Екатеринбург |
|
29 ноября 2021 г. |
Дело N А47-8973/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24 ноября 2021 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 29 ноября 2021 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Краснобаевой И.А.,
судей Тороповой М.В., Сулейменовой Т.В.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Министерства обороны Российской Федерации (далее - Министерство) на решение Арбитражного суда Оренбургской области от 04.06.2021 по делу N А47-8973/2020 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.08.2021 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании принял участие представитель Министерства - Полухина Е.А. (доверенность от 01.04.2021 N 207/4/19д).
Государственное учреждение "Главное управление дорожного хозяйства Оренбургской области" (далее - ГУ "Главное управление дорожного хозяйства Оренбургской области", учреждение) обратилось в Арбитражный суд Оренбургской области с исковым заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "Агроразвитие" (далее - общество "Агроразвитие", общество, ответчик 1), Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Оренбургской области (далее - Управление Росреестра, ответчик 2), Федеральному государственному казенному учреждению "Приволжско-Уральское территориальное управление имущественных отношений Министерства обороны Российской Федерации" (далее - ФГКУ "Приволжско-Уральское территориальное управление имущественных отношений Министерства обороны Российской Федерации", ответчик 3), Министерству обороны Российской Федерации (далее - Министерство, ответчик 4), автономной некоммерческой организации "Оренбургский областной аэроклуб ДОСААФ России им. И.С. Полбина" (далее - АНО "Оренбургский областной аэроклуб ДОСААФ России им. И.С. Полбина", ответчик 5) о признании реестровой ошибкой сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости в части описания местоположения границ земельного участка с кадастровым номером 56:25:0000000:168 (4), расположенного по адресу: Оренбургская область, Сакмарский район, п/о Дмитриевка, в/ч 52061; назначение: Земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения; разрешенное использование: для производственных целей; Площадь: 8470000+/-5093 кв. м.; обязании Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Оренбургской области изменить в Едином государственном реестре недвижимости сведения о земельном участке с кадастровым номером 56:25:0000000:168 (4) в соответствии с межевым планом земельного участка от 15.09.2017, а именно установить местоположения точек и границ земельного участка;
- признании реестровой ошибкой сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости в части описания местоположения границ земельного участка с кадастровым номером 56:25:0000000:524, расположенного по адресу: Оренбургская область, Сакмарский район, п. Светлый, ул. Ленина, назначение: Земли сельскохозяйственного назначения; Площадь: 3390000 кв. м.; обязании Управление Росреестра изменить в Едином государственном реестре недвижимости сведения о земельном участке с кадастровым номером 56:25:0000000:524 в соответствии с межевым планом земельного участка от 19.09.2018,а именно установить местоположения точек и границ земельного участка;
- признании реестровой ошибкой сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости в части описания местоположения границ земельного участка с кадастровым номером 56:25:0000000:523, расположенного по адресу: Оренбургская область, Сакмарский район, п. Светлый, ул. Ленина, назначение: Земли сельскохозяйственного назначения; Площадь: 6210000 кв. м.; обязании Управление Росреестра изменить в Едином государственном реестре недвижимости сведения о земельном участке с кадастровым номером 56:25:0000000:523 в соответствии с межевым планом земельного участка от 03.10.2018,,а именно установить местоположения точек и границ земельного участка.
На основании статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований, на предмет спора, привлечены общество с ограниченной ответственностью "Строительно-земельный центр", Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Оренбургской области.
Решением Арбитражного суда Оренбургской области от 04.06.2021 исковые требования удовлетворены. Судом признано наличие реестровой ошибки в сведениях Единого государственного реестра недвижимости в части описания местоположения границ земельного участка с кадастровым номером 56:25:0000000:168(4), расположенного по адресу: Оренбургская область, Сакмарский район, п/о Дмитриевка, в/ч 52061; площадью 8470000+/-5093 кв. м, назначение: земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения; разрешенное использование: для производственных целей. Исправлена реестровая ошибку в сведениях Единого государственного реестра недвижимости о местоположении характерных точек границ земельного участка с кадастровым номером 56:25:0000000:168(4) в соответствии с проектом межевого плана, подготовленного обществом с ограниченной ответственностью "Строительно-земельный центр".
Признано наличие реестровой ошибки в сведениях Единого государственного реестра недвижимости в части описания местоположения границ земельного участка с кадастровым номером 56:25:0000000:524, расположенного по адресу: Оренбургская область, Сакмарский район, п. Светлый, ул. Ленина, площадью 3390000 кв.м, назначение: земли сельскохозяйственного назначения. Исправлена реестровая ошибка в сведениях Единого государственного реестра недвижимости о местоположении характерных точек границ земельного участка с кадастровым номером 56:25:0000000:524 в соответствии с проектом межевого плана, подготовленного Обществом с ограниченной ответственностью "Строительно-земельный центр".
Признано наличие реестровой ошибки в сведениях Единого государственного реестра недвижимости в части описания местоположения границ земельного участка с кадастровым номером 56:25:0000000:523, площадью 6210000 кв.м, расположенного по адресу: Оренбургская область, Сакмарский район, п. Светлый, ул. Ленина, назначение: Земли сельскохозяйственного назначения. Исправлена реестровая ошибка в сведениях Единого государственного реестра недвижимости о местоположении характерных точек границ земельного участка с кадастровым номером 56:25:0000000:523 в соответствии с проектом межевого плана, подготовленного Обществом с ограниченной ответственностью "Строительноземельный центр".
В удовлетворении исковых требований к Управление Росреестра, к АНО "Оренбургский областной аэроклуб ДОСААФ России им. И.С. Полбина" отказано.
Не согласившись с указанным решением суда, Министерство обжаловало его в апелляционном порядке.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.08.2021 решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Министерство просит указанные судебные акты отменить, ссылаясь на нарушение норм материального и процессуального права. В обоснование доводов кассационной жалобы Министерство указывает на несоблюдение истцом досудебного порядка урегулирования спора в части не направления для согласования межевого плана от 15.09.2017 на исправление реестровой ошибки в сведениях о местоположении характерных границ земельного участка с кадастровым номером 56:25:000000:168, принадлежащего Минобороны России на праве собственности. По мнению заявителя кассационной жалобы, сведениями о принадлежности земельного участка с кадастровым номером 56:25:000000:168 Российской Федерации в лице Минобороны России истец обладал в 2017 году, однако предложения об исправлении реестровой ошибки в адрес Министерства не направлялись. Полагает, что требования об исправлении реестровой ошибки в части описания границ земельного участка с кадастровым номером 56:25:000000:168 должны быть предъявлены Управлению Росреестра, поскольку ответчиком по делу об исправлении кадастровой ошибки является орган, осуществляющий кадастровый учет, ввиду того, что в результате разрешения спора об устранении кадастровой ошибки обязанность по ее исправлению может быть возложена только на орган кадастрового учета, которым внесены недостоверные сведения в государственный кадастр.
Проверив законность обжалуемых судебных актов, суд кассационной инстанции не находит оснований для их отмены.
При исследовании обстоятельств настоящего дела судами установлено, за Оренбургской областью зарегистрировано право собственности на объекты недвижимости: сооружение, назначение: сооружение дорожного транспорта, протяженностью 15380 м., адрес (местонахождение) объекта: Оренбургская область, Сакмарский район, автомобильная дорога Подъезд к с. Орловка от а/д Казань-Оренбург, с кадастровым номером 56:25:0000000:2567, сооружение, назначение: сооружение дорожного транспорта, протяженностью 12020 м., адрес (местонахождение) объекта: Оренбургская область, Сакмарский район, автомобильная дорога Разъезд 202 км-Чебеньки, с кадастровым номером 56:00:0000000:163, что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права от 27.02.2014 серии 56- АВ N 226186, от 27.02.2014 серии 56-АВ N 226283.
Указанные объекты закреплены на праве оперативного управления за учреждением.
Автомобильная дорога Подъезд к с. Орловка от а/д Казань-Оренбург имеет полосы отвода - прилегающие земельные участки ("отвод автомобильной дороги 1", "отвод автомобильной дороги 2"); автомобильная дорога Разъезд 202 км-Чебеньки также имеет отвод в виде прилегающего земельного участка.
С целью постановки на государственный кадастровый учет и последующей государственной регистрации права земельных участков, занятых полосой отвода автомобильных дорог, между Учреждением (заказчик) и обществом "Строительно-земельный центр" (исполнитель) заключен договор N 14/02-94 от 11.11.2016, в соответствии с которым исполнитель принял на себя обязательство выполнить комплекс работ по постановке на государственный кадастровый учет, государственную регистрацию права земельных участков - отводов автомобильной дороги.
В процессе выполнения работ в целях устранения реестровых ошибок в сведениях о местоположении границ земельных участков - полос отводов существующих автомобильных дорог либо сведениях о границах смежных земельных участков общество "Строительно-земельный центр" выявило нарушения в сведениях о границах, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, в отношении смежных с отводами автомобильных дорог земельных участков, находящихся в собственности общества "Агроразвитие" и Российской Федерации.
В целях исследования обществом "Строительно-земельный центр" проведен анализ сведений из ЕГРН, документов на смежные с отводами автомобильных дорог, земельные участки, произведен натурный осмотр объектов с использованием измерительного оборудования геодезического класса.
По результатам анализа имеющихся данных и натурного осмотра с использованием измерительного оборудования (вынос точек) обществом "Строительно-земельный центр" было установлено следующее:
- границы обособленных земельных участков с кадастровыми номерами 56:25:1211002:18, 56:25:1211001:20, входящих в состав земельного участка единого землепользования с кадастровым номером 56:25:0000000:524, расположенного по адресу: Оренбургская область, Сакмарский район, п. Светлый, ул. Ленина, назначение: Земли сельскохозяйственного назначения; Площадь: 3390000 кв. м., сведения о правах: Собственность общества "Агроразвитие", имеют пересечение границ отвода автомобильной дороги Подъезд к с. Орловка от а/д Казань-Оренбург;
- границы земельного участка с кадастровым номером 56:25:0000000:523, расположенного по адресу: Оренбургская область, Сакмарский район, п. Светлый, ул. Ленина, назначение: Земли сельскохозяйственного назначения; Площадь: 6210000 кв. м., сведения о правах: Собственность ООО "Агроразвитие", имеют пересечение границ отвода автомобильной дороги Подъезд к с. Орловка от а/д Казань-Оренбург;
- границы земельного участка с кадастровым номером 56:25:0000000:168, расположенного по адресу: Оренбургская область, Сакмарский район, п/о Дмитриевка, в/ч 52061; назначение: Земли промышленности энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения; разрешенное использование: для производственных целей; Площадь: 8470000+/-5093 кв. м. сведения о правах: Российская Федерация, Собственность N 56-56/015- 56/001/053/2015-420/1 от 21.10.2015; передан ФГКУ "ПриволжскоУральское ТУИО" Минобороны России, имеют пересечение границ отвода автомобильной дороги Разъезд 202 км Чебеньки.
Из заключений кадастрового инженера к проектам межевых планов следует, что фактическое местоположение точек и границ земельных участков не соответствует сведениям о местоположении точек и границ ЕГРН данных земельных участков, что приводит к пересечению с земельными участками отводов автомобильных дорог общего пользования.
Несоответствие сведений о местоположении точек и границ земельных участков, содержащихся в ЕГРН, фактическому местоположению точек и границ могли возникнуть из-за того, что координаты характерных точек и границ земельных участков определены картометрическим методом без точных геодезических изменений на местности, что повлекло допущение реестровых ошибок. Границы земельных участков сформированы без учета границ существующих автомобильных дорог, что привело к их пересечению. Отводы дороги сформированы в соответствии с нормами отвода земель для размещения автомобильных дорог и (или) субъектов дорожного сервиса, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 02.09.2009 N 717.
Распоряжение КУГИ Оренбургской области N 813 от 24.04.2002 "О передаче автомобильных дорог общего пользования Оренбургской области Главному управлению дорожного хозяйства Оренбургской области", Постановлением КУГИ Оренбургской области N 313-п от 10.04.2012 "Об утверждении перечня автомобильных дорог общего пользования регионального и межмуниципального значения, находящихся в государственной собственности Оренбургской области" с изменениями от 28.06.2016 N 459-п подтверждают статус автомобильной дороги как существующей.
Полагая, что пересечение границ земельных участков с отводами автомобильных дорог обусловлено реестровой ошибкой, допущенной в межевых документах при проведении кадастровых работ в отношении земельных участков, принадлежащих на праве собственности общества "Агроразвитие" и Российской Федерации, обществом "Строительно-земельный центр" подготовлены межевые планы от 19.09.2018, от 03.10.2018, от 15.09.2017 на исправление реестровых ошибок в сведениях о местоположении характерных точек границ земельных участков с кадастровыми номерами 56:25:0000000:524, 56:25:0000000:523, 56:25:0000000:168.
Из межевых планов следует, что при исправлении реестровых ошибок в сведениях о местоположении точек и границ земельных участков их площадь не изменится.
Для устранения выявленных нарушений, по исправлению реестровых ошибок в местоположении границ земельных участков с кадастровыми номерами 56:25:0000000:524, 56:25:0000000:523 общество "Строительно-земельный центр", направило в адрес общества "Агроразвитие" на согласование межевые планы от 19.09.2018, 03.10.2018.
Общества "Агроразвитие" и "Строительноземельный центр" 18.06.2018 согласовали местоположение границ земельного участка с кадастровым номером 56:25:0000000:524, что подтверждается актом согласования местоположения границ земельного участке от 18.06.2018.
Также общества "Агроразвитие" и "Строительноземельный центр" 18.06.2018 согласовали местоположение границ земельного участка с кадастровым номером 56:25:0000000:523, что подтверждается актом согласования местоположения границ земельного участка от 18.06.2018.
Для устранения выявленных нарушений, по исправлению реестровых ошибок в местоположении границ земельного участка с кадастровым номером 56:25:0000000:168 общество "Строительно-земельный центр", направило в адрес ТУ Росимущества в Оренбургской области на согласование межевой план от 15.09.2017.
Письмом от 26.10.2017 N СП03/5514 ТУ Росимущества в Оренбургской области сообщило об использовании земельного участка с кадастровым номером 56:25:0000000:168 войсковой частью 52061 Министерства обороны РФ и в интересах Вооруженных сил РФ, ТУ Росимущества в Оренбургской области лишено права осуществлять полномочия собственника в отношении имущества, находящегося в ведении Министерства обороны Российской Федерации. Заявителю указано на возможность обратиться в адрес Министерства обороны Российской Федерации (ФГКУ "ПриволжскоУральское ТУИО" Минобороны России).
Письмом от 30.10.2017 N 2198 общество "Строительно-земельный центр" направило в ФГКУ "Приволжско-Уральское ТУИО" Минобороны России для устранения выявленных нарушений, по исправлению реестровых ошибок в местоположении границ земельного участка с кадастровым номером 56:25:0000000:168 на согласование межевой план от 15.09.2017.
Письмом N 141/4-15558 ФГКУ "Приволжско-Уральское ТУИО" Минобороны России указало, что в результате уточнения площадь земельного участка с кадастровым номером 56:25:0000000:168 уменьшается на 508 кв. м., что нарушает законные интересы Российской Федерации. Решение государственного регистратора о наличии и необходимости исправления реестровой ошибки в сведениях о земельном участке в ФГКУ "ПриволжскоУральское ТУИО" Минобороны России отсутствует. Начальник территориального управления имущественных отношений Министерства обороны РФ не вправе согласовывать межевые планы при наличии уменьшения площади земельного участка Минобороны России. В указанной связи, согласование границ земельного участка с кадастровым номером 56:25:0000000:168 не представляется возможным.
Общество "Строительно-земельный центр" 25.01.2018 обратилось в Минобороны России о согласовании внесения изменений в сведения ЕГРН о земельном участке с кадастровым номером 56:25:0000000:168 и подписании Акт согласования.
Письмом от 07.03.2018 N 141/4/6-2251 ФГКУ "Приволжско-Уральское ТУИО" Минобороны России указало, что в границах земельного участка с кадастровым номером 56:25:0000000:168 расположен аэродром "Чебеньки".
В соответствии с распоряжением Правительства России Федерации от 10.08.2007 N 1034-р аэродром "Чебеньки" является аэродромом совместного базирования с автономной некоммерческойорганизацией "Оренбургский областной аэроклуб РОСТО (ДОСААФ) им. И.С. Полбина", в связи с чем, изменение границы земельного участка с кадастровым номером 56:25:0000000:168 подлежит обязательному согласованию с заинтересованными органами военного управления и автономной некоммерческой организацией "Оренбургский областной аэроклуб РОСТО (ДОСААФ) им. И.С. Полбина". Информация о решении об установлении приаэродромной территории в отношении аэродрома "Чебеньки", принятом уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, в ФГКУ "ПриволжскоУральское ТУИО" Минобороны России отсутствует. С целью полного и всестороннего рассмотрения вопроса о возможности изменения границы земельного участка с кадастровым номером 56:25:0000000:168 в адрес командования Центрального военного округа и автономную некоммерческую организацию "Оренбургский областной аэроклуб РОСТО (ДОСААФ) им. И.С. Полбина" направлены запросы о предоставлении информации о наличии либо отсутствии решения уполномоченного органа исполнительной власти об установлении приаэродромной территории в отношении аэродрома "Чебеньки" и возможности изменения границы земельного участка с кадастровым номером 56:25:0000000:168 в соответствии со схемой, представленной в межевом плане. При условии получения положительной позиции заинтересованных органов военного управления и автономной некоммерческой организации "Оренбургский областной аэроклуб РОСТО (ДОСААФ) им. И.С. Полбина", ФГКУ "ПриволжскоУральское ТУИО" Минобороны России вернется к рассмотрению вопроса о возможности согласования межевого плана в части изменения границы земельного участка с кадастровым номером 56:25:0000000:168.
Общество "Строительно-земельный центр" 17.07.2018 просило ФГКУ "Приволжско-Уральское ТУИО" Минобороны России проинформировать о получении/неполучении положительной позиции заинтересованных органов военного управления и автономной некоммерческой организации "Оренбургский областной аэроклуб РОСТО (ДОСААФ) им. И.С. Полбина" и поставить в известность, вернулось ли ФГКУ "Приволжско-Уральское ТУИО" Минобороны России к рассмотрению вопроса о возможности согласования межевого плана в части изменения границы земельного участка с кадастровым номером 56:25:0000000:168.
Письмом от 22.08.2018 N 141/4/6-9565 ФГКУ "Приволжско-Уральское ТУИО" Минобороны России сообщило, что согласно позиции Заместителя командующего войсками военного округа по строительству и расквартированию войск (сил) Центрального военного округа, представленной в письме от 17.05.2018 N 69/60/265, в границах земельного участка с кадастровым номером 56:25:0000000:168 расположены объекты военной инфраструктуры Центрального военного округа, испрашиваемые части земельного участка с учетным номером 56:25:0000000:168 (4) в интересах войск Центрального военного округа не планируются. Позиция автономной некоммерческой организации "Оренбургский областной аэроклуб ДОСААФ России им. И.С. Полбина" по вопросу о возможности изменения границы земельного участка с кадастровым номером 56:25:0000000:168 в соответствии со схемой, представленной в межевом плане в ФГКУ "Приволжско-Уральское ТУИО" Минобороны России отсутствует. Неоднократные обращения Учреждения, направленные в адрес автономной некоммерческой организации "Оренбургский областной аэроклуб ДОСААФ России им. И.С. Полбина", вернулись с отметками "истек срок хранения" и "отсутствие адресата по указанному адресу". С целью полного и всестороннего рассмотрения вопроса о возможности изменения границы земельного участка с кадастровым номером 56:25:0000000:168 в адрес Регионального отделения ДОСААФ России Оренбургской области направлен запрос о предоставлении информации о наличии либо отсутствии решения уполномоченного органа исполнительной власти об установлении приаэродромной территории в отношении аэродрома "Чебеньки" и возможности изменения границы земельного участка с кадастровым номером 56:25:0000000:168 в соответствии со схемой, представленной в межевом плане. После получения позиции Регионального отделения ДОСААФ России Оренбургской области, учреждение вернется к рассмотрению вопроса о согласовании межевого плана в части изменения границы земельного участка с кадастровым номером 56:25:0000000:168.
Ссылаясь на не устранение реестровых ошибок, а также невозможность осуществить государственный кадастровый учет и последующую государственную регистрацию права на земельные участки, занятые полосами отводов автомобильных дорог, ГУ "Главное управление дорожного хозяйства Оренбургской области" обратилось в арбитражный суд с рассматриваемыми требованиями.
Удовлетворяя заявленные требования и исправляя реестровые ошибки, суды первой и апелляционной инстанций исходили из доказанности факта наличия реестровой ошибки в сведениях о местоположении границ земельных участков с кадастровыми номерами 56:25:0000000:524, 56:25:0000000:523, 56:25:0000000:168, выражающейся в несоответствии фактических границ указанных земельных участков сведениям, имеющимся в ЕГРН.
Проверив законность обжалуемых судебных актов в пределах доводов кассационной жалобы в порядке, предусмотренном статьями 274, 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд кассационной инстанции оснований для их отмены не усматривает.
В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 7 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон N 218-ФЗ) Единый государственный реестр недвижимости представляет собой свод достоверных систематизированных сведений в текстовой форме (семантические сведения) и графической форме (графические сведения) и состоит, в том числе из реестра объектов недвижимости (кадастр недвижимости).
В силу части 1 статьи 8 Закона N 218-ФЗ в кадастр недвижимости вносятся основные и дополнительные сведения об объекте недвижимости.
К основным сведениям об объекте недвижимости относятся характеристики объекта недвижимости, позволяющие определить такой объект недвижимости в качестве индивидуально-определенной вещи, а также характеристики, которые определяются и изменяются в результате образования земельных участков, уточнения местоположения границ земельных участков, строительства и реконструкции зданий, сооружений, помещений и машино-мест, перепланировки помещений (часть 2 статьи 8 Закона N 218-ФЗ).
В силу пункта 1 статьи 61 Закона N 218-ФЗ техническая ошибка (описка, опечатка, грамматическая или арифметическая ошибка либо подобная ошибка), допущенная органом регистрации прав при осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав и приведшая к несоответствию сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, сведениям, содержащимся в документах, на основании которых вносились сведения в Единый государственный реестр недвижимости (далее - техническая ошибка в записях), исправляется по решению государственного регистратора прав в течение трех рабочих дней со дня обнаружения технической ошибки в записях или получения от любого заинтересованного лица заявления об исправлении технической ошибки в записях либо на основании вступившего в законную силу решения суда об исправлении технической ошибки в записях. Орган регистрации прав в течение трех рабочих дней со дня исправления технической ошибки в записях уведомляет соответствующих участников отношений, возникающих при государственной регистрации прав, об исправлении технической ошибки в записях. Исправление технической ошибки в записях осуществляется в случае, если такое исправление не влечет за собой прекращение, возникновение, переход зарегистрированного права на объект недвижимости.
Воспроизведенная в Едином государственном реестре недвижимости ошибка, содержащаяся в межевом плане, техническом плане, карте-плане территории или акте обследования, возникшая вследствие ошибки, допущенной лицом, выполнившим кадастровые работы, или ошибка, содержащаяся в документах, направленных или представленных в орган регистрации прав иными лицами и (или) органами в порядке информационного взаимодействия, а также в ином порядке, установленном настоящим Федеральным законом (далее - реестровая ошибка), подлежит исправлению по решению государственного регистратора прав в течение пяти рабочих дней со дня получения документов, в том числе в порядке информационного взаимодействия, свидетельствующих о наличии реестровых ошибок и содержащих необходимые для их исправления сведения, либо на основании вступившего в законную силу решения суда об исправлении реестровой ошибки. Исправление реестровой ошибки осуществляется в случае, если такое исправление не влечет за собой прекращение, возникновение, переход зарегистрированного права на объект недвижимости (пункт 3 статьи 61 Закона N 218-ФЗ).
В соответствии с положениями пункта 4 статьи 61 Закона N 218-ФЗ в случаях, если существуют основания полагать, что исправление технической ошибки в записях и реестровой ошибки может причинить вред или нарушить законные интересы правообладателей или третьих лиц, которые полагались на соответствующие записи, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости, такое исправление производится только по решению суда.
В суд с заявлением об исправлении технической ошибки в записях и реестровой ошибки также вправе обратиться орган регистрации прав.
По смыслу указанных норм под реестровой ошибкой может пониматься такое несоответствие между документами, представляемыми на государственную регистрацию, и записями в Едином государственном реестре недвижимости, которое после исправления не влечет изменения прав.
Как указано в пункте 21 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 2 (2019), утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 17.07.2019, при разрешении межевого спора суд устанавливает фактическую и (или) юридическую границу смежных земельных участков, принимая во внимание, в том числе сведения о местоположении границ таких участков и их согласовании на момент образования спорных участков.
Указанная категория исков призвана обеспечить решение споров по фактическим границам земельных участков между смежными землепользователями, в том числе при несоответствии таких границ сведениям о границах, имеющимся в государственном кадастре недвижимости, при наложении и пересечении смежных границ, и направлена на устранение неопределенности в прохождении границы смежных земельных участков.
При рассмотрении спора судами установлено, что учреждение является правообладателем сооружения дорожного транспорта, протяженностью 15380 м., адрес (местонахождение) объекта: Оренбургская область, Сакмарский район, автомобильная дорога Подъезд к с. Орловка от а/д Казань-Оренбург, с кадастровым номером 56:25:0000000:2567, сооружения, назначение: сооружение дорожного транспорта, протяженностью 12020 м., адрес (местонахождение) объекта: Оренбургская область, Сакмарский район, автомобильная дорога Разъезд 202 км-Чебеньки, с кадастровым номером 56:00:0000000:163.
Судами установлено пересечение границ отвода автомобильной дороги Подъезд к с. Орловка от а/д Казань-Оренбург с границами обособленных земельных участков с кадастровыми номерами 56:25:1211002:18, 56:25:1211001:20, входящих в состав земельного участка единого землепользования с кадастровым номером 56:25:0000000:524, земельного участка с кадастровым номером 56:25:0000000:523, земельного участка с кадастровым номером 56:25:0000000:168.
Пересечение отводов автомобильных дорог общего пользования с вышеуказанными земельными участками произошло в результате несоответствия сведений фактического местоположения точек и границ земельных участков местоположению точек и границ ЕГРН, а также установления границ смежных земельных участков из точных геодезических изменений на местности и без учета границ существующих автомобильных дорог, что установлено заключением кадастрового инженера и материалами дела не опровергнуто.
Межевыми планами от 19.09.2018, от 03.10.2018, от 15.09.2017 на исправление реестровых ошибок в сведениях о местоположении характерных точек границ земельных участков с кадастровыми номерами 56:25:0000000:524, 56:25:0000000:523, 56:25:0000000:168 установлено, что площадь смежных земельных участков при исправлении реестровых ошибок не изменится.
При этом актами согласования местоположения границ земельного участка от 18.06.2018 обществами "Агроразвитие" и "Строительноземельный центр" согласованы местоположение границ земельного участка с кадастровыми номерами 56:25:0000000:524, 56:25:0000000:523.
Оценивая наличие ошибки, содержащейся в Едином государственном реестре недвижимости, суды пришли к выводу об ее фактическом существовании.
Доказательств того, что несогласование границ земельного участка с кадастровым номером 56:25:0000000:168, правообладателем которого является Министерство обороны России, обусловлено наличием спора о границах земельных участков, материалы дела не содержат (статья 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Принимая во внимание изложенное, суд кассационной инстанции полагает обоснованными выводы судов о наличии оснований для удовлетворения требований об исправлении реестровой ошибки путем внесения в ЕГРН изменений в сведения о местоположении границ земельных участков с кадастровыми номерами 56:25:0000000:168(4), 56:25:0000000:524, 56:25:0000000:523.
Доводы кассационной жалобы о том, что требования об исправлении реестровой ошибки в части описания границ земельного участка с кадастровым номером 56:25:000000:168 должны быть предъявлены Управлению Росреестра, являлись предметом рассмотрения суда апелляционной инстанции и правомерно отклонены, поскольку споры об исправлении реестровой ошибки рассматриваются с участием в качестве ответчика правообладателя земельного участка, в сведениях о границах которого содержится ошибка.
Довод Министерства о несоблюдение истцом досудебного порядка урегулирования спора, являлся предметом рассмотрения судов первой и апелляционной инстанций, и правомерно отклонен как противоречащий материалам дела.
В обоснование соблюдения претензионного порядка урегулирования данного спора, судами установлено, что в материалах дела имеются доказательства направления обществом "Строительно-земельный центр" в адрес указанных лиц проектов межевых планов, подписанными с обществом "Агроразвитие" без возражений актами согласования границ, а также перепиской с ФГКУ "Приволжско-Уральское территориальное управление имущественных отношений Министерства обороны Российской Федерации". При этом, доказательств совершения действий, направленных на урегулирование спора ответчиком не представлено.
Вместе с тем, согласно правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 20.03.2017 N 309-ЭС16-17446, досудебный порядок урегулирования экономических споров представляет собой взаимные действия сторон материального правоотношения, направленные на самостоятельное разрешение возникших разногласий. Лицо, считающее, что его права нарушены действиями другой стороны, обращается к нарушителю с требованием об устранении нарушения. Если получатель претензии находит ее доводы обоснованными, то он предпринимает необходимые меры к устранению допущенных нарушений, исключив тем самым необходимость судебного вмешательства. Такой порядок ведет к более быстрому и взаимовыгодному разрешению возникших разногласий и споров.
Кроме того, формальные препятствия для признания соблюденным претензионного порядка урегулирования спора не должны автоматически влечь оставление заявления без рассмотрения, суд должен исходить из реальной возможности урегулирования конфликта между сторонами в таком порядке.
Приведенные в кассационной жалобе суждения ее заявителя основаны на неверном толковании норм права, направлены на переоценку доказательств по делу и оспаривание выводов судов первой и апелляционной инстанций по фактическим обстоятельствам спора, исследованных судами и получивших должную правовую оценку, тогда как в силу части 2 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела в порядке кассационного производства суд округа не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судами нижестоящих инстанций, либо предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими.
Несогласие заявителя с установленными по делу обстоятельствами и с оценкой судами доказательств не является основанием для отмены судебных актов в суде кассационной инстанции. Правовые основания для переоценки доказательств, ставших предметом исследования предыдущей судебной инстанции, у кассационной инстанции отсутствуют (постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 05.03.2013 N 13031/12).
Нарушений норм материального и процессуального права, которые могли бы явиться основанием для отмены обжалуемых судебных актов в порядке статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, окружным судом не установлено.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Оренбургской области от 04.06.2021 по делу N А47-8973/2020 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.08.2021 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу Министерства обороны Российской Федерации - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
И.А. Краснобаева |
Судьи |
М.В. Торопова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В обоснование соблюдения претензионного порядка урегулирования данного спора, судами установлено, что в материалах дела имеются доказательства направления обществом "Строительно-земельный центр" в адрес указанных лиц проектов межевых планов, подписанными с обществом "Агроразвитие" без возражений актами согласования границ, а также перепиской с ФГКУ "Приволжско-Уральское территориальное управление имущественных отношений Министерства обороны Российской Федерации". При этом, доказательств совершения действий, направленных на урегулирование спора ответчиком не представлено.
Вместе с тем, согласно правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 20.03.2017 N 309-ЭС16-17446, досудебный порядок урегулирования экономических споров представляет собой взаимные действия сторон материального правоотношения, направленные на самостоятельное разрешение возникших разногласий. Лицо, считающее, что его права нарушены действиями другой стороны, обращается к нарушителю с требованием об устранении нарушения. Если получатель претензии находит ее доводы обоснованными, то он предпринимает необходимые меры к устранению допущенных нарушений, исключив тем самым необходимость судебного вмешательства. Такой порядок ведет к более быстрому и взаимовыгодному разрешению возникших разногласий и споров.
...
Несогласие заявителя с установленными по делу обстоятельствами и с оценкой судами доказательств не является основанием для отмены судебных актов в суде кассационной инстанции. Правовые основания для переоценки доказательств, ставших предметом исследования предыдущей судебной инстанции, у кассационной инстанции отсутствуют (постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 05.03.2013 N 13031/12)."
Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 29 ноября 2021 г. N Ф09-8829/21 по делу N А47-8973/2020