Екатеринбург |
|
03 декабря 2021 г. |
Дело N А07-32808/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 29 ноября 2021 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 03 декабря 2021 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Черкезова Е. О.,
судей Сухановой Н. Н., Гавриленко О. Л.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан (далее - Управление, антимонопольный орган) на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 01.04.2021 по делу N А07-32808/2019 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.08.2021 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании посредством использования системы веб-конференции информационной системы "Картотека арбитражных дел" приняли участие представители:
Некоммерческой организации Фонд "Региональный оператор капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Республики Башкортостан" (далее - Некоммерческая организация, Фонд) - Зайнуллин Р.Р. (доверенность от 25.11.2021 N 35/21);
Управления - Гильмутдинова Г.И. (доверенность от 11.01.2021 N 5).
Представителем общества с ограниченной ответственностью "Проектсервис" (далее - общество) заявлено ходатайство об участии в онлайн-заседании, которое удовлетворено судом округа. При открытии судом кассационной инстанции судебного заседания с использованием онлайн-сервиса "Картотека арбитражных дел" представители сторон не подключились к каналу связи, что свидетельствует об их неявке. Установив, что средства связи суда воспроизводят видео- и аудиосигнал надлежащим образом, технические неполадки отсутствуют, представителям сторон обеспечена возможность дистанционного участия в процессе, которая не в полной мере реализована по причинам, находящимся в сфере их контроля, а также принимая во внимание использованное сторонами право предоставления письменных позиций по существу кассационной жалобы, суд округа не усмотрел предусмотренных статьей 158 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) оснований для отложения судебного заседания.
Общество обратилось в Арбитражный суд Республики Башкортостан с заявлением к Управлению о признании недействительным решения от 04.09.2019 N А-08/17-19 и предписания по делу N А-08/17-19 от 04.09.2019.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: Некоммерческая организация, Саморегулируемая организация Ассоциация "Строители Башкирии" (далее - Саморегулируемая организация), Министерство жилищно-коммунального хозяйства Республики Башкортостан.
Решением Арбитражного суда Республики Башкортостан от 01.04.2021 заявленные требования удовлетворены в части признания недействительным решения Управления от 04.09.2019 N А-08/17-19. В остальной части в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.08.2021 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Управление просит названные судебные акты отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований в полном объеме, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права, несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела.
Заявитель кассационной жалобы отмечает, что решение по делу N А08/17-19, как и предписание, также вынесено только в отношении Фонда и на общество каких-либо обязанностей решением также не возложено, в связи с этим, решение не нарушает права и законные интересы общества в сфере экономической деятельности.
Управление считает, что поскольку начальная (максимальная) цена договора составляет 688 014 370 руб., участие в аукционе могут принять только те хозяйствующие субъекты, которые имеют 3-й уровень ответственности члена саморегулируемой организации и выше. Хозяйствующие субъекты, включенные в реестр квалифицированных подрядных организаций и имеющие 1-й и 2-й уровень ответственности, не имеют возможности принять участие в таком аукционе, несмотря на то, что находятся в реестре подрядных организаций и соответствуют требованиям, установленным Положением о привлечении специализированной некоммерческой организацией, осуществляющей деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, подрядных организаций для оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 01.07.2016 N 615 (далее - Положение N 615).
Антимонопольный орган указывает также на то, что Фондом не представлены документы, обосновывающие необходимость включения в предмет аукциона объектов, находящихся на значительном удалении друг от друга, в том числе, с точки зрения финансовой, временной целесообразности либо экономии денежных средств.
Кроме того, Управление полагает, что установленное заказчиком условие о сроках оплаты выполненных работ не соответствует требованиям, установленным частью 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Федеральный закон N 135-ФЗ).
В отзыве на кассационную жалобу общество, Некоммерческая организация просят обжалуемые судебные акты оставить без изменения, кассационную жалобу Управления - без удовлетворения.
Проверив законность и обоснованность принятых по делу судебных актов, суд кассационной инстанции не нашел оснований для их отмены или изменения.
Как следует из материалов дела, 07.01.2019 на сайте www.zakupki.gov.ru размещено извещение N 200150000011800269 о проведении электронного аукциона на выполнение работ по капитальному ремонту или замене лифтового оборудования, признанного непригодным для эксплуатации, ремонт лифтовых шахт в многоквартирных жилых домах по 147 адресам, расположенных на территории: Республика Башкортостан в г. Уфа, г. Стерлитамак, г. Нефтекамск, г. Октябрьский, г. Кумертау. Согласно извещению, начальная (максимальная) цена договора - 688 014 370 руб. Размер обеспечения заявки на участие в электронном аукционе - 20 640 431 руб. 10 коп.
В адрес Управления поступило обращение Саморегулируемой организации по вопросу нарушений Некоммерческой организацией при проведении электронного аукциона N 200150000011800269 на выполнение работ по капитальному ремонту или замене лифтового оборудования, признанного непригодным для эксплуатации, ремонт лифтовых шахт в многоквартирных жилых домах, расположенных на территории Республика Башкортостан.
По результатам рассмотрения обращения антимонопольным органом вынесено решение от 04.09.2019 по делу N А-08/17-19, в соответствии с которым Некоммерческая организация признана нарушившей часть 1 статьи 17 Федерального закона N 135-ФЗ путем необоснованного укрупнения лота при проведении названного электронного аукциона, которое привело к сокращению количества участников аукциона, а также в установлении необоснованного требования к сроку оплаты выполненных работ в течение 36 месяцев с момента подписания в полном объеме документов заказчиком.
Управлением выдано предписание от 04.09.2019 по делу N А-08/17-19, согласно которому Некоммерческой организации предписано: 1. прекратить нарушения части 1 статьи 17 Федерального закона N 135-ФЗ, выявленное решением по делу N А-08/17-19, совершить действия, направленные на обеспечение конкуренции, в дальнейшем не допускать действия, которые могут являться препятствием для возникновения конкуренции и (или) могут привести к ограничению, устранению конкуренции и нарушению антимонопольного законодательства; 2. Представлять в Управление копию закупочной документации по всем торгам, которые будут проводиться в рамках постановления Правительства Российской Федерации от 01.07.2016 N 615 в период с даты получения данного предписания до 01.02.2020; 3. Исполнить предписание в семидневный срок с момента его получения.
Полагая, что названные решение и предписание Управления недействительны, общество обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Суды, сделав вывод о наличии совокупности оснований для признания оспариваемого решения Управления недействительным, а также о том, что оспариваемое предписание вынесено в отношении Фонда и на общество каких-либо обязанностей не возложено, удовлетворили заявленные требования в части признания недействительным решения антимонопольного органа от 04.09.2019 N А-08/17-19.
Выводы судов являются правильными, соответствуют действующему законодательству, материалам дела.
Из системного толкования части 1 статьи 198, части 4 статьи 200, части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации следует, что для признания недействительными ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органа, осуществляющего публичные полномочия, необходимо одновременное наличие двух условий: их несоответствие закону или иному правовому акту, и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
Согласно части 1 статьи 182 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) региональный оператор обеспечивает проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, собственники помещений в котором формируют фонд капитального ремонта на счете регионального оператора, в объеме и в сроки, которые предусмотрены региональной программой капитального ремонта, и финансирование капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, в том числе в случае недостаточности средств фонда капитального ремонта, за счет средств, полученных за счет платежей собственников помещений в других многоквартирных домах, формирующих фонды капитального ремонта на счете, счетах регионального оператора, за счет субсидий, полученных из бюджета субъекта Российской Федерации и (или) местного бюджета, за счет иных не запрещенных законом средств.
В соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 182 ЖК РФ региональный оператор в целях обеспечения оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме обязан привлечь для оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту подрядные организации, заключить с ними от своего имени соответствующие договоры, предусматривающие в том числе установление гарантийного срока на оказанные услуги и (или) выполненные работы продолжительностью не менее пяти лет с момента подписания соответствующего акта приемки оказанных услуг и (или) выполненных работ, а также обязательства подрядных организаций по устранению выявленных нарушений в разумный срок, за свой счет и своими силами.
Частью 5 статьи 182 ЖК РФ предусмотрено, что привлечение региональным оператором, в частности в случае, предусмотренном частью 3 настоящей статьи, органами государственной власти субъекта Российской Федерации, органами местного самоуправления, государственными, муниципальными бюджетными, казенными учреждениями подрядных организаций для оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
На основании пункта 2 Положения N 615 закупки товаров, работ, услуг в целях выполнения функций специализированной некоммерческой организации, осуществляющей деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах (далее - региональный оператор), осуществляются путем использования способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), предусмотренных Федеральным законом "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" в порядке, установленном указанным Федеральным законом, за исключением случаев, если предметом такой закупки являются товары, работы, услуги, предусмотренные пунктом 8 Положения N 615, а также случаев, предусмотренных пунктом 193 Положения N 615.
В соответствии с разделом II Положения N 615 в каждом субъекте Российской Федерации проводятся предварительные отборы, по итогам которых формируются реестры квалифицированных подрядных организаций.
В силу подпункта "е" пункта 63 Положения N 615 в реестр квалифицированных подрядных организаций включается, в том числе информация о начальной (максимальной) цене договора при проведении электронного аукциона, в котором может принять участие подрядная организация, включенная в реестр квалифицированных подрядных организаций, указанная в протоколе комиссии по проведению предварительного отбора, равная предельному размеру обязательств участника предварительного отбора по обязательствам по договорам подряда на подготовку проектной документации, по договорам строительного подряда, заключаемым с использованием конкурентных способов заключения договоров, в соответствии с которым такой участник предварительного отбора, как член саморегулируемой организации, внес взнос в компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств, сформированный в соответствии с частью 2 статьи 55.16 Градостроительного кодекса Российской Федерации, - в случаях проведения предварительного отбора на включение в реестр квалифицированных подрядных организаций по предметам электронного аукциона, предусмотренным подпунктами "а"-"д" пункта 8 Положения N 615.
Пунктом 103 Положения N 615 предусмотрено, что участник, включенный в реестр квалифицированных подрядных организаций в соответствующем субъекте Российской Федерации и предоставивший обеспечение заявки на участие в электронном аукционе, вправе участвовать в электронных аукционах, проводимых в данном субъекте Российской Федерации, по соответствующим предмету электронного аукциона и начальной (максимальной) цене договора.
Согласно подпункту "д" пункта 157 Положения N 615 заявка на участие в электронном аукционе не допускается комиссией по осуществлению закупок к участию в электронном аукционе в случае превышения значения начальной (максимальной) цены договора, установленной в документации об электронном аукционе, над значением начальной (максимальной) цены договора при проведении электронного аукциона, содержащимся в реестровой записи об участнике электронного аукциона в реестре квалифицированных подрядных организаций.
В соответствии с пунктом 78 Положения N 615 заказчик вправе объединить в один предмет закупки несколько объектов в случае наличия одного из следующих условий: а) одинаковый вид работ (услуг) на различных объектах; б) территориально близкое расположение объектов, которое позволяет экономично располагать временные здания и сооружения для размещения строительных материалов и обустройства бытовых условий для рабочего персонала подрядных организаций, экономить на вывозе строительного мусора и завозе строительных материалов; в) функциональная связанность работ (услуг) на объектах.
При этом пункт 78 Положения N 615 не требует соблюдения всех трех условий для объединения нескольких объектов в один предмет закупки (если объекты не являются территориально близкими, но состав производимых на них работ является одинаковым, объединение нескольких объектов в один предмет закупки признается правомерным).
Судами установлено и материалами дела подтверждено, что на объектах, указанных в документации и расположенных в пределах Республики Башкортостан, требовалось проведение одинакового комплекса работ по оказанию услуг и (или) выполнение работ по капитальному ремонту или замене лифтового оборудования, признанного непригодным для эксплуатации, ремонт лифтовых шахт в многоквартирных жилых домах, что соответствует требованиям пункта 78 Положения N 615 и не может быть признано необоснованным укрупнением состава работ и объектов.
В связи с этим судами верно указано, что заказчик правомерно объединил в один предмет закупки несколько объектов ввиду одинакового вида работ (услуг) на различных объектах, что исключает нарушение пункта 79 Положения N 615 и статьи 17 Федерального закона N 135-ФЗ.
Кроме того, судами отмечено, что в Реестр квалифицированных подрядных организаций на территории Республики Башкортостан по предмету электронного аукциона, осуществляющих деятельность на рынке оказания услуг и (или) выполнения работ по ремонту или замене лифтового оборудования и лифтовых шахт включено 20 хозяйствующих субъектов. В спорном аукционе могут принять участие 7 хозяйствующих субъектов, включенных в названный реестр, имеющих 3-й уровень ответственности. При этом по состоянию на дату окончания срока подачи заявок, подано две заявки, что свидетельствует об отсутствии со стороны организатора аукциона нарушения запретов, установленных пунктом 79 Положения N 615 и статьи 17 Федерального закона N 135-ФЗ.
Сама по себе невозможность участия в закупке отдельных хозяйствующих субъектов, не отвечающих предъявленным заказчиком требованиям, в рассматриваемом случае не означает, что действия заказчика повлекли необоснованное ограничение конкуренции.
При таких обстоятельствах, оценив по правилам статьи 71 АПК РФ представленные в материалы дела доказательства в их взаимосвязи и совокупности, суды пришли к обоснованному выводу о наличии совокупности оснований для признания оспариваемого решения Управления недействительным. Поскольку оспариваемое предписание антимонопольного органа вынесено в отношении Фонда, не влияет на права и законные интересы в сфере экономической деятельности общества, суды правомерно отказали в удовлетворении требований о признании названного предписания недействительным.
Суд кассационной инстанции полагает, что все обстоятельства, имеющие существенное значение для дела, судами установлены, все доказательства исследованы и оценены в соответствии с требованиями главы 7 АПК РФ, доводы Управления, изложенные в кассационной жалобе, получили надлежащую правовую оценку в ходе рассмотрения материалов дела судами первой и апелляционной инстанций. Оснований для переоценки доказательств и сделанных на их основании выводов у суда кассационной инстанции не имеется (статья 286 АПК РФ).
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 АПК РФ основанием для отмены обжалуемых судебных актов, судом кассационной инстанции не выявлено.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 01.04.2021 по делу N А07-32808/2019 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.08.2021 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Е.О. Черкезов |
Судьи |
Н.Н. Суханова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Судами установлено и материалами дела подтверждено, что на объектах, указанных в документации и расположенных в пределах Республики Башкортостан, требовалось проведение одинакового комплекса работ по оказанию услуг и (или) выполнение работ по капитальному ремонту или замене лифтового оборудования, признанного непригодным для эксплуатации, ремонт лифтовых шахт в многоквартирных жилых домах, что соответствует требованиям пункта 78 Положения N 615 и не может быть признано необоснованным укрупнением состава работ и объектов.
В связи с этим судами верно указано, что заказчик правомерно объединил в один предмет закупки несколько объектов ввиду одинакового вида работ (услуг) на различных объектах, что исключает нарушение пункта 79 Положения N 615 и статьи 17 Федерального закона N 135-ФЗ.
Кроме того, судами отмечено, что в Реестр квалифицированных подрядных организаций на территории Республики Башкортостан по предмету электронного аукциона, осуществляющих деятельность на рынке оказания услуг и (или) выполнения работ по ремонту или замене лифтового оборудования и лифтовых шахт включено 20 хозяйствующих субъектов. В спорном аукционе могут принять участие 7 хозяйствующих субъектов, включенных в названный реестр, имеющих 3-й уровень ответственности. При этом по состоянию на дату окончания срока подачи заявок, подано две заявки, что свидетельствует об отсутствии со стороны организатора аукциона нарушения запретов, установленных пунктом 79 Положения N 615 и статьи 17 Федерального закона N 135-ФЗ."
Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 3 декабря 2021 г. N Ф09-8047/21 по делу N А07-32808/2019