Екатеринбург |
|
25 ноября 2021 г. |
Дело N А07-13810/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23 ноября 2021 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 25 ноября 2021 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Абозновой О. В.,
судей Тимофеевой А. Д., Сидоровой А. В.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Единый центр правовой помощи" (далее - Общество) на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 11.05.2021 по делу N А07-13810/2020 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.07.2021 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании посредством онлайн связи принял участие представитель заявителя - Рустамова В.В. по доверенности от 15.06.2021.
Общество обратилось в Арбитражный суд Республики Башкортостан с исковым заявлением к муниципальному унитарному предприятию "Уфимские инженерные сети" городского округа город Уфа Республики Башкортостан (далее - Предприятие) об урегулировании разногласий при заключении договора, заключении договора в редакции истца.
Решением Арбитражного суда Республики Башкортостан от 11.05.2021 в удовлетворении исковых требований отказано.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.07.2021 решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Общество просит указанные судебные акты отменить, исковые требования удовлетворить, ссылаясь на то, что судами не исследованы обстоятельства наличия или отсутствия в помещении истца теплопринимающих устройств для отопления соответствующего помещения, не исследовано, принимал ли истец фактически тепловую энергию; неправильно применены материальные нормы права о том, что потребитель вправе оплачивать тепловую энергию только в том случае, если она ему фактически поставляется. Как указывает истец, суды пришли к неправомерному выводу о том, что он должен оплачивать поставку тепловой энергии, даже если она ему не поставляется.
Законность судебных актов проверена в порядке, предусмотренном статьями 274, 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как установлено судами, Обществом в марте 2020 г. получен для подписания договор ресурсоснабжения от 01.01.2020 N 530743.
В ответ истцом подготовлен протокол разногласий и направлен в адрес ответчика.
Истец указал, что протокол разногласий не был подписан в связи с необходимостью составления акта обследования нежилого помещения, в отношении которого составлен договор ресурсоснабжения от 01.01.2020 N 530743.
Представителями Предприятия и Общества 25.03.2020 составлен акт N К-01/52, в котором указано, что помещение площадью 60,4 кв. м находится на цокольном этаже, радиаторы отопления отсутствуют, горячее водоснабжение имеется от жилого дома.
На повторное письмо от 25.04.2020 о подписании договора с протоколом разногласий в редакции потребителя ресурсоснабжающая организация ответила отказом, указав, что характеристики на отопление не могут быть исключены из договора в связи с осуществлением расчета потребления коммунальной услуги на отопление в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354.
Истец, ссылаясь на то, что в помещении отопление осуществляется через электрический пол с подогревом, батареи и трубы, в том числе транзитные, в помещении отсутствуют, указав на невозможность урегулирования спора во внесудебном порядке, истец обратился в суд с рассматриваемым иском об урегулировании разногласия при заключении договора, обязании Предприятия в тридцатидневный срок с момента вступления решения в законную силу заключить с Обществом договор ресурсоснабжения от 01.01.2020 N 530743 с поправками в редакции истца.
Суд первой инстанции, оценив представленные доказательства в отдельности, относимость, допустимость и их достоверность, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств, в удовлетворении заявленных исковых требований отказал.
Суд апелляционной инстанции с выводами, изложенными в решении, согласился, признал их законными и обоснованными.
Выводы судов первой и апелляционной инстанций соответствуют установленным по делу фактическим обстоятельствам и действующему законодательству.
В силу пункта 1 статьи 426 Гражданского кодекса Российской Федерации, части 7 статьи 15 Закона о теплоснабжении договор энергоснабжения относится к публичным договорам.
В соответствии с пунктом 1 статьи 445 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях, когда в соответствии с настоящим Кодексом или иными законами для стороны, которой направлена оферта (проект договора), заключение договора обязательно, эта сторона должна направить другой стороне извещение об акцепте, либо об отказе от акцепта, либо об акцепте оферты на иных условиях (протокол разногласий к проекту договора) в течение тридцати дней со дня получения оферты.
Сторона, направившая оферту и получившая от стороны, для которой заключение договора обязательно, извещение о ее акцепте на иных условиях (протокол разногласий к проекту договора), вправе передать разногласия, возникшие при заключении договора, на рассмотрение суда в течение тридцати дней со дня получения такого извещения либо истечения срока для акцепта.
Поскольку заключение договора теплоснабжения является обязательным для ответчика и возражения относительно такой обязанности в отношении истца не заявлены, суды верно исходили из того, что иск об урегулировании разногласий по договору подлежит рассмотрению по существу.
В силу статьи 446 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях передачи разногласий, возникших при заключении договора, на рассмотрение суда на основании статьи 445 настоящего Кодекса либо по соглашению сторон условия договора, по которым у сторон имелись разногласия, определяются в соответствии с решением суда.
При заключении спорного договора между сторонами возникли разногласия относительно порядка определения порядка оплаты тепловой энергии.
По мнению Общества, пункт 4.1.3 абзац 3 необходимо изложить в следующей редакции: "В случае не предоставления показаний в указанный срок, отсутствия приборов учета, начисление производится расчетным методом в соответствии с законодательством Российской Федерации, но не ранее заключения настоящего договора".
Пункт 4.1.10 - исключить в связи с отсутствием системы и приборов отопления в нежилом помещении.
Пункт 7.10 - исключить в связи с отсутствием системы и приборов отопления в нежилом помещении.
Пункт 12.8 изложить в следующей редакции: "Все документы в связи с исполнением настоящего договора должны составляться в письменном виде и вручаться сторонами друг другу под роспись или направляться по почте заказным письмом по адресу, указанному в реквизитах сторон, за исключением п. 4.1.3 настоящего договора".
N Пункта Приложения - редакция Потребителя.
Пункты 1.1, 1.2, 2.2 Столбец "Отопление" - исключить.
Согласно пункту 1 статьи 421 Гражданского кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена настоящим Кодексом, законом или добровольно принятым обязательством.
В соответствии со статьей 426 Гражданского кодекса Российской Федерации публичным договором признается договор, заключенный лицом, осуществляющим предпринимательскую или иную приносящую доход деятельность, и устанавливающий его обязанности по продаже товаров, выполнению работ либо оказанию услуг, которые такое лицо по характеру своей деятельности должно осуществлять в отношении каждого, кто к нему обратиться (розничная торговля, перевозка транспортом общего пользования, услуги связи, энергоснабжение, медицинское, гостиничное обслуживание и т.п.).
Закон о теплоснабжении определяет правовые основы экономических отношений, возникающих в связи с производством, передачей, потреблением тепловой энергии, теплоносителя с использованием систем теплоснабжения, созданием, функционированием и развитием таких систем, а также определяет полномочия органов государственной власти, органов местного самоуправления поселений, городских округов по регулированию и контролю в сфере теплоснабжения, права и обязанности потребителей тепловой энергии, теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций.
В статье 2 Закона о теплоснабжении установлено, что источник тепловой энергии - это устройство, предназначенное для производства тепловой энергии; а тепловая энергия - это совокупность устройств (включая централизованные тепловые пункты, насосные станции), предназначенных для передачи тепловой энергии, теплоносителя от источников тепловой энергии до теплопотребляющих установок.
Согласно пункту 11 данной статьи Закона о теплоснабжении теплоснабжающей организацией является организация, осуществляющая продажу потребителям произведенных или приобретенных тепловой энергии (мощности), теплоносителя и владеющая на праве собственности или ином законном основании источниками тепловой энергии и тепловыми сетями в системе теплоснабжения потребителей тепловой энергии, а теплосетевая организация - это организация, оказывающая услуги по передаче тепловой энергии (пункт 16 статьи 2 Закона о теплоснабжении).
В соответствии с частью 1 статьи 548 Гражданского кодекса Российской Федерации правила, предусмотренные статьями 539 - 547 Гражданского кодекса Российской Федерации, применяются к отношениям, связанным со снабжением тепловой энергией через присоединенную сеть, если иное не установлено законом или иными правовыми актами.
Статьей 539 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления.
В пункте 9 статьи 2 Закона о теплоснабжении предусмотрено, что потребитель тепловой энергии - лицо, приобретающее тепловую энергию (мощность), теплоноситель для использования на принадлежащих ему на праве собственности или ином законном основании теплопотребляющих установках либо для оказания коммунальных услуг в части горячего водоснабжения и отопления.
Пунктом 4 статьи 2 Закона о теплоснабжении установлено, что теплопотребляющая установка - это устройство, предназначенное для использования тепловой энергии, теплоносителя для нужд потребителя тепловой энергии.
Право исполнителя коммунальных услуг на взыскание платы за отопление нежилых помещений в многоквартирном доме возникает вследствие подачи в эти помещения через централизованные тепловые сети тепловой энергии в объеме, необходимом для обеспечения в помещениях нормативной температуры.
В соответствии с пунктом 1 статьи 19 Закона о теплоснабжении, пунктом 94 Правил коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 18.11.2013 N 1034 "О коммерческом учете тепловой энергии, теплоносителя" (далее - Правила N 1034), коммерческому учету тепловой энергии, теплоносителя подлежат количество тепловой энергии, используемой в том числе в целях горячего водоснабжения, масса (объем) теплоносителя, а также значения показателей качества тепловой энергии при ее отпуске, передаче и потреблении.
В пункте 114 Правил N 1034 указано, что определение количества поставленной (полученной) тепловой энергии, теплоносителя в целях коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя (в том числе расчетным путем) производится в соответствии с методикой осуществления коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя, утвержденной приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 17.03.2014 N 99.
В подпункте "е" пункта 4 Правил N 354 установлено, что отопление - это подача по централизованным сетям теплоснабжения и внутридомовым инженерным системам отопления тепловой энергии, обеспечивающей поддержание в том числе в нежилых помещениях в многоквартирном доме температуры воздуха, указанной в пункте 15 приложения N 1 к названным Правилам, а также продажа твердого топлива при наличии печного отопления.
Согласно пункту 43 Правил N 354 объем потребленной в нежилом помещении многоквартирного дома тепловой энергии определяется в соответствии с пунктом 42 (1) названных Правил.
При этом пунктом 40 Правил N 354 установлено, что потребитель коммунальной услуги по отоплению вне зависимости от выбранного способа управления многоквартирным домом вносит плату за эту услугу совокупно без разделения на плату за потребление указанной услуги в жилом или нежилом помещении и плату за ее потребление в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме.
В соответствии с подпунктами "г" и "д" пункта 3 Правил N 354 предоставление коммунальных услуг потребителю в многоквартирном доме должно осуществляться в необходимых потребителю объемах в пределах технической возможности внутридомовых инженерных систем, с использованием которых осуществляется предоставление коммунальных услуг, а качество предоставляемых коммунальных услуг должно соответствовать требованиям, приведенным в приложении N 1 к названным Правилам.
В Приложении N 1 к Правилам N 354 установлены требования к качеству коммунальной услуги по отоплению - бесперебойное круглосуточное отопление в течение отопительного периода; обеспечение нормативной температуры воздуха в нежилых помещениях в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о техническом регулировании.
Таким образом, суды верно исходили из того, что право на взыскание с собственника нежилого помещения платы за отопление возникает при условии оказания данной коммунальной услуги в соответствии с требованиями Правил N 354.
Статьями 2, 29, 36 Федерального закона от 30.12.2009 N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" предусмотрено, что система инженерно-технического обеспечения, предназначенная, в том числе для выполнения функций отопления, должна соответствовать требованиям проектной документации в целях обеспечения требований безопасности зданий и сооружений в процессе эксплуатации, при этом требования к параметрам микроклимата в зависимости от назначения зданий или сооружений, условий проживания или деятельности людей в помещениях определяются в строительных и санитарно-эпидемиологических нормах и правилах.
В силу "ГОСТ Р 51929-2014. Национальный стандарт Российской Федерации. Услуги жилищно-коммунального хозяйства и управления многоквартирными домами. Термины и определения", утвержденному и введенному в действие приказом Росстандарта от 11.06.2014 N 543-ст, "многоквартирный дом" - это оконченный строительством и введенный в эксплуатацию надлежащим образом объект капитального строительства, представляющий собой объемную строительную конструкцию, имеющую надземную и подземную части с соответствующими помещениями, включающий в себя внутридомовые системы инженерно-технического обеспечения.
В состав общего имущества включается внутридомовая система отопления, состоящая из стояков, обогревающих элементов, регулирующей и запорной арматуры, коллективных (общедомовых) приборов учета тепловой энергии, а также другого оборудования, расположенного на этих сетях (пункт 6 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491), с помощью которой в многоквартирном доме поддерживаются на заданном уровне нормативные параметры воздухообмена, температура воздуха в помещениях и комфортные условия проживания, а само здание защищается от негативного влияния температуры окружающей среды и влажности.
Предполагается, что собственники и иные законные владельцы помещений многоквартирного дома, обеспеченного внутридомовой системой отопления, подключенной к централизованным сетям теплоснабжения, потребляют тепловую энергию на обогрев принадлежащих им помещений через систему отопления, к элементам которой, по отношению к отдельному помещению, расположенному внутри многоквартирного дома, помимо отопительных приборов относятся полотенцесушители, разводящий трубопровод и стояки внутридомовой системы теплоснабжения, проходящие транзитом через такие помещения, а также ограждающие конструкции, в том числе плиты перекрытий и стены, граничащие с соседними помещениями, и через которые в это помещение поступает теплота ("ГОСТ Р 56501-2015. Национальный стандарт Российской Федерации. Услуги жилищно-коммунального хозяйства и управления многоквартирными домами. Услуги содержания внутридомовых систем теплоснабжения, отопления и горячего водоснабжения многоквартирных домов. Общие требования", введен в действие приказом Росстандарта от 30.06.2015 N 823-ст).
Суды верно исходили из того, что указанная презумпция может быть опровергнута отсутствием фактического потребления тепловой энергии, обусловленным, в частности, согласованным в установленном порядке демонтажем системы отопления помещения с переходом на иной вид теплоснабжения и надлежащей изоляцией проходящих через помещение элементов внутридомовой системы - стен, перегородок, перекрытий, а также изначальным отсутствием в помещении элементов системы отопления (неотапливаемое помещение).
По общему правилу отказ собственников и пользователей отдельных помещений в многоквартирном доме от коммунальной услуги по отоплению, как и полное исключение расходов на оплату используемой для обогрева дома тепловой энергии, не допускается.
Общество предлагает внести изменения в договор ресурсоснабжения, согласно которым при отсутствии приборов учета начисление будет производиться расчетным методом, но не ранее даты заключения договора.
В соответствии с частью 2 статьи 425 Гражданского кодекса Российской Федерации стороны вправе установить, что условия заключенного ими договора применяются к их отношениям, возникшим до заключения договора, если иное не установлено законом или не вытекает из существа соответствующих отношений.
По смыслу данной нормы, распространение условий договора на предшествующий его заключению период возможно в том случае, когда между сторонами фактически существовали соответствующие отношения.
С учетом изложенного суды верно исходили из того, что изложение вышеуказанного пункта договора ресурсоснабжения в редакции истца противоречит действующему законодательству.
В силу статьи 544 Гражданского кодекса Российской Федерации оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
Таким образом, фактическое пользование является основанием для оплаты, даже при отсутствии подписанного сторонами договора, и ставить вопрос о ее начислении в зависимость от даты подписания договора противоречит действующему законодательству.
Суды верно исходили из того, что отсутствие письменного договора не свидетельствует о том, что договорные отношения и обязательства по ним отсутствуют, так как фактическое пользование потребителями водой, электрической, тепловой энергией и прочими коммунальными услугами является акцептом к заключению договора в соответствии со статьями 540, 548 Гражданского кодекса Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 3 информационного письма Президиум Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 17.02.1998 N 30 "Обзор практики разрешения споров, связанных с договором энергоснабжения отсутствие договорных отношений как с юридическими, так и с физическими лицами, чьи теплопотребляющие установки присоединены к сетям энергоснабжающей организации, не освобождает потребителя от обязанности возместить стоимость отпущенных ему энергоресурсов.
Поскольку фактическое пользование является основанием для оплаты, даже при отсутствии подписанного сторонами договора, суды правомерно заключили, что ставить вопрос о ее начислении в зависимость от даты подписания договора противоречит действующему законодательству.
Общество предлагает исключить из договора пункт о запрете слива теплоносителя из системы отопления без разрешения РСО (пункт 4.1.10)
Согласно Правилам предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденным Постановлением правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354, потребитель не вправе: производить слив теплоносителя из системы отопления без разрешения исполнителя; осуществлять регулирование внутриквартирного оборудования, используемого для потребления коммунальной услуги отопления, и совершать иные действия, в результате которых в помещении в многоквартирном доме будет поддерживаться температура воздуха ниже 12 градусов Цельсия; несанкционированно подключать оборудование потребителя к внутридомовым инженерным системам или к централизованным сетям инженерно-технического обеспечения напрямую или в обход приборов учета, вносить изменения во внутридомовые инженерные системы.
Отсутствие системы и приборов отопления в нежилом помещении истца делает невозможным для потребителя нарушение запрета, но не ущемляет каких-либо его прав. Данный пункт 4.1.10. договора обусловлен требованиями действующего законодательства.
В силу пункта 11 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации неиспользование собственниками, нанимателями и иными лицами помещений не является основанием невнесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги.
В Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 09.11.2010 N 4910/10 разъяснено, что собственник нежилого помещения, расположенного в многоквартирном доме, в силу прямого указания закона обязан нести расходы по содержанию общего имущества независимо от наличия у него расходов на содержание собственного помещения, находящегося в индивидуальной собственности, и расходов на коммунальные услуги. Содержание собственного помещения, оплата потребляемых в нем коммунальных услуг, а также содержание земельного участка, предоставленного в индивидуальное пользование и не входящего в состав общего имущества многоквартирного дома, не освобождают собственника помещений от бремени расходов на содержание общего имущества многоквартирного дома, включая земельный участок, на котором расположен дом.
Истец просит данный пункт исключить из договора в связи с отсутствием системы и приборов отопления в нежилом помещении.
Расчет потребления коммунальной услуги на отопление осуществляется в соответствии с формулой 3 Приложения N 2 Правил предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354, где учитываются как показания индивидуальных приборов отопления, так и показания коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии.
В случае отсутствия отопления в конкретном помещении, расчет производится без учета этого показателя (значение-0).
Судами установлено, что в жилом доме N 8 по ул. Новомостовая в г. Уфе установлен общедомовой прибор учета тепловой энергии, следовательно, его показания при проведении расчета должны учитываться как для жилых, так и нежилых помещений, в том числе для помещения, принадлежащего истцу. На основании акта обследования К-01/52 от 25.03.2020 в договор ресурсоснабжения ответчиком внесены соответствующие изменения.
Кроме того, как верно указали суды, освобождение Общества в полном объеме от расходов за отопление (исчисленных на основании показаний общедомовых приборов учета многоквартирного жилого дома) нарушит права других собственников жилых и нежилых помещений жилого дома 8 по ул. Новомостовая в г. Уфе, поскольку увеличит размер их оплат.
Истец предлагает исключить предложенный ответчиком порядок оформления и направления документов в отношении пункта 4.1.3 договора.
Согласно протоколу разногласий в пункте 12.8. договора речь идет о документах, а в пункте 4.1.3. о снятии и предоставлении показаний прибора учета, ввиду чего данный пункт договора необходимо оставить в редакции ресурсоснабжающей организации.
Суды установили также, что требования Общества об исключении пунктов 1.1., 1.2., 2.2 Приложения к договору несостоятельны.
Согласно пункту 17 Постановления Правительства Российской Федерации от 14.02.2012 N 124 "О правилах, обязательных при заключении договоров снабжения коммунальными ресурсами" существенными условиями договора ресурсоснабжения являются: г) порядок определения объемов поставляемого коммунального ресурса.
В приложении N 1 к договору, указываются наименование, адрес объекта, которому планируется отпуск тепловой энергии и теплоноситель, кроме того, указываются объем коммунальных ресурсов.
Поскольку данные сведения являются существенными для заключения договора, суды пришли к обоснованному выводу о том, что исключение их из договора в силу пункта 17 Правил N 124 невозможно.
Ответчиком представлен акт обследования от 25.03.2020 N К-01/52, из которого следует, что помещение площадью 60,4 кв. м находится на цокольном этаже, радиаторы отопления отсутствуют, горячее водоснабжение имеется от жилого дома, между тем, как правильно сочли суды, данный акт не свидетельствует об исключении помещения из состава многоквартирного дома, как и об исключении помещения из теплового контура многоквартирного дома.
Система центрального отопления дома относится к общему имуществу, а услуга по отоплению предоставляется как для индивидуального потребления, так и в целях расходования на общедомовые нужды.
Суды также приняли во внимание, что из технического паспорта на нежилое помещение цокольного этажа 15-этажного жилого здания следует, что в цокольном этаже установлены отопительные приборы, помещение является отапливаемым. Изменения в технический паспорт объекта в соответствии с законом истцом не внесены.
Судом апелляционной инстанции установлено, что проект перепланировки 0190.2009-ГП.АР, на который ссылается истец в обоснование своей позиции по делу, предусматривает право истца на перепланировку внешнего оформления фасада, устройство входной группы и благоустройства прилегающей территории помещения, расположенного по адресу: ул. Новомостовая, д. 8, литер А в Кировском районе, а не на перепланировку нежилого помещения, демонтаж приборов отопления.
В материалы дела не представлены документы подтверждающие изменение статуса помещения с "отапливаемого" на "неотапливаемое", а также законность установки теплоизоляции на теплосетях, проходящих через помещения ответчика.
Поскольку помещение истца находится в составе многоквартирного дома, доказательств, что помещение изначально не являлось отапливаемым истцом не представлены, при отсутствии доказательств соблюдения требований, установленных законодательством, при переходе на иной способ отопления, суды верно исходили из того, что отсутствие в помещении отопительных приборов и транзитных трубопроводов не может освобождать собственника помещения от обязанности по оплате за коммунальные ресурсы.
Суды правомерно заключили, что отсутствие в помещениях ответчика отопительных приборов (радиаторов), равно как и неучастие их в потреблении тепловой энергии при наличии общедомового трубопровода отопления, подключенного к централизованной сети теплоснабжения, само по себе не исключает возложения на истца обязанности по оплате стоимости ресурса, объем которого должен быть определен в соответствии с законодательством с учетом применимых нормативов или показаний приборов учета (при их наличии).
Кроме того, в соответствии с пунктом 3.18 ГОСТ Р 56501-2015 Федерального агентства по техническому регулированию "Услуги содержания внутридомовых систем теплоснабжения, отопления и горячего водоснабжения многоквартирных домов" в отсутствие приборов отопления - батарей, отопление помещения может осуществляться путем передачи излучения от нагреваемых поверхностей строительных конструкций соседних помещений и не заизолированных трубопроводов. Согласно Примечанию к указанному пункту к элементам отопления, по отношению к отдельному помещению расположенному внутри многоквартирного дома, помимо отопительных приборов относятся - полотенцесушители, разводящий трубопровод и стояки внутридомовой системы теплоснабжения, проходящие транзитом через такие помещения, а также ограждающие конструкции, в том числе плиты перекрытий и стены, перегородки граничащие с соседними помещениями, и через которые в это помещение поступает теплота. В случае отсутствия теплоизоляции, системы теплоснабжения также отвечают признакам теплопотребляющих установок и соответственно, проходящие через нежилое помещение стояки отопления являются теплопринимающими устройствами, присоединенные к единой системе отопления жилого дома.
Обогрев помещений общего пользования, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, а также отдельных жилых (нежилых) помещений обеспечивает не только их использование по целевому назначению, но и их содержание в соответствии с требованиями законодательства, включая нормативно установленную температуру и влажность в помещениях (подпункт "в" пункта 11 Правил N 491; СанПиН 2.1.2.2645-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях", пункт 15 приложения N 1 к Правилам N 354), и тем самым сохранность конструктивных элементов здания; в таком случае собственник нежилого помещения в многоквартирном жилом доме, не может быть освобожден от обязанности по внесению платы за коммунальную услугу по отоплению.
В пункте 3.2 постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 10.07.2018 N 30-П указано, что многоквартирный дом, будучи объектом капитального строительства, представляет собой, как следует из пункта 6 части 2 статьи 2 Федерального закона от 30.12.2009 N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений", объемную строительную систему, имеющую надземную и подземную части, включающую в себя помещения (квартиры, нежилые помещения и помещения общего пользования), сети и системы инженерно-технического обеспечения и предназначенную для проживания и (или) деятельности людей, а потому его эксплуатация предполагает расходование поступающих энергетических ресурсов не только на удовлетворение индивидуальных нужд собственников и пользователей отдельных жилых и нежилых помещений, но и на общедомовые нужды, то есть на поддержание общего имущества в таком доме в состоянии, соответствующем нормативно установленным требованиям.
В пункте 33 Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 10.07.2018 N 30-П разъяснено, что спецификой многоквартирного дома, как целостной строительной системы, в которой отдельное помещение представляет собой лишь некоторую часть объема здания, имеющую общие ограждающие конструкции с иными помещениями, в частности, помещениями служебного назначения, обусловливается, по общему правилу, невозможность отказа собственников и пользователей отдельных помещений в многоквартирном доме от коммунальной услуги по отоплению и тем самым, невозможность полного исключения расходов на оплату используемой для обогрева дома тепловой энергии. Исходя из этого, плата за отопление включается в состав обязательных платежей собственников и иных законных владельцев помещений в многоквартирном доме (часть 2 статьи 153 и часть 4 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Отключение от системы отопления какого-либо помещения многоквартирного жилого дома, технологически невозможно без отключения от системы теплоснабжения всего многоквартирного жилого дома.
Поскольку многоквартирный дом по адресу г. Уфа, ул. Новомостовая, д. 8, в состав которого в том числе включено спорное помещение, подключен к централизованной системе теплоснабжения (доказательств обратного в материалы дела не представлено), требование об оплате тепловой энергии на отопление помещений общего пользования в многоквартирном доме и потери во внутридомовых сетях подлежат оплате собственниками помещений, которое распространяется на все помещения, находящиеся в доме.
Критерием для надлежащего предоставления коммунальной услуги по отоплению является поддержание определенной температуры воздуха в помещении.
Вместе с тем, как установили суды, заявлений от истца об отклонении температуры воздуха в его помещении от нормативного в адрес ответчика не поступало, доказательств обратного в нарушении статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в материалы дела ответчиком не представлено.
Суды пришли к правильному выводу о том, что истец не представил достаточные и бесспорные доказательства, подтверждающие отсутствие в спорном помещении энергопринимающих устройств или того, что фактическое потребление тепловой энергии, принятой посредством тепловыделения от трубопровода отопления и горячего водоснабжения дома, проходящего через помещение истца, не позволяет поддерживать в данном помещении необходимую температуру.
С учетом изложенного суды правомерно отказали в удовлетворении исковых требований.
Доводы заявителя кассационной жалобы основаны на неправильном толковании указанных норм материального права с учетом установленных по делу обстоятельств, в части направлены на переоценку имеющихся в материалах дела доказательств и сделанных на их основании выводов судов о фактических обстоятельствах, что не входит в полномочия суда кассационной инстанции в соответствии с положениями статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в связи с чем подлежат отклонению, в том числе по основаниям, изложенным в мотивировочной части настоящего постановления.
Нарушений при рассмотрении дела судами обеих инстанций норм материального и процессуального права, которые в соответствии со статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации являются основанием к отмене или изменению судебных актов, не установлено.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 11.05.2021 по делу N А07-13810/2020 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.07.2021 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Единый центр правовой помощи" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
О.В. Абознова |
Судьи |
А.Д. Тимофеева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В пункте 3.2 постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 10.07.2018 N 30-П указано, что многоквартирный дом, будучи объектом капитального строительства, представляет собой, как следует из пункта 6 части 2 статьи 2 Федерального закона от 30.12.2009 N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений", объемную строительную систему, имеющую надземную и подземную части, включающую в себя помещения (квартиры, нежилые помещения и помещения общего пользования), сети и системы инженерно-технического обеспечения и предназначенную для проживания и (или) деятельности людей, а потому его эксплуатация предполагает расходование поступающих энергетических ресурсов не только на удовлетворение индивидуальных нужд собственников и пользователей отдельных жилых и нежилых помещений, но и на общедомовые нужды, то есть на поддержание общего имущества в таком доме в состоянии, соответствующем нормативно установленным требованиям.
В пункте 33 Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 10.07.2018 N 30-П разъяснено, что спецификой многоквартирного дома, как целостной строительной системы, в которой отдельное помещение представляет собой лишь некоторую часть объема здания, имеющую общие ограждающие конструкции с иными помещениями, в частности, помещениями служебного назначения, обусловливается, по общему правилу, невозможность отказа собственников и пользователей отдельных помещений в многоквартирном доме от коммунальной услуги по отоплению и тем самым, невозможность полного исключения расходов на оплату используемой для обогрева дома тепловой энергии. Исходя из этого, плата за отопление включается в состав обязательных платежей собственников и иных законных владельцев помещений в многоквартирном доме (часть 2 статьи 153 и часть 4 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации)."
Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 25 ноября 2021 г. N Ф09-8453/21 по делу N А07-13810/2020