Екатеринбург |
|
24 ноября 2021 г. |
Дело N А60-59394/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23 ноября 2021 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 24 ноября 2021 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Гавриленко О. Л.,
судей Сухановой Н.Н., Кравцовой Е. А.,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по Кировскому району г. Екатеринбурга (далее - налоговый орган, инспекция) на решение Арбитражного суда Свердловской области от 20.02.2021 по делу N А60-59394/2020 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.05.2021 по тому же делу.
В судебном заседании приняли участие представители:
инспекции - Широков А.Г. (доверенность от 09.01.2020, диплом), Мочалин В.А. (доверенность от 09.04.2021);
индивидуального предпринимателя Меламеда Сергея Ильича (далее - заявитель, предприниматель, ИП Меламед С.И.) - Серегина А.С. (доверенность от 23.11.2020).
Предприниматель обратился в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением к инспекции о признании действий выразившихся в направлении - сообщения об отказе в предоставлении субсидии от 18.05.2020 предусмотренной Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.04.2020 N 576 (далее - Правила, Постановление N 576) за апрель 2020 года незаконными и не соответствующими действующему законодательству Российской Федерации.
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 20.02.2021 (судья Присухина Н.Н.) заявленные требования удовлетворены. Действия инспекции, выразившиеся в направлении предпринимателю сообщения от 18.05.2020 об отказе в предоставлении субсидии, предусмотренной Постановлением N 576, за апрель 2020 года признаны незаконными. Суд обязал заинтересованное лицо устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя. В порядке распределения судебных расходов суд взыскал с инспекции в пользу общества госпошлину по заявлению в размере 3 000 руб.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.05.2021 (судьи Савельева Н.М., Борзенкова И.В., Муравьева Е.Ю.) решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе налоговый орган просит указанные судебные акты отменить, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на неправильное применение норм материального права. По мнению инспекции, в соответствии с Правилами предоставления в 2020 году из федерального бюджета субсидий субъектам малого и среднего предпринимательства, ведущим деятельность в отраслях российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации, утверждены Постановлением от 24.04.2020 N 576, получатель субсидии определяется по основному виду экономической деятельности, информация о котором содержится в Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей (далее - ЕГРИП) либо в Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей по состоянию на 01.03.2020.
Со ссылкой на положения пункта 13 Правил разработки, ведения, изменений и применения общероссийских классификаторов технико-экономической и социальной информации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 07.06.2019 N 733 "Об общероссийских классификаторах технико-экономической и социальной информации" (ранее пункт 9 Положения о разработке, принятии, ведении в действие, ведении и применении общероссийских классификаторах технико-экономической и социальной информации в социально-экономической области, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 10.11.2003 N 677) и пункта 5 статьи 5 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Закон N 129-ФЗ) отмечает, что индивидуальные предприниматели самостоятельно определяют коды по ОКВЭД и представляют данные сведения для включения в ЕГРИП. Внесение в ЕГРИП сведений о виде деятельности по инициативе регистрирующего органа не представляется возможным.
Настаивает на том, что заявителем не соблюдено одно из условий для получения субсидии, предусмотренных Правилами, в частности, основной вид деятельности по состоянию на 01.03.2020 не относится к отраслям, в наибольшей степени пострадавшим в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции в соответствии с Постановлением от 03.04.2020 г. N 434, основания для принятия решения о предоставлении права на субсидию и удовлетворению требований судом отсутствуют.
В отзыве на кассационную жалобу ИП Меламед С.И. просит оставить оспариваемые судебные акты без изменения. Отмечает, что судами установлено фактическое осуществление деятельности по ОКВЭД 47.7, которая является для предпринимателя основным видом. Полагает, что формальный подход налогового органа приведет в неправильному распределению мер государственной поддержки.
Как следует из материалов дела, 01.05.2020 ИП Меламед С.И. обратился в инспекцию с заявлением о предоставлении субсидии за апрель 2020 года, предусмотренной Правилами.
Заявителю 18.05.2020 отказано в предоставлении субсидии предусмотренной Постановлением N 576, в качестве основания для отказа указано: отрасль, в которой ведется деятельность получателя субсидии, не относится к отраслям, утвержденным Постановлением от 03.04.2020 N 434.
Предприниматель 19.10.2020 обратился с жалобой на отказ в Управление ФНС России по Свердловской области.
Управление ФНС России по Свердловской области решением от 06.11.2020 N 04-41/34127 отказало в удовлетворении жалобы.
ИП Меламед С.И., не согласившись с отказом инспекции в предоставлении субсидии, обратился с настоящим заявлением в арбитражный суд.
Удовлетворяя заявленные требования, суды правомерно исходили из следующего.
По смыслу части 1 статьи 198, части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для признания ненормативного акта недействительным, решений и действий (бездействий) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, незаконными необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствие ненормативного правового акта, решений, действий (бездействий) закону и нарушение актом, решениями, действиями (бездействиями) прав и законных интересов заявителя.
Постановление N 576 устанавливает цели, порядок и условия предоставления в 2020 году из федерального бюджета субсидий субъектам малого и среднего предпринимательства, включенным по состоянию на 01.03.2020 в Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства в соответствии с Федеральным законом "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации", ведущим деятельность в отраслях российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации.
Правилами определено, что получатель субсидии определяется по основному виду экономической деятельности, информация о котором содержится в Едином государственном реестре юридических лиц либо Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей по состоянию на 01.03.2020.
Субсидия предоставляется в целях частичной компенсации затрат получателей субсидии, связанных с осуществлением ими деятельности в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции, в том числе на сохранение занятости и оплаты труда своих работников в апреле и мае 2020 года.
Пунктом 3 Правил определены основные условия для получения субсидии, а именно:
а) направление получателем субсидии в налоговый орган по месту нахождения организации (месту жительства индивидуального предпринимателя) заявления в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика - юридического лица (личный кабинет налогоплательщика - индивидуального предпринимателя), или в виде почтового отправления по форме согласно приложению N 2:
б) включение получателя субсидии в Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства по состоянию на 01.03.2020 в соответствии с Федеральным законом "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации";
в) отнесение отрасли, в которой ведется деятельность получателя субсидии, к отраслям российской экономики, указанным в пункте 1 настоящих Правил;
г) получатель субсидии - организация не находится в процессе ликвидации, в отношении получателя субсидии не введена процедура банкротства, не принято решение о предстоящем исключении получателя субсидии из Единого государственного реестра юридических лиц;
д) у получателя субсидии по состоянию на 01.03.2020 отсутствует недоимка по налогам и страховым взносам, в совокупности (с учетом имеющейся переплаты по налогам и страховым взносам) превышающая 3000 рублей, при расчете суммы недоимки используются сведения о ее погашении, имеющиеся у налогового органа на дату подачи заявления о предоставлении субсидии;
е) количество работников получателя субсидии в месяце, за который выплачивается субсидия, составляет не менее 90 процентов количества работников в марте 2020 года или снижено не более чем на 1 человека по отношению к количеству работников в марте 2020 года.
Перечень отраслей российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции, утвержден Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2020 N 434 (далее - Постановление N 434).
Судами установлено, что 14.04.2015 Меламед Сергей Ильич зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя Федеральной налоговой службы по Верх-Исетскому району г. Екатеринбурга.
В качестве предполагаемого основного вида экономической деятельности, от которого ИП планировал извлекать основную часть выручки, при регистрации в качестве индивидуального предпринимателя был указан код ОКВЭД - 47.9 "Торговля розничная вне магазинов, палаток, рынков".
Помимо торговли, при регистрации ИП в 2015 году были заявлены и иные виды экономической деятельности, в том числе деятельность по торговле розничной прочими товарами в специализированных магазинах (код ОКВЭД - 47.7), отрасль, попадающая под субсидию в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2020 N 434.
В 2020 году заявитель вел деятельность, соответствующую дополнительному ОКВЭД 47.7. по торговле розничной прочими товарами в специализированных магазинах - которая фактически является для заявителя основной, что подтверждается представленным договором аренды с торговым центром от 25.06.2015 N 825-О, а также дополнительным соглашениям к нему N 1 - 6, о передаче объекта аренды К17б, с целью осуществления коммерческой деятельности по ОКВЭД 47.7.
Факт приостановки деятельности Заявителя по ОКВЭД 47.7 подтверждается информационными письмами арендодателей о приостановлении деятельности в период с 28 марта по 05 апреля 2020 и продлении впоследствии этих мер до 20.04.2020.
По удельному весу выручка заявителя в 2019 году по ОКВЭД 47.7 от деятельности по торговле розничной прочими товарами в специализированных магазинах составила 100% и является единственным источником дохода заявителя, что подтверждается представленной декларацией по ЕНВД за 2019 год с кодом предпринимательской деятельности 07 (Розничная торговля, осуществляемая через объекты стационарной торговой сети, имеющие торговые залы), отчетами ОФД за 2019-2020 г.г.
Оценив представленные доказательства в их совокупности и взаимосвязи по правилам статьи 71 АПК РФ, суды пришли к выводу о том, что фактически основным видом осуществляемой ИП Меламед С.И. деятельности является торговля розничная прочими товарами в специализированных магазинах. При этом то обстоятельство, что данный вид деятельности был указан по состоянию на 01.03.220 в ЕГРЮЛ в качестве дополнительного вида деятельности заявителя, а в качестве основного вида деятельности организации формально значился "Торговля розничная вне магазинов, палаток, рынков" (код ОКВЭД - 47.9), не опровергает установленный судами факт ведения заявителем основной деятельности в сфере розничной торговли в магазинах, подпадающей под Перечень отраслей российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции.
С учетом изложенного суд округа полагает обоснованным выводы судов о недопустимости применительно к исследуемой ситуации исключительно формального подхода к оценке вида осуществления заявителем экономической деятельности при разрешении вопроса о праве на получение субсидии, предусмотренной Постановлением N 576.
Доводы кассационной жалобы, являются позицией инспекции по делу, приводились в судах первой и апелляционной инстанций, судами рассмотрены и отклонены со ссылкой на установленные по настоящему делу обстоятельства и нормы права, с изложением в судебных актах мотивов их непринятия. По существу указанные доводы сводятся к переоценке доказательств, что в силу статьи 286 АПК РФ не входит в компетенцию кассационной инстанции.
Принимая во внимание, что все обстоятельства, имеющие существенное значение для разрешения спора по существу, установлены судами на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, отвечающих признакам относимости, допустимости и достаточности, им дана надлежащая правовая оценка, нормы материального и процессуального права применены к установленным обстоятельствам верно, кассационная коллегия не находит оснований для отмены или изменения обжалуемых судебных актов.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Свердловской области от 20.02.2021 по делу N А60-59394/2020 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.05.2021 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по Кировскому району г. Екатеринбурга - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
О.Л. Гавриленко |
Судьи |
Н.Н. Суханова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Оценив представленные доказательства в их совокупности и взаимосвязи по правилам статьи 71 АПК РФ, суды пришли к выводу о том, что фактически основным видом осуществляемой ИП Меламед С.И. деятельности является торговля розничная прочими товарами в специализированных магазинах. При этом то обстоятельство, что данный вид деятельности был указан по состоянию на 01.03.220 в ЕГРЮЛ в качестве дополнительного вида деятельности заявителя, а в качестве основного вида деятельности организации формально значился "Торговля розничная вне магазинов, палаток, рынков" (код ОКВЭД - 47.9), не опровергает установленный судами факт ведения заявителем основной деятельности в сфере розничной торговли в магазинах, подпадающей под Перечень отраслей российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции.
С учетом изложенного суд округа полагает обоснованным выводы судов о недопустимости применительно к исследуемой ситуации исключительно формального подхода к оценке вида осуществления заявителем экономической деятельности при разрешении вопроса о праве на получение субсидии, предусмотренной Постановлением N 576."
Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 24 ноября 2021 г. N Ф09-5898/21 по делу N А60-59394/2020