г. Челябинск |
|
23 июля 2021 г. |
Дело N А76-46160/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 июля 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 23 июля 2021 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Колясниковой Ю.С.,
судей Соколовой И.Ю., Томилиной В.А.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Задворных С.А., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Министерства сельского хозяйства Челябинской области на решение Арбитражного суда Челябинской области от 29.04.2021 по делу N А76-46160/2020.
В судебном заседании приняли участие:
представитель Министерства сельского хозяйства Челябинской области - Пилюгин К.В. (доверенность от 25.08.2020 сроком действия до 25.08.2023, паспорт, диплом);
Камышанова Ольга Вячеславовна лично (паспорт).
Министерство сельского хозяйства Челябинской области (далее - истец, Министерство) обратилось в Арбитражный суд Челябинской области с исковым заявлением к индивидуальному предпринимателю Камышановой Ольге Вячеславовне (далее - ответчик, ИП Камышанова О.В.) о взыскании бюджетных средств в размере 3 000 000 руб.
Определением суда от 25.01.2021 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, общества с ограниченной ответственностью "АвтоХаус" (далее - третье лицо, ООО "АвтоХаус").
Решением арбитражного суда первой инстанции от 29.04.2021 (резолютивная часть объявлена 29.04.2021) исковые требования удовлетворены частично: суд взыскал с ответчика в пользу истца денежные средства в размере 1 591 200 руб. В удовлетворении остальной части исковых требований отказано (т. 2 л.д. 75-80).
С вынесенным решением не согласился истец и обжаловал его в апелляционном порядке. В апелляционной жалобе Министерство (далее также - податель жалобы) просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении исковых требований в полном объеме.
В обоснование доводов апелляционной жалобы ее податель указал, что ответчик добровольно приняла решение участвовать в конкурсном отборе начинающих фермеров, с целью получения гранта, предварительно оценив свои возможности. Порядок предоставления гранта и соглашение не предусматривают освобождение ИП Камышановой О.В. от обязанности возвратить грант. В представленном отчете в Министерство о целевом расходовании гранта на создание и развитие крестьянского (фермерского) хозяйства по состоянию на 01.01.2019, Камышановой О.В. был заключен договор поставки N ДП-85/06 от 02.08.2018 с ООО "Автохаус" на поставку 3 единиц техники на общую сумму 1 768 000 руб. Между сторонами был подписан акт приемки товара. Камышанова О.В. (покупатель) приняла, претензий к ООО "Автохаус" по качеству, количеству и комплектации имущества не имела, при этом фактически технику не получила, о чем ей было известно. Таким образом, Камышанова О.В. умышленно предоставила в Управление Федерального казначейства Челябинской области фиктивные документы для перечисления средств гранта в размере 1 591 200 руб. Данные средства были списаны с лицевого счета Камышановой О.В., открытого в Управлении Федерального казначейства Челябинской области на счет продавца техники ООО "Автохаус". Таким образом, Камышанова О.В. нарушила обязательства, предусмотренные подпунктами 2.3.1 и 2.3.8 пункта 2 соглашения, не соблюдение которых, влечет возврат гранта в полном объеме согласно пункту 3.2 соглашения.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом; в судебное заседание представитель третьего лица не явился. В соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено арбитражным судом апелляционной инстанции в отсутствие представителя третьего лица.
В судебном заседании представитель истца поддержал доводы апелляционной жалобы. Представитель ответчика возражал относительно удовлетворения апелляционной жалобы по письменным пояснениям, приобщенным к материалам дела в порядке статьи 81 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Законность и обоснованность судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном гл. 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, 13.06.2018 между Министерством (орган государственной власти) и ИП Камышановой О.В. (получатель) было подписано соглашение N 24-02-07, предусматривающее предоставление в 2018 году субсидии на содействие достижению целевых показателей региональных программ развития агропромышленного комплекса на грантовую поддержку начинающих фермеров (далее - грант) за счет средств областного бюджета в рамках программы "Развитие отраслей агропромышленного комплекса" государственной программы Челябинской области на 2017-2020 годы, утвержденной постановлением Правительства Челябинской области от 21.12.2016 N 724-П (т. 1 л.д. 29-30).
Согласно пункту 1.2 соглашения орган государственной власти обязуется предоставить получателю грант в размере 3 000 000 руб.
В соответствии с пунктом 2.2 орган государственной власти вправе проводить проверки исполнения получателем условий соглашения, условий предоставления и целевого использования гранта.
Получатель обязан использовать средства гранта и собственные средства в соответствии с планом расходов согласно приложению к настоящему соглашению (пункт 2.3.1 соглашения).
На основании пункта 2.3.8 получатель обязан предоставлять достоверные сведения, содержащиеся в документах, представленных для получения гранта, либо в составе отчетности.
Получатель обязан использовать средства гранта в течение 18 месяцев со дня поступления средств на лицевой счет и использовать имущество, приобретаемое за счет средств гранта, исключительно на развитие хозяйства (п. 2.3.11 соглашения).
Согласно пункту 3.2 соглашения получатель несет ответственность за правильность оформления, достоверность, полноту, актуальность представленных для получения гранта документов, информации, сведений в составе заявки.
В силу пункта 3.2 соглашения грант подлежит возврату в бюджет Челябинской области:
- в полном объеме в случае несоблюдения следующих условий: выполнение условий участия в конкурсном отборе, предусмотренных пунктом 14 Порядка; представление отчетности и документов, предусмотренных пунктами 39-41 Порядка, в сроки, установленные пунктом 39 Порядка; предоставление достоверных сведений, содержащихся в документах, представленных для получения гранта, либо в составе отчетности; использование имущества, приобретаемого за счет средств гранта, исключительно на развитие хозяйства; имущество, приобретаемое начинающим фермером с участием средств гранта, не подлежит продаже, дарению, передаче в аренду, обмену или взносу в виде пая, вклада или отчуждению иным образом в соответствии с законодательством Российской Федерации в течение 5 лет со дня получения гранта; оплата приобретаемого имущества, выполняемых работ, оказываемых услуг производится по безналичному расчету; приобретение сельскохозяйственной техники, грузового автомобильного транспорта, инвентаря и оборудование, не бывших в употреблении;
- в части неиспользованного остатка средств гранта в течение 18 месяцев со дня поступления средств на отдельный расчетный счет;
- в части объема средств гранта, рассчитанного по формуле, предусмотренной пунктом 43 Порядка, в случае невыполнения следующих условий: создание планируемого количества постоянных рабочих мест (исключая главу крестьянского (фермерского) хозяйства) в году получения гранта в соответствии с условием, предусмотренным подпунктом 10 пункта 14 Порядка; обеспечение прироста продукции сельского хозяйства, произведенной в хозяйстве по состоянию на 31 декабря года получения гранта, не менее чем на 10 процентов по отношению к году, предшествующему году его получения.
Платежным поручением N 895497 от 20.07.2018 Министерство перечислило ответчику 3 000 000 руб. (т. 1 л.д. 31).
02.08.2018 между ИП Камышановой О.В. (покупатель) и ООО "АвтоХаус" (продавец) подписан договор поставки N ДП-85/06, в соответствии с которым продавец обязуется продать товар, а покупатель обязуется приобрести товар, уплатить за него в порядке и в сроки, предусмотренные настоящим договором, сумму (т. 1 л.д. 32-34).
Товар новый и не является бывшим в употреблении и по комплектности должен соответствовать спецификации (п. 2.2. соглашения, л.д. 36).
Общая стоимость товара составляет 1 768 000 руб. (п. 3.1 договора).
Согласно акту приемки товара покупатель принял оплаченный товар, а именно трактор колесный МТЗ 82.1, трактор колесный МТЗ 80.1, коммунальный отвела с гидравлическим поворотом КО-4 (т. 1 л.д. 35).
В материалы настоящего дела представлены копии материалов уголовного дела N 11801750114001770 в отношении Головина В.А. по факту хищения мошенническим путем у Камышановой О.В. денежных средств (т. 1 л.д. 80-93).
Как следует из постановления УМВД России по г. Магнитогорску от 24.09.2018 в действиях неустановленных лиц, действовавших от имени ООО "АвтоХаус" могут усматриваться признаки преступлений, предусмотренных частями 4, 5 статьи 159 Уголовного кодекса Российской Федерации (т. 1 л.д. 61- 63).
26.10.2018 постановлением СУ УМВД России по г. Магнитогорску возбуждено уголовное дело по признакам преступления, предусмотренного частью 4 статьи 159 Уголовного кодекса Российской Федерации по факту хищения денежных средств у Камышановой О.В. (т. 1 л.д. 64).
В соответствии с отчетом ИП Камышановой О.В. от 31.12.2018 о целевом расходовании гранта на создание и развитие крестьянского (фермерского) хозяйства (т. 1 л.д. 38-48), сумма фактически израсходованных средств гранта составила 1 934 000 руб., неиспользованный остаток суммы средств гранта - 1 066 000 руб.
14.02.2020 комиссией для осуществления контроля соблюдения условий целей и порядка предоставления грантов получателями грантов принято решение о направлении ответчику требования о возврате гранта, выезде в хозяйство ИП Камышановой О.В. для осмотра приобретенного на средства гранта имущества согласно плана расходов (т. 1 л.д. 95-99).
26.02.2020 Министерством утверждена программа проведения проверки целевого использования средств гранта на создание и развитие крестьянского (фермерского) хозяйства, полученного ИП Камышановой О.В. в 2018 году (т. 1 л.д. 49).
Согласно представленному акту осмотра территорий, помещений, предметов от 27.02.2020 в результате осмотра установлено, что на момент осмотра крупно-рогатый скот молочного направления в количестве 40 голов находится в животноводческих помещениях на территории хозяйства; грабли ворошилки 5-дисковые в количестве 1 единицы и борона дисковая прицепная 2- рядная на момент проверки находились на территории хозяйства; трактор "Белорус 82.1", трактор "Белорус 80.1", коммунальный отвел КО-4 отсутствуют в хозяйстве. Главой хозяйства Камышановой О.В. дано пояснение о том, что данную технику не поставило ООО "АвтоХаус", возбуждено уголовное дело по факту мошенничества (т. 1 л.д. 50-51).
Министерство в адрес ответчика направило требование N 1005/2977 от 26.02.2020 о возврате гранта (т. 1 л.д. 52, 53-54).
Данное требование осталось без удовлетворения, что послужило основанием для обращения Министерства в суд с настоящим иском.
Принимая решение об удовлетворении исковых требований в части, суд первой инстанции исходил из доказанности ответчиком целевого расходования субсидии на сумму 1 408 800 руб., в соответствии с планом расходов.
Оценив совокупность имеющихся в деле доказательств, на основании ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия не находит оснований для отмены (изменения) судебного акта.
В соответствии со статьей 17 Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" оказание финансовой поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, может осуществляться в соответствии с законодательством Российской Федерации за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации, средств местных бюджетов путем предоставления субсидий, бюджетных инвестиций, государственных и муниципальных гарантий по обязательствам субъектов малого и среднего предпринимательства и организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства.
В соответствии с пунктом 1 статьи 1 Бюджетного кодекса Российской Федерации отношения, возникающие в процессе осуществления бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации, относятся к бюджетным правоотношениям, регулируемым Бюджетным кодексом Российской Федерации.
Бюджетная система Российской Федерации основана на принципах эффективности и экономности использования бюджетных средств, адресности и целевого характера бюджетных средств (статья 28 Бюджетного кодекса Российской Федерации).
В соответствии с абзацем 5 статьи 69 Бюджетного кодекса Российской Федерации к бюджетным ассигнованиям относятся ассигнования на предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг.
Согласно пункту 1 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров (за исключением подакцизных товаров, кроме автомобилей легковых и мотоциклов), выполнением работ, оказанием услуг.
В силу пункта 3 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, должны соответствовать общим требованиям, установленным Правительством Российской Федерации, и определять в том числе порядок возврата субсидий в соответствующий бюджет в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении.
В соответствии с пунктом 3.1 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации в случае нарушения получателями предусмотренных данной статьей субсидий условий, установленных при их предоставлении, соответствующие средства подлежат в порядке, определенном нормативными правовыми актами, муниципальными правовыми актами, предусмотренными пунктом 3 и абзацем четвертым пункта 8 данной статьи, возврату в соответствующий бюджет бюджетной системы Российской Федерации.
Из анализа приведенных норм следует, что порядок возврата субсидий в соответствующий бюджет в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении, подлежит обязательному регулированию нормативными правовыми актами субъектов, регламентирующих предоставление данных субсидий, при строгом соблюдении требований федерального законодательства (апелляционное определение Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации от 21.02.2018 N 88-АПГ17-10).
В силу подпункта 10 пункта 1 статьи 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации главный распорядитель бюджетных средств обеспечивает контроль за соблюдением получателями субвенций, межбюджетных субсидий и иных субсидий, определенных настоящим Кодексом, условий, установленных при их предоставлении.
Пунктом 1 статьи 269 Бюджетного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что главные распорядители бюджетных средств осуществляют финансовый контроль за подведомственными распорядителями (получателями) бюджетных средств в части обеспечения правомерного, целевого, эффективного использования бюджетных средств.
Статьей 34 Бюджетного кодекса Российской Федерации установлен принцип результативности и эффективности использования бюджетных средств, который означает, что при составлении и исполнении бюджетов участники бюджетного процесса в рамках предоставленных им бюджетных полномочий должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств или достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств.
Постановлением Правительства Челябинской области от 11.04.2017 N 174-П утвержден Порядок предоставления в 2017 - 2020 годах субсидий на содействие достижению целевых показателей региональных программ развития агропромышленного комплекса и признании утратившими силу некоторых постановлений Правительства Челябинской области (далее - Порядок).
На основании пункта 39 Порядка в целях обеспечения целевого и эффективного расходования бюджетных средств получатель гранта - начинающий фермер представляет в Министерство отчет о целевом расходовании гранта начинающим фермерам по форме согласно приложению 8 к настоящему Порядку один раз в полгода до полного использования средств, предусмотренных планом расходов начинающего фермера, в срок до 5 числа месяца, следующего за отчетным периодом.
Пункт 2 Порядка определяет цель предоставления из областного бюджета грантов на поддержку начинающих фермеров.
В соответствии с подпунктом 4 пункта 7 Порядка одним из условий предоставления гранта является использование средств гранта начинающим фермерам в соответствии с планом расходов по форме согласно приложению 3 к настоящему Порядку (далее именуется - план расходов начинающего фермера) в течение 18 месяцев со дня поступления средств на лицевой счет начинающего фермера, открытый в Управлении Федерального казначейства по Челябинской области, и использование имущества, приобретаемого за счет средств гранта начинающим фермерам, исключительно для целей деятельности крестьянского (фермерского) хозяйства.
В соответствии с пунктом 84 Порядка Министерство в течение 10 рабочих дней со дня, когда Министерству стало известно о нарушении условий предоставления грантов хозяйству, предусмотренных пунктом 49 настоящего Порядка, направляет получателю гранта - хозяйству требование о возврате гранта хозяйству (части неиспользованного остатка средств гранта хозяйству) с указанием причин возврата. Возврат средств гранта хозяйству осуществляется в течение 30 календарных дней со дня получения получателем гранта - хозяйством указанного требования о возврате гранта хозяйству, а в случае неисполнения требования - в судебном порядке.
Обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов (статья 309 Гражданского кодекса Российской Федерации). Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом (статья 310 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Как установлено выше, 13.06.2018 между Министерством и ИП Камышановой О.В. заключено соглашение N 24-02-07, предусматривающее предоставление в 2018 году субсидии на содействие достижению целевых показателей региональных программ развития агропромышленного комплекса на грантовую поддержку начинающих фермеров (далее - грант) за счет средств областного бюджета в рамках программы "Развитие отраслей агропромышленного комплекса" государственной программы Челябинской области на 2017-2020 годы, утвержденной постановлением Правительства Челябинской области от 21.12.2016 N 724-П (т. 1 л.д. 29-30).
В соответствии с пунктом 2.3.11 соглашения ИП Камышанова О.В. обязана использовать средства гранта в течение 18 месяцев со дня поступления средств на лицевой счет и использовать имущество, приобретаемое за счет средств гранта, исключительно на развитие хозяйства.
Факт предоставления истцом и получения ответчиком субсидии в размере 3 000 000 руб. подтверждается представленным в материалы дела платежным поручением N 895497 от 20.07.2018 (т. 1 л.д. 31) и не оспаривается сторонами.
Как установлено судом первой инстанции, 02.08.2018 между ИП Камышановой О.В. и ООО "АвтоХаус" был заключен договор купли-продажи техники, а именно трактор колесный МТЗ 82.1, трактор колесный МТЗ 80.1, коммунальный отвела с гидравлическим поворотом КО-4 (т. 1 л. д. 32-34).
Как указывает предприниматель, денежные средства в сумме 1 768 000 руб. в счет оплаты приобретаемого товара были перечислены на расчетный счет продавца, в том числе 1 591 200 руб. (из средств гранта) - Управлением Федерального казначейства Челябинской области.
Из пояснений ИП Камышановой О.В. следует, что она стала жертвой мошеннической схемы, денежные средства были перечислены, а техника не была передана. По данному факту было возбуждено уголовное дело N 11801750114001770.
Между тем указанные обстоятельства не могут расцениваться в качестве обстоятельств освобождающих ИП Камышановой О.В. от возврата денежных средств в размере 1 591 200 руб., так как не свидетельствуют о целевом характере траты средств.
Само по себе постановление о возбуждении уголовного дела N 11801750114001770 не имеет преюдициального значения, виновность лица не доказана в предусмотренном Уголовно-процессуальном кодексом Российской Федерации порядке. В случае установления противоправности действий лиц, получивших денежные средства, ущерб будет возмещен Камышановой О.В. в установленном порядке.
В апелляционной жалобе приведены доводы относительно неправомерности отказа суда в удовлетворении требования о возврате субсидии в оставшейся части 1 408 800 руб. (3 000 000 - 1 591 200 руб.)
Однако, данные доводы не могут быть приняты судебной коллегией как обоснованные.
При рассмотрении дела судом первой инстанции ответчик в обоснование возражений относительно предъявленных к нему требований представил в материалы дела договор N 1 купли-продажи племенного молодняка сельскохозяйственных животных от 25.03.2019, в соответствии с которым общая сумма договора составила 1 200 000 руб.; акт приема-передачи племенной продукции от 13.05.2019, счет на оплату от 05.04.2019, платежные поручения от 03.04.2019 N 12, от 21.05.2019 N 2, универсальные передаточные документ от 13.05.2019 N 8339; договор поставки N 36-06/18 от 16.08.2018 сельскохозяйственной техники (борона дисковая) на сумму 344 000 руб.; договор N о.15 от 13.08.2019 на поставку сельскохозяйственной техники (грабли-ворошилки) ну сумму 38 000 руб. (т. 1 л.д. 119-223).
Факт наличия указанного поголовья сельскохозяйственных животных и сельскохозяйственной техники истцом не оспорен, доказательств обратного в материалы дела не представлено, иных оснований для возврата субсидии истцом не заявлялось.
С учетом изложенного, суд первой инстанции правомерно пришел к выводу об удовлетворении исковых требований в части, взыскав с ответчика в пользу истца суммы невозвращенной субсидии в размере 1 591 200 руб.
Доводы апелляционной жалобы были предметом проверки суда первой инстанции, поскольку аналогичны правовой позиции истца, избранной в суде первой инстанции, им дана надлежащая оценка, и они правомерно отклонены. Судом первой инстанции при рассмотрении спора правильно установлены обстоятельства, имеющие значение для дела, полно, всесторонне и объективно исследованы представленные доказательства в их совокупности и взаимосвязи с учетом доводов и возражений, приводимых сторонами, и сделаны правильные выводы по делу.
Каких-либо новых обстоятельств, которые могли бы повлиять на законность и обоснованность обжалуемого судебного акта, в апелляционной инстанции не установлено.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом апелляционной инстанции не установлено.
Судебные расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы относятся на ее подателя по правилам статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Их взыскание в доход федерального бюджета не производится, поскольку податель жалобы освобожден от уплаты государственной пошлины на основании статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации
Руководствуясь статьями 176, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Челябинской области от 29.04.2021 по делу N А76-46160/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства сельского хозяйства Челябинской области - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
Ю.С. Колясникова |
Судьи |
И.Ю. Соколова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А76-46160/2020
Истец: МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ
Ответчик: Камышанова Ольга Вячеславовна
Третье лицо: ИП Камышанова О.В., ООО "АвтоХаус"