г. Челябинск |
|
23 июля 2021 г. |
Дело N А47-10992/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20 июля 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 23 июля 2021 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Жернакова А.С.,
судей Колясниковой Ю.С., Соколовой И.Ю.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Ануфриевой К.Э.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Департамента по недропользованию по Приволжскому федеральному округу на решение Арбитражного суда Оренбургской области от 20.04.2021 по делу N А47-10992/2020.
В судебном заседании принял участие представитель общества с ограниченной ответственностью "Сакмарнефть" - Стрижак Ольга Сергеевна (доверенность от 14.10.2020 сроком действия три года, паспорт, диплом).
Администрация муниципального образования Октябрьский район Оренбургской области (далее - заявитель, Администрация) обратилась в Арбитражный суд Оренбургской области с заявлением к Департаменту по недропользованию по Приволжскому федеральному округу (далее - заинтересованное лицо, Департамент, Приволжскнедра) о признании незаконными приказа Департамента от 27.07.2020 N 242 "Об изъятии земельного участка для государственных нужд Российской Федерации с целью проведения работ, связанных с пользованием недрами за счет средств недропользователя", приказа Департамента от 27.07.2020 N 243 "Об изъятии земельного участка для государственных нужд Российской Федерации с целью проведения работ, связанных с пользованием недрами за счет средств недропользователя".
На основании статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Малухин Диамид Леонидович (далее - Малухин Д.Л.), Поздняков Николай Валентинович (далее - Поздняков Н.В.), общество с ограниченной ответственностью "Сакмарнефть" (далее - ООО "Сакмарнефть").
Решением Арбитражного суда Оренбургской области от 20.04.2021 (резолютивная часть от 12.04.2021) заявленные требования удовлетворены. Суд признал недействительными оспариваемые приказы Департамента, обязал Департамент устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.
С указанным решением суда не согласился Департамент (далее также - податель апелляционной жалобы, апеллянт), подал апелляционную жалобу, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, в удовлетворении заявленных требований отказать полностью.
Доводы апелляционной жалобы Департамента повторяют доводы его отзыва на заявление Администрации и сводятся к тому, что ООО "Сакмарнефть" является недропользователем, имеет лицензию на пользование недрами серии ОРБ N 03107 НП; направленные ООО "Сакмарнефть" в Департамент ходатайства об изъятии земельных участков и приложенные к ним документы соответствовали Требованиям к форме и содержанию ходатайства об изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд, составу прилагаемых к нему документов, утвержденным приказом Минэкономразвития России от 23.04.2015 N 250 (далее - Требования N 250). Указанным нормативным актом не предусматривается обоснование недропользователем целей изъятия земельного участка для государственных и муниципальных нужд при наличии лицензии на пользование недрами, не требуется предоставление каких-либо проектов разработки и освоения земельного участка. Статус пользователя недр и наличие лицензии является единственным и достаточным (безусловным) основанием для удовлетворения такого ходатайства. Земельным законодательством не ставится в зависимость правомерность изъятия от категории и вида разрешенного использования земельного участка и от вида лицензионной деятельности (изучение, разведка, добыча). Ввиду отсутствия оснований для отказа в принятии решения, установленных в пункте 7 статьи 56.6 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ), и на основании подпункта 3 пункта 2 статьи 56.3 ЗК РФ Департаментом были приняты оспариваемые приказы.
Апеллянт полагал, что судом первой инстанции неправильно определен предмет доказывания со стороны Приволжскнедра, а именно, наличие непосредственной государственной нужды в изъятии земельных участков для целей недропользования ООО "Сакмарнефть".
Определением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.05.2021 апелляционная жалоба Департамента была принята к производству, судебное заседание было назначено на 24.06.2021.
Определением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.07.2021 была произведена замена в составе суда для рассмотрения дела N А47-10992/2020 судьи Аникина И.А. на судью Соколову И.Ю., в связи с нахождением судьи Аникина И.А. в отпуске.
К дате судебного заседания в суд апелляционной инстанции от Администрации поступили возражения на апелляционную жалобу Департамента, в которых заявитель просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу Департамента - без удовлетворения.
От ООО "Сакмарнефть" поступил отзыв на апелляционную жалобу Департамента, в котором третье лицо поддержало доводы апелляционной жалобы, просило решение суда первой инстанции отменить.
Определением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.06.2021 судебное разбирательство по рассмотрению апелляционной жалобы Департамента было отложено на 20.07.2021 для представления дополнительных доказательств.
От Департамента в апелляционный суд поступили дополнения к апелляционной жалобе, в которых апеллянт указал, что организации - недропользователи в силу положений Требований N 250 не обязаны при подаче ходатайства об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд специально обосновывать государственную нужду в изъятии; что само наличие статуса недропользователя и наличие лицензии является единственным и достаточным основанием для изъятия земельного участка для государственных или муниципальных нужд. Апеллянт также указал, что изъятие земельного участка в целях проведения работ, связанных с добычей нефти, осуществляется в соответствии со стратегическими целями и задачами государственной энергетической политики в области недропользования, определенных Энергетической стратегией России на период до 2030 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 13.11.2009 N 1715-р "Об Энергетической стратегии России на период до 2030 года", и направлено на достижение интересов общества (Российской Федерации), в том числе по обеспечению стабильного, бесперебойного и экономически эффективного удовлетворения внутреннего спроса на нефть и нефтепродукты для обеспечения стабильных поступлений в доходную часть консолидированного бюджета страны.
На основании статьи 159 АПК РФ указанные дополнения к апелляционной жалобе были приобщены судебной коллегией к материалам дела.
От ООО "Сакмарнефть" во исполнение определения Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.06.2021 был представлен технический отчет по обследованию земельных участков с кадастровыми номерами 56:20:0507001:68 и 56:20:0507001:69 на предмет соблюдения земельных, экологических и водоохранных норм при изъятии и планируемом использовании земельных участков расположенных по адресу: Оренбургская область, Октябрьский район, Имангуловскии сельсовет, восточнее с. Анатольевка, который на основании абзаца 2 части 2 статьи 268 АПК РФ приобщен к материалам дела.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в судебное заседание представители заявителя, заинтересованного лица, а также иных третьих лиц не явились.
В отсутствие возражений представителя ООО "Сакмарнефть" и в соответствии со статьями 123, 156, 159 АПК РФ дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие неявившихся представителей заявителя, заинтересованного лица, а также иных третьих лиц.
Законность и обоснованность судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 АПК РФ.
Как следует из письменных материалов дела и установлено судом первой инстанции, согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости от 26.05.2020 N 56/001/002/2020-9420 на государственный кадастровый учет 21.05.2015 был поставлен земельный участок с кадастровым номером 56:20:0000000:2483, который относится к землям сельскохозяйственного назначения, государственная собственность на который не разграничена (т. 1 л.д. 84-86).
Между Администрацией (арендодатель) и Малухиным Д.Л. (арендатор) подписан договор аренды земельного участка, находящегося в неразграниченной государственной собственности, N 7/3 от 03.09.2018 (т. 1 л.д. 24-28), согласно п. 1.1, 3.1 которого арендодатель предоставляет, а арендатор принимает в аренду земельный участок (далее - участок) из земель сельскохозяйственного назначения, участок расположен: Оренбургская область, Октябрьский район, Имангуловский сельсовет, с. Анатольевка, земельный участок расположен в южной части кадастрового квартала 56:20:0000000, с кадастровым номером 56:20:0000000:2483, для использования в целях скотоводства (код 1.8), общей площадью 93 376 кв.м. Срок действия договора с 03.09.2018 по 02.09.2021.
Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости от 27.05.2020 N 56/001/002/2020-9416 на государственный кадастровый учет 14.07.2009 был поставлен земельный участок с кадастровым номером 56:20:0507001:21, который относится к землям сельскохозяйственного назначения, государственная собственность на который не разграничена (т. 1 л.д. 87-89).
Между Администрацией (арендодатель) и Поздняковым Н.В. (арендатор) был подписан договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, от 03.02.2010 (т. 1 л.д. 31-35), согласно п. 1.1, 3.1 которого арендодатель предоставляет, а арендатор принимает во владение и пользование земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, в том числе земельный участок с кадастровым номером 56:20:0507001:21, находящийся по адресу (имеющий адресные ориентиры): Оренбургская область, Октябрьский район, Имангуловский сельсовет, земельный участок расположен в центральной части кадастрового квартала 56:20:0507001, площадью 1 008 271 кв.м (далее - участок), для сельскохозяйственного использования, в границах, указанных в кадастровой карте (плане) участка, прилагаемой к настоящему договору и являющейся его неотъемлемой частью. Срок действия договора с 03.01.2010 по 28.12.2020.
Впоследствии между Администрацией (арендодатель) и Поздняковым Н.В. (арендатор) подписан новый договор аренды земельного участка, находящегося в неразграниченной государственной собственности, N 42/3 от 15.10.2020 (т. 2 л.д. 27-28), согласно которому земельный участок с кадастровым номером 56:20:0507001:21 был передан Позднякову Н.В. в аренду для сельскохозяйственного использования на новый срок с 29.12.2020 по 28.12.2035.
ООО "Сакмарнефть" получена лицензия на пользование недрами серии ОРБ N 03107 НП с целевым назначением и видами работ: геологическое изучение недр с целью поисков и оценки месторождений углеводородного сырья в пределах Григорьевского участка, сроком действия - до 01.11.2018 (т. 1 л.д. 117).
Согласно п. 1.2 Условий пользования недрами, являющихся приложением N 1 к лицензии (далее также - Условия, т. 1 л.д. 118-120), недропользователю предоставлен в пользование Григорьевский участок, который расположен на территории Оренбургской области.
В соответствии с п. 1.3 Условий видом пользования недрами является геологическое изучение недр с целью поисков и оценки месторождений углеводородного сырья. Разведка и добыча полезных ископаемых лицензией ООО "Сакмарнефть" не предусмотрены.
В силу раздела 3 Условий земельные, лесные участки, водные объекты необходимые для ведения работ, связанных с пользованием недрами, предоставляются пользователю недр в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, после утверждения проекта проведения указанных работ.
В разделе 5 Условий указано, что условия, определяющие виды и объемы поисковых и (или) разведочных работ с разбивкой по годам, сроки их проведения определяются утвержденными в установленном порядке проектами работ по геологическому изучению недр и (или) по разведке месторождения.
Дополнением N 2 от 27.09.2019 к лицензии на пользование недрами ОРБ N 03107 НП внесены изменения в лицензию, изменена дата окончания срока действия лицензии на 31.12.2021, пункт 13.4 Условий дополнен подпунктом 13.4.1 следующего содержания: "Пользователь недр обязан не позднее 31.12.2019 утвердить в установленном порядке проект поисково-оценочных работ на Григорьевском участке недр, получивший положительное заключение экспертизы в соответствии с законом Российской Федерации "О недрах"." (т. 1 л.д. 116).
ООО "Сакмарнефть" был разработан проект "Геологическое изучение недр Григорьевского лицензионного участка. Поиск и оценка залежей углеводородов" (т. 2 л.д. 81-136), который получил положительное заключение экспертизы N 237-02-04/2019 от 01.11.2019 Нижне-Волжского территориального отделения ФГКУ "Росгеолэкспертиза" (приложение к техническому отчету по обследованию земельных участков с кадастровыми номерами 56:20:0507001:68 и 56:20:0507001:69).
ООО "Сакмарнефть" обратилось в Департамент с ходатайствами об изъятии земельных участков для государственных и муниципальных нужд N 56:20:0000000:2483 от 14.04.2020, N 56:20:0507001:21 от 14.04.2020 в отношении земельных участков с кадастровыми номерами 56:20:0000000:2483, 56:20:0507001:21 соответственно, для проведения работ, связанных с пользованием недрами (т. 1 л.д. 80-83).
Согласно протоколам заседания Комиссии по рассмотрению ходатайств об изъятии земельных участков для государственных нужд Российской Федерации в связи с осуществлением недропользования (за исключением земельных участков, необходимых для ведения работ, связанных с пользованием участками недр местного значения), отнесенных к компетенции Приволжскнедра (далее - протоколы), от 23.07.2020 N 332, N 333 Департаментом установлено, что земельные участки с кадастровыми номерами 56:20:0000000:2483, 56:20:0507001:21 относятся к землям сельскохозяйственного назначения, собственность на земельные участки не разграничена, участки обременены правами аренды и расположены в границах, предоставленных в пользование недропользователю участков недр в соответствии с приложенной лицензией, и необходимы для проведения работ, связанных с пользованием недрами.
По результатам рассмотрения ходатайств принято решение утвердить схемы расположения земельных участков на кадастровом плане территории по образованию земельных участков из существующих земельных участков с кадастровыми номерами 56:20:0000000:2483, 56:20:0507001:21 и изъять образованные земельные участки для государственных нужд Российской Федерации с целью проведения работ, связанных с пользованием недрами (т. 1 л.д. 103-104, 107-108).
На основании указанных решений Комиссии по рассмотрению ходатайств об изъятии земельных участков для государственных нужд Российской Федерации в связи с осуществлением недропользования (за исключением земельных участков, необходимых для ведения работ, связанных с пользованием участками недр местного значения), отнесенных к компетенции Приволжскнедра, Департаментом приняты:
- приказ от 27.07.2020 N 242 "Об изъятии земельного участка для государственных нужд Российской Федерации с целью проведения работ, связанных с пользованием недрами за счет средств недропользователя", которым утверждена схема расположения земельного участка с условным номером 56:20:0000000:2483:ЗУ1, площадью 1 132 кв.м, из земельного участка с кадастровым номером 56:20:0000000:2483 площадью 93 376 +/- 2 674 кв.м, категории земель "земли сельскохозяйственного назначения" с видом разрешенного использования "скотоводство" (код 1.8), находящегося в государственной собственности и предоставленного в аренду в пользу Малухина Д.Л.; изъят земельный участок с условным номером 56:20:0000000:2483:ЗУ1, площадью 1 132 кв.м, расположенный в границах земельного участка с кадастровым номером 56:20:0000000:2483, площадью 93 376 +/- 2 674 кв.м, предоставленного в аренду Малухину Д.Л., находящийся по адресу: Оренбургская область, Октябрьский район, Имангуловский сельсовет, с. Анатольевка, в южной части кадастрового квартала 56:20:0000000, для государственных нужд Российской Федерации с целью проведения работ, связанных с пользованием недрами и осуществляемых за счет средств ООО "Сакмарнефть" в соответствии с лицензией ОРБ 03107 НП (дата государственной регистрации 22.12.2017);
- приказ от 27.07.2020 N 243 "Об изъятии земельного участка для государственных нужд Российской Федерации с целью проведения работ, связанных с пользованием недрами за счет средств недропользователя", которым утверждена схема расположения земельного участка с условным номером 56:20:0507001:21:ЗУ1, площадью 9 672 кв.м, из земельного участка с кадастровым номером 56:20:0507001:21 площадью 1 008 271 +/- 8 786 кв.м, категории земель "земли сельскохозяйственного назначения" с видом разрешенного использования "для сельскохозяйственного использования", находящегося в муниципальной собственности и предоставленного в аренду в пользу Позднякова Н.В.; изъят земельный участок с условным номером 56:20:0507001:21:ЗУ1, площадью 9 672 кв.м, расположенный в границах земельного участка с кадастровым номером 56:20:0507001:21 площадью 1 008 271 +/- 8 786 кв.м, предоставленного в аренду Позднякову Н.В., находящийся по адресу: Оренбургская область, Октябрьский район, Имангуловский сельсовет, с. Анатольевка, в центральной части кадастрового квартала 56:20:0507001, для государственных нужд Российской Федерации с целью проведения работ, связанных с пользованием недрами и осуществляемых за счет средств ООО "Сакмарнефть" в соответствии с лицензией ОРБ 03107 НП (дата государственной регистрации 22.12.2017) (т. 1 л.д. 15-17, 18-20).
Во исполнение указанных приказов на государственный кадастровый учет поставлены земельные участки с кадастровым номером 56:20:0507001:68 площадью 1 132 кв.м и с кадастровым номером 56:20:0507001:69 площадью 9 672 кв.м.
Согласно заключениям кадастрового инженера Арнаутова А.В. от 15.02.2021 изъятие земельных участков с кадастровыми номерами 56:20:0507001:68 и 56:20:0507001:69 не делит исходные земельные участи с кадастровыми номерами 56:20:0000000:2483 и 56:20:0507001:21 на части, что исключает образование чересполосицы и обеспечивает использование земельного участка на всей его территории согласно виду разрешенного использования (т. 2 л.д. 140-142).
Администрация, полагая незаконными и нарушающими её права приказы Департамента от 27.07.2020 N 242 и N 243, обратилась в арбитражный суд с рассматриваемыми требованиями.
Удовлетворяя заявленные требования Администрации, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что Департаментом не приведено доводов о том, что без принудительного изъятия конкретных земельных участков недропользователь, имеющий лицензию на геологическое изучение недр с целью поисков и оценки месторождений углеводородного сырья, не связанную с добычей полезных ископаемых, не имеет возможности осуществлять лицензируемый вид деятельности; на изымаемых земельных участках отсутствуют какие-либо объекты (скважины и т.п.), находящиеся в пользовании и принадлежащие недропользователю ООО "Сакмарнефть", и Департаментом не представлены доказательств того, что недропользователь в соответствии с п. 13.4.1 Условий в срок до 31.12.2019 принял меры к утверждению в установленном порядке проекта поисково-оценочных работ на Григорьевском участке недр, что свидетельствует о длительном непринятии лицензиатом мер, направленных на осуществление недропользования после получения вышеуказанной лицензии.
Проверив законность и обоснованность решения суда, оценив доводы апелляционной жалобы заинтересованного лица, арбитражный апелляционный суд приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены судебного акта.
На основании части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с частью 2 статьи 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
В силу части 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие) (статья 65, часть 5 статья 200 АПК РФ).
Из буквального толкования положений части 4 статьи 200, статьи 201 АПК РФ следует, что основанием для признания недействительным ненормативного правового акта, незаконными действий (бездействия) органа, осуществляющего публичные полномочия, должностного лица является совокупность двух необходимых условий: несоответствие данного ненормативного правового акта закону и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
Отношения, связанные с недропользованием, в том числе предоставлением пользователям недр участков земли, урегулированы положениями Закона Российской Федерации от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах" (далее - Закон N 2395-1), в соответствии со статьей 25.1 которого земельные участки, лесные участки, водные объекты, необходимые для ведения работ, связанных с пользованием недрами, предоставляются пользователям недр в соответствии с гражданским законодательством, земельным законодательством, лесным законодательством, водным законодательством и данным Законом.
В соответствии с пунктом 1 статьи 279 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд осуществляется в случаях и в порядке, которые предусмотрены земельным законодательством.
При этом под государственными или муниципальными нуждами понимаются потребности публично-правового образования, удовлетворение которых направлено на достижение интересов общества (общественно полезных целей), осуществить которые невозможно без изъятия имущества, находящегося в частной собственности, вследствие чего принудительное изъятие не может производиться только или преимущественно в целях получения выгоды другими частными субъектами, деятельность которых лишь опосредованно служит интересам общества.
Согласно правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации, сформулированной в Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 1 (2016), утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 13.04.2016, решение об изъятии земельного участка для государственных (муниципальных) нужд может быть принято только в исключительных случаях для достижения общественно-полезных целей, реализация которых невозможна без вмешательства органов государственной власти или местного самоуправления в частные интересы.
В постановлениях Конституционного Суда Российской Федерации от 16.05.2000 N 8-П, от 27.04.2001 N 7-П, от 12.07.2007 N 10-П, в определениях Конституционного Суда Российской Федерации от 04.12.2003 N 456-О, от 03.07.2018 N 1675-О, от 02.10.2019 N 2619-О, от 29.10.2020 N 2501-О сформулирована правовая позиция, согласно которой Конституция Российской Федерации допускает ограничение прав и свобод, в том числе права частной собственности на землю, федеральным законом - в целях и в той мере, в какой это необходимо для защиты конституционно значимых ценностей (статья 55, часть 3), и как специальный случай такого ограничения предусматривает принудительное отчуждение имущества для государственных нужд, которое может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения и не иначе как по решению суда (статья 35, часть 3). Как указал Конституционный Суд Российской Федерации, публичные интересы, перечисленные в статье 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации, могут оправдать правовые ограничения, если эти ограничения отвечают требованиям справедливости, являются адекватными, пропорциональными и соразмерными.
В силу пункта 2 статьи 279 ГК РФ в результате изъятия земельного участка для государственных или муниципальных нужд осуществляется, в том числе досрочное прекращение договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности.
В соответствии с приказом Федерального агентства по недропользованию от 07.04.2016 N 255 "О распределении полномочий между Федеральным агентством по недропользованию, его территориальными органами и подведомственными организациями при принятии решений об изъятии земельных участков для государственных нужд Российской Федерации в связи с осуществлением недропользования (за исключением земельных участков, необходимых для ведения работ, связанных с пользованием участками недр местного значения)" Департамент является уполномоченным органом по принятию решений об изъятии земельных участков для государственных нужд Российской Федерации в связи с осуществлением недропользования (за исключением земельных участков, необходимых для ведения работ, связанных с пользованием участками недр местного значения) по месту нахождения изымаемых земельных участков.
Порядок изъятия земельных участков для государственных и муниципальных нужд урегулирован главой VII.1 ЗК РФ.
Согласно подпункту 3 пункта 2 статьи 56.3 ЗК РФ принятие решения об изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд в целях, не предусмотренных пунктом 1 указанной статьи, должно быть обосновано, в том числе, лицензией на пользование недрами (в случае изъятия земельных участков для проведения работ, связанных с пользованием недрами, в том числе осуществляемых за счет средств недропользователя).
В соответствии с пунктом 5 статьи 56.3 ЗК РФ изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд, в результате которого прекращаются право постоянного (бессрочного) пользования, право пожизненного наследуемого владения, договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, или право безвозмездного пользования таким земельным участком, может осуществляться независимо от формы собственности на такой земельный участок.
Исходя из подпункта 3 пункта 1 статьи 56.4 ЗК РФ решение об изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд может быть принято на основании ходатайств об изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд, с которыми в уполномоченные органы исполнительной власти или органы местного самоуправления, предусмотренные статьей 56.2 настоящего Кодекса, вправе обратиться, в том числе, организации, являющиеся недропользователями, в случае изъятия земельных участков для проведения работ, связанных с пользованием недрами, в том числе осуществляемых за счет средств недропользователей.
В ходатайстве об изъятии должна быть указана цель изъятия земельного участка для государственных или муниципальных нужд (пункт 4 статьи 56.4 ЗК РФ).
В силу пункта 8 статьи 56.3 ЗК РФ существует запрет на изъятие для государственных или муниципальных нужд только земельных участков, предоставленных федеральным государственным бюджетным учреждениям, осуществляющим управление особо охраняемыми природными территориями федерального значения, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами.
В пункте 7 статьи 56.6 ЗК РФ указаны случаи, при которых решение об изъятии не может быть принято:
1) земельные участки являются выморочным имуществом и на таких земельных участках отсутствуют объекты недвижимого имущества, являющиеся частной собственностью или находящиеся в пользовании третьих лиц;
2) земельные участки находятся в государственной или муниципальной собственности, не обременены правами третьих лиц и на таких земельных участках отсутствуют объекты недвижимого имущества, являющиеся частной собственностью или находящиеся в пользовании третьих лиц;
3) земельные участки находятся в государственной или муниципальной собственности, не обременены правами третьих лиц и на таких земельных участках расположены объекты недвижимого имущества, которые являются выморочным или бесхозяйным имуществом.
Пунктом 11 статьи 56.4 ЗК РФ установлены следующие основания для отказа в удовлетворении ходатайства об изъятии:
- не соблюдены условия изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд, предусмотренные статьей 56.3 настоящего Кодекса;
- ходатайством об изъятии предусмотрено изъятие земельного участка по основаниям, не предусмотренным федеральными законами;
- схема расположения земельного участка, приложенная к ходатайству об изъятии, не может быть утверждена по основаниям, указанным в подпунктах 1, 3 - 5 пункта 16 статьи 11.10 настоящего Кодекса;
- в иных случаях, установленных законом субъекта Российской Федерации, если подано ходатайство об изъятии земельных участков для региональных или муниципальных нужд.
Из материалов дела следует, что ООО "Сакмарнефть" была получена лицензия на пользование недрами серии ОРБ N 03107 НП с целевым назначением и видами работ: геологическое изучение недр с целью поисков и оценки месторождений углеводородного сырья в пределах Григорьевского участка, сроком действия - до 01.11.2018 (т. 1 л.д. 117).
ООО "Сакмарнефть" обратилось в Департамент с ходатайствами об изъятии земельных участков для государственных и муниципальных нужд N 56:20:0000000:2483 от 14.04.2020, N 56:20:0507001:21 от 14.04.2020 в отношении земельных участков с кадастровыми номерами 56:20:0000000:2483, 56:20:0507001:21 соответственно, для проведения работ, связанных с пользованием недрами (т. 1 л.д. 80-83).
В соответствии с пунктом 2 статьи 56.4 ЗК РФ перечень организаций, имеющих право на обращение с ходатайствами об изъятии земельных участков для федеральных нужд в соответствии с подпунктами 1 - 3 пункта 1 настоящей статьи, устанавливается Правительством Российской Федерации.
В указанный перечень, утверждённый постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2015 N 442, включены организации, являющиеся недропользователями на основании выданной федеральным органом исполнительной власти лицензии, в случае изъятия земельных участков для проведения работ, связанных с пользованием недрами, в том числе осуществляемых за счет средств недропользователей (пункт 3).
Однако, вопреки доводам подателя апелляционной жалобы, из положений статей 235, 279 ГК РФ и статей 49, 56.2, 56.3, 56.4 ЗК РФ не следует, что данное обстоятельство является основанием для удовлетворения такого ходатайства и влечет безусловное принудительное изъятие имущества для государственных или муниципальных нужд при несоблюдении иных условий, при которых возможно изъятие.
Основополагающим условием, которое допускает изъятие земельных участков в порядке, предусмотренном названными правовыми нормами, является наличие государственной или муниципальной нужды, которое подлежит доказыванию лицом, обратившимся с соответствующим ходатайством об изъятии.
Доводы апеллянта о том, что Требования N 250 не предусматривают обоснование недропользователем целей изъятия земельного участка для государственных и муниципальных нужд при наличии лицензии на пользование недрами, не требуется предоставление каких-либо проектов разработки и освоения земельного участка; что статус пользователя недр и наличие лицензии является единственным и достаточным (безусловным) основанием для удовлетворения такого ходатайства, отклоняются апеллянтом как не основанные на требованиях закона.
В силу пункта 2 статьи 235, статьи 239 ГК РФ прекращение права собственности путем изъятия земельного участка является экстраординарным способом прекращения права собственности лица на вещь, в силу чего, вторгаясь в имущественную сферу лица и изымая у него такую вещь, уполномоченный орган должен обладать весомыми основаниями для совершения указанного действия.
Ссылка апеллянта на то, что Требования N 250 не предусматривают обоснование недропользователем целей изъятия земельного участка для государственных и муниципальных нужд при наличии лицензии на пользование недрами, несостоятельна, поскольку уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, подведомственные ему организации в силу предоставленных им полномочий при принятии решений об изъятии земельных участков для государственных нужд Российской Федерации должны убедиться и установить наличие оснований для такого изъятия.
Как следует из материалов дела, ООО "Сакмарнефть" обратилось в Департамент за изъятием частей земельных участков с кадастровыми номерами 56:20:0000000:2483 и 56:20:0507001:21, ссылаясь на государственную нужду в изымаемых земельных участках для проведения работ, связанных с пользованием недрами.
Вместе с тем, согласно предоставленным схемам расположения земельного участка с кадастровым номером 56:20:0000000:68, изымаемого для ООО "Сакмарнефть" из земельного участка с кадастровым номером 56:20:0000000:2483 (т. 2 л.д. 65, 71), согласно заключению кадастрового инженера Арнаутова А.В. от 15.02.2021, его дополнительным письменным пояснениям (т. 2 л.д. 140, т. 3 л.д. 20-22), указанный участок занят частью полевой дороги общего пользования, идущей от с. Анатольевка к месту расположения второго изымаемого земельного участка. При этом земельный участок с кадастровым номером 56:20:0000000:68 не соприкасается со вторым изымаемым земельным участком.
В материалах дела отсутствуют, и Департаментом, ООО "Сакмарнефть" не представлены доказательства того, что указанный земельный участок, занятый частью полевой дороги общего пользования, необходим для реализации непосредственной цели лицензии на пользование недрами серии ОРБ N 03107 НП, а именно геологического изучения недр с целью поисков и оценки месторождений углеводородного сырья в пределах Григорьевского участка.
Доказательства того, что в пределах земельного участка с кадастровым номером 56:20:0000000:68 будет производится геологическое изучение недр, Департаментом, ООО "Сакмарнефть" также не представлены. При этом апелляционный суд отмечает, что изъятие земельного участка с кадастровым номером 56:20:0000000:68 для целей обеспечения проезда ко второму изымаемому земельному участку не отвечает требованиям статьи 56.3 ЗК РФ в части условий и целей изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд, поскольку создание недропользователем наиболее благоприятных для себя условий хозяйствования не соотносимо с государственными нуждами.
Непосредственно государственная, а не частная нужда ООО "Сакмарнефть" в изъятии земельного участка с кадастровым номером 56:20:0000000:68, заинтересованным лицом и указанным третьим лицом документально не подтверждены.
В отношении второго земельного участка с кадастровым номером 56:20:0000000:69, изымаемого для ООО "Сакмарнефть" из земельного участка с кадастровым номером 56:20:0000000:21, апелляционный суд отмечает следующее.
Обращение коммерческого предприятия (недропользователя) с ходатайством об изъятии земельного участка у иных лиц в целях осуществления им своей коммерческой деятельности, обусловливается коммерческим интересом указанной организации, которому сопутствует принятая для соответствующей добывающей отрасли государственная программа развития, в частности для угледобывающей отрасли, а также специфика правового регулирования добычи и использования соответствующего ресурса, его социальной значимости.
Сам по себе факт планируемого использования земельного участка в целях добычи тех или иных природных ресурсов не может являться единственным и безусловным основанием для изъятия земли у собственников и землепользователей. В связи с этим при разрешении спора об изъятии земельного участка для государственных и муниципальных нужд в целях его использования для недропользования, подлежит доказыванию наличие непосредственно государственных (муниципальных) нужд в изъятии конкретного имущества.
Деятельность лицензиата, лишь опосредованно служащая публичным интересам и направленная на извлечение прибыли самим заявителем, не определяет наличия государственных нужд, удовлетворение которых посредством лишения собственности иных лиц допускается лишь в исключительных случаях.
Одним из важнейших аспектов оценки при установлении наличия или отсутствия государственных или муниципальных нужд по основанию использования земельного участка в целях недропользования является выяснение вопроса о том, насколько экономически и социально выгоднее для соответствующего публично-правового образования иное использование земельного участка вследствие его изъятия по сравнению с существующим.
Лицензия на пользование недрами серии ОРБ N 03107 НП, выданная ООО "Сакмарнефть", не предусматривает разведки и добычи полезных ископаемых, ограничена только мероприятиями по геологическому изучению недр с целью поисков и оценки месторождений углеводородного сырья в пределах Григорьевского участка.
В соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 39.6 ЗК РФ договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается без проведения торгов в случае предоставления земельного участка, необходимого для проведения работ, связанных с пользованием недрами, недропользователю.
Согласно подпункту 3 статьи 39.23 ЗК РФ соглашение об установлении сервитута в отношении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается в случаях, установленных гражданским законодательством, настоящим Кодексом, другими федеральными законами, и, в частности, в случае ведения работ, связанных с пользованием недрами.
На основании подпункта 4 пункта 1 статьи 39.33 ЗК РФ использование земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением земельных участков, предоставленных гражданам или юридическим лицам, может осуществляться без предоставления земельных участков и установления сервитута, публичного сервитута в случае осуществления геологического изучения недр.
В ходе рассмотрения дела Департаментом и ООО "Сакмарнефть" не была аргументирована невозможность геологического изучения недр с целью поисков и оценки месторождений углеводородного сырья на спорном земельном участке без его изъятия, а путем получения его в пользование иным способом, из числа вышеперечисленных.
Кроме этого, к изъятию был предложен земельный участок, который согласно техническому отчету по обследованию земельных участков с кадастровыми номерами 56:20:0507001:68 и 56:20:0507001:69 расположен в водоохранной зоне р. Салмыш.
В соответствии с разделом 5 Условий, являющихся приложением к лицензии ООО "Сакмарнефть", условия, определяющие виды и объемы поисковых и (или) разведочных работ с разбивкой по годам, сроки их проведения определяются утвержденными в установленном порядке проектами работ по геологическому изучению недр и (или) по разведке месторождения.
Согласно проекту "Геологическое изучение недр Григорьевского лицензионного участка. Поиск и оценка залежей углеводородов" (т. 2 л.д. 81-136) проектом предусматривается бурение поисково-оценочной скважины N 1 в пределах Новочердинцевского поднятия на пересечении профилей 56140205 и 56140216 глубиной 3875-м. Глубина скважины определялась из расчета геологического изучения нижележащих пластов нижнедевонско-франского нефтегазоносного комплекса. Проектный горизонт - вязовский. Alt (земли)=+160 м (страница 3).
На странице 7 проекта указано, что поисково-оценочную скважину N 1 рекомендуется пробурить в пределах Ново-чердинцевской структуры на пересечении профилей 56140205 и 56140216 глубиной 3875-м. Проектный горизонт - вязовский. Alt (земли)=+160 м.
На странице 76 проекта указано, что подготовленная к поисково-оценочному бурению Новочердинцевская структура расположена в Оренбургской области Сакмарском районе Григорьевского лицензионного участка. В 6 км на северо-восток от площади работ расположен поселок Броды.
Однако из представленных ООО "Сакмарнефть" схем расположения изымаемых земельных участков апелляционный суд усматривает, что изымаемые земельные участки находятся в непосредственной близости не от р. Броды, а от с. Анатольевка.
Из графических материалов места обозначения контура Новочердинцевского поднятия, в пределах которого предусматривается бурение поисково-оценочной скважины N 1, отраженных в проекте "Геологическое изучение недр Григорьевского лицензионного участка. Поиск и оценка залежей углеводородов" (т. 2 л.д. 90 оборот), графических материалов места обозначения контура Новочердинцевского поднятия, отраженных в техническом отчете по обследованию земельных участков с кадастровыми номерами 56:20:0507001:68 и 56:20:0507001:69, представленном в суд апелляционной инстанции, усматривается, что предусмотренное проектом местоположение поисково-оценочной скважины N 1 находится восточнее русла реки Салмаш (страница 14 технического отчета).
Указанное местоположение поисково-оценочной скважины N 1 на схеме технического отчета было подтверждено представителем ООО "Сакмарнефть" в судебном заседании 20.07.2021. При этом апелляционный суд находит, что данное местоположение, определенное проектом, не совпадает, не соответствует месту нахождения заявленных к изъятию спорных земельных участков, которые расположены западнее русла реки Салмаш.
С учетом изложенного суд апелляционной инстанции приходит к выводу о недоказанности Департаментом и ООО "Сакмарнефть" оснований для изъятия спорных земельных участков для государственных нужд для целей запроектированных работ по геологическому изучению недр.
Доводы, приведенные заинтересованным лицом в апелляционной жалобе, установленных судом апелляционной инстанции обстоятельств и сделанных им выводов не опровергают, в силу чего отклоняются судом за необоснованностью.
Судом первой инстанции верно указано, что на изымаемых земельных участках отсутствуют какие-либо объекты (скважины и т.п.), находящиеся в пользовании и принадлежащие недропользователю, что Департаментом и ООО "Сакмарнефть" не представлено доказательств необходимости изъятия земельных участков.
Суд апелляционной инстанции поддерживает вывод суда первой инстанции о том, что изъятие земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в рассматриваемом случае лишает заявителя возможности осуществлять возложенные на него законом полномочия по распоряжению находящимися на территории муниципального образования земельными участками, относящимися к неразграниченной государственной собственности, по осуществлению контроля за использованием данных земель, а также лишает права на получение доходов от предоставления земельных участков иным лицам в пользование, в силу чего Администрация обоснованно обратилась в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением (аналогичная позиция изложена в определении Верховного Суда Российской Федерации от 03.06.2016 N 305-ЭС15-16496).
С учетом изложенного, судом первой инстанции требования Администрации были обосновано удовлетворены. Апелляционная коллегия приходит к выводу, что решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, отмене не подлежит. Оснований для удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании части 4 статьи 270 АПК РФ, судом апелляционной инстанции не установлено.
Государственная пошлина за рассмотрение дела судом апелляционной инстанции распределяется между лицами, участвующими в деле, в соответствии с правилами, установленными статьей 110 АПК РФ. В связи с подачей апелляционной жалобы лицом, освобожденным от уплаты государственной пошлины на основании статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации, взыскание государственной пошлины за рассмотрение дела судом апелляционной инстанции не производится.
Руководствуясь статьями 176, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Оренбургской области от 20.04.2021 по делу N А47-10992/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу Департамента по недропользованию по Приволжскому федеральному округу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
А.С. Жернаков |
Судьи |
Ю.С. Колясникова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А47-10992/2020
Истец: АДМИНИСТРАЦИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ОКТЯБРЬСКИЙ РАЙОН ОРЕНБУРГСКОЙ ОБЛАСТИ
Ответчик: ДЕПАРТАМЕНТ ПО НЕДРОПОЛЬЗОВАНИЮ ПО ПРИВОЛЖСКОМУ ФЕДЕРАЛЬНОМУ ОКРУГУ
Третье лицо: Малухин Диамид Леонидович, ООО "Сакмарнефть", Поздняков Николай Валентинович, Филиал федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы гос. регистрации, кадастра и картографии" по Оренбургской области, Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд, Управление Министерства внутренних дел Российской Федерации по Оренбургской области