельного участка для государственных или муниципальных нужд (пункт 4 статьи 56.4 Земельного кодекса Российской Федерации).
Приказом Минэкономразвития России от 23.04.2015 N 250 утверждены Требования к форме и содержанию ходатайства об изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд, состав прилагаемых к нему документов. Пунктом 4 указанных Требований предусмотрен перечень документов, которые заявитель вправе приложить к ходатайству об изъятии.
В соответствии с пунктом 11 статьи 56.4 Земельного кодекса Российской Федерации уполномоченный орган исполнительной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 56.2 названного Кодекса, принимают решение об отказе в удовлетворении ходатайства об изъятии в следующих случаях:1) не соблюдены условия изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд, предусмотренные статьей 56.3 указанного Кодекса; 2) ходатайством об изъятии предусмотрено изъятие земельного участка по основаниям, не предусмотренным федеральными законами; 3) схема расположения земельного участка, приложенная к ходатайству об изъятии, не может быть утверждена по основаниям, указанным в подпунктах 1, 3 - 5 пункта 16 статьи 11.10 названного Кодекса;
4) в иных случаях, установленных законом субъекта Российской Федерации, если подано ходатайство об изъятии земельных участков для региональных или муниципальных нужд.
Как усматривается из материалов дела, обществом "Сакмарнефть" получена лицензия на пользование недрами серии ОРБ N 03107 НП с целевым назначением и видами работ: геологическое изучение недр с целью поисков и оценки месторождений углеводородного сырья в пределах Григорьевского участка, сроком действия - до 01.11.2018.
Впоследствии общество "Сакмарнефт" обратилось в Департамент с ходатайствами об изъятии земельных участков для государственных и муниципальных нужд от 14.04.2020 N 56:20:0000000:2483, от 14.04.2020 N 56:20:0507001:21 в отношении земельных участков с кадастровыми номерами 56:20:0000000:2483, 56:20:0507001:21 соответственно, для проведения работ, связанных с пользованием недрами.
Принимая оспариваемые приказы, Департамент руководствовался наличием лицензии у общества "Сакмарнефт" на недропользование.
Исследовав и оценив представленные доказательства в соответствии с требованиями статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суды пришли к выводу о наличии оснований для удовлетворения заявленных требований, поскольку ходатайство общества "Сакмарнефть" об изъятии земельных участков в целях осуществления недропользования, а также оспариваемые заявителем приказы Департамента обоснованы лишь наличием соответствующей лицензии и приложенными к ходатайствам документами, предусмотренными требованиями к форме и содержанию ходатайства об изъятии земельных участков.
Так, судами установлено и из материалов дела следует, что согласно предоставленным схемам расположения земельного участка с кадастровым номером 56:20:0000000:68, изымаемого для общества "Сакмарнефть из земельного участка с кадастровым номером 56:20:0000000:2483, согласно заключению кадастрового инженера Арнаутова А.В. от 15.02.2021, его дополнительным письменным пояснениям, указанный участок занят частью полевой дороги общего пользования, идущей от с. Анатольевка к месту расположения второго изымаемого земельного участка. При этом земельный участок с кадастровым номером 56:20:0000000:68 не соприкасается со вторым изымаемым земельным участком.
Кроме того, судами выявлено отсутствие в материалах дела доказательств того, что указанный земельный участок, занятый частью полевой дороги общего пользования, необходим для реализации непосредственной цели лицензии на пользование недрами серии ОРБ N 03107 НП, а именно геологического изучения недр с целью поисков и оценки месторождений углеводородного сырья в пределах Григорьевского участка, равно как и доказательств того, что в пределах земельного участка с кадастровым номером 56:20:0000000:68 будет производиться геологическое изучение недр.
Суд апелляционной инстанции отметил, что одним из важнейших аспектов оценки при установлении наличия или отсутствия государственных или муниципальных нужд по основанию использования земельного участка в целях недропользования является выяснение вопроса о том, насколько экономически и социально выгоднее для соответствующего публично-правового образования иное использование земельного участка вследствие его изъятия по сравнению с существующим.
В связи с указанным апелляционный суд пришел к выводу, что непосредственно государственная, а не частная нужда общества "Сакмарнефть" в изъятии земельных участков документально не подтверждена.
При этом указанным судом не учтено, что глава VII.1 Земельного кодекса Российской Федерации, определяющая порядок изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд, в качестве одной из целей такого изъятия предусматривает проведение работ, связанных с пользованием недрами. При этом решение об изъятии земельных участков для названной цели может быть принято, в том числе на основании ходатайства недропользователя и должно быть обосновано лицензией на пользование недрами (подпункт 3 пункта 2 статьи 56.3, подпункт 3 пункта 1 статьи 56.4 Земельного кодекса Российской Федерации).
Таким образом, установление наличия публичного интереса (нужды) для принятия такого решения при проверке его законности не требуется.
Вместе с тем, при рассмотрении судами дел об оспаривании решения уполномоченного органа относительно изъятия земельных участков для проведения работ, связанных с пользованием недрами, следует исходить из того, что обращение недропользователя в уполномоченный орган с соответствующим ходатайством не является безусловным основанием для изъятия испрашиваемого земельного участка для публичных нужд.
Следует также учитывать наличие (отсутствие) возможности предоставления недропользователю земельного участка исходя из его целевого назначения (категории), возможности его перевода из одной категории в другую, необходимости обеспечения баланса частных и публичных интересов.
Так, из материалов дела усматривается, что лицензия на пользование недрами серии ОРБ N 03107 НП, выданная обществу "Сакмарнефть", не предусматривает разведки и добычи полезных ископаемых, ограничена только мероприятиями по геологическому изучению недр с целью поисков и оценки месторождений углеводородного сырья в пределах Григорьевского участка.
Материалами дела подтверждается и судами установлено, что на изымаемых земельных участках отсутствуют какие-либо объекты (скважины и т.п.), находящиеся в пользовании и принадлежащие недропользователю.
Кроме того, апелляционным установлено следующее.
К изъятию предложен земельный участок, который согласно техническому отчету по обследованию земельных участков с кадастровыми номерами 56:20:0507001:68 и 56:20:0507001:69 расположен в водоохранной зоне р. Салмыш.
В разделе 5 условий, являющихся приложением к лицензии общества "Сакмарнефть", условия, определяющие виды и объемы поисковых и (или) разведочных работ с разбивкой по годам, сроки их проведения определяются утвержденными в установленном порядке проектами работ по геологическому изучению недр и (или) по разведке месторождения.
Проектом "Геологическое изучение недр Григорьевского лицензионного участка. Поиск и оценка залежей углеводородов" предусматривается бурение поисково-оценочной скважины N 1 в пределах Новочердинцевского поднятия на пересечении профилей 56140205 и 56140216 глубиной 3875 м. Глубина скважины определялась из расчета геологического изучения нижележащих пластов нижнедевонско-франского нефтегазоносного комплекса. Проектный горизонт - вязовский. Alt (земли) = +160 м (страница 3).
На странице 7 проекта указано, что поисково-оценочную скважину N 1 рекомендуется пробурить в пределах Ново-чердинцевской структуры на пересечении профилей 56140205 и 56140216 глубиной 3875 м. Проектный горизонт - вязовский. Alt (земли) = +160 м.
На странице 76 проекта указано, что подготовленная к поисково-оценочному бурению Новочердинцевская структура расположена в Оренбургской области Сакмарском районе Григорьевского лицензионного участка. В 6 км на северо-восток от площади работ расположен поселок Броды.
Проанализировав представленные обществом "Сакмарнефть" схемы расположения изымаемых земельных участков, суд апелляционной инстанции выявил, что изымаемые земельные участки находятся в непосредственной близости не от р. Броды, а от с. Анатольевка.
Из графических материалов места обозначения контура Новочердинцевского поднятия, в пределах которого предусматривается бурение поисково-оценочной скважины N 1, отраженных в проекте "Геологическое изучение недр Григорьевского лицензионного участка. Поиск и оценка залежей углеводородов", графических материалов места обозначения контура Новочердинцевского поднятия, отраженных в техническом отчете по обследованию земельных участков с кадастровыми номерами 56:20:0507001:68 и 56:20:0507001:69, представленном в суд апелляционной инстанции, усматривается, что предусмотренное проектом местоположение поисково-оценочной скважины N 1 находится восточнее русла реки Салмаш (страница 14 технического отчета).
Указанное местоположение поисково-оценочной скважины N 1 на схеме технического отчета не совпадает, не соответствует месту нахождения заявленных к изъятию спорных земельных участков, которые расположены западнее русла реки Салмаш.
При установленных обстоятельствах суд апелляционной инстанции пришел к верному выводу о недоказанности оснований для изъятия спорных земельных участков для государственных нужд для целей запроектированных работ по геологическому изучению недр.
Суд кассационной инстанции полагает необходимым отметить, что невозможность геологического изучения недр с целью поисков и оценки месторождений углеводородного сырья на спорных земельных участках без их изъятия, а путем получения его в пользование иным способом, Департаментом и обществом "Сакмарнефть" не доказана. Невозможность строительства поисковой скважины на спорном земельном участке без его изъятия, а путем получения его в пользование иными способами (субаренда, сервитут, публичный сервитут и др.) Департаментом и обществом "Сакмарнефть" также не аргументирована.
Таким образом, наличие оснований для изъятия земельных участков не доказано, само по себе наличие действующей лицензии на право пользования участком недр не является безусловным основанием для изъятия земельного участка у других землепользователей.
Следует также учитывать, что изымаемые земельные участки входят в состав земель сельскохозяйственного назначения, которые имеют приоритет в использовании и подлежат особой охране.
Руководствуясь положениями статей 49, 56.3, 56.4 Земельного кодекса Российской Федерации, статей 7, 25.1 Закона Российской Федерации от 21.02.19912 N 2395-1 "О недрах" и установленными обстоятельствами, суды первой и апелляционной инстанций пришли к правильному выводу о наличии оснований для признания оспариваемых приказов Департамента незаконными.
Доводы заявителя кассационной жалобы относительно неправильного применения судом апелляционной инстанции положений статей 56.2, 56.3, 56.4 Земельного кодекса Российской Федерации судом кассационной инстанции отклоняются, поскольку основаны на неверном толковании указанных положений закона применительно к обстоятельствам рассматриваемого спора.
Доводы кассатора о том, что суд апелляционной инстанции вышел за пределы рассмотрения настоящего дела, отклоняются судом округа, поскольку в полномочия арбитражного суда апелляционной инстанции входит повторное рассмотрение дела (часть 1 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации). Нарушений норм статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судом апелляционной инстанции не допущено.
Ссылка Департамента на судебную практику по иным делам не может являться основанием для отмены обжалуемых судебных актов, поскольку приведенные заявителем в качестве примера судебные акты приняты по обстоятельствам, установленным с учетом конкретных обстоятельств дела.
Иные приведенные в кассационной жалобе доводы заявителя не опровергают выводы, изложенные в обжалуемых судебных актах, были предметом исследования судов, не свидетельствуют о нарушении ими норм права и подлежат отклонению по мотивам, изложенным в настоящем постановлении.
При рассмотрении спора имеющиеся в материалах дела доказательства исследованы судами по правилам, предусмотренным статьями 67, 68 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, им дана надлежащая правовая оценка согласно статье 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Оснований для переоценки доказательств и сделанных на их основании выводов у суда кассационной инстанции не имеется (статья 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Нарушений норм материального или процессуального права, влекущих отмену обжалуемых судебных актов (статья 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), судом кассационной инстанции не установлено.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Оренбургской области от 20.04.2021 по делу N А47-10992/2020 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.07.2021 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу Департамента по недропользованию по Приволжскому федеральному округу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
С.В. Лазарев |
Судьи |
В.А. Купреенков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.