Екатеринбург |
|
22 ноября 2021 г. |
Дело N А76-46160/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 ноября 2021 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 22 ноября 2021 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Тороповой М.В.,
судей Столярова А.А., Беляевой Н. Г.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Министерства сельского хозяйства Челябинской области (далее - министерство, истец) на решение Арбитражного суда Челябинской области от 29.04.2021 по делу N А76-46160/2020 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.07.2021 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании приняли участие представители:
министерства - Пилюгин К.В. (доверенность от 25.08.2020 N 16) (в онлайн-режиме посредством использования информационной системы "Картотека арбитражных дел");
индивидуальный предприниматель Камышанова Ольга Вячеславовна (далее - предприниматель Камышанова О.В., ответчик) - лично (паспорт).
Министерство обратилось в Арбитражный суд Челябинской области с исковым заявлением к предпринимателю Камышановой О.В. о взыскании бюджетных средств в размере 3 000 000 руб.
Определением суда от 25.01.2021 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено общество с ограниченной ответственностью "АвтоХаус" (далее - общество "АвтоХаус").
Решением арбитражного суда первой инстанции от 29.04.2021 исковые требования удовлетворены частично, суд взыскал с ответчика в пользу истца денежные средства в размере 1 591 200 руб. В удовлетворении остальной части исковых требований отказано.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.07.2021 решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе министерство, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права, просит судебные акты отменить, принять новый судебный акт, которым исковые требования министерства удовлетворить в полном объеме.
Заявитель кассационной жалобы указывает, что в пункте 3.2 раздела 3 соглашения указана ответственность сторон, а именно, что в случае несоблюдения условий предоставления субсидии в виде гранта, например, предоставление недостоверных сведений, содержащихся в документах, представленных для получения гранта, либо в составе отчетности, денежные средства, полученные грантополучателем, подлежат возврату в бюджет Челябинской области в полном объеме.
Заявитель полагает, что судами неправомерно отказано в удовлетворении требования о возврате субсидии в оставшейся части 1 408 800 руб. (3 000 000 - 1 591 200 руб.).
Рассмотрев доводы кассационной жалобы, изучив материалы дела, проверив законность обжалуемых судебных актов в пределах доводов заявителя кассационной жалобы в порядке, предусмотренном статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), суд кассационной инстанции оснований для их отмены не усматривает.
Как установлено судами и следует из материалов дела, между министерством и предпринимателем Камышановой О.В. (грантополучатель) было подписано соглашение от 13.06.2018 N 24-02-07, предусматривающее предоставление в 2018 году субсидии на содействие достижению целевых показателей региональных программ развития агропромышленного комплекса на грантовую поддержку начинающих фермеров (далее - грант) за счет средств областного бюджета в рамках программы "Развитие отраслей агропромышленного комплекса" государственной программы Челябинской области на 2017-2020 годы, утвержденной постановлением Правительства Челябинской области от 21.12.2016 N 724-П.
Согласно пункту 1.2 соглашения орган государственной власти обязуется предоставить получателю грант в размере 3 000 000 руб.
В соответствии с пунктом 2.2 орган государственной власти вправе проводить проверки исполнения получателем условий соглашения, условий предоставления и целевого использования гранта.
Получатель обязан использовать средства гранта и собственные средства в соответствии с планом расходов согласно приложению к названному соглашению (пункт 2.3.1 соглашения).
На основании пункта 2.3.8 получатель обязан предоставлять достоверные сведения, содержащиеся в документах, представленных для получения гранта, либо в составе отчетности.
Получатель обязан использовать средства гранта в течение 18 месяцев со дня поступления средств на лицевой счет и использовать имущество, приобретаемое за счет средств гранта, исключительно на развитие хозяйства (пункт 2.3.11 соглашения).
Согласно пункту 3.2 соглашения получатель несет ответственность за правильность оформления, достоверность, полноту, актуальность представленных для получения гранта документов, информации, сведений в составе заявки.
В силу пункта 3.2 соглашения грант подлежит возврату в бюджет Челябинской области:
- в полном объеме в случае несоблюдения следующих условий: выполнение условий участия в конкурсном отборе, предусмотренных пунктом 14 Порядка; представление отчетности и документов, предусмотренных пунктами 39 - 41 Порядка, в сроки, установленные пунктом 39 Порядка; предоставление достоверных сведений, содержащихся в документах, представленных для получения гранта, либо в составе отчетности; использование имущества, приобретаемого за счет средств гранта, исключительно на развитие хозяйства; имущество, приобретаемое начинающим фермером с участием средств гранта, не подлежит продаже, дарению, передаче в аренду, обмену или взносу в виде пая, вклада или отчуждению иным образом в соответствии с законодательством Российской Федерации в течение 5 лет со дня получения гранта; оплата приобретаемого имущества, выполняемых работ, оказываемых услуг производится по безналичному расчету; приобретение сельскохозяйственной техники, грузового автомобильного транспорта, инвентаря и оборудование, не бывших в употреблении;
- в части неиспользованного остатка средств гранта в течение 18 месяцев со дня поступления средств на отдельный расчетный счет;
- в части объема средств гранта, рассчитанного по формуле, предусмотренной пунктом 43 Порядка, в случае невыполнения следующих условий: создание планируемого количества постоянных рабочих мест (исключая главу крестьянского (фермерского) хозяйства) в году получения гранта в соответствии с условием, предусмотренным подпунктом 10 пункта 14 Порядка; обеспечение прироста продукции сельского хозяйства, произведенной в хозяйстве по состоянию на 31 декабря года получения гранта, не менее чем на 10 процентов по отношению к году, предшествующему году его получения.
Платежным поручением от 20.07.2018 N 895497 министерство перечислило ответчику 3 000 000 руб.
Между предпринимателем Камышановой О.В. (покупатель) и обществом "АвтоХаус" (продавец) подписан договор поставки от 02.08.2018 N ДП-85/06, в соответствии с которым продавец обязуется продать товар, а покупатель обязуется приобрести товар, уплатить за него в порядке и в сроки, предусмотренные договором, сумму.
Товар новый и не является бывшим в употреблении и по комплектности должен соответствовать спецификации (пункт 2.2. договора).
Общая стоимость товара составляет 1 768 000 руб. (пункт 3.1 договора).
Согласно акту приемки товара покупатель принял оплаченный товар, а именно трактор колесный МТЗ 82.1, трактор колесный МТЗ 80.1, коммунальный отвел с гидравлическим поворотом КО-4.
В материалы настоящего дела представлены копии материалов уголовного дела N 11801750114001770 в отношении Головина В.А. по факту хищения мошенническим путем у Камышановой О.В. денежных средств.
Как следует из постановления УМВД России по г. Магнитогорску от 24.09.2018 в действиях неустановленных лиц, действовавших от имени общества "АвтоХаус" могут усматриваться признаки преступлений, предусмотренных частями 4, 5 статьи 159 Уголовного кодекса Российской Федерации.
Постановлением СУ УМВД России по г. Магнитогорску 26.10.2018 возбуждено уголовное дело по признакам преступления, предусмотренного частью 4 статьи 159 Уголовного кодекса Российской Федерации по факту хищения денежных средств у Камышановой О.В.
В соответствии с отчетом предпринимателя Камышановой О.В. от 31.12.2018 о целевом расходовании гранта на создание и развитие крестьянского (фермерского) хозяйства, сумма фактически израсходованных средств гранта составила 1 934 000 руб., неиспользованный остаток суммы средств гранта - 1 066 000 руб.
Комиссией для осуществления контроля соблюдения условий целей и порядка предоставления грантов получателями грантов 14.02.2020 принято решение о направлении ответчику требования о возврате гранта, выезде в хозяйство предпринимателя Камышановой О.В. для осмотра приобретенного на средства гранта имущества согласно плана расходов.
Министерством 26.02.2020 утверждена программа проведения проверки целевого использования средств гранта на создание и развитие крестьянского (фермерского) хозяйства, полученного предпринимателем Камышановой О.В. в 2018 году.
Согласно представленному акту осмотра территорий, помещений, предметов от 27.02.2020 в результате осмотра установлено, что на момент осмотра крупно-рогатый скот молочного направления в количестве 40 голов находится в животноводческих помещениях на территории хозяйства; грабли ворошилки 5-дисковые в количестве 1 единицы и борона дисковая прицепная 2-рядная на момент проверки находились на территории хозяйства; трактор "Белорус 82.1", трактор "Белорус 80.1", коммунальный отвел КО-4 отсутствуют в хозяйстве. Главой хозяйства Камышановой О.В. дано пояснение о том, что данную технику не поставило общество "АвтоХаус", возбуждено уголовное дело по факту мошенничества.
Министерство в адрес ответчика направило требование от 26.02.2020 N 1005/2977 о возврате гранта.
Данное требование осталось без удовлетворения, что послужило основанием для обращения министерства в суд с настоящим иском.
Частично удовлетворяя исковые требования, суды первой и апелляционной инстанций исходили из следующего.
В соответствии со статьей 17 Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" оказание финансовой поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, может осуществляться в соответствии с законодательством Российской Федерации за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации, средств местных бюджетов путем предоставления субсидий, бюджетных инвестиций, государственных и муниципальных гарантий по обязательствам субъектов малого и среднего предпринимательства и организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства.
В соответствии с пунктом 1 статьи 1 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) отношения, возникающие в процессе осуществления бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации, относятся к бюджетным правоотношениям, регулируемым Бюджетным кодексом Российской Федерации.
Бюджетная система Российской Федерации основана на принципах эффективности и экономности использования бюджетных средств, адресности и целевого характера бюджетных средств (статья 28 БК РФ).
В соответствии с абзацем 5 статьи 69 БК РФ к бюджетным ассигнованиям относятся ассигнования на предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг.
Согласно пункту 1 статьи 78 БК РФ субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров (за исключением подакцизных товаров, кроме автомобилей легковых и мотоциклов), выполнением работ, оказанием услуг.
В силу пункта 3 статьи 78 БК РФ нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, должны соответствовать общим требованиям, установленным Правительством Российской Федерации, и определять в том числе порядок возврата субсидий в соответствующий бюджет в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении.
В соответствии с пунктом 3.1 статьи 78 БК РФ в случае нарушения получателями предусмотренных данной статьей субсидий условий, установленных при их предоставлении, соответствующие средства подлежат в порядке, определенном нормативными правовыми актами, муниципальными правовыми актами, предусмотренными пунктом 3 и абзацем четвертым пункта 8 данной статьи, возврату в соответствующий бюджет бюджетной системы Российской Федерации.
Из анализа приведенных норм следует, что порядок возврата субсидий в соответствующий бюджет в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении, подлежит обязательному регулированию нормативными правовыми актами субъектов, регламентирующих предоставление данных субсидий, при строгом соблюдении требований федерального законодательства (апелляционное определение Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации от 21.02.2018 N 88-АПГ17-10).
В силу подпункта 10 пункта 1 статьи 158 БК РФ главный распорядитель бюджетных средств обеспечивает контроль за соблюдением получателями субвенций, межбюджетных субсидий и иных субсидий, определенных названным Кодексом, условий, установленных при их предоставлении.
Пунктом 1 статьи 269 БК РФ предусмотрено, что главные распорядители бюджетных средств осуществляют финансовый контроль за подведомственными распорядителями (получателями) бюджетных средств в части обеспечения правомерного, целевого, эффективного использования бюджетных средств.
Статьей 34 БК РФ установлен принцип результативности и эффективности использования бюджетных средств, который означает, что при составлении и исполнении бюджетов участники бюджетного процесса в рамках предоставленных им бюджетных полномочий должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств или достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств.
Постановлением Правительства Челябинской области от 11.04.2017 N 174-П утвержден Порядок предоставления в 2017 - 2020 годах субсидий на содействие достижению целевых показателей региональных программ развития агропромышленного комплекса и признании утратившими силу некоторых постановлений Правительства Челябинской области (далее - Порядок).
На основании пункта 39 Порядка в целях обеспечения целевого и эффективного расходования бюджетных средств получатель гранта - начинающий фермер представляет в министерство отчет о целевом расходовании гранта начинающим фермерам по форме согласно приложению 8 к названному Порядку один раз в полгода до полного использования средств, предусмотренных планом расходов начинающего фермера, в срок до 5 числа месяца, следующего за отчетным периодом.
Пункт 2 Порядка определяет цель предоставления из областного бюджета грантов на поддержку начинающих фермеров.
В соответствии с подпунктом 4 пункта 7 Порядка одним из условий предоставления гранта является использование средств гранта начинающим фермерам в соответствии с планом расходов по форме согласно приложению 3 к названному Порядку (далее - план расходов начинающего фермера) в течение 18 месяцев со дня поступления средств на лицевой счет начинающего фермера, открытый в Управлении Федерального казначейства по Челябинской области, и использование имущества, приобретаемого за счет средств гранта начинающим фермерам, исключительно для целей деятельности крестьянского (фермерского) хозяйства.
В соответствии с пунктом 84 Порядка министерство в течение 10 рабочих дней со дня, когда министерству стало известно о нарушении условий предоставления грантов хозяйству, предусмотренных пунктом 49 Порядка, направляет получателю гранта - хозяйству требование о возврате гранта хозяйству (части неиспользованного остатка средств гранта хозяйству) с указанием причин возврата. Возврат средств гранта хозяйству осуществляется в течение 30 календарных дней со дня получения получателем гранта - хозяйством указанного требования о возврате гранта хозяйству, а в случае неисполнения требования - в судебном порядке.
Обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов (статья 309 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ)). Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом (статья 310 ГК РФ).
Из материалов дела следует и судами установлено что, в целях освоения средств гранта, предпринимателем Камышановой О.В. с обществом "АвтоХаус" заключен договор купли-продажи техники от 02.08.2018, а именно трактора колесного МТЗ 82.1, трактора колесного МТЗ 80.1, коммунального отвела с гидравлическим поворотом КО-4.
Как указывает предприниматель, денежные средства в сумме 1 768 000 руб. в счет оплаты приобретаемого товара были перечислены на расчетный счет продавца, в том числе 1 591 200 руб. (из средств гранта) - Управлением Федерального казначейства Челябинской области, однако обязанность по передаче товара обществом "Автохаус" не исполнена.
В результате заключения указанной сделки предприниматель Камышанова О.В. стала жертвой мошеннической схемы, что подтверждается, по ее мнению, постановлением о возбуждении уголовного дела N 11801750114001770.
Исследовав и оценив в порядке статьи 71 АПК РФ представленные в материалы дела доказательства, доводы и возражения сторон, суды пришли к выводу о том, что указанные выше обстоятельства не могут расцениваться в качестве обстоятельств, освобождающих Камышанову О.В. от возврата денежных средств в размере 1 591 200 руб., так как не свидетельствуют о целевом характере использования бюджетных средств, само по себе постановление о возбуждении уголовного дела N 11801750114001770 не имеет преюдициального значения, виновность лица в предусмотренном Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации порядке не доказана, в случае установления противоправности действий лиц, получивших денежные средства, ущерб будет возмещен Камышановой О.В. в установленном порядке.
Установи, что в предусмотренный соглашением срок средства гранта в размере 1 591 200 руб. не были использованы на приобретение трактора "Белорус 82.1", трактора "Белорус 80.1", коммунального отвела КО-4, доказательств, свидетельствующих о надлежащем исполнении предпринимателем условий соглашения относительно расходования средств предоставленного гранта в указанной части в материалы дела не представлено, суды пришли к выводу о наличии оснований для удовлетворения данной части заявленного требования.
Ввиду отсутствия в кассационной жалобе доводов относительно правомерности удовлетворения данной части требований, законность указанных выводов судов судом кассационной инстанции не проверяется.
Отказывая в удовлетворении исковых требований в остальной части, суды основывались на следующем.
Как установлено судами и соответствует материалам дела, в подтверждение освоения средств гранта в размере 1 408 800 руб. по целевому назначению ответчик представил в материалы дела договор купли-продажи племенного молодняка сельскохозяйственных животных от 25.03.2019 N 1, в соответствии с которым общая сумма договора составила 1 200 000 руб.; акт приема-передачи племенной продукции от 13.05.2019, счет на оплату от 05.04.2019, платежные поручения от 03.04.2019 N 12, от 21.05.2019 N 2, универсальный передаточный документ от 13.05.2019 N 8339; договор поставки сельскохозяйственной техники (борона дисковая) от 16.08.2018 N 36-06/18 на сумму 344 000 руб.; договор на поставку сельскохозяйственной техники (грабли-ворошилки) от 13.08.2019 N о.15 на сумму 38 000 руб.
Факт наличия указанного поголовья сельскохозяйственных животных и сельскохозяйственной техники истцом не оспорен, доказательств обратного в материалы дела не представлено, иных оснований для возврата субсидии истцом не заявлялось.
Исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам статьи 71 АПК РФ в совокупности, суды установили, что остальная часть гранта реализована предпринимателем по целевому назначению, в связи с чем не усмотрели оснований для взыскания с ответчика суммы 1 408 800 руб. и отказали в удовлетворении иска министерства в данной части.
Указанные фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судами первой и апелляционной инстанций на основании полного, всестороннего и объективного исследования имеющихся в деле доказательств, а выводы судов соответствуют фактическим обстоятельствам и представленным доказательствам, основаны на правильном применении норм материального права.
Довод Министерства о наличии оснований для возврата суммы полученного гранта в полном объеме был предметом рассмотрения судов и обоснованно ими отклонен.
Судами не установлено предоставление недостоверных сведений относительно использования субсидии в части суммы 1 408 800 руб. Напротив, суды признали доказанным факт целевого использования ответчиком средств гранта в указанной сумме, в частности на приобретение племенного молодняка сельскохозяйственных животных, бороны дисковой, граблей-ворошилок.
Из содержания положений статей 1, 34, 78, 162, 306.1, 306.4 БК РФ, постановления Правительства Челябинской области от 11.04.2017 N 174-П не следует, что возврату подлежит сумма субсидии, использованная по целевому назначению, и сведения по которой соответствуют действительности.
С учетом изложенного, суды пришли к правомерному выводу об отсутствии оснований для удовлетворения исковых требований в части суммы 1 408 800 руб.
Доводы заявителя, изложенные в кассационной жалобе, были предметом рассмотрения судов и получили надлежащую правовую оценку, основаны на неправильном толковании приведенных норм материального права, с учетом установленных по делу обстоятельств, в части направлены на переоценку доказательств и сделанных на их основании выводов судов, что не относится к полномочиям суда кассационной инстанции (части 1, 3 статьи 286 АПК РФ).
Нарушений норм материального или процессуального права, являющихся основанием для отмены судебных актов (статья 288 АПК РФ), судом кассационной инстанции не установлено.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Челябинской области от 29.04.2021 по делу N А76-46160/2020 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.07.2021 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу Министерства сельского хозяйства Челябинской области - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
М.В. Торопова |
Судьи |
А.А. Столяров |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Исследовав и оценив в порядке статьи 71 АПК РФ представленные в материалы дела доказательства, доводы и возражения сторон, суды пришли к выводу о том, что указанные выше обстоятельства не могут расцениваться в качестве обстоятельств, освобождающих Камышанову О.В. от возврата денежных средств в размере 1 591 200 руб., так как не свидетельствуют о целевом характере использования бюджетных средств, само по себе постановление о возбуждении уголовного дела N 11801750114001770 не имеет преюдициального значения, виновность лица в предусмотренном Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации порядке не доказана, в случае установления противоправности действий лиц, получивших денежные средства, ущерб будет возмещен Камышановой О.В. в установленном порядке.
...
Из содержания положений статей 1, 34, 78, 162, 306.1, 306.4 БК РФ, постановления Правительства Челябинской области от 11.04.2017 N 174-П не следует, что возврату подлежит сумма субсидии, использованная по целевому назначению, и сведения по которой соответствуют действительности."
Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 22 ноября 2021 г. N Ф09-7992/21 по делу N А76-46160/2020