Екатеринбург |
|
02 декабря 2021 г. |
Дело N А47-12433/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 30 ноября 2021 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 02 декабря 2021 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Ященок Т.П.,
судей Вдовина Ю.В., Черкезова Е.О.,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу товарищества собственников жилья N 25 (далее - товарищество, ТСЖ N 25, заявитель) на постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.08.2021 по делу N А47-12433/2020 Арбитражного суда Оренбургской области.
Представители лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа, в судебное заседание не явились.
Товарищество обратилось в Арбитражный суд Оренбургской области с требованием о признании недействительным предписания Государственной жилищной инспекции по Оренбургской области (далее - инспекция, ГЖИ по Оренбургской области) от 03.09.2020 N ПР-1084.
Решением Арбитражного суда Оренбургской области от 11.06.2021 заявленные требования удовлетворены.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.08.2021 решение суда отменено, в удовлетворении заявленных требований отказано.
В кассационной жалобе товарищество просит постановление суда апелляционной инстанции отменить, решение суда первой инстанции оставить в силе, ссылаясь на нарушение апелляционным судом норм материального права и несоответствие выводов судов имеющимся в деле доказательствам.
Заявитель настаивает на неправомерности вынесения в отношении него спорного предписания. Указывает на противоречия, имеющиеся в данном предписании в части выявленного нарушения и требований по его устранению.
Товарищество в жалобе утверждает, что площадка накопления твёрдых коммунальных отходов, предназначенная для собственников помещений, проживающих в многоквартирном доме N 39 по ул. Карагандинской г. Оренбурга, отсутствие которой вменяется в вину товариществу, создана и включена в реестр мест (площадок) накоплений твёрдых коммунальных отходов г. Оренбурга под номером 658-п, с местом расположения: г. Оренбург, ул. Карагандинская, 39/1 (пустырь между домом N 39/1 и ул. Карагандинской); данная площадка N 658-п предназначена для обслуживания домов N 39, 39/1, 41, 43, 45, 45а, 53, на ул. Карагандинской г. Оренбурга. Отмечает, что требования пункта 2 предписания инспекции исполнены ТСЖ N 25 до вынесения судом первой инстанции решения по данному делу, сведения о площадке накопления твёрдых коммунальных отходов г. Оренбурга под номером 658-п размещены администрацией г. Оренбурга в сети Интернет в общем доступе, в доказательство чего представлен в материалы дела скриншот с данными сведениями.
Заявитель в кассационной жалобе указывает на подробное исследование, установление судом первой инстанции всех фактических обстоятельств, имеющих существенное значение для рассмотрения данного дела, на основе представленных сторонами доказательств и сделан правильный вывод о незаконности предписания инспекции.
В отзыве на кассационную жалобу инспекция указывает на то, что оспариваемый судебный акт является законным и обоснованным, доводы заявителя жалобы несостоятельными, просит постановление суда апелляционной инстанции оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Законность обжалуемого судебного акта проверена судом кассационной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 274, 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), в пределах доводов кассационной жалобы.
Как следует из материалов дела, на основании распоряжения от 21.08.2020 N 1084 в отношении ТСЖ N 25 проведена внеплановая выездная проверка с целью проверки фактов нарушения обязательных требований, указанных в требовании прокуратуры Оренбургской области от 10.08.2020 N 7-1-26-2020, о чем составлен акт проверки от 03.09.2020 N А-1084.
В ходе проверки инспекция пришла к выводу, что в нарушение требований пункта 26 (1) Минимального перечня услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2013 N 290 (далее - Минимальный перечень N 290), пункта 3.7.1 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Госстроя Российской Федерации от 27.09.2003 N 170 (далее - Правила N 170), подпункта "д(2)" пункта 11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила N 491), не соблюдаются товариществом обязательные требования, предусмотренные названным выше правовыми актами в части оказания всех услуг и (или) выполнения работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в МКД, качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в МКД.
Указанные обстоятельства послужили основанием для вынесения инспекцией в отношении ТСЖ N 25 предписания от 03.09.2020 N ПР-1084, в котором товариществу указано на необходимость до 15.10.2020 обеспечить соблюдение обязательных требований при содержании общего имущества в МКД, входящем в состав ТСЖ N 25 путем выполнения работ по организации (оборудованию) мест (площадок) накопления ТКО, в том числе специальных площадок для складирования крупногабаритных отходов, предназначенных для собственников помещений, проживающих в МКД N 39 по ул. Карагандинской г. Оренбурга; представить в ГЖИ по Оренбургской области документы, подтверждающие устранение выявленных нарушений, в том числе сведений о включении в реестр мест (площадок) накопления ТКО площадок, а также специальных площадок для складирования крупногабаритных отходов, предназначенных для собственников помещений, проживающих в МКД N 39 по ул. Карагандинской г. Оренбурга, владении на законных основаниях местами (площадками) накопления ТКО, установленных в соответствии с требованиями пункта 26 (1) Минимального перечня N 290, подпункта "д(2)" пункта 11 Правил N 491.
Полагая, что указанное предписание является недействительным, нарушает права и законные интересы, ТСЖ N 25 обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции пришёл к выводу о неправомерности оспариваемого предписания в связи с отсутствием в действиях (бездействие) ТСЖ N 25 вменяемого нарушения действующего законодательства.
Отменяя решение суда первой инстанции и отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд апелляционной инстанции исходил из неисполнения товариществом возложенной на него обязанности по организации и содержанию мест (площадок) накопления ТКО.
Проверив законность обжалуемых судебных актов, суд кассационной инстанции пришел к следующим выводам.
В силу части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 АПК РФ действия, решения органов, осуществляющих публичные полномочия, могут быть признаны незаконными, если они не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской деятельности.
Обязанность доказывания обстоятельств соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие ненормативного правового акта возлагается на орган или лицо, которые приняли акт (часть 5 статьи 200 АПК РФ).
Руководствуясь совокупностью норм, предусмотренных статьей 20 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), Положением о Государственной жилищной инспекции по Оренбургской области, утвержденного Указом Губернатора Оренбургской области от 15.02.2010 N 25-ук, суды верно определили, что оспариваемое предписание вынесено уполномоченным государственным органом, в пределах предоставленных ему полномочий.
В соответствии со статьей 291 Гражданского кодекса Российской Федерации, собственники помещений в многоквартирном доме для совместного управления общим имуществом в многоквартирном доме и осуществления деятельности по созданию, содержанию, сохранению и приращению такого имущества, а также для осуществления иной деятельности, направленной на достижение целей управления многоквартирным домом, могут создавать товарищества собственников жилья. Товарищество собственников жилья является некоммерческой организацией, создаваемой и действующей в соответствии с законом о товариществах собственников жилья.
Судами из материалов дела установлено, что ТСЖ N 25 осуществляет управление многоквартирным домом N 39 по ул. Карагандинской г. Оренбурга.
На основании части 1 статьи 161 ЖК РФ управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом.
Согласно части 2.3 статьи 161 ЖК РФ при управлении многоквартирным домом управляющей организацией, она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме, и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме.
Управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме. Правительство Российской Федерации устанавливает стандарты и правила деятельности по управлению многоквартирными домами (часть 1 статьи 161 ЖК РФ).
Требования к содержанию общего имущества предусмотрены Правилами N 491, в соответствии с пунктом 2 которых в состав общего имущества включаются земельный участок, на котором расположен многоквартирный жилой дом, и границы которого определены на основании данных государственного кадастрового учета, с элементами озеленения и благоустройства.
В силу подпункта "д(2)" пункта 11 Правил N 491 содержание общего имущества включает в себя, в том числе содержание мест накопления твердых коммунальных отходов в соответствии с установленными требованиями.
Состав минимального перечня необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме услуг и работ, порядок их оказания и выполнения устанавливаются Правительством Российской Федерации (часть 1.2 статьи 161 ЖК РФ).
В соответствии с пунктом 26 (1) Минимального перечня N 290, в состав услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, входят работы по организации и содержанию мест накопления твердых коммунальных отходов, включая обслуживание и очистку мусоропроводов, мусороприемных камер, контейнерных площадок.
Правилами N 170 определен конкретный перечень работ по содержанию жилых домов, согласно пункта 3.7.1 Правил N 170 которого, на ТСЖ как управляющую организацию спорного МКД возложена обязанность обеспечить установку на обслуживаемой территории сборников для твердых отходов, а в неканализированных зданиях иметь, кроме того, сборники (выгребы) для жидких отходов; своевременную уборку территории и систематическое наблюдение за ее санитарным состоянием; организацию вывоза отходов и контроль за выполнением графика удаления отходов; свободный подъезд и освещение около площадок под установку контейнеров и мусоросборников; содержание в исправном состоянии контейнеров и мусоросборников для отходов (кроме контейнеров и бункеров, находящихся на балансе других организаций) без переполнения и загрязнения территории.
В части 1 статьи 8 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" установлено, что к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений в области обращения с твердыми коммунальными отходами относятся, в том числе, создание и содержание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах.
Исходя из статьи 13.4 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" накопление отходов допускается только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации (часть 1). Накопление отходов может осуществляться путем их раздельного складирования по видам отходов, группам отходов, группам однородных отходов (раздельное накопление) (часть 2). Места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов должны соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации, указанным в пункте 1 этой статьи, а также правилам благоустройства муниципальных образований (часть 3). Органы местного самоуправления определяют схему размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и осуществляют ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов в соответствии с правилами, утвержденными Правительством Российской Федерации. Правила обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и правила ведения их реестра включают в себя порядок создания мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, правила формирования и ведения реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, требования к содержанию реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов (часть 4). Реестр мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов должен включать в себя: данные о нахождении мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов; данные о технических характеристиках мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов; данные о собственниках мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов; данные об источниках образования твердых коммунальных отходов, которые складируются в местах (на площадках) накопления твердых коммунальных отходов (часть 5).
Судом первой инстанции дана оценка реестру мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов на территории муниципального образования "город Оренбург" (далее - реестр), размещенному на официальном портале города Оренбург, в который включена площадка N 658-п, расположенная на ул. Карагандинской, 39/1, площадью 20 кв.м, оборудованная контейнерами заглубленного типа с мешком-накопителем и контейнером для пластиковой, стеклянной и жестяной тары, с указанием в графе "Сведения о собственнике места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов" общества с ограниченной ответственностью "УЖФ "Восточная", товарищества собственников жилья "Успех", общества с ограниченной ответственностью "ЖЭУ-Ремстройсервис", а также ТСЖ N 25, а в графе "Сведения об одном или нескольких объектах капитального строительства, юридических лицах и индивидуальных предпринимателях осуществляющих накопление твердых коммунальных отходов" указан дом N 39 по ул. Карагандинской, управление которым осуществляет заявитель.
Доказательств, опровергающих данное обстоятельство, инспекцией не представлено.
Таким образом, правильно применив указанные выше нормы права, с учетом установленных обстоятельств, суд первой инстанции верно заключил, что требование предписания о включении в реестр мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов площадок, предназначенных для собственников помещений, проживающих в МКД N 39 по ул. Карагандинской г. Оренбурга, не обосновано, поскольку в реестре данные сведения содержатся.
Доказательств того, что на момент проверки сведения в реестре по (оборудованию) мест (площадок) накопления ТКО, в том числе специальных площадок для складирования крупногабаритных отходов, предназначенных для собственников помещений, проживающих в МКД N 39 по ул. Карагандинской г. Оренбурга отсутствовали, ГЖИ по Оренбургской области в материалы дела, суду не представлено.
Вывод суда апелляционной инстанции о том, что сведения о наличии мест накопления ТКО для жителей, проживающих в спорном многоквартирном доме, находящемся под управлением товарищества, в реестре мест (площадок) накопления ТКО на территории муниципального образования "город Оренбург", отсутствуют, не соответствует фактическим обстоятельствам дела.
Признавая этот вывод суда первой инстанции ошибочным, суд апелляционной инстанции свою позицию не мотивировал. При этом в материалах дела (л.д. 142) соответствующие сведения из реестра имеются.
С учетом изложенного, у суда апелляционной инстанции отсутствовали основания для отмены решения суда первой инстанции.
Суд кассационной инстанции полагает, что судом первой инстанции верно установлены фактические обстоятельства дела, решение подлежит оставлению в силе.
Руководствуясь статьями 286 - 289 АПК РФ, суд
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.08.2021 по делу N А47-12433/2020 Арбитражного суда Оренбургской области отменить.
Оставить в силе решение Арбитражного суда Оренбургской области от 11.06.2021 по делу N А47-12433/2020.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Т.П. Ященок |
Судьи |
Ю.В. Вдовин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Исходя из статьи 13.4 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" накопление отходов допускается только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации (часть 1). Накопление отходов может осуществляться путем их раздельного складирования по видам отходов, группам отходов, группам однородных отходов (раздельное накопление) (часть 2). Места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов должны соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации, указанным в пункте 1 этой статьи, а также правилам благоустройства муниципальных образований (часть 3). Органы местного самоуправления определяют схему размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и осуществляют ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов в соответствии с правилами, утвержденными Правительством Российской Федерации. Правила обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и правила ведения их реестра включают в себя порядок создания мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, правила формирования и ведения реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, требования к содержанию реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов (часть 4). Реестр мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов должен включать в себя: данные о нахождении мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов; данные о технических характеристиках мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов; данные о собственниках мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов; данные об источниках образования твердых коммунальных отходов, которые складируются в местах (на площадках) накопления твердых коммунальных отходов (часть 5)."
Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 2 декабря 2021 г. N Ф09-8341/21 по делу N А47-12433/2020
Хронология рассмотрения дела:
27.09.2022 Постановление Арбитражного суда Уральского округа N Ф09-8341/2021
04.07.2022 Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда N 18АП-6866/2022
02.12.2021 Постановление Арбитражного суда Уральского округа N Ф09-8341/2021
23.08.2021 Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда N 18АП-10615/2021
11.06.2021 Решение Арбитражного суда Оренбургской области N А47-12433/20