Екатеринбург |
|
23 ноября 2021 г. |
Дело N А07-7597/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 ноября 2021 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 23 ноября 2021 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Татариновой И. А.,
судей Беляевой Н.Г., Тороповой М.В.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Башкортостан на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 15.06.2021 по делу N А07-7597/2021 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.08.2021 по тому же делу.
Представители лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа, в судебное заседание не явились.
Отдел Министерства внутренних дел Российской Федерации по городу Салавату (далее - Отдел МВД России по г. Салавату) обратился в Арбитражный суд Республики Башкортостан с заявлением к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Башкортостан (далее - управление) о признании незаконным отказа, изложенного в письме от 30.12.2020 N 02-УГ-07/11700, в части прекращения права оперативного управления на объект недвижимого имущества: нежилое помещение общей площадью 538,7 кв. м с кадастровым номером 02:59:010101:3993, сооружение - ограждение 173 кв. м, с кадастровым номером 02:59:070104:72, права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком общей площадью 1971 кв. м, с кадастровым номером 02:59:070104:8, расположенных по адресу: Республика Башкортостан, г. Салават, ул. Северная, д. 26; о возложении обязанности устранить допущенное нарушение прав и законных интересов Отдела МВД России по г. Салавату путем принятия решения о прекращении права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком общей площадью 1971 кв. м с кадастровым номером 02:59:070104:8, расположенного по адресу: Республика Башкортостан, г. Салават, ул. Северная, д. 26; о возложении обязанности устранить допущенное нарушение прав и законных интересов Отдела МВД России по г. Салавату путем принятия решения о прекращении права оперативного управления на объекты недвижимого имущества: нежилое помещение общей площадью 538,7 кв. м, с кадастровым номером 02:59:010101:3993, сооружение - ограждение 173 кв. м, с кадастровым номером 02:59:070104:72, по адресу: Республика Башкортостан, г. Салават, ул. Северная, д. 26; о возложении обязанности принять указанные объекты в государственную казну Российской Федерации.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Министерство внутренних дел по Республике Башкортостан.
Решением суда первой инстанции от 15.06.2021 требования Отдела МВД России по г. Салавату удовлетворены. Суд признал незаконным отказ управления, изложенный в письме от 30.12.2020 N 02-УГ-07/11700, в прекращении права оперативного управления Отдела МВД России по г. Салавату на объекты недвижимого имущества: нежилое здание, общая площадь 538,7 кв. м, кадастровый номер 02:59:010101:3993; сооружение-ограждение общей площадью 173 кв. м, кадастровый номер 02:59:070104:72, и права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком общей площадью 1 971 кв. м, кадастровый номер 02:59:070104:8 расположенным по адресу: Республика Башкортостан, г. Салават, ул. Северная, д. 26; обязал управление принять решение о прекращении права оперативного управления Отдела МВД России по г. Салавату на объекты недвижимого имущества: нежилое здание, общая площадь 538,7 кв. м, кадастровый номер 02:59:010101:3993; сооружение-ограждение общей площадью 173 кв. м, кадастровый номер 02:59:070104:72, и права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком общей площадью 1971 кв. м, кадастровый номер 02:59:070104:8 расположенные по адресу: Республика Башкортостан, г. Салават, ул. Северная, д. 26.
Постановлением суда апелляционной инстанции от 18.08.2021 решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе территориальное управление просит указанные судебные акты отменить, в удовлетворении исковых требований отказать, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права. Заявитель полагает, что в силу положений статьи 296 Гражданского кодекса Российской Федерации изъятие имущества, закрепленного за отделом на праве оперативного управления, является правом, а не обязанностью собственника имущества. По мнению ответчика, обязание принять имущество является незаконным, поскольку нарушает права собственника и подменяет его право на изъятие имущества, переданного в оперативное управление, обязанностью совершить указанное действие. Ссылаясь на принцип минимизации количества объектов, составляющих казну Российской Федерации, ответчик отмечает, что принятие спорного имущества в казну Российской Федерации невозможно. По мнению управления, сохранение имущества в оперативном управлении истца не влечет для него каких-либо негативных последствий, права и законные интересы истца не нарушает.
Проверив законность обжалуемых судебных актов, суд кассационной инстанции не находит оснований для их отмены.
В силу абзацев 2 и 5 пункта 1 статьи 216 Гражданского кодекса Российской Федерации право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком, право хозяйственного ведения и право оперативного управления относятся к вещным правам лиц, не являющихся собственниками.
В соответствии со статьей 209 Гражданского кодекса Российской Федерации право владения, пользования и распоряжения имуществом принадлежит его собственнику.
Согласно пункту 1 статьи 296 Гражданского кодекса Российской Федерации учреждение и казенное предприятие, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества.
Собственник имущества вправе изъять излишнее, неиспользуемое или используемое не по назначению имущество, закрепленное им за учреждением или казенным предприятием (пункт 2 статьи 296 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В соответствии с правовой позицией, изложенной в пункте 9 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 21 "О некоторых вопросах практики рассмотрения арбитражными судами споров с участием государственных и муниципальных учреждений, связанных с применением статьи 120 Гражданского кодекса Российской Федерации", учреждение, за которым имущество закреплено на праве оперативного управления, владеет, пользуется, распоряжается этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, заданиями собственника данного имущества и назначением этого имущества. Собственник имущества учреждения может распорядиться по своему усмотрению только изъятым, излишним, неиспользуемым либо используемым не по назначению имуществом.
В соответствии с пунктом 3 статьи 299 Гражданского кодекса Российской Федерации право хозяйственного ведения и право оперативного управления имуществом, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, прекращаются по основаниям и в порядке, предусмотренным настоящим Кодексом, другими законами и иными правовыми актами для прекращения права собственности, а также в случаях правомерного изъятия имущества у предприятия или учреждения по решению собственника.
В силу пункта 1 статьи 235 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности прекращается при отчуждении собственником своего имущества другим лицам, отказе собственника от права собственности, гибели или уничтожении имущества и при утрате права собственности на имущество в иных случаях, предусмотренных законом.
Подпунктом 5 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации закреплен принцип единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов.
В силу пункта 2 статьи 39.9 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются в постоянное (бессрочное) пользование исключительно органам государственной власти и органам местного самоуправления; государственным и муниципальным учреждениям (бюджетным, казенным, автономным).
На основании пункта 1 статьи 45 Земельного кодекса Российской Федерации право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком, право пожизненного наследуемого владения земельным участком прекращаются при отказе землепользователя, землевладельца от принадлежащего им права на земельный участок на условиях и в порядке, которые предусмотрены статьей 53 настоящего Кодекса и по иным основаниям, установленным гражданским и земельным законодательством.
Из системного толкования приведенных выше положений следует предусмотренная законом возможность отказа от имущества, предоставленного на праве оперативного управления, а также от расположенного под ним земельного участка, принадлежащего землепользователю на праве постоянного (бессрочного) пользования.
Согласно пункту 5.22 Положения о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 N 432 (далее - положение), Федеральное агентство по управлению государственным имуществом закрепляет находящееся в федеральной собственности имущество в оперативном управлении федеральных государственных учреждений, производит в установленном порядке изъятие излишнего, неиспользуемого или используемого не по назначению имущества, закрепленного в оперативном управлении указанных учреждений.
В пункте 4 положения предусмотрено, что Федеральное агентство по управлению государственным имуществом осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы.
Согласно пунктам 4.1.2, 4.1.9 приложения N 15 к приказу Росимущества от 29.09.2009 N 278 "О реорганизации территориальных управлений Федерального агентства по управлению государственным имуществом" ТУ Росимущества в Республике Башкортостан самостоятельно осуществляет полномочия в установленной сфере деятельности, в частности осуществляет контроль за управлением, распоряжением, использованием по назначению и сохранностью земельных участков, находящихся в федеральной собственности, иного федерального имущества, закрепленного в хозяйственном ведении или оперативном управлении федеральных государственных унитарных предприятий и федеральных государственных учреждений, а также переданного в установленном порядке иным лицам, и при выявлении нарушений принимает в соответствии с законодательством Российской Федерации необходимые меры по их устранению и привлечению виновных лиц к ответственности; закрепляет находящееся в федеральной собственности имущество на праве оперативного управления с целью размещения территориальных органов федеральных органов государственной власти и подведомственных им федеральных государственных учреждений на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, а также производит в установленном порядке изъятие излишнего, неиспользуемого или используемого не по назначению имущества, закрепленного на праве оперативного управления за территориальными органами федеральных органов государственной власти и подведомственными им федеральными государственными учреждениями, и закрепление данного имущества за иными территориальными органами федеральных органов государственной власти и подведомственными им федеральными государственными учреждениями
При исследовании обстоятельств настоящего дела судами установлено, что согласно свидетельству о государственной регистрации права от 16.12.2011 серии 04 АГ N 461499 за Отделом МВД России по г. Салавату закреплен на праве постоянного (бессрочного) пользования с 16.12.2011 земельный участок, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для обслуживания МОБ, общая площадь 1971 кв. м, адрес объекта: Республика Башкортостан, г. Салават, ул. Северная, д. 26, с кадастровым номером 02:59:070104:8.
Согласно свидетельству о государственной регистрации права от 10.07.2013 серии 04 АД N 389281 за Отделом МВД России по г. Салавату закреплен на праве оперативного управления с 10.07.2013 объект недвижимого имущества - помещение, назначение: нежилое, общая площадь 538,7 кв. м, этаж N 1, N 2, адрес объекта: Республика Башкортостан, г. Салават, ул. Северная, д. 26, пом. 2, с кадастровым номером 02:59:010101:3993.
Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости от 03.02.2021 N КУВИ-002/2021-6825884 за Отделом МВД России по г. Салавату на праве оперативного управления закреплен объект недвижимого имущества, сооружение, назначение: иные сооружения (ограждение), 173 кв. м, адрес (местонахождения): Республика Башкортостан, г. Салават, ул. Северная, д. 26, с кадастровым номером 02:59:070104:72.
На основании обращений Министерства внутренних дел по Республике Башкортостан от 08.07.2019 N 1/827 и Отдела МВД России по г. Салавату от 29.03.2019 N 17/12966 МВД России письмами от 22.11.2019 N 22/4/1-24174 и N 22/4/1- 24171 согласовало прекращение права оперативного управления на объекты недвижимого имущества - нежилое помещение общей площадью 538,7 кв. м, с кадастровым номером 02:59:010101:3993, сооружение - ограждение 173 кв. м, с кадастровым номером 02:59:070104:72, закрепленные на праве оперативного управления за Отделом МВД России по г. Салавату, и отказ от права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком общей площадью 1971 кв. м, с кадастровым номером 02:59:070104:8, находящимся в федеральной собственности и закрепленным на праве постоянного (бессрочного) пользования за Отделом МВД России по г. Салавату.
Письмами от 27.11.2019 исх. N 17/49270 и N 17/49271 Отделом МВД России по г. Салавату были направлены документы в управление для проведения в установленном порядке дальнейших мероприятий по прекращению права оперативного управления, права постоянного (бессрочного) пользования на вышеуказанные спорные объекты недвижимости в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Письмом от 20.04.2020 исх. N 17/16384 Отделом МВД России по г. Салавату были направлены документы в Администрацию городского округа г. Салават Республики Башкортостан для рассмотрения вопроса о принятии в муниципальную собственность недвижимого имущества, а также земельного участка, расположенных по адресу: Республика Башкортостан, г. Салават, ул. Северная, д. 26.
Письмом от 19.05.2020 N 663/г Комитет по управлению собственностью Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан по городу Салавату сообщил об отсутствии необходимости у Администрации городского округа г. Салават Республики Башкортостан в приеме-передаче в муниципальную собственность вышеназванных объектов недвижимости.
Письмом от 06.10.2020 N 20/4-2195 Министерство внутренних дел по Республике Башкортостан обратилось в управление с просьбой о принятии в казну Российской Федерации, в том числе и вышеназванных объектов недвижимости и земельного участка.
Письмом от 06.11.2020 N 02-УГ-07/9773 управление сообщило, что в связи с отсутствием потребности у территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, федеральных государственных учреждений, федеральных государственных унитарных предприятий в указанных объектах недвижимого имущества, в принятии указанных выше объектов недвижимого имущества в государственную казну Российской Федерации было отказано, Министерству внутренних дел по Республике Башкортостан предложено проработать вопрос по передаче объектов недвижимости на иной уровень.
Письмом от 26.10.2020 N 17/44498 Отдел МВД России по г. Салавату вновь обратился в управление с просьбой прекратить соответствующие права Отдела МВД России по г. Салавату на спорное имущество и принять его в казну Российской Федерации.
Письмом от 02.11.2020 N 02-УН-07/9703 управление отказало в удовлетворении заявления Отдела МВД России по г. Салавату.
Письмом от 30.12.2020 N 02-УГ-07/11700 управление повторно сообщило Министерству внутренних дел по Республике Башкортостан о том, что по результатам рассылки у территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, федеральных государственных учреждений и федеральных государственных унитарных предприятий отсутствует потребность в спорных объектах, в силу чего они не могут быть приняты в государственную казну Российской Федерации.
Полагая, что указанный отказ управления, изложенный в письме от 30.12.2020 N 02-УГ-07/11700, является незаконным, нарушающим права и законные интересы Отдела МВД России по г. Салавату, истец обратился в арбитражный суд.
Исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства, в том числе переписку сторон, суды первой и апелляционной инстанций установили, что отказ Отдела МВД России по г. Салавату от имущества мотивирован тем, что спорное имущество не используется в целях выполнения возложенных на отдел задач, истец обращался с соответствующими заявлениями в управление об отказе от права оперативного управления и права постоянного (бессрочного) пользования не используемых по назначению спорных объектов, при этом отказ согласован надлежащим образом с Министерство внутренних дел России.
При изложенных обстоятельствах, установив наличие у Отдела МВД России по г. Салавату права на отказ от закрепленного за ним имущества на праве оперативного управления и праве постоянного (бессрочного) пользования и передачу его ответчику по причине неиспользования в соответствии с целями деятельности истца, принимая во внимание отсутствие доказательств, подтверждающих правомерность отказа уполномоченного органа в принятии имущества в казну, суды пришли к верному выводу о наличии оснований для принятия спорного имущества в казну Российской Федерации, в связи с чем правомерно удовлетворили иск.
Фактические обстоятельства дела судами установлены и исследованы в полном объеме, выводы судов соответствуют доказательствам, имеющимся в материалах дела, и нормам действующего законодательства.
Довод управления о том, что изъятие у истца неиспользуемого имущества является правом, а не обязанностью ответчика, отклоняется, поскольку управление является органом государственной власти, обладающим специальной правоспособностью, деятельность которого направлена на реализацию целей и задач, установленных законодательством, в частности, на обеспечение эффективного управления государственным имуществом, в связи с чем предоставленное законом право изъятия не используемого Отделом МВД России по г. Салавату имущества является одновременно обязанностью Федерального агентства по управлению государственным имуществом.
Иные доводы заявителя подлежат отклонению как основанные на неправильном толковании норм материального права, по существу указанные доводы выражают несогласие заявителя жалобы с произведенной судами оценкой доказательств по настоящему делу и установленных на ее основании фактических обстоятельств.
Нормы материального права применены судами правильно, нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены обжалуемых судебных актов, не выявлено.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 15.06.2021 по делу N А07-7597/2021 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.08.2021 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Башкортостан - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
И.А. Татаринова |
Судьи |
Н.Г. Беляева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно пунктам 4.1.2, 4.1.9 приложения N 15 к приказу Росимущества от 29.09.2009 N 278 "О реорганизации территориальных управлений Федерального агентства по управлению государственным имуществом" ТУ Росимущества в Республике Башкортостан самостоятельно осуществляет полномочия в установленной сфере деятельности, в частности осуществляет контроль за управлением, распоряжением, использованием по назначению и сохранностью земельных участков, находящихся в федеральной собственности, иного федерального имущества, закрепленного в хозяйственном ведении или оперативном управлении федеральных государственных унитарных предприятий и федеральных государственных учреждений, а также переданного в установленном порядке иным лицам, и при выявлении нарушений принимает в соответствии с законодательством Российской Федерации необходимые меры по их устранению и привлечению виновных лиц к ответственности; закрепляет находящееся в федеральной собственности имущество на праве оперативного управления с целью размещения территориальных органов федеральных органов государственной власти и подведомственных им федеральных государственных учреждений на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, а также производит в установленном порядке изъятие излишнего, неиспользуемого или используемого не по назначению имущества, закрепленного на праве оперативного управления за территориальными органами федеральных органов государственной власти и подведомственными им федеральными государственными учреждениями, и закрепление данного имущества за иными территориальными органами федеральных органов государственной власти и подведомственными им федеральными государственными учреждениями"
Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 23 ноября 2021 г. N Ф09-7873/21 по делу N А07-7597/2021