г. Челябинск |
|
29 июля 2021 г. |
Дело N А07-13810/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 26 июля 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 29 июля 2021 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Баканова В.В., судей Лукьяновой М.В. и Махровой Н.В., при ведении протокола секретарем судебного заседания Резаевой Н.А., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Единый центр правовой помощи" на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 11 мая 2021 г. по делу N А07-13810/2020.
Общество с ограниченной ответственностью "Единый центр правовой помощи" (далее - истец, ООО "ЕЦПП") обратилось в Арбитражный суд Республики Башкортостан с исковым заявлением к муниципальному унитарному предприятию "Уфимские инженерные сети" (далее - ответчик, МУП УИС) городского округа город Уфа Республики Башкортостан об урегулировании разногласий при заключении договора, заключении договора в редакции истца.
Решением Арбитражного суда Республики Башкортостан от 11.05.2021 (резолютивная часть решения объявлена 29.04.2021) в удовлетворении исковых требований отказано.
Не согласившись с принятым решением суда, ООО "ЕЦПП" обратилось в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просило решение суда отменить, исковые требования удовлетворить в полном объеме.
В обоснование доводов апелляционной жалобы ООО "ЕЦПП" сослалось на то, что выводы суда о недоказанности истцом факта отсутствия тепловых приборов в помещении, а также возложении на истца обязанности представить иные доказательства нарушают статью 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Податель жалобы также указал, что является недопустимым включение площади неотапливаемых помещений в расчет платы за поставляемую в них тепловую энергию исходя из утвержденного норматива потребления.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте слушания дела на интернет-сайте суда, в судебное заседание представителей не направили.
В соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Как следует из материалов дела, ООО "ЕЦПП" в марте 2020 года получен для подписания договор ресурсоснабжения N 530743 от 01.01.2020.
В ответ истцом подготовлен протокол разногласий и направлен в адрес ответчика.
Истец указал, что протокол разногласий не был подписан в связи с необходимостью составления акта обследования нежилого помещения, в отношении которого составлен договор ресурсоснабжения N 530743 от 01.01.2020.
25.03.2020 представителями МУП УИС и ООО "ЕЦПП" составлен акт N К-01/52, в котором указано: помещение площадью 60,4 кв. м. находится на цокольном этаже, радиаторы отопления отсутствуют, горячее водоснабжение имеется от жилого дома.
На повторное письмо от 25.04.2020 о подписании договора с протоколом разногласий в редакции потребителя ресурсоснабжающая организация ответила отказом, указывая, что характеристики на отопление не могут быть исключены из договора в связи с осуществлением расчета потребления коммунальной услуги на отопление в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354.
Указывая, что в помещении отопление осуществляется через электрический пол с подогревом, батареи и трубы, в том числе транзитные, в помещении отсутствуют, ссылаясь на невозможность урегулирования спора во внесудебном порядке, истец обратился в суд с рассматриваемым иском, просит суд урегулировать разногласия при заключении договора, обязав МУП УИС в тридцатидневный срок с момента вступления решения в законную силу заключить с ООО "ЕЦПП" договор ресурсоснабжения N 530743 от 01.01.2020 с поправками в редакции истца.
Оценив представленные доказательства в отдельности, относимость, допустимость и их достоверность, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств, суд пришел к обоснованному выводу об отказе в удовлетворении заявленных исковых требований.
Повторно рассмотрев дело в порядке статей 268, 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исследовав имеющиеся в деле доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не установил оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
На основании пункта 1 статьи 426 Гражданского кодекса Российской Федерации, части 7 статьи 15 Закона о теплоснабжении договор энергоснабжения относится к публичным договорам.
Согласно пункту 1 статьи 445 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях, когда в соответствии с настоящим Кодексом или иными законами для стороны, которой направлена оферта (проект договора), заключение договора обязательно, эта сторона должна направить другой стороне извещение об акцепте, либо об отказе от акцепта, либо об акцепте оферты на иных условиях (протокол разногласий к проекту договора) в течение тридцати дней со дня получения оферты.
Сторона, направившая оферту и получившая от стороны, для которой заключение договора обязательно, извещение о ее акцепте на иных условиях (протокол разногласий к проекту договора), вправе передать разногласия, возникшие при заключении договора, на рассмотрение суда в течение тридцати дней со дня получения такого извещения либо истечения срока для акцепта.
Поскольку заключение договора теплоснабжения является обязательным для ответчика и возражения относительно такой обязанности в отношении истца не заявлены, иск об урегулировании разногласий по договору подлежит рассмотрению по существу.
Согласно статье 446 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях передачи разногласий, возникших при заключении договора, на рассмотрение суда на основании статьи 445 настоящего Кодекса либо по соглашению сторон условия договора, по которым у сторон имелись разногласия, определяются в соответствии с решением суда.
Как следует из материалов дела, при заключении спорного договора между сторонами возникли разногласия относительно порядка определения порядка оплаты тепловой энергии.
По мнению ООО "ЕЦПП", пункт 4.1.3 абзац 3 необходимо изложить в следующей редакции: "В случае не предоставления показаний в указанный срок, отсутствия приборов учета, начисление производится расчетным методом в соответствии с законодательством Российской Федерации, но не ранее заключения настоящего договора".
Пункт 4.1.10 - исключить в связи с отсутствием системы и приборов отопления в нежилом помещении.
Пункт 7.10 - исключить в связи с отсутствием системы и приборов отопления в нежилом помещении.
Пункт 12.8 изложить в следующей редакции: "Все документы в связи с исполнением настоящего договора должны составляться в письменном виде и вручаться сторонами друг другу под роспись или направляться по почте заказным письмом по адресу, указанному в реквизитах сторон, за исключением п.4.1.3 настоящего договора".
N Пункта Приложения - редакция Потребителя.
Пункты 1.1, 1.2, 2.2 Столбец "Отопление" - исключить.
В соответствии с пунктом 1 статьи 421 Гражданского кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена настоящим Кодексом, законом или добровольно принятым обязательством.
Согласно статье 426 Гражданского кодекса Российской Федерации публичным договором признается договор, заключенный лицом, осуществляющим предпринимательскую или иную приносящую доход деятельность, и устанавливающий его обязанности по продаже товаров, выполнению работ либо оказанию услуг, которые такое лицо по характеру своей деятельности должно осуществлять в отношении каждого, кто к нему обратиться (розничная торговля, перевозка транспортом общего пользования, услуги связи, энергоснабжение, медицинское, гостиничное обслуживание и т.п.).
Закон о теплоснабжении определяет правовые основы экономических отношений, возникающих в связи с производством, передачей, потреблением тепловой энергии, теплоносителя с использованием систем теплоснабжения, созданием, функционированием и развитием таких систем, а также определяет полномочия органов государственной власти, органов местного самоуправления поселений, городских округов по регулированию и контролю в сфере теплоснабжения, права и обязанности потребителей тепловой энергии, теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций.
Статьей 2 Закона о теплоснабжении определено, что источник тепловой энергии - это устройство, предназначенное для производства тепловой энергии; а тепловая энергия - это совокупность устройств (включая централизованные тепловые пункты, насосные станции), предназначенных для передачи тепловой энергии, теплоносителя от источников тепловой энергии до теплопотребляющих установок.
В соответствии с пунктом 11 данной статьи Закона о теплоснабжении теплоснабжающей организацией является организация, осуществляющая продажу потребителям произведенных или приобретенных тепловой энергии (мощности), теплоносителя и владеющая на праве собственности или ином законном основании источниками тепловой энергии и тепловыми сетями в системе теплоснабжения потребителей тепловой энергии, а теплосетевая организация - это организация, оказывающая услуги по передаче тепловой энергии (пункт 16 статьи 2 Закона о теплоснабжении).
Согласно части 1 статьи 548 Гражданского кодекса Российской Федерации правила, предусмотренные статьями 539 - 547 Гражданского кодекса Российской Федерации, применяются к отношениям, связанным со снабжением тепловой энергией через присоединенную сеть, если иное не установлено законом или иными правовыми актами.
В соответствии со статьей 539 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления.
В пункте 9 статьи 2 Закона о теплоснабжении предусмотрено, что потребитель тепловой энергии - лицо, приобретающее тепловую энергию (мощность), теплоноситель для использования на принадлежащих ему на праве собственности или ином законном основании теплопотребляющих установках либо для оказания коммунальных услуг в части горячего водоснабжения и отопления.
Согласно пункту 4 статьи 2 Закона N 190-ФЗ теплопотребляющая установка - это устройство, предназначенное для использования тепловой энергии, теплоносителя для нужд потребителя тепловой энергии.
Право исполнителя коммунальных услуг на взыскание платы за отопление нежилых помещений в многоквартирном доме возникает вследствие подачи в эти помещения через централизованные тепловые сети тепловой энергии в объеме, необходимом для обеспечения в помещениях нормативной температуры.
Согласно пункту 1 статьи 19 Закона N 190-ФЗ, пункту 94 Правил коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 18.11.2013 N 1034 "О коммерческом учете тепловой энергии, теплоносителя" (далее - Правила N 1034), коммерческому учету тепловой энергии, теплоносителя подлежат количество тепловой энергии, используемой в том числе в целях горячего водоснабжения, масса (объем) теплоносителя, а также значения показателей качества тепловой энергии при ее отпуске, передаче и потреблении.
В соответствии с пунктом 114 Правил N 1034 определение количества поставленной (полученной) тепловой энергии, теплоносителя в целях коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя (в том числе расчетным путем) производится в соответствии с методикой осуществления коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя, утвержденной приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 17.03.2014 N 99.
Подпунктом "е" пункта 4 Правил N 354 установлено, что отопление - это подача по централизованным сетям теплоснабжения и внутридомовым инженерным системам отопления тепловой энергии, обеспечивающей поддержание в том числе в нежилых помещениях в многоквартирном доме температуры воздуха, указанной в пункте 15 приложения N 1 к названным Правилам, а также продажа твердого топлива при наличии печного отопления.
Согласно пункту 43 Правил N 354 объем потребленной в нежилом помещении многоквартирного дома тепловой энергии определяется в соответствии с пунктом 42(1) названных Правил.
При этом пунктом 40 Правил N 354 установлено, что потребитель коммунальной услуги по отоплению вне зависимости от выбранного способа управления многоквартирным домом вносит плату за эту услугу совокупно без разделения на плату за потребление указанной услуги в жилом или нежилом помещении и плату за ее потребление в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме.
В силу подпунктов "г" и "д" пункта 3 Правил N 354 предоставление коммунальных услуг потребителю в многоквартирном доме должно осуществляться в необходимых потребителю объемах в пределах технической возможности внутридомовых инженерных систем, с использованием которых осуществляется предоставление коммунальных услуг, а качество предоставляемых коммунальных услуг должно соответствовать требованиям, приведенным в приложении N 1 к названным Правилам.
Приложением N 1 к Правилам N 354 установлены требования к качеству коммунальной услуги по отоплению - бесперебойное круглосуточное отопление в течение отопительного периода; обеспечение нормативной температуры воздуха в нежилых помещениях в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о техническом регулировании.
Таким образом, право на взыскание с собственника нежилого помещения платы за отопление возникает при условии оказания данной коммунальной услуги в соответствии с требованиями Правил N 354.
Согласно статей 2, 29, 36 Федерального закона от 30.12.2009 N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" следует, что система инженерно-технического обеспечения, предназначенная, в том числе для выполнения функций отопления, должна соответствовать требованиям проектной документации в целях обеспечения требований безопасности зданий и сооружений в процессе эксплуатации, при этом требования к параметрам микроклимата в зависимости от назначения зданий или сооружений, условий проживания или деятельности людей в помещениях определяются в строительных и санитарно-эпидемиологических нормах и правилах.
Согласно "ГОСТ Р 51929-2014. Национальный стандарт Российской Федерации. Услуги жилищно-коммунального хозяйства и управления многоквартирными домами. Термины и определения", утвержденному и введенному в действие приказом Росстандарта от 11.06.2014 N 543-ст, "многоквартирный дом" - это оконченный строительством и введенный в эксплуатацию надлежащим образом объект капитального строительства, представляющий собой объемную строительную конструкцию, имеющую надземную и подземную части с соответствующими помещениями, включающий в себя внутридомовые системы инженерно-технического обеспечения.
В состав общего имущества включается внутридомовая система отопления, состоящая из стояков, обогревающих элементов, регулирующей и запорной арматуры, коллективных (общедомовых) приборов учета тепловой энергии, а также другого оборудования, расположенного на этих сетях (пункт 6 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491), с помощью которой в многоквартирном доме поддерживаются на заданном уровне нормативные параметры воздухообмена, температура воздуха в помещениях и комфортные условия проживания, а само здание защищается от негативного влияния температуры окружающей среды и влажности.
Предполагается, что собственники и иные законные владельцы помещений многоквартирного дома, обеспеченного внутридомовой системой отопления, подключенной к централизованным сетям теплоснабжения, потребляют тепловую энергию на обогрев принадлежащих им помещений через систему отопления, к элементам которой, по отношению к отдельному помещению, расположенному внутри многоквартирного дома, помимо отопительных приборов относятся полотенцесушители, разводящий трубопровод и стояки внутридомовой системы теплоснабжения, проходящие транзитом через такие помещения, а также ограждающие конструкции, в том числе плиты перекрытий и стены, граничащие с соседними помещениями, и через которые в это помещение поступает теплота ("ГОСТ Р 56501-2015. Национальный стандарт Российской Федерации. Услуги жилищно-коммунального хозяйства и управления многоквартирными домами. Услуги содержания внутридомовых систем теплоснабжения, отопления и горячего водоснабжения многоквартирных домов. Общие требования", введен в действие приказом Росстандарта от 30.06.2015 N 823-ст).
Указанная презумпция может быть опровергнута отсутствием фактического потребления тепловой энергии, обусловленным, в частности, согласованным в установленном порядке демонтажем системы отопления помещения с переходом на иной вид теплоснабжения и надлежащей изоляцией проходящих через помещение элементов внутридомовой системы - стен, перегородок, перекрытий, а также изначальным отсутствием в помещении элементов системы отопления (неотапливаемое помещение).
По общему правилу отказ собственников и пользователей отдельных помещений в многоквартирном доме от коммунальной услуги по отоплению, как и полное исключение расходов на оплату используемой для обогрева дома тепловой энергии, не допускается.
ООО "ЕЦПП" предлагает внести изменения в договор ресурсоснабжения, согласно которым при отсутствии приборов учета начисление будет производиться расчетным методом, но не ранее даты заключения договора.
Согласно части 2 статьи 425 Гражданского кодекса Российской Федерации, стороны вправе установить, что условия заключенного ими договора применяются к их отношениям, возникшим до заключения договора, если иное не установлено законом или не вытекает из существа соответствующих отношений.
По смыслу данной нормы, распространение условий договора на предшествующий его заключению период возможно в том случае, когда между сторонами фактически существовали соответствующие отношения.
Таким образом, изложение вышеуказанного пункта договора ресурсоснабжения в редакции истца противоречит действующему законодательству.
Согласно статье 544 Гражданского кодекса Российской Федерации оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
Таким образом, фактическое пользование является основанием для оплаты, даже при отсутствии подписанного сторонами договора, и ставить вопрос о ее начислении в зависимость от даты подписания договора противоречит действующему законодательству.
Отсутствие письменного договора не свидетельствует о том, что договорные отношения и обязательства по ним отсутствуют, так как фактическое пользование потребителями водой, электрической, тепловой энергией и прочими коммунальными услугами является акцептом к заключению договора в соответствии со статьями 540, 548 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Отсутствие договорных отношений как с юридическими, так и с физическими лицами, чьи теплопотребляющие установки присоединены к сетям энергоснабжающей организации, не освобождает потребителя от обязанности возместить стоимость отпущенных ему энергоресурсов (пункт 3 информационного письма Президиум Высшего Арбитражного суда РФ от 17.02.1998 N 30 "Обзор практики разрешения споров, связанных с договором энергоснабжения)".
Поскольку фактическое пользование является основанием для оплаты, даже при отсутствии подписанного сторонами договора, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу, что ставить вопрос о её начислении в зависимость от даты подписания договора противоречит действующему законодательству.
ООО "ЕЦПП" протоколом разногласий к договору ресурсоснабжения предлагает исключить из договора пункт о запрете слива теплоносителя из системы отопления без разрешения РСО (пункт 4.1.10)
В соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением правительства Российской Федерации от 06.05.2011 года N 354, потребитель не вправе: производить слив теплоносителя из системы отопления без разрешения исполнителя; осуществлять регулирование внутриквартирного оборудования, используемого для потребления коммунальной услуги отопления, и совершать иные действия, в результате которых в помещении в многоквартирном доме будет поддерживаться температура воздуха ниже 12 градусов Цельсия; несанкционированно подключать оборудование потребителя к внутридомовым инженерным системам или к централизованным сетям инженерно-технического обеспечения напрямую или в обход приборов учета, вносить изменения во внутридомовые инженерные системы.
Отсутствие системы и приборов отопления в нежилом помещении истца делает невозможным для потребителя нарушение запрета, но не ущемляет каких-либо его прав. Данный пункт 4.1.10. договора обусловлен требованиями действующего законодательства.
Согласно пункту 11 статьи 155 Жилищного кодекса Российский Федерации, неиспользование собственниками, нанимателями и иными лицами помещений не является основанием невнесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги.
В Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 09.11.2010 N 4910/10 сформулирована правовая позиция, согласно которой собственник нежилого помещения, расположенного в многоквартирном доме, в силу прямого указания закона обязан нести расходы по содержанию общего имущества независимо от наличия у него расходов на содержание собственного помещения, находящегося в индивидуальной собственности, и расходов на коммунальные услуги. Содержание собственного помещения, оплата потребляемых в нем коммунальных услуг, а также содержание земельного участка, предоставленного в индивидуальное пользование и не входящего в состав общего имущества многоквартирного дома, не освобождают собственника помещений от бремени расходов на содержание общего имущества многоквартирного дома, включая земельный участок, на котором расположен дом.
Истец просит данный пункт исключить из договора в связи с отсутствием системы и приборов отопления в нежилом помещении.
Расчет потребления коммунальной услуги на отопление осуществляется в соответствии с формулой 3 Приложения N 2 Правил предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354, где учитываются как показания индивидуальных приборов отопления, так и показания коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии.
В случае отсутствия отопления в конкретном помещении, расчет производится без учета этого показателя (значение-0). Как установлено судом, в жилом доме N 8 по ул. Новомостовая в г. Уфе установлен общедомовой прибор учета тепловой энергии, следовательно, его показания при проведении расчета должны учитываться как для жилых, так и нежилых помещений, в том числе для помещения, принадлежащего истцу. На основании акта обследования К-01/52 от 25.03.2020 в договор ресурсоснабжения ответчиком внесены соответствующие изменения.
Кроме того, как верно указал суд первой инстанции, освобождение ООО "ЕЦПП" в полном объеме от расходов за отопление (исчисленных на основании показаний общедомовых приборов учета многоквартирного жилого дома) нарушит права других собственников жилых и нежилых помещений жилого дома 8 по ул. Новомостовая в г. Уфе, поскольку увеличит размер их оплат.
Истец предлагает исключить предложенный ответчиком порядок оформления и направления документов в отношении пункта 4.1.3 договора.
Установлено, что по протоколу разногласий в пункте 12.8. договора речь идет о документах, а в пункте 4.1.3. о снятии и предоставлении показаний прибора учета, ввиду чего данный пункт договора необходимо оставить в редакции ресурсоснабжающей организации.
Требования ООО "ЕЦПП" об исключении пунктов 1.1., 1.2., 2.2 Приложения к договору также несостоятельны.
В соответствии с пунктом 17 Постановление Правительства Российской Федерации от 14.02.2012 N 124 "О правилах, обязательных при заключении договоров снабжения коммунальными ресурсами", существенными условиями договора ресурсоснабжения являются: г) порядок определения объемов поставляемого коммунального ресурса.
В приложении N 1 к договору, указываются наименование, адрес объекта, которому планируется отпуск тепловой энергии и теплоноситель, кроме того, указываются объем коммунальных ресурсов.
Поскольку данные сведения являются существенными для заключения договора, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу, что исключение их из договора в силу пункта 17 Правил N 124, невозможно.
Доводы апелляционной жалобы отклоняются судом апелляционной инстанции, поскольку основаны на неверном толковании норм материального права.
Как следует из материалов дела, ответчиком представлен акт обследования N К-01/52 от 25.03.2020, из которого следует, что помещение площадью 60,4 кв. м. находится на цокольном этаже, радиаторы отопления отсутствуют, горячее водоснабжение имеется от жилого дома, между тем данный акт не свидетельствует об исключении помещения из состава многоквартирного дома, как и об исключении помещения из теплового контура многоквартирного дома.
Система центрального отопления дома относится к общему имуществу, а услуга по отоплению предоставляется как для индивидуального потребления, так и в целях расходования на общедомовые нужды.
Кроме того, из технического паспорта на нежилое помещение цокольного этажа 15-этажного жилого здания следует, что в цокольном этаже установлены отопительные приборы, помещение является отапливаемым. Изменения в технический паспорт объекта в соответствии с законом истцом не внесены.
Как установлено судом апелляционной инстанции, проект перепланировки 0190.2009-ГП.АР, на который ссылается истец в обоснование своей позиции по делу, предусматривает право истца на перепланировку внешнего оформления фасада, устройство входной группы и благоустройства прилегающей территории помещения, расположенного по адресу: ул. Новомостовая, д. 8, литер А в Кировском районе, а не на перепланировку нежилого помещения, демонтаж приборов отопления.
В материалы дела не представлены документы подтверждающие изменение статуса помещения с "отапливаемого" на "неотапливаемое", а также законность установки теплоизоляции на теплосетях, проходящих через помещения ответчика.
Учитывая, что спорное помещение истца находится в составе многоквартирного дома, доказательств, что помещение изначально не являлось отапливаемым истцом не представлены, при отсутствии доказательств соблюдения требований, установленных законодательством, при переходе на иной способ отопления, отсутствие в помещении отопительных приборов и транзитных трубопроводов не может освобождать собственника помещения от обязанности по оплате за коммунальные ресурсы, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу, что отсутствие в помещениях ответчика отопительных приборов (радиаторов), равно как и неучастие их в потреблении тепловой энергии при наличии общедомового трубопровода отопления, подключенного к централизованной сети теплоснабжения, само по себе не исключает возложения на истца обязанности по оплате стоимости ресурса, объем которого должен быть определен в соответствии с законодательством с учетом применимых нормативов или показаний приборов учета (при их наличии).
Кроме того, согласно пункта 3.18 ГОСТ Р 56501-2015 Федерального агентства по техническому регулированию "Услуги содержания внутридомовых систем теплоснабжения, отопления и горячего водоснабжения многоквартирных домов", в отсутствие приборов отопления - батарей, отопление помещения может осуществляться путем передачи излучения от нагреваемых поверхностей строительных конструкций соседних помещений и не заизолированных трубопроводов. Согласно Примечанию к указанному пункту к элементам отопления, по отношению к отдельному помещению расположенному внутри многоквартирного дома, помимо отопительных приборов относятся - полотенцесушители, разводящий трубопровод и стояки внутридомовой системы теплоснабжения, проходящие транзитом через такие помещения, а также ограждающие конструкции, в том числе плиты перекрытий и стены, перегородки граничащие с соседними помещениями, и через которые в это помещение поступает теплота. В случае отсутствия теплоизоляции, системы теплоснабжения также отвечают признакам теплопотребляющих установок и соответственно, проходящие через нежилое помещение стояки отопления являются теплопринимающими устройствами, присоединенные к единой системе отопления жилого дома.
Обогрев помещений общего пользования, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, а также отдельных жилых (нежилых) помещений обеспечивает не только их использование по целевому назначению, но и их содержание в соответствии с требованиями законодательства, включая нормативно установленную температуру и влажность в помещениях (подпункт "в" пункта 11 Правил N 491; СанПиН 2.1.2.2645-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях", пункт 15 приложения N1 к Правилам N354), и тем самым сохранность конструктивных элементов здания; в таком случае собственник нежилого помещения в многоквартирном жилом доме, не может быть освобожден от обязанности по внесению платы за коммунальную услугу по отоплению.
Конституционный Суд Российской Федерации в пункте 3.2 постановления от 10.07.2018 N 30-П указал, что многоквартирный дом, будучи объектом капитального строительства, представляет собой, как следует из пункта 6 части 2 статьи 2 ФЗ от 30.12.2009 N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений", объемную строительную систему, имеющую надземную и подземную части, включающую в себя помещения (квартиры, нежилые помещения и помещения общего пользования), сети и системы инженерно-технического обеспечения и предназначенную для проживания и (или) деятельности людей, а потому его эксплуатация предполагает расходование поступающих энергетических ресурсов не только на удовлетворение индивидуальных нужд собственников и пользователей отдельных жилых и нежилых помещений, но и на общедомовые нужды, то есть на поддержание общего имущества в таком доме в состоянии, соответствующем нормативно установленным требованиям.
В пункте 33 Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 10.07.2018 N 30-П предусмотрено, что спецификой многоквартирного дома, как целостной строительной системы, в которой отдельное помещение представляет собой лишь некоторую часть объема здания, имеющую общие ограждающие конструкции с иными помещениями, в частности, помещениями служебного назначения, обусловливается, по общему правилу, невозможность отказа собственников и пользователей отдельных помещений в многоквартирном доме от коммунальной услуги по отоплению и тем самым, невозможность полного исключения расходов на оплату используемой для обогрева дома тепловой энергии. Исходя из этого плата за отопление включается в состав обязательных платежей собственников и иных законных владельцев помещений в многоквартирном доме (часть 2 статьи 153 и часть 4 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Отключение от системы отопления какого-либо помещения многоквартирного жилого дома, технологически невозможно без отключения от системы теплоснабжения всего многоквартирного жилого дома.
В связи с тем, что многоквартирный дом по адресу г. Уфа, ул. Новомостовая, 8, в состав которого в том числе включено спорное помещение, подключен к централизованной системе теплоснабжения (доказательств обратного в материалы дела не представлено), требование об оплате тепловой энергии на отопление помещений общего пользования в многоквартирном доме и потери во внутридомовых сетях подлежат оплате собственниками помещений, которое распространяется на все помещения, находящиеся в доме.
Критерием для надлежащего предоставления коммунальной услуги по отоплению является поддержание определенной температуры воздуха в помещении. В свою очередь, заявлений от истца об отклонении температуры воздуха в его помещении от нормативного в адрес ответчика не поступало, доказательств обратного в нарушении статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в материалы дела ответчиком не представлено.
Истец не представил достаточные и бесспорные доказательства, подтверждающие отсутствие в спорном помещении энергопринимающих устройств или того, что фактическое потребление тепловой энергии принятой посредством тепловыделения от трубопровода отопления и горячего водоснабжения дома, проходящего через помещение истца, не позволяет поддерживать в данном помещении необходимую температуру.
При таких обстоятельства дела, суд первой инстанции полно выяснил все имеющиеся обстоятельства по делу, в этой связи решение суда является правильным, нарушений норм материального и процессуального права не допущено, имеющимся в деле доказательствам дана надлежащая правовая оценка. Доводы апелляционной жалобы подлежат отклонению как необоснованные по приведенным выше мотивам.
Нарушений норм процессуального права, являющихся согласно части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены вынесенного судебного акта, не установлено.
С учетом изложенного решение суда следует оставить без изменения, апелляционную жалобу ООО "ЕЦПП" - без удовлетворения.
Судебные расходы, связанные с уплатой государственной пошлины по апелляционной жалобе, подлежат распределению между сторонами по правилам, установленным статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и ввиду отказа в удовлетворении жалобы относятся на лицо ее подавшее.
Руководствуясь статьями 176, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 11 мая 2020 г по делу N А07-13810/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Единый центр правовой помощи" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
В.В. Баканов |
Судьи |
М.В. Лукьянова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А07-13810/2020
Истец: ОООЕДИНЫЙ ЦЕНТР ПРАВОВОЙ ПОМОЩИ
Ответчик: МУП "УФИМСКИЕ ИНЖЕНЕРНЫЕ СЕТИ" ГОРОДСКОГО ОКРУГА ГОРОД УФА РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН